Рабочая программа по литературе 11 класс на 2016-2017 уч. год Коровина

Рабочая программа по литературе 11класс
на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов под ред. Коровиной В.Я.
Коякова Т. А.
МОУ СОШ № 12
Г. о. Подольск
2016-2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Литература 11 класс» разработана на основе Примерной программы среднего
(полного) общего образования по литературе (базовый уровень) и авторской программы по литературе для 5-11 классов под
ред. Коровиной В.Я. ( Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень) 10-11 классы
(Профильный уровень) Под редакцией В.Я.Коровиной.11-е издание Москва. Просвещение. 2010.) без изменений.
Программа соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта образования и базисному учебному плану (2004
года) образовательного учреждения на 2012-2013 учебный год. Рабочая программа, как и авторская, является частью учебно-методического
комплекта, включающего программу, учебники по литературе для 10-11классов средней школы (базовый и профильный уровни),
тематическое и поурочное планирование с методическими рекомендациями, учебными пособиями для учащихся.
Линия учебников, обеспечивающих программу, входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в
образовательных учреждениях.
Учебно-методический комплект, обеспечивающий процесс обучения:
1. Учебник: Русская литература XX века: : Учеб.: в 2-х ч. - / Под ред. Журавлёва В.П. - М.: Просвещение, 2014
2. Учебные пособия: Русская литература XX века: 11 кл. : Практикум / Под ред. В.П.Журавлёва. - М.: Просвещение, 2014
3. Методические пособия: Уроки литературы: 11 кл.: Кн. для учителя / Под ред. В.П.Журавлёва. - М.: Просвещение, 2014
Цели, задачи, содержание, методико-дидактические принципы, обеспечивающие личностно-ориентированный характер обучения, в
рабочей программе остаются теми же, что и у авторов. Требования к уровню подготовки учащихся не изменяются и соответствуют стандартам
освоения обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения
Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на
уроки внеклассного чтения.
В соответствии с авторской, рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного
образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса и рассчитана на 102 учебных часов (3 часа в
неделю).
Класс общеобразовательный,уровень базовый.
Содержание программы
учебного курса «Литература 11 класс»
102 часа ( 3 часа в неделю).
Введение (1ч )
Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в
судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская
литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и
что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема
ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
Литература начала XX века (2ч )
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской
литературе начала XX века. Человек и эпоха основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность
отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
Писатели-реалисты начала XX века
Иван Алексеевич Бунин. (4ч.)
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество», «Последний шмель», «Песня» (возможен
выбор других пяти стихотворений). Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма
настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (произведения обязательны для изучения только для школ с русским
(родным) языком обучения), «Легкое дыхание», «Сны Чанга» (возможен выбор других рассказов). Своеобразие лирического повествования
в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада.
Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм
бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив
памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И.А.Бунина.
Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Индивидуальный стиль писателя. Рассказ (углубление
представлений).
Александр Иванович Куприн. (4ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в
повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в
прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора.
Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая
история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль
сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.
Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).
Максим Горький (7ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки
романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции
рассказа «Старуха Изергиль».
«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Своеобразие
художественного конфликта в драме. Проблема мнимого иреального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли,
сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука),
правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).
Серебряный век русской поэзии 1ч.
Символизм (2ч.)
«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.
«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.
Валерий Яковлевич Брюсов.
Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Ас-саргадон», «Старый викинг», «Работа», «Каменщик», «Грядущие
гунны», (стихотворения по выбору учителя и учащихся). Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии
Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте.
Стихотворения (3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только
любовь. Семицветник».
Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнесла-вянскому фольклору («Злые
чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.
Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте.
Стихотворения (3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Роман «Петербург» (обзорное знакомство с чтением фрагментов).
Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая смена
ощущения мира художником (сборник «Пепел»), Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).
Акмеизм (1ч.)
Н. Гумилев. «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор
раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.
Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.
Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Память», «Слово»,
«Заблудившийся трамвай» или другие стихотворения ( 3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики
Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности
существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Футуризм (2ч.)
Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян.
Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и другие), кубофутуристы (В.Маяковский, Д.Бурлюк, В.Хлебников, Вас.
Каменский),«Центрифуга» (Б.Пастернак, Н.Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими
его представителями
Игорь Северянин (И. В. Лотарев). Слово о поэте.
Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (3
стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества.
Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.
Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).
Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и
закрепление представлений).
Александр Александрович Блок (8ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит
лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Когда вы стоите на моем пути...»,
«Скифы». (Возможен выбор 3—5 других стихотворений.)
Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и
образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме».Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации.
Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема родины в поэзии Блока.
Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом» и в стихотворении «Скифы». Поэт и революция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и восприятие ее современниками. Многоплановость, сложность художественного мира
поэмы. Символическое и конкретно реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения.
Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика
вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.
Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в
произведении (развитие представлений).
Сергей Александрович Есенин ((5ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...»,
«Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Со-
ветская» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Сорокоуст», «Я покинул родимый дом...», «Возвращение на родину», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен
заледенелый...». (Возможен выбор 3—5 других стихотворений.)
Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы
и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и
Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.
Есенин и имажинизм. Есенинская «теория органического образа». Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные
образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в
развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы».
Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия).
Лирическая поэма. Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).
Литература 20-х годов XX века (1ч)
Обзор с монографическим изучением одного —■ двух произведений (по выбору учителя и учащихся).
Общая характеристика литературного процесса
Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», «конструктивисты», ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).
Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В.
Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).
Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).
Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд
14-69» Вс. Иванова, «Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева).
Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орна-
ментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б.
Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова).
Русская эмигрантская сатира, ее направленность («Дюжина ножей в спину революции» А. Аверченко, «Ностальгия» Тэффи).
Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).
Владимир Владимирович Маяковский (4ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное»,
«Прозаседавшиеся» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»,
«Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор 3—5 других стихотворений.)
Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос
революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма,
неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха).
Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта
жанрового диапазона творчества поэта-новатора.
Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.
Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о
рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.
Литература 30-х годов.
Творческие поиски писателей в 30-е годы (1ч.)
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание
миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.
Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б.
Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.
Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов.«Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина,
К. Симонова, Л. Мартынова.
Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М.Шолохова, Н.Островского, В. Луговского и др.
Михаил Афанасьевич Булгаков (7ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»,
(Изучается один из романов по выбору, в школе с родным (нерусским) языком обучения в сокращении). История создания романа
«Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема
выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий,
социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Сатирическое изображение
трусов, приспособленцев, предателей. Символическое звучание образа Города. Алексей Турбин как защитник и охранитель Дома, Отчизны.
Смысл финала романа.
История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа.
Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового).
Сочетание реальности и фантастики. Проблема предательства уда), тема ученичества (Левий Матвей) и тема совести (Понтий Пилат) в
романе. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.
Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете. Э.-Т.-А. Гофман, Н. В.
Гоголь).
Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.
Булгаков в трактовке современного театра (анализ театральных постановок по произведениям писателя)
Андрей Платонович Платонов (5ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы
Тип платоновского героя мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородство детей. Утопические
идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова.
Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).
Анна Андреевна Ахматова (3ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос
был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор 2—3 других стихотворений.) Искренность интонаций и
глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс
художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и
собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики
Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.
Поэма «Реквием». Неразделенность, единство трагедии народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме.
Широта эпического обобщения и сдержанное благородство скорбного стиха. Мощное трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени
и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
Творческое наследие А. Ахматовой и русская поэзия XX начала XXI веков.
Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие
представлений)
Осип Эмильевич Мандельштам (2ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой
город, знакомый до слез...» казанные произведения обязательны для изучения).
«Айя-София», «Silentium», «Концерт на вокзале», «Мы живем, под собою не чуя страны...».(Возможен выбор 3—4 других
стихотворений.)
Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического
переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая
символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX начале XXI века.
Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).
Марина Ивановна Цветаева (2ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое птица в руке...»), «Кто создан из камня,
кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» казанные произведения обязательны для изучения).
«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор 2—3 других стихотворений.)
Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения
поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая
трагичностью эпохи (революция, гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Своеобразие поэтической лексики и
синтаксиса. Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей
газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве.
Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический
герой (углубление понятия).
Михаил Александрович Шолохов ( 8ч.)
Жизнь. Творчество. Личность (обзор).
«Тихий Дон» роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса.«Донские рассказы» как подступ к роману.
Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Семейная тема в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад,
быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема
гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверж-
дение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие
шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской
литературе XX века.
Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий).
Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).
Литература периода Великой Отечественной войны.
Обзор (2ч )
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр
(поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Иса-
ковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М.
Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского, «Россия» А.
Прокофьева. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического
героя.
Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в
любви к родным местам, близким людям.
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К.
Паустовского, Б. Горбатова, А. Платонова, В. Гроссмана и др.
Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации
войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон»,
Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.
Литература 5090-х годов XX века.
Обзор литературы второй половины XXвека. (1 ч.)
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б.
Васильева и др.
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.).
Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В.
Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б.
Слуцкий, С. Орлов и др.
«Городская» проза: Д. Гранин, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их
произведений.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в
повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова(«Иркутская история», «Жестокие игры»), В.
Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.
Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов,
Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).
Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание
к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В.
Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.
Александр Трифонович Твардовский (3ч.)
Жизнь и творчество. Личность и творчество(обзор).
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» казанные
произведения обязательные для изучения).
«В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор 3 других
стихотворений.)
Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем родины. Чувство сопричастности к судьбе
страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность испо-
ведальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.
Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений).
Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Борис Леонидович Пастернак (4ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет»,
«Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Марбург», «Лето», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор 3 других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве
Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление
перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик.
Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и
композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе.
Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские Образы в романе.
Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической
литературы в творчестве Пастернака.
Александр Исаевич Солженицын ( 3ч.)
Жизнь. Творчество. Личность (обзор).
Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова.
Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической
эпохи.
Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр
(закрепление понятия).
Варлам Тихонович Шаламов (2ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор 2—3 других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т.
Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем.
Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию близкому к
состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.
Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и
новаторство в художественной литературе (развитие представлений).
Николай Михайлович Рубцов (2ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения «Видения на холме», «Русский огонек», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...», «Звезда полей», «В
горнице». (Возможен выбор других стихотворений.)
Основные темы и мотивы лирики Рубцова Родина, Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его
нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный
событиями его личной судьбы и судьбы народа. Взаимодействие романтического и реалистического начал, символики и быта как
характерная черта стилевого своеобразия лирики Рубцова. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
Виктор Петрович Астафьев (1ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
«Царь-рыба», «Печальный детектив». (Одно произведение по выбору.) Взаимоотношения человека и природы в «Царь-рыбе». Утрата
нравственных ориентиров главная проблема в романе «Печальный детектив».
Валентин Григорьевич Распутин (2ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
«Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести
«Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».
Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем «Живи и помни» с традициями русской классики.
Иосиф Александрович Бродский (1ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» (Как жаль, что тем, чем стало для меня...). (Возможен
выбор 3 других стихотворений.)
Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических,
философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток не-
принужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской
классической поэзии в творчестве И. Бродского.
Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).
Булат Шалвович Окуджава (2ч.)
Слово о поэте.
Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить
беду...». (Возможен выбор других стихотворений.)
Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия оттепели и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная.
Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.
Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).
«Городская» проза в современной литературе
Юрий Валентинович Трифонов ( 1ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Обмен». Городская проза и повести Трифонова. Осмысление «вечных тем» человеческого быта на фоне и в условиях городского
быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий
психологизм писателя. Традиции А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы
(углубление понятия).
Темы и проблемы современной драматургии
Александр Валентинович Вампилов ( 2ч.)
Слово о драматурге.
Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.)
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие
драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Литература конца XX начала XXI века (1ч)
Общий обзор произведений последнего десятилетия.
Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В.
Токарева, Ю. Поляков и др.
Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев,
Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.
Из зарубежной литературы
Джордж Бернард Шоу (1ч.)
Слово о писателе.
«Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион».
(Обзорное изучение одной из пьес по выбору учителя и учащихся.)
«Дом, где разбиваются сердца». Влияние А. П. Чехова на драматургию Д. Б. Шоу. «Английская фантазия на русские темы». Мастерство
писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила.
«Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации.
Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.
Теория литературы. Парадокс как художественный прием.
Томас Стернз Элиот (1ч.)
Слово о поэте.
Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой
мировой войной. Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классической поэзии (Данте, Шекспира, Дж. Донна и др.).
Эрнест Миллер Хемингуэй (1ч.)
Слово о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!».
Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя старик Сантьяго. Единение человека
и природы. Самообладание и сила духа героя повести («человека можно уничтожить, но его нельзя победить»).
Эрих Мария Ремарк (1ч.)
Слово о писателе.
«Три товарища» (обзорное изучение романа). Э. М. Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая
концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность,
готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних монологов,
психологический подтекст).
Теория литературы. Внутренний монолог (закрепление понятия).
Предметные планируемые результаты
По окончании 11-го класса обучаемые должны
знать:
-содержание текстов программных произведений, предназначенных для текстуального и обзорного изучения;
-место русской литературы в мировом литературном процессе, ее национальное своеобразие;
-основные закономерности развития русской литературы в 20-веке;
-основные черты литературных направлений.
Уметь (устно):
- выразительно читать тексты художественных произведений в объёме изучаемого курса литературы, комментировать прочитанное;
- владеть пересказом всех видов - подробным, выборочным, от другого лица, кратким, художественным ( с максимальным использованием
художественных особенностей изучаемого текста) - главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи
и т.д.
- подготовить характеристику героя или героев (индивидуальную, групповую, сравнительную) крупных художественных произведений,
изучаемых по программе старших классов;
- подготовить рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка,
целого произведения, устно комментировать прочитанное;
- составить рецензию на самостоятельно прочитанное произведение большого объёма, просмотренный фильм или фильмы одного режиссёра,
спектакль или работу актёра, выставку картин или работу одного художника, владеть актёрским чтением, иллюстрировать прочитанное и пр.;
- подготовить сообщение, доклад, лекцию на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми произведениями;
- свободно владеть монологической и диалогической речью ( в процессе монолога, диалога, беседы, интервью, доклада, сообщения, учебной
лекции, ведения литературного вечера, конкурса и т.д.);
- использовать словари различных типов (орфографические, орфоэпические, мифологические, энциклопедические и др.), каталоги школьных,
районных и городских библиотек;
Уметь (письменно):
- составлять планы, тезисы, рефераты, аннотации к книге, фильму, спектаклю;
- создавать сочинения проблемного характера, рассуждения, все виды характеристик героев изучаемых произведений.
- создавать оригинальные произведения (рассказы, стихотворения, былины, баллады, частушки, поговорки, эссе, очерк - на выбор); подготовить
доклад, лекцию для будущего прочтения вслух на классном или школьном вечере.
В результате изучения литературы на базовом уровне учащиеся должны
знать/понимать:
-образную природу словесного искусства;
- основные факты жизни и творчества писателей;
- содержание изученных произведений;
- основные закономерности историко- литературного процесса и черты литературных направлений;
-основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
-воспроизводить содержание литературного произведения;
-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика,
проблематика, нравственный пафос, систему образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка);
-анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-соотносить художественное произведение с общественной жизнью и культурой;
-выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
-определять род и жанр произведения;
-сопоставлять литературные произведения;
-выявлять авторскую позицию;
-выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
-аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
-составлять планы;
-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема
Уроки
контроля
1.
ВВЕДЕНИЕ
2
И.А.Бунин
3.
А.И.Куприн
Соч.
4.
М.Горький
С
5
Серебряный век русской поэзии. Русский символизм и
его истоки
6
В.Брюсов
7
К.Д.Бальмонт. А.Белый и др. поэты-символисты
8
Акмеизм. Истоки акмеизма
9
Н. Гумилев
10
Футуризм как литературное направление
11
А. А.Блок
12
Идейно-нравственные аспекты новокрестьянской
поэзии. Клюев Н.А
13
С.А.Есенин
С
14
Литературный процесс 20-х годов 20 века
17
В.В.Маяковский
18
Обзор литературы 30-х годов
19
М.М.Булгаков
С
20
А.А.Платонов
21
Ахматова А.А.
22
О.Мандельштам
23
М.Цветаева
Соч.
24
М .Шолохов
Пров.
раб.
25
Литература периода ВОВ
Зачёт
26
Литература 50-90-х годов.
27
А.Т.Твардовский
28
Б.Пастернак
29
А.И.Солженицын
31
В.Шаламов
32
Н.М.Рубцов
33
В.П.Астафьев
34
В.Распутин
Пров.
раб.
35
И.Бродский
37
Б.Окуджава
38
Ю.Трифонов
39
А.Вампилов
проекты
41
Основные направления и тенденции развития
современной литературы
42
Джордж Бернард Шоу
43
Томас Стернз Элиот
44
Э.М.Ремарк
45
Э.М.Хемингуэй
46
Проблемы и уроки литературы 20 века
47
Консультации по подготовке к экзаменам
Итого:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе I II половины XX века – М., «ВАКО»
Лазаренко Г.П. Краткий курс. Русская литература XX века. 11 класс. – М., «Дрофа»
Малюшкин А.Б. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла. 10-11 класс – М., «Творческий центр»
Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь – М., «АЙРИС-ПРЕСС»
Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XX века. 11 класс – М., «Просвещение»
Михайлова И.М. Тесты. Литература 9-11 классы – М., «Дрофа»
Бельская Л.Л. Литературные викторины – М., «Просвещение»
Безносов Э.Л. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. Литература – М., «Дрофа»
Иванченко Н.И. Подготовка к выпускному экзамену по литературе – М., «Просвещение»
Карсалова Е. В., Леденёв А.В., Шаповалова Ю. М.Серебряный век русской поэзии. Пособие для учителей М., «Интерпракс»
Произведения писателей и поэтов, изучаемых в 11 классе
Мультимедийные пособия.
1. Экспресс-подготовка к экзамену. Литература. 9-11 класс
2. DVD-диски с экранизациями художественных произведений, изучаемых в 11 классе.
3. Видеофильмы по произведениям литературы 20 века.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Тема урока
Домашнее задание
Дата
Корректировка
1
Особенности литературного процесса рубежа
веков
Подготовка по материалам
лекции, рефераты
23
Основные направления развития
русской литературы
Подготовка к семинару
«Поэтический мир И. А.
Бунина»
4
Поэтический мир И. А. Бунина
Подготовка по материалам
урока, индивидуальные
задания
5
Социально-философские обобщения в рассказе
И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Подготовка к семинару
6
Цикл «Темные аллеи». Любовь в прозе Бунина
Анализ рассказа (по выбору)
7
Р/р. Анализ рассказа «Чистый понедельник»
Сообщения о жизни и
творчестве А. И. Куприна
8
Жизнь и творчество А. И. Куприна
Повесть «Гранатовый
браслет», анализ текста
9
Повесть «Гранатовый браслет». Мир
человеческих чувств в повести
Письмен-
ная работа по материалам
урока
10
Повесть А. И. Куприна «Олеся»
Индивидуальные задания
11
Развитие речи. Сочинение по творчеству
И.А.Бунина и А.И.Куприна.
Биография Горького
12
Жизнь и творчество М. Горького.
Художественный мир писателя
Индивидуальные задания
13
Новаторство Горького-драматурга
Пьеса «На дне»; чтение и
анализ содержания
14
Своеобразие драматургического конфликта в пьесе
«На дне»
Сообщения учащихся, анализ
текста
15
Философский аспект пьесы «На дне»
Анализ образной системы
пьесы
16
17
Спор о правде на страницах пьесы М. Горького
«На дне»
Индивидуальные задания
18
Публицистика М. Горького
Подготовка к сочинению по
творчеству М. Горького
19
Развитие речи. Сочинение по творчеству
Горького.
Индивидуальные задания
20
21
Декадентство в русской литературе на рубеже
XIX–XX вв. Русская поэзия Серебряного века
Материал лекции,
сообщения учащихся
.
22
Символизм как литературное течение начала XX
в.
Материал лекции, анализ
лирики
23
В. Я. Брюсов как теоретик символизма. Очерк
жизни и творчества. Поэтические
индивидуальности символизма.
Письменная работа по
материалам урока
24
Акмеизм как национальная форма
неоромантизма. Лирика Н. Гумилева.
«Капитаны», «Заблудившийся трамвай»
Письменный анализ
стихотворения, наизусть (по
выбору учащегося)
25
Футуризм. Эгофутуристы, кубофутуристы.
Эстетические и формальные эксперименты
футуристов
Опрос по материалам лекции,
сообщения учащихся
26
И. Северянин. Жизнь и творчество. «Увертюра»,
«Стансы»
Анализ стихотворения (по
выбору учащегося)
27
Личность и художественный мир
А. А. Блока. Блок и символизм. Поэтический
путь Блока и «трилогия вочеловечения»
Материал лекции,
сообщения учащихся
28
Биографическая и философская основа стихов
первого тома: «Стихи о Прекрасной Даме».
Анализ лирики («Вхожу я в темные храмы…»,
«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»,
«Я все гадаю над Тобою…» и др.)
Анализ стихотворения (по
выбору учащегося)
29
Лирика второго тома. Мир стихий в поэзии
Блока. Р/р. Анализ стихотворения
Стихотворение «Незнакомка»
«Незнакомка»
наизусть
30
Лирика третьего тома. «Страшный мир» в
поэзии
А. Блока. «Ночь, улица, фонарь…»
Анализ стихотворения,
Наизусть (по выбору
учащегося)
31
Лирический герой в лирике Блока. Тема
России («Русь», «Россия», «На поле
Куликовом», «Коршун»)
Поэма «Двенадцать»,
Чтение и анализ текста
33
Поэма «Двенадцать». Философская
проблематика и своеобразие поэтики
Систематизация материалов к
сочинению
34
Поэма «Двенадцать». Многоплановость и
сложность художественного мира поэмы.
Систематизация материалов к
сочинению
35
Сочинение по творчеству Блока.
Биография Есенина.
36
С. А. Есенин. Жизнь и творческий путь.
Подобрать и
проанализировать стихи о
Родине
37
Тема Родины в лирике Есенина.
Стихотворение наизусть
38
Тема любви в лирике Есенина.
Анализ стих-я по выбору.
39
Философские мотивы в лирике Есенина.
Особенности поэтики.
Подготовиться к сочинению
40
Сочинение по творчеству Есенина.
Тезисы по материалам
учебника
41
Литература 20-х годов 20 века. Обзор.
Индивидуальные задания.
42
В. В. Маяковский. Новаторский характер и
лирический пафос творчества
Анализ стихотворений
В. В. Маяковского
43
В. В. Маяковский. «Послушайте!», «А вы могли
бы?» Маяковский и футуризм.
Анализ стихотворения.
Наизусть (по выбору
учащегося)
44
Своеобразие любовной лирики Маяковского.
Анализ стих-я по выбору
45
Сатира Маяковского.Тема поэта и поэзии.
Письменная работа
46
Литература 30-х годов 20 века обзор.
Тезисы по материалам
учебника
47
Жизнь и творчество М. А. Булгакова.
Театральная деятельность писателя. Пьеса «Дни
Турбиных». Идейное звучание пьесы и споры
вокруг нее
Индивидуальные задания
по материалу романа «Мастер
и Маргарита»
48
«Мастер и Маргарита». История создания,
идейно-художественное своеобразие романа
Индивидуальные задания
(работа в группах)
49
«Ершалаимские» главы. Философско-этическая
проблематика романа. Проблема «слова и дела»
Индивидуальные задания
(работа в группах)
50
Тема искусства в «московских» главах.
Мастерство Булгакова-сатирика
Письменная работа
51
История Мастера и Маргариты. Проблема любви
и жизни. Вечные и преходящие ценности
Подготовка к семинару
(работа в группах)
52
Композиционное и жанровое своеобразие романа
Систематизация материалов к
сочинению
53
Р/р. Сочинение по роману «Мастер и
Маргарита»
Биография Платонова
54
А. П. Платонов. Биография и творческий путь.
Чтение и анализ1части
«Котлована»
55
Тип платоновского героя – мечтателя и
правдоискателя.
Анализ эпизодов.
56
Тема коллективизации в повести.
План к теме
57
Философская многозначность названия повести.
Необычность языка и стиля.
Подготовка к сочинению
58
Сочинение по повести «Котлован»
Биография Ахматовой.
59
Биография и особенности творческого пути А.
Ахматовой. Анализ ранней лирики. Основные
мотивы
Анализ стихотворения,
наизусть (по выбору учащегося)
60
Тема Родины в лирике А. Ахматовой.
Гражданские мотивы творчества
Поэма «Реквием» чтение и
анализ текста
61
Идейно-художественное своеобразие поэмы
А. Ахматовой «Реквием»
Письменная работа по
материалам урока
62
О. Э. Мандельштам. Биография и творческий
путь.
Чтение и анализ стихотворений
по группам
63
О. Э. Мандельштам. Лирика. Жанрово-
поэтическое своеобразие лирики.
Анализ стихотворения (по
выбору учащегося)
Художественное мастерство поэта
64
М. И. Цветаева. Биография и творческий путь.
Чтение и анализ стихотворений
по группам
65
М. И. Цветаева. Лирика («Вчера еще в глаза
глядел…», «Проста моя осанка…», «Поэт –
издалека заводит речь…», «Стихи о Москве»).
Своеобразие поэтического стиля и языка.
Особенности образа лирической героини
Наизусть по выбору.
66
М . А. Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность.
Составить хронологическую
таблицу.
67-68
Художественные особенности романа-эпопеи
«Тихий Дон». Своеобразие поэтики. Роль
пейзажа. Психологический параллелизм
Образ Григория Мелехова,
анализ избранных глав
69
Образ Григория Мелехова. Трагичность судьбы
героя
Подготовить презентацию
70
Женские образы в романе-эпопее «Тихий Дон»
Анализ текста, подготовка
к семинару
71
Отражение трагедии Гражданской войны в
художественном мире романа «Тихий Дон»
Подготовка к защите
реферата
72-73
Защита рефератов и презентаций.
Индивидуальные задания
74
Литература периода ВОВ. Обзор.
Подготовить творческую
работу.
75
Защита творческой работы.
Материалы учебника.
76
Литература 50-90-х годов. Обзор.
Доработать лекцию.
77
А. Т. Твардовский. Жизнь и творческий путь.
Анализ стихотворений.
78
Основные мотивы лирики. Чувство
сопричастности к судьбе страны, утверждение
высоких нравственных ценностей.
Цитатный план.
79
А. Т. Твардовский. Поэма «По праву памяти».
Проблема субъективной боли лирического
героя за судьбы своей страны и народа
Биография Пастернака
80
Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество.
Анализ стихотворений.
80
Б. Пастернак. Лирика («Гамлет», «Зимняя
ночь», «Чудо»). Глубина поэтического
осмысления окружающего мира
Сообщение по теме
81
Тема поэта и поэзии в лирике поэта.
Философская глубина раздумий.
Наизусть по выбору
82
Б. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Обзор
содержания и проблематика романа.
Биография Солженицына.
83
А. И. Солженицын. Жизнь. Творчество.
Личность.
Сюжетны пересказ повести
«Один день Ивана
Денисовича».
84
Повесть «Один день Ивана Денисовича». Образ
Ивана Денисовича в контексте раскрытия темы
лагерной жизни.
План к теме
84
Проблема русского национального характера в
контексте исторической эпохи.
Биография В Шаламова.
85
В. Шаламов. Жизнь и творчество.
Чтение «Колымских
рассказов» (по выбору)
86
Рассказы «На представку», «Сентенция».
Жизненная достоверность рассказов.
Исследование человеческой природы.
Биография Рубцова.
87
Н. М. Рубцов. Основные темы и мотивы
лирики. Традиции Тютчева. Фета, Есенина в
поэзии Рубцова.
Анализ стих-й по выбору.
88
Практикум по анализу стихотворений Н.
рубцова.
Биография
89
В. П. Астафьев «Царь-рыба». Человек и
природа. Философская символика произведения
Индивидуальные задания
90
В. П. Распутин. Обзор творчества.
Инд. задания по роману
«Живи и помни»
91
В. Г. Распутин «Живи и помни». Судьба
народная в произведении
Биография Бродского
92
И А. Бродский. Широта проблемно-
тематического диапазона поэзии Бродского.
Анализ стихотворений по
выбору.
93
Б. Ш. Окуджава. Слово о поэте.
Анализ стихотворений по
выбору.
94
Память о войне в лирике поэта-фронтовика.
Песенное творчество Окуджавы.
Биография Трифонова.
95
Ю. В. Трифонов. Повесть «Обмен».Осмысление
вечных тем человеческого бытия в условиях
городского быта.
Биография Вампилова.
96
Реализация традиций и новаторство
драматургии А. В. Вампилова. Проблема
распада человеческой личности в пьесе «Утиная
охота»
Проект «Русская литература
50-90-х годов 20 века.
Направления и тенденции
развития».
97
Защита проектов.
Рецензия
98
Литература начала 21 века. Темы Идеи. Образы.
Обзор.
Читать Б. Шоу «Пигмалион»
99
Д. Б. Шоу «Пигмалион». Проблема духовного
потенциала личности и его реализация.
Читать стихи Элиота.
100
Т. С. Элиот. Стихотворение «Любовная песнь
Дж. Альфреда Пруфрока».Тревога и
растерянность человека на рубеже новой эры.
Сообщение о творчестве
Хемингуэя.
101
Э. Хемингуэй. «Старик и море». Единение
человека и природы.
Краткое содержание романа
Ремарка «Три товарища»
102
Э. М. Ремарк «Три товарища».трагическая
концепция жизни в романе.
.
СОГЛАСОВАНО
________________ Т. А. Коякова
Протокол заседания ШМО учителей русского языка и литературы
от 31.08.2016 №1