Рабочая программа по литературе 9 класс на 2016-2017 уч. год Коровина

Рабочая программа по литературе 9 класс
На основе примерной Программы основного общего образования по
литературе, авторской программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.:
Просвещение, 2012) к учебнику В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение,
2015).
Коякова Т. А.,
МОУ СОШ №12
Г. о. Подольск
2016-2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена в соответствии с основными положениями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго
поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской
программы по литературе В. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012) к учебнику В.Я. Коровиной и
др. (М.: Просвещение, 2015).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими
нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс
литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и
содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нрав-
ственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы,
формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатей-
шими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением,
национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для
успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение
и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на
принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формировании умений читать, комментировать, анализировать и
интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном
тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление
своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями
(формулировать цели деятельности. планировать ее, осуществлять библиографический поиск,
находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и
др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной
жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной
образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих
основных задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными
возможностями здоровья;
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной
программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению
индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося,
формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на
соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для
ее самореализации;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации обра-
зовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной
программы с социальными партнерами;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через
систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в
том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений
дополнительного образования детей;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества,
проектной и учебно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и
общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного
уклада;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной
среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и
действия;
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация
обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с
базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами
профессиональной работы;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся,
обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход,
который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,
инновационной экономики, задачам построения российского гражданского
общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его много
национального, поликультурного и поликонфессионального состава;
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития
обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и
конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих
пути и способы достижения
желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования развитие на основе
освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его
активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной
деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития
обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении
образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их
достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого
обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произве-
дениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного
качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного
образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой
словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими
жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у
человека читающего.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художест-
венных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с
творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
индивидуальная и коллективная проектная деятельность.
Содержание деятельности по предмету в 9 классе
В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе (древнерусская литература -
литература XVIII в. литература первой половины ХIX в.), который будет продолжен в старшей
школе. В этом классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории,
МХК, идет углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в
целом, активнее привлекаются критическая, мемуарная, справочная литература, исторические
документы, более определенную филологическую направленность получает проектная деятельность
учащихся. Содержание литературы в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе.
Общая характеристика учебного предмета
Главная идея программы по литературе - изучение литературы от фольклора к древнерусской
литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из
основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуника-
тивных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися
эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство
словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 9 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хроноло-
гического и проблемно-тематического принципов.
Содержание курса в 9 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы,
поднимающие вечные проблемы обро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в
природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе — литература и ее роль в духовной жизни
человека.
В программе соблюдена системная направленность - курс 9 класса представлен разделами:
1. Древнерусская литература.
2. Русская литература XVIII века.
3. Русская литература XIX века.
4. Русская литература XX века.
5. Зарубежная литература.
6.Обзоры.
7. Сведения по теории и истории литературы.
В разделах 1-6 даются: перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации,
раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений
предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета
"Литература" в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего
образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.
проектную деятельность учащихся.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа.
различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие
работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного
чтения.
Требования к результатам освоения
выпускниками основной школы программы
по литературе
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, со ответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного
выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-
исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и
необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учебе и познавательно деятельности;
умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-
следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ндуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и раз решать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение;
умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-
коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других
народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв.,
литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них
вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умения анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из
литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос
литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких
произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных
средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения
(элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при
анализе
литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их
с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней; восприятие на слух литературных
произведений
разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умения пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных
средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или
прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести
диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные
и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных
языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание тем учебного курса
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы.
Формирование потребностей общения с искусством, возникновение и развитие творческой
читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы.
Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». «Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси.
История открытия «Слова...». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет.
Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской
земли. Авторская позиция в «Слове...». «Золотое слово» Святослава и основная идея
произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения.
Переводы «Слова...».
Теория литературы. Летопись. Метафорическая природа художественного образа.
Исторический процесс.
Контрольная работа (далее — К.Р.). Контрольная работа № 1 по теме «Древнерусская
литература».
Развитие речи (далее P.P.). Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование
выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характеристика героев
древнерусской литературы и их нравственная оценка.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII в. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов (3 ч)
Жизнь и творчество бзор). Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и
стиха.
«Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния», «Ода
на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в
произведениях М.В. Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
P.P. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный
ответ на проблемный вопрос. Анализ поэтического текста.
Гавриил Романович Державин (2 ч)
Жизнь и творчество бзор).
«Властителя и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и
ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог»
Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического
новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии (развитие представлений). Черты
«высокого» стиля в лирике.
P.P. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный
ответ на проблемный вопрос. Анализ поэтического текста.
А. Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Обзор.(2ч.)
Николай Михайлович Карамзин (2 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение
общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание
писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 1ч.
Василий Андреевич Жуковский (2 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности,
встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало,
атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и
вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» пример
преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие
народного духа и христианской веры. Светлана пленительный образ русской девушки,
сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы (развитие
представлений).
P.P. Выразительное чтение баллады. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие
в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования.
Составление плана баллады (в том числе цитатного). Характеристика героев русской романтической
баллады.
Александр Сергеевич Грибоедов (8 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Комедия «Горе от ума». История создания, публикации, первые постановки комедии. Прототипы.
Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие
конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонер, предшественник «странного человека» в
русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная
роль внесценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в
создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в
произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова. Проект.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение отрывков комедии. Устное рецензирование выразительного чтения.
Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы. Устная и письменная
характеристика героев. Анализ эпизодов.
Александр Сергеевич Пушкин (15 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит
ночная мгла...», «Я вас любил; любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный...», «Два чувства дивно близки нам...». Многообразие тем, жанров, мотивов лирики
А.С. Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворенность и чистота чувства любви.
Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы,
красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности ритмики, метрики и строфики
пушкинской поэзии.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» роман в стихах. Творческая история.
Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа.
Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна нравственный идеал А.С. Пушкина.
Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и
лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика - В. Г. Бе-
линский, Д.И. Писарев; «органическая» критика А.А. Григорьев; «почвенники» Ф.М.
Достоевский; философская критика начала XX в.; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два
типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в
сфере творчества. Проект.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия).
Трагедия как жанр драмы (развитие понятия). Психологизм изображения (начальные
представления).
P.P. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выра-
зительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или
групповая характеристика героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода. Характе-
ристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.
Михаил Юрьевич Лермонтов (12 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый
психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и
второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин «самый любопытный предмет своих
наблюдений» . Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и
Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».
Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме
романа.
Поэзия М.Ю. Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт»,
«Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...»,
«Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...», «Предсказание», «Молитва»,
«Нищий». Основные мотивы, образы и настроения поэзии М.Ю. Лермонтова. Чувство трагического
одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные
святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя
лермонтовской поэзии. Тема Родины, поэта и поэзии. Проект.
Теория литературы. Психологический роман (развитие представлений). Романтический герой (развитие
представлений), романтизм, реализм (развитие представлений).
P.P. Составление плана анализа лирического стихотворения, письменный анализ эпизода ро-
мана по плану использованием цитирования). Выразительное чтение стихотворений, фрагмен-
тов романа с последующим рецензированием выразительного чтения. Написание сочинения на
литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.
Редактирование текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на про-
блемные вопросы. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-
эмоционального содержания.
Николай Васильевич Гоголь (8 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
«Мертвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые
души. Чичиков «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный
замысел и идея Н.В. Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом,
романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы.
Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора
от сатирика к проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Н.В. Гоголя на критику В. Бе-
линского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комиче-
ском и его видах: сатире, юморе, иронии и сарказме. Характер комического изображения в соответствии с
тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка,
беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений). Проект.
P.P. Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Со-
ставление плана анализа фрагмента поэмы. Устный и письменный анализ эпизодов поэмы по плану.
Устное рецензирование выразительного чтения. Написание сочинения на литературном материа-
ле и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста
сочинения. Характеристика сюжета поэмы, ее тематики, проблематики, идейно-композиционного
содержания.
Федор Михайлович Достоевский (3ч)
Жизнь и творчество (обзор).
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» жадного к жизни и одновременно нежного,
доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе.
Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Ф.М. Достоевского. Проект.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений). Психологизм литературы (развитие представ-
лений).
P.P. Выразительное чтение отрывков романа. Рецензирование выразительного чтения. Устный
и письменный ответы на проблемные вопросы. Анализ отрывков произведения по алгоритму вы-
полнения задания.
Антон Павлович Чехов (4 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. Рассказ «Смерть чи-
новника» эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX в. Чеховское
отношение к «маленькому человеку». Боль и негодование автора. Рассказ «Тоска» - тема одиночества
в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
P.P. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения.
Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Составление плана
письменного высказывания. Написание творческой работы с последующим редактированием текста.
Проект.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Русская литература XX в. (обзор) (1 ч)
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX в. Из русской прозы XX в.
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX в.. о велуших прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин (2 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и
«проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Теория литературы. Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной де-
тали в характеристике героя.
P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное и письменное рецензирование
выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Письменный
ответ на вопрос с использованием цитирования. Характеристика сюжета рассказа, его тематики,
проблематики, идейно-эмоционального содержания, составление плана характеристики героя по
плану (в том числе сравнительная).
Михаил Афанасьевич Булгаков (43ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов
произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость основа живучести
«шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное рецензирование выра-
зительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или пись-
менный ответ на проблемный вопрос с использованием цитирования.
Михаил Александрович Шолохов (3ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция
рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина, труженика. Тема военного подвига,
непобедимости человека. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение
картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление
понятия).
P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное рецензирование выра-
зительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или пись-
менный ответ на проблемный вопрос с использованием цитирования.
Александр Исаевич Солженицын (4 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное и письменное рецензирование выразительного
чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ
отрывков рассказа.
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение трех монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века.
Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные направления русской
поэзии XX в.
Александр Александрович Блок (3 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
«Ветер принес издалёка.., «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...», цикл
«Родина». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, про-
никновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций А.А. Блока. Образы и ритмы поэзии.
Образ Родины в поэзии А.А. Блока.
Теория литературы. Лирический герой. Тематика и проблематика лирических произведений (развитие
представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение стихотворений, устное и письмен-
ное рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный анализ стихотворного текста по алго-
ритму выполнения задания.
Сергей Александрович Есенин (3 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
«Вот уж вечер...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Той ты, Русь моя
родная...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...».
Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике С.А. Есенина. Тема России
главная в есенинской поэзии. Олицетворение как основной художественный прием. Своеобразие
метафор и сравнений.
Теория литературы. Образность языка лирики С.А. Есенина (развитие представлений). Виды рифм.
Способы рифмовки (углубление понятий).
P.P. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном
диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений по алгоритму выполнения задания.
Владимир Владимирович Маяковский (3 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и
учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. В. Маяковский
о труде поэта.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Система стихосложения (развитие
представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).
P.P. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и
письменный анализ стихотворений по алгоритму выполнения задания.
Марина Ивановна Цветаева (2 ч)
Жизнь и творчество бзор).
«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи
Блоку», «Откуда такая нежность?., «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о
любви. Особенности поэтики М. Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках
поэт а.
Теория литературы. Литературные традиции. Лирический герой. Экспрессия чувства (развитие
представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).
P.P. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Устный и письменный анализ
стихотворений по алгоритму выполнения задания.
Николай Алексеевич Заболоцкий (2 ч)
Жизнь и творчество бзор).
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст»,
«О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская
глубина обобщения поэта-мыслителя.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки
(углубление понятий).
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование
выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Анна Андреевна Ахматова (2 ч)
Жизнь и творчество бзор).
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник»,
«Anno Domini», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике А.А.
Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений А.
Ахматовой.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия). Виды рифм. Способы рифмовки
глубление понятий).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак (2 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти до
самой сути...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б.Л.
Пастернака. Одухотворенная предметность поэзии Б.Л. Пастернака. Приобщение вечных тем к
современности в стихах о природе и любви.
Теория литературы. Лирическое стихотворение (развитие представлений). Виды рифм.
Способы рифмовки (углубление понятий).
P.P. Выразительное чтение. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения.
Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Александр Трифонович Твардовский ()
Жизнь и творчество бзор).
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе.
Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм.
Способы рифмовки (углубление понятий).
P.P. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Участие в
коллективном диалоге.
Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX вв. (обзор) (1 ч)
А. Пушкин «Певец»; М.Ю. Лермонтов «Отчего»; В.А. Соллогуб «Серенада»; Н. Некрасов
«Тройка»; Е. Баратынский «Разуверение»; Ф.И. Тютчев «К.Б.»; А.К. Толстой «Средь шумного
бала, случайно...»; А.А. Фет «Я тебе ничего не скажу...»; А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке
огонь..; К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь...»; Н.А. Заболоцкий «Признание» и др. Романсы и
песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий
переживания, мысли, настроения человека. Проект.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм.
Способы рифмовки (углубление понятий).
P.P. Выразительное чтение романсов. Устный и письменный анализ романсов.
Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)
Гораций. Жизнь и творчество (обзор).1ч.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о
поэтических заслугах - знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в
творчестве Г.Р. Державина и А.С. Пушкина.
Теория литературы. Античная ода азвитие представлений).
P.P. Выразительное чтение и устное рецензирование выразительного чтения. Устный и
письменный ответ на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
Данте Алигьери ( 1 ч )
Жизнь и творчество (обзор)
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный
(изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к
радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира),
моральный дея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение
божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного
земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие понятий).
P.P. Устный анализ фрагментов поэмы. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного
чтения. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования по плану.
Уильям Шекспир (1ч) Жизнь и творчество (обзор). Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из
сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» «пьеса на все
века» . Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи
Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм
любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой
литературы. У. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
P.P. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов.
Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.
Иоганн Вольфганг Гёте (2 ч) Жизнь и творчество (обзор). Характеристика особенностей эпохи
Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У
городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний
монолог Фауста из второй части трагедии). «Фауст» философская трагедия эпохи Просвещения.
Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамика
бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски
Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» ключ к
основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической
рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии «Лишь тот достоин
жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»:
сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой
литературы. Гёте и русская литература. Проект.
Теория литературы. Драматическая поэмаглубление понятия).
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (2 ч)
Место предмета
На изучение предмета отводится 3 ч в неделю, итого 105 ч за учебный год.
Распределение учебных часов по разделам программы
Введение 1ч.
Из древнерусской литературы — 3 ч.
Из русской литературы XVIII века — 8 ч.
Из русской литературы XIX века —58 ч (в т. ч. 4 К.Р., 11 Р.Р., 1 В.Ч.).
Из русской литературы XX века — 28 ч (в т. ч. 1 К.Р.,5Р.Р., 1 В.Ч.).
Из зарубежной литературы 5 ч (в т. ч. 1 P.P.).
Уроки итогового контроля — 2 ч.
Список рекомендуемой литературы
Основной
1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход
к разработке стандартов нового поколения. М.: Педа
гогика, 2009.
2. Концепция Федеральных государственных об
разовательных стандартов общего образования / Под
ред. A.M. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвеще
ние, 2008.
3.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збар-
ский И.С. Литература: Учебник для 9 класса общеобра
зовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.
4. Национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим
доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591
5. Постановление Главного государственного са
нитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-
эпидемиологические требования к условиям и органи
зации обучения в общеобразовательных учреждениях»
(СанПиН 2.4.2.2621-10).
6. Приказ Министерства образования и науки РФ
от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по осна
щению общеобразовательных учреждений учебным
и учебно-лабораторным оборудованием; необходимым
для реализации ФГОС основного общего образования,
организации проектной деятельности, моделирования
и технического творчества обучающихся».
7. Примерная основная образовательная програм
ма образовательного учреждения. Основная шко
ла. М.: Просвещение, 2011.
8. Примерные программы внеурочной деятельно
сти/ Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.
9. Приоритетный национальный проект «Обра
зование»:лектронный документ]. Режим доступа:
http://mon.gov.ru/pro/pnpo
10.Система гигиенических требований к услови
ям реализации основной образовательной программы
основного общего образования: [Электронный до
кумент]. Режим доступа: http://standart.edu.ru
11.Федеральная целевая программа развития об
разования на 2011-2015 гг.: [Электронный документ].
Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/news/8286
12.Федеральный государственный образователь
ный стандарт основного общего образования. М.: Про
свещение, 2010.
13.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
14.Формирование универсальных учебных дейст
вий в основной школе: от действия к мысли. Система
заданий. Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова.
М.: Просвещение, 2010.
15.Фундаментальное ядро содержания общего об
разования / Под ред. В.В. Козлова, A.M. Кондакова.
М.: Просвещение, 2011.
Дополнительный
1.Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социаль
ные эффекты образовательной политики // Лидеры
образования. 2007. № 7.
2.Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модер
низации образования: на пути преодоления кризиса
идентичности и построения гражданского общества //
Вопросы образования. 2008. № 1.
3.Асмолов А., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Россий
ская школа и новые информационные технологии:
взгляд в следующее десятилетие. М.: НексПринт,
2010.
4.Дистанционные образовательные технологии:
проектирование и реализация учебных курсов / Под
общ. ред. М.Б. Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург,
2010.
5.Жильцова О.А. Организация исследовательской
и проектной деятельности школьников: дистанционная
поддержка педагогических инноваций при подготовке
школьников к деятельности в сфере науки и высоких
технологий. М.: Просвещение, 2007.
6.Журналы «Стандарты и мониторинг образова
ния», 2011-2012.
7.Заир-Бек СИ., Муштавинская И.В. Развитие кри
тического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
8.Поливанова К.А. Проектная деятельность школь
ников. М.: Просвещение, 2008.
9.Сайт «Единое окно доступа к образовательным
ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа:
http://window.edu.ru
10.Сайт «Каталог единой коллекции цифровых
образовательных ресурсов»: [Электронный документ].
Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
11.Сайт «Каталог электронных образовательных
ресурсов Федерального центра»: [Электронный до
кумент]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru
12.Сайт «Образовательные ресурсы сети Ин
тернет»: [Электронный документ]. Режим доступа:
http://katalog.iot.ru
13.Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электрон
ный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru
14.Сайт «Федеральный государственный образо
вательный стандарт»: [Электронный документ]. Режим
доступа: http://standart.edu.ru
15.Сайт Министерства образования и науки РФ:
[Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.
gov.ru
16.Сайт ФГУ «Государственный научно-иссле
довательский институт информационных техноло
гий и телекоммуникаций»: [Электронный документ].
Режим доступа: http://www.informika.ru
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Домашнее задание
Дата
Коррекция
1
Литература и ее роль в духовной жизни человека
Доработать лекцию.
2
«Слово о полку Игореве» как величайший памятник
литературы Древней Руси
Цитатный план 1 и 3 части
3
«Слово о полку Игореве»
Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ
русской женщины
Анализ плача Ярославны.
4 С
Изложение с элементами сочинения по «Слову…»
Доклад-презентация о
Ломоносове
5
M.B. Ломоносов.
Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и
стиха. Ода «Вечернее размышление о Божием Величестве
при случае великого северного сияния»
Анализ оды
6
М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всерос-
сийский престол Ее Величества государыни императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года»
Цитатный план оды
7
Прославление Родины, мира, науки и просвещения в про-
изведениях М.В.Ломоносова
Отрывок наизусть
8
Г.Р.Державин. Стихотворение «Властителям и судиям».
Тема несправедливости сильных мира сего
Выразительное чтение и
анализ
9
Г. Р. Державин. Стихотворение «Памятник». Традиции
Горация.
Мысль о бессмертии поэта
Биография Радищева
10
А.Н.Радищев. Слово о писателе.
Анализ указанных глав
11
«Путешествие из Петербурга в Москву». Широкое
изображение российской действительности. Критика
крепостничества.
Биография Карамзина. Инд.
задания
12
Н. Карамзин. Повесть
«Бедная Лиза».
Стр.101, в.1-2
Утверждение общечеловеческих ценностей в повести
13
Н. Карамзин. Стихотворение «Осень». Особенности
русского сентиментализма
Стр.101, в.3
14
Русская литература 19 века. Особенности развития.
Обзор.
Доработать лекцию
15
В.А. Жуковский. Жизнь и творчество.
Романтический образ моря в
стихотворении «Море».
Границы невыразимого
в стихотворении «Невыразимое»
Стр.119-121,тезисы
16
Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада
«Светлана».
Биография Грибоедова
17
А. С. Грибоедов. Жизнь и творчество.
Анализ 1действия.
18
История создания, публикации, первых постановок
комедии
А. Грибоедова «Горе от ума»
Выписать афоризмы
19
Смысл названия и проблема ума в комедии А. Грибо-
едова «Горе от ума»
Сообщение по теме.
20
Система образов в комедии
А. Грибоедова «Горе от ума». Особенности развития
комедийной интриги
Отрывок наизусть
21
Комедия А. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий как
необычный резонер, предшественник «странного человека»
в русской литературе
План по одной из тем.
22
Образ фамусовской Москвы в комедии
А. Грибоедова «Горе от ума»
Доработать таблицу
23
Образность и афористичность языка комедии А. Грибо-
едова «Горе от ума». Мастерство драматурга в создании
речевых характеристик действующих лиц
Подготовка к сочинению
24 С
Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Биография Пушкина
25
А. С. Пушкин. Биография и творческий путь.
Доклады
26
Многообразие тем, жанров, мотивов лирики
Анализ стихотворений
А.Сушкина. Стихотворения «К Чаадаеву», «К
морю», «Пророк», «Анчар»
27
Одухотворенность и чистота любви в стихотворениях
А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная
мгла.., «Я вас любил: любовь еще, быть может...»
Наизусть
28
Слияние личных, гражданских и философских мотивов в
лирике
А. Пушкина. Стихотворения «Бесы», «Я памятник себе
воздвиг нерукотворный...», «Два чувства дивно близки
нам..
Анализ стихотворений
29
«Евгений Онегин». История создания, особенности
жанра.
Анализ 1,2 главы
30
Образы главных героев романа А. Пушкина «Евгений
Онегин». Основная сюжетная линия и лирические
отступления
Выписать тематику
лирических отступлений
31
А. Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна — нравствен-
ный идеал А. Пушкина
План к теме
32
А. Пушкин. «Евгений Онегин».
Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и
Онегина
Сравнит. хар-ка
32
А. Пушкин. «Евгений Онегин».
Автор как идейно-композиционный и лирический центр
романа «Евгений Онегин»
Конспект ст. Белинского
33
А. Пушкин. «Евгений Онегин».
Роман А.С. Пушкина в зеркале критики
Анализ трагедии»Моцарт и
Сальери»
34
А. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери». Проблема
«гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и
Сальери»
Стр. 219 в.1-2
35
Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух
персонажах трагедии
А. Пушкина «Моцарт и Сальери».
Подготовка к сочинению
36 С
Сочинение по творчеству А. С. Пущкина.
Биография Лермонтова
37
М. Ю Лермонтов. Жизнь и творческий путь.
Сюжетный пересказ по
группам
38
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» первый пси-
хологический роман в русской литературе, роман о не-
заурядной личности
План к теме
39
Лермонтов «Герой нашего времени». Главные и второсте-
пенные герои в романе.
Образ Печорина. Сообщение
40
Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин — «самый
любопытный предмет своих наблюдений»
Стр.329 в.7-9
41
Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин и Максим
Максимыч. Печорин и доктор Вернер
Стр.329 в. 10-11
42
Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин и
Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери
Сравнительная хар-ка
43
Повесть М.Ю. Лермонтова «Фаталист»
и ее философско-композиционное значение
Конспект ст. Белинского
44
«Герой нашего времени»
в критике В.Г. Белинского
Анализ стихотворений
45
Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Стихотворе-
ния «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно».
Чувство
трагического одиночества
Анализ стихотворений
46
М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Дума», «Поэт»,
«Родина», «Пророк». Трагическая судьба поэта и человека в
бездуховном мире.
Наизусть «Родину»
47
М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Нет, не тебя так
пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...»,
«Расстались мы; но твой портрет...», «Есть речи —
значенье...», «Предсказание», «Молитва», «Нищий».
Характер лирического героя лермонтовской поэзии.
Эссе «Моё любимое стих-е»
48 С
Сочинение по творчеству Лермонтова.
Биография Гоголя
49
Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество.
Анализ 1 главы
50
Н. Гоголь. Поэма «Мертвые души».История создания.
Стр.374, в.1-3
Смысл названия поэмы
51
Н. Гоголь «Мертвые души». Система образов поэмы
Мертвые и живые души
Стр.374, в.8
52
Образы помещиков в поэме.
Сообщения по плану
53
Сатирическое изображение чиновников.
Устные портреты
54
Чичиков — «приобретатель», герой новой эпохи
План главы о Чичикове
55
«Мертвые души» - поэма о величии России. Первона-
чальный замысел и идея Н.В. Гоголя
Наизусть отрывок
56 С
Сочинение по поэме Гоголя.
Биография Достоевского
57
Ф.М. Достоевский.
Жизнь и творчество бзор)
Знакомство с романом
58
«Белые ночи».
Тип «петербургского мечтателя» жадного к жизни и
одновременно склонного к несбыточным фантазиям в
романе .
Стр. 408, творческое задание
59
Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл
«сентиментальности» в понимании Ф.М. Достоевского
Стр. 408. В.4
60
А. П. Чехов. Слово о писателе.
Х/Т о жизни и творчестве
Чехова
61
«Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев
рассказа. Эволюция образа «маленького человека» в
литературе XIX в.
Проблемные вопросы
62
А. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества в
многолюдном городе
Стр. 29, в. 1 из раздела
«Развиваем дар слова»
63
Проект.
Составление коллективного иллюстративного электронно-
го сборника рефератов на тему «Образ "маленького
человека" в русской литературе XIX в.»
Доработать проект
64
Богатство и разнообразие жанров и направлений в русской
литературе XX в.
Биография Бунина
65
И. Бунин. Жизнь и творчество бзор)
Сюжетный пересказ «Тёмных
аллей»
66
Рассказ
И. Бунина «Темные аллеи».
Печальная история любви
Стр.47 в. 1-2
67
А. А. Блок. Слово о поэте.
Выразительное чтение стих-й.
68
А. Блок. Стихотворения «Ветер принес издалёка.., «О,
весна без конца и без краю...» Высокие идеалы и
предчувствие перемен.
Наизусть
69
Своеобразие лирических интонаций А.А. Блока. Стихотво-
рение «О, я хочу безумно жить.., цикл «Родина»
Биография Есенина
70
С. А. Есенин. Слово о поэте.
Анализ стих-й
71
Тема России — главная в поэзии С. Есенина. Сти-
хотворения «Вот уж вечер. Роса.., «Не жалею, не зову, не
плачу...», «Край ты мой заброшенный.., «Гой ты, Русь
моя родная...»
Наизусть
72
Сквозные образы в лирике С.А. Есенина. . Стихотворения
«Нивы сжаты, рощи голы...», «Разбуди меня завтра
рано.., «Отговорила роща золотая...»
Биография Маяковского
73
В. В. Маяковский. Слово о поэте.
Выразительное чтение стих-й.
74
Стихотворения «Послушайте!», «А вы могли бы?».
Новаторство Маяковского - поэта
Анализ стих-й
75
В. Маяковский о труде поэта. Своеобразие стиха, ритма,
словотворчества В. Маяковского. Стихотворение «Люб-
лю»
(отрывок)
Биография Булгакова
76
М.А.Булгаков. Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Собачье сердце»
История создания и судьба повести.
Сюжетный пересказ
77
Смысл названия Система образов повести.
Характеристики героев
78
М.А.Булгаков.
«Собачье сердце»
Умственная, нравственная и духовная недоразвитость
План к теме
«шариковщины» в повести. Поэтика Булгакова-сатирика
79
М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о
любви. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне
нравится, что вы больны не мной…»
Анализ стих-й
80
Особенности поэтики М.И.Цветаевой.
Стихотворения «Откуда такая нежность?», «Ро-
дина», стихи о Москве
Наизусть
81
А.А. Ахматова. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворные
произведения из книг «Чётки», «Белая стая», «Пушкин».
Особенности поэтики А.А. Ахматовой
Анализ стих-й
82
А.А. Ахматова. Стихотворные произведения из книг
«Подорожник», «Anno Domini», «Тростник», «Ветер вой-
ны»
Наизусть
83
НА. Заболоцкий. Жизнь и творчествобзор). Сти-
хотворения о человеке и природе «Я не ищу гармонии в
природе», «Где-то в поле возле Магадана», «Можжеве-
ловый куст»
Анализ стих-й
84
Н.А. Заболоцкий. Стихотворения «О красоте челове-
ческих лиц», «Завеща ние». Философская глубина
обобщения поэта-мыслителя
Биография Шолохова
85
М.А. Шолохов. Жизнь и творчество (обзор).
Сюжетный пересказ
86
Смысл названия рассказа
«Судьба человека»
Анализ эпизодов
86
Образ Андрея Соколова. Широта типизации.
Биография Пастернака
87
Б. Пастернак. Жизнь и творчество бзор).
Стихотворения «Красавица моя, вся стать...», «Перемена»,
«Весна в лесу». Философская глубина лирики Б.Л. Пастер-
нака
Анализ стих-й
88
Приобщение вечных тем к современности в лирике
Б. Пастернака.
Стихотворения «Во всем мне хочется дойти...», «Быть
знаменитым некрасиво»
Наизусть
89
А. Твардовский.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения о Родине, о природе. «Урожай», «Весенние
строчки».
Анализ стих-й
90
«Я убит подо Ржевом.. Широта обобщений в
произведении. Глубокий патриотизм.
Биография Солженицына
91
А. Солженицын. Жизнь и творчество (обзор).
Сюжетный пересказ
92
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор»
Сообщение по теме
93
Сила художественной правды в рассказе.
Подготовка к п/р
94
Проверочная работа по русской литературе 20 века.
Моё любимое стихотворение в
музыке
95
Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX вв. (обзор)
Презентации
96
Античная лирика Гораций. Стихотворение «Я воздвиг
памятник…» Поэтическое творчество в системе
человеческого бытия.
Стр. 319-324
97
Данте Алигьери. Поэма «Божественная комедия»
Множественность смыслов поэмы
Стр. 325-335
98
У. Шекспир.
Трагедия «Гамлет» Ощечеловеческое значение героев
трагедии.
Стр. 336-344
99
И. Гёте. «Фауст» философская трагедия эпохи
Просвещения
Стр. 345-356
100
Поиски справедливости и истинного смысла жизни в тра-
гедии
И. Гёте «Фауст»
Стр. 356, в.4-5
101
Повторение вопросов теории литературы.
Эссе
102
Итоговый урок.
СОГЛАСОВАНО
________________ Т. А. Коякова
Протокол заседания ШМО учителей русского языка и литературы
от 31.08.2016 №1