Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по литературе

Подписи к слайдам:
Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по литературе Леоненко Ирина Викторовна Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 23 Г.Междуреченск 2018г. Повторение изученных произведений русской литературы, входящих в кодификатор.
  • Повторение материала к экзамену следует построить из трех блоков (эпические, лирические, лиро-эпические), объединив по родовому признаку произведения, созданные в разные эпохи развития русской литературы.
  • Наиболее часто встречающиеся произведения в задании 1-3, которые нужно прочитать (перечитать):
  • Эпические и лиро-эпические:
  • Д.Фонвизин «Недоросль», А.Грибоедов «Горе от ума»,А.Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», М.Лермонтов «Герой нашего времени», Н.Гоголь «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель».
  • Лирические:
  • М.Ломоносов «Одна на день восшествия…», А.Пушкин (ВСЕ), Ф.Тютчев, А.Фет, М.Лермонтов, Н.Некрасов «Железная дорога», А.Твардовский «Василий Теркин», Н.Рубцов «Тихая моя Родина..»
Повторение основных теоретико-литературных понятий
  • Художественная литература как искусство слова; художественный образ; фольклор; жанры фольклора; литературные роды и жанры;
  • основные литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм);
  • форма и содержание литературного произведения (тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт;
  • система образов; образ автора; автор- повествователь; литературный герой; лирический герой;
  • язык художественного произведения; изобразительно-выразительные средства в художественном произведении (эпитет, метафора, сравнение; гипербола; аллегория); проза и поэзия; основы стихосложения (стихотворный размер, ритм, рифма, строфа).
Часть 1 состоит из двух альтернативных вариантов Первый вариант предлагает анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения; Второй вариант – анализ лирического стихотворения (или басни). Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня) сопровождается системой письменных заданий (по три задания для каждого варианта), направленных на анализ проблематики художественного произведения и основных средств раскрытия авторской идеи. Предложенные задания призваны выявить особенности восприятия текста экзаменуемым, а также проверить его умение высказывать краткие оценочные суждения о прочитанном. 1 и 2 задания предполагают письменный ответ в примерном объеме 3–5 предложений и оценивается максимально 3 баллами. Рекомендация: 30 минут на выполнение одного задания План написания развернутого ответа
  • Тщательно проанализировать вопрос;
  • Четко определить проблему, которую предстоит решить, выполняя задание;
  • Выделить ключевые слова в формулировке вопроса;
  • Разъяснить самому себе суть выделенных слов. Работать со словарями;
  • Если слово многозначное, определить, в каком контексте оно использовано в вопросе. Планируемый ответ не может быть сведен только к одному тезису;
  • Определить авторскую позицию;
  • Обязательно знать произведение в целом – без этого не может получиться глубокий и четкий ответ;
  • Все тезисы обязательно аргументировать;
  • Избегать общих слов. Только конкретика.
Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведение или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе (примерный объем – 5–8 предложений). Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня), с которым нужно провести сопоставление в задании 1.1.3 или 1.2.3, может быть взят не только из произведений, названных в государственном образовательном стандарте. Задания 1.1.3 и 1.2.3 расширяют границы проверяемого содержания и обеспечивают дополнительный охват учебного материала, позволяют проверять уровень сформированности важнейших предметных компетенций. Максимальный балл за выполнение сопоставительного задания (1.1.3 или 1.2.3) – 5 баллов. Рекомендация: 60 минут на выполнение задания План сопоставительного анализа текста
  • Выполняя задание, проанализировать последовательно первый и второй текст, результаты оформить в таблице;

Выделить значимые элементы текста

комментарий

Выделение значимых элементов текста

комментарий

  • Ответ строить по принципу слоеного пирога: сначала на основе сопоставления формулируется первый тезис, он обосновывается материалом из первого и второго текста, затем выдвигается второй тезис.
  • Образец:
  • Герой Толстого – восторженный молодой человек. (цитата)Герою Тургенева беспредметный восторг чужд. (цитата)Любовь для него сопровождается все возрастающим ощущением счастья.(цитата) Любовь для героя Тургенева сопряжена с ощущением нарастающей тревоги. (Цитата). Герой Толстого – человек сердца. Простившись с Варенькой, он продолжает представлять ее (цитата). Герой Тургенева – человек рассудка. Он размышляет о своей возлюбленной и ее судьбе. (Цитата)
  • Внимательно читать вопрос и следовать четко заданному направлению анализа. Не нужно сопоставлять фрагменты по разным параметрам.
Сочинение
  • Обратить внимание: первая и вторая темы сочинений связаны с творчеством тех авторов, тексты которых были представлены для анализа в первой части работы;
  • Отказаться от попыток говорить «на тему», «в общем», формулировать «туманные» суждения, «лить воду»;
  • Не заменять глубокий анализ текста пересказом и наивно-реалистическими рассуждениями;
  • Вступление и заключение должны быть четкими и лаконичными;
  • Подтверждать суждения текстом;
  • Внимательно читать тему.
  • Расшифровать смысл, заложенный в формулировке, т.е. понять своеобразие сочинения: является ли оно историко-литературным или теоретико-литературным.
  • Четкость – логичность – доказательность – вот девиз работы над сочинением.
Проблемы К числу недостаточно освоенных умений относятся следующие:
  • умение адекватно воспринимать задание, понимать его;
  • умение точно отвечать на поставленный вопрос; умение проводить сопоставительный анализ;
  • умение подтверждать, иллюстрировать мысли, суждения текстом;
  • умение уместно и грамотно использовать в сочинении литературоведческую терминологию (особенно ее недостаточно в прозе), раскрывать роль и значение в анализе произведения.
Рекомендации
  • Начиная с V класса необходимо вести последовательную систематическую работу по обучению школьников созданию связного текста на основе литературного материала;
  • проводить специальные уроки обучения сочинению;
  • широко включать в практику изучения художественного произведения небольшие письменные работы разных видов, рассчитанные на 10–15 минут.
  • При анализе качества сочинений и других письменных работ в первую очередь следует оценивать точность ответа на поставленный вопрос;
  • глубину понимания школьником авторской идеи и умение ее истолковать;
  • сформированность умения логически мыслить.
  • Необходимо обращать внимание на формирование умений высказывать и аргументировать свою позицию по проблемам, поднятым в произведении;
  • формулировать собственное отношение к героям и подтверждать свои суждения текстом;
  • В практике школьного анализа художественного произведения нужно добиваться более широкого и мотивированного использования литературоведческих терминов;
  • При оценке письменных работ нужно также учитывать уровень общего и речевого развития школьника
  • Обязательно повторить цитирование
  • В целях освоения модели итоговой аттестации в IX классе в новой форме необходимо:
  • знакомить школьников не только с демонстрационным вариантом КИМ, с кодификатором, но и системой оценивания заданий разных типов;
  • следует обратить внимание на организацию повторения изученных произведений русской литературы, входящих в кодификатор;
  • Читать, читать и еще раз читать – вот первый девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе.
  • Писать, писать и редактировать написанное – вот второй девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе.
  • Доказывать, доказывать и еще раз доказывать – вот третий девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе.

Под ред.Нестеровой О.П.

Под ред.Ерохиной Е.Л.

Под ред.Скубачевской Л.А.

Список Интернет - ресурсов
  • http://uchitel-slovesnosti.ru/
  • http://lanasvet1991.blogspot.ru/
  • http://literarus.ru
  • http://www.5splusom
  • https://mogu-pisat.ru
  • http://hallenna.narod.ru/GIA.html
  • https://neznaika.pro/oge/lit_oge/
  • Инфоурок видеоуроки
  • http://jannagl.blogspot.ru/p/blog-page_58.html