План-конспект урока "«Россия… Судьба… Трагедия…» (Жизнь и творчество М. Цветаевой)" 11 класс

1
План-конспект
урока литературы
в 11 классе на тему:
«Россия… Судьба… Трагедия…»
(Жизнь и творчество М. Цветаевой).
Выполнила учительница
русского языка и
литературы Мари-
Турекской средней
школы Камилова Р. В.
(Урок проведён в 11 Г
классе 30. 11. 2006г.)
п. Мари – Турек.
2006г.
2
Тема: «Россия… Судьба… Трагедия…»
(Жизнь и творчество М. Цветаевой).
Цели: 1) познакомить учащихся с жизнью и основными
мотивами творчества М. И. Цветаевой; 2) совершенствование
навыков выступления с сообщением, выразительного чтения
наизусть, развитие речи (написание рецензии), навыков анализа
лирического произведения, развитие творческих особенностей;
3) воспитание интереса к жизни и творчеству М. Цветаевой,
чувства сопричастности к трагической судьбе поэтессы, воспитание
нравственных качеств.
Методы: эвристический (слово учителя, свободная беседа), метод
творческого чтения (выразительное чтение наизусть),
дифференцированный (сообщения, рецензия), групповой (по
рядам), творческий, музыкальный.
Оборудования: портрет Цветаевой, её фотография с
С. Эфроном // Лит. в школе.-03, №9, стихотворение Цветаевой
«Я с вызовом ношу его кольцо», раскладушка «М. Цветаева. Жизнь
и творчество», ученические сборники стихотворений «Мой
серебряный век», схемы анализа стихотворений, гитара.
3
«Россия… Судьба… Трагедия…»
(Жизнь и творчество Марины
Цветаевой).
Многогранное творчество
Марины Цветаевой мы только
начинаем постигать. Трагичес-
кая её судьба в полной мере
отразилась в нём, как в днев-
нике, который пишут для себя
и в котором не солгут ни звуком.
И. Г. Минералова.
Моим стихам,
Как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
М. Цветаева.
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Психологическая подготовка к изучению нового материала.
1) Выступление чтецов.
1-й чтец:
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет.
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
-Нечитанным стихам!-
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Май 1913.
4
2-й чтец:
Что другим не нужно – несите мне!
Всё должно сгореть на моём огне!
Я и жизнь маню, я и смерть маню
В лёгкий дар моему огню.
Пламень любит – лёгкие вещества:
Прошлогодний хворост – венки-слова.
Пламень – пышет с подобной пищи!
Вы ж восстанете – пепла чище!
Птица-Феникс я, только в огне пою
Поддержите высокую жизнь мою!
Высоко горю – и горю дотла!
И да будет вам ночь – светла!
Ледяной костёр – огневой фонтан!
Высоко несу свой высокий стан,
Высоко несу свой высокий сан –
Собеседницы и Наследницы!
2 сентября 1918.
3. Изучение нового материала.
1) Слово учителя:
- Ребята, только что для вас прозвучали стихотворения
Марины Ивановны Цветаевой, многогранного художника, навеки
вписавшего своё имя в историю отечественной литературы. В
наступающем 2007 году исполнится 115 лет со дня рождения этой
замечательной русской поэтессы. И наш сегодняшний урок я хочу
посвятить именно этому событию.
2) Запись темы урока и эпиграфов в тетрадь.
3) Слово учителя:
- Многие годы и даже десятилетия широкая читательская
аудитория была лишена возможности обращаться к её
многогранному творчеству – книги Цветаевой почти не издавались.
Теперь положение изменилось, но всё-таки мы снова и снова
листаем эти страницы, которые излучают свет размышлений,
чувств, воспоминаний.
5
Где же истоки её таланта? Сначала обратимся к судьбе поэтессы.
4) Литературная композиция.
1-й чтец.
26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора
Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя Московского
Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.
2-й чтец.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
3-й чтец.
«Когда вместо желанного, предрешённого, почти приказанного сына Александра
родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же
первым, явно бессмысленным и вполне отчётливым догодовалым словом оказалась
«гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала»,- и тут же принялась учить меня
музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: «До, Муся, до, а не ре, до-ре…» Могу
сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку.
4-й чтец.
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
- В купели морской крещена – и в полёте
Своём – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьётся моё своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – весёлая пена –
Высокая пена морская!
5-й чтец.
Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника
превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких
глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У
6
неё появилась более глубокая страсть книги. С шести лет Муся (так называли её в семье)
писала стихи, теперь уже любовь к поэтическому творчеству захватила её целиком.
6-й чтец.
Анастасия Цветаева, сестра Марины, вспоминала: «В комнате матери висел
портрет бабушки, красавицы-польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано –
в 27 лет. Увеличенная фотография – темноокое, с тяжёлыми веками, печальное лицо с
точно кистью проведёнными бровями, правильными, милыми чертами, добрым, горечью
тронутым ртом…»
1-й чтец.
Вот как об этом говорит Марина в своём стихотворении «Бабушке»:
Продолговатый и твёрдый овал,
Чёрного платья раструбы…
Юная бабушка! – Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица –
Локоны, в виде спирали.
Тёмный, прямой и взыскательный взгляд,
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей – сколько?-
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж,
Тёмные звёзды погасли.
- Бабушка! – Этот жестокий мятеж
В сердце моём - не от вас ли?..
2-й чтец.
Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошёл Пушкин и стал
постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души.
Нет, бил барабан перед смутным полком,
Когда мы вождя хоронили:
То зубы царёвы над мёртвым певцом
Почётную дробь выводили.
Такой уж почёт, что ближайшим друзьям –
Нет места. В изглавьи, в изножьи,
И справа, и слева – ручищи по швам –
Жандармские груди и рожи.
Не дивно ли – и на тишайшем из лож
Пребыть поднадзорным мальчишкой?
На что-то, на что-то, на что-то похож
Почёт сей, почётно – да слишком!
Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,
Монарх по поэте печётся!
Почётно – почётно – почётно – архи –
Почётно – почётно – до чёрту!
Кого ж это так – точно воры вора
7
Пристреленного – выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора –
Умнейшего мужа России.
Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к
Пушкину» и эссе «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачёв».
3-й чтец.
Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по
себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с
Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом
Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливейшими людьми к. 19 н. 20 века.
Им она посвящала свои стихи, являвшиеся выражением её чувств и мыслей. Особенной
любовью проникнуты строки, посвящённые её поэтическому кумиру – А. Блоку:
Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твоё – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В лёгком щёлканье ночных копыт
Громкое имя твоё гремит.
И назовёт его нам в висок
Звонко щёлкающий курок.
Имя твоё, - ах, нельзя!
Имя твоё – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твоё – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим – сон глубок.
4-й чтец.
В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим
впоследствии её мужем. Именно ему, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие
стихи.
5-й чтец.
Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности – жена, не на бумаге!-
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно-бесполезны!-
Под крыльями раскинутых бровей-
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
-Всем вам, кто жил и умирал без страху!-
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.
8
6-й чтец.
1913 год. Коктебель. Рядом с М. Цветаевой – её друзья, любимый человек и
крохотная дочурка Аля. Сестра поэтессы рассказывает: «Это было время расцвета
Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, её золотоволосая голова,
пушистая, с вьющимися у висков струйками лёгких кудрей, с густым блеском над
бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень её глаз, затуманенная близоруким
взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Это не та
застенчивость, что мучила её в отрочестве, когда она стеснялась своей ею не любимой
наружности… Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала её во
внутреннем…
1-й чтец.
Тихо плещется море. Тёмно-синее небо, мерцающие звёзды и стихи:
В огромном липовом саду-
Невинном и старинном-
Я с магдалиною иду
В наряде очень длинном.
Вдыхая тёплый запах нив
И зреющей малины,
Едва придерживая гриф
Старинной магдалины.
Пробором кудри разделив…
Тугого шёлка шорох,
Глубоко вырезанный лиф
И юбка в пышных сборах.
Мой шаг изнежен и устал,
И стан, как гибкий стержень,
Склоняется на пьедестал,
Где кто-то ниц повержен.
Упавшие колчан и лук
На зелени так белы!
И топчет узкий мой каблук
Невидимые стрелы.
2-й чтец.
Стихи М. Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно
обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте
романсы.
(Звучит романс «Мне нравится, что вы больны не мной» из кинофильма
Э. Рязанова «Ирония судьбы, или с лёгким паром» в исполнении Дины Ишановой, гитара
Данилов Константин).
3-й чтец.
Бурные события 1917 года разделили сестёр Марину и Анастасию на три с
половиной года. В мае 1921 Марина передаёт сестре письмо с вызовом на работу в
Москву, пуд муки на дорогу и машинописный сборник стихов:
Я эту книгу поручаю ветру
И встречным журавлям.
Давным-давно – перекричать разлуку
Я голос сорвала.
Я эту книгу, как бутылку в волны,
Кидаю в вихрь волн,
Пусть странствует она – свечой под праздник –
9
Вот так: из длани в длань.
О ветер, ветер, верный мой свидетель,
До милых донеси,
Что еженощно я во сне свершаю
Путь с Севера на Юг.
4-й чтец.
И снова разлука: с 1922 по 1927. До встречи в Париже. Находясь в
эмиграции, М. Цветаева постоянно думала о родине. В стихотворении, обращённом к Б.
Пастернаку, звучат ноты непередаваемой тоски и грусти:
Русской ржи от меня поклон,
Ниве, где баба застится…
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце…
Ты, в погудке дождей и бед –
То ж, что Гомер в гекзаметре.
Дай мне руку – на весь тот свет!
Здесь – мои обе заняты.
5-й чтец.
Годы летят один за другим. Короткие и длинные письма. Анастасия Ивановна
узнаёт, что сестра с сыном Георгием в 1939 году возвращается в Россию (муж и старшая
дочь к тому времени уже на родине).
Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжёлые удары
судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али. Начало войны.
Высылка в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная
изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы… испепеляющие душу, не оставляющие
места желанию жить.
В 1943 году, вспоминает Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма.
6-й чтец.
«Я раскрыла листок. В нём две строки от друзей: «Марина погибла два года
назад, 31 августа. Целуем ваше сердце. Лиля. Зина».
5) Слово учителя:
-Это произошло 31 августа 1941 года. Что послужило
причиной? Многое. Во-первых, собираясь в Москву,
Цветаева не знала, что её родная сестра, Анастасия, вот уже
2 года находилась в тюрьме… В заключении оказался и её
муж – Сергей Яковлевич Эфрон, ранее вернувшийся на
родину. Её же здесь встретили – в том числе и собратья по
перу – более чем прохладно, или, сказать по-другому,
осторожно. Не приняли ни в Союз писателей, ни в
Литературный фонд, что в какой-то степени могло бы
поддержать материально. Да, ей поручали делать переводы,
посоветовали подготовить сборник стихотворений. Но
10
когда рукопись была представлена в издательство,
рецензент – им был литературовед Корнелий Зелинский –
как говорится, «зарубил» её как формалистическую. После
начала войны, в эвакуации, ни работы, ни средств к
существованию вовсе не стало. Она писала заявления с
просьбой принять её на работу в писательскую столовую
посудомойкой.
Вопрос классу:
- Какие темы творчества Марины Цветаевой вы можете
назвать?
(Темы любви, дружбы, родины, стихотворения,
посвящённые Пушкину, Блоку, Эфрону, Пастернаку…)
- Голос Цветаевой, он и о любви, и о жизни, и о смерти,
и об Отечестве. Но, пожалуй, самое яркое отличительное
впечатление производят стихи о любви, так называемая
любовная лирика.
- К кому обращена любовная лирика поэтессы?
(Мужу Сергею Эфрону).
6) Сообщение подготовленного ученика (демонстрирует
портрет С. Эфрона)
Сергей Эфрон (1893-1941).
Сергей Яковлевич Эфрон – сын известных народовольцев Елизаветы Дурново и Якова
Эфрона. Его мать происходила из старинного дворянского рода, отец – из бедной
еврейской семьи.
Познакомились Эфрон и Цветаева как в сказке: на пустынном берегу Марина ищет
красивые камни. Высокий тонкий незнакомец с огромными серо-голубыми глазами
просит разрешения ей помочь. Марина соглашается и загадывает (в шутку или всерьёз?):
если молодой человек найдёт и подарит ей любимый генуэзский сердолик, она выйдет за
него замуж.
Через полгода Марина и Сергей поженились.
Цветаева обещает себе никогда не расставаться с мужем, чтобы ни случилось. «Если бы
вы знали, какой это пламенный, великодушный, глубокий юноша!» - восклицала Марина в
одном из писем.
На чёрно-белой фотографии 1911 года Сергей и Марина стоят рядом – юные и
прекрасные, вид – парадный: он в костюме, в белой рубашке с бабочкой-галстуком, она –
в длинном платье с высоким воротником. В Серёжиных распахнутых глазах удивление,
мягкость, нежность, мечтательность. В Маринином всегда прищуренном взгляде, в лёгком
повороте головы, в полуулыбке – уверенность, гордость, торжество.
11
В первые годы брака Цветаева адресует Сергею Эфрону восхищённые и восхитительные
стихотворения-портреты. Она изображает мужа рукой живописца-импрессиониста: «серо-
зелёные», «серо-синие» глаза Сергея подобны морю, его взгляд способен двигать горы.
Сергей – возлюбленный, рыцарь, воин.
В далёкие 1912-1916 годы Сергею и Марине хотелось «Любови вечной на земле»,
верилось в это чудо, потому что всё было «как будто на века». Именно тогда с гениальной
лёгкостью писались, лились рекой цветаевские стихотворения: «Ты, чьи сны
непробудны…», «Моим стихам…», «Уж сколько их упало в эту бездну…», «Под лаской
плюшевого пледа…», «Мне нравится, что вы больны не мной…» - всех не перечислить.
Грянула 1 мировая война. В России царили разруха, голод, нищета, смерть. Свершились
революции, началась война гражданская, сын пошёл на отца, брат на брата – мир
раскололся пополам.
Разбились пополам – на «до» и «после» - жизнь Марины и Сергея.
Эфрон выбирает путь воина-белогвардейца. Цветаева не думает об опасности быть в
«красной» России женой и матерью детей белогвардейца (их уже двое). Ведь она «с
первого часа знала»: иначе Сергей поступить не мог.
В январе 1918 года последний раз перед долгой разлукой Марина видела Сергея. До
отъезда в Ростов, где формировалась Добровольческая армия. Самая большая трагедия –
смерть от голода младшей дочери Ирины.
Движимая любовью, Марина Ивановна с дочерью Алей 13 мая 1922 года отправится в
Берлин к Сергею Яковлевичу. Семья воссоединится и 17 эмигрантских лет проживёт в
Германии, в Чехии, во Франции. У Марины родится долгожданный сын Георгий…
После четырёхлетней разлуки Марина приняла Эфрона и «этого», и «того» - со всеми его
талантами, достоинствами, слабостями, недостатками, противоречиями. Цветаева не
отреклась от мужа ни в «красной» России, когда он был с «белыми», ни в
белоэмигрантской Франции, когда он изменил прежние убеждения, сделался оплаченным
сотрудником «Союза возвращения на родину».
Эфрон остро ощущал трагедию изгнанничества. В 1931 году он станет хлопотать о
советском паспорте.
Марина Цветаева вряд ли предполагала, какую цену придётся заплатить Сергею за его
желания: стать агентом советской разведки, вербовщиком добровольцев для отправки в
Интербригаду в Испанию, организатором убийства чекиста-невозвращенца Игнатия
Рейсса.
В 1939 году Марина Ивановна отправится в Москву. Поедет за погибелью своей и
своих родных
10 октября того же года на даче в подмосковном Болшеве Сергея Яковлевича арестуют.
Говорят, когда мужа уводили, Марина осенила его крестным знамением. Эфрона
расстреляют в октябре 1941 года – сбудется грустное пророчество цветаевского
четверостишия, написанного как эпиграф к судьбе Сергея:
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть победила…
4. Закрепление изученного.
1) Анализ стихотворения «Я с вызовом ношу его кольцо»
3 июня 1914 г. Коктебель.
12
- Цветаева адресовала Эфрону более 20 стихотворений.
Одно из них – «Я с вызовом ношу его кольцо!» Определите
тему и идею стихотворения.
(Тема любви, идея – женская верность).
- Какова разновидность лирики?
(Интимная).
- Какова интонация стихотворения?
(Взволнованная, эмоциональная).
- Что вы можете сказать о рифме и способе рифмовки
данного стихотворения?
(Рифма мужская и женская, способ рифмовки –
перекрёстный).
- Охарактеризуйте лексику стихотворения.
(Лексика патетическая, возвышенная).
- Назовите стихотворный размер, которым написано
данное стихотворение.
(Ямб).
- Какие художественные тропы и синтаксические
фигуры использованы Цветаевой в данном стихотворении?
(Эпитет: «роковые времена»; сравнение: «лицо
подобно шпаге»; гипербола: «чрезмерно узкое лицо»;
оксюморон: «мучительно-великолепны брови», «его глаза
прекрасно-бесполезны»; риторические восклицания: «Я с
вызовом ношу его кольцо!», «Его глаза прекрасно-
бесполезны!», «Всем вам, кто жил и умирал без страху!»).
- Охарактеризуйте образ лирической героини.
(Черты характера лирической героини: прямота, честь,
достоинство, терпение, умение принимать удары судьбы с
высоко поднятой головой. Она сильная женщина, гордая,
решительная. У неё горячее сердце, жаждущее любви и
дружбы).
- Какой портрет возлюбленного обрисован в данном
стихотворении?
(«Чрезмерно-узкое лицо // подобно шпаге»;
13
«Безмолвен рот его, углами вниз,// Мучительно-
великолепны брови…»; «Он тонок первой тонкостью
ветвей. // Его глаза – прекрасно-бесполезны!..»).
- Что вы можете сказать о композиции произведения?
(Состоит из 3 частей:
1 две первые строчки, в которых лирическая
героиня выражает своё отношение, свою позицию,
2 десять следующих строк описание
возлюбленного,
3 последнее четверостишие: лирическая героиня
говорит о верности и долге.
-Какие строки стихотворения без знакомства с
биографией С. Эфрона нам бы были не понятны?
(«В его лице трагически слились // две древних крови».
Цветаева имеет в виду русскую и еврейскую кровь, т. к.
мать Эфрона – русская, а отец – еврей.)
- Какие мысли и чувства вызвало в вас это
стихотворение? Что особенно поразило? Ваши впечатления
о прочитанном.
2) Слово учителя:
- Ребята, 17 октября этого года нам с вами
посчастливилось в стенах нашей школы посмотреть
моноспектакль о жизни и творчестве Марины Цветаевой в
исполнении нашей землячки, выпускницы ГИТИСа
Красновой Тамары. Поделитесь впечатлениями от
увиденного.
3) Прослушивание рецензии на спектакль. (Полатова
Анна).
5. Итог урока.
1) Слово учителя:
14
- Прослеживая сегодня жизненный путь Марины
Ивановны Цветаевой, переживая вместе с ней, читая стихи
и прозу, видишь, сколько испытаний выпало на долю этой
русской интеллигентки. Она оказалась права, уверенно
заявляя в 1913 году:
Моим стихам,
Как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Сегодня сильной, сложной, настоящей поэзии Цветаевой
«настал черёд», потому что настоящее в искусстве не
умирает.
2) Оценивание работы учащихся на уроке.
6. Задание на дом: 1) выучить наизусть стихотворение
М. Цветаевой «Я с вызовом ношу его
кольцо»,
2) письменно проанализировать
стихотворение М. Цветаевой:
1-й ряд – на тему родины,
2-й ряд – стихотворение, посвящённое А. Блоку,
3-й ряд – стихотворение, посвящённое А. С. Пушкину.