На этом уроке мы познакомимся с творческой историей романа, его жанровыми и композиционными особенностями, с проблематикой романа и таким понятием, как «лишний человек».
- На этом уроке мы познакомимся с творческой историей романа, его жанровыми и композиционными особенностями, с проблематикой романа и таким понятием, как «лишний человек».
История создания
- Годы написания:
- 1838-1839 гг. (Предисловие написано в 1841 году)
- Годы опубликования: 1839-1840 гг.
- Впервые опубликованы:
- "Бэла" - в "Отечественных записках" (1839, т. 2, №3);
- "Фаталист" - в "Отечественных записках" (1839, т. 6, №11);
- "Тамань" - в "Отечественных записках" (1840, т. 8, №2);
- первое отдельное издание полностью - СПб., 1840.
Первый русский
реалистический психологический
роман в прозе
- Роман задуман как психологическое исследование человеческого характера – типического характера своей среды и эпохи.
- Об этом сказал сам Лермонтов: «История души
- человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…»
- Психологизм романа определяет его проблематику.
- Автора интересует загадка человеческой личности,
- проблема ее становления и развития, проблема поиска смысла жизни и
- определения своего предназначения.
- Лермонтова интересуют
- взаимоотношения человека с судьбой,
- его представления о вере и предопределении,
- о свободе и необходимости.
- Нравственные проблемы в романе
|
- Проблема смысла жизни и назначения человека
|
- Недовольный своей бесцельной жизнью, страстно жаждущий идеала, но не нашедший его, Печорин спрашивает себя: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»Он чувствует в себе «силы необъятные» и понимает, что назначение ему было высокое, но проявляет себя по преимуществу как злая сила, приносящая людям лишь страдания и несчастья: он погубил Бэлу, кровно обидел Максима Максимыча, нарушил семейный покой Веры, оскорбил Мери, убил на дуэли Грушницкого.
|
|
- Печорин считает, что человек счастлив, когда подчиняет своей воле все, что его окружает. Но чем больше он одерживает таких побед, тем глубже страдает сам.
|
- Нравственные проблемы в романе
|
- Проблема уважения к людям
|
- Уважение к миру, к людям начинается с самоуважения. Но человек, унижающий других, не уважает самого себя. Торжествуя над слабым, он чувствует себя сильным. По оценке Н.Добролюбова, Печорин, не зная, где применить свои силы, истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. «Зло порождает зло», - рассуждает герой. «Я иногда сам себя презираю!.. Не оттого ли я презираю других?» Печорин ощущает свою нравственную ущербность, он «сделался нравственным калекой».
|
- «Наполеоновская проблема»
|
- Это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым он судит окружающих, теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла. Поэтому Печорин не только несет несчастье другим, но и сам глубоко несчастен.
|
|
Своеобразие композиции:
её концентрическая структура
- Хронологический порядок частей
- Предисловие
- ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
- I. Бэла
- II. Максим Максимыч
- Журнал Печорина
- ЧАСТЬ ВТОРАЯ (Окончание журнала Печорина)
- II. Княжна Мери
- III. Фаталист
- Тамань
- Княжна Мери
- Бэла
- Фаталист
- Максим Максимыч
- Между событиями «Бэлы» и встречей Печорина с Максимом Максимычем (на глазах у рассказчика в «Максиме Максимыче») проходит пять лет.
- Главы этого романа расположены так, что события, описанные во второй части, предшествуют тем, о которых повествуется в первой. Если расположить повести в том порядке, в котором события происходили в жизни героя, то книга выглядела бы так:
- 1. Следуя на Кавказ к месту назначения, Печорин остановился в Тамани.
- 2. После участия в военной экспедиции Печорин едет на воды, живет в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого.
- 3. За участие в дуэли Печорина отправляют на «линию», в крепость на левом фланге, под начальство Максима Максимыча.
- 4. Из крепости Печорин отлучается на две недели в казачью станицу, где держит пари с Вуличем.
- 5. Через пять лет вышедший в отставку Печорин по дороге в Персию встречается во Владикавказе с Максимом Максимычем.
- 6. На обратном пути из Персии Печорин умирает («Предисловие» к «Журналу Печорина»).
- От хронологической последовательности автор отказался.
- Хронологический порядок событий ФАБУЛА
|
- Расположение повестей в романе
- СЮЖЕТ
|
|
- Печорин едет к месту назначения и останавливается в городишке Тамань.
- «Тамань»
|
- Предисловие ко всему роману.
- «Бэла»
|
- Чем загадочней герой, тем интереснее читателю. Печорин интересен и загадочен. Внимание читателя напряжено: он уже хочет найти ответы на многие вопросы.
|
- После военных действий на Кавказе, Печорин едет в Пятигорск.
- «Княжна Мери»
|
|
- Здесь Печорин показан не с лучшей стороны: он выказывает равнодушие и холодность к человеку, который простодушно им восхищается. Читатель готов осудить героя.
|
- После дуэли с Грушницким Печорина направили в крепость под начало Максима Максимыча.
- «Бэла»
|
- «Предисловие»
- к «Журналу Печорина».
- «Тамань»
|
- Наступает резкий поворот в повествовании: три следующие повести являются частями «Дневника Печорина», а в «Предисловии» к «Журналу Печорина» сообщается о смерти героя. Здесь Печорин рассказывает о себе сам, раскрывая причины своих поступков. В результате герой максимально приближается к читателю. Печорин оказывается личностью если и не положительной, то чрезвычайно самобытной, сложной, глубокой и противоречивой.
|
- Затем происходит история
- с Вуличем.
- «Фаталист»
|
|
|
- Через 5 лет Печорин встречается с Максимом Максимычем по дороге в Персию. «Максим Максимыч»
|
|
|
Вопросы:
- Как вы думаете, зачем писатель изменил порядок частей?
- В каком произведении Лермонтова нам встречался подобный прием?
- С какой целью М.Лермонтов передает повествование разным персонажам?
Художественная роль
концентрической композиции
- В центре всех пяти новелл - образ Печорина.
- Несколько сюжетных линий, в основе которых разные конфликты:
- интимные,
- психологические,
- нравственные,
- философские,
- конфликты характеров
- (Печорин и Бэла, Печорин и Мери, Печорин и Вера, Печорин и Вернер, Печорин и Грушницкий, Печорин и Максим Максимыч, Печорин и «водяное общество»).
- Эти сюжетные линии, различные по протяженности во времени, дополняются скрытым конфликтом (конфликт Печорина и «власть имущих», по воле которых он оказался на Кавказе, «правопорядок» которых герой не принимает).
- Соединение сюжетных линий образует полифоническую структуру романа. (В этом новаторство).
- Полифоническое построение романа дополняется разными повествованиями о Печорине, то есть главный герой характеризуется с разных позиций, включая и его исповедь, которую можно считать доминирующей.
Художественная роль концентрической композиции
Выводы.
- Выводы.
- Для изображения «истории души человеческой» Лермонтову пришлось прибегнуть к особой композиции романа, нарушающей хронологическую последовательность событий.
- Мы знакомимся с главным героем, слушая рассказ о нём Максима Максимыча, человека простого и не вникающего в душевные сложности другой личности. Затем видим портрет героя, описанный странствующим офицером. И только потом читаем дневник самого Печорина.
Раскрытие характера Печорина
Образ Печорина стал художественным открытием в русской литературе, за ним упрочилось название «лишний человек», что отразило процесс формирования общественного сознания
- Образ Печорина стал художественным открытием в русской литературе, за ним упрочилось название «лишний человек», что отразило процесс формирования общественного сознания
- в России.
«И какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?» («Тамань»)
- Сегодня мы продолжаем изучать роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
- Если первые две повести по жанру – путевые записки (повествователь отвечает: «Я пишу не повесть, а путевые записки»), то следующие повести – это дневник Печорина.
- Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может описывать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души. Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал… для себя», поэтому столь открыт в их описании.
Чтение и анализ предисловия к журналу
- Очень интересно Лермонтов начинает предисловие. Странная реакция на известие о смерти! Но, оказывается, обрадовался тому, что «оно давало мне право печатать эти записки». Здесь вымышленный автор больше похож на Лермонтова: он язвителен, умен, наблюдателен.
- Лермонтов решил объяснить своим современникам их самих, ничего не скрывая, не приукрашивая. Вот почему он говорит, что герой «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки». Печорин странен. Но странным в то время называли того, кто не таков, как все, необычен, непонятен, тот, у кого есть собственные мысли и чувства.
- В двух повестях Печорин показан извне, глазами других героев, теперь мы его увидели изнутри.
Прокомментируйте
- Вы видите человека с сильною волею, отважного, напрашивающего на бури и тревоги, чтобы занять себя чем-нибудь и наполнить бездонную пустоту своего духа, хотя бы и деятельностью без всякой цели. (В.Г.Белинский)
??
- Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке. Дайте оценку поведению Печорина в этой сцене.
- Почему Печорин называет контрабандистов «честными»? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?
Концепция «лишнего человека»: кто виноват в судьбе Печорина?
Своеобразие
идейно-художественного содержания романа
- Лермонтов погружается в исследование сложного духовного мира человека, чья мысль вечно бодрствует в стремлении познать истину и достичь абсолютного совершенств. Эта тяга к идеалу, к высшему совершенству при осознании несовершенства мира и человека есть удивительная, чисто лермонтовская трактовка основного романтического конфликта между несовершенством мира вообще и идеальными устремлениями личности.
- В этот внешний конфликт романтизма Лермонтов привнес глубочайший внутренний конфликт личности, постоянное противоборство разнонаправленных сил - сил добра и зла в душе человека.
-
Своеобразие
идейно-художественного содержания романа
- Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона:
- добро и зло находятся не вне человека, но внутри его, в его душе.
- Все внимание Лермонтова сконцентрировано на духовном пути героя.
Подумаем
- — Черты какого художественного метода — романтизма или реализма — присущи роману «Герой нашего времени»?
- — Возможно ли, чтобы в одном произведении прослеживались признаки как романтизма, так и реализма?
- Вспомним характерные признаки изображения действительности в романтических и реалистических произведениях.
- Для этого класс разбивается на сторонников или первой, или второй точки зрения, и девятиклассники высказываются в защиту своей позиции.
- Черты романтизма и реализма в романе
- «Герой нашего времени»
|
|
- Сходство с романтической поэмой и с романтической повестью — главными жанрами эпохи Лермонтова. Образ Печорина статичен, его характер не меняется. («Неужели я не тот же?» — говорит он Максиму Максимычу в сцене прощания.)
|
- Социально-историческая обусловленность образа Печорина, человека индивидуалистического века и дворянско-офицерской среды. Сильные и слабые стороны героя неотделимы друг от друга. Поэтому даже автор не знает, герой Печорин или злодей
|
- 2. Отсутствие последовательного и связного повествования от начала до конца и рассказа о происхождении и жизни героя от рождения до старости. Показаны лишь отдельные, яркие эпизоды из его жизни («вершинная композиция») вне хронологических пределов
|
- 2. Снятие напряжения с внешнего повествования. Внимание к внутренней жизни героя, к его размышлениям о нравственных и философских проблемах, к анализу собственных переживаний, мотивам поведения, что характерно для психологического романа
|
- 3. Наличие композиционного кольца, как в поэме «Мцыри». Герой замкнут в кругу, из которого невозможно вырваться, что подчеркивает полную безысходность судьбы Печорина, бесполезность его исканий
|
- 3. Абсолютная объективность повествования достигается путем сообщения героем истории своей души, присутствием нескольких рассказчиков и описанием в журнале Печорина мнения о нем других лиц
|
- 4. Печорин — личность исключительная, но он жертва века, зараженная индивидуализмом, как Арбенин в «Маскараде» и герои романтических поэм Пушкина
|
- 4. В романе есть герои, например Грушницкий, чей характер на протяжении повествования претерпевает эволюцию, меняется
|
- Вывод
- В современном лермонтоведении доказано, что роман «Герой нашего времени» сочетает в себе черты и романтического, и реалистического произведения.
Своеобразие романа
- «Герой нашего времени» — это социальный, философский и психологический роман, раскрывающий пороки потерянного поколения 30-х годов XIX века. Пониманию образа Печорина, выявлению и оценке основных черт его личности способствуют сюжетно-композиционные особенности романа.
- Роман сходен с романтической поэмой и романтической повестью. Его главный герой изображен в соответствии с принципами создания героев романтических произведений (отсутствие сведений о прошлом, изображение в моменты наивысшего напряжения, статичность образа, внутренняя жизнь героя глубока и не может быть раскрыта до конца).
Своеобразие романа
- Жизнь Печорина — это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер сложился и не меняется, не развивается. Главный принцип жизни героя — свобода, переходящая в индивидуализм.
- Печорин анализирует события своей жизни и подвергает самоанализу мотивы поведения. Аналитический склад ума — это и его достоинство, и слабость, ведущая к душевным травмам. Автор нигде не судит Печорина, не выносит ему приговора, Печорин сам судит себя.
- Характер Печорина не меняется, но смена рассказчиков создает восприятие личности Печорина с разных точек зрения. Концентрическая композиция романа символична. Она показывает бесполезность исканий главного героя.
Произведение М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» стало первым русским социально-психологическим и философским романом в прозе (1837 – 1840).
- Произведение М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» стало первым русским социально-психологическим и философским романом в прозе (1837 – 1840).
- Этот роман – новый взгляд на человека, его характер, открывающий в нем связь социально-психологического, физического и духовного начала.
- От лат. сompositio — составление, соединение, сложение
-
|
|
- Построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов. Определяется его содержанием, жанром и замыслом автора.
|
|
|
|
|
|
- Отражает естественную
- последовательность событий
|
- «Обыкновенная история» И. А. Гончарова
|
|
|
- События разворачивают в обратном
- хронологическом порядке
|
- «Легкое дыхание» И. А. Бунина
|
|
|
- Повторение начального фрагмента
- в конце текста
|
|
|
|
- Сюжетная спираль, повторение аналогичных событий по ходу развития действия
|
- «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова
|
|
|
- Повторение аналогичных действий
- персонажей по отношению друг к другу
|
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
|
Романтизм и реализм в русской литературе XIX века
- Основания для сопоставления
|
|
|
|
- Возник под влиянием немецкой и английской литературы в творчестве Жуковского, Батюшкова. Получил развитие после войны 1812 года в творчестве поэтов-декабристов, раннем творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя.
|
- Возник в 1820— 1830-е годы в творчестве Пушкина, развивался Лермонтовым и Гоголем. Вершиной русского реализма второй половины XIX века считаются романы Тургенева, Достоевского, Л. Толстого.
|
- Художественный мир, проблематика и пафос
|
- Изображение внутреннего мира человека, жизни его сердца. Напряженность чувств, разлад человека с действительностью. Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям. Романтическое двоемирие.
|
- Изображение жизни в жизнеподобных образах, стремление к глубинному познанию «обыкновенной» жизни, широкому охвату действительности в ее причинно-следственных связях. Социально-критический пафос в изображении действительности.
|
|
- Изображение исключительных, необыкновенных событий и героев.
- Отсутствие внимания к прошлому героев, статичность образов. Возвышение и идеализация героя, отчужденного от действительности.
|
- Изображение движения человеческой жизни, развития личности под влиянием общественной среды, динамичность образов. Действительность требует от героя причастности ей.
|
|
- Субъективность и эмоциональность авторского языка и стиля, эмоционально окрашенные лексика и синтаксис.
|
- Лаконичность стиля в реалистической прозе начала века и сложность языковых конструкций в прозе второй половины века, обусловленная изучением причинно-следственных связей в общественной жизни.
|
|
- Кризис романтизма начинается в 1840-е годы.
- Постепенно он уступает место реализму и сложно взаимодействует с ним.
|
- Во второй половине века усиливается критика общественной жизни, ширится освоение связей человека с его близким окружением, «микросредой», усиливается критический пафос изображения действительности.
|
Реализм и романтизм
- ПРАВДА И ПРАВДОПОДОБИЕ
- Реалист И. С. Тургенев в рассказе «Бирюк» изобразил то, что бывает или может быть в жизни. Романтик В. А. Жуковский в балладе «Светлана» изобразил то, чего не бывает в жизни или бывает только во сне. Поэтому иногда думают, что реализм в литературе — это изображение настоящей жизни, а романтизм — это «золотой обман», это приукрашивание жизни и героев. Словом, реализм — правда, а романтизм — нет.
- На самом деле все не так просто. И Жуковский, и Тургенев придумывают своих героев. Романтическое ли произведение, реалистическое ли — в основе их лежит вымысел.
- В повести «Портрет» романтика Н. В. Гоголя происходят невероятные, фантастические события. Но трагическая судьба художника, продавшего свой талант за деньги, за внешнее благополучие, — это жестокая правда. Борьба между служебным долгом и жалостью к человеку, которая идет в душе Бирюка, — тоже правда. Стремление романтического героя Мцыри к свободе, даже ценой жизни, — тоже правда.
- Дело в том, что мы иногда путаем понятия «правда» и «правдоподобие». Реалисты в своих произведениях часто стремятся к правдоподобию, чтобы было «как в жизни». Романтики часто не заботятся о внешнем правдоподобии и рисуют исключительные, фантастические события, необыкновенных героев. Но и романтик, и реалист стремятся сказать правду о человеке, о мире, в котором живут. И романтик и реалист в конце концов стремятся к одному — к добру, правде, красоте. Это идеал, которого нам всем не хватает в повседневной жизни. Вот почему в реалистическом произведении мы можем найти романтические черты, а романтик совсем не гнушается «грубой» действительностью.
- И в «Портрете» Гоголя, и в «Мцыри» Лермонтова, и в «Алых парусах» Грина мы находим правдоподобные картины обычной жизни. И Петербург XIX века, и грузинский монастырь, и деревня, где живет Ассоль, — вполне реалистичны.
- Что же делает эти произведения романтическими? Прежде всего — их главные герои.
- Заметьте, во многих реалистических произведениях мы находим романтические черты. Вы уже знаете, что романтизм и реализм могут встретиться в творчестве одного писателя и даже в одном произведении. Например, «Бирюк» И. С. Тургенева — реалистическое произведение, в нем изображены реальные, встречающиеся в обычной жизни люди, реальная обстановка. Ничего выдающегося здесь, кажется, нет. Обычен и лесник Фома по прозвищу Бирюк. Он подневольный человек, такими и были крепостные крестьяне того времени. Он честно делает свою работу, выполняет свой служебный долг. Фома — вполне реалистический характер. Но есть в этом герое и что-то романтическое. Он — сильная личность. В нем есть какая-то загадочность. А главное — он способен на неожиданный (даже для себя) поступок. Такая необычность и придает реалистическому герою романтический оттенок. Романтическое и реалистическое уживаются в одном литературном герое.
- Причина в том, что идеал автора всегда выше жизни и автор никогда ею не удовлетворен. В этом смысле любой писатель — романтик, который не согласен со злом и несправедливостью жизни. Но, не соглашаясь, писатель-реалист принимает жизнь такой, как она есть, с ее красотой и безобразием, правдой и ложью, злом и добром, неволей и свободой. Романтик стремится противопоставить этой жизни — другую, созданную его воображением. Для него важно показать жизнь не такой, как она есть, а такой, как он ее понимает. Лучше или хуже — но другой.
- Как вы поняли, что такое реализм в литературе?
- В чем отличие реализма от романтизма?
- Можно ли противопоставлять романтизм и реализм?
Суммируя множество определений романтизма,
попробуем создать его «портрет»,
используя лаконичные штрихи-характеристики.
- Отличительные черты романтизма:
- — накал эмоций и страстей;
- — выразительность формы, богатая цветовая гамма;
- — крайний индивидуализм;
- — господство воображения («королевой способностей» называл его Шарль Бодлер);
- — стремление к преобразованию вещей, к освобождению от всего тривиального;
- — зачастую помыслы художников обращены к далеким временам и культурам, что объясняет частые фантастические и демонические темы их произведений;
- — у романтиков рождается миф о «гении» — художнике, творящем по божественному наитию;
- — все это и определило главного героя романтизма — свободная творческая личность, обреченная на одиночество и непонимание.
- Строгий классицист Гете говорил: «Классическое значит здоровое; романтическое значит больное». Вы согласны с этим мнением?
Использовано:
- Презентация к изучению романа Фищевой Н.С. МОУ ОСШ №3 г. Нягань ХМАО-Югра 2010
- Презентация учителя русского языка и литературы Маджидовой Эргашхон Джабаровны, ЛГ МБОУ «СОШ №3» г.Лангепас ХМАО-Югра
- Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. В. Беляева, О. А. Ерёмина. — 2-е изд.— M. : Просвещение, 2011. — 384 c.
- В мире литературы. 8 кл. : учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / авт.-сост. А. Г. Кутузов, А. К. Киселёв, Е. С. Романичева и др. ; под ред. А. Г. Кутузова. — 11-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, — 477, [3] с. : ил.
- Другие материалы
- Подготовила Бурмистрова Р.А.