Конспект урока "Образ неба в романе - эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»"

«Образ неба в романе-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»
Марьина Кристина Игоревна
Учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 32 Краснооктябрьского района г. Волгограда
Волгоград, 2014
«Образ неба в романе-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»
Цели урока: сформировать у учащихся представление о роли неба в романе-
эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
Планируемые результаты: понимание связи литературных произведений с
эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных,
непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения; формулирование собственного отношения к
произведениям русской литературы.
Методы и приемы:
1. Исследовательский метод.
Приемы:
-самостоятельный анализ образов;
-рекомендация пособий и источников;
-доклады, индивидуальные сообщения.
2. Метод творческого чтения.
Приемы:
- беседа, выясняющая непосредственное впечатление от прочи-танного;
- устное словесное рисование;
Материалы к уроку:
Отрывки из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (1 том 3 часть 17 глава, 2
том 2 часть 12 глава, 3 том 1 часть 19 глава, 4 том 3 часть 10 глава), отрывки
из книг Э.С. Зайденшнур «Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир» (стр.18),
Г.В.Краснова «Л.Н.Толстой «Война и мир». Комментарии» (стр.390),
Э.Е.Зайденшнур «Вступительная статья: Поиски начала романа «Война и
мир»: Пятнадцать набросков (1863-1864) (стр.210, 213), Д.Фоли
«Энциклопедия знаков и символов» (стр. 314), О.Вовк «Словарь символов и
знаков» (стр.261), В.Нагаева «Знаки и символы» (стр.612), Л.Д. Опульской
«Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» (стр.104), С.И. Кормилов, В.Е. Халищев
«Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» (стр. 58, 280), И.Н. Фейн «Роман
Толстого «Война и мир». Целостный анализ» (стр.38, 69).
Ход урока
Учитель: сегодня мы продолжим изучение романа Л.Н.Толстого «Война и
мир» и поговорим об образе неба. Дома вы должны были подготовить
материал о символике неба и его различных смысловых значениях.
Ученик: хочу начать своё сообщение о символике неба как знака. Как
сообщает энциклопедия знаков и символов, «небо – это воплощение косми-
ческого верха. Восприятие неба приобщает к сфере величественного и
трансцендентального; все возвышенное, духовное, божественное
приписывается небесному. Воздушная стихия неба обусловливает тот факт,
что оно мыслится в качестве души, дыхания мира» [Фоли, 1997: 314].
Ученик: я хочу рассказать о мифологической стороне символики неба.
«Обладая свойствами недоступности, огромности, в мифологическом
сознании оно наделяется непостижимостью, всеведением, величием. Как
правило, божество небес является верховным богом. В индоевропейской
традиции верховное божество выражается основой, означающей «ясное
дневное небо»; отсюда древнеиндийский Дьяус, греческий Зевс, римский
Юпитер как Небо-отец. Идея верховного правителя восходит к символике
неба. Обычно олицетворяет мужское, оплодотворяющее начало
(исключением является египетская мифология), воспринимается как
источник жизнетворящих влаги и тепла. В космогонических представлениях
многих народов находят отражение мотивы отделения неба от земли и брака
неба с землей. В египетской мифологии богиня неба Нут вступает в брак с
богом земли Гебом. В китайской мифологии неба и земля предстают как отец
и мать всех людей: при этом небо породило мужчин, а земля породила
женщин (откуда впоследствии произошла идея о двух началах природы и
представление о том, что женщина должна быть подвластна мужчине, как
земля небу). Всякое божественное существо представляется как небесное.
Поэтому боги Шумера лучились сильным светом, поэтому более поздние
культуры усвоили концепцию света как выражения высшего величия. В
словаре символов и знаков сказано, что небеса выступают как образ рая,
непреходящего, неизменного, истинного, превосходящего все мыслимые
оппозиции абсолюта. Многоуровневое небо, образ, распространенный во
всех мифологических традициях, выступает как отражение представлений о
иерархии божественных сил. Количество небесных сфер варьируется в
соответствии с числовой символикой разных традиций. В символической
традиции небо соотносится с духом, с кругом и числом три, в то время как
земля с материей, с квадратным числом четыре» [Вовк, 2007: 261].
Ученик: обращаясь к книге символов и знаков, я узнал, что «небо в
большинстве языков является одновременно обозначением мира облаков и
созвездий, места пребывания богов и его «небесного войска», и вместе с тем
также место свободного проживания избранных умерших людей. Это
понятие смешивает метеорологические, астрономо-астрологические
наблюдения и размышления с идеями возникновения Космоса. Часто небо
рассматривается как прочный купол, где обитают боги созвездий и
наблюдают сверху за людьми, чтобы всякий раз в зависимости от их
поведения насылать плодотворный дождь, облака, засуху или молнию. В
Библии оно олицетворяется с божественным троном, на которой
возвращается Христос после своего воскрешения. Библия представляет это
так: небо, подразделенное на ярусы (евр. Шамайим, множественное число),
смыкающиеся куполами над земным шаром. На ярусах обитают различные
иерархии ангелов, о чем писал Дионисий Ареопагит (ок. 500 г. н.э.).
Купола церквей часто украшаются образными сценами из жизни неба, они
являются символичными прообразами, рассматривавшимися как Божий мир,
церковный вход понимается как врата или «Небесный Иерусалим».
Символика «небо-земля», «верх-низ», созданная человеком (он поднимает
голову к звездам, кометам, тогда как его ноги стоят в пыли), привела к
этической дуалистической системе, которая постулировала ад как
противоположность «доброму» небу. В древнекитайской мифологии небо
рассматривалось как спиритуальная сфера, а не просто как свод с облаками и
звездами, который представляется для живущих на земле. Можно сделать
вывод, что небо – символ чистоты и недосягаемости, обитель Бога. В народе
небо считается местом, где живет Бог и откуда он смотрит на человеческие
грехи. Когда портится погода и на небе появляются тучи, то считается, что
это гнев Бога, который недоволен поведением человека и мыслями людей. В
молитвах люди обращают лицо и руки к небу, прося прощения и помощи у
Бога» [Нагаев, 1996: 612].
Учитель: верно, ребята. Небеса означают бесконечность, высоту, блаженство,
порядок во Вселенной. Неслучайно в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
часто описывается небо. Давайте обратимся теперь к его образу в романе-
эпопее.
Ученик: Лев Николаевич Толстой — большой мастер пейзажа. Он включает
описание природы в повествовательную ткань романа, чтобы оттенить те или
иные чувства героя, показать искусственность или надуманность
определенной теории, или хочет показать гармонию с великой «матерью-
природой». Пейзаж может выполнять огромное число самых разнообразных
функций: он незаменим для тонкого психологического анализа состояния
героев, для усиления картин каких-либо событий, яркой характеристики
обстановки, в которой развертывается то или иное действие. Картины
природы могут служить для выражения какой-либо мысли автора или его
чувств и переживаний, выполнять идейно-композиционную роль, т.е.
помогать раскрытию идеи произведения. По созданию того или иного
пейзажа можно судить об отношении автора к своим героям, о его взглядах
на природу, о ее роли в жизни общества и человека. Поэтому пейзаж
является одним из основных средств психологического анализа. Природа для
автора эпопеи – это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов
и истинных ценностей. Человек «естественный», близкий к природе, был
идеалом писателя. Поэтому одной из важных характеристик героев Толстого
является их отношение к природе [Опульская, 1987: 104].
Ученик: в «Войне и мире» очень большую роль играет пейзаж, но пейзаж не
совсем обычный. В романе важна символическая деталь, и часто это лишь
элемент пейзажа. Считается, что небо для Андрея – символ мирной жизни. В
большей степени небо персонаж, на равных разговаривающий с героем.
Оно не столько олицетворяется, сколько является живым, как в сказках,
наделенным душой и всеми функциями волшебных помощников. Главная
роль такого помощника или собеседника князя Андрея принадлежит небу.
Ученик: обратите, пожалуйста, внимание на иллюстрацию Д.А. Шма-ринова,
изображающую небо во время сражения, и картину Андрея Николаева
(Приложение 1, 2). Как по-разному художники изображают небо. Можно
сказать, что это очень важная пейзажная деталь, небо. С небом связана вся
жизнь князя Андрея. Оно ему первый советчик и утешитель.
«Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с
артиллеристами, и желая знать, убит или нет, рыжий артиллерист, взяты или
спасены пушки. Но он ничего не видел. Над ним не было ничего уже, кроме
неба, высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо
ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно,
совсем не так, как я бежал,– подумал князь Андрей, – не так, как мы бежали,
кричали, дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами
тащили друг у друга банник француз и артиллерист, – совсем не так ползут
облака по этому высокому небу, бесконечному небу. Как же я не видал
прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все
пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме
его», – думает Болконский на поле Аустерлица [Толстой, 1983: 311]. «С этих
пор открывшаяся ему истина о живой жизни, о ничтожестве Наполеона стала
его путеводной звездой. Болконский не стремится больше играть важную
роль в политике, не связывает свою судьбу с войнной карьерой. Ответ на
главный вопрос: что же такое истинные идеалы, чистота души – Толстой
дает, воспроизводя мысли Андрея после ранения. В понимании писателя, ис-
тинно прекрасно только то, что вечно, а вечно только высокое небо, которое
люди не замечают, о котором забывают, как это делал до ранения князь
Андрей Болконский. Небо в данном эпизоде во многом символичный образ,
который проходит через весь роман и имеет большое значение для
понимания личности автора, его взглядов, замыслов при написании книги.
Красота души, нравственность героев и самого автора – это высокое небо, то,
что делает роман прекрасным и возвышенным, философским» [Кормилов,
1983: 58].
Ученик: «ранение выводит Болконского из строя. Картина боя сменяется
иным состоянием мира, происходит резкая смена нравственно-
психологических состояний Болконского. До предела доведенное напряже-
ние всех душевных сил в бою сменяется тишиной в природе и успокоением.
Мгновенно рождается качественно новое отношение к миру. Под знаком
внезапно открывавшейся его сознанию вечности, символом которой явилось
небо, посмотрел он на свои земные дела и всем существом своим ощутил их
ничтожность и призрачность. Мысли о «вечном», «высоком небе» приводит
Болконского к пониманию неблагоообразия людских раздоров.
Гармоничность и торжественность в природе он противопоставляет
безобразию страстей. Нравственно-психологическое состояние князя Андрея
в первый момент ранения, когда он увидел над собой небо, во всем
противоположное человеческой суете, можно понять как эстетическое
возвышение над дурной действительностью, как обретение той внутренней
духовной свободы, которая ставит человека в непосредственное отношение с
вечностью» [Интернет источник: http://soshinenie.ru/andrej-bolkonskij-v-den-
austerlickogo-srazheniya/].
Ученик: после разговора с Пьером в Богучарове князь Андрей вновь как бы
советуется с небом. «В первый раз после Аустерлица он увидал то высокое,
вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицком поле, и что-то давно
заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо
проснулось в его душе» [Толстой, 1983: 301].
Полюбив Наташу, Болконский соединяет ее со своими заветными мечтами о
небе. Для князя Андрея Наташа — это «девочка, которая хотела улететь в
небо». Это самое главное, что полюбил он в ней, и после, накануне Бородина,
Болконский, вспоминая о Наташе, скажет себе еще раз, что любил ее душу,
ведь «небесная душа» Наташи и «небесная душа» Болконского нашли друг
друга. После измены Наташи небо для князя Андрея превратилось в узкий,
тесный, «давивший свод». Лучшие надежды были утрачены. Для князя
Андрея важен вопрос о том, как «Бог оттуда смотрит и слушает...». «У неба
герой Толстого пытается получить ответ на вечные вопросы о жизни и
смерти. Высокое справедливое небо Аустерлица осудило стремление к славе
и войну ради мелких интересов честолюбия, престижа, карьеры. Как
«поступит» оно на этот раз, ведь Болконский не хотел больше быть военным,
но война против врагов родной земли заставляет его взять в руки оружие?
Ответа на вопрос о том, как небо допускает войну и другие ужасы и
несправедливости, Болконский не получает. Однако позже, смертельно
раненный, он вспоминает Наташу, и его душой овладевает успокоение.
«Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас,
любовь к врагам» вот что приходит к князю Андрею как ответ с неба. Ведь
эту любовь завещал Бог людям на земле. Князь Андрей не перестает любить
Наташу, но находит в себе силы простить Анатоля, причинившего ему так
много зла. Небо как бы поднимает его душу на новый этап нравственных
исканий» [Фейн,1966: 38].
Учитель: а что вы можете сказать о роли неба в жизни Пьера?
Ученик: с небом связаны и этапы судьбы Пьера. Фейн пишет, что ко-мета
1812 года, предвещавшая ужас и конец света, по мнению большинства, для
графа Безуховаоказывается путеводной звездой. Радостно смотрит он на небо
после разговора с Наташей об Анатоле. Пьер полюбил Наташу, и небо
«сказало» ему об этом. «Пьер, только глядя на небо, не чувствовал
оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой
находилась его душа»,– пишет Толстой. Образ неба не померк в сознании
любимых героев автора и в страшное время войны. С вопросами к небу
обращается и страдающий в плену Пьер Безухов. Он видит «полный месяц»
и «бесконечную даль». Как нельзя этот месяц и даль запереть в сарае с
пленниками, так нельзя и запереть человеческую душу. Благодаря небу Пьер
ощутил себя свободным и полным сил для новой жизни [Фейн,1966: 69].
Ведь на глазах Пьера расстреливают пленных. Он замечает, что ужас и
страдание не только видны на лицах пленных, но и на лицах французов. Он
не понимает, зачем вершится «правосудие», если страдают и «правые», и
«виноватые». После того, как Пьер увидел убийство, в душе его как будто
выдернута пружина, на которой все держалось. В нем уничтожалась вера и
благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога.
Учитель: теперь обратимся к Пете Ростову. Каким видит небо он? Что небо
символизирует в жизни Ростова?
Ученик: в комментариях Г.В. Краснов пишет: «В числе героев романа,
попавших на войну, является Петя Ростов. Его по-детски наивные поступки и
разговоры свидетельствуют о том, что сознание реальности у него еще не
окрепло, не сформировалось. Становится страшно за его судьбу, когда
читаешь роман. А с каким мастерством Толстой раскрывает весь ужас войны:
холод, голод, грязь, кровь и ребенок на этой войне» [Краснов, 1965: 407].
Небо также кажется Пете, как все окружающее, сказочным и волшебным.
«Он поглядел на небо. И небо было такое же волшебное, как и земля. На небе
расчищало, и над вершинами дерев быстро бежали облака, как будто
открывая звезды. Иногда кажется, что на небе расчищало и показывалось
черное, чистое небо. Иногда казалось, что эти черные пятна были тучки.
Иногда казалось, что небо было высоко, высоко поднимается над головой;
иногда небо спускалось совсем, так что рукой можно было достать его
[Толстой, 1983: 476-477]. Петя не понимает, где он, по его представлению, он
находится в волшебном царстве, в котором всё возможно.
Ученик: в «Войне и мире» Л. Н. Толстого образ неба символичен. Небо
олицетворяет справедливость и вечность, с небом в жизни героев связано все
лучшее. Но не только счастливые моменты жизни, а и минуты духовных
откровений ассоциируются с небом. Думается, что небо было для Толстого и
его любимых героев, если можно так сказать, перифразом Бога. Ведь Толстой
не дает Богу на небе имени ни Христа, ни Саваофа, ни Аллаха и т. д. Бог, по
мысли Толстого, един, слово «небо» заменяет название непостижимого
Божества. Конечно, небо является важнейшим элементом толстовского
пейзажа. Его образ несет и чисто психологическую, и религиозно-
философскую функции [Зайденшнур, 1966: 189].
Ученик: пейзаж помогает проанализировать душевное состояние героя,
картины природы рисуют обстановку, в которой происходят события,
выражают мысли, чувства и переживания самого автора. И, конечно,
созданные писателем яркие, красочные картины природы прекрасны в
художественном отношении. Ночь в Отрадном и небо Аустерлица, картина
охоты и описание дуба – лучшие страницы романа. Тяжелая душевная травма
приводит Андрея Болконского в отчаяние, он теряет смысл жизни, но через
некоторое время мы видим духовное возрождение героя. Оно связано с его
восприятием оживающей весенней природы, когда и молоденькие березы, и
старый сердитый дуб чувствуют прилив энергии и жизненных сил. Пьер же
видит панораму Бородинского поля: «Косые лучи яркого солнца кидали на
нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотыми и розовыми
оттенками свет и темные, длинные тени». А затем эту чудесную картину
русской природы сменяет страшный вид поля: «Собрались тучки, и стал
накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на
изнуренных, и на сомневающих-ся людей. Как будто он говорил: «Довольно,
довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?» [Толстой,1983:
502]. «Суровый российский климат воспитал крепких, выносливых, но в то
же время душевных людей. От дальнего, шагов за сто, костра послышался
дружный, веселый хохот: там русские солдаты кормили кашей
полузамерзшего француза, и один из них старался подражать французскому
говору. Все они радовались, что могут помочь человеку, забыв, что недавно
он был их врагом». «И все затихло. Звезды, как будто зная, что теперь никто
не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то
вздрагивая, они хлопотливо о чем-то ра-достном, но таинственном
перешептывались между собой» [Толстой, 1983: 515]. Казалось, сама
природа сочувствует проявлению простого доброго, дружеского чувства.
Каждому из любимых толстовских героев открывается «высокое бесконечное
небо» – символ возвышенных стремлений. Пейзаж в романе обретает
философский смысл и играет важную композиционную роль [Кормилов,
1983: 280].
Учитель: Очень подробный и интересный материал. Спасибо за такую
интересную информацию. Домашнее задание будет следующим: вы должны
взять любую картину, на которой изображено небо. Сопоставить описание
неба в романе с этой картиной. Описание неба можно найти на следующих
страницах «Войны и мир» (1 том, 3 часть, 17 глава; 2 том, 2 часть, 12 глава; 3
том, 1 часть, 19 глава). Картины можно брать следующих художников: Д.
Шмаринова, А. Николаева «Ранение князя Андрея», «Батарея капитана
Тушина», «Наполеон на Поклонной горе»
Список используемой литературы:
I.Художественная литература
1. Толстой, Л.Н. «Война и мир» [Текст]. В 4 т. Т. 1. Война и мир / Л.Н.
Толстой. – М., 2007. –240 с.
2.Толстой, Л.Н. «Война и мир» екст]. В 4 т. Т. 2. Война и мир / Л.Н.
Толстой. – М., 2007. – 269 с.
3.Толстой, Л.Н. «Война и мир» екст]. В 4 т. Т. 3. Война и мир / Л.Н.
Толстой. – М., 2008. – 251 с.
4.Толстой, Л.Н. «Война и мир» екст]. В 4 т. Т. 1. Война и мир / Л.Н.
Толстой. – М., 2008. – 277 с.
II.Работы историко-литературного и научно-методического характера
5.Абу, З. П. Лев Толстой и охота. – В кн.: Охотничьи просторы. Альманах 16-
й. М., 1962. – 219 222 с.
6.Бочаров, С.Г. Роман Толстого «Война и мир». – М., 1978. – 340 с.
7.Бочаров, С. Г. Мир в «Войне и мире». М.: Вопр. литературы, 1970, 8.
17–21 с.
8.Бражник, Н.И. Изучение романа Толстого «Война и мир» в средней
школе.– М., 1959. – 158 с.
9.Брандис, Е. Лев Толстой помогает бороться за мир. «Нева», 1962, 10.
217–218 с.
10.Вахрушев, В.С. Уроки мировой литературы в школе. М., 1995. – 108 с.
11.Гордеев, Н.Б. Изучение мастерства Толстого в школе. М., 1958. – 389с.
12. Гуковский, Г.А. Изучение литературных произведений в школе. М., 1966.
278 с.
13. Гусев, H.H. Летопись жизни и тв-ва Льва Николаевича Толстого 1891-
1910. М., 1960. 918 с.
14.Ермилов, В.В. Толстой художник и роман «Война и мир». М.:
Художественная литература, 1961. – 304 с.
15.Зайденшнур, Э.Е. «Война и мир» Л.Н. Толстого. Создание великой книги.
М.: Книга, 1966. 403 с.
16.Зайденшнур, Э.Е. История писания и печатания «Войны и мира». В кн.:
«Л.Н. Толстой. Полн. собр. сочв 22-т. Т. 16. М.: Худ. литература, 1985.
575 с.
17. Зайденшнур, Э.Е. Толстой Л.Н. Роман «Война и мир». М., 1966. – 281с.
18. Кагарманова, М.Ш. Эпохи Русской истории в романе-эпопее Л.Н.
Толстого «Война и мир». Движение русской литературы по пути освоения
принципов реалистичного историзма. – Стерлитамак, 2004. – 93 с.
19. Камянов, В.И. Поэтический мир эпоса: О романе Толстого «Война и
мир». – М.: Современная школа. – 148 с.
20. Качурин, М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся
на уроках литературы. – М., 1988. – 175 с.
21.Кормилов, С.И, Хализев В.Е. Роман Толстого «Война и мир»: учеб.
пособие для пед. ин-тов. – М.: Высш. Школа, 1983. – 112 с.
22. Краснов, Г.В. Герой и народ в романе Толстого «Война и мир». М., 1964.
320 с.
23. Кудряшев, Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы:
пособие для учителя / Н. И. Кудряшев. – М: Просвещение, 1981.