Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 8 класс В.Я. Коровиной

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мухановская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор школы
__________/О.В.Тетерина /
«____»__________2019 г.
Рабочая программа
по литературе
(базовый уровень)
8 класс
Составитель: Сараева Галина Ивановна,
учитель I квалификационной категории.
2019
2
Данная рабочая программа по литературе для 8 класса соответствует требованиям
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
и разработана на основе:
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ
«Мухановская СОШ»
Учебного плана на 2019-2020 учебный год МБОУ Мухановская СОШ, на основании
которого выделено 2 часа в неделю;
Авторской рабочей программы по литературе для 5-9 классов
В.Я.Коровиной «Литература», Москва «Просвещение» 2014 г.;
УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной 8 класс
Планируемые предметные результаты:
сравнение и сопоставление;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или
развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное,
просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, выбор и использование
выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;
формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов
своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и
оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и
возможностей.
владение техникой грамотного и осмысленного чтения;
владение умениями выразительного чтения;
восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;
умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к
читателю;
умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения;
умение определять жанрово-родовую природу произведения;
умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и
их фрагменты соответственно уровню подготовки;
умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.
Обучающийся научится:
знать авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие
представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория,
дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной
3
литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая
поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном
произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная
деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы
(развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет
как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное
представление); герой-повествователь (развитие представлений).
Обучающийся получит возможность научиться:
видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих
классов;
обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его
биографией и творчеством;
различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в
авторской позиции;
выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать
индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать
выбор жанра;
сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать
авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
Содержание тем учебного предмета
Введение (1 ч.)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому
своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество (3 ч.)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа
в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице
метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в
частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении
Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание
(развитие представлений).
Из древнерусской литературы (2 ч.)
4
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов.
Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий главное
новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие
сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» – «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»).
Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как
жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской
литературы (начальные представления).
Из литературы XVIII века (3 ч.)
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая
направленное п. комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в
драматическом произведении.
Из литературы XIX века (34 ч)
Иван Андреевич Крылов . Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий
рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни.
«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в
Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности,
безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев . Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум
современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один
из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева
основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин . Краткий рассказ об отношении поэта к истории и
исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на
десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами
пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как
нравственный жизненный Стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка
Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная.
Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и
историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа,
дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.
Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера
(«Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин –
антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и
историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе.
Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и
«Истории Пугачева».
5
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления).
Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и
судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного.
Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний,
намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей,
сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-
композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел.
Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов . Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим
темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной среды и воспитанном в
чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический
герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный
историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные
представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь . Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории,
исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии.
Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю
критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель
автора – высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены,
своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-
Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное
явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие
представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем
Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в
холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Не-
злобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию
общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин . Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные
писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии
народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические
сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия
(начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы
рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие
представлений).
Лев Николаевич Толстой . Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в
обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри
сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа.
Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений).
Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
6
Поэзия родной природы . А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов.
«Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков.
«Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов . Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из литературы XX века (21 ч.)
Иван Алексеевич Бунин . Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных
ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн . Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.
Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок . Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа
предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С.
Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме
Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Творчество писателей ХХ века .
Иван Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к
творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-
биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная
„Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и
способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о
прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.
Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их
психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский . Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в
произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема
служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений
гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая
правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция
поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной
критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как
элемент композиции (начальные представления).
Произведения о Великой Отечественной войне .
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат,
вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная
проблематика рассказа.
7
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов,
защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.
Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л.
Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной
войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне
сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение
военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера,
объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе.
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий.
«Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча»,
«Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...»
(отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У
птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы (4 ч.)
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта символ
любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница
лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан-Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета
классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма.
«Мещанин во дворянстве» – сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности
классицизма в комедии. Комедийное мастерство Народные истоки смеха Мольера.
Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествия Гулливера». Сатира на
государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события.
История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь
призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
8
1. Введение 1час
2. Устное народное творчество. 3 часа
3. Древнерусская литература 2часа
4. Русская литература 18 века. 3 часа
6. Русская литература 19 века. 34 часа
7. Русская литература 20 века. 21 час
8. Зарубежная литература. 4 часа
9
Календарно-тематическое планирование
Тема урока
Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне
учебных действий)
Дата
календа
рная
Дата
фактическ
ая
Введение(1ч.)
1
Литература и история.
Интерес русских
писателей к
историческому
прошлому своего
народа.
Знать: понятие «художественная
литература»; понимать характерные черты
русской литературы, интерес писателя к
историческому прошлому, судьбе
человечества.
Устное народное творчество(3ч.)
2
Отражение жизни
народа в народных
песнях. Лирические и
исторические песни.
Знать: виды народных песен, их тематику;
уметь объяснять особенности лирических
песен, своеобразие жанра частушки, роль
народных песен в художественной
литературе, отличать лирическое и
эпическое начало в песне, своеобразие
поэтического языка, многозначность
поэтического образа, оценивать
исполнение народных песен.
3
Частушки.
Особенности
строения и поэтики
частушек. Темы
частушек.
Знать: определение понятий «народная
песня», «историческая песня»,
особенности этого жанра, виды народных
песен, роль народной песни в русском
фольклоре; уметь определять жанровые
особенности исторических народных
песен, роль в них художественных средств.
4
Предания как
исторический жанр
русской народной
прозы. «О Пугачеве»,
«О покорении Сибири
Ермаком»
Знать: определение понятия «предание»,
его жанровые особенности; уметь:
раскрывать особенности содержания и
художественной формы предания,
сопоставлять предания с народными
сказками, определять сходное и отличное.
Древнерусская литература(2ч.)
5
Житийная литература
как особый жанр
Знать: определения понятий «летопись»,
«житие»; уметь: объяснять смысл понятия
10
древнерусской
литературы. «Житие
Александра Невского»
«духовная литература», раскрывать
идейно-художественное своеобразие
произведения через образ главного героя,
Александра Невского, соотносить события
далекого прошлого с днем сегодняшним.
6
«Шемякин суд» как
сатирическое
произведение 17 века.
Действительные и
вымышленные
события. Особенности
поэтики бытовой
сатирической повести.
Знать: определение понятия «поэтика»;
жанровые особенности произведения;
уметь находить приемы сатирического
изображения, определять виды
комического (ирония, сатира), выявлять
авторскую позицию в тексте.
Русская литература XVIII века(3ч.)
7
Д. И. Фонвизин.
«Недоросль».
Сатирическая
направленность
комедии. Проблема
воспитания истинного
гражданина.
Классицизм.
Знать: факты творческой биографии
автора, его место в развитии драматургии
и театра; историю создания пьесы;
действующих лиц, сюжет комедии; уметь
обосновывать основную идею пьесы на
основе анализа текста и подтекста,
объяснять основной конфликт.
8
Анализ эпизода
комедии Д. И.
Фонвизина
«Недоросль».
Особенности анализа
эпизода
драматического
произведения.
Уметь: объяснять новаторство Д. И.
Фонвизина-драматурга, выражающееся в
многогранности характеров главных
персонажей «Недоросля») - Простаковой и
Митрофанушки, в отступлении от
традиций классицизма, объяснять причину
нравственного краха Простаковой, победу
реализма в ее изображении, уметь
анализировать ключевые сцены комедии.
9
Подготовка к
домашнему
сочинению «Человек и
история в фольклоре,
древнерусской
литературе и в
литературе XVIII
века» (на примере 1—
2 произведений)
Уметь: отбирать литературный материал
для раскрытия темы, структурировать его
в соответствии с темой, идеей, умело
цитировать, сопоставлять литературные
произведения, выявлять общее в
характерах героев, в решении
исторической темы.
Русская литература XIX века(34ч.)
10
И. А. Крылов. Слово о
баснописце. Басни
«Лягушки, просящие
Знать: основные сведения о писателе,
черты жанра басни, определение понятий
«мораль», «аллегория»; уметь: определять
тему и идею басен, понимать
11
царя» и «Обоз», их
историческая основа.
Мораль басен.
иносказательный смысл басен и их мораль.
11
И. А. Крылов — поэт
и мудрец.
Многогранность
личности баснописца.
Отражение в баснях
таланта Крылова —
журналиста,
музыканта, писателя,
философа.
Знать: тематику и идейный смысл басен
Крылова, известные афоризмы и крылатые
фразы из произведений; уметь
анализировать текст басни.
12
К. Ф.Рылеев. Слово о
поэте. Дума «Смерть
Ермака» и ее связь с
русской историей.
Знать основные сведения о поэте,
исторические события, ставшие
источником написания дум, понимать тему
и идейный замысел текста, уметь
выразительно читать, комментировать и
анализировать текст.
13
А.С. Пушкин. Слово о
поэте. Стихотворения
«Туча», «К**», «19
октября». Их
основные темы и
мотивы.
Знать: основные факты биографии поэта,
его произведения, связанные с историей,
уметь объяснять интерес писателя к
исторической теме.
14
А.С. Пушкин.
«История Пугачёва».
(отрывки). История
пугачёвского
восстания в
художественном
произведении и
историческом труде
писателя.
Знать: содержание прочитанных
фрагментов «Истории Пугачева»;
понимать: установку на объективность
авторского повествования, отношение
простого народа к Пугачеву.
15
А.С. Пушкин.
«Капитанская дочка».
История создания
произведения. Герои и
их исторические
прототипы.
Знать: творческую историю романа
«Капитанская дочка»; понимать, чем был
вызван интерес Пушкина к эпохе
Екатерины II; уметь определять тематику
романа, сопоставлять художественный
текст с историческим трудом писателя,
объяснять отношение народа, дворян и
автора к предводителю восстания по
«Истории Пугачева».
16
Гринёв: жизненный
путь героя. Гринёв и
Понимать: особенности жанра, роль
эпиграфов; уметь выделять сцены,
рисующие формирование личности
12
Швабрин. Гринёв и
Савельич.
рассказчика до «неожиданных
происшествий», имевших большое
влияние на всю его жизнь и приведших к
серьезным изменениям и потрясениям; что
самостоятельная жизнь Гринева - это путь
утраты многих иллюзий, предрассудков,
обогащение его внутреннего мира; уметь
анализировать текст, оценивая
непрерывную цепь испытаний чести героя
и человеческой порядочности, давать
сравнительную характеристику героям.
17
Семья капитана
Миронова. Маша
Миронова –
нравственный идеал
Пушкина.
Понимать: отношение автора и других
действующих лиц к героине, роль Маши в
судьбе Гринева и смысл образа Маши
Мироновой в поэтике романа; уметь
анализировать текст художественного
произведения, объяснять смысл названия
романа.
18
Пугачёв и народное
восстание в романе и
историческом труде
Пушкина. Народное
восстание в авторской
оценке.
Уметь: объяснять, как изображен
восставший народ в романе, отношение
автора к проблеме народного восстания,
как к «бунту, бессмысленному и
беспощадному», масштаб и сложность
личности Пугачева, роль Пугачева в жизни
героя; сравнивать изображение Пугачева в
«Капитанской дочке» и в «Истории
пугачевского бунта», сравнивать Пугачева
и Екатерину II; оценивать сложность и
противоречивость человеческого облика
Пугачева, мотив превращения в создании
образа Пугачева, пришедший из
фольклора.
19
Подготовка к
сочинению по роману
А.С.Пушкина
«Капитанская дочка»
Уметь: обдумывать тему, ставить перед
собой вопросы, определяющие ход
рассуждения, определять основную мысль
сочинения в соответствии с заданной
темой, составлять план сочинения и
следовать его логике при написании
работы, фиксировать свои мысли,
читательские переживания, обосновывать
свою точку зрения, строить развернутое
высказывание, соблюдая нормы
литературного языка.
20
А.С. Пушкин
«Пиковая дама».
Проблема человека и
судьбы. Образ
Петербурга.
Композиция повести:
смысл названия,
эпиграфов,
Знать: историю создания повести,
понимать ее нравственную проблематику,
особенности жизненной философии героя,
уметь: сравнивать «Пиковую даму» с
другими произведениями пушкинской
прозы; объяснять художественное
своеобразие повести, тайны стиля (строй
фразы, особенности лексики; темп
повествования)
13
символических и
фантастических
образов, эпилога.
21
Контрольная работа
по творчеству
А.С.Пушкина.
Знать: содержание и идейно-
художественное своеобразие изученных
произведений А. С. Пушкина, уметь
анализировать художественный текст
(фрагмент) и отвечать на проблемные
вопросы.
22
М.Ю.Лермонтов.
Слово о поэте.
Воплощение
исторической темы в
творчестве
М.Ю.Лермонтова.
Понимать, что значил Кавказ для
Лермонтова-человека, Лермонтова-поэта,
Лермонтова-офицера; знать: факты жизни
и творчества поэта, связанные с Кавказом.
23
М.Ю. Лермонтов
«Мцыри». Мцыри как
романтический герой.
Знать историю создания поэмы, ее сюжет,
понимать тему и идею произведения;
уметь выявлять структурные особенности
поэмы, объяснять связь эпиграфа с темой и
идеей, роль монолога в раскрытии
внутреннего мира героя; уметь давать
характеристику литературному герою.
24
Особенности
композиции поэмы
«Мцыри». Роль
описаний природы в
поэме. Анализ эпизода
из поэмы «Мцыри».
Уметь: выявлять черты романтизма в
поэме «Мцыри», объяснять ее своеобразие
особенностями романтизма,
проявившимися в поэме, оценивать
лирически приподнятый язык поэмы,
определять стихотворный размер;
выявлять способы и средства раскрытия
образа главного героя поэмы (пейзаж,
портрет, деталь, изобразительно-
выразительные средства).
25
Анализ эпизода из
поэмы М.Ю.
Лермонтова
«Мцыри»(письменная
работа).
Уметь определять границы эпизода в
произведении, его тему, насколько он
важен в раскрытии темы всего
произведения, его роль в композиции,
давать характеристику персонажу,
проследить развитие его чувств, оценивать
особенности речи, определять роль
изобразительно-выразительных средств в
эпизоде.
26
Н.В.Гоголь.Слово о
писателе. Его
отношение к истории,
исторической теме в
художественном
творчестве.
Знать исторические события, отраженные
в комедии, творческую и сценическую
истории пьесы, реакцию на нее зрителей и
императора Николая I, противоречивые
оценки пьесы современниками; понимать
идейный замысел комедии; уметь
объяснять отношение современников и
императора к пьесе Н. В. Гоголя.
14
27
«Ревизор» - комедия
«со злостью и солью».
История создания
комедии и её первой
постановки.
Знать исторические события, отраженные
в комедии, творческую и сценическую
истории пьесы, реакцию на нее зрителей и
императора Николая I, противоречивые
оценки пьесы современниками; понимать
идейный замысел комедии; уметь
объяснять отношение современников и
императора к пьесе Н. В. Гоголя.
28
Разоблачение пороков
чиновничества в
пьесе. Приёмы
сатирического
изображения
чиновников.
Знать: содержание комедии, понимать, ее
сюжет, черты общественного строя России
первой половины 19 века; уметь
подтверждать примерами из первого
действия пьесы повсеместность произвола
и беззакония властей, изображенных
Гоголем, почувствовать нарастание страха,
стремительность развития первого
действия, определять завязку действия
комедии.
29
Хлестаков.
Хлестаковщина как
нравственное явление.
Уметь анализировать поступки, поведение,
характер героя, выявлять авторскую точку
зрения; понимать, что такое
хлестаковщина.
30
Подготовка к
домашнему
сочинению «Роль
эпизода в
драматическом
произведении».
Уметь делать обобщенные выводы о
героях комедии, объяснять конфликт и
сюжет художественного произведения, как
в действии драматического произведения
обнаруживаются особенности характеров
героев, отношение драматурга к
изображаемой им жизни.
31
Н.В.Гоголь.
«Шинель». Образ
маленького человека в
литературе.
Уметь: анализировать текст повести,
делать выводы об изменениях в портрете,
поведении, речи, настроении Башмачкина
с появлением шинели; сопоставлять
литературные произведения, выявлять
общие мотивы, темы и своеобразие
каждого из них.
32
Мечта и реальность в
повести «Шинель».
Образ Петербурга.
Роль фантастики в
повествовании.
Уметь оценивать отношение автора к
изображаемому, роль «значительного
лица» в истории Акакия Акакиевича,
понимать основные черты гоголевского
Петербурга, связь образа города с
душевным состоянием и судьбой героя.
33
М.Е. Салтыков-
Щедрин. Слово о
писателе. «История
одного города»
(отрывок).
Знать основные сведения об авторе,
содержание «Сказок» Салтыкова-
Щедрина, особенности изображения
народа и власти в романе «История одного
города», понимать идейный замысел
автора, уметь давать характеристику
литературным персонажам.
34
Анализ эпизода(По
Уметь анализировать эпизод эпического
произведения, выявлять авторскую
15
роману «История
одного города»).
позицию, составлять план сочинения,
формулировать тезис, приводить
аргументы, делать выводы.
35
Н.С. Лесков. Слово о
писателе.
Нравственные
проблемы рассказа
«Старый гений».
Знать основные сведения о писателе,
содержании его произведений, понимать
идейный замысел рассказа «Старый
гений», уметь давать характеристику
персонажам.
36
Н.С.Лесков и его
герои, его отношение
к России.
Знать приемы сатирического изображения,
понимать их роль в создании образов
рассказа, уметь давать характеристику
персонажам.
37
Л.Н. Толстой. Слово о
писателе. Социально-
нравственные
проблемы в рассказе
«После бала».
Знать: факты жизни и творческого пути
писателя, историю создания рассказа, его
содержание; перекличку двух эпох,
изображенных писателем: 40-е годы 19
века (время Николая I) и 900-е годы;
объяснять причину обращения писателя к
давно прошедшим событиям, понимать
обличительную силу рассказа, «срывание
масок» с людей, нарушающих законы
добра и милосердия.
38
Мастерство
Л.Н.Толстого в
рассказе «После бала».
Особенности
композиции.
Знать: тему и идею рассказа; уметь:
определять раскрытие жизненных
противоречий и позиции писателя,
значение элементов сюжета, композиции,
изобразительно-выразительных средств,
художественных деталей для
характеристики героев в разных
ситуациях, роль антитезы как способа
построения рассказа.
39
Подготовка к
домашнему
сочинению
«Полковник на балу
и после бала».
Давать характеристику главному герою
рассказа, понимать его жизненную
позицию; уметь выявлять авторское
отношение к героям, давать
характеристику персонажам рассказа с
учетом отношения автора; определять
нравственные свойства личности Ивана
Васильевича.
40
Поэзия родной
природы в творчестве
А.С. Пушкина, М.Ю.
Лермонтова, А.А.
Фета, А.Н. Майкова,
Ф.И. Тютчева.
Уметь: выразительно читать
стихотворение, подчеркивая
эмоциональный пафос, объяснять
состояние души лирического героя,
чувство родной земли в пейзажной лирике;
определять роль изобразительно–
выразительных средств в раскрытии идеи
произведения.
41
Анализ лирического
произведения.
Уметь: выразительно читать
стихотворение, подчеркивая
эмоциональный пафос, объяснять
16
состояние души лирического героя,
чувство родной земли в пейзажной лирике;
определять роль изобразительно–
выразительных средств в раскрытии идеи
произведения.
42
А. П.Чехов «О
любви»: как история
об упущенном
счастье. Психологизм
рассказа.
Знать: автора, факты его жизни и
творческой деятельности, содержание
рассказа, его тему; уметь выявлять
философский смысл рассказа, понимать
конфликт между течением жизни в
чеховском мире и любовью; выявлять
отношение автора к герою, роль пейзажа в
рассказе.
43
Контрольное
тестирование по
произведениям
Н.С. Лескова, Л.Н.
Толстого, А.П. Чехова.
Знать автора, факты его жизни и
творческой деятельности, содержание
рассказа, уметь: определять идею рассказа,
объяснять роль пейзажа произведения, его
связь с настроением героев, понимать роль
пейзажа в характеристике героев и их
жизненной ситуации.
Русская литература XX века(21ч.)
44
И. А. Бунин. Слово о
писателе. Проблема
рассказа «Кавказ».
Мастерство И. А.
Бунина-прозаика.
Знать содержание текста; уметь
определять тему рассказа, понимать
проблемы, поставленные автором,
бунинское восприятие темы любви.
45
А. И. Куприн. Слово о
писателе.
Нравственные
проблемы рассказа
«Куст сирени».
Представления о
любви и счастье в
семье.
Знать автора, факты жизни и творчества
писателя, сюжет рассказа; выявлять
нравственные проблемы произведения,
определять его художественную идею;
уметь давать сравнительную
характеристику героев, собственную
оценку изображенного, оценивать
позицию автора.
17
46
Урок-диспут «Что
значит быть
счастливым?».
Подготовка к
домашнему
сочинению по
рассказам Н. С.
Лескова, Л. Н.
Толстого, А. П.
Чехова, И. А. Бунина,
А. И. Куприна
Уметь аргументировать свою позицию,
опираясь на авторский текст, выстраивать
устное и письменное рассуждение в
соответствии с составленным планом.
47
А. А.Блок. Слово о
поэте. Историческая
тема в его творчестве.
Знать основные факты жизни и творчества
поэта; уметь определять род и жанр
литературного произведения;
формулировать тему, идею, проблематику
произведения; выразительно читать
произведения.
48
Образ Родины в
цикле А.Блока «На
поле Куликовом».
Образная система
цикла.
Знать основные факты жизни и творчества
поэта; уметь определять род и жанр
литературного произведения;
формулировать тему, идею, проблематику
произведения; выразительно читать
произведения.
49
С. А. Есенин. Слово о
поэте. «Пугачев» —
поэма на
историческую тему.
Образ предводителя
восстания.
Знать: автора, факты его жизни и
творческого пути, историю создания
поэмы «Пугачев», подход поэта к
изображению вождя восстания; понимать
оценку бунта Пугачева Есениным; уметь:
объяснять роль эпитетов, сравнений,
олицетворений, метафор, повторов в
тексте поэмы.
50
Урок-конференция.
Образ Пугачева в
фольклоре,
произведениях А. С.
Пушкина и С. А.
Есенина. Подготовка к
домашнему
сочинению.
Уметь осуществлять сравнительный
анализ образов, формулировать устно и
письменно тезис своего высказывания,
аргументировать свою точку зрения;
понимать принципы изображения
Пугачева в произведениях разных родов и
жанров, в текстах писателей разных эпох.
51
Контрольная работа
по творчеству Л. Н.
Толстого, А. П.
Чехова, И. А. Бунина,
А. А. Блока, С. А.
Есенина.
Знать: содержание и идейно-
художественное своеобразие изученных
произведений Л. Н. Толстого,
А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. А. Блока,
С. А. Есенина, уметь анализировать
художественный текст (фрагмент) и
отвечать на проблемные вопросы.
18
52
И. С. Шмелев. Слово о
писателе. «Как я стал
писателем» —
воспоминание о пути к
творчеству.
Знать автора, факты его жизни и
творческой деятельности; понимать
сложный путь творчества писателя; уметь
определять жанр произведения,
сопоставлять художественное
произведение с мемуарами и дневниками.
53
Журнал «Сатирикон».
«Всеобщая история,
обработанная
«Сатириконом»
(отрывки). Са-
тирическое
изображение
исторических
событий.
Знать историю журнала «Сатирикон»; как
строится юмористическое произведение;
понимать юмористическое освещение
исторических событий в произведении;
уметь: определять художественные
средства, создающие юмористический или
сатирический эффект, отличать плоскую и
неумную шутку от настоящего юмора.
54
Ироническое
повествование о
прошлом и
современности. Тэффи
«Жизнь и воротник»;
М. М.Зощенко
«История болезни».
Знать факты жизни и творческой
деятельности писателей; уметь: отмечать
афористичность, краткость речи,
завершенность фразы, ироничное
отношение к слабостям человека в
рассказе Н.Тэффи, сочетание
проникновенных и правдивых чувств в
рассказе М.Зощенко, понимать
абсурдность происходящего в
сатирических произведениях.
55
М. А. Осоргин. Слово
о писателе. Сочетание
реальности и
фантастики в рассказе
«Пенсне».
Знать: автора, факты его жизни и
творческой деятельности, содержание
рассказа; понимать авторский замысел;
уметь определять реальное и
фантастическое в рассказе, анализировать
изобразительно-выразительные средства
языка, используемые писателем для
описания необычной «жизни» вещей,
определять их роль в произведении.
56
А. Т. Твардовский.
Слово о поэте. Поэма
«Василий Теркин».
Картины фронтовой
жизни в поэме.
Знать факты жизни и творческого пути
писателя, историю создания поэмы
«Василий Теркин», композицию поэмы;
понимать ее сюжет, который складывался
по мере хода всенародной войны,
соотношение жизненной правды и
художественного вымысла, тему
исторической памяти.
57
Василий Теркин —
защитник родной
страны. Новаторский
характер образа
Василия Теркина.
Правда о войне в
Знать содержание глав, уметь
анализировать, как автор создает живой и
убедительный народный характер, какими
средствами поэт подчеркивает предельную
степень обобщенности в образе героя,
своеобразное воплощение черт русских
богатырей.
19
поэме Твардовского.
58
Композиция и язык
поэмы «Василий
Теркин». Юмор.
Фольклорные мотивы.
Авторские
отступления.
Понимать жанрово-стилевые и сюжетно-
композиционные особенности поэмы;
уметь находить в поэме сочетание героики
и юмора, объяснять, что придает
законченность поэме, роль авторских
отступлений, стилевое многообразие
поэмы, включение лирических глав.
59
А. П. Платонов. Слово
о писателе. Картины
войны и мирной
жизни в рассказе
«Возвращение».
Нравственная
проблематика и
гуманизм рассказа.
Знать факты жизни и творческой
деятельности писателя, содержание
рассказа, его сюжет, определять смысл
названия рассказа, уметь анализировать
текст, объясняя состояние человека,
вернувшегося с войны, столкнувшегося с
трудными обстоятельствами мирной
жизни, чувства жены героя и его детей,
переживших тяготы войны; наблюдать за
языком писателя, объяснять его отношение
к изображенному.
60
Урок-концерт. Стихи
и песни о Великой
Отечественной войне.
Боевые подвиги и
военные будни в
творчестве М.
Исаковского,Б.
Окуджавы, А.
Фатьянова, Л.
Ошанина.
Знать автора стихотворений,
композиторов, положивших стихи на
музыку; уметь объяснять тематику
стихотворений, их музыкальность,
простоту сюжета, объяснять жанр
лирической песни, сопоставлять
фронтовые песни с песнями народными.
61
В. П. Астафьев. Слово
о писателе. Проблемы
рассказа «Фотография,
на которой меня нет».
Отражение военного
времени в рассказе.
Уметь определить основную мысль
рассказа (непреходящая историческая
память народа), отмечать
непринужденность живых интонаций
народной русской речи, определять
художественную роль отступлений;
понимать человеческие характеры и
взаимоотношения между людьми.
62
Классное сочинение
«Великая
Отечественная война в
литературе XX
века»(произведение по
выбору учащегося).
Уметь написать отзыв на самостоятельно
прочитанную книгу, V обосновать свой
выбор, определить тему, идею
произведения, объяснить, как тема
раскрывается (через сюжет, особенности
построения, характеры персонажей), как
выражается авторская идея в произведении
20
63
Русские поэты о
Родине, родной
природе.
Уметь определять род и жанр
литературного произведения;
выразительно читать стихи; строить
устные и письменные высказывания в
связи с изученными произведениями;
участвовать в диалоге по прочитанным
произведениям.
64
Поэты Русского
зарубежья об
оставленной ими
Родине. Мотивы
воспоминаний, грусти,
надежды.
Уметь анализировать произведение,
находить и определять роль литературных
приемов и средств, используемых автором
для выражения чувств.
Зарубежная литература(4ч.)
65
У. Шекспир. Слово о
писателе. «Ромео и
Джульетта». Поединок
семейной вражды и
любви. «Вечные
проблемы» в трагедии
Шекспира.
Знать факты биографии и творческой
деятельности автора; уметь объяснять
особенности жанра, основной конфликт,
роль монологов-исповеданий,
метафоричность речи героев, определять
эпизоды, наиболее значимые для
понимания идеи трагедии, делать выводы
об утверждении бесценности и вечности
любви.
66
Сонеты У. Шекспира.
Воспевание поэтом
любви и дружбы.
Сонет как форма
лирической поэзии.
Уметь: определять темы прочитанных
сонетов, роль метафор и сравнений в
художественном тексте, определять
стихотворный размер; понимать
иносказательность языка сонетов,
богатство выражения человеческих.
67
Ж.-Б. Мольер.
«Мещанин во
дворянстве» (сцены).
Сатира на дворянство
и невежественных
буржуа.
Знать автора, факты его биографии и
творческой деятельности (путь Мольера к
театру и литературе, судьба великого
драматурга); понимать особенности
драматического произведения эпохи
классицизма, основной конфликт
(столкновение разумного и неразумного
начал, правила трех единств).
Понимать: способы раскрытия автором
цинизма и самовлюбленности
аристократов; уметь определять приемы
создания Мольером комических ситуаций,
их роль в пьесе; объяснять конфликт
комедии, уметь составлять характеристику
персонажей, определять идейно-
художественное родство сатиры Мольера
и Фонвизина.
68
Дж. Свифт. Слово о
писателе.
«Путешествия
Знать автора, факты его биографии и
творческой деятельности, содержание
произведения; уметь пересказывать,
объяснять отношение автора к
21
Гулливера» как сатира
на государственное
устройство общества.
В.Скотт «Айвенго».
изображенному, понимать переносный
смысл использованных бытовых деталей.
22