Конспект урока "А.Н. Островский. Слово о драматурге.. Обзор содержания пьесы «Бедность не порок»" 9 класс

1
Урок литературы в 9 классе.
А. Н. Островский.Слово о драматурге.. Обзор содержания пьесы «Бедность не порок».
Цели урока:выявить особенности драматургии Островского на примере разбора конфликта в комедии «Бедность не
порок»,развивать у школьников умения мыслить логически: находить главное, сравнивать, обобщать, делать
выводы;воспитывать интерес и бережное отношение к русской литературе.
Х о д у р о к а
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Сообщение темы и цели.
Работа над новым.
1. Вступительное слово учителя. Сегодня нам предстоит познакомиться с драматургом Александром
Николаевичем Островским и его пьесой, написанной в ранний период его творчества, «Бедность не порок».
Запишите в тетради тему урока: «А. Н. Островский. «Бедность не порок». В старших классах вы будете
изучать его знаменитую пьесу «Гроза». Но сейчас имя это для нас новое, поэтому несколько слов о самом
драматурге.
2.Биография автора.
31 марта (12 апреля) 1823 г. родился в Замоскворечье в семье чиновника, имевшего частную юридическую
практику в купеческой среде.
1840 г. закончил Первую Московскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского
университета.
1842 г. – бросает учебу в университете.
1843–1845 гг. – служит сначала в Московском совестном суде, а затем в Московском коммерческом суде.
1847–1851 гг. ранний период творчества. Поиски своего пути. Влияние «натуральной» школы. Пьесы «Свои
люди – сочтемся», «Бедная невеста», «Не сошлись характерами», «Утро молодого человека».
1852–1854 гг. – «москвитянинский период». Сотрудничество с журналом «Москвитянин». Славянофильские
настроения. Пьеса «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется».
1855–1860 гг. предреформенный период. Сближение с журналом «Современник» и революционерами-
демократами. Пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза».
1859 г. – основатель и активный участник «Литературного фонда».
1861–1886 гг. пореформенный период. Сатирические пьесы, отражающие жизнь пореформенной России:
«Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы». Исторические пьесы: «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский»,
«Воевода». Психологические драмы: «Правда хороша, а счастье лучше», «Последняя жертва», «Бесприданница»,
«Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», пьеса-сказка «Снегурочка».
1865 г. – инициатор создания «Артистического кружка».
1874 г. – инициатор создания «Общества русских драматических писателей и оперных композиторов».
1886 г. – смерть А. Н. Островского.
5. Р а с с к а з у ч и т е л я о п ь е с е «Бедность не порок».
Эта пьеса была задумана автором 10 июля 1853 г., а начата 22 августа того же года.
Первоначально она называлась «Гордым бог противится» и должна была состоять из двух актов.
К концу 1853 г. пьеса была закончена, успех превзошел все ожидания.
Ни одна из пьес не вызвала после своего опубликования таких горячих и принципиальных споров, как «Бедность
не порок». Представители демократической критики увидели в ней, и прежде всего в образе Любима Торцова,
художественное воплощение своих общественных идеалов.
Предназначая пьесу для сцены Малого театра, драматург задолго до окончания комедии распределил ее роли
между артистами этого театра.
На сцене Московского Малого театра в течение второй половины XIX в. «Бедность не порок» ставилась чаще
других пьес Островского. В представлениях этой комедии участвовали лучшие силы «дома Островского»: М. Н.
Ермолова, О. О. Садовская, Павел Васильев – один из лучших исполнителей роли Любима Торцова.
Драматические произведения (др.-гр. drama–действие) воссоздают событийные ряды, поступки людей и их
взаимоотношения. Но развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Собственно
авторская речь здесь вспомогательна и эпизодична. Списки действующих лиц, обозначение времени и места
действия; описания сценической обстановки в начале актов и эпизодов, а также комментарии к отдельным репликам
2
героев и указания на их движения, жесты, мимику, интонации (ремарки). Все это составляет побочный текст
драматического произведения. Основной же его текст — это цепь высказываний персонажей, их реплик и
монологов.
Коме
́
дия (др.-греч. κωμῳδία, от κῶμος, kỗmos, «праздник в честь Диониса» и ἀοιδή/ᾠδή, aoidḗ / ōidḗ, «песня»)
жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также
вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных
персонажей.
Реплика (от лат. replico возражаю или франц. replique опять, ещё прикладываю) в театре и кино
элемент диалога, краткое высказывание одного актёра/персонажа, за которыми, как правило, следуют слова другого
актёра.
Ремарка (театр.) пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе. Р. могут
пояснять возраст, внешний облик, одежду действующих лиц, а также их душевное состояние, поведение, движения,
жесты, интонации. В Р., предпосылаемых акту, сцене, эпизоду, дается обозначение, иногда описание, места
действия, обстановки.
3.Знакомство с содержанием пьесы.
4. О б м е н м н е н и я м и о п р о ч и т а н н о м .
Н. Добролюбов назвал произведения Островского «пьесами жизни». Как вы понимаете это выражение?
Покажите на примерах из текста, что Островского действительно интересует жизнь русского общества,
русского человека.
Домашнее задание.
Прокомментировать скрытую характеристику героев, данную при помощи говорящих имен и фамилий.
Это задание может быть выполнено в группах, где работу возглавит сильный ученик, тонко чувствующий
русское слово.
3