Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс ЗПР

Адаптированная рабочая программа
по изобразительному искусству в 6 классе
для обучающихся с ЗПР
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для
обучающихся 6 класса с ЗПР составлена на основе нормативных актов и учебно-
методических документов:
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
3. Авторской программы: Изобразительное искусство. Рабочие программы.
Предметная линия учебников под редакцией : Б.М. Неменского. 5-8 классы: пособие для
учителей общеобразоват. организаций / (Б.М. Неменский, Л.А.Неменская, Н.А. Горяева,
А.С. Питерских) -3 –е изд.- М.: Просвещение, 2016.
В состав УМК входит:
1. Учебник. Неменская, Л. А. Изобразительное Искусство. Искусство в жизни
человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под ред. Б. М.
Неменского. М.Просвещение.2014
Неменская, Л. А. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 6
класс» под редакцией Б. М. Неменского. М.Просвещение.2014
2. Поурочные планы по изо 5, 6, 7 класс под редакцией Б. Неменского
г.Волгоград «Учитель» 2010г.
Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого
для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса .
Дополнительная литература:
1. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство: художник, педагог, школа. Книга для
учителя. - М.: Просвещение, 1984.
2. Алёхин А.Д. Когда начинается художник. Книга для учащихся. М.:
Просвещение,1993.
3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы: Книга для учителя. -
М.:Просвещение,1991.
4. Искусство и школа / Сост. А.К.Василевский. М., 1981.
5. Неменский Б.М. Педагогика искусства. М.: просвещение, 2007.
6. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1987.
7. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и
конструированию. – М.: Просвещение, 1991.
8. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. – Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2004.
9. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству. М., 1977.
10. Понамарев, А.М. Школа изобразительного искусства/ А. М. Понамарев. М.:
Просвещение, 1998;
11. Рылова, Л.Б. Изобразительное искусство в школе/ Л.Б. Рылова. – Ижевск, 1998;
12. Колокольников, В.В. Рисование в педагогическом училище/ В.В. Колокольников.
М.: Просвещение, 1965;
13. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе/ Н.Н.
Ростовцев. – М.: Агар, 1998;
14. Фомина, Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд. 5-8 классы/ Н.Н.
Фомина. – М.: Просвещение, 1995;
Ресурсы Интернета:
1. http://www.hermitagemuseum.org/
2. http://www.tretyakov.ru/
3. http://www.museum.ru/gmii/
4. http://www.rusmuseum.ru/
5. http://www.louvre.fr/
6. http://tsos.lan.krasu.ru/slaids/issk/dmitrieva/index.htm
7. http://www.artrussia.ru/
8. http://worldleonard.h1.ru/
9. http://www.icon-art.narod.ru/
10. http://artclassic.edu.ru/
11. http://www.metodcenter.ru/LEM/mhk.htm
12. http://www.artlib.ru/
13. http://www.arthistory.ru/museum.htm
14. http://www.artprojekt.ru/Menu.html
15. www.mmsi.ru
16. www.RUSSKIALBUM.ru
Электронные образовательные ресурсы.
Презентации (собственные, интернет-коллекция), видео сопровождение.
Информационно-техническая оснащенность кабинета:
Ноутбук, проектор, колонки, выход в школьную сеть и ИНТЕРНЕТ.
Содержание адаптированной рабочей программы направлено на освоение учащимися
базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной
образовательной программе основного общего образования. Она включает все темы,
предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного
стандарта основного общего образования по истории и авторской программой
учебного курса.
Для обучения и воспитания обучающихся с задержкой психического развития важное
значение имеют уроки по изобразительному искусству. В комплексе с другими учебными
предметами они оказывают заметное коррекционно-развивающее, арт-терапевтическое и
релаксационное воздействие на школьников: влияют на их интеллектуальную,
эмоциональную и двигательную сферы. Занятия по изобразительному искусству
способствуют развитию мелкой моторики рук, активизации наглядно-образного
мышления и речи, формированию эстетического восприятия, воспитанию эстетических
чувств, адаптации к новой социокультурной и образовательной среде.
Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из
объекта, который воспринимается как единое целое. Эти дети затрудняются в
достраивании целостного образа по какой-либо его части, сами образы предметов в
представлении детей недостаточно точны и само количество образов-представлений у них
значительно меньше по сравнению с нормально развивающимися детьми.
У детей с ЗПР есть затруднения в построении целостного образа и выделении фигуры
(объекта) на фоне. Целостный образ формируется замедленно. Таким детям свойственна
общая пассивность восприятия, что проявляется в попытках подменить более сложную
задачу более легкой, в желании побыстрее «отделаться».
В рисунках отмечаются выраженные пространственные нарушения в расположении
объектов на листе бумаги, выраженная диспропорциональность отдельных составных
частей, неправильное соединение отдельных частей объекта между собой, отсутствие
изображения мелких деталей.
Особенности изо-деятельности детей с ЗПР:
1) отсутствие интереса к результатам деятельности;
2) слабость ассоциаций между собственными графическими построениями и реально
существующими предметами и явлениями;
3) затрудненность процесса узнавания в собственных графических образах реальных
предметов и их быстрое забывание;
4) обилие графических штампов;
5) статичность и схематичность рисунков по форме и содержанию;
6) отсутствие преднамеренного выбора цвета;
7) бедность цветового решения;
8) неразвитость композиционных сюжетных построений;
9) низкий уровень развития познавательных процессов - ощущения, восприятия,
представления, воображения, наглядно-образного мышления, внимания, памяти.
Характерные для учебного курса формы организации деятельности учащихся:
- групповая; парная; индивидуальная;
- проектная, игровая деятельность;
- самостоятельная, совместная деятельность;
- просмотр видео-сюжетов;
- урок-игра,
- использование картин, карточек и др.
- использование презентаций.
Специфические для учебного курса формы контроля освоения учащимися
содержания:
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» развитие
визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-
ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в
процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности практическое художественное
творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское
восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Принципиальными положениями концепции обучения изобразительному искусству
детей с ЗПР являются:
развитие у учащихся эстетического познания и образного отражения объектов и
явлений действительности, воспитание нравственного отношения к окружающему миру,
людям, самому себе;
развитие творческой изобразительной деятельности через формирование
компонентов деятельности воображения (зрительного опыта в форме достаточно
полных, точных и отчетливых образов-представлений и механизмов процесса
воображения). Для достижения этой цели используется расчлененное поэтапное
обучение элементам художественной грамоты с привлечением образцов художественно
изобразительного искусства великих мастеров при широком использовании разных
видов работ, с привлечением разнообразных художественных материалов и технических
средств при создании педагогических условий;
приобщение учащихся к творческому социально значимому труду, умению
работать коллективно;
использование изобразительной деятельности как средства компенсаторного
развития детей с ЗПР на всех этапах обучения в школе;
дифференцированный подход к обучению детей учетом их возможностей в
связи с глубиной и тяжестью дефекта).
Задачами преподавания изобразительного искусства в основной школе
являются:
развитие у учащихся умения наблюдать предметы и явления окружающей
действительности и отражать их в разных видах художественной деятельности;
овладение учащимися в практической деятельности элементами
художественно- изобразительной грамоты и средствами выразительности в области
рисунка, живописи, композиции, в декоративно-прикладном искусстве; на основе этого
развитие у детей возможности творческой художественно-изобразительной
деятельности через формирование структурных и операциональных компонентов
процесса воображения;
воспитание эстетических чувств, понимания красоты окружающей
действительности в процессе восприятия конкретных предметов быта, форм
растительного и животного мира, человека и др., их изображения с натуры, по памяти,
по воображению; при стилизации форм в декоративно-прикладной художественной
деятельности; при рассматривании произведений искусства;
развитие у учащихся интереса к занятиям изобразительным искусством,
сохранение его при использовании разных видов изобразительной деятельности и форм
работы, художественных материалов и техник работы; при отборе содержания учебного
материала в соответствии с возрастными интересами учащихся и их возможностями в
изобразительной деятельности; при создании доброжелательной и творческой
обстановки в классе во время работы и объединении учащихся общими социально
значимыми задачами изобразительной деятельности;
знакомство детей с произведениями искусства, созданными художниками,
скульпторами, мастерами народного декоративно-прикладного искусства, и обучение
учащихся приемам рассматривания, умению устанавливать смысловые связи,
рассказывать содержание картины, книжной иллюстрации, высказывать свое отношение
к увиденному;
воспитание у учащихся умения работать коллективно на каждом этапе в цепи
заданий для получения результата общей деятельности.
Среди наиболее
важных
задач
,
при решении которых в процессе изобразительной
деятельности осуществляется коррекция развития детей с нарушением интеллекта,
следует выделить:
развитие мыслительных операций (умение анализировать, выделять важные
свойства объектов, сравнивать их; соединять части в целое в соответствии с
конструкцией объектов умение осуществлять операцию синтеза; умение обобщать на
основе сходства и различий признаков и др.);
развитие зрительно-двигательной памяти, восприятия пространственного
расположения предметов;
совершенствование мелкой и крупной моторики руки;
развитие речи учащихся, организующей и направляющей их умственную и
практическую деятельность и функцию общения;
Коррекционная работа посредством изо-деятельности должна учитывать качественное
своеобразие детей, связанное с недоразвитием их познавательной деятельности. Поэтому
одна из задач обучения детей с ЗПР - насыщение их рисунков предметным, смысловым
содержанием. У таких детей особую роль играет эмоциональная включенность.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные:
положительное отношение к урокам изобразительного искусства;
адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем; готовность
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для развития представлений о роли искусства в жизни человека,
эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; обогащение опыта
восприятия произведений изобразительного искусства и окружающего мира, их оценки
(выражения собственного мнения); формирование нравственных и эстетических чувств на
основе знакомства с произведениями изобразительного искусства, познавательный
интерес к предмету. воспитание духовного мира, развитие эмоционально-чувственной
сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам
красоты.
Метапредметные: организация рабочего места (под руководством учителя);
выполнение работы по заданной инструкции; использование изученных приёмов работы
красками; осуществление пошагового контроля своих действий, используя способ
сличения своей работы с заданной в последовательностью; умение видеть и воспринимать
проявления художественной культуры в окружающей жизни; овладение основами
логического мышления, способность выявлять с помощью сравнения отдельные признаки.
характерные для сопоставления художественных произведений, устанавливать аналогии,
анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видам; анализировать
результаты собственной и коллективной работы; работать в группе, учитывая мнение
партнёров.
Предметные:
учащиеся научатся различать основные виды и жанры ИЗО; научатся
работать с основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень,
перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); использовать в работе
разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши);
элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание,
уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа); передавать
в композиции сюжет и смысловую связь между объектами; смешивать основные цвета и
получать составные, подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов
(Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, матрёшки и др.), знать выдающихся
представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
наиболее крупные художественные музеи России и мира.
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
приемы работы красками «по - мокрому» и по сухой бумаге;
приемы замутнения цвета черным и белым;
о существовании цветов радостных и мрачных; о соответствии определенной
цветовой гаммы настроению человека, состоянию природы и т. п.;
некоторые самые выдающиеся памятники архитектуры в Москве и других
городах;
названия крупнейших музеев.
Учащиеся должны уметь:
изображать геометрические тела и объемные предметы комбинированной формы;
использовать вспомогательные линии при изображении предмета;
подбирать соответствующие цвета к изображаемым предметам;
передавать объемность формы способом светотени;
передавать объем предметов цилиндрической и усеченной конической формы,
используя перспективное сокращение (круга);
получать и использовать смешанные цвета и некоторые оттенки цвета;
различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт,
сюжетное изображение;
рассказывать, что изображено на картине, чем она понравилась;
планировать свою деятельность в лепке, в работе над аппликацией, при
изображении с натуры, в декоративной работе, рисовании на тему;
рисовать человека, дерево, дом в сюжетной композиции;
составлять узоры, соблюдая ритм.
Освоение содержания учебного предмета «Изобразительное искусство»
6 класс
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч)
1 тема. Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств 1ч
Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства
и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие
основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись,
графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в
изобразительном искусстве.
Зрительный ряд: произведения разных видов пластических искусств, демонстрирующие
их разность.
2 тема. Рисунок — основа изобразительного творчества 1ч
Рисунок — основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.
Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого
вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок
как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их
выразительные возможности.
Задание: зарисовка с натуры отдельных растений или веточек (колоски, колючки, ковыль,
зонтичные растения и др.).
Материалы: карандаши разной твердости, уголь, черная тушь и палочка, бумага.
Зрительный ряд: рисунки разных видов, созданные разными материалами, учебный
рисунок, наброски и зарисовки мастеров, подготовительные рисунки к картине,
рисунки разных жанров (пейзаж, портрет, сцены из жизни людей).
3тема. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. 1ч
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность
линейного изображения. Ритм линий ритмическая организация листа. Роль ритма в
создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.
Задание: выполнение (по представлению) линейных рисунко трав, которые колышет
ветер (линейный ритм, линейные узорь травяных соцветий, разнообразие в характере
линий — тонких, широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных и т. д.).
Материалы: карандаши или уголь, тушь, бумага.
Зрительный ряд: разные виды линейных рисунков, например, линейные рисунки А.
Матисса, П. Пикассо, П. Клее, В. Серова («Портрет балерины Карсавиной»);
рисунки Н. Кузьмина, О. Верейского, И. Голицына и др.
4 тема. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. 1ч
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные
возможности.
Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное светлое. Тональная шкала.
Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.
Задание: изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь,
туман; яркое солнце и тени).
Материалы: черная и белая гуашь, кисти, бумага или бумага для аппликаций, клей.
Зрительный ряд: европейские гравюры и офорты XVII XVIII веков, графические
рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой;
графика В. Лебедева, А. Дейнеки, П. Митурича, Н. Тырсы и др.
5 тема. Цвет. Основы цветоведения 1ч
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и
холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение
свойств цвета.
Задание: фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой и с
показом вариативных возможностей цвета («Царство Снежной королевы»,
«Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца» и
т. д.).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия по цветоведению; произведения
импрессионистов, постимпрессионистов и российских художников конца XIX и XX века
с ярко выраженным состоянием и фактурной живописью.
6 тема. Цвет в произведениях живописи 1ч
Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения.
Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция.
Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных
состояний: радость, грусть, нежность и т. д.
Задание: изображение осеннего букета с разным настроением радос