Методическая разработка урока "Мастерство реалистической детали в изображении вещного мира и создании портретной характеристики" 11 класс

Муниципальное образовательное учреждение среднего общего образования
«Москаленский лицей» Москаленского муниципального образования
Омской области
Методическая разработка урока литературы
(11 класс)
Мастерство реалистической детали в изображении вещного
мира и создании портретной характеристики. (По роману
А.Н.Толстого «Петр Первый».)
Автор: Климович Светлана Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
Агеносов В.В. Русская литература XIX-XX веков.
Программа10-11 классов общеобразовательных
учреждений / В.В.Агеносов, А.А.Архангельский.-
М.:Дрофа,2002.-48с.
Учебник:Русская литература XX века. 11 кл.:
Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.-
В 2 ч. под ред.В.В.Агеносова.-М.: Дрофа,1997.-528с.
р.п. Москаленки – 2009
Цели урока:- научить определять роль реалистической
детали в создании портретной
характеристики и изображении вещного мира;
- развитие речевой деятельности учащихся при
литературоведческом анализе произведения;
- культурологический подход.
1 этап. Слово учителя.
- Известно, как велико значение первой фразы художественного текста –
идейного и эстетического камертона всего произведения. Таково начало
«Петра Первого». Далёкое прошлое нарисовано в нём с воистину
скульптурной осязаемостью, начиная с первой фразы.
Помните: «Санька соскочила с печи, задом ударила в забухшую дверь» (кн.1,
гл.1).
Никаких авторских предварений. Что за Санька? Откуда взялась? Когда
происходит действие? Начало совсем другое, чем у классиков 19 века.
Задание: Вспомните первые сцены романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» или
романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
- Что, Петр? Не видать еще, - спрашивал 20 мая 1859 года, барин лет
сорока с небольшим…
«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой
человек вышел из своей каморки…»
Ничего нет от автора. Всё самовыявляется через действие, движение, слово
персонажа. Повествователь отсутствует. В этом и выражается его высшая
художественная активность.
-Роман начинается с бытовой зарисовки. Подтвердите это словами текста.
В хате Бровкиных бедно, тёмно, студёно. «Исплаканные глаза хозяйки»
застилает дым топящейся «по-черному печки (дым идёт в дверь, в окошко
и в трубу немножко), дети «все были босы», Иван Артемьич, одетый в
сермяжный кафтан и «лапти», ладит «гнилую сбрую», поит голодного коня
и размышляет о том, что «смерть скорее», чем «эдакое государство».
- Каково лексическое значение слов люто, студёно, балуй?
(Предварительно дано индивидуальное задание: в Словаре русского языка
С.И.Ожегова найти значение данных слов).
1. Лютый – 1.Злой, свирепый, беспощадный. Л.зверь. Л.враг. Лютая
ненависть.2.перен. Очень сильный, невыносимо тяжкий, причиняющий
мучения. Л.мороз. Лютое горе.
2.Студёный – (прост.). Очень холодный. Студеная вода.
3.Балуй – то же, что и баловаться (в 1 знач.; прост.). Шалить, забавляться, а
также обращать в забаву что-н. серьёзное. Не балуй со спичками.
Картина передаётся через восприятие ребёнка, вероятнее всего – Саньки
Бровкиной. Это позволяет внести оптимистическую ноту (дети радостно
воспринимают окружающий мир, как бы убог он ни был), а также
подготовить дальнейшее развитие сюжетной линии (превращение дочери
бедного крестьянина в жену мелкопоместного дворянина, приближённого к
себе Петром, а затем – в «московскую Венеру», усвоившую не только этикет,
но и получившую в конце концов европейское образование).
Вопрос учащимся: Какими художественными средствами писатель достигает
глубины в раскрытии далёкого прошлого?
( Пейзаж, художественная деталь, персонажи).
- А что такое художественная деталь? Обратимся к записи на доске.
Словарная работа.
Художественная деталь – значимая подробность, частность, позволяющая
передать эмоциональное и смысловое содержание
сцены, эпизода или всего произведения. Чаще
всего в качестве детали изображаются предметные
подробности, придающие дополнительные черты
портрету, обстановке, пейзажу, действиям, жесту,
речи.
2 этап. Анализ эпизода (кн.2, гл.1, подгл.3).
От слов: «Роман Борисович вошел в палату. Покосился на дочерей. Те
только нагнули головы. Авдотья, встав, поклонилась…» до «…Водки еще
так-сяк, но чесноку не дадут».
- Один из героев «Петра Первого»- князь Роман Борисович Буйносов –
человек, целиком находящийся во власти старых традиций. Но он поставлен
в такие условия, когда со всех сторон на него властно наступает новое.
Проследим за стилистически-интонационной окраской некоторых фраз.
« Роману Борисовичу хотелось бы выпить с холоду чарку калганной,
закусить чесночком…Водки еще так-сяк, но чесноку не дадут…»
Первая фраза дана целиком, но в самом конце писатель умело подготовил
переход её в последующую несобственно-прямую речь (на доске
записывается новый термин). Закусить именно чесночком, а не чесноком –
уменьшительно-ласкательный суффикс передаёт отношение самого
Буйносова к закуске. Вторая фраза даётся «изнутри», она целиком
принадлежит Роману Борисовичу. Мы слышим, как хозяин долго думает,
размышляет. Причём, какова же позиция этого хозяина? Он уже примирился
с тем, что чесночку не дадут.
Недовольство боярина, вызванное переменами в доме, передаётся на
дальнейшее отношение к закуске.
- Бедный Роман Борисович! Он принуждён жевать маленький пирожок с
черт-те с чем! Разумеется, такой начинки не существует даже в плохом
буфете. «Черт-те с чем» - это не «содержание» пирожков, таково отношение
Буйносова, привыкшего, должно быть, видеть на столе громадные пудовые
пироги, к тем гастрономическим нововведениям, которым он вынужден,-
опять-таки вынужден!-подчиниться.
Вывод:
Точка зрения персонажа, постепенность её перехода в точку зрения автора
и обратно делают повествование более подвижным, энергичным, гибким,
насыщенным большим количеством эмоциональных оттенков.
3этап. Подготовка к анализу эпизодов о Петре Первом.
- Роман назван именем главного героя. А кто является главным героем? Кто
такой Петр Первый?(Сообщение ученицы о личности Петра Первого,
историческая справка).
Необходимо отметить, что титул русского царя включал в себя названия
всех владений, которые признавали его своим повелителем. Начинался титул
словами: «Царь и великий государь всея Великия и Малыя и Белыя России
самодержец, царь Казанский, Астраханский, Сибирский…» Царь-
«государь», т.е. «господин», повелитель всех своих подданных без
исключения.
В романе характер Петра складывается на глазах читателя. Какие этапы
формирования личности можно отметить? Какими событиями в романе это
обусловливается?
4этап. Анализ эпизода, в котором описывается приезд Петра в Пашино в
ответ на письмо Тихона Стрешнева о воровстве подрядчиков (кн.1, гл.6, со
слов «В Царицыне караван остановился» до «Войска прямо грузить на судна.
Не мешкая… Азов возьмем сналета»).
Вопросы: Как показан портрет Петра в этом эпизоде? Отметьте глаголы,
которыми автор передаёт действия Петра. Насколько точно они помогают
понять внутреннее состояние царя? С какой целью используется приём
контрастного изображения Петра на фоне описания столицы? Какую роль
играет изображение спокойного Дона в конце эпизода?
Вывод:
Рисуя гнев и горячность Петра, Толстой прибегает к указанию на действия
и жесты (важная роль в характеристике Петра). Первые отрывистые фразы
передают внутреннее состояние царя. Речь служит не менее важным
средством характеристики Петра. Речь царя отличается эмоциональностью,
отражающей горячность и необузданность его натуры. В то же время она не
лишена образности.
- А.Толстой часто использует приём контрастного сопоставления героев.
Какие качества Петра оттеняются при сравнении с Василием Голицыным
(кн.1, гл.4, подгл.3; кн.1, гл.7, подгл.1; кн.2, гл.4,подгл.3; кн.1, гл.3, подгл.1)?
С Карлом 12 (кн.2, гл.2, подгл.4,5; кн.2, гл.3, подгл.3)?
Как раскрывается внутренний, душевный мир Петра в романе?
Проанализируйте поведение и внутреннее состояние героя в сцене после
смерти Лефорта (кн.2, гл.1, подгл.5). Какую фразу он произносит?
«Другого такого друга не будет, - сказал он. (Схватился за глаза, затряс
темными, слежавшимися за дорогу волосами). - Радость – вместе и заботы
вместе. Думали одним умом… (Вдруг отнял руку, оглянулся, слезы высохли,
стал похож на кота…)».
Вывод:
Толстой так организует повествование, что каждое событие или факт
помогают увидеть Петра с новой стороны. Так патриотизм Петра в начале
романа выражается в боли и обиде за свою страну, уступающую в
экономическом отношении Западу, в дальнейшем повествовании он
выражается в конкретных делах царя по укреплению могущества России.
Какие это дела? (Строительство фабрик, мастерских, борьба за выход к
морю и т.д.).
5этап. Театрализация.
- Многообразное включение в текст документов и писем также позволяет
отметить в герое новые качества.
Учащимся предлагается понаблюдать за поведением, внешностью Петра,
когда он пишет письмо матери, Наталье Кирилловне (кн.1, гл.3, подгл.5), а
также проанализировать текст письма.
- Государь!.. – произносит учитель. (В кабинет входит царь Петр, на нём
голландское платье с жабо и кружевами, треуголка…)
К услугам Вашего Величества перо и бумага.(Царь подходит к столу,
где стоит чернильница, лежит лист бумаги, берёт перо и начинает писать
письмо, вслух проговаривая фразы. Задумавшись, смотрит вдаль,
вскакивает, нервно ходит, грызя ногти.
«Вселюбезнейшей и паче живота телесного дражайшей матушке царице
Наталье Кирилловне, недостойный сынишка твой Петрунька, в работе
пребывающий, - благословения прошу, о твоем здравии слышать желаю. А
что изволила мне приказывать, штоп мне быть в Преображенском, и я быть
готоф, только гей гей дело есть: суды все в отделке, за канатами дело стоит.
И о том милости прошу, чтоп те канаты ис Пушкарского приказу не мешкав
прислали бы. И с тем житье наше продолжица. По сем благословения прошу.
Недостойный Петрус».
- Какое впечатление произвёл на вас внешний облик героя? Как это, по-
вашему, его характеризует? Какие качества личности Петра можете назвать?
Необходимо обратить внимание учащихся на то, что Петр так и остался
до конца своей жизни малограмотным человеком, не постигшим
элементарных правил грамматики и орфографии. Даже в зрелые годы он
писал многие слова по фонетическому принципу (как слышал, так и писал).
- Государь, не пожелаете ли Вы пройти в народ и принять участие в беседе?
- Зело. Добро. (Проходит и садится на свободное место).
Вывод:
Портретные характеристики разбросаны по всему произведению и вводятся
автором лишь в тех случаях, когда ситуация или обстановка позволяет
отметить в герое новые качества. Толстой не даёт нейтральных описаний.
Они все пропущены через восприятие других персонажей.
6 этап. Символика в романе.
- Ребята, как вы думаете, деталь может выступать в качестве чего-нибудь
другого в художественном произведении или иметь другое значение?
(- Да, как символическая деталь).
Запись на доске: Символ один из видов тропа, слов, которые получают в
художественном тексте кроме своих основных
(словарных, предметных) значений, ещё и новые
(переносные).
- Давайте попытаемся выявить символическое значение деталей в романе.
Какую роль они играют?
А) – С чего начинается каждая книга романа?
1 книга начинается с холодной, зимней ноты. «Студёно».
2 книга – «Неохотно занималось февральское утро».
3 книга открывается картиной «июльского знойного пейзажа».
Символика времён года (движение от зимы к лету) подтверждает авторское
представление о поступательном развитии общества от патриархальности к
более прогрессивным формам.
Не только главный герой находится в расцвете своих сил, но и жизнь в
России приобретает черты земного рая.
Б) Вещи становились предметными символами характера (голландское
платье Петра, башмачки князя Голицына, «новый бараний полушубок,
крытый синим сукном», подмечивал превращение нищего холопа Ивашки в
именитого купца Ивана Артемьича).
В) Действие переносится на продуваемые морским ветром пространства
будущей столицы. Образ ветра, выполняя функцию реалистической детали,
обретает многозначность символа:
- мощный, разрушительный (он передаёт противодействие природы
начинаниям Петра);
- промозглый (несущий лихорадку и смерть);
- солёный, морской (он раздувает паруса петровских кораблей и радует
его).
Г) Каждое лицо как символ некоторой жизненной установки, как символ
определённого жизненного решения идеологических вопросов, которые его
мучают.
7этап. Рефлексия.
- Какую роль играет реалистическая деталь в произведении?
(Позволяет со всей ощутимостью передать своеобразие эпохи.)
-В романе использованы все типы и виды деталей. Назовите их.
(- портретная - облик, одежда, манера поведения;
- бытовые – интерьер, вооружение, образ жизни;
- культурологические – обычаи, книги, ремесло, искусство;
- психологические – образование, представление о мире;
- визуальные, звуковые, передающие различные ощущения.)
- Что ещё способствовало созданию впечатления исторической
достоверности?
(Введение в текст подлинных документов, Указов Петра, писем различных
лиц; в монологах и диалогах на общелитературном фоне появляются
просторечия, диалектизмы, архаизмы).
- Какие новые литературные термины вы узнали на уроке?
-Закончите фразу: «Стараясь разгадать загадки слова в тексте, мы находим
путь не только к постижению тайны авторского замысла, но и к истокам
………………. и ……………….»(А.Д. Дейкина).
культуры духовности
8 этап. Домашнее задание.
- Прокомментируйте одно из последних писем А.Н.Толстого: «Роман хочу
довести только до Полтавы, может быть, до Прутского похода, еще не знаю.
Не хочется, чтобы люди в нем состарились, - что мне с ними со старыми
делать?»
Литература
1. Баранов В. Взлеты и «падения» Алексея Толстого //Литература в
школе, 1989, №6, с.19-27
2. Богомолова Е.И., Жаров Т.К., Кедрова М.М. Пособие по литературе
для слушателей подготовительных отделений высших учебных
заведений: Учебное пособие.- М.: Высш. шк., 1985,С.362-367
3. Буслакова Т.П. Русская литература 20 века: Учебный минимум для
абитуриента. - М.: Высш. шк., 1999, с.255-271
4. Грихин В.А., Смирнов А.А. Пособие по русской и советской
литературе.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1980, с.207-210
5. Русская литература: 20 век: Справ. Материалы: Кн. для учащихся ст.
классов / Л.А.Смирнова, А.А.Кунарев, И.Н.Иванов и др. – М.:
Просвещение, 1995, с.259-273
Толстой А.Н. Избранные сочинения. - М.: Худож. лит., 1990.-717 с.