Научно-исследовательская работа "Образ Бабы Яги в русских народных сказках" 3 класс

1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Цнинская средняя общеобразовательная школа №
Научно-исследовательская работа
Образ Бабы Яги в русских народных сказках
Предмет: литературное чтение
Выполнил: Попов Кирилл Романович,
ученик 3 класса «З»
Руководитель: Немтинова Надежда Семеновна,
учитель начальных классов
2019
2
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………...3
2. Основная часть
2.1. Значение имени Баба Яга……………………………………………….…4
2.2. Анализ русских народных сказок…………………………………………4-6
2.3. Анализ труда В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки»...6
2.4. Анкетирование обучающихся 3 «З» класса филиала МБОУ «Цнинская
СОШ №2» в с. Бокино…………………………………………………………..6-7
2.5. Подготовка мини-выставки «Загадочный образ Бабы Яги»…………….7
3. Заключение
3.1. Результаты исследования……………………………………………….......7
3.2. Выводы по исследованию…………………………………………………...7
4. Библиографический список…………………………………………………...7-8
3
1. Введение
В моей семье очень любят сказки. Мои родители считают, что именно
сказки воспитывают в человеке лучшие качества: доброту, чувство
ответственности, умение помогать.
Как правило, во всех сказках осуществлено четкое деление на
положительных и отрицательных героев, поэтому зачастую легко определить,
чьи поступки являются примером и образцом, а чьи повторять лучше не стоит.
Но как же быть с Бабой-Ягой? С одной стороны, она – злая (стоит только
вспомнить ее угрозы), с другой – добрая (помогает в замысловатых ситуациях).
Яркая неоднозначность этого образа натолкнула меня на мысль об
исследовании.
Цель моей работы: изучить образ Бабы-Яги в русских народных
сказках, дать характеристику этому образу.
В ходе исследования мною были поставлены следующие задачи:
1) выяснить значение имени Баба Яга;
2) выделить ряд русских народных сказок с участием Бабы Яги и
проанализировать портреты, поведение Бабы Яги в них;
3) выявить, в каких отношениях она находится с окружающим миром;
4) выяснить отношение детей к Бабе Яге как к персонажу русской
народной сказки;
5) составить творческие задания, связанные с этим образом, и
проанализировать их.
Гипотеза моей работы: Баба Яга – образ, сочетающий в себе
одновременно доброе и злое начала.
В исследовании я использовал такие методы, как изучение и
обобщение, анкетирование, сравнение, эксперимент, анализ, интервью.
Теоретическая значимость моей работы заключается в получении
новых знаний в области литературоведения.
Практическая значимость состоит в возможности использования
материала при подготовке мероприятий по литературе различного вида и
уровня.
Актуальность исследования обоснована поднятием темы колоритности
образа Бабы-Яги, возрождением интереса к русским народным традициям (в
частности – исконным литературным персонажам).
4
2. Основная часть
2.1. Значение имени Баба Яга
Религиозный философ, поэт, учёный Павел Александрович Флоренский
считал, что «имена выражают природу вещей». Для того, чтобы выяснить, что
же означает имя Баба Яга, я воспользовался Этимологическим словарем
русского языка Макса Фасмера, лингвиста и лексикографа (Приложение 1).
Интересно, что в разных языках «Яга» имеет сходное значение. Так, в
украинском и болгарском языках это «ведьма, волосатая гусеница», в
сербохорватском «ужас», в словенском «гнев», в албанском «горечь,
досада».
Также было решено обратиться к Толковому словарю великорусского
языка Владимира Ивановича Даля, писателя, этнографа и лексикографа. В
словаре зафиксирован глагол «ягать», который обозначает «кричать, шуметь,
бушевать, браниться, вздорить, ругаться». Также в словаре указано слово
«ягарма», которое трактуется как «наглая, бранчивая женщина».
Таким образом, слово «Яга» или родственные с ним слова указывают на
колдовство, негативные эмоции, а также на вздор, шум, брань и наглость.
2.2. Анализ русских народных сказок
Во время исследования мне потребовались литературные источники -
произведения, где фигурирует Баба Яга. Для этого мною в библиотеке филиала
МБОУ «Цнинская СОШ №2» в с. Бокино при руководстве моего учителя был
выбрано 8 волшебных сказок из Сборника народных русских сказок этнографа
и фольклориста Александра Николаевича Афанасьева (Приложение 2).
Результаты исследования были помещены в таблицу.
Название
сказки
Место
обитания
Внешний вид
Служащие
Животные,
волшебные
вещи
Отрицательный или
положительный
персонаж
«Гуси лебеди»
«...стоит
избушка на
курьей
ножке,
с одним
окошком,
вокруг себя
поворачивае
«...морда
жилиная, нога
глиняная»,
Мышка,
гуси-лебеди,
Золотые
яблочки,
молочные
реки.
Отрицательный,
забирает детей, чтобы
съесть.
5
тся»
«Заколдованна
я королева»
Три Бабы
Яги. «Стоит
избушка,
а дальше
тьма
кромешная».
Баба Яга-
костяная нога,
старая,
беззубая»
Ковер-
самолет,
сапоги-
скороходы,
шапка
невидимка
Положительный,
осуществила помощь в
поиске королевы
«Марья
Моревна»
«За
тридевять
земель,
в тридесято
м царстве, за
огненной
рекой стоит
дом её»
«Во весь дух
скачет на
железной
ступе»
Кони,
волшебный
платочек
Отрицательный,
собиралась расправиться
с Иваном Царевичем
«Финист-
ясный сокол»
«Стоит
избушка на
поляне на
курьих
ножках
вертится»
Три Бабы
Яги. «Сама
черная, а во
рту клык
торчит».
Кот, серый
волк, собака
Золотое
яичко,
блюдечко,
пяльцы,
золотая игла
Положительный, все
трое осуществили
помощь в поиске
Марьюшки
«Иван-
царевич
и Белый
Полянин»
«В глубокой
пропасти
под землей»
Баба Яга
золотая нога
Волшебная
игла, шило
Отрицательный,
вступала в бой
с богатырями
Сказка
о молодиль
ных яблочках
и живой воде»
«Избушка на
курьей
ножке об
одном
окошке
-
Кони
Молодиль-
ные яблоки,
живая вода
Положительный, дала
совет, помогающий в
поиске воды и яблок.
«Поди, туда
не знаю куда,
принеси, то не
знаю что»
«Избушка на
курьих
ножках»
«Седая
старуха сидит
кудель
прядет»
Лягушка
Волшебный
клубок,
дубинка,
топор, дудка
Положительный,
помогла Андрею-
стрельцу.
«Царевна
лягушка»
«Стоит
избушка на
курьих
ножках,
кругом себя
«…зубы на
полке, а нос
в потолок
врос»
Волшебный
клубок
Положительный, дает
совет, помогающий
победить Кощея
6
поворачивая
»
Итак, из полученных результатов исследования мы видим, что Баба Яга
предстает перед нами в положительном и отрицательном воплощениях. Как
положительный образ, она помогает, советует, дарит, как отрицательный –
крадет детей, борется с богатырями. Кроме того, во многих сказках ей
оказываются подвластны животные, наделенные рядом функций. У Бабы Яги
есть и волшебные предметы, которые помогают ей осуществлять колдовство.
Из этого можно сделать вывод, что Баба Яга ведает судьбой, может даже
управлять ею.
2.3. Анализ труда В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной
сказки»
Для того, чтобы убедиться в верности суждений, мною был взят труд
советского филолога, фольклориста, профессора Ленинградского университета
Владимира Яковлевича Проппа «Исторические корни волшебной сказки»
(Приложение 3, Приложение 4).
В главе III «Таинственный лес», части 2 «Типы Яги» автор отмечает, что
данный образ неоднозначен. Можно выделить три разновидности: Яга-
дарительница, «к которой приходит герой. Она его выспрашивает, от нее он
(или героиня) получает коня, богатые дары и т. д.», Яга-похитительница («Она
похищает детей и пытается их изжарить, после чего следует бегство и
спасение»), Яга-воительница («Она прилетает к героям в избушку»).
Также следует подчеркнуть, что в той же главе, части 1 «Дальнейшая
композиция сказки. Получение волшебного средства» Владимир Яковлевич
Пропп акцентирует, что именно Баба Яга – «классическая форма дарителя».
Следовательно, считать Бабу Ягу исключительно отрицательным образом
несправедливо.
2.4. Анкетирование обучающихся 3 «З» класса
филиала МБОУ «Цнинская СОШ №2» в с. Бокино
В ходе исследования мною был проведено анкетирование на тему
восприятия образа Бабы Яги в сознании. Анкетирование осуществлялось среди
моих одноклассников – обучающихся 3 «З» класса (Приложение 5). Такая
возрастная категория была выбрана не случайно: в возрасте 9-ти лет дети
наиболее подвержены влиянию сказок, но при этом уже владеют достаточно
хорошим анализом персонажей, их поступков, знают многие произведения. В
7
анкетировании участвовало 20 человек. Прилагаю вопросы, ответы и
результаты анкетирования (Приложение 6).
Из результатов проведенного анкетирования мы видим, что все
опрашиваемые обучающиеся знакомы с образом Бабы Яги, причем сказки, в
которых фигурирует данный образ, интересны всем. Характеризуя поступки
Бабы Яги, большинство обучающихся пришло к выводу, что действия Бабы Яги
разнообразны. Сторонники противоположных точек зрения разделились
пополам. По данным анкетирования, решение подготовить мини-выставку о
Бабе Яге стало единогласным.
2.5. Подготовка мини-выставки «Загадочный образ Бабы Яги»
В кабинете нашего класса было решено отвести место под
мини-выставку (Приложение 7). Мои одноклассники подготовили рисунки
(Приложение 8). На большинстве рисунков Баба Яга представлена традиционно
с метлой и ступой. Также было изображено жилище Бабы Яги – избушка на
курьих ножках. Примечательно, что было изображение Бабы Яги с гармонью в
руках, что говорит о музыкальности этого образа.
3. Заключение
3.1. Результаты исследования
Итак, образ Бабы Яги исследован. Поставленные цель и задачи моей
работы выполнены.
Гипотеза моей работы подтвердилась. Баба Яга , несмотря на корни ее
имени, – это образ, сочетающий в себе одновременно два разных начала
доброе и злое. Это подтверждают приведенный мною анализ различных
народных сказок, исследований Владимира Яковлевича Проппа, а также
проведённое анкетирование среди обучающихся и выставка рисунков,
показывающие двойственность этого образа.
3.2. Выводы по исследованию
Завершив исследование, я понял, что мир русских народных сказок
удивителен и многогранен. Один и тот же образ может иметь несколько
трактовок. В понимании этого помогают труды различных ученых, а также
методы анализа и опроса.
8
4. Библиографический список
1. Народные русские сказки/А.Н. Афанасьев - М.: Наука, 1984.
2. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп - СПб. : Изд-во
С.-Петерб. ун-та, 1996.
3. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. /
Перевод и дополнения О. Н. Трубачёва. 4-е изд., стереотип. М.: Астрель ,
2004.
4. Толковый словарь живого великорусского языка : В 4 т. / В. Даль. -
Репр. воспроизв. изд. 1912-1914. - М. : Цитадель, 1998.
5. Е. А. Грушко, Ю. М. Медведев. Энциклопедия славянской
мифологии М: Астрель, 1996
9
Приложение 1.
10
Приложение 2.
Приложение 3.
11
Приложение 4.
Приложение 5.
12
Приложение 6.
Знакомы ли вы с образом Бабы Яги?
Да – 20 чел. (100%)
Нет – 0 чел. (0%)
Нравятся ли вам сказки, в которых присутствует Баба Яга?
Да – 20 чел. (100%)
Нет – 0 чел. (0%)
Как вы думаете, каковы поступки Бабы Яги?
Всегда хорошие – 3 чел. (15%)
Бывают как хорошими, так и плохими – 14 чел. (70%)
Всегда плохие – 3 чел. (15%)
Хотели бы вы подготовить мини-выставку «Загадочный образ Бабы Яги»?
Да – 20 чел. (100%)
Нет – 0 чел. (0%)
Приложение 7.
13
Приложение 8.