Презентация "Сандро Боттичелли «Весна»"

Подписи к слайдам:
Грознова Татьяна Юрьевна учитель ГБОУ СОШ № 303

Сандро Боттичелли

«Весна»

«Весна»  — картина Сандро Боттичелли, написана в 1482 году. Выставлена в Галерее Уффици, Флоренция.

Картина представляет собой неоплатоническую аллегорию, изображающую восхождение души от материального мира к духовному.

На картине изображена поляна в апельсиновом саду. Вся она усеяна цветами. Ботаники насчитали более 500 цветов, относящихся к более чем 170 видам.

Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.

В этой аллегории жизни, красоты, и знания, объединенного любовью, Боттичелли передал свежесть раннего весеннего утра, с бледным светом, сияющим сквозь высокие, прямые деревья, с золотыми плодами - как символ плодородия, любви, брака, весны, радости, молодости.

Нимфа, в прозрачной одежде, со страхом смотрит на него. Её слова, вдруг, начинают смешиваться с цветами, появляющимися изо рта. Цветов становится всё больше, они падают на одежду. В этот момент Зефир настигает нимфу. Согласно Овидию, дикая страсть овладела Зефиром и он овладел ею силой.

На луг выбегает нимфа Хлорида, преследуемая Зефиром (сюжет символизирует порабощение Души мирскими страстями), богом Западного ветра. Он мчится, сгибая деревья.

Сожалея о случившемся, Зефир преобразил в богиню Флору, изображённую в виде Весны. Это изобразил Боттичели, показывая два момента времени вместе.

Бегство символизирует освобождение Души от мирских привязанностей и воссоединение с Божеством.

Венера, богиня любви, появляется из апельсиновой рощи. Она олицетворение небесной (платонической) Любви. Хозяйка этой рощи, Венера отстала, как бы давая свите опередить себя. Деревья, будто повторяя расположение фигур, сливаются в гармоническом единстве человека и природы. Апельсиновые, деревья склоняя ветки, образуют арку, которая ореолом окружает богиню. Жест Венеры указывает на трех граций, причудливо сплетающих в хороводе руки (символизируют духовное начало в человеке).

Аглая (красота) 

Талия (Наслаждение). 

Талия не сводит глаз с Аглаи, поскольку Красота и есть истинный источник Наслаждения. 

Эвфросина (Целомудрие,благомыслящая)  

Эрос с небес метится стрелой в Эвфросину, которая отвернулась от мира (и от зрителей) и устремила взор к Меркурию.

Меркурий, в неоплатонической традиции олицетворяет Мудрость. В руке у Меркурия кадуцей, его волшебный жезл, символизирующий тайное Знание. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес».

Прозрачные одежды едва прикрывают тонкие, гибкие тела. Ясные и в то же время тягуче-нежные линии создают ощущение зачарованности. На всех лицах лежит тень невысказанной грусти.

Весна

Кто, провожая изнемогший год, Приветствует твоё рожденье, Флора - Вся в завитках цветочного убора? Сплетая руки, славят твой приход Три Грации поблизости; а вот С Зефиром нежно обнялась Аврора; В сандалиях крылатых из простора Гермес над юною Весной скользнёт. Стволы безлистые - колонны храма, Амур стрелу пускает над тобой. Но кто ответит: тайною какой Овеян ритуал? Кто спросит прямо: Где вёсны прежние? Напрасно ждёт Ответа изнемогший новый год.

Данте Габриэль Россетти

Согласно инвентарной описи, некогда дворцовые покои, где висела «Весна», украшали ещё две картины. Там, куда смотрит Меркурий, находилось полотно Боттичелли «Паллада и кентавр», а с другой стороны висела картина «Мадонна с младенцем» неизвестного автора. Композиции составляли содержательно единое целое и прославляли идеал божественной любви.

Джон Рескин назвал Боттичелли реформатором, подобным Лютеру, перевернувшим представления об истинной красоте и подлинной вере. А Данте Габриэль Россетти посвятил стихотворение его картине «Весна»: