План конспект урока "Место и роль картины в искусстве 20 века" 7 класс

План конспект урока по изобразительному искусству 7 класс.
Учитель: Лякина Юлия Владимировна
Тема урока: «Место и роль картины в искусстве 20 века».
Тип урока: открытия нового знания, урок-практикум.
Цель урока: Создать полное представление о многообразии стилей и
направлений в искусстве 20 века;
Задачи урока:
развивающие:
развитие образного мышления, эмоциональной отзывчивости учащихся;
развивать творческую и познавательную активность, совершенствование
навыков декоративного, абстрактного и предметного рисования.
развить навыки самостоятельной работы с различными дополнительными
источниками, устной речи.
развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес,
рациональное использование времени и памяти, точность движений,
художественный вкус, творчество.
воспитательные:
воспитывать патриотизма и любви к Родине, России;
уметь слушать и уважать мнение других,
воспитывать чувство прекрасного, интерес к культурным ценностям
человека
воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе,
настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость, сознательное
выполнение правил безопасности при работе с режущими, колющими
предметами и лаком.
деятельностные:
сформировать у учащихся способностей к самостоятельному
построению новых способов действия на основе метода рефлексивной
самоорганизации;
сформировать умения: раскрывать тему, скомпоновать рисунок на листе,
изображать фигуры, предметы, использовать шрифт, комбинировать текст и
изображение, применять выразительные средства для передачи собственных мыслей
и переживаний;
сформировать представления о различных стилистических направлениях в
искусстве XX века, о возрастании личностной позиции художника и личностных
переживаний человека в искусстве российских и зарубежных художников;
сформировать знания о существующих видах прикладного творчества,
об особенностях их выполнения.
Предметные:
научатся воспринимать информацию, необходимую для решения
учебной задачи;
самостоятельно использовать фактическую информацию; участвовать в
диалоге;
получат возможность познакомиться с произведениями живописи и
плакатного искусства, отражающими трагические темы жизни народа
середины 20 века;
познакомятся с именами художников 20 века и их произведениями.
Личностные:
смогут развить свой собственный опыт в процессе знакомства с
произведениями изобразительного искусства на тему Великой Отечественной
войны; воспитывают в себе патриотические чувства к своей Родине;
осознают свои интересы и цели;
умеют использовать образный язык изобразительного искусства: цвет,
линию, ритм, композицию для достижения творческих замыслов;
способны моделировать новые образы путём трансформации уже
известных;
понимают значение знаний для человека.
Метапредметные УДД.
Познавательные УУД:
научатся определять цель;
формулировать проблему урока;
выдвигать версии об увиденном, работать по плану, излагать своё
мнение в диалоге, обмениваться мнениями, принимать самостоятельные
решения, самостоятельно создавать алгоритм действий при анализе
художественного произведения.
Регулятивные УУД:
принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают основные
моменты, выделенные учителем в процессе урока, оценивают уровень своих
знаний на уроке.
Коммуникативные УУД:
ведут активный диалог с учителем и одноклассниками; проявляют
активность при решении коммуникативных и познавательных задач
(выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу;
умело аргументируют свою точку зрения; грамотно строят дискуссии;
делают выводы.
умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
владеют диалогической формой речи в соответствии с грамматическими
и синтаксическими нормами родного языка.
Средства обучения:
Наглядные
- постеры и репродукции картин;
- наглядные материалы;
- правила техники безопасности с режущими инструментами и лаком.
Учебные:
- Гуашь, кисти, бумага, палитра, графические материалы (по выбору),
ластик.
Этапы урока и дидактические задачи.
1.Организационный (этап мотивации).
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно-значимом
уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной
деятельности.
2. Постановка учебной проблемы.
Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-
познавательной деятельности.
3. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.
4. Открытие нового знания.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей
и отношений в объекте изучения.
5. Первичная проверка понимания.
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала,
выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.
6. Применение новых знаний.
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения
в измененной ситуации.
7. Рефлексия учебной деятельности.
Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня
овладения знаниями.
Ход урока.
Этап урока /
учебная ситуация
Цель этапа
Взаимодействие в образовательном процессе
Результат этапа
Действия обучающихся
1амоопределение
к деятельности.
Орг. момент.
Формирование и развитие
ЦО (ценностных ориентиров)
к умению оценивать
готовность к предстоящей
деятельности на уроке.
Выполняет оценку / самооценку
готовности по критериям:
- правильность выбора учебных
принадлежностей,
- правильность и аккуратность
расположения предметов на парте,
- самостоятельность подготовки,
-настрой на урок.
Готовность к уроку.
(Контроль,
взаимоконтроль,
самоконтроль. Оценка,
самооценка).
2. Актуализация
знаний,
мотивация.
Определение границ знания и
незнания.
Приходят к осознанию
необходимости классификации
многообразия художественных
стилей 20 века, определения их
особенностей
Осознание
необходимости
получения новых
знаний.
3. Постановка
учебной задачи.
Формирование и развитие
ЦО к умению определять и
формулировать проблему,
Проговаривают тему, отделяя
знание от незнания. Формулируют
цель, фиксируют учебные задачи,
предполагают свои действия.
Представления
обучающихся о том,
что нового они узнают
познавательную цель и тему
урока.
на уроке, чему
научатся.
4. Решение
учебной задачи.
Формирование и развитие
ЦО к совместной
познавательной деятельности
по открытию нового знания.
Участвуют в диалоге.
Воспринимают презентацию,
рассматривают иллюстрации.
Анализируют новые сведения об
стилистических направлениях в
искусстве 20 века. Рассуждают об
особенностях каждого из
направлений
Задание: в тетрадях дать краткую
характеристику каждого из
направлений, перечислить его
представителей
Новое знание:
основные
стилистические
направления в
искусстве 20 века,
особенности и
наиболее известные
представители каждого
из направлений
5.
Самостоятельная
работа с
самопроверкой в
классе.
Формирование и развитие
ЦО к закреплению знаний и
способов действий.
Рисование эскиза граффити.
Применение графических и
живописных материалов,
выразительных средств
предметной, абстрактной,
орнаментальной композиций
(лаконичность, обобщённость,
выразительность изобразительного
мотива; ритм, симметрия и т.д.) в
творческой работе
Умение применять
новые знания в
самостоятельной
деятельности.
6. Оценка.
Формирование и развитие
ЦО к самооценке знаний и
способов действий
Выставка рисунков
(самооценивание). Просмотр и
обсуждение выполненных работ.
Умение определять
уровень овладения
знанием, способом
деятельности.
7. Итог. Рефлексия
деятельности.
Формирование и развитие
ЦО к умению анализировать
и осмысливать свои
достижения.
Участвуют в диалоге. Отвечают на
вопросы, высказывают своё
мнение.
Работа с заданием презентации:
«определить к какому из
рассмотренных на уроке
стилистических направлений
относятся произведения искусства
на слайдах».
Умение соотносить
результаты
собственной
деятельности.
8. Домашнее
задание.
Формирование и развитие
ЦО к обобщению знаний и
способов действий,
повторение раннеусвоенных
ЗУНов
Запись д/з в дневник.
Использование
полученного и
получение нового
знания в процессе
выполнения задания.
Приложение 1.
20 век - век острых противоречий, глубоких социальных конфликтов и
разочарований и вместе с тем надежд человечества, век настойчивых исканий
новых, более совершенных путей развития общества. Он принес с собой
глубокие изменения во всех сферах деятельности человека, в том числе
идеологии, культуре, искусстве.
Никогда раньше живопись, скульптура и графика не были столь тесно и
непосредственно связаны с реальной жизнью, никогда раньше не проявлялась
в них так ясно критическая направленность, отрицание всего и вся. Бурно
развивающееся искусство утрачивало свою прежнюю стилевую цельность, его
развитие становилось все более неравномерным, скачкообразным, творческое
взаимодействие отдельных видов искусства нарушалось, возрастали
индивидуалистические тенденции. Как в прежние времена, так и в 20 веке
художественные стили тесно связуются со смыслами эпохи, с ее мифологией.
Очевидно, что место мифа в искусстве новейшего времени занимает научно-
технический прогресс, заставивший художников отказаться от привычного
взгляда на мир.
Наука пересмотрела большую часть «непреходящих истин» Нового
времени, а также изменила отношение к гуманистическим ценностям эпох
Возрождения и Просвещения. Каждый стал искать свой выход: одни в
продолжение культурной традиции прошлого, вторые в обретении
утраченных связей с природой, третьи в научно-технической революции, в
нигилистическом самоутверждении.
Изобразительное искусство начала 20 века во многом было основано на
достижениях русской и европейской живописи конца 19 века. В 1900-1910
годах в изобразительном искусстве появляется множество течений: кубизм,
кубофутуризм, супрематизм, экспрессионизм, лучизм. Представители
каждого из этих течений объединяются в группы, разрабатывают собственные
уставы, в которых описывают свои взгляды на изобразительное искусство.
Общим для всех этих направлений является отказ от традиционного искусства,
поиск новых форм художественной выразительности. Поиски новых путей,
экспериментирование и революционное преобразование, многоликость,
разнообразие и контрастность творческих исканий отличительные
особенности искусства 20-21 веков. Изобразительное искусство начала 20 века
все настойчивее отходит от принципа жизнеподобия формы. Первыми в этом
направлении пошли кубисты, деформировавшие натуру, разложив ее на
простые геометрические формы. Их сменили футуристы, воспевающие
динамизм жизни и красоту скорости; орфисты, ищущие гармонию в цветовых
сочетаниях; пуристы, пропагандирующие машинную эстетику.
Постараемся определить эти отличительные особенности. Для этого
вашему вниманию представляется презентация, на основании которой вам
следует перечислить основные направления искусства 20 века, дать краткую
характеристику особенностей каждого из них.
(Далее использование материала презентации)
Модерн (фр. moderne современный) - художественное направление в
искусстве, архитектуре и дизайне, возникшее во второй половине XIX века —
начале XX века в Европе как объединяющий различные направления
передового искусства.
Отличительными особенностями стиля Модерн являются: отказ от прямых
линий и углов в пользу более естественных, “природных” линий, интерес к
новым технологиям особенности, в архитектуре), расцвет прикладного
искусства. Стиль Модерн стремится сочетать художественные и утилитарные
функции создаваемых произведений, вовлекая в сферу прекрасного все сферы
деятельности человека.
Основной принцип стиля Модерн – динамическое равновесие, воплощенное в
обтекаемых гибких формах.
Первые шаги Модерн как стиль начинает с живописи и графики. Основным
орнаментом и формой декора нового стиля становится изогнутая линия,
похожая на локон волос или изгиб стебля растения. Интерьер стиля носит
четко выраженный декоративно-прикладной характер ориентированный на
подражание природным формам.
Характерные черты стиля Модерн волнообразно изогнутая линия,
сочетающая веяния Востока и стремление к конструктивности. Причудливо
изогнутые линии декора зрительно сливаются с элементами строительной
конструкции. В интерьере, его отделке, большое внимание уделяется
стилизованному растительному узору, гибким текучим формам, что
превращало металлические конструкции в причудливые заросли
фантастических цветов. Стилистический диапазон искусства Модерна широк,
в нем можно видеть смешение элементов разных стилей. Новые сочетания в
декоре необычных материалов и техник дерево, мозаика, керамическая
плитка, бронза, камень, фарфор, витраж.
Абстракционизм (от лат. Abstractus отвлеченный) одно из главных
художественных направлений в искусстве 20 века, в котором структура
произведения основывается исключительно на формальных элементах
линии, цветовом пятне, отвлеченной конфигурации. Произведения
Абстракционизма отрешены от форм самой жизни: беспредметные
композиции воплощают субъективные впечатления и фантазии художника,
поток его сознания, они порождают свободные ассоциации, движение мысли
и эмоциональные сопереживания.
Абстракционизм, как направление, возник в начале 20 в. одновременно в
нескольких европейских странах. Признанными основоположниками и
вдохновителями этого движения считаются художники Василий Кандинский,
Казимир Малевич, Пит Мондриан, Франтишек Купка и Робер Делоне,
изложившие основные положения Абстракционизма в своих теоретических
трудах и программных заявлениях. Разные по целям и задачам, их учения были
едины в одном: Абстракционизм как высшая ступень развития
изобразительного творчества создает формы, присущие только искусству.
«Освобожденный» от копирования действительности, он превращается в
средство передачи различными изобразительными образами непостижимого
духовного начала мироздания, вечных «духовных сущностей», «космических
сил».
Футури
зм (лат.futurum будущее), художественное течение в европейском
искусстве (поэзии и живописи) начала 20 в. Идеолог и основатель
футуристского движения, возникшего в 1909 г., итальянский поэт Ф. Т.
Маринетти. Основную задачу нового искусства футуристы видели в отказе от
всех традиций, в разрыве с идеологией и этическими взглядами, выраженными
в творчестве всех предшественников. Футуристы были революционерами в
искусстве, некоторые из них считали себя сторонниками социальной
революции, а свою роль в современном искусстве видели в том, чтобы
обновлять его так же, как обновляют общественную жизнь истинные
революционеры.
Поп-арт (анг. Pop art, от popular art – популярное искусство) – направление
в искусстве 1950-1960-х гг., для которого характерны использование и
переработка символических и знаковых объектов рекламной продукции и
массовой культуры. Поп-арт, возникнув как реакция на засилье абстрактного
искусства, провозгласил своей целью возвращение к реальности и «раскрытие
эстетической ценности» образцов популярной культуры.
Абстракционистскому отказу от действительности он противопоставил
грубый мир материальных вещей, которому приписывается художественно-
эстетический статус. Каждая вещь в определенном контексте теряет свое
первоначальное значение и становится произведением искусства. Поэтому и
задача художника придание обыденному предмету художественных качеств,
эстетизация вещного мира.
Художники, добиваясь броскости и наглядности своих творений,
используют поэтический язык этикетки и рекламы. Признаки массовой
культуры обыгрываются по-разному в произведениях поп-арта, но всегда в
неожиданных и абсурдных сочетаниях, тем самым, стремясь отделить вещь от
мифа, показать ее истинное значение. У каждого художника своя жанровая
специализация. Иногда образы вводятся в картину как прямая цитата в виде
коллажа или фотомонтажа, в других случаях имитируются композиционные
приемы и техника рекламных щитов, в третьем вещь апример, картинка
комикса) увеличивается до гигантских размеров или изготавливается из
необычного материала. Помещенный в иной контекст исходный образ
утрачивает первоначальную идентичность, парадоксально преобразуется и
перетолковывается, обнаруживает свою изнанку, а иногда даже
обесценивается.
Мастера поп-арта: Роберт Раушенберг, Энди Уорхол, Том Вессельман,
Джэспер Джонс, Джеймс Розенквист, Рой Лихтенстайн, Клас Ольденбург,
Ричард Хэмилтон, Питер Блейк, Мэл Рамос.
Оп-арт (англ. оp art, сокр. От optical art - оптическое искусство)
направление в искусстве, использующее различные зрительные иллюзии,
основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.
Оп-арт как движение зародился в 1950-е гг. Виктор Вазарели
основоположник и лидер оп-арта.
Основа оп-арта – в художественно организованных оптических эффектах )
эффектах пространственного перемещения, парения, слияния форм), которые
достигались геометризированными комбинациями линий и пятен с введением
резких цветовых и тональных контрастов, ритмических повторов,
извивающихся линий, пересечением спиралевидных и решетчатых
конфигураций. Применение зеркал, линз, дрожащих металлических пластинок
и проволок, установок меняющегося света, динамических конструкций,
усиливает эффект воздействия создает особую эстетическую среду,
достигающую высокой степени абстрагирования от конкретного. Иллюзия
движения, вспышек света, меняющейся формы и последовательной смены
образов возникают в произведениях оп-арта автоматически, т.е. фиктивно,
присутствуя только в ощущениях зрителя.
Оп-арт получил широкое признание не только в живописи, но и в
прикладном искусстве: в графике, дизайне (мебели, текстиля, росписи стен), в
сфере моды и декоративного макияжа.
Мастера оп-арта: Виктор Вазарели, Бриджит Райли, Ричард Анушкевич,
Хесус Рафаэль Сото, Лари Пунз, Карлос Крус-Диес
Символизм (от греч. Symbolon – знак, символ) – направление в литературе
и изобразительном искусстве Европы конца 19 века начала 20 века.
Символизм возник как альтернатива исчерпавших себя и художественной
практики реализма и натурализма, обратившись к антиматериалистическому,
антирационалистскому образу мышления и подхода к искусству. В основе его
мировоззренческой концепции лежала идея существования за миром
видимых, реальных вещей другой, настоящей действительности, смутным
отражением которой и является наш мир. Все случающееся с нами и вокруг
нас символисты считали порождением цепи причин, сокрытых от обыденного
сознания, а единственным путем достижения истины, моментом прозрения
творческий процесс. Художник становится посредником между нашим
иллюзорным миром и сверхчувственной реальностью, выражая в зрительных
образах «идею в форме чувств».
Вслед за поэтами-символистами художники искали вдохновения в тех же
образах и сюжетах: темы смерти, любви, порока, греха, болезни и страданий,
эротика привлекали их. Характерной чертой движения было сильное мистико-
религиозное чувство. Художники-символисты часто обращались к аллегории,
мифологическим и библейским сюжетам.
Мастера символизма: Гюстав Моро, Пьер Пюви де Шаванн, Одилон Редон,
Фелисьен Ропс, Эдвард Бёрн-Джонс, Данте Габриэль, Россетти, Джон Эверетт
Миллес, Уильям Холмен Хант, Виктор Борисов-Мусатов, Михаил Врубель.
Фовизм (от фр. les fauves дикие (звери)) Локальное направление в
живописи нач. XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе
молодых парижских художников (А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке,
Э.-О. Фриез, Ж. Брак, А.-Ш. Манген, К. ван Донген), совместно
участвовавших в ряде выставок 1905-1907 гг., после их первой выставки 1905
г. Название было принято самой группой и прочно утвердилось за ней.
Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или
своей теории и просуществовало недолго, оставив, однако, заметный след в
истории искусства. Его участников объединяло в те годы стремление к
созданию художественных образов исключительно с помощью предельно
яркого открытого цвета. Развивая художественные достижения
постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы
средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской
гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен
импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию
колористических возможностей живописи. Природа, пейзаж служили им не
столько объектом изображения, сколько поводом для создания
экспрессивных, напряженных цветовых симфоний, не порывающих, однако,
связей с увиденной действительностью. Основные цветовые отношения и
мотивы фовисты брали из природы, но предельно усиливали и обостряли их,
нередко использовали цветной контур для отделения пятен цвета друг от
друга. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света»,
писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие
традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с
помощью цвета характерные черты Ф. От Ф. оставался один шаг до
абстрактного искусства, но ни один из его представителей не сделал этот шаг.
Все они после 1907 г. пошли своими путями в искусстве, используя Ф. как
некий этап на пути экспериментальных поисков в области живописных
средств. Выразительные возможности цвета, выявленные фовистами, активно
использовались многими живописцами XX в., начиная с экспрессионистов,
абстракционистов и кончая появившимся в 50 60-е гг. движением «Новые
дикие».
Характерные особенности фовизма: предельно интенсивное звучание
открытых цветов; сопоставление контрастных хроматических плоскостей,
заключенных в обобщенный контур; сведение формы к простым очертаниям
при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы.
Плоскостная трактовка форм, насыщенность чистых цветов, энергично
подчеркнутый контур обусловливают декоративность фовистской живописи.
Кубизм (фр.cubisme, от cube куб) художественное направление во
французском искусстве начала ХХ века, основателями и крупнейшими
представителями которого были Пабло Пикассо и Жорж Брак. Термин
«кубизм» возник из критического замечания по поводу работ Ж.Брака о том,
что он сводит «города, дома и фигуры к геометрическим схемам и кубам».
Художественная концепция кубизма строилась на попытке найти простейшие
пространственные модели и формы вещей и явлений, в которых выразились
бы вся сложность и многообразие жизни.
По существу кубизм это примитивизм, воспринимающий мир через
формы геометрически правильных фигур. Свои истоки он брал в живописи
П.Сезанна и африканской скульптуре, под влиянием которой появились
знаменитые «Авиньонские девицы» П.Пикассо (1907), ознаменовавшие
рождение кубизма.
Основные теоретические идеи кубизма были изложены самими
участниками движения (А.Глез и Ж.Метценже «О кубизме», 1912) и
симпатизировавшими движению критиками (Г. Аполлинер «Художники-
кубисты», 1913). Русский философ Н.А. Бердяев назвал кубизм «самой полной
и радикальной революцией со времен Ренессанса». Отвергая традиции
фигуративной живописи и провозглашая создание самостоятельных
живописных реалий, независимых от объективных, кубизм открыл путь
многим художественным направлениям и эстетикам ХХ века и, прежде всего,
абстракционизму, реди-мейд и дадаизму.
Мастера кубизма: Пабло Пикассо, Жорж Брак, Хуан Грис, Луи Маркуси,
Фернан Леже, Альбер Глез, Жан Метценже, Марсель Дюшан, Франсис
Пикабиа, Александр Архипченко, Жак Липшиц, Андре Лот.
Экспрессионизм это направление в мировом
изобразительном искусстве XX века. Художники-
экспрессионисты стремились не воспроизводить окружающий
мир, а передать зрителю собственное эмоциональное состояние
с помощью формы и цвета. Они часто обращались к темам
страха, разочарования, страдания, тревоги, боли и негодования, а
для выражения этих сильных чувств использовали неровные
линии, контрастные цвета, абстрактные формы, преувеличения и
упрощения.
Направление получило свое название от французского
слова expressio выражение. Официальной датой
возникновения экспрессионизма эксперты считают 7 июля 1905
года. Именно тогда в Дрездене четыре студента-архитектора
Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих
Хеккель решили изменить немецкое искусство и создали
первое экспрессионистское объединение «Мост».
Художники осуждали поверхностное
правдоподобие импрессионизма и стремились вернуть
искусству глубинный смысл. Кроме того, они считали, что мир
находится на пороге глобальной катастрофы. Тревогу и ожидание
тотальных перемен экспрессионисты и выражали в своих
работах.
Характерными представителями этого течения также были
австрийцы Эгон Шиле и Оскар Кокошка. Они писали на
чувственные и мистические темы, изображали обнаженные
фигуры в театральных позах и использовали в своих работах
грязные оттенки цветов.
Норвежского живописца Эдварда Мунка тоже считают
экспрессионистом, хотя он начал писать еще до формирования
этого направления. В молодости Мунк восхищался
импрессионизмом, но незадолго до Первой мировой уже
пережил несколько нервных срывов. Так появились «Крик»,
«Мадонна», несколько вариантов «Смертного одра» и другие
известные работы художника.
Сюрреализм т фран. surreulisme сверхреализм) провозгласил
источником искусства подсознание человека, его сновидения, галлюцинации,
инстинкты, освобожденные от контроля разума.
«Сюрреализм не побоялся стать догмой абсолютного бунта, тотального
неподчинения, саботажа, возведённого в правило, и если он чего-либо
ожидает, то только от насилия. Простейший сюрреалистический акт
состоит в том, чтобы с револьвером в руке выйти на улицу и стрелять
наугад, сколько можно, в толпу». Андре Бретон
Австрийский психолог Зигмунд Фрейд открыл для науки
подсознательные, инстинктивные области человеческого «я». Он утверждал,
что низменные сексуальные влечения индивидов, «загнанные» контролем
разума и нравственным «табу» вглубь подсознания, являются как
фундаментом жизнедеятельности, так и основным стимулом творчества
Постимпрессионизм (фр. postimpressionisme, от лат. post после, т.е.
после импрессионизма) собирательное наименование нескольких
направлений французского искусства конца XIX в., возникших вслед за
импрессионизмом. Постимпрессионизм охватывает период с 1886 г., когда
состоялась последняя выставка импрессионистов, на которой были впервые
представлены работы неоимпрессионистов, до 1910-х гг., возвестивших о
рождении совершенно нового искусства в формах кубизма и фовизма. Термин
«постимпрессионизм» ввел в обиход английских критик Роджер Фрай,
выражая общее впечатление об устроенной им в Лондоне в 1910 г. выставке
современного французского искусства, на которой были представлены работы
Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Сёра, Сезанна и других художников.
Единственное, что объединяет всех художников – постимпрессионистов, -
это определенное отталкивание от импрессионизма как от некоего
фундамента, на основе которого начались их собственные художественно-
эстетические искания, выражавшиеся в стремлении передать на полотне не
сиюминутные, но длительные, сущностные состояния жизни, как
материального так и духовного происхождения. Эти поиски шли разными
путями: и «синтетический» символизм Гогена и «набидов», и «декоративная
стихия» модерна Тулуз-Лотрека, и конструктивистское видение мира Сезанна,
и сверхчувствительная выразительность формы и цвета Ван Гога, - и явились
связующим звеном между искусством XIX и XX вв., дав развитие многим
ведущим художественным тенденциям последующего времени.
Мастера постимпрессионизма: Поль Гоген, Винсент Ван Гог, Поль Сезанн,
Анри Руссо, Анри де Тулуз-Лотрек, Жорж Сёра, Поль Синьяк, Пьер Боннар,
Эдуард Вюйар, Поль Серюзье, Морис Дени, Эмиль Бернар.
Дадаизм (от франц.dada конек, детская деревянная лошадка)
литературно-художественное движение, получившее развитие во многих
странах Европы, а также в США. Дадаизм возник как протест творческой
молодежи против мировой войны и культуры, приведшей к ней. Его
концепция не содержала позитивных идеалов и была пронизана пессимизмом.
Принципами дадаизма стали разрыв с традициями мировой культуры и
отрицание всяческих ценностей; представление о мире как о хаосе безумия,
которому противопоставляется безумие творческое; алогичность мышления,
выведение искусства за грань серьезного, придание ему оттенков веселья и
смеха.
Граффити (итал. Graffiti, от graffiare - царапать; другое название spray-art
«пульверизаторное искусство») произведения, представляющие собой
крупноформатные изображения на стенах зданий и сооружений, выполненные
с помощью аэрозольных баллончиков с краской.
Граффити пришли их древности: так археологи называли надписи и
рисунки, найденные на стенах античных памятников. Как широкое движение
оформился в 1970-е гг. с массовым появлением разных надписей на вагонах
нью-йоркского метро, на стенах общественных зданий и магазинов. Первыми
граффитистами были выходцы из этнических меньшинств и маргиналы,
выражавшие подобным образом протест против своего бесправного
положения. К началу 1980-х гг. сформировалось уже целое направление
полупрофессиональных художников, некоторые даже пытались выставлять
свои творения в галереях и получили известность в художественных кругах.
Современное граффити это ни на что не похожий стиль в
монументальном искусстве, символ урбанизации и высоких технологий. В нем
можно выделить два направления сюжетное и шрифтовое. Первое
декоративные композиции на сюжеты «массовой культуры: изображения
самолетов, автомобилей, повседневная жизнь, фрагменты фильмов, комиксов,
пейзажей и т.д. Второе направление считается high-классом в уличной
живописи и являет собой переплетенные в замысловатом узоре слова и
аббревиатуры. Здесь сложилось несколько стилей: Bubble (пузырь) дутые,
округлые буквы, похожие друг на друга; Wild Style (дикий стиль) самый
виртуозный стиль, отличающийся нечитаемостью букв; 3D style (объемный
стиль) – самый виртуозный стиль, отличающийся абсолютным объемом букв;
Messiah Style - буквы, словно написаны на отдельных листах и наложены друг
на друга.
В современной жизни замысловатые рисунки граффити стали
неотъемлемой частью городов в самых разных странах мира. Выполненные с
невероятной фантазией и мастерством они олицетворяют дух свободного
творчества и являют миру непреходящее желание творить Красоту.
Используемая литература:
1. Б.М. Неменский, Программы общеобразовательных учреждений
«Изобразительное искусство и художественный труд», М:. «Просвещение»,
2010.- 138с.
2. Н.В. Загладин. Новейшая история зарубежных стран. 20 век, - М:
«русское слово», 2003 ( цветные вкладыши в учебнике).
3. Энциклопедия для детей. Искусство 17-20 веков. – М: «Аванта+», 1999
4. Альбом Пиросмани. Избранные произведения.- М: «Советский
художник», 1986
5. Альбомы известных художников
6. Молодежи об искусстве. Сборник.