Рабочая программа по литературе 9 класс В.Я. Коровина 2017-2018 уч. год

02.20
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУЙБЫШЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании Директор школы:
педагогического совета Калюжная К.К.______
школы. Приказ № 60
Протокол № 8 от 30. 08. 2017 г
от 28. 08. 2017 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «Литература»
9 класс
Составитель рабочей учебной программы:
Калюжная Клавдия Константиновна,
учитель русского языка и литературы, IКК,
МКОУ Куйбышевская ООШ
х. Индычий
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Литература» 9 класс составлена на основе
следующих нормативных документов:
Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года 3266 1 (редакция
от 28.02.2012 №11 –ФЗ)
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта
общего образования (утверждённого приказом Министерства
образования РФ №1089 от 5.03.2004 г)
Федерального базисного учебного плана (утвержденного приказом
Министерства образования РФ №1312 от 9.03.2004 г)
Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных
учреждений Воронежской области (утверждённый приказом
Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской
области от 20. 05. 2011 г № 441)
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях на 2016 2017 учебный год, реализующих программы
общего образования.
Примерной
учебной программы основного общего образования по
литературе и авторской
Программы по литературе для обучающихся 5
11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский
коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина),
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010 г. 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 10
«Санитарно-эпидемиологических требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированного в
Минюсте России 03.03.2011 года регистрационный номер 19993)
Учебного плана МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района
Воронежской области на 2016 2017 учебный год.
Положения о рабочей программе МКОУ Куйбышевская ООШ.
Цели и задачи:
Цель изучения литературы в школе приобщение учащихся к искусству
слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа
литературного образования чтение и изучение художественных
произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и
историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в
программу произведений.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение
литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою
принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием,
чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и
культуре, уважения к литературам и культурам других народов;
обогащение духовного мира школьников, их жизненного и
эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;
формирование читательской культуры, представления о специфике
литературы в ряду других искусств, потребности в
самостоятельном чтении художественной литературы,
эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и
эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских
писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях
зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных
произведений с привлечением необходимых сведений по теории и
истории литературы; умением выявлять в них конкретно-
историческое и общечеловеческое содержание, правильно
пользоваться русским языком.
приобретение знаний по чтению и анализу художественных
произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения
вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению
наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица,
художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа,
сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в
объеме изучаемых произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое,
характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами
свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной
компетенций.
2. Планируемые результаты усвоения предмета
Учащиеся должны знать:
1. Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.
2. Тексты художественных произведений.
3. Сюжет, особенности композиции.
4. Типическое значение характеров главных героев произведений.
5. Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм,
критический реализм.
6. Изобразительно-выразительные средства языка.
7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
Учащиеся должны уметь:
1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе
выученные наизусть.
2. Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного
своеобразия.
3. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос,
лирика, драма).
4. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов
сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных
средств языка.
5. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и
авторскую оценку героя.
6. Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
7. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои
суждения и аргументировано их отстаивать.
8. Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-
критической статей.
9. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному
источнику).
10. Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное
произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
11. Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.
12. Пользоваться словарями различных типов и справочниками.
Тематический план
№п/п
Тема
Количество
часов
1
Введение. Роль литературы в духовной жизни
России. Шедевры русской литературы.
1
2
Древнерусская литература.
2
Литература XVIII века.
10 ч.
3
Русская литература XVIII века как литература эпохи
1
классицизма.
4
М.И. Ломоносов.
2
5
Г.Р. Державин.
2
6
А.Н. Радищев.
2
7
Н.М. Карамзин.
2 +1ч р.р.
Литература XIX века
54ч.
8
Общая характеристика русской мировой
литературы XIX века.
1
9
В.А. Жуковский.
2
10
А.С. Грибоедов .
6+ 2 р.р.
11
А.С. Пушкин
12 + 1к.р. +1р.р.
12
М.Ю. Лермонтов
10 + 1к.р.+ 1р.р.
13
Н.В. Гоголь
5 + 2 р.р.
14
А.Н. Островский
2
16
Ф.М. Достоевский
3
17
Л.Н.Толстой
1
18
А.П. Чехов
2+ 1 р.р.
19
Беседы о Н.А. Некрасове, Ф.И. Тютчеве, А.А. Фете
1
Русская литература XX века
27
20
Русская литература XX века: многообразие жанров
и направлений.
1
21
И.А. Бунин
2
22
М.А. Булгаков
2
23
М.А. Шолохов
2
24
А.И. Солженицын
2+ 1к.р.
25
Русская поэзия серебряного века.
1
25
А. А. Блок
1
26
С.А. Есенин
2
27
В.В. Маяковский
2
28
М.И. Цветаева
2
29
Н.А. Заболоцкий
2
30
А. А. Ахматова
2
31
Б. Л. Пастернак
1
32
М.А. Булгаков
2
33
А.Т. Твардовский
2
34
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX
XX века.
1+1к.р.
Зарубежная литература
8
35
Античная лирика. Гай Валерий Катулл. Гораций.
1
36
Данте Алигьери «Божественная комедия»
1
37
У. Шекспир
2
38
И.В. Гёте
2
39
Тестирование. Итоговое занятие.
2
39
Итого
90 + 12р.р.
Содержание программы
Введение (1ч.)
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с
искусством, возникновение и развитие творческой читательской
самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление
представлений).
Из древнерусской литературы (2ч.)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской
литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». Высоко поэтическое патриотическое произведение,
проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение
«Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы, стихотворный
перевод.
Из литературы XVIII века (10 ч.)
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского
классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт,
реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого
северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея
Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях
Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Крупнейший поэт XVIII века. Жизнь и
творчествобзор).
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего.
«Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный
русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении
собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе.
«Путешествие из Петербурга в Москву»(обзор). Широкое изображение
российской действительности. Критика крепостничества. Автор и
путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его
содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.
Теория литературы. Жанр путешествия..
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм.
Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные
герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты
русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Из русской литературы XIX века (54ч.)
Беседа об авторах и произведениях, определяющих лицо литературы XIX века.
Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике,
мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность,
фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий
пейзаж, оковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как
граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример
преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир
героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана
пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не
поддавшейся губительным чарам. Русский быт и обычаи в балладе.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и
острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий
афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии
(И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в
комедии.
Теория литературы. Персонажи пьесы. Внесценические персонажи пьесы.
Александр Сергеевич Пушкин. Творческий путь поэта (обзор). Стихотворения
Пушкина разных лет.
Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Я вас любил: любовь еще, быть
может...», «К***» («Я помню чудное мгновенье»), «Вновь я посетил…», «19
октября», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»,
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный..»
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике
Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир
«естественный» противоречие, невозможность гармонии.
Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история романа. Своеобразие
жанра: роман в стихах. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и
лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в
романе. Герои романа. Татьяна нравственный идеал Пушкина. Типическое и
индивидуальное в судьбах Онегина и Ленского. Автор как идейно-
композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале
критики 9 прижизненная критика В.Г. Белинский, Д.И. Писарев;
«органическая» критика А.А. Григорьев; «почвенники» - Ф.М. Достоевский;
философская критика начала- XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Рагедийное начало
«Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух
персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления.) Реализм
(развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). Трагичность судьбы
поэта.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно»,
«Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...».
«Нет, я не Байрон, я другой…», «расстались мы, но твой портрет…», «Есть
речи- значенье…» (1824), «Предсказанье», «Молитва», «Нищий», «Я жить
хочу! Хочу печали…» Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви,
поэта и поэзии.
«Герой нашего времени» первый психологический роман в русской
литературе. Роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Особенности
композиции. Печорин: одаренность натуры, противоречивость характера.
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и Гршницкий. Печорин и доктор
Вернер. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть
«Фаталист». Роль повести в композиции романа, в раскрытии авторской
позиции и образа главного героя. Тема рока, судьбы и человеческой воли.
Реалистическое и романтическое начала в романе. Споры о романтизме и
реализме романа. Поэзия Лермонтова и «герой нашего времени» в критике В. Г.
Белинского.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия).
Психологизм художественной литературы (начальные представления).
Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система
образов. Мертвые и живые души. Чичиков «приобретатель», новый герой
эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идеи Гоголя.
Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом,
романом- путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины
незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и
Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа от сатирика к пророку и
проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику
Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном
типе. Понятие о комическом и его видах: сатире. Юморе, иронии, сарказме.
Характер комического изображения в соответствии стоном речи:
обличительный пафос, сатирический или саркостический смех, ироническая
насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (начальные
представления).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе (обзор).
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.
Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя
положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви
вокрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе (обзор).
«Белые ночи». Тип петербургского мечтателя жадного к жизни и
одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным
фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл
сентиментальности в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование
личности юного героя, его стремление к нравственному обновлению. Духовный
конфликт героя с окружающей средой и собственными недостатками:
самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу
добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Толстого: психологизм
(«диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как
форма раскрытия психологии героя.
Автобиографическая трилогия предлагается для самостоятельного прочтения
учащимися по индивидуальным задания учителя.
Теория литературы. Автобиографические произведения; циклы
автобиографических произведений.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской
литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и
негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном
городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях
рассказа.
Из поэзии XIX века.
Беседы о Н.А. Некрасове, Ф.И. Тютчеве, А.А. Фете и др. поэтах. (по выбору
учителя и учащихся).Многообразие талантов. Эмоциональное богатство
русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических
произведений.
Из русской литературы XX века (27ч.)
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных
социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм
повествования.
Теория литературы. Стилистическое мастерство.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл
названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная
недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика
Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие
понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и
судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого
человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая
манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия
идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая
типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин
двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя).
Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов
лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«ветер принёс издалёка...», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу
безумно жить...», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Россия». Высокие
идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое,
проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока.
Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь, моя родная...», «Край ты мой
заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща
золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа
произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России
главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся.
Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества.
Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.
«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы
больны не мной...», «С большою нежностью потому...», «Откуда такая
нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви.
Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих
поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе», «Можжевеловый куст», «О красоте
человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе.
Философская глубина обобщений поэта- мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер»,
«Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в
любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии.
Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всём мне
хочется дойти», Быть знаменитым некрасиво…».
Философская глубина лирики Пастернака. Одухотворённая предметность
пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о
природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Василий Теркин». Военная тема в лирике Твардовского. Эволюция образа
героя, философские раздумья автора.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения.
Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX и XX веков.
А.С. Пушкин. «Певец»; М.Ю. Лермонтов. «Отчего» ; в. Соллогуб.
«Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою…); Н. Некрасов
«Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу»); Е. А. Баратынский
«Разуверение»; Ф.И. Тютчев «К.Б.» (Я встретил вас…); а.к. Толстой «средь
шумного бала случайно»; А.А. Фет «Я тебе ничего не скажу»; А.А. Сурков
«Бьётся в тесной печурке огонь2; К.М. Симонов «Жди меня, и я
вернусь…»; Н. а. Заболоцкий «признание» и др. Романсы и песни как
синтетический жанр, посредством словесного ми музыкального искусства
выражающий переживания, мысли, настроение человека.
Из зарубежной литературы (8ч.)
Античная лирика.
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить».
Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлётов и падений
молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств
разумом. Пушкин как переводчик Катулла.
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник». Поэтическое творчество в системе бытия. Мысль о
поэтических заслугах знакомство с римлян с греческой лирикой. Традиции
горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» рагменты). Множественность смыслов поэмы.
Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира.
Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например:
монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены
четвертой
Общечеловеческое значение героев Шекспира. Философская глубина трагедии
«Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская
литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфган Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете.
Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя). «Фауст» -
философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии.
Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики, бытия.
Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения
Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни
человечества. «Пролог на небесах» - ключ к основной идее трагедии. Смысл
противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схолактической рутины.
Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто
каждый день идёт за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст» :
сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как
вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско- драматическая поэма.
Список произведений для самостоятельного чтения:
Слово о полку Игореве. Повесть временных лет.
Д.И. Фонвизин. Бригадир.
Стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, К.Ф.
Рылеева, К.Н. Батюшкова, Е.А. Баратынского.
А. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.
Н.М. Карамзин. История государства Российского.
А.С. Пушкин. Стихотворения. Борис Годунов. Маленькие трагедии.
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения.
Н.В. Гоголь. Петербургские повести.
А.Н. Островский. Пьесы.
Стихотворения Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. А.Н. Майкова, Я.П.
Полонского.
И.С. Тургенев. Первая любовь. Стихотворения.
Л.Н. Толстой. Отрочество. Юность.
Ф.М. Достоевский. Белые ночи.
А.П. Чехов. Рассказы. Водевили.
И.А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. Жизнь Арсеньева.
М. Горький. Мои университеты.
Стихотворения А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, М.И. Цветаевой,
А.А. Ахматовой, Н.А. Заболоцкого, А.Т. Твардовского, Н.М. Рубцова, Е.А.
Евтушенко, А.А. Вознесенского, Б.А. Слуцкого, И.А. Бродского и др.
М.А. Булгаков. Рассказы.
Повести и рассказы Н.С. Лескова, В.В. Гаршина, Г.И. Успенского, М.А.
Шолохова, Ю.В. Трифонова, В.П. Астафьева.
Исторические произведения А.Н. Толстого, Ю.Н. Тынянова, М. Алданова, М.А.
Осоргина, К.Г. Паустовского.
Сатирические произведения А.Т. Аверченко, Тэффи, М.М. Зощенко, И. Ильфа
и Е.Петрова, Ф Искандера и др.
Научная фантастика А.Р. Беляева, И.А. Ефремова, братьев Стругацких, К.
Булычева и др.
Пьесы А.В. Вампилова, В.С. Розова.
Повести о великой Отечественной войне Г.Я. Бакланова, Ю.В. Бондарева, В.В.
Быкова и др.
Из зарубежной литературы:
У. Шекспир. Комедии и трагедии.
Ж.-Б. Мольер. Комедии.
Дж. Г. Байрон. Стихотворения.
О.де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранда.
Список произведений для заучивания наизусть:
Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).
М.В. Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае
великого северного сияния (отрывок по выбору учащихся).
Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник. (на выбор).
А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).
А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…»
«Евгений Онегин» (отрывок)
М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно…». Родина. Пророк.
Молитва. (по выбору)
А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О
доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору)
С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…»,
«Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору)
В.В. Маяковский. Люблю (отрывок).
М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не
мной…». Стихи о Москве. Стихи Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по
выбору).
н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе», «Можжевеловый куст», «О
красоте человеческих лиц», «Завещание» (по выбору).
А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил
землю…»»Что ты бродишь, неприкаянный…», Муза, «И упало каменное
слово…» (по выбору).
А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой…» (Страна
Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок)
Календарно-тематическое планирование
п/п
Кол-
во
часо
в
Дата
проведения
план
факт
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
1
10
1
11
1
12
1
13
1
14
1
15
1
16
1
17
1
18
1
19-20
2
21-22
2
23
1
24
1
25
1
26
1
27
1
28
1
29
1
30
1
31
1
32
1
33
1
34
1
35
1
36
1
37
1
38
1
39
1
40
1
41
1
42
1
43
1
44
1
45-46
2
47
1
48
1
49
1
50
1
51
1
52-53
2
54
1
55
1
56-57
2
58
1
59
1
60
1
61
1
62
1
63
1
64
1
65
1
66
1
67
1
68
1
69
1
70
1
71
1
72
1
73
1
74
1
75
1
76
1
77
1
78
1
79
1
80
1
81
1
82
1
83
1
84
1
85
1
86
1
87
1
88
1
89
1
90
1
91
1
92
1
93
1
94
1
95
1
96
1
97
1
98
1
99
1
100
1
101
1
102