Конспект урока "Декоративный натюрморт в технике пуантилизм"

Тема урока: « Декоративный натюрморт в технике пуантилизм»
Цели урока:
-Знакомство с техникой пуантилизм
-Развивать творческое мышление, эмоциональное восприятие.
Задачи:
Образовательные:
Расширить представление учащихся о техниках живописи, познакомить с
особенностью выполнения техники пуантилизма.
Развивающие:
развить умение смешивать цвета сразу на рисунке, используя чистые цвета,
развивать приемы работы красками.
Воспитательные:
воспитание художественного вкуса, эстетического цветового ощущения .
Оборудование: конспект урока, работы выполненные в технике пуантилизм.
Материалы и инструменты: Бумага белая А-3, гуашь, ластик, простой
карандаш, палитра, кисти.
«Натюрморт» происходит от французского nature morte - «мертвая
природа».
Натюрморт является одним из жанров изобразительного искусства, в основе
которого лежит изображение неодушевленных предметов.
Историческая часть.
Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально ―точечность, фр. point точка) -
письмо отдельными чёткими мазками в виде точек.
- Эта техника зародилась во II половине 19 века. Основоположниками ее
считаются замечательные французские живописцы Жорж Сѐра и Поль
Синьяк.
Посмотрите картины, написанные в этой технике, и вы поймете, почему мы
должны освоить основные ее приемы.
Жорж-Пьер Сера (1859-1891) разработал оригинальную живописную технику
письма мелкими точечными мазками с включением контрастных цветов, что
предполагало их слияние на сетчатке глаза. Перед вами картина «Воскресная
прогулка на острове Гранд Жатт». Цветовая гамма картины сочетает в себе
фиолетовые, сиреневые, желтые, красные, белые и зеленые оттенки. Поэтому
пейзаж достаточно яркий и насыщенный. Обратите внимание, что каждое
большое цветовое пятно состоит из множества точек, разных оттенков и даже
цветов.
- Творчество Ж. Сёра оказало большое влияние на его друга художника
Поля Синьяка, который тоже стал приверженцем пуантилизма. Творчество
Ж. Сёра оказало большое влияние на его друга художника Поля Синьяка,
который тоже стал приверженцем пуантилизма.
На картинах Поля Синьяка мозаика точечных мазков отличается от
замедленного ритма живописных изображений Сёра. Мазки то сближены, то
чуть удалены друг от друга. Это придаёт картинам большую
эмоциональность. Они просто завораживают своей красотой и
необыкновенностью.
Когда долго рассматриваешь картины Поля Синьяка, словно наслаждаешься
приятной музыкой. Недаром свои произведения он нумеровал, как
музыкальные опусы, «Аллегро» - это быстрый темп в музыке. «Адажио»
означает медленный темп.
Вот музыкальная картина «Опус 221. Адажио». Она наполнена
спокойствием. Мы видим и чувствуем, как медленно садится солнце в тихую
гладь моря. Спокойно море, размеренно и спокойно плывут маленькие
кораблики. И даже угомонились, не порхают так динамично, как это
свойственно творческой манере художника, мазки красок, а плавно, с
лёгкостью, ложатся на поверхность холста.
Сюжет картин Синьяка состоит в основном из морских пейзажей, потому что
он очень любил море и оставался восторженным моряком всю свою жизнь.
Пуантилизм в творчестве современных художников.
Е. Куклачева художник-анималист: её живописные работы ведут в добрый
и светлый мир кошек. Но пишет она не просто их “портреты”, а характеры,
настроения, эмоции. Порой она придает кошкам черты, присущие людям,
дополняет образы человеческими атрибутами шляпкой, клоунским
костюмом. Кошки Е. Куклачевой качаются на качелях, гуляют на задних
лапках и живут своей собственной полноценной жизнью.
Ана Эншина
Художник Лос-Анджелеса Кайл Леонард (он же KAL) создает удивительно
реалистичные рисунки, состоящие из бесчисленных крошечных точек, с
использованием тонких наконечников. «Пуантилизм - мой метод безумия, -
объясняет Леонард, имея в виду кропотливую технику.
Корейский художник Jihyun Park подходит к искусству пуантилизма
неортодоксально, создавая его в обратном порядке. Художник использует
ароматические палочки, выжигая тысячи крошечных отверстий в рисовой
бумаге, пока не появится изображения облаков, гор и деревьев. Потом
рисунки с отверстиями монтируются на лакированных полотнах, которые
отражают свет и показывают изображение.
Постановка художественной задачи по выполнению натюрморта.
Сегодня вам предстоит выполнить натюрморт, особенностью которого
станет техника его выполнения с помощью точечных мазков нанося их
сразу (без смешивания на палитре).
Теперь перейдём непосредственно к рисованию.
- Определение композиции. Простым карандашом, лёгкими штрихами
намечается общая величина рисунка на листе бумаги. Уточняется
пространственное положение и пропорциональное соотношение частей
рисунка.
- Берем ватную палочку, обмакиваем ее в краску и ставим точки по контуру
рисунка. Чтобы отпечатки получились ровными и круглыми, ватную палочку
необходимо держать строго вертикально и прижимать к листу с достаточным
нажимом.
А так же работа может выполняться и с помощью кисти по выбору учащихся.
Мазки должны быть небольшими, проще сказать малюсенькими, любой
формы, хоть квадратные - отпечаток от плоской кисти плашмя, хоть
вытянутыми палочками – отпечаток от плоской кисти торцом, хоть круглые –
отпечаток круглой кисти.
- Играет роль не только форма и размер мазка, но и расстояние между ними.
(Обращается внимание детей на возможности передачи шерсти техникой
“отдельного мазка”, создание мазком материальности изображаемого
объекта.)
- Заполняем рисунок внутри.
- Оформление фона рисунка.