Открытый урок по изобразительному искусству "Весенний пейзаж" 6 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ахтынская средняя общеобразовательная школа №1»
Открытый урок
в 6 «а» классе
по изобразительному искусству.
На тему «Весенний пейзаж»
Провел: учитель
изобразительного искусства
МКОУ «Ахтынская СОШ№1»
Саидов Абдулвагаб Исламович
Открытый урок по изобразительному искусству.
Вид занятий: Живопись в 6 «А» классе.
Учитель Саидов Абдулвагаб Исламович . МКОУ « Ахтынская СОШ»
Тема урока: Пейзаж. Техника акварели, прием мазок. Тема рассчитана на 2
часа (2 урока). Завершающее занятие.
Цель: формирование умений передавать в пейзаже тональные и цветовые
отношения предметов, образующих смысловую группу на фоне неба и земли
при весеннем дневном освещении.
Образовательные: закрепление материала о тёплых и холодных цветах,
знакомство с правилами изображения ближнего и дальнего планов, обучение
составлению сложных цветов в заданной цветовой гамме, освоение навыков
составления уравновешенной композиции, применения ритмической
организации линий и пятен, выявления композиционного центра. Отработка
умения подбора нужного колорита.
б) Развивающая:
Развить аналитические способности, световосприятие, цветовой гармонии;
развитие зрительной памяти, пространственного мышления и образного
воображения. Развитие творческих способностей и умения самостоятельного
поиска композиции. Развитие и закрепление навыков работы в технике
живописи гуашью и акварелью. Развитие мелкой моторики.
-содействовать развитию творческих способностей, эстетическому
мироощущению.
-развитие мелкой моторики.
в) Воспитательная: воспитание эстетического отношения , интерес и любовь
к окружающему миру, художественного вкуса, аккуратности, усидчивости,
интереса к самостоятельной изобразительной деятельности
-научиться осуществлять самооценку выполненных работ;
-уметь находить ответы на заданные вопросы;
УДД (универсальные учебные действия):
мыслительные:
способность сопоставлять и сравнивать, анализ и синтез;
регулятивные:
элементарные навыки самоорганизации;
соблюдение верной последовательности действий;
проверка результата работы;
личностные:
формирование личных качеств: внимательность, трудолюбие, аккуратность;
развитие мотивации к творчеству и учёбе.
Образовательные технологии.
Применение игровой технологии: «узнаём тёплые и холодные цвета».
Использование технологических карт: на доске представлены стадии
построения пейзажа с дальним планом и без него;
Применение дифференцированного обучения: детям младшего возраста (и
новичкам) разрешается рисовать только ближний план, требования к детям
различного возраста и различного уровня подготовки разные.
Применение ИКТ: на компьютере воспроизводится презентация, содержащая
изображения работ русских художников на тему весеннего пейзажа.
Применение педагогической технологии сотрудничества: дети сами
выбирают, как расположить деревья, веточки на ближнем плане, что
нарисовать вдали, изображать ли воду и отражения в ней, какое будет
представлено состояние погоды. Они выступают не в роли копиистов, а в
роли самостоятельных художников, которым учитель только помогает
создать их собственную оригинальную картину.
Как работать красками ( слайды)
Материалы и оборудование .для учителя: технологические карты «Этапы
построения пейзажа с дальним планом и без него»;
компьютер;
иллюстративная презентация по теме занятия;
мини-выставка работ художников по теме «Весенний пейзаж»
для учащихся (воспитанников):
Планшеты; бумага для акварели формата А3; карандаш; ластик;
гуашевые краски; кисти; акварель; палитра; баночка для воды;
Оформление доски.
На доске - мини-выставка работ русских и зарубежных художников по теме
«Весенний пейзаж».
Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился.
На его окраине из травы душистой
Выглянул на солнце ландыш серебристый,
И открылись кротко от весенней ласки
Милой незабудки голубые глазки.
С. Д. Дрожжин
Анализ : Какое стихотворение какой картине подходит?
Показаны технологические карты, разъясняющие порядок построения
пейзажа с дальним планом.
Задача урока: Завершить весенний пейзаж,
в технике акварели, прием работы – мазком.
Тип занятий: Комбинированный.
Структура урока:
1.Организационный момент (2-3 мин).
2.Вводная часть (постановка целей и задач, краткий опрос по выполненной
работе) (10 мин).
3.Практическая работа учащихся (40 мин).
4. Заключительная часть: фронтальный просмотр (анализ выполненной
работы, подведение итогов занятия) (8 мин).
Ход урока: Организационный момент:
Повторение пройденного материала:
- Кто скажет, что же такое “ Живопись”? Известно несколько определений
живописи”. Одно из них гласит: “Живопись это такой вид
изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль”. И еще
одно определение – “Живопись” означает писать жизнь, писать живо, т.е.
полно
и убедительно передавать действительность.
- Ребята, давайте назовем известные нам жанры живописи.
Дети: «Те, которые нам напоминают солнце, огонь, пламя, яркие цветы…»–
И какие это цвета? Назовите!
Дети: «Красный, жёлтый, оранжевый».
Правильно. А также их смеси. А холодные, какие цвета?
Дети: « Фиолетовый, синий, голубой…»
Правильно. И что они нам напоминают?
Дети: «Лёд, снег, холодное небо, глубокую воду…»
Правильно! Вы всё запомнили!
- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас заключительный урок по живописи”
Я предлагаю вам нарисовать пейзаж с очень простой
композицией (показываем на доске технологические карты). В ней чётко
выделяются два плана – ближний и дальний.
Сейчас мы с вами немножко поиграем и вспомним то, что изучали раньше. Я
вам буду показывать цветные картинки на мониторе компьютера, а вы мне
будете говорить, это цвет тёплый или холодный (далее следует проведение
педагогической игры).
Молодцы! Я вижу, вы всё помните! А почему одни цвета мы называем
тёплыми, а другие – холодными? Например, тёплыми мы какие цвета
называем?
Есть такая техника, подразумевающая наслоение нескольких цветов, которое
можно получить, например, с помощью листов цветного стекла или
бумажных салфеток, наложенных друг на друга. Благодаря такой технике
видны и те слои, которые находятся под основным слоем. В акварельной
живописи эта техника получила название лессировки (от нем. Lasierung —
глазурь) , при которой несколько тонких слоёв полупрозрачных красок
наносятся на основной тон. Чтобы получить красивое и чистое смешивание
цветов, нужно использовать именно полупрозрачные краски. Они
пропускают, а затем отражают свет от поверхности бумаги, создавая
сияющий эффект.
Перед нанесением нового слоя, каждый предыдущий слой должен быть
полностью сухим. Обратите внимание, что вы наносите множество разных
слоёв. Если вы рисуете следующий слой слишком рано, то он смешивается с
предыдущим, тем самым разрушая весь эффект. Из-за такой ошибки в
зависимости от выбранных оттенков, конечный цвет вообще может
получиться грязным. Как проверить готовность предыдущего слоя? Просто
прикоснитесь к нему тыльной стороной ладони. Если он холодный на ощупь,
значит он всё еще слишком влажный. Другой важный совет: для этой
техники лучше использовать мягкие кисти. Когда кисточка слишком жёсткая,
то краски быстро смешиваются, остаются некрасивые линии.
Композиция у каждого будет своя. Моя картинка – это только подсказка, а не
образец для копирования. И ближний, и дальний план могут быть другими.
Небо может быть разным: дневным или вечерним, даже ночным, может быть
чистым или облачным. Это зависит от вашей фантазии. Но какое бы ни было
небо, отражение в воде должно быть ему созвучно.
Обратите внимание на то, что деревья на дальнем плане кажутся нам
маленькими
- Итак. На первом уроке мы выбирали формат, компоновали, чтобы
расстояния от края листа до предмета были одинаковые. Подготовили
рисунок под акварель. На втором уроке мы начали работать над пейзажем в
цвете. Работу выполняем приемом «мазок». Принцип работы над пейзажем в
цвете приемом «мазка» от темного к светлому, от куска, с касанием с фоном.
Давайте найдем собственный цвет неба – голубовато - синий солнце
освещает все вокруг и придает всему более теплые, светлые оттенки, блики.
Теперь насыщенности. Она самая светлая в постановке. У нас солнечное
освещение, а, значит, тени собственные и падающие имеют чуть холодный,
темный оттенок, а на свету теплый более светлый оттенок.
- Напоминаю, ребята, что пишем мы приемом мазок. Суть этого приема в
том, что мы кладем мазок и даем ему высохнуть. Есть маленькие секреты в
способах нанесения мазка. Если работу выполнять мелкими мазками, она
будет производить впечатление дробности. Масштаб мазка также влияет на
построения пространства в плоскости листа, пишутся подробно, мелкими
мазками; по мере удаления – мазок становится шире, обобщеннее; наконец,
фон пишется широкими мазками.
Нужно отметить, что каждый раз приступая к изображению в цвете теневой
части каждого последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его с
теневой частью предыдущего, чтобы определить насколько светлее нужно
взять цвет на кисточку. Затем, в такой же последовательности сравниваем
падающие тени, потом рефлексы на предметах, далее – полутени на
предметах и в заключении – освещенные части предметов пейзажа. На свету
пишем в технике лессировки красками, т.е. прозрачный и полупрозрачный:
ультрамарин; краплаки; изумрудная зеленая; сиена жженая; умбра
натуральная. Стараемся брать много водички, а в тени берем краски погуще.
- Хорошо, теперь давайте приступим к работе. Пишем пейзаж.
Объяснение нового материала
Этапы выполнения пейзажа акварельными красками или гуашами .Работа
над пейзажем выполняется различными живописными материалами –
акварель, гуашь, масляные краски и др.
Слайд 2
1 этап выполнения пейзажа акварельными красками Изображение пейзажа
начинается с определения расположения формата (горизонтальное,
вертикальное). Затем на бумаге проводят линию горизонта, определяющую
отношение земли и неба. Обычно ее располагают выше или ниже середины
бумаги. Определив линию горизонта, приступают к поиску основных
элементов пейзажа (начинают с самых важных и больших). Отмечают их
обобщенную пространственную форму по внешним контурам, стремясь к
тому, чтобы они образовали четкие пространственные планы и подчинялись
законам линейной перспективы. Такое размещение основных элементов с
учетом сокращения размеров по мере их удаления к горизонту, ведет к
появлению глубины уже на первом этапе.
Слайд 3
2 этап. Закончив линейное построение, следует следующая стадия работы на
бумаге - подмалевок тонально- цветовая раскладка. Если на первом этапе
рисования учитывались только законы линейной перспективы, теперь
выполняя рисунок пейзажа необходимо руководствоваться и законами
воздушной перспективы. На дальнем плане краски кладется тоньше, в
некоторых местах, после ее нанесения можно немного растушевать.
Слайд 4
Работа ведется с неба, линии горизонта постепенно передвигаясь к
переднему плану. Дальний план пишется через светлые, холодные оттенки, а
передний план – через более насыщенные, теплые.
Слайд 5
3 этап Следующим этапом проводится более детальная прописка.
Уточняются цвет и формы объектов, выделяется светотень. Для создания
иллюзии глубины пространства передний, средний и дальний планы пишутся
в разном колорите, объекты расположенные далеко от наблюдателя
приобретают нечеткий размытый контур. Для дальнего плана художники
используют холодные сине-голубые и фиолетовые оттенки. При написании
среднего плана используют серо-голубую гамму. Передний план пишут,
используя теплые насыщенные оттенки. На объектах находящихся ближе к
зрителю выделяют более четкую светотень, краска кладется, более, гуще.
Слайд 6
4 этап. На следующем этапе работы акварелью и гуашами, когда найдены
основные тоновые и цветовые отношения, можно приступать к более
детальной проработке отдельных частей (подчиняя их общему). Теневые
части изображений остаются заполненным тонким слоем краски, тогда как
свет прописан густым слоем краски. Первый план прорабатывается более
тщательно, чем дальний.
Самостоятельная работа: Учитель, работает с каждым учеником
индивидуально, подсказываю и говорю об ошибках.
Анализ работы: В конце урока проводим фронтальный просмотр. Дети
выставляют свои работы. Ищу проявления от себя в каждой работе, хвалю за
старания и проделанную работу. Советую что – то исправить: « Как ты
думаешь, не лучше ли, а что если… и. т. д.»
Завершение урока:
Дети собирают свои художественные принадлежности, моют кисти и
баночки для воды, при необходимости протирают парты.
На перемене помещение проветривается.
Итог урока: - Наш урок подошел к концу, все отлично справились. Уроком я
довольна. Всем спасибо.