Конспект урока по ИЗО "Лепка животных"

У р о к 13. ЛЕПКА ЖИВОТНЫХ
Цели деятельности
педагога
Расширить представления учащихся о способах лепки, познакомить с работами известных мастеров; учить выполнять лепку
животного разными способами, передавать его характерные черты и индивидуальные особенности; развивать
пространственные представления, способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного
искусства, выражению в творческих работах своего отношения к изображаемому животному; воспитывать интерес к
предмету, бережное отношение к животным
Тип урока
Постановка и решение учебной задачи
Методы и формы
обучения
Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия
и термины
Конструктивный, пластический и комбинированный способы лепки
Образовательные
ресурсы
Единая коллекция образовательных ресурсов. Планирование к учебнику В. С. Кузина «Изобразительное искусство», 3
класс. Режим доступа : http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/00000901-a000-4ddd-e2f1-4300476017e2/?&subject=32
Клуб-изостудия «Живой Карандаш». Русские анималисты. Птицы и звери Василия Ватагина. – Режим доступа : http://www.
animalist.ru/?action=show_ article&article=vatagin
Физкультминутка «Дракоша». Режим доступа : http://pedsovet.su/load/244-1-0-21396
Наглядно-
демонстрационный
материал
Мультимедийная презентация по теме, образец изделия, скульптуры животных
Оборудование
Учебник, рабочая тетрадь, пластилин, стеки, подкладная доска, салфетка
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные умения: расширят представление о способах лепки; научатся выполнять лепку животных.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные научатся осуществлять поиск информации
из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о способах лепки из пластилина; регулятивные
научатся определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и
последовательность действий и вносить в них коррективы в случае отклонения, организовывать свое рабочее место с
учетом удобства и безопасности работы; коммуникативные овладеют способностями инициативно сотрудничать с
учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на бережное отношение к
животным
О р г а н и з а ц и о н на я с т р у к т у р а у р о к а
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
организации
совзаимодейст
вия
Универсальные
учебные действия
1
2
3
4
5
6
I.
Органи
зационн
ый
момент
Эмоциональна
я,
психологическ
ая и
мотивационна
я подготовка к
усвоению
материала.
Сообщение
темы урока
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
На прошлом уроке вы рисовали животных, а сегодня мы
создадим объемное изображение животного. Как мы это
можем сделать? Конечно, мы будем лепить фигурку
животного из пластилина.
Слушают
учителя,
отвечают
на вопросы
Фронтальн
ая
Личностные: имеют
мотивацию к учебной и
творческой деятельности.
Регулятивные:
принимают и сохраняют
учебную задачу.
Коммуникативные:
умеют формулировать
ответы на вопросы
II.
Изучен
ие
нового
материа
ла
Беседа
«Скульптура
как жанр
изобразительн
ого
искусства».
Рассматривани
е фигурок
животных.
К какому виду изобразительного искусства можно отнести
фигурки животных, выполненные из камня, глины и других
материалов? Правильно, это скульптурные изделия.
Скульптура (лат. sculptura, от sculpere вырезаю, высекаю)
это вид изобразительного искусства, произведения которого
имеют объемную форму и выполняются из твердых или
пластических материалов (глины, воска, камня, металла,
дерева, кости и других материалов). В скульптуре могут быть
изображены люди, животные и многое другое. Художник,
посвятивший себя искусству скульптуры, называется
скульптором. Рассмотрите представленные на выставке
фигурки животных, выполненные из разных материалов, и
расскажите, какое художественно-выразительное средство
является главным в скульптуре. Главное средство выражения
в скульптуре ее объем. Ее можно осмотреть со всех сторон:
возможен круговой осмотр или восприятие с нескольких
точек зрения.
Слушают
учителя,
рассматрив
ают
фигурки,
анализиру
ют
информаци
ю,
отвечают
на вопросы.
Фронтальн
ая.
Личностные: проявляют
интерес к предмету
Познавательные:
извлекают необходимую
информацию из
прослушанного
объяснения учителя,
анализируют ее.
Регулятивные:
принимают и сохраняют
учебную задачу.
Коммуникативные:
умеют слушать учителя,
одноклассников, строить
понятные речевые
высказывания, задавать
вопросы.
Также средствами изобразительности и выразительности
скульптуры являются свет и тень. Плоскости и поверхности
изваянной фигуры, отражая свет и бросая тени, создают
пространственную игру форм, эстетически воздействующую
на зрителей. Скульптурные произведения, которые мы с вами
сейчас рассматриваем, относят к малой пластике и
скульптуре малых форм. Такие изображения животных
можно встретить почти в каждом доме.
Беседа
«Образы
животных,
созданные
мастерами
изобразительн
ого
искусства».
Просмотр
слайдов или
рассматривани
е иллюстраций
в учебнике (с.
44), рабочей
тетради . 25).
С доисторических времен во все века люди жили в
окружении зверей и птиц и всегда их изображали:
процарапывали контур на стенах пещер и закрашивали
минеральными красками, вырезали из камня и дерева, лепили
из глины. Распространены были зооморфные изображения, то
есть фигурки животных выполняли роль талисманов; ими
украшали бытовые предметы, ювелирные изделия,
архитектурные сооружения. Анималистическое искусство
существовало на протяжении тысячелетий, у каждого народа
и в разные эпохи. Оно составляет интересные страницы
творчества народных мастеров и зодчих Древней Руси.
Начиная с XIX столетия анималистическая тема привлекает
внимание профессиональных художников, среди которых
первым был П. К. Клодт, знаток лошадей, непревзойденный в
этой области скульптор. С приходом XX века начинается
новый этап искусства изображения живой природы. У
истоков советской анималистики стоит Василий Алексеевич
Ватагин (1884–1969), его по праву называют одним из
родоначальников этого жанра. Он прожил долгую,
наполненную неустанным трудом жизнь. Роль Ватагина в
нашем искусстве уникальна. Живописные полотна,
зарисовки, иллюстрации к книгам, скульптуры – вот диапазон
его творческой деятельности. Творчество В. Ватагина
основано на глубоком знании природы животного, его
повадок. В своих произведениях он
Слушают
учителя,
рассматрив
ают
слайды,
иллюстрац
ии в
учебнике,
описывают
произведен
ия,
выполненн
ые
мастерами
изобразите
льного
искусства,
участвуют
в
коллективн
ой беседе,
анализиру
ют
информаци
ю.
Фронтальн
ая.
Личностные: проявляют
интерес к
художественной
деятельности,
эмоционально
воспринимают
произведения искусства.
Познавательные: умеют
строить осознанное
и произвольное речевое
высказывание в устной
форме о красоте
скульптурных
произведений,
осуществлять поиск
нужной информации в
разных источниках,
анализировать
информацию.
Регулятивные:
принимают и сохраняют
учебную задачу.
Коммуникативные:
умеют слушать и
слышать учителя и
одноклассников,
инициативно
сотрудничать в поиске
информа
стремится к использованию пластических возможностей
каждого материала. Сегодня мы познакомимся с его
скульптурными работами.
Своим первым скульптурным материалом В. А. Ватагин
выбирает дерево. Почти все лучшее в наследии Ватагина
выполнено в этом материале. Им он владел в совершенстве,
его предпочитал, хотя работал и в камне, керамике, фарфоре,
кости и перламутре. Скульптора привлекала теплая
поверхность дерева, к которой приятно прикоснуться
ладонью, его природная пластика, разнообразные цветовые
оттенки и текстура, часто очень динамичная и графически
выразительная. Прекрасным примером скульптуры Ватагина,
выполненной из дерева, являются фигурки обезьян. Особенно
удавались Ватагину изображения диких кошек. Он
запечатлел пластичность гордых тигров, царственность львов,
гибкость стройных леопардов, изящество и скрытность пум.
Художник тщательно выписал их впечатляющую окраску с
четко очерченными пятнами, кольцами и полосами. Будучи
зоологом, Ватагин всегда был исключительно точен, но при
этом заботился еще и о том, чтобы звериный облик органично
вписывался в окружающую обстановку. Об этом художник
писал: «Удачно найденное композиционное и красочное
отношение животного к ландшафту одно из условий
анималистической живописи». В. А. Ватагин прекрасно
справлялся с задачей изображения животного в природе; его
звери «живут» в картинах выращивают потомство,
охотятся, отдыхают. Художник посвятил им всю жизнь.
Рассмотрите работы других мастеров изобразительного
искусства и опишите их, расскажите о художественно-
выразительных средствах, используемых ими при создании
образов животных (учебник, с. 44, рабочая тетрадь, с. 25).
ции, отвечать на
вопросы, использовать
образную речь,
составляя описания
скульптурных
изображений животного,
делать выводы.
Физкультмину
тка
Проводит физкультминутку
Выполня-
ют
упражнени
я
Фронтальн
ая
Личностные:
положительно относятся
к занятиям двигательной
деятельностью
III.
Творчес
кая
практич
еская
деятель
ность
Организация
рабочего
места.
Проверяет организацию рабочего места.
Осуществл
яют
самоконтро
ль
и
взаимоконт
роль.
Индивидуа
льная.
Личностные:
сориентированы на
ответственное отношение
к своему здоровью.
Познавательные: знают
о гигиене учебного труда
и организации рабочего
места.
Беседа «Что
мы будем
лепить?».
Работа с
учебником (с.
45), рабочей
тетрадью .
26).
Сегодня вы будете лепить фигурку животного из
пластилина. Для того чтобы животное выглядело правдиво,
необходимо точно передать в скульптуре характерную для
него позу. Поэтому надо много наблюдать, выполнять
зарисовки, чтобы уловить, понять характер животного.
Рассмотрите в рабочей тетради (с. 26) изображения фигурок
животных в характерных позах. оказывает презентацию.
«Я леплю из пластилина. Слайд 210).
Какими способами можно выполнять лепку животного?
(Конструктивным, пластическим, комбинированным.)
В чем особенность каждого из способов?
К о н с т р у к т и в н ы й с п о с о б .
Предмет создается из отдельных частей. Начинается работа с
основной, наиболее крупной части. Например, при лепке
животного (фигурки коня) сначала нужно вылепить
туловище, затем ноги равнить их по величине и
соответствию размерам туловища), голову, хвост и т. д. Все
заготовки к основе
Анализиру
ют
информаци
ю, слушают
учителя,
отвечают
на вопросы,
продумыва
ют
композици
ю,
проговарив
ают
последоват
ельность
работы,
наблюдают
за
действиями
Фронтальн
ая.
Личностные:
сориентированы на
плодотворную работу на
уроке, соблюдение норм
и правил поведения.
Познавательные: умеют
анализировать
информацию, план
работы над изделием,
выделяя основные этапы
и приемы.
Регулятивные: умеют
определять
последовательность
промежуточных целей с
учетом конечного
результата; составлять
план и
последовательность
действий.
фигурки последовательно соединить (примазать), затем
проработать мелкие детали.
П л а с т и ч е с к и й с п о с о б .
Все части скульптуры вытягиваются из одного куска глины.
Таким способом лепятся фигурки, наиболее простые по
силуэту.
К о м б и н и р о в а н н ы й с п о с о б .
Этот способ объединяет лепку из целого куска и отдельных
частей.
Каким способом выполнена лепка собаки, показанная на
рисунке чебник, с. 45)?
Руководит составлением последовательности работы над
изделием, выбором способа лепки животного.
учителя,
демонстрир
ующего
некоторые
приемы
работы.
Коммуникативные:
понимают смысл заданий
учителя и принимают
учебную задачу.
Практическая
работа
Контролирует правильность приемов работы с
пластилином. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы
учащихся, помогае