Методическая разработка литературной гостинной "Святой или демон? Интересные факты о Лермонтове"
Министерство образования и науки Краснодарского края
ГБПОУ КК «Армавирский аграрно-технологический техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УНИР
_________ Л.М. Штефанова
«___» ____________ 2014 г.
«Святой или демон? Интересные факты о Лермонтове »
Методическая разработка литературной гостиной
Разработал:
Преподаватель
литературы и русского языка: Данилова Е.В.
г. Армавир, 2014 г.
В методической разработке представлен сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого М.Ю.
Лермонтову. В разработке рассказывается о малоизвестных и загадочных фактах из жизни и
творчества М.Ю. Лермонтова, Мероприятие сопровождается ММ презентацией, вальсом на музыку А.
Хачатуряна к поэме Лермонтова «Маскарад», чтением стихотворений.
Цели:
1. Знакомство с малоизвестными фактами из жизни М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к
творчеству М.Ю. Лермонтова.
2. Развитие воображения, умения видеть картины, нарисованные автором; расширение словарного
запаса; развитие интереса к поэзии.
3. Показать связь литературы с другими видами искусства: музыкой, живописью.
4. Воспитание эстетическое, нравственное.
Оборудование:
• Интернет-доска, ММ презентация «Загадки жизни и творчества М. Ю. Лермонтова»,
• Видеофильм “Парус”,
• Буклеты,
• выставка произведений поэта и о поэте,
• репродукции картин и рисунков Лермонтова,
• музыкальное оформление,
• цветы, чернильница с пером, горит свеча.
Ход мероприятия
Вступление
Слайд 1. Эпиграф выводится на экран
Звучит вальс А. Хачатуряна к поэме Лермонтова «Маскарад». Юноша и девушка в бальных костюмах
танцуют вальс.
Выходят ведущие с зажжёнными свечами.
Ведущий читает стихотворение:
Вверху одна
Горит звезда,
Мой взор она
Манит всегда,
Мои мечты
Она влечет
И с высоты
Меня зовет.
М. Лермонтов.
Преподаватель:
Здравствуйте, уважаемые гости и участники сегодняшней литературной гостиной. Заканчивается
2014 год, это знаменательный год для русской литературы - 200 лет назад родился гениальный человек.
Удивительна Его гениальность! - всего 26 лет жизни, а прожито и прочувствовано на несколько жизней.
Конечно я говорю о Михаиле Юрьевиче Лермонтове, чьё творчество – одна из вершин русской и
мировой литературы.
Он прожил всего 26 лет, но успел стать автором множества гениальных литературных творений. Через
всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного и строгого, нежного и властного,
скромного, язвительного и мечтательного, насмешливого, наделенного великим талантом и
проницательным беспощадным умом. Поэта бессмертного и навсегда молодого, прожившего короткую,
но яркую жизнь, полную опасных поворотов, страданий, разочарований, глубоких чувств, несбыточных
мечтаний и устремлённости ввысь, к звёздам, в таинственные сферы мирозданья. Ему не суждено было
встретить счастливую любовь и верных друзей, он не имел дома, где можно укрыться от жизненных
бурь. Свободный, гордый и одинокий, он вспыхнул на небосклоне русской поэзии такой яркой звездой,
свет от которой идёт века и не погаснет никогда.
«Я думал, что наш величайший поэт был Пушкин,- признавался писатель Иван Бунин.- Нет, это был
Лермонтов. Просто представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если бы не
погиб двадцати шести лет».
Лев Толстой сказал: "Если бы этот мальчик остался жить, не нужны были бы ни я, ни Достоевский".
«Он не договорил своего, так и оставив загадкой, что бы он мог совершить, если бы остался жить», - так
отозвался о Лермонтове Ф.М.Достоевский. Мнения современников о Лермонтове разноречивые, но
при всех разноречивых толках о нем, все согласны в одном – это был гениально одаренный человек.
Он владел французским, английским, немецким языками, читал по латыни, принимался изучать
татарский язык. Он был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепьяно, на
флейте, пел, сочинял музыку на свои стихи, любил рисовать. «Если бы он профессионально
занимался живописью, - писал Ираклий Андроников, - он мог бы стать настоящим художником».
Слайд 2 Загадка жизни и творчества М. Ю. Лермонтова
Такие поэты рождаются только раз, чтобы стать вечной загадкой для человечества. И вот уже почти
двести лет читатели разгадывают лермонтовские загадки, стремясь понять великого поэта.
Попытаемся и мы разгадать лишь некоторые из них.
Слайд 3 Странный человек
В 17 лет Лермонтов написал драму «Странный человек». С этого времени современники именно так и
стали называть его самого. Он действительно был загадкой для окружающих. Одних эта загадочность
притягивала, других отталкивала. В нём было как будто бы два человека: один злобный и тщеславный,
другой благородный и великодушный. «Во мне два человека, – говорит Печорин. – Я сделался
нравственным калекою: одна половина души моей высохла, умерла, я ее отрезал и бросил; тогда как
другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о
существовании погибшей ее половины».
Слайд 4. Загадка происхождения
Начнём с загадки происхожения рода Лермонтовых. Род Лермонтовых восходил к барду-пророку
Томасу, известному как Томас Рифмач, родоначальнику шотландской литературы. Томас предсказал
смерть короля Александра III, кровавую битву при Флоддене, предрек союз Шотландии и Англии под
властью короля из рода Брюсов, выходца из Франции. Даже сегодня, на севере Британии сохранилась
башня, известная, как башня Томаса.
Смерть Томаса Рифмача окутана тайной: бард пропал без вести. Одна из легенд гласит, что на
Эйлдонском холме встретил он королеву Фей, не устоял перед ее красотой и поцеловал в губы, за что
был отправлен в волшебное королевство Эльфляндию, где и приобрел свои знания. Через семь лет он
был отпущен на землю при условии, что вернется к своей повелительнице, как только она этого
пожелает. Королева эльфов дала ему яблоко, съев которое он был обречен не только предсказывать
будущее, но и говорить правду, какой бы она ни была. Прошло много лет. И вот однажды, когда бард
пировал с друзьями, из ближнего леса вышли олень и олениха. Ни слова не говоря, Томас-прорицатель
поднялся и последовал за удивительными зверями. Больше его никто и никогда не видел. Народное
предание гласит, что однажды он должен вернуться на Землю и «коснуться арфы», чтобы нести людям
пророческие стихи. Уж не в лице ли своего потомка Михаила Юрьевича? Не ему ли была дана такая же
сила пророческих стихов, не его ли окружили все те же тени мистических миров?
В 1613 году один из потомков Томаса-Рифмача, поручик польской армии Георг Лермонт, был взят в
плен русскими при захвате крепости Белая и поступил на службу к царю Михаилу Федоровичу.
Лермонт крестился в православную веру, переделал себе имя и фамилию на русский лад и стал Юрием
Андреевичем Лермонтовым, родоначальником русской дворянской фамилии Лермонтовых. Сейчас,
кстати сказать, британская компания Oxford Ancestors, составляющая родословные, проводит работу по
подтверждению данной версии происхождения Лермонтова при помощи анализа ДНК.
В 2014 году в честь 200-летнего юбилея Лермонтова осенью в Шотландии, на родине предков
Михаила Юрьевича прошёл референдум по вопросу отсоединения от Великобритании и приобретения
независимости. Вот такая интересная параллель, связующая двух поэтов – средневекового Томаса
Лермонта и его далекого потомка Михаила Юрьевича Лермонтова.
Слайд 5. Странные предки
Почему так рано погиб Михаил Юрьевич? Не по той ли причине, по которой не жилось и его предкам?
Дед Лермонтова, также Михаил, отравился назло жене прямо за столом в новый год, на что та
впоследствии говорила «Собаке собачья смерть». Эти слова стали злым пророчеством в судьбе будущего
поэта, именно их произнесет после смерти Лермонтов на дуэли царь.
Мать поэта, Мария Михайловна, некрасивая и не в меру ревнивая, не удержалась и за прегрешения
устроила красавцу-мужу скандал, а тот вспылил и ударил жену. Да так, что после этого у Марии
Михайловны «развилась злая чахотка». В результате мать маленького Миши во цвете лет сошла в
могилу, а отец Юрий Петрович, оставив сына на попечение любимой бабушки, вскоре спился и умер 46
лет отроду. Вот откуда взялось знаменитое признание: «Я никому не мог сказать священных слов «отец»
и «мать». И со смертью Михаила Юрьевича несчастный род Лермонтовых пресёкся. Если у Пушкина
осталось много потомков, то Лермонтов не оставил никого.
Слайд 6. Тайна первой и последней минуты жизни
Близкий друг семьи Лермонтовых, Пётр Кириллович Шугаев, знавший подробности жизни
Лермонтовых и всю жизнь собиравший материалы о Михаиле Юрьевиче, отметил, что «акушерка
принимавшая роды, по каким-то только ей ведомым приметам тут же заявила, что этот мальчик не умрёт
своей смертью».
Загадка последней минуты жизни поэта заключалась в том, что перед роковым выстрелом Лермонтов
был удивительно спокоен, умиротворён, даже счастлив, поскольку смерть ожидал с улыбкой на лице.
Словно ждал избавления от …жизни. Именно об этом вспоминает секундант Лермонтова князь
А.И.Васильчиков, которого поразило «весёлое выражение лица Лермонтова». В какой- то мере ответ на
загадку даёт и сам Лермонтов. Правда, устами героя Печорина: «Я вступил в эту жизнь, пережив её уже
мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной
книги».
Слайд 7. Несносный характер
И не только внешность, но и характер его современники описывают так между собой не схоже, что
порою кажется, что речь идет о двух Лермонтовых. Одним он кажется холодным, желчным,
раздражительным. Другим он кажется живым, веселым, с «симпатичными чертами лица». Лица из
великосветского общества так о нем отзывались: «язвительная улыбка», «злой и угрюмый вид»,
«скучен и угрюм», «высокомерен», «заносчив».
Даже один и тот же человек говоря о Лермонтове, о его характере мог противоречить
самому себе. Вот, например, два отзыва Белинского: «...Я ни разу не слыхал от него ни одного
дельного, умного слова. Он, кажется, нарочно щеголяет светской пустотою». И позже другое:
«Глубокий и могучий дух! Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и часто
непосредственный вкус изящного!».
Князь А.Лобанов-Ростовский писал: "С глазу на глаз и вне круга товарищей он был
любезен, речь его была интересна, всегда оригинальна и немного язвительна, но в своем обществе
это был настоящий дьявол, воплощение шума, буйства, разгула, насмешки».
Конечно, и о Пушкине, например, были разные мнения его современников, и все же, в
отличие от Лермонтова, характер Пушкина поддается реальной оценке.
«У Лермонтова грани характера, - писал исследователь жизни и творчества поэта Ираклий
Андроников, - были очерчены особенно резко, и мало кто возбуждал о себе столько разноречивых
толков».
А толки были действительно разноречивы. Н.П.Раевский, офицер, говорил, что "любили
мы его все». Когда убили Лермонтова, тот же Раевский говорил, что «все плакали, как малые дети».
А вот священник Эрастов, отказавшийся хоронить Лермонтова, говорил обратное: «Вы думаете все
тогда плакали?.. Все радовались!»
«Он был вообще не любим в кругу своих знакомых в гвардии и в петербургских салонах»,
- утверждал князь Васильчиков, секундант дуэли Лермонтова с Мартыновым. Кому из них верить,
если даже декабрист Н.И.Лорер оставил недоброжелательную запись о Лермонтове.
Эта самобытная сильная личность была движима неповторимым переплетением безошибочно
подобранных противоположностей, центром которого было одинаково беспощадное отношение к другим
людям и к самому себе.
Кавказский офицер А. Есаков вспоминает: "Он дразнил меня до пределов возможного, а когда
замечал, что теряю терпение он ласковым словом, добрым взглядом или поцелуем тотчас уймет мой
пыл".
Совсем другой Лермонтов в изображении поэта-переводчика: "В его характере преобладало
задумчивое, часто грустное настроение".
Новые грани характера открываются в воспоминаниях князя А. Лобанова-Ростовского, с которым
Лермонтов встречался в Петербурге, в компании своих сверстников: "С глазу на глаз и вне круга
товарищей он был любезен, речь его была интересна, всегда оригинальна и немного язвительна. Но в
своем обществе это был настоящий дьявол, воплощение шума, буйства, разгула, насмешки". "Характер
Лермонтова был - характер джентльмена, сознающего свое умственное превосходство; он был
эгоистичен, сух, гибок и блестящ, как полоса полированной стали, подчас весел, непринужден и
остроумен, подчас антипатичен, холоден и едок", - говорили о нём современники. Но надо прислушаться
и к Н. Гоголю: "... никто еще не играл так легкомысленно со своим талантом и так не старался показать к
нему какое-то даже хвастливое презренье, как Лермонтов". На поэта он совсем не походил: характер
тяжелый, беспокойный, "несходчивый", злой быстрый ум и резкий язык. Товарищи его не любили, ибо
всех он видел насквозь, всем в лицо говорил реальную правду. Но "Лермонтов, при всей своей
раздражительности и резкости, был истинно предан малому числу своих друзей, а в обращении с ними
был полон женской деликатности и юношеской горячности", - это мнение Дорохова, хорошо знавшего
поэта: "Лермонтов душу имел добрую, в живых черных глазах его было нечто чарующее".
Слайд 8. Современники о Лермонтове
А. Н. Муравьёв:
"...Лермонтов просиживал у меня по целым вечерам; живая и остроумная его беседа была увлекательна,
анекдоты сыпались, но громкий и пронзительный его смех был неприятен для слуха, не один раз просил
я и того и другого 'смеяться проще".
"Вообще в пансионе товарищи не любили Лермонтова за его наклонность подтрунивать и надоедать.
Пристанет, так не отстанет', - говорили о нём. "
И. И. Панаев:
"Я много слышал о Лермонтове от его школьных и полковых товарищей. По их словам, он был любим
очень немногими, только теми, с которыми был близок, но и с близкими людьми он не был общителен. У
него была страсть отыскивать в каждом своём знакомом какую-нибудь комическую сторону, какую-
нибудь слабость, и, отыскав её, он упорно и постоянно преследовал такого человека, подтрунивал над
ним и выводил его наконец из терпения. Когда он достигал этого, он был очень доволен. Странно, -
говорил мне один из его товарищей, - в сущности он был, если хотите, добрый малый: покутить,
повеселиться – во всём этом он не отставал от товарищей; но у него не было ни малейшего добродушия,
и ему непременно нужна была жертва, -без этого он не мог быть покоен, - и, выбрав её, он уж
беспощадно преследовал её. Он непременно должен был кончить так трагически: не Мартынов, так кто-
нибудь другой убил бы его".
"Я уже знал и любил Лермонтова по собранию его стихотворений, вышедших в 1840 году, но в этот
вечер он произвёл на меня столь невыгодное впечатление, что у меня пропала всякая охота ближе
сойтись с ним."
"Впрочем, он мог быть кроток и нежен..."
Ю. Ф. Самарин:
"Пушкин не нуждается в оправдании. Но Лермонтова признавали не все, поняли немногие, почти никто
не любил его. Нужно было простить ему"
Между тем и в светской, и в военной среде он был душой общества и, как вспоминал его сослуживец по
Кавказу Николай Лорер, «производил большое впечатление на дам». ГрафиняРостопчина,
познакомившись с Лермонтовым незадолго до его гибели, писала, что поэт был отлично принят в свете,
находился в веселом расположении духа, был неистощим на забавы и шалости. То, что он был нелюдим в
студенческие годы, - миф. Сохранились письма и записки, свидетельствующие о его веселой юности, о
том, что он был окружен друзьями.
Слайд 9 Внешность
Но не только характер, но и внешность Лермонтова современники изображают между собой так
несхоже, что временами кажется, словно речь идет о двух разных людях. «Он очень походил на мать
свою, – сказал однажды один из художников, указывая на ее портрет, – если вы к этому лицу приделаете
усы, измените прическу да накинете гусарский ментик – так вот вам Лермонтов».
Портретов Лермонтова много, но все они разные, они противоречат один другому. Не смотря на все
старания художников, они не смогли уловить взгляд, схватить жизнь лица, передать его духовный облик.
В этом тоже кроется какая-то загадочность Лермонтова, заставляющая думать о нем, как о человеке не от
мира сего.
«В наружности Лермонтова, – вспоминает С. И. Тургенев, – было что-то зловещее и трагическое;
какой-то сумрачной и недоброй силой веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных
глаз. Огромная голова, широкий, но невысокий лоб, выдающиеся скулы, лицо коротенькое,
оканчивающееся узким подбородком, угрястое и желтоватое, нос вздёрнутый, фыркающий ноздрями,
реденькие усики и волосы на голове, коротко остриженные. Но зато глаза!... Я тких глаз никогда не
видал. То были скорее длинные щели, а не глаза, и щели, полные злости и ума. Почему-то внимание
каждого и не знавшего его невольно на нем останавливалось ".
Одна светская женщина уверяет, что глаза Лермонтова «имели магнетическое влияние». Иногда
те, на кого он смотрел пристально, должны были выходить в другую комнату, не будучи в состоянии
выдержать этот взгляд.
Если бы довести до конца это первое бессознательное впечатление, то пришлось бы выразить его
так: в человеческом облике Лермонтов не совсем человек, а существо иного порядка, иного измерения;
точно метеор, заброшенный к нам из каких-то неведомых пространств.
Как метеор, игрой судьбы случайной,
Он пролетел грозою между нас.
Слайд 10. Лермонтов по имени… «Печорин»?
Лермонтов изображал себя в своих произведениях. В. Г. Белинский отмечал, что «Печорин - сам
Лермонтов»
Слайд 11. Дар предвидения: Одной из загадок Лермонтова является его дар предвидения. Более
того, я не знаю поэтов, которые бы осмеливались так открыто утверждать, что обладают
пророческим даром. Лермонтов же был убежден, что он этим даром обладает.
"С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока".
Не зря же русский публицист и философ Юрий Самарин чуть ли не с испугом отмечал:
«Прежде чем вы подошли к нему, он вас уже понял».
Звучит стихотворение «Смерть поэта».
Это строки из стихотворения Лермонтова «Смерть поэта». В итоге оказалось, что написал для самого
себя?
Убит!.. К чему теперь рыдания,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Анализ стихотворных произведений убеждает в том, что эти предчувствия приходятся в основном на
1830-1832 годы. Но и позже, создавая роман «Герой нашего времени», Лермонтов с точностью до
указания места, рода оружия и даже причины дуэли опишет все, что произойдет именно с ним на Кавказе
в 1841 году, с той лишь разницей, что в реальной действительности будет убит не Грушницкий
(Мартынов), а Печорин (Лермонтов).
Слайд 12. Лермонтов –фаталист
Он знал, что умрёт молодым.
«Быть может клеветой лукавой пораженный
Пред миром и тобой врагами униженный,
Я не снесу стыдом сплетаемый венец
И сам себе сыщу безвременный конец...»
Слайд 13. Сила неминучая
И ещё загадка судьбы поэта, загадка фатального приближения к смерти. Современники дружно говорят
о том, что М.Ю. Лермонтов предчувствовал неизбежность ранней гибели. Много говорил о ней перед
отъездом на Кавказ. Какая-то дьявольская сила влекла поэта в Пятигорск, в то время, когда ему было
предписано двигаться к месту службы, в полк, на боевые позиции. Лермонтов умолял Столыпина
свернуть с маршрута и несколько дней провести в Пятигорске. Зачем?
И когда сопровождающий его Столыпин отказал в непонятной просьбе, Лермонтов уговорил бросить
жребий, который взял сторону Лермонтова. Поэт возрадовался как ребёнок: «Едем, едем! Велите
запрягать лошадей!»
Это был ещё один желанный для Лермонтова шаг к окончанию жизни. Рассказывают, что приехав в
Пятигорск и увидев приятеля Николая Мартынова, «без пяти минут убийцу», Лермонтов воскликнул:
«Ведь и Мартышка, Мартышка здесь!». Всё складывалось так, как хотелось Лермонтову. Свою казнь он
назначил на 7 часов вечера 15 июля 1841 года у подножия горы Машук…
Слайд 13. «Казнить нельзя помиловать»
Тема смерти одна из ведущих в поэзии М.Ю. Лермонтова. Поэт любил словом «смерть» озаглавливать
свои стихотворения. В одном из них признаётся: «Я предузнал мой жребий, мой конец и грусти ранняя на
мне печаль». Что это, ясновидение? Вероятно. Этот же вывод следует из пророческого предсказания: «На
месте казни - гордый, хоть презренный, я кончу жизнь мою». Так по существу и было.
«Сон» – видение такой ужасающей ясности, что секундант Лермонтова, кн. Васильчиков,
описывая дуэль через 30 лет, употребляет те же слова, как Лермонтов. «В правом боку дымилась рана, а в
левом сочилась кровь», – говорит кн. Васильчиков.
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь сочилася моя, –
говорит Лермонтов.
За что же не любил себя Лермонтов? Загадка! Ясно понимал: «И не забыт умру я. Смерть моя ужасна
будет». В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая ещё дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их жёлтые вершины
И жгло меня, но спал я мёртвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жён увенчанных цветами,
Шёл разговор весёлый обо мне.
Но в разговор весёлый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа её младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струёй.
В действительности все произошло так, как описано в стихотворении «Сон». Лермонтов после дуэли
долго лежал один истекающий кровью и брошенный «друзьями», которые ускакали на лошадях
искать извозчика и врача. В это время лил сильный дождь. Врачи не пожелали ехать к раненому в
такую даль из-за непогоды, извозчиков из-за сильного дождя тоже трудно было найти. А в это время
брошенный всеми Лермонтов лежал, истекая кровью. Он был еще жив, когда, наконец-то, был
найден извозчик. Скончался Лермонтов уже в больнице от потери крови.
Слайд 14. Дуэль : вопросов больше, чем ответов
Причины этой дуэли до конца не ясны до сих пор. В это время в Пятигорске проживал отставной майор
Мартынов, с которым Лермонтов постоянно встречался. Николай Соломонович Мартынов был старым
товарищем и однокашником Лермонтова еще со времен совместного обучения в военной школе. Они
были знакомы более восьми лет. Мартынов был красивым, высоким блондином, однако человеком
довольно ограниченным, не отличающимся особыми способностями. Зато он был очень самолюбивым.
У него было прозвище "Мартышка". Над Мартыновым насмехалось даже его окружение, а Лермонтов
называл его "горцем с большим кинжалом".
До дуэли с Лермонтовым Мартынов в поединках не участвовал, героем скандалов не был и вообще
задирой не являлся. В 1841 году в Пятигорске враги Лермонтова, играя на чувствах Мартынова,
подстрекали его к дуэли с поэтом. В наше время на странице одной книги тех лет обнаружена
анонимная, написанная от руки печатными буквами, насмешливо-оскорбительная эпиграмма на
Лермонтова, относящаяся к преддуэльному периоду. На ней рукой Лермонтова написаны карандашом
два слова: "Подлец Мартышка", то есть Мартынов. Значит, появление эпиграммы Лермонтов связал с
именем Мартынова, и этот факт сильно задел поэта. Скорей всего, Мартынова "подбили" на эту
эпиграмму враги Лермонтова, и, хотя авторство Мартынова не доказано, эпиграмма достигла своей цели,
вызвав раздражение поэта. Сам же Мартынов после дуэли с Лермонтовым показал на суде, что
"поединок этот был совершенно случайным" и что к Лермонтову он "злобы... никогда не питал,
следовательно, мне незачем было иметь предлог с ним поссориться".
Однако Лермонтов представлял Мартынова своим знакомым в Пятигорске не только как давнего
товарища, но и как своего друга! Итак, вечером 13 июля 1841 года в зале дома генерала Верзилина
находились несколько человек. Около фортепиано - перед ссорой - стояли и разговаривали Надежда
Петровна Верзилина и Мартынов в своем кавказском наряде. Лермонтов, повернувшись к собеседнице и
имея в виду Мартынова, сказал ей шутливо, чтобы она была осторожна с этим опасным "горцем с
большим кинжалом", который может убить. Все, что копилось годами в душе Мартынова, против
обращения с ним Лермонтова, все, что Мартынов тщательно скрывал в себе, вышло наружу.
Самолюбие Мартынова было задето насмешкой поэта над ним в присутствии дам. Мартынов "взорвался"
и резко заявил, что он долго терпел оскорбления господина Лермонтова и терпеть их больше не намерен.
"Язык мой - враг мой", - Лермонтов ответил спокойно: "Это ничего, завтра мы будем добрыми друзьями".
Лермонтов не воспринял эту ссору всерьез, не думая о ее возможных последствиях.
Но после этого вечера на лестнице дома Верзилина между Лермонтовым и Мартыновым состоялся
разговор на повышенных тонах. Безусловно, Лермонтов, не придавая серьезного значения произошедшей
ссоре, не стремился извиниться перед Мартыновым и успокоить его, и возбужденный разговор
закончился вызовом Лермонтова на дуэль.
Лермонтов не только не желал убить Мартынова, но он не хотел и самой этой дуэли.
Нужно его простить трижды несчастном Мартынове. Ибо он так же несчастен, как Лермонтов. Убийца
еще несчастнее убитого. Ведь он нес в душе 40 лет сознание "быть Каином около Авеля", нес в душе
еще более страшную муку: что никогда, никогда имя его не позабудется, и не забудется с проклинающим
присловьем, так как не забудется никогда имя Лермонтова, с благословляющим, благодарящим около
себя чувством и словом. Назовут Лермонтова - назовут Мартынова, фатально, непременно. Одного
благословят, другого проклянут. Об одном скажут: "Был гений и надежда России", о другом: "Убийца".
Носить это сорок лет в душе и ни на один день этого не забыть, от этой мысли не избавиться - это такое
ужасное наказание, страшнее которого вообще не может быть.
Но был ли Мартынов убийцей? Как ни странно, но на этот вопрос тоже нет однозначного ответа.
Если кто читал повесть писателя Паустовского «Разливы рек», обратил внимание, что заканчивается
она тем, что умирающему Михаилу Лермонтову слышится второй выстрел. На вопрос, почему
Паустовский написал про второй выстрел, ответ был ошеломляющий:
««Просто я убеждён, что Мартынов не убивал Лермонтова».
«Расскажите, почему же вы так считаете», - попросили его.
Паустовский рассказал о разговоре в купе поезда с одним профессором-медиком. Этот
профессор, изучив медицинское заключение о смерти Лермонтова, пришел к выводу, что в поэта
стрелял кто-то второй. Стрелялись дуэлянты стоя напротив друг друга, но почему-то пуля
Мартынова вошла в грудь Лермонтова под углом. Она попала в правый бок под нижнее, 12-е ребро, а
вышла между 5-м и 6-м рёбрами с противоположной, левой стороны грудной клетки, почти у самого
О том, что в Лермонтова стрелял некий второй человек, утверждает и Павел Глоба:
«При медицинском освидетельствовании тела выяснилось, что пуль на самом деле было
две. Первая задела по касательной, а вторая попала в правый бок и вышла с левой стороны, почти у
самого плеча. Мне кажется, что патологоанатом «ошибся», перепутав входное отверстие с
выходным. Ведь горизонтально летящая пуля не может вдруг изменить свою траекторию и выйти
выше, чем вошла. Поэтому несложно предположить, что стреляли сверху, со скалы… Николай
Мартынов, всю жизнь проведший с клеймом убийцы великого поэта, на смертном одре вдруг
покаялся, мол, он Мишеля не убивал. Клялся: «Да, стрелял. Но не убивал! Был еще один выстрел».
Стал бы он врать священнику на последней исповеди? Думаю, вряд ли».плеча.
Слайд 15. Последнее письмо Душу разрывают строки письма, посланного бабушке накануне
дуэли: «Дорогая бабушка, пишу вам с того света. Когда вы получите это письмо, меня уже не будет в
живых. Завтра у меня дуэль с Мартыновым, Мартышкой, черкесом с большим кинжалом. Сам виноват:
не шути с дураком, нарвался на вызов. Стрелять я в него не стану, а он выстрелит и не промахнется. Я
понял по его злобному взгляду, но стрелять я в него не стану…».
Получается, что Лермонтов сам спровоцировал эту дуэль и главной ее причиной стал язвительный,
задиристый характер поэта и, конкретно, его острый язык. Ведь Мартынов знал, что Лермонтов
хороший стрелок и храбрый человек.
Слайд 16. Лермонтов-храбрый воин
Для меня загадочным является то обстоятельство, что Лермонтов, будучи болезненным и
боязливым от природы, в сражениях с горцами показал пример храбрости и отваги. Генерал после
сражения на реке Валерик, в графе «За что к награде представляется Лермонтов» писал: «Офицер этот,
несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и
хладнокровием и с первыми рядами храбрейших ворвался в неприятельские завалы». На Кавказе
Лермонтов служил в летучем отряде, выражаясь современным языком, в «спецназе», и зарекомендовал
себя смелым офицером. Однако ни одно из представлений к награждению орденом и Золотым оружием
«За храбрость!» царь не одобрил. Более того, Николай I лично распорядился: «Дабы поручик Лермонтов
непременно состоял налицо во фронте, и чтобы начальство отнюдь не осмеливалось ни под каким
предлогом удалять его от фронтовой службы в своём полку».
Слайд 17. Лермонтов-художник
М. Ю. Лермонтов был щедро наделён природой не только поэтическим даром, но и талантом
живописца. Художественные способности будущего поэта проявились уже в детские годы, когда он
начал рисовать акварелью и лепить из воска целые композиции и сцены. Лермонтов не получил сколько-
нибудь систематического художественного образования. Его домашним учителем был художник
Александр Степанович Солоницкий. Постоянное стремление совершенствовать своё мастерство в
рисунке и живописи заставило его в дальнейшем брать уроки у П.Е. Заболотского, уже известного тогда
художника. Н.Н.Манвелов, учившийся вместе с поэтом в юнкерской школе, подчёркивает, что "рисунки
Лермонтова отличались замечательной бойкостью и уверенностью карандаша, которым он с одинаковым
талантом воспроизводил как отдельные фигуры, так и целые группы из многочисленных фигур в
различных положениях и движениях, полных жизни и правды". Являясь органической частью всего
творчества поэта, рисунки и картины Лермонтова тематически близки его поэтическим созданиям.
Вместе с тем ряд рисунков, акварелей и картин имеет и сюжетную общность с литературными
произведениями Лермонтова.
Слайд 18. Мистика числа 15
Михаил Юрьевич не любил число 15. Причина банальна: если сложить обе цифры, получится число 6,
к которому поэт питал неприязнь. И вот что удивительно: день рождения приходится на 15 октября.
15 июля 1841 года недалеко от Пятигорска стрелялись М.Ю. Лермонтов и Н.С. Мартынов.
Слайд 19. Мистика юбилейных дат
На этом магия чисел не заканчивается. С именем поэта связано множество других не менее
любопытных совпадений. Первой мистическую загадку юбилеев поэта заметила Анна Ахматова. Когда
14 октября 1964 года над Невой показался световой столб, превратившийся в крест, Ахматова сказала:
«Это Лермонтов. В его годовщины всегда что-то жуткое случается. В столетие рождения, в 14-м году,
Первая мировая, в столетие смерти, в 41-м, Великая Отечественная. В 1939 году, на 125-летие со дня
рождения поэта, началась Финская война. 2014 год, год 200-летия со дня рождения поэта, выдался
тяжелым: гражданская война на юго-востоке Украины, противостояние России, Запада и США, санкции,
крушение малазийского самолета… А известный астролог Павел Глоба проводит другие параллели: «С
Лермонтовым в Россию пришло проклятие его шотландского предка Томаса Лермонта».
Слайд 20. Вещий сон
Поэт серьезно увлекался математикой и в свободное время любил решать задачи. Однажды,
безуспешно промучившись над одной из них, Лермонтов отправился вздремнуть. Во сне он увидел
незнакомого мужчину, который пояснил, каким образом решалась упрямая задача. Проснувшись, поэт
быстро записал подсказанный вариант решения, а поскольку он, как вы знаете, являлся еще и хорошим
художником, заодно набросал портрет «потустороннего» собеседника. Только спустя много лет, когда
портрет незнакомца попал в руки специалистов, изучавших творческое наследие Лермонтова, обычный
набросок превратился в мистическую тайну: оказалось, во сне поэт беседовал... с создателем логарифмов
Джоном Непером, жившим еще в XVII веке! Современники же Лермонтова утверждали, что Михаил
Юрьевич понятия не имел ни о существовании Непера , ни о его трудах . Однако исследователи
обратили внимание на один интересный факт: создатель логарифмов был шотландцем и, похоже,
принадлежал к одной из побочных ветвей родового дерева поэта — потомка Георга Лермонта.
Слайд 21. Два мира
Поэт жил словно в двух мирах: в земном и космическом. Откуда он знал, что планета Земля голубая.
Ведь это увидел из космоса Гагарин в 1961 году во время своего полёта. «Я счет своих лет потерял», –
говорит Лермонтов, когда ему было 15 лет. Это можно бы принять за шутку, если бы это сказал кто-
нибудь другой. Но Лермонтов никогда не шутит в признаниях о себе самом. Так же просто, как другие
люди говорят: моя жизнь, – Лермонтов говорит: моя вечность.
Слайд 22. Черты демонизма
Как-то Лермонтова спросили, кто прототип его Демона. Он ответил: «Я сам!» Все всполошились:
«Неужто? Ведь Демон ужасен!» - «А я еще хуже», - рассмеялся Лермонтов. Не отсюда ли мотив
демонической личности доминирует в творчестве Лермонтова. Демоническая личность – герой умный,
сильный, гордый, возвышающийся над остальными людьми, играющий «демоническую» роль в их
судьбах. Это трагический герой, отвергнувший мир и отвергнутый миром, живущий без любви, без
дружбы, без надежды.
Слайд 23. Метеор
Если бы довести до конца впечатление о Лермонтове, то пришлось бы выразить его так: в
человеческом облике Лермонтов не совсем человек, а существо иного порядка, иного измерения; точно
метеор, заброшенный к нам из каких-то неведомых пространств.
Как метеор, игрой судьбы случайной,
Он пролетел грозою между нас.
Но именно таким был Лермонтов, герой не только своего времени.
Пройдет не одно столетие, но тайны и загадки жизни Лермонтова будут разгадывать его поклонники.
Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты.
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.
Игорь Тальков
Слайд 24. Загадки и тайны остаются.
Лермонтов - человек загадка. Возможно, в нем скрыта какая-то тайна, недоступная нам.
• Неизвестно, например, что послужило причиной ранней смерти его матери: была ли это болезнь
или, как полагали некоторые, замаскированное самоубийство?
• Каким человеком был его отец, очень рано вышедший в отставку и тоже рано умерший?
• Что заставило Лермонтова уйти из университета и избрать военную карьеру?
слишком много неясного в его дуэли с Мартыновым. Четыре человека, не считая убийцы, были ее
свидетелями, а полной картины события так и нет.
• До сих пор мы не знаем, какой из двух различных текстов «Демона» считать «правильным». Была
даже попытка из этих двух вариантов составить третий, то есть завершить за Лермонтова его
работу! А он, возможно, и сам не остановился на какой-либо окончательной редакции. Недаром
же говорил Шан-Гирею: «Демона» мы печатать погодим», – хотя цензурное разрешение было
получено.
Слайд 25. Рефлексия Видеофильм «Парус»
Заканчивая рассказ о Лермонтове, давайте вспомним стихотворение «Парус», где в образе главного
героя стихотворения поэт изобразил себя : «одинокий» и «мятежный». Но парус не боится бури,
силён духом и непокорен судьбе – мятежный!
Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием
Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного
противостояния высокой души М. Лермонтова ничтожному миру.
Парус
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Преподаватель: переходим ко второй части нашего мероприятия:
Интеллектуальная викторина по творчеству М.Ю.Лермонтова
Преподаватель: надеюсь, вопросы литературной викторины по творчеству М.Ю.Лермонтова, смогут
пробудить в Вас интерес к творчеству поэта, к событиям и фактам его короткой, но очень яркой жизни.
Жюри даёт балл тому, кто после гонга первый поднимет руку и даст правильный ответ.
Вопросы категории «Биография М.Лермонтова»
Вопрос
Назовите годы жизни М.Ю.Лермонтова
Ответ
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич 3 (15) октября 1814, Москва 15 (27) июля 1841, подножье горы Машук,
близ Пятигорска; похоронен в селе Тарханы Пензенской области
Вопрос
Какими искусствами увлекался Лермонтов в детстве?
Ответ
В детстве и юности М. Лермонтов увлекался поэзией, живописью, лепкой, музыкой, декламацией.
Вопрос
Что писал Герцен по поводу смерти М.Лермонтова?
Ответ
«Всё, выходящее из обыкновенного порядка, гибнет: «Пушкин, Лермонтов, а потом … многое
множество – оттого, что они не дома, а в мире мёртвых душ»
Вопрос
Какие две статьи посвятил В. Белинский в 1840 году творчеству М.Лермонтова?
Ответ
«Стихотворения Лермонтова»
«Герой нашего времени»
Вопросы категории «Из каких произведений эти строки»
Вопрос
«Увы, - он счастия не ищет
И не от счастия бежит!»
Ответ
Стихотворение «Парус»
Вопрос 20 баллов
«Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!..»
Ответ
Поэма «Мцыри»
Вопрос
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно»?
Ответ
Стихотворение «Родина»
Вопрос
«Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок»?
Ответ
Стихотворение «Смерть поэта»
Вопросы категории «Чей это портрет»
Вопрос
«Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали нам в
душу»?
Ответ
Бэла
Роман «Герой нашего времени»
Вопрос
«Он был, казалось, лет шести;
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник»
Ответ
Мцыри
Поэма «Мцыри»
Вопрос
«… девушка в полосатом платье, с распущенными волосами, настоящая русалка…»?
Ответ
Девушка-контрабандистка
Глава «Тамань»
Вопрос 40 баллов
«С тех пор, как мир лишился рая,
Клянусь, красавица такая
Под солнцем юга не цвела»?
Ответ
Тамара
Поэма «Демон»
Вопросы категории «Кто из героев Лермонтова»
Вопрос
«на смерть бился, до последних сил… за святую правду-матушку»?
Ответ
Купец Калашников
«Песня про купца Калашникова»
Вопрос
… «ходил на кабана один на один», а иной раз ветер «ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет»?
Ответ
Печорин
«Герой нашего времени»
Вопрос
… был отвергнут любимой, другом, матерью за то, был предателем и трусом?
Ответ
Гарун
Горная легенда «Беглец»
Вопрос
… был «бесчувственной толпы минутною забавой»?
Ответ
Гладиатор
Стихотворение
«Умирающий гладиатор»
Вопросы категории «Кто сказал о М.Ю.Лермонтове»
Вопрос
«Бородино» Лермонтова было зерном, из которого вырос роман «Война и мир»?
Ответ
Лев Николаевич Толстой
Вопрос
«…Никто ещё не писал у нас такой правильною, благоуханною прозою»?
Ответ
Николай Васильевич Гоголь
Вопрос
«Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова»?
Ответ
Антон Павлович Чехов
Вопрос
«Лермонтов отличался тем, что он смело высказывал многое без прикрас и без пощады. Это и вызывало
ненависть к нему великосветского общества»?
Ответ
Александр Иванович Герцен
Преподаватель: Жюри посчитает баллы, определит победителя викторины, а мы послушаем
стихотворения любителей поэзии М.Ю. Лермонтова.
Студенты читают наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова.
Награждение победителя викторины буклетом стихотворений о М.Ю. Лермонтовые
Заключение. Тихо звучит музыка
Преподаватель. Дорогие друзья, надеюсь, что сегодняшнее мероприятие смогло пробудить в Вас
интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова, к событиям и фактам его короткой, но очень яркой жизни, и,
придя домой, вы с новыми чувствами откроете томик стихов этого удивительного поэта, и, может быть,
разгадаете ещё не одну загадку Лермонтова.
Используемая литература
1. Михаил Юрьевич Лермонтов. Сочинения в двух томах. Том первый. Сост. и комм. И.С.Чистовой.
М.: «Правда», 1988
2. Михаил Юрьевич Лермонтов. Сочинения в двух томах. Том второй. Сост. и комм. И.С.Чистовой.
М.: «Правда», 1988
3. Хан-Гирей А.П. М.Ю. Лермонтов//М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. - М.:
Художественная литература, 1989.
4. 4. Шаталов С.Е. Время - метод - характер. Образ человека в художественном мире русских
классиков. - М.: Просвещение, 1976.
5. Шкловский В.Б. Тетива. О несходстве сходного. - М.: Советский писатель, 1970. Шмульян Ф.
Незнакомый Печорин//Литературная учеба. - 1995. - №2, 3. - C.218-225.
6. Щеблыкин И.П. Лермонтов. Жизнь и творчество. - Саратов: Приволжское книжное издательство,
1990.
7. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. - М.-Л.: Издательство АН СССР, 1961.
http://fb.ru/article/122443/svyatoy-ili-demon-interesnyie-faktyi-o-lermontove
Литература - еще материалы к урокам:
- Урок-конференция "Нечеловеческие страдания Марии в годы войны. Сила живого человеческого сердца, воля и мужество народного характера" 10 класс
- Технологическая карта урока "Проблематика рассказа Г. Садулаева «День Победы»" 11 класс
- Презентация "Как рождается книга..." 3 класс
- Конспект урока "Как рождается книга" 3 класс
- Презентация "Русский национальный характер в сказе Н.С. Лескова «Левша»" 6 класс
- Конспект урока "«Мы - недоросли?» Актуальность пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»"