РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ РИСОВАНИЯ

Введение
Ум ребенка – на кончиках его пальцев
В.И.Сухомлинский
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове-
ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в
прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей.
Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и
искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности
развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом
изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее
и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а
подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям,
творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что
доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть
исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным,
что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его
интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного
человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством результат
творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое
общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего
поколения.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний
эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и
творческой деятельностью ребенка.
Обучение рисованию в младшем школьном возрасте предполагает решению двух
взаимосвязанных задач:
Во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему
миру, родной природе, событиям нашей жизни;
Во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое
восприятие, художественный вкус, творческие способности. Нужно отметить, что почти
все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие. А это значит,
что в младшем школьном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством
познания окружающего мира.
Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать
личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии с взрослым. Поэтому
интересными все чаще оказываются отношения воспитателей и детей, как участников
повседневного учебно-воспитательного процесса. Особое место при изучении этих
отношений отводится игре, поскольку игровое творчество понимается как обязательная
составляющая личностного становления. Этим определяется актуальность исследования
тех обстоятельств взаимной координации взрослого и ребенка, благодаря которым игра
приобретает социализирующее значение.
Объектом исследования данной работы является педагогический процесс, а именно
процесс развития творческих способностей в младшем школьном посредством
нетрадиционных методов рисования.
Цель данного исследования - изучение проблемы развития творческих способностей
младших школьников, а именно тех её аспектов, знание которых необходимо для
практической деятельности в этом направлении учителей начальной школы и родителей.
В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа научной и
методической литературы;
определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей;
определение основных направлений и педагогических задач по развитию креативных
способностей в младшем школьном возрасте;
определение эффективности нетрадиционных методов рисования в развитии творческих
способностей детей.
Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие развитию
творческих способностей младших школьников посредством нетрадиционных методов
рисования.
В данной работе мы применили следующие методы научно-педагогического
исследования.
1. Изучение, анализ и обобщение научно – теоретических источников по данной теме.
2. Диагностика творческих способностей детей.
3. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творческих способностей
детей на уроках изобразительного искусства.
Экспериментальной базой для исследования стал 3 класс Ореховской
общеобразовательной школы I – III ступеней Сакского района Автономной Республики
Крым.
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей
младших школьников
1.1 Особенности развития творческих способностей у детей
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда,
с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют
различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать
творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит
подтверждение в физиологии.
Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в «момент» созре-
вания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть со-
ответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не
занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают
утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. По мнению
Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило
мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает,
что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития
творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим
потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях,
благоприятствующих развитию их творческих способностей [10, 286].
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом
для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно
любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители,
поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды
деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний -
это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того,
мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще
не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо
всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для
развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что
дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к
творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет
зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий,
способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ
нескольких авторов, в частности Дж. Смита [7, 123], Б.Н. Никитина [10, 15-16], и
Л.Кэррола [9, 38], мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих
способностей детей.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее
физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение.
Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и
материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание
обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее
окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы
его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем
именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей
вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального
напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей
деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно
поднимает этот потолок все выше и выше.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в
предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в
продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда
желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией
того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на
пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает не-
навязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие
успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать
свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. Нельзя делать что-либо за ребенка,
если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка
и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих
способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые
должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из
творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к
творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным
идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и
осуждения.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким
творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что
творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно
самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети
могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность.
Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать
соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия
творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные
самовыражающиеся сверстники.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если
оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд
частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной
курсовой работе мы, на основе изучения литературы по данной теме, попытались
определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких
важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и
воображение в дошкольном возрасте.
1.2 Методы развития творческих способностей у детей
Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая
завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные
многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать
истины, никому еще не известные».
Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития
изобретательского и исследовательского таланта.
Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.
Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие
творческих способностей.
Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот
принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.
В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение
придается общедидактическим принципам:
- научности
- систематичности
- последовательности
- доступности
- наглядности
- активности
- прочности
- индивидуального подхода
Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны
игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии
объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и
обладают характерными творческими способностями.
1. Каждая игра представляет собой набор задач.
2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными
способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать
интерес в течение многих лет.
5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих
способностей.
6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать
условия:
развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;
задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают
атмосферу свободного и радостного творчества.
Наряду с принципами используют и методы:
Методы
практические наглядные словесные
К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.
Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных
действий.
Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно- исполнительские,
творческие.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой
деятельности в сочетании с другими приемами.
Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.
К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин,
просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.
Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.
В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.
1.3 Влияние нетрадиционных методов рисования на развитие творческих
способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства
Идеи гуманистической системы образования как генерального направления развития
современной образовательной парадигмы предопределяют акцентирование внимания на
развитии творческих компонентов личности ученика и учителя, поскольку субъекты
учебно-воспитательного процесса несут на себе творческий потенциал общества.
Известно, что именно начальная ступень образования во многом предопределяет успехи в
развитии способностей у школьников, в том числе творческих. Особое место в развитии
творческого потенциала личности младшего школьника занимает изобразительное
искусство и художественный труд, так как лежащая в их основе предметно-практическая
деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. Именно практическая
деятельность позволяет переводить сложные абстрактные действия из внутреннего плана
(невидимого) во внешний (видимый), делая их более понятными.
Наряду с этим процесс изобразительного творчества может быть рассмотрен с точки
зрения выражения внутреннего мира творца, его ощущений, переживаний. Чем раньше
будет организована работа, направленная на развитие эмоционально-чувственного мира
ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Необходимо помнить, что
каждый человек обладает творческими возможностями, выражающимися в склонности,
проявлении интереса к какому-либо виду деятельности - художественному,
музыкальному, литературному, коммуникативному и др. Таким образом, актуализация и
развитие творческого потенциала личности предполагает ее включенность в творческий
процесс, что приводит к появлению психических новообразований (многозначности
мышления, произвольности психических процессов рефлексии, самоконтроля), и в итоге
личность переходит на более высокую ступень развития.
Для развития воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности),
творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике
начального художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные
техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов.
Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования.
Технология их выполнения интересна и доступна и взрослым, и детям дошкольного
возраста. Поэтому рассматриваемые техники вводятся и в практику дошкольного
художественного образования, и в процесс профессионально-педагогической подготовки
будущих учителей с целью актуализации и развития их творческих возможностей как
сущностной характеристики педагогической деятельности.
Остановимся более подробно на некоторых нетрадиционных техниках рисования,
обозначив перечень материалов и инструментов, необходимых для выполнения (ПМИ), и
способ получения изображения (СПИ).
Монотипия
ПМИ: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
СПИ: ребенок складывает лист бумаги пополам. На одной его половине рисует пейзаж, на
другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Рисунок выполняется быстро,
чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка,
протирается влажной губкой. Исходный рисунок после того, как с него сделан оттиск,
оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также
можно использовать лист бумаги и кафельную плитку, на которую краской наносится
рисунок, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Черно-белый граттаж (грунтованный лист).
ПМИ: картон или плотная бумага любого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь,
жидкое мыло (примерно 1 капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки
для туши, палочка с заточенным концом или пустой стержень (иглы, булавки
использовать не рекомендуется).
СПИ: ребенок натирает свечой лист бумаги так, чтобы он был полностью покрыт слоем
воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок (в этом
случае он заливается тушью без добавок). После высыхания палочкой
процарапывается рисунок.
Цветной граттаж.
ПМИ: цветной картон или плотная бумага, предварительно затонированные
акварельными красками либо гуашью, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка
с заточенным концом или пустой стержень, жидкое мыло.
СПИ: ребенок натирает свечой лист бумаги так, чтобы он весь был покрыт слоем воска.
Затем лист тонируется слоем гуаши (контрастным по цвету) с добавлением жидкого мыла.
После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможна доработка
недостающих деталей гуашью.
Кляксография.
ПМИ: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка или
кисть (белка № 5), трубочка соломинка для напитков).
СПИ: Ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делая
небольшое пятно (капельку), или набирает кистью разведенную водой краску и ставит
кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая.
Затем дует на это пятно из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги.
При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Ниткография
ПМИ: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка,
нитка средней толщины длиной в два раза больше размера листа.
СПИ: ребенок опускает нитку в краску (можно держать нить за оба конца и окрашивать
ее, постепенно опуская в баночку с разведенной краской и придерживая ложечкой,
палочкой или кистью). Затем на лист бумаги (или наполовину сложенного листа)
выкладывается изображение из нитки или различные петли, причем концы нити остаются
свободными (за пределами листа). После этого сверху накладывается другой лист или
половина (сложенного листа), прижимается одной рукой, а другой нитка вытягивается за
кончики, с одновременным. ее потягиванием в разных направлениях. Работа
просушивается, недостающие детали дорабатываются тонкой кистью.
Набрызг.
ПМИ: бумага, гуашь, кусочек картона, жесткая кисть или расческа, зубная щетка.
СПИ: ребенок набирает краску на кисть и легонько ударяет ею о картон, который держит
над бумагой, - краска разбрызгивается на бумагу. Для разбрызгивания краски можно
также использовать зубную щетку или расческу
Рисование вилками
ПМИ: вилка (удобней одноразовая), бумага для рисования, краска (гуашь или акриловая в
тюбиках), тарелочка, желательно одноразовая, если использовать не одноразовую посуду,
то после творчества ее, надо сразу помыть, а то потом сложно будет отмывать.
СПИ: принцип рисования вилкой очень простой, опускаете вилку обратной стороной в
краску, после делаете отпечаток на листе бумаге.
Рисование ватной палочкой
ПМИ: краски для рисования, например, пальчиковые или обычная гуашь, если нет страха,
что ребенок потянет краску в рот; бумага; шаблоны с черно-белыми рисунками или
тематические картинки, на которых требуется что-то дорисовать; большое количество
ватных палочек; палитра.
СПИ: Берем краску, нужного нам цвета, лучше гуашь, получается более насыщенный
цвет. Цвета краски можно выбирать, опираясь на рисунок, а можно самим
пофантазировать. И далее рисуем при помощи ватных палочек. Макаем палочку в краску
и методом «тычка» начинаем рисовать по контуру рисунка. Ватной палочкой касаемся
листа и осторожно поднимаем. После проделанных движений на листе остается точка или
кружочек, кому как больше нравится. Чем сильнее нажим на палочку, тем больше
получается точка, чем больше краски на палочке, тем ярче становится точка.
Рисование «пухлыми красками»
ПМИ: пена для бритья, клей ПВА, краситель (пищевой или любая краска).
СПИ: Смешайте в равных пропорциях клей и пену для бритья. Разложите массу по
стаканчикам и очень аккуратно, чтобы не сбить пену, подмешайте краситель.
Рисовать лучше всего на плотном картоне ватными палочками или палочками из-под
мороженого. Можно предложить ребенку сначала нарисовать рисунок карандашом, а
раскрасить его воздушными красками. А можно сделать аппликацию. Застывать такая
краска будет несколько часов.
Рисование мыльными пузырями
ПМИ: вода, моющее средство: жидкое мыло, детский шампунь, гель для душа и т.д.,
красители: пищевые (предпочтительнее, потому что в этом случае узоры получаются
более тонкими и ажурными) или гуашь, коктейльные трубочки, ложки, плотная бумага.
СПИ: Коктейльной трубочкой взболтать раствор, а затем, не вынимая из раствора
трубочку, подуть в нее, чтобы раствор начал пузыриться. Рисовать можно, прикладывая
бумагу к пузырящемуся раствору или выкладывая его на бумагу ложкой.
Рисование в онлайн формате
ПМИ: графические редакторы, интернет ресурсы.
СМИ: главное объяснить ребенку, как пользоваться ресурсами в интернете и
графическими редакторами.
Методическая особенность использования нетрадиционных техник рисования на
уроке ИЗО. В его начале учитель знакомит детей с тем или иным способом получения
изображения, объясняя и анализируя предложенные образцы работ, а затем демонстрируя
применение данной техники на практике.
Применительно к некоторым сложным по выполнению нетрадиционным техникам
рисования (граттаж, монотипия, «цветные ниточки») необходимо совместно с классом
вывести памятку поэтапного выполнения практической работы, что обеспечит осознанное
отношение к заданию.
Такие техники, как «пальчики - палитра» и оттиск печатками из картофеля, могут быть
использованы на уроках декоративного рисования с целью отработки понятия «ритм», на
уроках тематического рисования и рисования по памяти и представлению - с целью
выполнения отдельных элементов изображения, а также фонирования.
Оттиск смятой бумагой, кляксография различных видов, набрызг, отпечатки листьев
могут быть использованы с целью подготовки листа бумаги к дальнейшему изображению
(трава, снежный покров).
В качестве самостоятельных техник, организующих целостную композицию, могут
рассматриваться монотипия, граттаж, кляксография, работа восковыми мелками,
рисование свечой. Несомненно, использование в структуре одной работы нескольких
нетрадиционных техник рисования, с условием соблюдения композиционной
целостности, позволяет добиться ее содержательного и технического богатства. Данный
вид практической деятельности можно реализовывать на обобщающих уроках рисования,
а также на уроках закрепления и повторения знаний, умений и навыков.
Вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования
предоставляют учителю возможность творчески подойти к их отбору применительно к
решению учебной задачи конкретного урока изобразительного искусства, учитывая
особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно-
творческой деятельности, а также спектр интересов класса и отдельного ученика, что
позволяет сделать учебно-воспитательный процесс желанным, интересным,
познавательным.
С другой стороны, учащиеся получают неограниченные возможности выразить в рисунке
свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроения, учатся видеть в неожиданных
сочетаниях цветовых пятен и линий образы, оформлять их до узнаваемых и погрузиться в
удивительный мир творчества.
ВЫВОД
Цель развития творческих способностей, каждого ребенка средствами нетрадиционных
техник, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы
для получения выразительного образа. Для достижения этой цели я разработала
перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных
техник рисования.
Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы
объяснения и обратной связи.
Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока как основной формы обучения
и воспитания детей. Речь об использовании в разных видах учебной деятельности
нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех учеников, повышающих
интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания, и
усвоение учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.
ГЛАВА 2. развитие творческих способностей младших школьников в условиях
педагогического эксперимента
2.1 Дидактический комплекс по развитию творчества у детей нетрадиционными
техниками рисования
Руки учат голову,
Затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова
способствуют развитию мозга.
И.П.Павлов.
Цель развития творческих способностей, каждого ребенка средствами нетрадиционных
техник, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы
для получения выразительного образа. Для достижения этой цели я разработала
перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных
техник рисования.
Эффективное обучение не возможно без опоры на познавательные интересы детей. В
стимулировании и воспитании познавательных интересов особую роль играют:
Содержание материала с учетом возрастных, психофизических, индивидуальных
особенностей детей.
Методы организации занятий.
Уровень эмоциональности занятий.
Критериями отбора материала служило:
Необычность взгляда на известные вопросы.
Привлекательность с эстетической точки зрения.
Значимость материала для формирования творческих способностей детей.
Мы предлагаем перспективный план нетрадиционных техник рисования с детьми 1, 2, 3, 4
классов
Основной формой обучения детей является занятие. Значение занятий многосторонне.
Здесь я осуществляю систематическое и планомерное развитие каждого ребенка.
Занятия по нетрадиционной технике рисования проводим два раза в месяц, длительность
зависит от возраста детей. При планировании учитываем возрастные особенности,
подготовленность детей доступность. Дети рисуют не только в тетради или альбоме, но и
на кусках обоев или на старой газете, оргстекле, гипсе, срезе дерева, шпоне. Самое
главное не навязывать ребенку свою помощь, дать ему возможность рисовать, так как ему
нравится. Иначе мы рискуем внушить ребенку, что он «ничего не умеет делать, так как
надо». А ведь перед нами творческая личность.
Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей задач, но включает в себя 3
части: вводная, основная и заключительная.
Вводная часть- каждое занятие начинается с организационного момента. Именно здесь я
создаю эмоциональное настроение у детей, и объясняю новый материал.
В основной части или практической дети выполняют задание, а при необходимости
помогаем советом и проводим индивидуальную работу.
Очень важна заключительная часть, в ней подводиться итог занятия, и анализируется
работа. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие успешного
развития детского изобразительного творчества. Во - первых, детям это нравится, а во -
вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его
задуматься над тем, что у него получилось, как рисунок выглядит среди работ других
детей и как оценивается.
Развивая интерес к занятию, предоставляю детям, как можно больше самостоятельности,
помогаем в выполнении поставленных задач. Мы не ставим задачу точно повторить
образец, а с его помощью стремимся вызвать у детей желание творить самому, изменять,
усовершенствовать.
Необычна техника «Монотитпия». Ребенок сначала на органическом стекле рисует
пейзаж. Затем, намочив лист бумаги, сверху кладет его на изображение, слегка прижав
лист к оргстеклу. Затем осторожно снимает его с оргстекла. Полученные изображения
дополняет, сделав несколько завершающих штрихов.
Если принести с прогулки несколько листочков или травинок, уложить их на лист бумаги,
сверху накрыть тонким слоем гуаши, а затем окрашенной стороной положить на
подготовленный для открытки лист, то получится отпечаток. Используя эту технику,
можно делать открытки к празднику или сюжетные картинки.
В работе с детьми я использую метод, который не требует от детей профессионального
изображения - это «Рисование ватными палочками». Достаточно знать и уметь
рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем необязательно в
правильной форме. Процесс рисования палочками - эта не точность не влияет на
восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближены к
реальным. Здесь необходима густая гуашь и жесткая кисть. Этой техникой можно
начинать работать с младшей группы, только у малышей особенность состоит в том, что я
заранее рисую контур простым карандашом. С детьми сначала рассматриваем, а затем
обводим пальчиком данный предмет, называя в слух все части (ухо, голова, хвост и т.д.).
Рисовать начинают слева направо, не оставляя промежутков.
Очень нравится детям рисовать на гипсе. Для работы подойдет ме6дицинский или
строительный гипс. Он дает возможность изготовить фигурки барельефы. С их помощью
можно преобразить комнату, а мелкие игрушки использовать вместо медальона, игрушек
на елку или подарить другу на День рождения. Я сначала показала, как из простого серого
порошка можно изготовить фигурки или барельефы. После того как поделка застыла, мы
аккуратно достаем ее из формы и приступаем к самому интересному - раскрашиванию.
Залив в форму из-под мороженного можно сделать рамку, внутри которой дети рисуют
свою картину.
Когда работа будет закончена, я прошу ребят рассказать, что они хотели изобразить. Дети
ждут одобрения. Им очень хочется, что бы его работа всем понравилась. Если не
получилось не беда, получится в следующий раз. Способствуя созданию ребёнком
выразительности художественного образа, на занятиях по изодеятельности я использую
музыкальное сопровождение.
Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества
являются разнообразные выставки детского рисунка.
Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти
минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие. В течение
нескольких лет мы являлись участниками городских и областных выставок, оформляли
выставки в детском саду. Одной из форм выставки, на которой можно использовать все
работы, является украшение зала к праздникам и досугам. Такие выставки очень радуют
детей и их родителей.
Большое влияние на развитие у детей чувства цвета играет взаимодействие с родителями.
Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала
практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится
ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения
родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что
для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». Я
использовала возможность общения с родителями, и одна из задач наша - установить
доверительное отношение с ними. Результаты диагностического отслеживания
доводились до сведения родителей.
Взаимодействие с родителями делала индивидуальными и коллективными. Коллективная
работа требовала особой деликатности и осторожности, так как неточно сказанное слово
может глубоко ранить родителя. С родителями проводила следующую работу:
o учитывая разную исходную базу личностного развития ребенка, не сравнивать детей друг
с другом;
o находить в каждом ребенке что - то хорошее и хвалить от души детей;
o уметь устанавливать доверительные, доброжелательные отношения;
o доступным языком доводить результаты диагностического отслеживания;
o по возможности привлекать родителей к творческо-образовательному процессу.
Проводила с родителями консультации и беседы, выступала на родительских собраниях.
Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством,
способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям,
развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания.
ВЫВОД
Рисунок в жизни ребенка — это еще один язык, с помощью которого ему легче общаться с
миром. В жизни у детей возникают разные замыслы: хочется нарисовать звездную ночь,
метель, золотую осень, радость от встречи с любимой пушистой игрушкой... Нередко они
испытывают трудности и разочарования от того, что многие их желания оказываются
нереализованными из-за недостатка в их арсенале способов изображения.
Обучение детей нетрадиционным методом рисования снимает противоречие между
замыслами, желаниями детей и их возможностями. Художественная деятельность
становится привлекательной для детей с любыми способностями: они раскрепощены,
чувствуют себя легче и уверенно фантазируют. Они переживают удовольствие от того,
что с разными инструментами учатся всякий раз решать задачу разными способами. Дети
становятся внимательнее и наблюдательнее, воспринимают мир сложнее и разнообразнее,
а использование в рисовании разнообразных материалов, инструментов позволяет ребенку
воздействовать, преобразовывать и тем самым успешнее постигать и себя, и окружающую
жизнь.
Система работы по обучению детей нетрадиционному подходу в рисовании включает
более 30 различных методов, обобщенных на основе литературных источников и
проверенных на практике. Дети их освоили и осознанно ими пользуются.
Таким образом, на основе проделанной работы мы увидели, что у детей возрос интерес к
нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий
мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают
новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и
самостоятельно находят средства для его воплощения.
Рисунки детей стали более интереснее, содержательнее, идея и замысел богаче.
Рисунки живут, дышат, улыбаются, а главное каждый рисунок кажется
произведением искусств. А дети обрели уверенность в себе, робкие преодолели
«болезнь чистого листа бумаги», и начинают чувствовать себя маленькими
художниками.
Возрос интерес к занятию по изобразительной деятельности, а вместе с ним и желание
рисовать.
Творчество обогатило жизнь ребёнка новыми переживаниями и чувствами: преодолев
трудности, ребёнок испытывал удовольствие, его радовал достигнутый результат - своим
рисунком он доставил удовольствие другим. Это порождало у детей новое желание,
новое стремление к более полному, творческому выражению чувств, мыслей и
настроений, способствовало всестороннему и гармоничному развитию детской
индивидуальности, формированию поистине творческой личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе нашей работы мы доказали, что применение на уроках изобразительного
искусства нетрадиционных методов рисования позволит на более высоком уровне
раскрыть внутренний мир каждого ученика, обратиться к его творческим способностям и
одновременно решить все педагогические задачи, запланированные учителем, полностью
подтвердились в ходе проведенного исследования.
Рассматривая проблемный подход к использованию нетрадиционных методов рисования
на уроках изобразительного искусства в начальной школе, мы изучили и
проанализировали психолого-педагогическую и методическую литературу по
интересующим нас вопросам. В нашей работе мы опирались на труды Выготского Л.С.,
Никитина Б.П., Рубинштейн С.Л. и других авторов.
Исходя из анализа литературы, мы раскрыли психолого-педагогические основы проблемы
развития творческих способностей младших школьников.
Нами был разработан дидактический комплекс по развитию творчества у детей. Каждый
урок не только на изучение теоретического материала и на развитие творчесаких
способностей.
Разработанные уроки и опытная работа были проведены в Ореховской
общеобразовательной школе Сакского района Автономной Республики Крым. Результаты
проведенного исследования показали эффективность применения нетрадиционных
методов рисования.
Проблема применения нетрадиционных методов рисования на уроках изобразительного
искусства в начальной школе меня очень заинтересовала, и в будущей своей
педагогической деятельности планирую и дальше ей заниматься.
Литература
1. Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол.
Журнал.- 1995. - т.16. - №5. - С.49-58.
2. Болотина Л. Р., Комарова Т.С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. - М.: Академия,
1998.
3. Ветлугина Н. А. О теории и практике художественного творчества детей.// Дошкольное
воспитание. – 2005. - №5.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М.,1957.
5. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
6. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. т.I. Психологическое
развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с. Запорожец А. В. Некоторые
психологические проблемы детской игры.// Дошкольное воспитание. – 1995. - №10.
7. Иванова Н. И. Воображение и творчество детей. // Дошкольное воспитание. 1997. - №10.
8. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. Изд. 2-е. - М., 1965.
9. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических
институтов. - М.: Просвещение, 1971.
10. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., 1991.
11. Педагогический словарь в 2-х томах. Т.1 - М.,1960.
12. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976.
13. Психологический словарь,/Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.;
Научн. –исслед. Ин-т общей и педагогической психологии. Акад. Пед. наук СССР. – М.:
Педагогика, 1983. – 448 с., ил.
14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. – М, 1946.
15. Семёнова Т.В. нетрадиционные методы рисования. // Истоки. 1996. - №1.
16. Художественное творчество и ребенок./Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М.,1972.