Интегрированный урок "Победившее смерть Слово" 10 класс

Интегрированный урок
на тему « Победившее смерть Слово»
(опыт прочтения стихотворения А.С. Пушкина « Странник»)
Цели:
Показав глубину и вневременность поэзии Пушкина на примере одного
стихотворения , воспитывать талантливого читателя; способствовать развитию
творчества учащихся.
Эпиграфы к уроку :
А каждый читатель как тайна, Как в
землю закопанный клад…
А . Ахматова .
Молчат гробницы ,мумии и кости,-
Лишь Слову жизнь дана…
И.Бунин .
Оборудование:
Портрет А.С. Пушкина , стихотворение « Странник» 1835 г., сборник « Иллюстрации к
произведениям А.С. Пушкина», репродукции картин И .Крамского « Христос в пустыне»,
В . Поленова « Мечты».
( в ходе урока использовались репродукции картин Ф .Малявина «Бабы»,Р.Салямова
« Ночь нежна» ; « Романс» Г .Свиридова, таблицы цветовых сочетаний).
Автор урока: Немолькина Мария Николаевна , учитель русского языка , литературы и
культуры общения МОУ СОШ №3 г. Хвалынска Саратовской области
Интегрированный урок «Победившее смерь Слово» (опыт прочтения стихотворения
А.С. Пушкина « Странник») был проведён в 10 классе средней школы №3 г. Хвалынска в
рамках программного изучения лирики А. С. Пушкина
Делая акцент на эмоционально - эстетической природе поэзии Пушкина, которая
исследует глубины человеческого духа, мы попытались открыть в учащихся талантливого
читателя. Не нарушая единства « слово- чувство- мысль», намеренно усиливая среднее
звено этой цепи - « чувство», мы старались организовать непосредственный контакт
ученика и поэта, чтобы « воспламенившись» от Слова , без подсказки учебника,
критической статьи или учителя, учащиеся могли постичь даже такое непростое
произведение Пушкина, как « Странник».
В основе урока - три этапа « погружения» в текст,тему.
Первое - поверхностное , основанное на первых впечатлениях, ассоциациях .
Второе -более глубинное, требующее работы с текстом.
Третье - основательное, через творческую лабораторию - к выводам.
С нашей точки зрения, недостаточно, чтобы произведения живописи или музыки были
лишь иллюстрацией к уроку.
Мы построили урок таким образом, чтобы учащиеся окунулись в процесс творчества,
создав свою собственную творческую « лабораторию», в которой можно было бы
испытать разные способы самовыражения.
« Переводя» литературное произведение на язык других видов искусства, учащиеся
глубже «погружаются» в само литературное произведение, пытаясь « дойти до самой
сути».
Творческую работу, связанную с музыкой ,выбирают, как правило, те , кто учился в
музыкальной школе.
Другой вариант работы - в красках выразить своё понимание темы доступен даже тем,
кто не умеет рисовать,т. к. можно пользоваться просто сочетаниями цветов,цветовыми
пятнами.
Выводы,к которым приходят старшеклассники, интересны , самобытны.
Цель - читать вместе , воспринимать индивидуально- достигнута.
Немолькина М. Н., учитель русского языка и литературы
Учитель литературы. Услышав роковую весть, чопорный, бессердечный Петербург
стал свидетелем того, как тысячи людей бросились к дому поэта и навсегда вместе со всей
Россией там остались.
«Прощайте, друзья»,- сказал умирающий Пушкин, окинув взглядом свою библиотеку.
Вся эпоха мало-помалу стала называться пушкинской. Все красавицы, фрейлины,
хозяйки салонов, члены высочайшего двора, аншефы и неаншефы постепенно начали
именоваться пушкинскими современниками, а затем просто опочили в именных
указателях пушкинских изданий.
В дворцовых залах, где они танцевали и сплетничали о поэте, висят его портреты и
хранятся его книги, а их бедные тени изгнаны оттуда навсегда. Про их великолепные
дворцы говорят: здесь бывал Пушкин или: здесь не бывал Пушкин. Всё остальное
никому не интересно.
Он победил время и пространство.
Десятки рукотворных памятников не могут заменить тот один, нерукотворный, что
крепче меди.
Победившее смерть Слово заиграло красками и зазвучало с новой силой. Краски эти за
два столетия не потускнели, а музыка пушкинского стиха звучит столь же
проникновенно.
Но Пушкина надо не почитать, а читать, как заметил один из современных литераторов.
Учитель культуры общения. Урок начнём с небольшой психологической установки.
Из всех способностей человека самая главная- способность к творчеству. Она необходима
в любой работе: будь то физик или биолог, экономист или литератор, фермер или
менеджер. Кем бы вы ни были- относитесь к своему делу творчески, а не как
механические исполнители.
Но чтобы развить в себе способность к творчеству, нужен труд с постоянным поиском
элементов нового, с подключением фантазии к любому процессу, даже к такому
«простому»,как чтение. Каждый человек является читателем, но разного уровня, разной
«квалификации».
А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад…,
писала Анна Ахматова. Эти поэтические строки будут вторым эпиграфом к нашему
уроку, цель которого – учиться быть читателем.
Учитель литературы. Поэт, писатель мыслит образами. Когда мы читаем
художественное произведение, то в нашем воображении обычно возникают картины.
Мы как бы видим героев, слышим их голос, наблюдаем за их действиями и поступками.
Перед нами стихотворение А. С. Пушкина «Странник». Что означает слово «странник»?
(ответ: путешественник )
Ученик. Обратимся к словарю В. Даля. Странник-( то же что странствователь) странный,
захожий человек с чужбины, проезжий, прохожий; гость, ищущий где-либо временного
приюта.
Учитель литературы. Я читаю стихотворение «Странник», а вы в это время
попытайтесь фиксировать своё восприятие. Что нужно делать? Слушать и писать. Что
писать? Всё, что будет возникать в воображении, в сознании: вопросы, фигуры, картины,
мысли.
(Посмотрите на черновики Пушкина . Стих переходит в рисунок.)
Не стремитесь к совершенству или завершённости. Пусть это будут отрывочные наброски,
фрагменты. Если представил картину, зарисуй её: можно словами, можно линиями.
Возникла мысль - запиши. Возник вопрос - задай его. Чувства, настроения попробуй
хоть одним словом их выразить. Нечего пока записывать - слушай. Попробуй понять, о
чём пишет поэт, как построено стихотворение.
Наша цель - понять поэта, постичь тайну художественной силы «Странника».
Итак, первое « погружение» в стихотворение.
(Учитель медленно читает, делая небольшие паузы между частями).
Из записей учащихся:
…Странник - странный. Не такой, как все? Он индивидуальность. Человек должен
быть индивидуальностью.
…А он мятежный просит бури…
…Я вспомнила стихотворение «Не дай мне бог сойти с ума…» Мне кажется, они близки
по настроению.
…В самом деле, душевные муки страшнее физической боли.
…Я видел настоящего странника. Длинная борода и собранные в косу волосы. Прохожие
оглядывались. Мама сказала, что он уже десять лет путешествует по святым местам
(без денег!) Интересный человек!
...Уверена , Пушкин писал о себе. Ведь он тоже был одинок и так же страдал от
непонимания.
Учитель культуры общения. Стихи Пушкина дарят нам русский язык в его
великолепии. И пусть, никогда больше не услышим этот язык от наших знакомых и
сами не говорим так, всё равно он – наш, он всегда с нами как вечная драгоценность.
Учитель литературы. Второе « погружение» предполагает работу с текстом.
Найдите «ключевые» слова, фразы каждой части стихотворения. (Получится
своеобразная канва).
… души пронзённой муки…
скорбь час от часу меня стесняла боле…
уныние моё всем было непонятно…
здравый ум во мне расстроенным нашли…
Куда бежать? какой мне выбрать путь?
Я вижу некий свет…
Спасенья верный путь…
Найдите словосочетание, которое является «эпицентром» стихотворения.
(ответ: духовный труженик)
Учитель культуры общения. Эмоциональные люди воспринимают поэзию (иногда и
прозу) в цвете и линиях.
Наташа Ростова говорит о Пьере Безухове и Борисе Друбецком: «Безухов тот синий,
тёмно- синий с красным, и он четвероугольный. А Борис- узкий такой, как часы
столовые… Узкий, знаете, серый, светлый…»
А какой будет странник духовный труженик, если его изобразить геометрической
фигурой?
(Ответы: треугольник, так как он не вписывается в ту серую среду, где живёт; он сам
как бы с острыми углами; потому что
основание треугольника - на земле, вершина же устремлена в небо).
Странник аккумулирует в себе всю земную боль, но ищет единственно свой путь к
спасению.
Учитель литературы. Кто этот юноша, который указывает путь к свету?
(ответы: ангел; человек , который уже нашёл себя в этой жизни; совесть, которая
всегда подскажет, как поступить).
Схема получает своё завершение: Со-весть, путь познания самого себя (Приложение )
Учитель культуры общения. В самом деле, нередко человек воспламеняется от
общения с личностью. Поучительна одна восточная притча. Старик в старческой
полудрёме проходил мимо дома, где крестьянка будила своего недоросля: «Проснись!
Солнце встало, небо голубое, птицы поют». Старик вдруг увидел красоту летнего дня.
Он сел на ступеньки храма и просидел в размышлениях всю ночь. Дети искали его. « Ты
что, уснул здесь?»- сказали ему, когда нашли. «Нет, я наконец-то проснулся»,- отвечал
старик, а проходя мимо дома, где жила крестьянка, всякий раз кланялся ей в пояс.
Соприкасаясь с Пушкиным, воспламенялись поэты, музыканты, художники.
Учитель литературы. Лирическая поэзия по своей художественной форме близка к
произведениям музыки. Чайковский писал: « Слова, уложенные в форму стиха, уже
перестали быть просто словами, они омузыкалились».
Учитель музыки. Музыка звучит в нашем подсознании, когда мы читаем Пушкина.
Как звучит неохватная человеческая боль? Как прозвучит мужество? Как- надежда?
В состав симфонического оркестра входят ударные инструменты, духовые, клавишные,
струнные. У каждой группы инструментов своя роль. Если композитору нужно
передать сильное душевное волнение, то эта задача будет отдана струнным инструментам.
Послушайте «Романс» композитора Свиридова к повести Пушкина «
Метель». Определите, какая звучит тема?
(ответы: тема любви звучит по-разному: то мягко, плавно, то бурно, страстно)
Как будет звучать тема странника - духовного труженика?
Каким музыкальным инструментам вы бы отдали предпочтение?
(ответы: оркестр, скрипка, виолончель, флейта)
Рассказывая о страннике, создайте музыкальный фон. Подумайте, когда грянет оркестр, а
когда тихо польётся мелодия.
Напишите музыку, но не нотами, а словами. Постарайтесь передать тот глубинный смысл,
который заложен в «Страннике».
Учитель рисования. Талантливо сказанное слово излучает не только звуковые, но и
цветовые импульсы.
Какой он, этот странник?
В живописи различают холодные тона : чёрный , синий , голубой , фиолетовый ; тёплые:
жёлтый , оранжевый, красный , малиновый.
Тёплые цвета словно приближают к нам предметы ,холодные отдаляют. Чтобы передать
то или иное настроение в рисунке ,нужно выбрать соответствующую ему цветовую гамму.
Обратите внимание ,что любой цвет становится выразительным в контрасте с другим .Мо
обязательно обратим внимание на маленькое красное пятно , если оно на зелёном фоне .
Дополнительные цвета , напротив , смягчают , сглаживают предмет. (
Обратите внимание на таблицу основных , дополнительных , контрастных цветов).
Художники говорят ещё о женских и мужских тонах . Женские- тёплые, земные.
Посмотрите на репродукцию картины Малявина « Бабы». Сколько тёплого красного
цвета , символизирующего материнство ! А вот « Демон»
Врубеля в серебристо- голубых тонах. Холодные тона -мужские. Но Демон существо
неземное . Странник же – человек , и не может быть оторван от земли .
Саратовский художник Рашид Салямов выражает своё душевное состояние в картине «
Ночь нежна». Художник вышел в тихую летнюю ночь ,но вихрь душевных сомнений
закруживает эту ночь тёмно-синими завитками, в которых лишь мелькают светлые блики.
Попытайтесь в красках выразить своё понимание темы « Странника» и дать ей словесное
обоснование .
Учитель литературы . Обратите внимание на ритм стиха. Прочтите строки в начале
стихотворения , строки 3 части. Каков ритм?
(Ответ : ритм неровный ).
Учитель рисования . Цветовой и линейный ритм тоже не будет равномерным. Он
будет прерывистым, может даже хаотичным.
Учитель музыки . Музыка не польётся единым потоком ,она будет в ритме стиха: то
стихать , то заполнять всё пространство .
Далее учащимся предлагается выбор символа урока.
Выбираем свечу символ вечной связи земного и небесного , символ надежды ;
открытую книгу символ мудрости (вспоминается юноша, читающий книгу из
стихотворения Пушкина ); перо- символ творчества ( его так любил рисовать Пушкин).
Открытую книгу и перо рисуем на доске . Зажигаем свечу .
Третье «погружение» - творческая лаборатория .
По своему выбору учащиеся работают либо над «музыкальным» эскизом к
«Страннику» , либо над рисунком к словесно- изобразительному сочинению.
Урок завершается чтением « музыкальных» эскизов . Затем в сопровождении
выразительного чтения стихотворения учащимися демонстрируются эскизы будущих
рисунков.
( Творческую работу учащиеся завершают и оформляют дома ).
Следующий урок –презентация творческих работ учащихся.