Конспект урока "Трагическая судьба героини в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор""

Конспект открытого урока по теме «Трагическая судьба
героини в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор"»
Цели:
Чтение и анализ художественного текста, выявление авторской позиции через
раскрытие образа главной героини рассказа.
Пробуждение творческого потенциала учащихся (через побуждение их к
размышлениям, осмыслению прочитанного, обмену мнениями).
Проведение творческой работы, отражающей степень осмысления художественного
текста.
Расширение представлений учащихся о А.Солженицыне – писателе, публицисте,
историке; развитие потребности в чтении, воспитание чувства сопереживания,
уважения к людям труда и правды.
Оборудование: медиопрезентация, портрет А.Солженицына, картины художников о
русской деревне, эпиграфы, определения, рисунки.
1. Вступление
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы еще раз будем говорить о рассказе А. И.
Солженицына «Матренин двор». Мы будем анализировать образ главной героини и
попытаемся ответить на сложные философские вопросы о смысле человеческой
жизни. Я желаю вам успехов. Я надеюсь, что эта тема будет вам очень интересна и
каждый из вас проявит свои способности и получит хорошие оценки.
2. Актуализация знаний
“Жизнь и творчество А.И.Солженицына”.
Детство и юность будущего писателя.
Учитель
- Со стороны отца Солженицына происходит из старинной крестьянской семьи. Отец
Исаакий Семенович получил университетское образование. Семья матери была
богатой, дед Солженицына дал своей дочери Таисии Захаровне прекрасное воспитание
и образование.
Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 года (исполнилось 89лет), а за 6
месяц до рождения сына при странных обстоятельствах на охоте погибает его отец.
Поэтому воспитанием Солженицын занимается мать, дедушка и бабушка.
Детство писателя было похоже на детство всех советских детей: учился в обычной
школе, был старостой класса, любил футбол, посещал театр. В 1936 году поступил на
физико-математический факультет Ростовского университета. На 1 курсе знакомится с
Натальей Решетовской, ставшей его женой в 1940году.
На фронтах ВОВ.
Учитель
- В 1941 году Солженицын оканчивает университет в
Ростове и 18 октября уходит на фронт, сначала простым
солдатом, а после окончания офицерской школы
становится лейтенантом. С 1941-1945гг. Солженицын
командует артиллерийской батареей в одном из
сражений, выводит ее из окружения, за что
Солженицын был представлен к ордену Красного
знамени. Вместо награды Солженицын арестовывают. В 1945году его переписка с
другом Николаевым Виткевичем попадает под надзор контрразведки. Они, критикуя
политическую обстановку в стране и шифруясь, называют Ленина “Вовкой”, а
Сталина - “Паханом”
Арест и лагерь
Учитель
- Капитан Солженицын был разжалован. За 3 месяца до победы его арестовывают и 27
июля осуждают на 8 лет исправительных трудовых лагерей. Затем последовала
Бутырская тюрьма, кирпичный завод в Ново – Иерусалиме, Мардоинская спецтюрьма,
лагерь в Экибастузе. Именно в это время Солженицын узнает, что у него обнаружили
раковую опухоль.
Освобождение. Жизнь в ссылке.
Учитель
- После смерти Сталина в 1953 году С. выходит из лагеря на “вечное
ссыльнопоселение” в акул Кок Терек Джамбульской области. Эта “вечность”
поселения длилась 3 года: в 1956 году Солженицын реабилитирован и работает
учителем сельской школы во Владимирской области. Именно с этим периодом жизни
связан рассказ Солженицын “Матренин двор”. В 1957 году состоялся переезд в Рязань,
где он работает в школе и пишет “В круге первом”.
Именно в этот период снова о себе дает знать грозное заболевание. Солженицын
борется с болезнью различными методами и излечивается от него. С этого времени
Солженицын становится верующим человеком.
Взаимоотношения с государственной властью. Выдворение из страны.
Учитель
- В конце 50 в начале 60-х гг. публикуется несколько рассказов, среди них “Один
день”. Вслед за публикацией рассказа Солженицына принимают в союз писателей. С
этого момента начинаются творческий подъем писателя.
В 1967 году на открытии съезда союзов писателей Солженицын выступает о вреде
цензуры. Многим это не понравилось, именно с тех пор, с мая 1967 года начинается
открытая и беспощадная борьба Солженицына и Советской власти. Его исключают из
союза писателей. Чтобы не осудили за тунеядство. Ростропович берет Солженицына
работать дворником на дачу, а 1970 году советскому дворнику присуждают
Нобелевскую премию. В 1973 году в Париже выходит “Архипелаг ГУЛАГ”. Это
вызвало бурю возмущений в Советской печати
13февраля 1974 года Солженицына арестовали, лишили советского гражданства и
выдворили за пределы Советского союза, в Германию. С этого момента начинается
жизнь в изгнании.
Возвращение на родину.
Учитель
- Но все это время Солженицын мечтает вернуться на родину. “Я не теряю надежды
при жизни вернуться. Но это не будет возможно до напечатания в России моих
главных книг. Я не могу вернуться как бы немым”.
Главные книги Солженицына увидели свет, и Солженицын вернулся в Россию. В 1989
году отменили решение об исключении из Союза писателей. В 1994 году Солженицын
вернулся на Родину. Солженицын и сейчас живет под Москвой, имеет свою точку
зрения на события, происходящие в России, Солженицын не примыкает ни к “левым”,
ни к “правым”.
3. Знакомство с историей создания рассказа
Учитель
- О писателе судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына,
вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставят рассказ “Матренин двор”. Его
называют “блистательным”, “подлинно гениальным произведением”. “Рассказ
правдив”, “рассказ талантлив”, отмечалось в критике. Путь писателя, озабоченного
правдой, который избрал Солженицын, требовал не только бесстрашия - это был и
самый трудный творческий путь.
Большая судьба оказалась у рассказа “ Матренин двор”, который как бы продолжает
лесковские повествования о русских праведниках.
Лесковский герой, очарованный странник, Иван Флягин – один из тех праведных, без
которых “несть граду стояния”. С его судьбой мы познакомились в прошлом году на
уроках по творчеству Николая Лескова; переживая его судьбу, мы пришли к выводу,
что именно он является одним из праведников земли Русской.
Рассказ “Матренин двор” имел исходное название “Не стоит село без праведника”.
Такое нейтральное название предложил А. Твардовский ради публикации.
Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны
Захаровой и смерть ее воспроизведены как были. Истинное название деревни -
Мильцево, Курловского района, Владимирской области.
4. Работа с текстом по вопросам и заданиям.
1. Как изображается дом героини в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин
двор»?
«Дом… с четырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сторону,
крытый щепью, на два ската и украшенным под теремок чердачным
окошком. Дом не низкий – восемнадцать венцов. Однако изгнивала
щепа, посерели от старости брёвна сруба и ворота, когда-то могучие,
и проредилась их обвершка. Дворик не был крыт, но в доме многое было
под одной связью. За входной дверью внутренние ступеньки поднимались
на просторные мосты, высоко осененные крышей. Налево ещё ступеньки
вели вверх в горницу – отдельный сруб без печи, и ступеньки вниз, в
подклеть. А направо шла сама изба, с чердаком и подпольем».
2. А теперь посмотрим, какие предметы быта связаны с духовным миром
героини?
«Просторная изба и особенно лучшая приоконная её часть была
установлена по табуреткам и лавкам – горшками и кадками
с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но
живой толпой. Они разрослись привольно, забирая небогатый
свет северной стороны». «Жили в избе ещё – кошка, мыши и тараканы… Кошка была
немолода, а главное колченога. Она из жалости была Матрёной подобрана и
прижилась».
3. Как вы думаете, что являлось испокон веков центром человеческого, жилого,
пространства?
Русская печь, которая «пришла к нашим предкам из самого
каменного века, что, протопленная раз на досветьи, весь день
хранит в себе тёплыми корм и пойло для скота, пищу и воду
для человека. И спать тепло». А значит, она способна не
только согреть, но и утешить. Ведь когда-то человека, убитого
горем, подводили к печке и говорили: «Печка – матушка,
возьми с раба (рабы) Божьего тоску и кручинушку», то есть печь
являлась «солнцем» внутреннего, домашнего пространства. Мы читаем в рассказе о
Матрене: «Она лежала на русской печи, тут же, у входа, накрытая неопределённым
тёмным тряпьём».
5. Анализ произведения (анализ пролога и 1 главы)
О Матрене Васильевне мы узнаем из рассказа героя - повествователя, единственного
человека, понявшего и принявшего Матрену. Повествователь близок автору, однако не
равен ему. Автор намеренно подчеркивает это дистанцирование от героя-рассказчика,
давая ему “имя -отчество” Игнатич.
- Что узнаем мы о нем из пролога?
- Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство читателей с
Матреной?
(Матрена не входит в число “претендентов”, могущих пустить к себе в дом
постояльца; мысль зайти к Матрене появляется у женщины, водящей Игнатича по
селу, в самую последнюю очередь: “Ну, разве что к Матрене зайдем... Только у нее не
так уборно, в запущи она живет...” Не такой, как у всех, и дом Матрены - весь быт ее
тоже как бы помечен печатью “странности”. Описание избы.)
- Хочет ли Матрена заполучить такого “выгодного” постояльца?
Подтвердите свой ответ цитатой из текста.
Да, для жителей села она - никудышная хозяйка, не имеющая возможности хорошо
принять гостя в своем запущенном доме, герой-повествователь вдруг чувствует,
что эта жизнь внутренне близка ему - и остается жить у Матрены.
- Как проходит обычный день у Матрены?
- Какую историю “колотной житенки” Матрены поведал нам автор-рассказчик?
(Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая
любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику
посильный труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который
выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и
поддержки.)
- Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?
Подтвердите свой ответ примерами из текста.
(Но - удивительное дело! - не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе
расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная
улыбка просветляет ее лицо.)
- Какое было у нее верное средство вернуть себе доброе расположение духа?
“Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа –
работа”.
- Как относится Матрена к работе?
Не так, как все, относится Матрена к работе: для нее это понятие синонимично
радости, отдыху, лекарству от всех недугов.
- Как используют ее труд окружающие люди?
Бескорыстно помогает она соседкам, искренне восхищаясь размерами чужой
картошки.
“Сердилась Матрена на кого-то невидимого”, но зла на колхоз не держала. Более того
- по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за
работу.
Все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что
не просят прийти, а просто констатируют факт: “Товарищ Григорьева! Надо будет
помочь колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить! И вилы свои бери!”, “Завтра,
Матрена, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать”.
Никогда не была ей работа в тягость, “ни труда, ни добра своего не жалела Матрена
никогда”. И бессовестно пользовались все окружающие Матрениным бескорыстием.
- А что такое бескорыстие
Бескорыстный - чуждый корыстных интересов. Корысть - выгода, материальная
польза.
- Как относятся к Матрене окружающие ее люди?
Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет
просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на
других бесплатно работающая. Золовка, признававшая за Матреной простоту и
сердечность, говорила об этом “с презрительным сожалением”. Нещадно пользовались
все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это.
- Были ли в жизни Матрены минуты радости?
Вывод: Матрена Васильевна, кроме своей доброты и совести, не накопила других
богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности.
2 глава
- Прочитайте начало 2 главки и ответьте на вопрос: какие отношения сложились
между Матреной и рассказчиком?
(Рассказчик и Матрена живут настоящим, не бередят прошлого друг друга, не
расспрашивают о нем.)
- Найдите и прочитайте описание внешности Фаддея?
- Что разрушает эту тишину, привычный устой их взаимоотношений?
- На что акцентирует внимание читателя автор? Какой “говорящий” эпитет
характеризует этого героя?
(Солженицын виртуозно описывает внешность персонажа одним-единственным
прилагательным “черный” - употребил его 6 раз подряд! И каждый раз оно
воспринимается как новый изысканный эпитет.)
Вывод: Приход Фаддея разрушает эту тишину, привычность, устойчивость
настоящего, прошлое внезапно напоминает о себе.
Горячее, незабытое, оно, оказывается, не исчезало, просто притаилось до срока. И срок
пришел. Прошлое неожиданно осветило всю жизнь Матрены новым, трагическим
светом. Перед нами появляется другая, еще не знакомая нам Матрена. Она, кажется,
меняется даже чисто внешне: “Я откинулся - и в первый раз совсем по-новому увидел
Матрену...” Именно в этот вечер Матрена полностью раскрывается перед Игнатичем.
6. Инсценирование эпизода “Рассказ о прошлом”
Рассказывая о своем прошлом, Матрена как бы заново переживает эти события.
“Так в тот вечер открылась мне Матрена сполна. И как это бывает, связь и смысл ее
жизни, едва став мне видимыми, - в тех же днях пришли и в движение”.
- Что изменило обычный образ жизни Матрены?
- Почему Матрене тяжело решиться отдать своей воспитаннице завещанную горницу
при жизни?
- Почему “не спит она две ночи”, думая о горнице? Жалко ли ей горницы? Свой ответ
подтвердите цитатой из текста.
Матрене не жалко саму горницу; ломка дома воспринимается ею как ломка всей ее
жизни.
- Почему читатель верит ей?
- Почему он чувствует, что события действительно закончатся трагически?
- Где автор уже успел подготовить нас именно к такому финалу?
- Попробуйте, ребята, поискать эти авторские “подножки”, подставленные читателю.
(Вспомните загадочное начало рассказа - о поездах, сбавляющих по непонятным
причинам ход на одном из железнодорожных переездов; страх Матрены перед
поездом; пропажу святой воды (плохое предзнаменование!) на Богоявление;
исчезновение колченогой кошки.)
- Зачем Матрена бросается вдогонку за санями?
- Как автор показывает нам тревогу за Матрену, ощущение того, что случится беда?
- Что поведала нам подруга Маша о последних минутах жизни Матрены, о
произошедшей трагедии на переезде?
Учитель
- Вот и не стало Матрены. “Убит родной человек”, - не скрывает своего горя герой-
рассказчик.
- Проследим за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены.
- Кто из них искренне переживает смерть Матрены, горечь ее утраты?
Вывод: Людей, действительно искренне переживающих смерть Матрены, очень мало -
близкая подруга, “вторая” Матрена и воспитанница Кира.
Все остальные лишь изображают горе, за текстом их плачей и причитаний явственно
ощущается желание заполучить наиболее выгодную часть наследства. Фаддей вообще
не приходит на похороны - он занят спасением горницы. И оказалось, что уходит
Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная.
Учитель
- Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных
интересов не преследующий, тем не менее, так до конца ее и не понял. И лишь смерть
раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.
И рассказ - это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную
слепоту всех окружающих, включая и его самого.
Он преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно
безответным, беззащитным, придавленным всей господствующей системой. С уходом
Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…
7. Выразительное чтение финала рассказа
- Как вы, ребята, понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними?
- В чем смысл слова “праведник”?
Праведник - это человек с чистой совестью и душой. (В. Даль “Толковый словарь
живого великорусского языка”.)
Праведник - праведно живущий; во всем по закону Божью поступающий, безгрешник.
(С. Ожегов “Толковый словарь русского языка”.)
Праведник
1. У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.
2. Человек, ни в чем не погрешающий против нравственности.
Учитель
- В статье “Раскаяние и самоограничение” Солженицын обозначит некую меру
праведности, непрерывно возрастающую в одних и недоступную другим:
“Есть такие прирожденные ангелы - они как будто невесомы, они скользят как бы
поверх этой жизни (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не
утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не
десятеро и не сто на Россию, - это - праведники, мы их видели, удивлялись (“
чудаки”), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они
располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину”.
Солженицын помог нам увидеть в простой русской женщине великую душу, увидеть
праведницу.
- Попробуйте, ребята, нарисовать словесный портрет Матрены?
Автор не дает нам точного описания внешности своей героини. Лишь одна портретная
деталь постоянно подчеркивается автором - “лучезарная”, “добрая”, “извиняющаяся”
улыбка Матрены.
Тем не менее к концу рассказа читатель представляет облик героини.
Много раз Александр Исаевич пытался заснять Матрену непринужденной,
улыбающейся, но ничего не получалось. “Увидев на себе холодный взгляд объектива,
Матрена принимала выражение или натянутое, или повышенно-суровое. Раз только
запечатлел я, как она улыбается чему-то, глядя в окошко на улицу”.
Фотография эта сохранилась. Глядя на нее, испытываешь какое-то тревожное чувство
узнавания. Это простое, доброе, русское лицо, знакомое, кажется, до последней
черточки. Именно такой и могла быть Матрена из рассказа, с неловкой, словно
неумелой, улыбкой, мудрыми, спокойными глазами, с какой-то удивительно
естественностью, подлинностью, что озаряется на лице - или лике? - светом, идущим
откуда-то из глубины, из души.
“У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей”.
Лучше Солженицына не скажешь. И в этом, наверное, есть главная загадка ее лица - в
нем Совесть.
Матрена, единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь
трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю
свободу.
По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, Матрена
сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой “двор”.
- В чем по-вашему, ребята, заключается смысл заглавия рассказа “Матренин двор”?
Вывод: Матренин двор - это есть Матренин мир - особый мир праведника. Мир
духовности, добра, милосердия, о котором писали еще Ф.М. Достоевский и Л.Н.
Толстой.
- С гибелью Матрены рушится ли этот мир?
- Кто сможет защитить “Матренин двор”?
( Этот вопрос сложный, он еще раз возвращает нас к переосмыслению нашего
разговора о смысле жизни.)
- Как вы думаете, ребята, нужны ли такие праведники в нашей жизни?
- Возможно ли праведничество в нашей жизни и знаете ли вы людей, которых можно
назвать праведниками?
Слово учителя
- Ныне, когда взаимная ненависть, озлобление, отчуждение достигли ужасающих
размеров, сама мысль о том, что в наше неспокойное время возможны подобные люди,
покажется некоторым абсурдной.
Тем не менее это так. И я никогда не соглашусь с утверждением, что русский человек
за последние десятилетия нравственно выродился и совершенно утратил присущую
ему некогда духовную самобытность.
Не соглашусь, прежде всего, потому, что убеждена: никакие самые страшные
потрясения не могут за столь короткий исторический срок полностью уничтожить
духовность народа, изуродовать, извратить - да, но не уничтожить.
Да к тому же если бы это было так, то разве сохранились бы в нашей литературе
странные люди, блаженные, праведники, не подмятые, не сломленные ни системой, ни
идеологией?
Вывод: Жизнь и судьба каждого из них являются для нас настоящими уроками жизни
- уроками добра, совести и человечности.
Послушаем прекрасное стихотворение Булата Окуджавы (читает ученица.)
В нашей жизни, прекрасной и странной,
и короткой, как росчерк пера,
над дымящейся свежею раной призадуматься, право, пора.
Призадуматься и присмотреться,
поразмыслить, покуда живой,
что там кроется в сумерках сердца,
в самой черной его кладовой.
Пусть твердят, что дела твои плохи,
но пора научиться, пора
не вымаливать жалкие крохи
милосердия, правды, добра.
Но пред ликом суровой эпохи,
что по-своему тоже права,
не выжуливать жалкие крохи,
а творить,
засучив рукава.
8.Итог
- Действительно, добро требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души,
добротворчества.
Матрена, героиня Солженицына, не преследует никаких личных целей, не ждет ни
вознаграждений, ни благодарности, а совершает добро по внутренней потребности,
потому что не может иначе. Она как бы излучает чистый свет добра.
Доброта творится человеком в человеке и человеком в самом себе.
И знаете, к какой мысли я пришла? Вернее, увидела эту мысль на своем опыте, на
судьбах других людей: добро - это особый, не изученный пока вид энергии, которая не
исчезает из мира, а накапливается...
Каждый добрый поступок, слово, желание бессмертны...
Прожить жизнь праведно - как просто и как невозможно трудно.
Звучит песня “Живем мы не долго” в исполнении А. Кальянова.
9. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос
“О чем заставил меня задуматься рассказ А. И. Солженицына “Матренин двор”?
В рамках реализации плана мероприятий по подготовке к 100-летию со дня рождения А. И.
Солженицына, утверждённого министерством общего и профессионального образования
Ростовской области, 20 октября при участии отдела филологии и искусства в МБОУ «Гимназия №
117» г. Ростова-на-Дону состоялся мастер-класс для слушателей КПК учителей русского языка и
литературы «Урок русского языка и литературы как среда формирования социокультурных
ценностей в контексте ФГОС» по теме «Праведничество в рассказе А. И. Солженицына „Матрёнин
двор”». Мастер- класс проводила учитель первой квалификационной категории Марина Николаевна
Матакова. Обучающиеся 9 «Б» класса познакомились с идейно-художественным своеобразием
рассказа Солженицына, научились самостоятельно добывать знания, формулировать тему и идею
произведения, находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль в тексте,
логически мыслить, анализировать, делать выводы. Работа на уроке способствовала воспитанию
добра, милосердия, любви к людям, ответственности за происходящее вокруг нас. Итогом урока
стали предметные, метапредметные и личностные результаты, выводящие обучающихся на
постижение нравственно-эстетических ценностей текста, связанных с ключевыми понятиями:
«праведник», «грех», «добро», «зло». Учитель использовал в своей деятельности наглядный,
словесный, практический, поисковый и эвристический методы обучения, а также разнообразные
формы обучения (фронтальную, индивидуальную, групповую, коллективную и парную). Домашним
заданием для обучающихся стало мини-сочинение «Почему Матрёну Григорьеву можно считать
праведницей?» После презентации мастер-класса слушатели курсов на основе самоанализа
учителя провели системный анализ открытого урока и дали ему высокую оценку. Особое внимание
было уделено работе с кластером понятия «праведничество» и беседе, в основе которой лежал
проблемный вопрос: «Почему рассказ называется „Матрёнин двор”?» Какой смысл здесь имеет
слово „двор”?» Работа учителя, связанная с изучением наследия А. И. Солженицына, будет
продолжена на материале других произведений.
амоанализ урока литературы «А.И. Солженицын. «Матренин двор»
(«Не стоит село без праведника»). Смысл названия рассказа.
Хочется сразу сказать о главной цели не только этого урока, но и изучения
литературы в целом – помочь детям постичь идейное содержание произведения,
выделить для себя главное, определяющее жизненную позицию в нашем
непрочном мире с искаженными ценностями. Данная цель, думаю, поможет в
решении проблемы осмысленного чтения.
Данный урок относится к уроку изучения нового материала. Тип урока по способу
проведения урок текстуального анализа исследовательского характера.
Основной задачей урока было создание условий для проявления познавательной
активности учеников, развития индивидуальных особенностей. Урок
способствовал развитию эмоционально-ценностного мира личности выпускника
через сопереживание, сочувствие в ходе рассмотрения произведения.
Цели к уроку ставились следующие:
ввести ребят в духовный мир А. Солженицына, в нравственный мир его героев;
выявить гражданскую позицию автора;
формировать неравнодушное отношение к проблемам своей страны, чувство
ответственности за её судьбу;
раскрыть смысл понятия «праведничества» в русской литературе;
выделить основные черты праведника в главной героине рассказа – Матрене;
определить связана ли тема праведничества с сегодняшним днем.
На уроке решались следующие задачи:
Образовательной задачей является:
- учить добывать знания из художественного текста с целью постижения
особенностей психологического портрета персонажей;
- закрепить навыки анализа эпизода, определить его роль в произведении.
Развивающей:
- развитие умения сравнивать, сопоставлять полученные данные, вести учебный
диалог, отстаивать свою точку зрения, на основе прочитанного, развивать умение
характеризовать героев через их речь и портретные детали, развивать
творческие и коммуникативные возможности учащихся, развивать умение
анализировать, систематизировать и структурировать учебный материал.
Воспитывающие:
- формировать устойчивые нравственные и морально-этические понятия, нормы
взаимоотношений человека.
Мною были использованы следующие принципы:
-
воспитывающего и развивающего обучения;
-
принцип научности;
-
доступность;
-
наглядность;
-
связи с жизнью;
-
последовательности;
-
самостоятельности;
Решение данных целей и задач поможет учащимся проявить свои знания не
только на уроках литературы, но и других школьных дисциплинах.
·
технология критического мышления (стадия вызова - вопросы, на стадии
изучения - составление сопоставительных характеристик, погружение в текст);
·
ценностно-ориентированные технологии (связаны с воспитательными задачами);
·
диалоговые технологии (формирование коммуникативной компетентности);
·
умение публично выступать, вести диалог, отстаивать свою точку зрения;
·
информационно-коммуникативные технологии (работа с текстом, с другими
источниками).
На уроке использовались следующие общие методы обучения:
Монологическое изложение
Рассказ
Диалог
Эвристическая беседа
Исследовательские задания
Организационный момент был направлен на установление взаимодействия с
учащимися, формирования положительной мотивации к уроку.
На этапе погружения в тему были поставлены задачи формирования
нравственных понятий, развитие умения выделять главное и обосновывать свою
точку зрения. Для этого была рассказана библейская история о Марфе и Марии,
поставлен вопрос о выборе «благой части» жизни. Определена тема урока.
Эпиграф к уроку призван акцентировать внимание учащихся на определение
ценностных ориентиров жизни с давних времен. Правильное понимание эпиграфа
позволило сформулировать личностные цели учащихся.
На этапе актуализации знаний ставились задачи проследить традицию
праведничества в русской литературе, определить смысловое наполнение
понятия «праведник». Подготовка сообщения учащимися позволили продолжить
развитие формирования умения работать с критической литературой, готовить
сообщения на заданную тему, развивать монологическую речь, реализовать
принцип научности. Проблемный вопрос о значении слова «праведник»
обеспечило развитие, как мыслительной деятельности учащихся, так и
осмысление нравственных понятий.
На этапе изучения нового материала ведущей задачей стало выявление
основных черт праведника в главной героине рассказа – Матрене, введение
ребят в духовный мир А. Солженицына, в нравственный мир его героев,
выявление гражданской позиции автора.
Составление ассоциативной цепочки к слову «дом» помогло настроить учащихся
на определение ведущих нравственных ценностей и понятий. Сравнительный
анализ описания дома помог закрепить навыки анализа эпизода, определить его
роль в повествовании.
Ситуация выбора учащимися возможного портрета главной героини – Матрены
(были представлены фотографии реальных людей), помогла получить
представление о сложившемся у ребят образе, здесь же дана возможность
проследить связь художественного образа с жизнью.
Выделение художественной детали (улыбка героини) помогло закрепить знание
литературоведческих понятий, выявить главное на основе прочитанного,
определить отношение автора к своему герою.
Выявление особенностей речевой характеристики Матрены позволило закрепить
учащимся навыки исследования текста, помогло в постижении цельности
характера героя.
Вопросы о повседневном существовании, прошлом Матрены, отношениях с
окружающими обеспечили развитие монологической речи учащихся, умение
вести эвристическую беседу, синтезировать и структурировать учебный
материал.
Сопоставительный анализ Матрены и Фаддея помог в постижении авторского
замысла и особенностей психологического портрета персонажей; в развитии
коммуникативных возможностей учащихся.
На этапе обобщения изученного и рефлексии главной задачей было определить
связана ли тема праведничества с сегодняшним днем.
Диалоговая форма общения позволила учащимся сформулировать и доказать
свою точку зрения. А анкетирование по вопросу согласия с жизненными
принципами Матрены выявило постижение духовно-нравственного содержания
произведения, определило личностный взгляд на мир.
Домашнее задание в виде эссе поможет в умении формулировать проблему,
аргументировать свое высказывание, что понадобится учащимся при подготовке к
ЕГЭ не только по русскому языку, но, например, и обществознанию. Задание
такого характера позволит каждому выразить свое отношение к проблемам,
затронутым в рассказе.
Оценки за урок выставлены.
Считаю, что все элементы урока были взаимосвязаны, последовательны и
работали на разрешение проблемы.
Средства: тексты, презентация, карточки, анкеты.
Думаю, что урок достиг своей главной цели: рассказ А. Солженицына расширил
жизненный опыт выпускников, помог осмыслить свои взгляды на мир и свое место
в жизни.