Рабочая программа по литературе 9 класс 2019-2020 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 54
«Рассмотрено на
заседании МО»
Двуреченская А. П.
«Согласовано»
зам. директора
Водолазова А. В.
«Утверждаю»
директор школы
О. М. Терновых
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литература»
(9 класс)
Учитель: Беляева Л.П.
2018 - 2019 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа по литературе для 9 класса разработана на основе
«Закона об образовании», Федерального компонента Государственного образовательного
стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ 1312
от 09.03.2004 года , Примерной программы основного общего образования по литературе
и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-
составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев М.: «Русское слово», 2009 г.,
учебного плана МБОУ СОШ 54.
Общая характеристика учебного предмета.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и
нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании
его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное
развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется
сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир,
выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она
обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-
эстетическим ценностям нации и человечества.
Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой
начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени
основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию
навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия
литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию
интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и
текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд
русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено
к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра,
справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что
национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное
восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения
анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при
соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество
непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность
наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус,
необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний, и умений, отвечающий
возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению
содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами
комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных
впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения
работать с ними.
Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной
области «филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями
школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции
слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует
внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно
без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как
учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности
учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с
русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех
филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его
функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих
курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики,
литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и
литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература
формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой
деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами
художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой
художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение
к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к
проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует
историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только
способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника
активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования литературное творчество
учащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и
образного мышления школьников, в значительной мере формируя его общую культуру и
социально-нравственные ориентиры.
Цели и задачи изучения литературы
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического
мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и
уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и
аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и
понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о
специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном
чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи
учащихся;
- освоение текстов художественной произведений в единстве формы и
содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-
литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений
по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и
общечеловеческого содержания; грамотного использования русского
литературного языка при создании собственных устных и письменных
высказываний.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и
образовательной.
Воспитательные задачи:
- формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для
верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления
прочного, устойчивого интереса к книге;
- воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств
развитой личности.
Образовательные задачи:
- формирование умений творческого углублённого чтения, читательской
самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания
художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства
слова;
- формирование речевых умений умений составить план и пересказать
прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать
прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений
видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Место предмета в учебном плане. На обучение литературе в 9 классе базисным
учебным планом МБОУ СОШ 54 Левобережного района г.Воронежа в соответствии с
Федеральным базисным учебным планом отводится 102 часов (3 часа в неделю).
Основное содержание учебного предмета.
Вв едение
Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История
отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического
развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой
культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в
основной школе). Основные литературные направления XVIIIXIX и XX веков.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление,
«сквозные » темы и мотивы.
Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.
Из д ре вн ер усской ли тер ат ур ы
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и
художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание
основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в
художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства
«Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.
Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен,
психологический параллелизм.
Развитие речи: устное сообщение, сочинение.
Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былинного эпоса.
Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...».
Из л и т е р а т у р ы X V I I I века
Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный
характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки.
Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение
творчества М. Ломоносова и Г. Державина для последующего развития русского
поэтического слова.
Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б.
Княжнин).
Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной
и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...».
Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и
сентиментализма с реалистическими тенденциями).
Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н. Карамзина. Черты сентиментализма и
предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании
русского литературного языка.
Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как
литературные направления.
Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты.
Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской
литературе XVIII века.
Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре.
Л и т е р а т у р а п е р в о й п о л о в и н ы XIX века
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.
Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности.
Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н.
Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и
психологическое течения в русском романтизме.
Опорные понятия: романтизм как литературное направление, романтическая элегия,
баллада.
Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный
комментарий к поэтическому тексту.
Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии.
Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.
А.С. ГРИБОЕДОВ
Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история
комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и
антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX
столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике
разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох
(драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и
специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья
«Мильон терзаний»).
Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.
Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума».
Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая
история комедии «Горе от ума».
А.С. ПУШКИН
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое
многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема
природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах
Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине
сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я
вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая
поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика.
Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика).
Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство
писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника;
христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный
лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных
явлений.
«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в
образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье
пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал»
автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская
проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.
Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах,
онегинская строфа, лирическое отступление.
Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария,
цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров.
Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона;
образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в
«Евгении Онегине».
Межпредметные связи: графические и музыкальные интерпретации произведений
А.С. Пушкина.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской
лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его
поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...»,
«Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И
скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк»,
«Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы»,
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».
«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе.
Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой.
Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду
других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа.
Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой »
как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе.
Опорные понятия: байронический герой, философский роман, психологический
портрет, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ
стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.
Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в
лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.
Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации
произведений М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» в театре и кино.
Н.В. ГОГОЛЬ
Жизнь и творчество Н. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное
произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел
гоголевской поэмы. Сю-жетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ»
(«городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема
в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и
роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика,
особенности его творческого метода.
Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.
Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного
характера.
Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых
душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.
Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин,
П. Боклевский, Кукрыниксы).
Л и т е р а т у р а в т о р о й п о л о в и н ы XIX века (Обзор с обобщением ранее
изученного)
Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х
годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и
И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина
(«История одного города»).
Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И.
Тютчева, А.А. Фета).
Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального
театра.
Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы
«Война и мир» и «Преступление и наказание»).
Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и
философские уроки русской классики XIX столетия.
Из л и т е р а т у р ы XX века (Обзор с обобщением ранее изученного)
Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн).
Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).
Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие
поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А.
Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака).
Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М.
Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова).
Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В.
Шукшина, А. Солженицына, поэзия
Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и
поэзия 80—90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л.
Петрушевской, В. Пелевина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.).
Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление,
поэтическое течение, традиции и новаторство.
Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.
Для з а у ч и в а н и я н а и з у с т ь
М.В. Ломоносов. Одно из стихотворений (по выбору). Г.Р. Державин. Одно из
стихотворений (по выбору). К.Н. Батюшков. Одно из стихотворений (по выбору).
В.А. Жуковский. Одно из стихотворений (по выбору). А.С. Грибоедов. «Горе от
ума » (отрывок по выбору). А.С. Пушкин. 3—5 стихотворений (по выбору). М.Ю.
Лермонтов. 3—5 стихотворений (по выбору).
Для д о м а ш н е г о ч т е н и я
Из литературы первой половины XIX века А.С. Пушкин. «К портрету
Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...»,
«Ты и вы», «Цветок», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан». М.Ю. Л е р м о н т о в .
«Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...»,
«Расстались мы...», «Есть речи...», «Предсказание», «Молитва». Н.В. Гоголь.
«Женитьба», «Портрет».
Учебно-тематический план.
п/
п
Название
темы
Тестирова
ние
Сочинен
ие
Изложен
ие
Наизус
ть
1
Введение
2
Древнерусс
кая
литература
1
1
1
3
Из русской
литературы
18 века.
4
Литератур
а первой
половины
19 века
3
3
4
5
Литература
второй
половины
19 века
2
1
3
6
Из
литературы
20 века
1
1
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
В результате изучения литературы ученик должен:
знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А. Пушкина, М.Ю.
Лермонтова, Н. Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план
прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
давать характеристику героев;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-
выразительных средств;
•сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть,
соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения
только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм
русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе
правочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Календарно-тематическое планирование.
Дата
проведения
Тема раздела
Тема урока
1
Введение.
История литературы как отражение
особенностей культурно-исторического
развития нации.
2
Литературные направления, школы,
движения.
3
Древнерусская
литература
Жанровое и тематическое своеобразие
древнерусской литературы.
4
5
Художественно-литературные памятники
Древней Руси. Историческая основа
«Слова о полку Игореве»
Патриотическое звучание основной идеи
поэмы, ее связь с проблематикой эпохи.
6
Герои и события в «Слове…». Идейный
центр поэмы – «Золотое слово
Святослава». Значение образа Ярославны.
7
8
Образ автора «Слова…». Патриотический
пафос , Эпичность и лиризм поэмы.
Композиция поэмы. Р.Р. Выразительное
чтение наизусть.
Фольклорные, языческие и христианские
мотивы и символы в поэме.
9
Величие и бессмертие древнерусской
поэмы.
Тестирование по «Слову о полку
Игореве». РР Подготовка к домашнему
сочинению (темы по выбору)
10
11
12
Литература 18 века
Основные тенденции развития. Русский
классицизм.
Расцвет отечественной драматургии
(Сумароков А.П., Фонвизин Д.И.,
Княжнин Я.Б).
А.Н. РАДИЩЕВ
Основные вехи биографии.
«Путешествие из Петербурга в
Москву»: «Он бунтовщик хуже
Пугачева...»
13
Книга А.Н.Радищева «Путешествие из
Петербурга в Москву» как явление
литературной и общественной жизни.
14
Поэтика «сердцеведения» в творчестве
Н.М.Карамзина. Роль писателя в
совершенствовании языка.
15
Черты сентиментализма и
предромантизма в произведениях
Карамзина.
16
17
18
19
Литература 19 века
Становление и развитие русского
романтизма.
Черты романтизма в творчестве
Батюшкова, Жуковского, Рылеева,
Баратынского
А.С. ГРИБОЕДОВ
Жизненный путь и литературная судьба
Грибоедова.
Творческая история комедии «Горе от
ума». Своеобразие конфликта и тема ума
в комедии.
20
Утро в доме Фамусова. Анализ I
действия комедии.
21
София – Чацкий – Молчалин. Анализ III
действия комедии. Особенности
создания характеров в комедии «Горе от
ума».
22
Р.Р. Обучение анализу эпизода
драматического произведения. «Бал в
доме Фамусова».
23
«Век нынешний» и «век минувший» в
комедии. Смысл названия. Проблема ума
в комедии. Р.Р. Выразительное чтение
наизусть.
24
Молодое поколение в комедии. Загадка
Софии. Чацкий и Молчалин.
25
Кто же Чацкий – победитель или
побежденный? И.А.Гончаров. «Мильон
терзаний».
26
И.А.Гончаров о «Горе от ума».
Р.Р. Контрольный тест 2 по творчеству
А.С.Грибоедова
27
Р.речи Подготовка к домашнему
сочинению по творчеству
А.С.Грибоедова.
28
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество поэта.
Лицейская лирика. Тема «дружества
святого» в творчестве А.С.Пушкина.(
29
Вольнолюбивая лирика Пушкина. Тема
творчества в лирике Пушкина.
Р.Р.Выразительное чтение наизусть.
30
Тема поэта и поэзии.
Р.Р. Обучение анализу лирического
произведения.
( «К морю», «Пророк»).
31
Тема любви в лирике А.С.Пушкина.
Р.Р.Выразительное чтение наизусть.
32
Р.Р. Письменный анализ лирического
произведения.
33
Романтическая поэма «Цыганы».
Художественные особенности поэмы.
34
Реализм прозы А.С.Пушкина. «Повести
Белкина». Богатство образов и
характеров «Повестей...».
Реализм «Маленьких трагедий».
35
Роман в стихах «Евгений Онегин»:
творческая история, основная
проблематика и система образов.
"Евгений Онегин" как свободный роман
и роман в стихах.
36
Историческая и общественная
обусловленность характера Онегина.
Причины его разочарованности в жизни.
Анализ 1 главы.
37
Изображение поместного дворянства в
романе. Онегин и Ленский. Татьяна и
Ольга.
38
Письмо Татьяны как выражение ее
чувств, движения ее души. Исповедь
Онегина.
39
Завязка трагического конфликта.
Прощание Онегина с юностью.
Проблема счастья в романе.
40
Образ автора в романе. Контрольный
тест 3 по тв-ву А.С.Пушкина
41
В.Г.Белинский о романе.
Р.речи Подготовка к написанию
сочинения по творчеству А.С.Пушкина.
42
Написание сочинения.
43
Творческая биография М.Ю. Лермонтова.
Темы и мотивы лирики.
44
Тема поэта и толпы в лирике Лермонтова.
Р.Р Выразительное чтение наизусть.
45
Тема Родины и природы в лирике
М.Ю.Лермонтова.
46
Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтова.
Р.Р. Анализ стихотворения
М.Ю.Лермонтова.
47
«Герой нашего времени» как первый
русский философский роман в прозе.
Замысел, смысл названия и
проблематика романа М.Ю.Лермонтова
«Герой нашего времени».
48
Своеобразие композиции и образной
системы романа.
Анализ повести «Бэла».
49
Индивидуализм Печорина, его
личностные и социальные истоки.
Анализ повести «Максим Максимыч».
50
Печорин в ряду других персонажей
романа. Черты романтизма и реализма в
поэтике романа.
(главы «Тамань», «Княжна Мэри»).
51
Печорин в ряду других персонажей
романа. Черты романтизма и реализма в
поэтике романа. (Глава "Максим
Максимыч").
52
Печорин его двойники (Грушницкий и
Вернер).
53
Идейно-композиционное значение главы
«Фаталист».
54
«История души человеческой» как
главный объект повествования.
В.Г.Белинский о романе.
Р.р. Подготовка к написанию домашнего
сочинения по творчеству
М.Ю.Лермонтова.
55
Контрольный тест 4 по литературе
первой половины 19 века
56
57
58
Творческая биография Н.В. Гоголя.
«Талант необыкновенный, сильный и
высокий». Цикл «Вечера на хуторе близ
Диканьки».
Тема «маленького человека» в
«Петербургских повестях»
Поэма «Мертвые души как вершинное
произведение художника. Замысел
поэмы и его осуществление. Смысл
названия.
59
60
Сюжетно-композиционное своеобразие
«Мертвых душ».
Галерея образов помещиков в поэме
Гоголя «Мертвые души».Манилов ,
Коробочка.
61
Галерея образов помещиков в поэме
Гоголя «Мертвые души». Ноздрев ,
Собакевич.
62
Галерея образов помещиков в поэме
Гоголя «Мертвые души». Плюшкин.
63
Р.Р. Анализ эпизода эпического
произведения.
64
Губернский город в поэме «Мертвые
души» (анализ глав 1,7,8,9,10).
65
Образ Чичикова и тема «живой» и
«мертвой» души.
Анализ 11 главы.
66
Души живые в поэме Гоголя
(изображение народа). Единство
эпического и лирического в поэме. Мотив
дороги.
67
Художественное своеобразие поэмы
«Мертвые души».
Художественное мастерство Гоголя-
прозаика, особенности его творческого
метода.
68
Р.речи Подготовка к написанию
классного сочинения по творчеству
Н.В.Гоголя.
69
Написание сочинения.
70
71
72
Развитие традиций отечественного
реализма в русской литературе 1840-1890
г.г.
Расцвет социально-психологической
прозы (произведения Гончарова и
Тургенева).
Своеобразие сатирического дара
М.Е.Салтыкова - Щедрина («История
одного города»).
73
74
Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века.
Поэзия Н.А.Некрасова.
Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века.
Ф.И. ТЮТЧЕВ. Поэт- философ и поэт
родной природы. Темы и мотивы лирики
Ф.И.Тютчева. Р.Р.Выразительное чтение
наизусть.
75
А.А. ФЕТ
Основные вехи биографии.
Художественное своеобразие
стихотворений А.А.Фета. Р.Р.
Выразительное чтение наизусть.
76
Н.А. НЕКРАСОВ
Творческая биография Н.А. Некрасова.
Отражение в лирике гражданской
позиции и взглядов революционной
демократии в стих. "Памяти
Добролюбова". Р.Р Выразительное чтение
наизусть.
77
78
Р.Р. Контрольный тест 5 по лирике 19
века.
Творчество А.Н.Островского как новый
этап развития русского национального
театра.
79
80
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ Основные вехи
биографии. Роман «Бедные люди":
материальное и духовное в повести,
характеристика образов, позиция
писателя.
Тема одиночества. Тип петербургского
мечтателя. Петербург Достоевского.
81
Л. Н. Толстой. Основные вехи биографии.
Автобиографическая проза: повесть
«Юность». Нравственные идеалы, мечты и
реальность, становление личности,
основные приемы создания образа.
82
Проза и драматургия А.П Чехова в
контексте рубежа веков. А. П. Чехов
Рассказы: «Крыжовник», «О любви»,
«Человек в футляре». Истинные и ложные
ценности героев рассказов. Комическое и
трагическое в прозе Чехова.
83
Нравственные и философские уроки
русской классики 19 столетия.
84
Контрольный тест 6 «Литература
второй половины XIX века».
85
Литература 20 века
Своеобразие литературного процесса
первой четверти XX века (реализм,
авангардизм, модернизм).
86
87
Своеобразие русской прозы рубежа веков
(М.Горький, И.Бунин, А.Куприн).
М.Горький. Основные вехи биографии.
Своеобразие прозы раннего М.
Горького.Основной конфликт в рассказе
«Челкаш».
88
М. Горький.«Песня о Буревестнике».
89
Из поэзии Серебряного века
.Многообразие поэтических голосов
эпохи (лирика Блока, Есенина,
Маяковского, Ахматовой, Цветаевой,
Пастернака).
90
Основные темы и мотивы лирики
Серебряного века. Р.Р.Выразительное
чтение наизусть.
91
Своеобразие отечественного романа
первой половины XX века (проза
Шолохова, А.Толстого, Булгакова).
92
М.А. БУЛГАКОВ
Жизнь и судьба.Новая социальная
обстановка и новая психология в повести
«Собачье сердце». Основная
проблематика и образы.
93
Нарицательные персонажи Шариков и
Швондер.
94
М.А. ШОЛОХОВ
Основные вехи биографии. Русский
характер в изображении М. Шолохова.
Рассказ «Судьба человека».
95
В.В. Быков. Основные биографические
сведения. Тема войны в творчестве
писателя. «Альпийская баллада».
Проблематика повести. Любовь и война.
Образы Ивана и Джулии.
96
А. Т. Твардовский: сведения о поэте.
Военная тема в лирике А.Т. Твардовского:
«Я убит подо Ржевом», «Лежат они,
глухие и немые...». Мотивы исторической
и человеческой памяти в послевоенной
лирике на военную тему. Художественное
своеобразие лирики Твардовского о
войне.
97
А.И. СОЛЖЕНИЦЫН.
Основные вехи биографии писателя.
Рассказ «Матренин двор». Творческая
история произведения.
98
Образы Матрены и рассказчика.
99
Контрольный тест 7 по литературе 20
века.
100
Литературный процесс 50-80 годов 20
века.
АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ. Авторская песня
новое явление в русской поэзии XX
века.
101
Военная тема в поэзии Б.Ш. Окуджавы и
B.C. Высоцкого.
102
Итоговый урок. Рекомендации к летнему
чтению.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа по литературе предусматривает формирование у учащихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В
этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного
общего образования являются:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или
развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения
(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль,
выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст,
таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной
задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной
форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.
базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля
и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и
возможностей.
Материально-техническое обеспечение.
1. Программа по литературе к учебно-методическому комплексу Г.С.Меркина.-М.:
«Русское слово», 2010.
2. С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев. Литература. 9 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: 2010.
Дополнительные учебники:
Анненкова Е.И. Анализ художественного произведения. – М.: Просвещение, 1987.
Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2005.
Беляева Н.В. Олимпиады по литературе. – М.: Вербум, 2006.
Генералова Н.С. Литература. Пособие для подготовки к ЕГЭ. – М.: Экзамен,2004.
Каплан И.Е.Анализ произведений русской классики. – М.: Новая школа, 2001.
Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. – М.:Дрофа,2005.
Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л.:
Просвещение, 1983.
Рассказы о Пушкине. Сборник художественных произведений./ Сост.
В.Я.Лонгвиненко. – Киев.:Наука, 1986.
Чертов В.Ф.Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного
произведения. – М.: Дрофа, 2006.