Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный художник" 5-7 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Юный художник»
Уровень образования (класс) основное общее образование 5-7 класс
Количество часов 102
Программа разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования на основе примерной программы
внеурочной деятельности «Познай мир»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б.
В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам) и авторской программы внеурочной
деятельности «Академия художников» (автор Фролова Н. А.)
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
5 класс
характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных
образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских
образов;
раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной
жизни;
создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь
передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя
традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или
геометрических элементов;
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства
в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный
художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной
росписью в традиции одного из промыслов;
характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных
элементов в произведениях народных и современных промыслов;
различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь); описывать и
характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А.
Милашевский. В.А. Фаворский;
опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и
помещений, характерные детали быта и т.д.).
6 класс
изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их
пропорции;
создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство
построения объема предметов и глубины пространства;
передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных
мировоззренческих смыслов;
применять перспективу в практической творческой работе;
навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
навыкам создания пейзажных зарисовок; классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и
ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит
является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон,
цвет, форма, перспектива и др.);
определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение
размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать
первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр,
импрессионизм;
различать и характеризовать виды портрета;
понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые
отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения
предмета и группы предметов;
использовать графические материалы в работе над портретом;
использовать образные возможности освещения в портрете;
пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
рассуждать опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об
изменчивости образа человека в истории искусства;
приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя
разнообразные графические материалы;
характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат
наблюдений и размышлений художника над жизнью;
объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»; называть пространственные и
временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития
искусства и понимания изменений видения мира;
перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории
общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров
исторической картины;
характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении
национального самосознания и образа национальной истории;
называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные
произведения;
творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;
творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и
нравственном значении в культуре;
называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому
герою;
анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
культуре зрительского восприятия;
понимать разницу между реальностью и художественным образом;
представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-
анималистов;
опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
7 класс
иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них
сверху;
осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные
соединительные элементы;
применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги,
картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том,
какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
понимать основы краткой истории костюма;
характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе
макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных
и исторических комплектов одежды;
узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица»
Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям
икону и парсуну;
работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в
материалах по различным темам;
различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры
XVIII XIX веков;
использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII
XIX веков;
выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
характеризовать признаки и особенности московского барокко;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать
архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
Выпускник получит возможность научиться:
5 класс
активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для
освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения
изобразительного искусства;
применять творческий опыт разработки художественного проекта создания композиции на определенную
тему;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
понимать специфику изображения в полиграфии;
различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное,
фотографическое);
понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего
восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям
искусства;
определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона,
пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять
памятники монументальной скульптуры;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в
истории культуры;
6 класс
применять творческий опыт разработки художественного проекта создания композиции на определенную
тему;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и
свое отношение к природе, человеку, обществу;
осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения
пейзажной живописи;
понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой
деятельности, создавать выразительные образы;
применять творческий опыт разработки художественного проекта создания композиции на определенную
тему;
характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира; называть
имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII XIX веков;
называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников
XVIII XIX веков;
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения
живописи;
называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения
пейзажной живописи;
понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
7 класс
использовать навыки коллективной работы над
объемно- пространственной композицией;
различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное,
фотографическое);
проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
создавать художественную композицию макета книги, журнала; характеризовать стиль модерн в
архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский); характеризовать стиль
модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля; понимать
специфику изображения в полиграфии;
различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное,
фотографическое);
проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
создавать художественную композицию макета книги, журнала;
применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов,
грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со
сценографией спектакля;
использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки
съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;
применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета,
глубины пространства и т. д.;
понимать и объяснять синтетическую природу фильма.
5 класс:
Личностные результаты
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного
мира;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе
образовательной, творческой деятельности
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.
-овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и
инструментами;
-формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры
Метапредметные результаты
-Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности;
-обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям, в
различных учебных и жизненных ситуациях;
-Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
-развитие фантазии, воображения, визуальной памяти;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результатов
Предметные результаты:
-восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
-активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
-художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
-умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в справочных
материалах, электронных ресурсах;
-понимание разницы между элитарным и массовым искусством;
-применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной
художественной деятельности.
6 класс
Личностные результаты:
-осмысление и эмоционально–ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусств;
-освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в
пространственных формах;
-воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления
окружающего мира и искусства;
-овладение средствами художественного изображения;
-развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать
визуальный образ на основе его эмоционально - нравственной оценке
Метапредметные результаты:
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
-развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека
Предметные результаты:
-понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средства
художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической
работы, т.е. в процессе создания художественных образов;
-восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
-применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной
художественной деятельности(работа в области живописи, графики, скульптуры);
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения
духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах;
-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и
навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к
традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
-осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
7 класс:
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам семьи;
-развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать
визуальный образ на основе его эмоционально - нравственной оценке
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе
образовательной, творческой деятельности;
Метапредметные результаты:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека
-формирование способности к целостному художественному восприятию мира
Предметные результаты:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого
способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения
окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, художественного
вкуса и творческого воображения;
-развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира,
самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
-эмоционально- ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих
ценностей;
-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в
национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
-приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств;
изобразительных, декоративно-прикладных;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;
-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и
навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к
традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; устойчивого
интереса к творческой деятельности.
2. Содержание учебного курса
5 класс
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты – 15 час.
Древние образы в народном творчестве.
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно - символический характер).
Русская изба: единство конструкции и декора.
Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.
Орнамент как основа декоративного украшения.
Праздничный народный костюм – целостный художественный образ.
Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка).
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая
роспись, Хохлома, Жостово).
Роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве - 8часов
Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский).
Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин).
Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.
Исторические картины. (исторический жанр).
Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр).
Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли.
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества-2часа
Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея.
Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).
Изобразительное искусство и архитектура России XI XVII вв.-2 часа
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека.
Архитектура Киевской Руси. Мозаика.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка -7 часов
Пространственные искусства. Художественные материалы
Жанры в изобразительном искусстве.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Рисунок – основа изобразительного творчества.
Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм.
Цвет.Основы цветоведения.
Композиция. Натюрморт.
Итого: 34 часа
6 класс
Виды изобразительного искусства и основы образного языка-11 часов
Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма.
Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте.
Пейзаж. Правила построения перспективы.
Воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей).
Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Стили, направления, виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв. - 3 часа
Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов).
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л.
Боровиковский).
Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский).
Понимание смысла деятельности художника-13часов
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин,
И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д.
Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека.
Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден).
Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека.
Набросок фигуры человека с натуры.
Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В.
Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве-6 часов
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной.
Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти,
Рафаэль Санти).
Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти).
Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов).
Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов).
Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих).
Итого: 34 часа
7 класс
Искусство полиграфии-3 часа
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши,
открытки, буклеты).
Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки,
визитной карточки.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн - 12часов
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды
жизни человека.
От плоскостного изображения к объемному макету.
Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и
материал.
Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье).
Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица).
Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн.
Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков.
Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада.
История костюма.
Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура России XI XVII вв. - 4 часа
Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода.
Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий).
Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова
на Рву).
Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества - аса
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм).
Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди).
Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея).
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография -11часов
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник.
Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX
века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский).
Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии.
Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм
и др.).
Изображение в фотографии и в живописи.
Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж.
Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).
Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер,
оператор, художник, актер).
Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков).
Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.).
Художественно-творческие проекты.
Итого: 34 часа
3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
основного общего образования
5 класс
Раздел
Кол-во
часов
Темы
Кол-во
часов
Основные виды деятельности обучающихся
Народное
художественное
творчество –
неиссякаемый
источник самобытной
красоты
15
Древние образы в
народном творчестве.
1
Уметь обьяснять глубинные смыслы основных
знаков-символов традиционного крестьянского
прикладного искусства, отмечать их лаконично-
выразительную красоту. Осваивать навыки
декоративного обобщения в процессе выполнения
практической творческой работы
Солярные знаки
(декоративное
изображение и их
условно - символический
характер).
1
Понимать и объяснять целостность образного строя
традиционного крестьянского жилища, выраженного в
его трехчастной структуре и декоре. Раскрывать
символическое значение, содержательный смысл
знаков-образов в декоративном убранстве избы.
Находить общее и различное в образном строе
традиционного жилища разных народов. Создавать
эскизы декоративного убранства избы
Русская изба: единство
конструкции и декора.
1
Сравнивать и называть конструктивные декоративные
элементы устройства жилой среды крестьянского
дома. Сравнивать, сопоставлять интерьеры
крестьянских жилищ у разных народов, находить в
них черты национального своеобразия. Создавать
цветовую композицию внутреннего пространства
избы.
Крестьянский дом как
отражение уклада
крестьянской жизни и
памятник архитектуры.
1
Орнамент как основа
декоративного
украшения.
1
Создавать самостоятельные варианты
орнаментального построения вышивки с опорой на
народную традицию. Выделять величиной,
выразительным контуром рисунка, цветом, декором
главный мотив, дополняя его орнаментальными
поясами. Оценивать собственную художественную
деятельность и деятельность своих сверстников
Праздничный народный
костюм – целостный
художественный образ.
2
Понимать и анализировать образный строй народного
праздничного костюма, давать ему эстетическую
оценку. Соотносить особенности декора женского
праздничного костюма с мировоззрением наших
предков. Создавать эскизы народного праздничного
костюма, его отдельных элементов
Обрядовые действия
народного праздника, их
символическое значение.
1
Характеризовать праздник как важное событие, как
синтез всех видов творчества. Участвовать в
художественной жизни класса, создавать атмосферу
праздничного действа, общения и красоты. Проявлять
себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов,
народных мастеров, экспертов. Понимать и объяснять
ценность уникального крестьянского искусства как
живой традиции,
Древние образы в
народных игрушках
(Дымковская игрушка,
Филимоновская игрушка).
1
Размышлять, рассуждать об истоках возникновения
современной народной игрушки. Сравнивать,
оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих
различным художественным промыслам.
Осуществлять собственный художественный замысел,
связанный с созданием формы игрушки и украшением
ее декоративной росписью в традиции одного из
промыслов.
Композиционное,
стилевое и цветовое
единство в изделиях
народных промыслов.
Искусство Гжели
1
Эмоционально воспринимать, выражать свое
отношение, давать эстетическую оценку
произведениям гжельской керамики. Сравнивать
благозвучное сочетание синего и белого в природе и в
произведениях Гжели. Осваивать приемы кистевого
мазка – «мазка с тенями». Создавать композицию
росписи в процессе творческой работы.
Городецкая роспись
1
Эмоционально воспринимать, выражать свое
отношение, эстетически оценивать произведения
городецкого промысла. Выявлять общность в
городецкой и гжельской росписях, определять
характерные особенности произведений городецкого
промысла. Осваивать приемы кистевой росписи
Городца, овладевать декоративными навыками
Хохлома
1
Эмоционально воспринимать, выражать свое
отношение, эстетически оценивать произведения
Хохломы. Иметь представление о видах хохломской
росписи, различать их. Создавать композицию
травной росписи в единстве с формой
Жостово
2
Эмоционально воспринимать, выражать свое
отношение, эстетически оценивать произведения
жостовского промысла. Осваивать основные приемы
жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской
росписи в живописной манере в процессе выполнения
творческой работы.
Роспись по металлу,
щепа, роспись по лубу и
дереву.
1
Выражать свое личное отношение, эстетически
оценивать изделия мастеров Русского Севера.
Объяснять, что значит единство материала, формы и
декора в берестяной и деревянной утвари. Осваивать
основные приемы мезенской росписи. Создавать
композицию росписи или ее фрагмент.
Вечные темы и
великие исторические
события в искусстве
8
Искусство иллюстрации
(И.Я. Билибин,
В.А. Милашевский,
В.А. Фаворский).
2
Знать
- имена известных художников иллюстраторов книг;
- роль художественной иллюстрации.
Уметь выражать авторскую позицию по выбранной
теме.
Анималистический жанр
(В.А. Ватагин,
Е.И. Чарушин)
1
Знать
- имена известных художников анималистического
жанра;
- угадывать по манере письма произведения
художников. Создавать рисунки с изображением
животных с характерными
Образы животных в
современных предметах
декоративно-прикладного
искусства. Стилизация
изображения животных
1
Создавать самостоятельные варианты
орнаментального построения с опорой на народную
традицию. Выделять величиной, выразительным
контуром рисунка, цветом, декором главный мотив,
дополняя его орнаментальными поясами.
Использовать традиционные сочетания цветов.
Осваивать навыки декоративного обобщения.
Исторические картины.
( исторический жанр).
1
Знать имена выдающихся художников и их
произведения.
Уметь воспринимать произведения искусства великих
мастеров.
Праздники и
повседневность в
изобразительном
искусстве (бытовой
жанр).
2
Знать имена выдающихся художников бытового жанра
и их произведения.
Уметь воспринимать, анализировать произведения
великих мастеров.
Тема Великой
Отечественной войны в
монументальном
искусстве и в живописи.
Мемориальные ансамбли.
1
Знать живописные произведения, посвященные ВОВ.
Знать мемориалы, посвященные памяти героев
Великой Отечественной войны.
Уметь работать с пластическими материалами.
Взаимосвязь истории
искусства и истории
человечества
2
Российские
художественные музеи.
(Русский музей,
Эрмитаж,
Третьяковская галерея).
1
Знать краткую историю музея. Уметь воспринимать
произведения искусства и аргументировать.
анализировать разные уровни своего восприятия,
понимать изобразительные метафоры.
Музей изобразительных
искусств имени
А.С. Пушкина.
1
Уметь воспринимать произведения искусства и
аргументировать, анализировать разные уровни
своего восприятия, понимать изобразительные
метафоры.
Изобразительное
искусство и
архитектура России
XI XVII вв.
2
Художественная культура
и искусство Древней
Руси, ее символичность,
обращенность к
внутреннему миру
человека.
1
Знать известные шатровые храмы 15-17 веков Москвы
и подмосковья, анализировать
конструкцию и украшения как новый вид
архитектуры.
Архитектура Киевской
Руси. Мозаика.
1
Иметь представление и рассказывать о храмах Киевской
Руси, их особенностях. Оценивать красоту архитектурных
сооружений, украшений.
Виды
изобразительного
искусства и основы
образного языка
7
Пространственные
искусства.
Жанры в изобразительном
искусстве.
1
Называть пространственные и временные виды
искусства, объяснять в чем состоит их различие,
рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, уметь
определять, к какому виду и жанру искусства
относится рассматриваемое произведение.
Художественные
материалы
1
Иметь представление и высказываться о роли
художественного материала в построении
художественного образа, приобретать навыки работы
графическими материалами
Выразительные
возможности
изобразительного
1
Рассуждать о значении и роли искусства в жизни
людей. Рассказывать о различных художественных
материалах и их выразительных свойствах
искусства. Язык и смысл
Рисунок – основа
изобразительного
творчества
1
Приобретать представление о рисунке как виде
художественного творчества. Различать виды рисунка
по их целям и художественным задачам. Овладевать
навыками работы с графическими материалами в
процессе выполнения творческих заданий.
Художественный образ.
Стилевое единство.
Линия, пятно. Ритм.
1
Различать виды рисунка по их целям и
художественным задачам. Овладевать навыками
работы с графическими материалами в процессе
выполнения творческих заданий.
Цвет. Основы
цветоведения.
1
Знать понятия и уметь объяснять их значения:
основной цвет, составной цвет, дополнительный цвет.
Объяснять значение понятий: цветовой круг,
цветотональная шкала. Иметь навык сравнения и
смешения красок для получения различных оттенков
цвета
Композиция. Натюрморт.
1
Формировать представления о различных целях и
задачах изображения предметов быта в искусстве
разных эпох. Узнавать о разных способах изображения
предметов в зависимости от целей художественного
изображения. Отрабатывать навык плоскостного
изображения простых предметов. Осваивать простые
композиционные умения изображения.
Итого :
34
6 класс
Виды
изобразительного
искусства и основы
образного языка
12
Понятие формы.
Геометрические тела:
куб, шар, цилиндр,
конус, призма.
1
Характеризовать понятие простой и сложной
пространственной формы. Называть основные
геометрические объемные тела. Изображать сложную
форму предмета (силуэт) как соотношение простых
геометрических фигур. Оценивать собственную
художественную деятельность и деятельность своих
сверстников.
Многообразие форм
окружающего мира.
1
Изображение объема на
плоскости
1
Приобретать представление о различных способах и
задачах изображения в различные эпохи. Строить
изображения простых предметов по правилам
линейной перспективы. Создавать линейные
изображения геометрических тел, натюрморт с натуры
из геометрических тел.
Освещение. Свет и тень.
1
Характеризовать освещение как важнейшее
выразительное средство изобразительного искусства,
как средство построения объема предметов. Осваивать
основные правила объемного изображения предметов.
Передавать с помощью света характер формы.
Натюрморт в графике.
1
Осваивать первичные умения графического
изображения натюрморта с натуры и по
представлению. Понимать и объяснять, что такое
гравюра, каковы ее виды. Приобретать творческий
опыт выполнения графического натюрморта в
различных техниках.
Цвет в натюрморте
2
Приобретать представление о различном видении и
понимании цветового состояния изображаемого мира
в истории искусства. Понимать и использовать в
работе выразительные возможности цвета. Выражать
цветом в натюрморте собственное настроение и
переживания
Пейзаж. Правила
построения перспективы
1
Получать представление о различных способах
изображения пространства, о перспективе как о
средстве выражения. Приобретать навыки
изображения на основе правил линейной и воздушной
перспективы. Приобретать навыки передачи в цвете
Воздушная перспектива.
Пейзаж настроения.
2
различных состояний природы.
Природа и художник.
Пейзаж в живописи
художников –
импрессионистов
(К.Моне, А.Сислей).
1
Получать представление о том, как понимали красоту
природы и использовали новые средства
выразительности в живописи 19 века. Характеризовать
направления импрессионизма в истории
изобразительного искусства. Учиться видеть,
наблюдать изменчивость цветового состояния и
настроения в природе. Приобретать навыки передачи в
цвете состояний природы и настроения человека.
Пейзаж в графике.
1
Получать представление о произведениях
графического пейзажа в европейском и русском
искусстве. Приобретать навыки наблюдательности,
интерес к окружающему миру, навыки создания
пейзажных зарисовок.
Стили, направления,
виды и жанры в
русском
изобразительном
искусстве и
архитектуре XVIII -
XIX вв.
3
Тема русского раздолья в
пейзажной живописи XIX
века
(А.К. Саврасов,
И.И. Шишкин,
И.И. Левитан,
В.Д. Поленов).
1
Получать представление о том, как понимали красоту
природы и использовали новые средства
выразительности в живописи 19 века. Характеризовать
направления импрессионизма в истории
изобразительного искусства. Учиться видеть,
наблюдать изменчивость цветового состояния и
настроения в природе.
Классицизм в русской
портретной живописи
XVIII века
(И.П. Аргунов,
Ф.С. Рокотов,
Д.Г. Левицкий,
В.Л. Боровиковский).
1
Получать представления о задачах изображения
человека в русском искусстве 18 века. Приводить
примеры известных портретов отечественных
художников. Рассказывать о содержании и
композиционных средствах его выражения в портрете.
Знакомиться с примерами портретных изображений
великих мастеров скульптуры, приобретать опыт
восприятия скульптурного портрета.
Русская классическая
скульптура XVIII века
(Ф.И. Шубин,
М.И. Козловский).
Жанровая живопись в
произведениях русских
художников XIX века
(П.А. Федотов).
Монументальная
скульптура второй
половины XIX века
1
Эмоционально воспринимать, выражать свое
отношение, эстетически оценивать жанровые
произведения . Знать имена выдающихся художников
бытового жанра и их произведения.
Уметь воспринимать, анализировать произведения
великих мастеров.
Понимание смысла
деятельности
художника
13
Портрет. Конструкция
головы человека и ее
основные пропорции.
Изображение головы
человека в пространстве.
2
Приобретать представления о конструкции, строении
головы человека и пропорциях лица. Овладевать
первичными навыками изображения головы человека.
Приобретать навыки создания портрета в рисунке.
Портрет в скульптуре.
1
Знакомиться с примерами портретных изображений
великих мастеров скульптуры, приобретать опыт
восприятия скульптурного портрета. Приобретать
опыт и навыки работы лепки головы человека.
Знакомиться с различными скульптурными
материалами.
Графический портретный
рисунок
1
Приобретать интерес к изображениям человека как
способу нового понимания и видения человека.
Получать представления о графических портретах
мастеров разных эпох, о разнообразии графических
средств в решении образа человека. Выполнять
наброски
Образные возможности
освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
2
Узнавать о выразительных возможностях освещения
при создании художественного образа. Различать
освещение портрета с различных точек,
характеризовать освещение в произведениях
искусства. Овладевать опытом наблюдательности и
постигать культуру восприятия реальности.
Великие портретисты
прошлого
(В.А. Тропинин,
И.Е. Репин,
И.Н. Крамской,
В.А. Серов).
Портрет в
изобразительном
искусстве XX века
(К.С. Петров-Водкин,
П.Д. Корин).
1
Узнавать и называть произведения великих
портретистов русского и европейского искусства.
Рассказывать об истории жанра портрета. Приобретать
творческий опыт и новые умения в наблюдении и
создании портретного образа человека.
Изображение фигуры
человека и образ
человека.
1
Приобретать представления о конструкции и
пропорциях фигуры человека.
Знать и уметь
- соблюдать пропорции при изображении фигуры
человека;
- изображать человека в движении.
Изображение фигуры
человека в истории
искусства
(Леонардо да Винчи,
1
Узнавать и называть произведения великих
художников русского искусства. Приобретать
творческий опыт и новые умения в наблюдении и
анализе произведений.
.
Микеланджело
Буанаротти, О. Роден).
Пропорции и строение
фигуры человека.
1
Знать пропорции фигуры человека.
Уметь рисовать схемы движений человека. Знать
имена великих скульпторов и их произведения.
Лепка фигуры человека.
1
Получить представление об истории скульптурного
образа. Уметь использовать выразительные свойства
материала (глины, пластилина) для передачи
движения и пропорций в мини-скульптуре.
Набросок фигуры
человека с натуры.
1
Получить представление о пропорциях фигуры
человека.
Обретать навыки рисования схемы движений
человека. Знать имена великих скульпторов и их
произведения.Знать понятие силуэт.
Уметь
-пользоваться графическими материалами;
-видеть и передавать характер движения.
Основы представлений о
выражении в образах
искусства нравственного
поиска человечества.
(В.М. Васнецов,
М.В. Нестеров)
1
Знакомиться с произведениями художников ,
преобретать опыт понимания и анализирования
произведений, выражать свое мнение о видении
сюжетной линии. Приобретать творческий опыт и
новые умения в наблюдении и анализе произведений.
Вечные темы и
великие исторические
события в искусстве
6
Сюжет и содержание в
картине. Процесс работы
над тематической
картиной.
1
.Характеризовать сюжетно-тематическую картину как
обобщенный и целостный образ. Обьяснять понятия
«тема», «содержание», «сюжет».выражения в
произведениях бытового жанра Участвовать в
обсуждении содержания и средств выражения в
произведениях бытового жанра. Развивать навыки
композиционно- го построения в процессе работы.
Тематическая картина в
русском искусстве XIX
века.
(К.П. Брюллов и др.).
1
Учиться рассказывать об особенностях развития
исторической картины в русском искусстве.
характеризовать значение тематической картины в
развитии русской культуры. Называть имена и
узнавать картины известных художников
Мифологические темы в
зарубежном искусстве
(С. Боттичелли,
Джорджоне,
Рафаэль Санти).
1
Приобретать представление о взаимосвязи
исторического и мифологического жанров в ИЗО,
характеризовать понятия «монументальная живопись,
«фреска». Называть имена и узнавать картины
известных художников.
Уметь воспринимать произведения искусства великих
мастеров. Уметь строить тематическую композицию.
Русская религиозная
живопись XIX века
(А.А. Иванов,
И.Н. Крамской,
В.Д. Поленов).
1
Приобретать представление о великих, вечных темах
искусства. Узнавать наиболее известные
произведения изобразительного искусства в русском
искусстве. Приобретать опыт строить тематическую
композицию на основе библейского сюжета
Библейские сюжеты в
мировом изобразительном
искусстве
(Леонардо да Винчи,
Рембрандт,
Микеланджело
Буанаротти,
1
Приобретать представление о великих, вечных темах
искусства. Узнавать наиболее известные
произведения изобразительного искусства на
библейские темы в европейском искусстве.
Приобретать опыт строить тематическую композицию
на основе библейского сюжета
Рафаэль Санти).
Историческая живопись
художников объединения
«Мир искусства»
(А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере,
Н.К. Рерих).
1
Приобретать представление о великих, вечных темах
искусства. Узнавать наиболее известные
произведения изобразительного искусства на
исторические темы в живописных произведениях
«мироискусстников»
Итого:
34
7 класс
Искусство
полиграфии
3
Специфика изображения в
полиграфии. Формы
полиграфической
продукции (книги,
журналы, плакаты,
афиши, открытки,
буклеты).
1
Понимать и объяснять образно-информационную
цельность синтеза слова и изображения в плакате и
рекламе.
Создавать творческую работу в материале.
Типы изображения в
полиграфии (графическое,
живописное,
компьютерное
фотографическое).
Искусство шрифта.
1
Понимать букву как исторически сложившееся
обозначение звука.
Различать «архитектуру» шрифта и
особенности шрифтовых гарнитур.
Применять печатное слово, типографскую строку в
качестве элементов графической композиции.
Композиционные основы
макетирования в
графическом дизайне.
1
Узнавать элементы, составляющие конструкцию и
художественное оформление книги, журнала.
Выбирать и использовать различные способы компоновки
книжного и журнального разворота.
Проектирование обложки
книги, рекламы,
открытки, визитной
карточки и др.
Создавать практическую творческую работу в материале.
Конструктивное
искусство:
архитектура и дизайн
12
Художественный язык
конструктивных искусств.
Роль искусства в
организации предметно –
пространственной среды
жизни человека.
1
Находить в окружающем рукотворном мире примеры
плоскостных и объемно-пространственных композиций.
От плоскостного
изображения к объемному
макету.
2
Развивать пространственное воображение.
Понимать плоскостную композицию как возможное
схематическое изображение объемов при взгляде на них
сверху.
Осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов,
Здание как сочетание
различных объемов.
Понятие модуля
1
Понимать и объяснять структуру различных типов зданий,
выявлять горизонтальные, вертикальные, наклонные
элементы, входящие в них.
Применять модульные элементы в создании эскизного
макета дома.
Важнейшие
архитектурные элементы
здания.
1
Иметь представление и рассказывать о главных
архитектурных элементах здания, их изменениях в
процессе исторического развития.
Создавать разнообразные творческие работы (фантазийные
конструкции) в материале.
Вещь как сочетание
объемов и как образ
времени. Единство
1
Понимать общее и различное во внешнем облике вещи и
здания, уметь выявлять сочетание объемов, образующих
форму вещи.
Осознавать дизайн вещи одновременно как искусство и как
художественного и
функционального в вещи.
Форма и материал.
социальное проектирование, уметь объяснять это.
Цвет в архитектуре и
дизайне. Архитектурный
образ как понятие эпохи
(Ш.Э. ле Корбюзье).
1
Получать представления о влиянии цвета на
восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а
также о том, какое значение имеет расположение
цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского
объекта.
Понимать и объяснять особенности цвета в живописи,
дизайне, архитектуре.
Выполнять коллективную творческую работу по теме.
Тенденции и перспективы
развития современной
архитектуры. Жилое
пространство города.
(город, микрорайон,
улица).
1
Рассматривать и объяснять планировку города как
способ оптимальной организации образа жизни людей.
Создавать практические творческие работы, развивать
чувство композиции.
Природа и архитектура.
Ландшафтный дизайн.
1
Узнавать о различных вариантах планировки дачной
территории.
Совершенствовать приемы работы с различными
материалами в процессе создания проекта садового
участка.
Применять навыки сочинения объемно-
пространственной композиции в формировании букета
по принципам икэбаны.
Основные школы садово-
паркового искусства.
1
Знать основные школы садово-паркового искусства,
различать известные русские особняки 18-19 веков.
Русская усадебная
культура XVIII - XIX
веков.
Искусство флористики.
Проектирование
пространственной и
предметной среды.
Дизайн моего сада
1
Преобретать и применять навыки сочинения объемно-
пространственной композиции в формировании букета
по принципам икэбаны.
История костюма.
1
Приобретать общее представление о технологии
создания одежды.
Понимать как применять законы композиции в
процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон),
использовать эти законы на практике.
Композиционно -
конструктивные
принципы дизайна
одежды.
1
Приобретать общее представление о технологии
создания одежды.
Понимать как применять законы композиции в
процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон),
использовать эти законы на практике.
Осознавать двуединую природу моды как нового
эстетического направления
Изобразительное
искусство и
архитектура России
XI XVII вв.
4
Красота и своеобразие
архитектуры Владимиро-
Суздальской Руси.
Архитектура Великого
Новгорода.
1
Иметь представление и рассказывать о главных элементах
архитектуры Владимира, Н.Новгорода, их особенностях.
Создавать разнообразные творческие работы в материале.
Образный мир
древнерусской живописи
1
Знать имена выдающихся художников-иконописцев и
их произведения.
Уметь воспринимать произведения искусства великих
(Андрей Рублев,
Феофан Грек,
Дионисий).
мастеров.
Соборы Московского
Кремля. Шатровая
архитектура (церковь
Вознесения Христова в
селе Коломенском, Храм
Покрова на Рву).
1
Иметь представление и рассказывать о главных храмах
Московского Кремля, их особенностях. Оценивать красоту
храма в Коломенском, храма Покрова на Рву
Изобразительное
искусство «бунташного
века» (парсуна).
Московское барокко.
1
Знать отличительные особенности парсуны,
произведения известных мастеров. Узнавать и
характеризовать архитектуру Московского барокко в
Петербурге, Царском селе.
Взаимосвязь истории
искусства и истории
человечества
3
Традиции и новаторство в
изобразительном
искусстве XX века
(модерн, авангард,
сюрреализм).
1
Знать отличительные особенности стилей искусства:
модерн, авангард, сюрреализм. Уметь характеризовать
произведения живописи XX в.
Модерн в русской
архитектуре
(Ф. Шехтель).
Стиль модерн в
зарубежной архитектуре
(А. Гауди).
1
Знать основные отличительные особенности модерна
в архитектуре,
уметь проводить сравнительный анализ русской и
зарубежной архитектуры
Крупнейшие
1
Знать краткую историю музея. Уметь воспринимать
произведения искусства и аргументировать.
художественные музеи
мира и их роль в
культуре (Прадо,
Лувр,
Дрезденская галерея).
анализировать разные уровни своего восприятия,
понимать изобразительные метафоры.
Изображение в
синтетических и
экранных видах
искусства и
художественная
фотография
12
Роль изображения в
синтетических
искусствах. Театральное
искусство и художник.
1
Понимать соотнесение правды и условности в
актёрской игре и сценографии спектакля.
Узнавать, что актёр – основа театрального искусства и
носитель его специфики.
Понимать, что все замыслы художника и созданное им
оформление живут на сцене только через актёра,
благодаря его игре.
Сценография – особый
вид художественного
творчества. Костюм, грим
и маска. Театральные
художники начала XX
века.
(А.Я. Головин,
А.Н. Бенуа,
М.В. Добужинский)
1
Узнавать, что образное решение сценического
пространства спектакля и облика его персонажей
составляют основную творческую задачу театрального
художника.
Понимать различия в творческой работе художника-
живописца и сценографа.
Приобретать представление об исторической
эволюции театрально-декорационного искусства и
типах сценического оформления и уметь их творчески
использовать в своей сценической практике.
Опыт художественно-
творческой деятельности.
Создание
1
Понимать специфику изображения в фотографии, его
эстетическую условность, несмотря на все его
правдоподобие.
Различать особенности художественно-образного
художественного образа в
искусстве фотографии.
языка, на котором «говорят» картина и фотография.
Осознавать, что фотографию делает искусством не
аппарат, а человек, снимающий этим аппаратом.
Иметь представление о различном соотношении
объективного и субъективного в изображении мира на
картине и на фотографии
Особенности
художественной
фотографии.
Выразительные средства
фотографии
(композиция, план,
ракурс, свет, ритм и др.).
1
Понимать и объяснять роль света как
художественного средства в искусстве фотографии.
Уметь работать с освещением для передачи объёма и
фактуры вещи при создании художественно-
выразительного фотонатюрморта.
Приобретать навыки композиционной и тональной
обработки фотоснимка при помощи различных
компьютерных программ.
Изображение в
фотографии и в
живописи.
1
Различать особенности художественно-образного
языка, на котором «говорят» картина и фотография.
Иметь представление о различном соотношении
объективного и субъективного в изображении мира на
картине и на фотографии
Изобразительная природа
экранных искусств.
Специфика
киноизображения: кадр и
монтаж.
1
Понимать и объяснять значение информационно-
эстетической и историко-документальной ценности
фотографии.
Осваивать навыки оперативной репортажной съёмки
события и учиться владеть основами операторской
грамоты, необходимой в жизненной практике.
Кинокомпозиция и
средства эмоциональной
выразительности в
фильме
1
Узнавать, что телевидение прежде всего является
средством массовой информации, транслятором самых
различных событий и зрелищ, в том числе и
произведений искусства, не будучи при этом новым
видом искусства.
(ритм, свет, цвет, музыка,
звук).
Понимать многофункциональное назначение
телевидения как СМИ и культуры.
Узнавать, что неповторимую специфику телевидения
составляет прямой эфир.
Документальный, игровой
и анимационный фильмы.
Коллективный процесс
творчества в кино.
(сценарист, режиссер,
оператор, художник,
актер).
1
Осознавать общность творческого процесса при
создании любой телевизионной передачи и
кинодокументалистики.
Приобретать и использовать опыт документальной
съёмки и тележурналистики для формирования
школьного телевидения.
Мастера российского
кинематографа
(С.М. Эйзенштейн,
С.Ф. Бондарчук,
А.А. Тарковский,
Н.С. Михалков).
1
Приобретать представление о коллективном процессе
создания фильма, в котором участвуют не только
творческие работники, но и технологи, инженеры и
специалисты многих иных профессий.
Понимать и объяснять, что современное кино является
мощнейшей индустрией.
Узнавать, что решение изобразительного строя
фильма является результатом совместного творчества
режиссёра, оператора и художника.
Приобретать представление о роли художника-
постановщика в игровом фильме, о творческих
задачах, стоящих перед ним, и о многообразии
художнических профессий в современном кино.
Телевизионное
изображение, его
особенности и
возможности
(видеосюжет, репортаж и
1
Приобретать представления о художнической природе
операторского мастерства и уметь применять
полученные знания по композиции и построению
кадра.
Овладевать азами операторской грамоты, техники
съёмки и компьютерного монтажа, чтобы эффективно
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического обьединения __________________
учителей искусства, технологии СОШ№ 5 Османова О.Д.
от 29 августа 2016 года № 1 30 августа 2016 года
______________Т.А. Кудактина .
др.).
их применять в работе над своим видео.
Уметь смотреть и анализировать с точки зрения
режиссёрского, монтажно-операторского искусства
фильмы мастеров кино
Художественно-
творческие проекты.
2
Приобретение опыта выступления и защиты своего
проекта. Оценивать собственную художественную
деятельность и деятельность своих сверстников
Итого:
102