Конспект урока "«Мой первый друг, мой друг бесценный…» Анализ стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пущину»" 6 класс

Конспект урока литературы в 6 классе
«Мой первый друг, мой друг бесценный…»
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «И. И. Пущину»
Цели урока
Образовательная: обучение сравнительному анализу произведений словесного искусства.
Развивающая: развитие у учащихся аналитического мышления;
развитие познавательного интереса к произведениям художественной литературы;
расширение читательской эрудиции учеников;
Воспитательная: воспитание уважительного отношения к культурному наследию своей
страны, к отдельным её представлениям.
Оборудование: Портреты Пушкина, Пущина.
Место урока в учебном процессе: урок изучения лирики Пушкина в 6 классе
Тип урока: изучение нового материала.
Межпредметные связи: литература и русский язык.
Структура урока
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала.
2.1. В с т у п и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я . С р а в н е н и е д в у х и з о б р а ж е н и й
А. С. Пушкина.
2. 2. В ы с т у п л е н и я у ч а щ и х с я I г р у п п ы по теме «Портрет Пушкина».
2.3. В ы с т у п л е н и я у ч а щ и х с я II г р у п п ы по теме «Пушкин и его друзья».
2.4 Р а бот а н а д с т и х о т во р е н и е м «И. И. Пущину».
3. Подведение итогов урока.
4. Домашнее задание.
Предварительная подготовка к уроку
1 группа: подготовить описание портретов Пушкина;
2 группа: подготовить рассказ о друзьях Пушкина
Ход урока
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок- урок словесности. Именно
такие уроки, а не уроки русского языка и литературы, проводились в России во времена
Пушкина, Тургенева, Толстого и Гоголя.
- От какого слова, по- вашему, произошло слово «словесность»? (Слово)
Вы правы «в Начале было Слово». Но вы правы отчасти, потому что между ними были ещё
слова:
Словесность словесный словеса слово
-С помощью какой морфемы образовалось слово словеса?
С помощью суффикса –ЕС-
Можете назвать слова с этим суффиксом.
Небо + ЕС = небеса
Чудо + ЕС = чудеса
-Вот и произведения словесного искусства является своего рода маленьким чудом
Тайну создания одного чудесного стихотворения А.С.Пушкина мы попробуем раскрыть сегодня
на уроке.
2. Изучение нового материала.
2.1. В с т у п и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я . С р а в н е н и е д в у х и з о б р а ж е н и й
А. С. Пушкина.
Мы продолжаем знакомство с жизнью и творчеством А. С. Пушкина в период учебы его в
Царскосельском лицее.
Рассмотрим гравюры Е. И. Гейтмана «Пушкин-юноша» (1822) и В. А. Фаворского
«Пушкин-лицеист» (1935).
Что, по-вашему, особо выделяет каждый из художников? В каком из этих портретов
больше сходства с поэтом той поры?
Какая из этих гравюр ближе к автопортрету А. С. Пушкина, помещенному в хрестоматии?
Составьте устный портрет А. С. Пушкина по произведениям художников и воспоминаниям
современников. Обратите внимание на то, как в словесных описаниях и изобразительных
портретах авторы передают то, что перед нами великий поэт.
2.2. В ы с т у п л е н и я у ч а щ и х с я I г р у п п ы по теме «Портрет Пушкина».
Лев Сергеевич Пушкин, брат поэта:
«Пушкин был собою дурен, но лицо его было выразительно и одушевленно; ростом он был
мал нем было с небольшим 5 вершков, то есть примерно 165 см); но тонок и сложен
необыкновенно крепко и соразмерно».
Иван Александрович Гончаров, писатель:
«С первого взгляда наружность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с
мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь
задумчивую глубину и какое-то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь. В позе,
в жестах, сопровождающих его речь, была сдержанность светского благовоспитанного человека.
Лучше всего, по-моему, напоминает его гравюра Уткина с портрета Кипренского… У него было
небольшое лицо и прекрасная, пропорциональная лицу голова, с негустыми кудрявыми
волосами».
Михаил Владимирович Юзефович, приятель Льва Пушкина, археолог:
«Как теперь вижу его, живого, простого в обращении… очень подвижного… с
великолепными большими, чистыми и ясными глазами, в которых, казалось, отражалось все
прекрасное в природе, с белыми, блестящими зубами, о которых он очень заботился… Он вовсе
не был смугл, ни черноволос, как утверждают некоторые, а был вполне белокож с вьющимися
волосами каштанового цвета… Черты лица у него были приятные, и общее выражение очень
симпатичное... Его портрет, работы Кипренского, похож безукоризненно».
Вера Александровна Нащокина, жена П. В. Нащокина, друга А. С. Пушкина:
«Пушкин был невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами
необыкновенной привлекательности… Это были особые, поэтические, задушевные глаза, в
которых отражалась вся бездна души и ощущений, переживаемых душою великого поэта.
Других таких глаз я во всю мою долгую жизнь ни у кого не видала».
2.3. В ы с т у п л е н и я у ч а щ и х с я II г р у п п ы по теме «Пушкин и его друзья».
Петр Андреевич Вяземский, друг поэта:
«Пушкин был вообще простодушен, уживчив и снисходителен… Натура Пушкина была
более открыта к сочувствиям, нежели к отвращениям. В нем было более любви, нежели
негодования».
Петр Александрович Плетнев, друг и издатель Пушкина:
«Пушкин был застенчив и более многих нежен в дружбе».
В одном из писем Плетнев приводит слова Пушкина: «Я хочу доказывать моим друзьям, что
не только люблю их и верую в них, но признаю за долг и им, и себе, и посторонним показывать,
что они для меня первые из порядочных людей…»
Николай Михайлович Смирнов, крупный чиновник, любитель искусства, приятель
Пушкина:
«Кто был ближе к нему, кто пользовался его совершенным доверием, кому доступны были
тайные струны его души, те уважали в Пушкине человека столько же, как и поэта, те открывали
в нем ежедневно сокровища неистощимые и недоступные пониманию толпы так называемых
его приятелей… Своих друзей он защищал с необыкновенным жаром; зато несколькими
словами уничтожал тех, которых презирал…»
Готовя сообщения о друзьях Пушкина, учащиеся могут использовать стихотворения «19
октября 1825»Роняет лес багряный свой убор…»), «19 октября 1827» («Бог помочь вам,
друзья мои…») и др.
2.4. Р а б о т а н а д с т и х о т в ор е н и ем «И. И. Пущину».
1) В ы с т у п л е н и е у ч а щ е г о с я н а т е м у «Мой первый друг…» с использованием
отрывка из книги И. И. Пущина «Записки о Пушкине» о посещении Михайловского.
«Никогда не переставал я любить его; знаю, что и он платил мне тем же чувством…
Кони несут среди сугробов, опасности нет: в сторону не бросятся, все лес и снег им по
брюхо, править не нужно. Скачем опять в гору извилистою тропою; вдруг крутой поворот, и как
будто неожиданно вломились с маху в притворенные ворота, при громе колокольчика. Не было
силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного
двора…
Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми
вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру
его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод, но в иные минуты человек не
простужается. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим. Он забыл, что надобно прикрыть
наготу, я не думал об заиндевевшей шубе и шапке. Было около 8 часов утра. Не знаю, что
делалось. Прибежавшая старуха застала нас в объятиях друг друга в том самом виде, как мы
попали в дом: один почти голый, другой весь забросанный снегом. Наконец пробила слеза
(она и теперь, через 33 года, мешает писать в очках), мы очнулись. Совестно стало перед этой
женщиной, впрочем, она все поняла. Не знаю, за кого приняла меня, только ничего не
спрашивая, бросилась обнимать. Я тотчас догадался, что это добрая его няня, столько раз им
воспетая, чуть не задушил ее в объятиях.
Все это происходило на маленьком пространстве. Комната Александра была возле крыльца,
с окном на двор, через которое он увидел меня, услышал колокольчик. В этой небольшой
комнате помещалась кровать его с пологом, письменный стол, диван, шкаф с книгами и проч. и
проч. Во всем поэтический беспорядок, везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду
валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев (он всегда, с самого Лицея, писал оглодками,
которые едва можно было держать в пальцах)…
Наконец, помаленьку прибрались; подали нам кофе; мы уселись с трубками. Беседа пошла
правильнее; многое надо было хронологически рассказать, о многом расспросить друг друга…
Он как дитя был рад нашему свиданию, несколько раз повторял, что ему еще не верится, что
мы вместе. Прежняя его живость во всем проявлялась, в каждом слове, в каждом воспоминании;
им не было конца в неумолкаемой нашей болтовне. Наружно он мало переменился, оброс
только бакенбардами.
Пушкин заставил меня рассказать ему про всех наших первокурсных Лицея; потребовал
объяснения, каким образом из артиллериста я преобразился в судьи. Это было ему по сердцу, он
гордился мною и за меня…
Я привез Пушкину в подарок «Горе от ума»; он был очень доволен этою тогда рукописною
комедией, до того ему почти вовсе незнакомой. После обеда, за чашкой кофе, он начал читать ее
вслух… Я с необыкновенным удовольствием слушал его выразительное и исполненное жизни
чтение, довольный тем, что мне удалось доставить ему такое высокое наслаждение.
Потом он прочел мне кое-что свое…
Между тем время шло за полночь. Нам подали закусить; на прощанье хлопнула третья
пробка. Мы крепко обнялись в надежде, может быть, скоро свидеться в Москве. Шаткая эта
надежда облегчила расставанье после так отрадно промелькнувшего дня. Ямщик уже запряг
лошадей, колоколец брякал у крыльца, на часах ударило три. Мы еще чокнулись стаканами, но
грустно пилось: как будто чувствовалось, что в последний раз вместе пьем, и пьем на вечную
разлуку. Молча я набросил на плечи шубу и убежал в сани. Пушкин еще что-то говорил мне
вслед; ничего не слыша, я глядел на него; он остановился на крыльце, со свечой в руке. Кони
рванули под гору. Послышалось: «Прощай, друг». Ворота скрыпнули за мною.
Сцена переменилась.
Я осужден: 1828 года, 5-го января, привезли меня из Шлиссельбурга в Читу, где я
соединился наконец с товарищами моего изгнания и заточения, прежде меня прибывшими в
тамошний острог. Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствования по разным
мытарствам, я решительно не знаю; знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первым
встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый первый день моего приезда в Читу
призывает меня к частоколу А. Г. Муравьева и отдает мне листок бумаги, на котором
неизвестною рукою написано было:
Мой первый друг, мой друг бесценный!..
Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! Преисполненный глубокой живительной
благодарности, я не мог обнять его, как он меня обнимал, когда я первый посетил его в
изгнании».
2) В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е у ч и т е л е м с т и х о т в о р е н и я
«И. И. Пущину».
Для Пушкина приезд друга к нему в ссылку величайшее событие, отсюда и такие высокие
задушевные слова: «Мой первый друг, мой друг бесценный!». Дружба выше всяких преград, она
освещает жизнь, помогает принять ее трудности и преодолеть судьбу. А в Сибири голос друга
дарует утешение теперь уже Пущину, луч «лицейских ясных дней» продолжает светить, ибо
дружба сильнее тюремных замков и дальних расстояний.
В стихотворении раскрывается мир души поэта, мир интимный, поэтому при чтении
стихотворения неуместна риторика; оно должно прозвучать задушевно, тепло, искренне.
3) Р а б о т а н а д в ы р а з и т е л ь н ы м ч т е н и е м с т и х о т в о р е н и я «И. И.
Пущину» учащимися.
Какие факты биографии А. С. Пушкина и И. И. Пущина помогают понять стихотворение?
Стихотворение начинается восклицательным предложением. Как надо произнести эту
строку: торжественно или задушевно, грустно или радостно, мрачно или светло?
Каким чувством проникнуты строки, где поэт вспоминает о встрече в Михайловском?
Последние строки говорят о другой «встрече». Чем она похожа на первую? Чего желает
другу поэт? Как надо произнести эти строки?
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание: стихотворение «И. И. Пущину» выучить наизусть.