Презентация "История кинематографа" 9 класс

Подписи к слайдам:

История кинематографа.

Автор презентации: Москалец Любовь Николаевна.

Учитель ИЗО искусства МБОУ Кесовогорская СОШ.

Современный мир уже немыслим без кино. Захватывающие сюжеты, интересные диалоги, спецэффекты... Но всего каких-то 120 лет назад все было совсем по-другому.

«Немое кино» — разновидность кинофильмов, не имеющих звукового сопровождения. С момента изобретения кинематографа и до появления звукового кино немые фильмы были единственной разновидностью кинофильмов. Вместо синхронной фонограммы в качестве звукового сопровождения немых кинокартин использовалась живая музыка.

Специфической особенностью немых фильмов является использование титров (интертитров) — текстовых вставок, которые давали пояснения по сюжету, воспроизводили реплики персонажей или даже комментировали происходящее для аудитории. Выработался стиль общения со зрителем при помощи мимики и жестов. Выразительность движений некоторых актёров немого кино вряд ли может быть превзойдена даже в современном звуковом кино.

Кроме того, киносеансы в начале XX века не были полностью беззвучны — обычно показ кино имел музыкальное сопровождение на фортепьяно. Профессия пианиста в кинотеатре называлась «тапёр». Многие мелодии из репертуара тапёров того времени дошли и до нас.

Кинематограф берет свое начало в 1878 году, когда Эдвард Майбридж снял лошадь в движении с помощью 24 стереоскопических камер.

Это было сделано в Калифорнии. По сути это была покадровая съемка, причем лошадь сама включала камеру, разрывая нити, натянутые поперек дороги. Сложенные вместе, кадры составляли настоящий короткий фильм .

Эдвард Мейбридж, или Майбридж — английский и американский фотограф.

Впервые в истории фотографии начал применять несколько фотокамер одновременно. Изобретатель зоопраксископа — устройства для проецирования фильмов, которое существовало до появления целлулоидной плёнки. Деятельность Эдварда Мейбриджа, его массовое фотографирование и технические изобретения стали большим вкладом в изобретение кинематографа.

Отцом всего кинематографа можно считать француза Луи Лепренса, который снял первый фильм в Великобритании в ноябре 1888 года- «Движение транспорта по мосту Лидс»  — английский короткометражный кинофильм , второй фильм в истории кинематографа.

«Сцена в саду Раундхэй» 1888г — английский короткометражный фильм  самый ранний сохранившийся кинофильм в истории кинематографа.

В июне 1889 года Уильям Фриз-Грин запатентовал хронофотографическую камеру, позволяющую снимать до 10 кадров в секунду. Однако этой скорости явно не хватало, чтобы достойно передать движение.

В 1993 году инженер лаборатории Уильям Диксон запатентовал целлулоидную пленку, ставшую основой для киносъемки. В этой лаборатории было создано два новых устройства: кинетограф – по сути, первая камера, и в 1891 году  американский изобретатель Томас Эдисон получил патент на устройство под названием «Кинетоскоп» -«персональный кинозал», ставший первым массовым киноаппаратом. 20 мая того же года публике показан первый фильм «Приветствие Диксона»–Зритель мог увидеть движущееся изображение, заглянув в небольшой окуляр.

«

Кинетоскоп

Следующий шаг сделала Европа. Огюст и Луи Люмьер изобрели синематограф – небольшое устройство для съемок фильма и показа. 28 февраля 1895 года - день первого публичного показа братьями Люмьер фильма, считается днем рождения кинематографа. Первый снятый ими фильм называется «Выход рабочих с фабрики Люмьер» (1895 г.), более популярен фильм - «Прибытие поезда на вокзал Ля Сьота» (1895 г.). Фильмы длились примерно 48 секунд. ПЕРВЫЕ ФИЛЬМЫ братьев Люмьер были показаны в Петербурге, Москве, на ярмарке в Нижнем Новгороде, а затем и в других российских городах через несколько месяцев после Парижа.

Менее чем через год актер Малого театра Б. Сашин (любитель кинематографии) демонстрировал в Москве первые снятые русские фильмы «Конно-железная дорога» и «Вольная богородская пожарная команда».

В сентябре 1896 года А. Федецкий снял в Харькове крестный ход с чудотворной иконой, а вскоре придворный фотограф А. Ган-Ягельский в Петербурге зафиксировал на кинопленку сцены из жизни императорской семьи.

Таким образом, официальной датой рождения российского кинематографа принято считать 16 мая 1896 года.

Следующий существенный этап отечественного кинематографа был связан с развитием жанра кинохроники. Это был совершенно новый вид искусства, который показывала зрителю запечатленные на пленке отдельно взятые события. Например, впервые в России кинохроника была применена при снятии такого события из жизни Николая II как коронация 1896 года.

Француз Жорж Мельес сделал кино постановочным и зрелищным. Он использовал различные приемы и снимал то, чего не могло быть в действительности. Самый известный (раскрашен вручную) кинофильм «Путешествие на Луну» - шел 14 минут(1902 г), в котором высадившиеся на луне ученые встречаются с жителями Луны — селенитами. В этом фильме впервые были опробованы такие приемы, как совмещение разных по масштабу объектов в одном кадре, «превращение» одного объекта в другой и т.д. По сути Мельес впервые показал, что кино — отдельный вид искусства, со своими приемами и законами.

Жорж Мельес-основоположник фильмов ужасов и научной фантастики. С 1896г по 1914г снял почти 4000 короткометражных фильмов.

Следующий шаг к современному нам кино сделал американский режиссер Эдвин Портер.

В 1903 году он выпустил фильм «Большое ограбление поезда», в котором не только использовались спецэффекты того времени, но и была рассказана настоящая драматическая история. Благодаря монтажу, режиссер переносил зрителя из одного места в другое, показывал две параллельно развивающиеся истории. Выдающаяся картина Эдвина Стэнтона Портера, снятая на студии Томаса Эдисона. Один из самых первых вестернов, положивший начало целому жанру в американском кино.

Фильм идет всего 12 минут — но эти минуты произвели фурор в кинематографии.

Его работа — это уже серьезное киноповествование, опирающееся на все достижения того периода.

Постепенно кино развивалось, документальные фильмы уступали место игровым: комедиям, вестернам, драмам. Кино в США от «операторского», где главную роль играла съемка, постепенно стало «режиссерским», а затем и «продюсерским», когда во главу угла ставилось четкое производство, качественный сценарий, известные актеры. Расцвет немого кино в США 20-х годов связан в первую очередь, с комедийным жанром — фильмами Чарли Чаплина («Малыш» 1921г., «Цирк» 1928 г.) и Бастера Китона («Три эпохи», 1923 г., «Шерлок младший», 1924 г.).

Самой известной звездой немого кино стал актер Чарли Чаплин, который снялся более чем в 80 фильмах. Практически каждый из них становился ошеломительно популярным. 

Чарльз Спенсер Чаплин в образе «Маленького бродяги Чарли»

В России начать собственное кинопроизводство мешало отставание техники — кино- и электроаппаратуры, химикалиев, пленки. Но был налажен импорт, и постоянный выпуск документальных и игровых картин русские предприниматели начали в 1907—1909 годах, причем сразу же достигли внушительных результатов: первый фильм оператора А. Дранкова «Понизовая вольница» («Стенька Разин») обошел всю страну со специально сочиненной М. Ипполитовым-Ивановым музыкой, записанной на граммофонную пластинку. После революции на несколько лет кинематограф замер, а затем стал двигаться вперед в рамках советской идеологии: основное внимание уделялось монтажу, построению фильма из кадров-кирпичиков.

Самый заметный советский фильм того времени - «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна, в котором режиссер использовал прием покадрового монтажа, когда каждый кадр влияет на восприятие последующего, а вместе они создают очень эмоциональную картину. Этот метод наиболее ярко проявился в знаменитом эпизоде разгона демонстрации на Одесской лестнице.

Звук стал сопровождать кинопоказы лишь во второй половине 1920-х годов, когда в СШАГермании и СССР были созданы пригодные для широкого использования системы звукового сопровождения фильмов. Первым звуковым фильмом, вышедшим в широкий прокат, стала американская кинокартина «Певец джаза (6 октября 1927г принято считать днём рождения звукового кино),однако преимущественное производство немых фильмов продолжалось ещё как минимум год, звуковые фильмы стали преобладать на экранах США лишь в 1929 году.

В СССР немые фильмы выпускались вплоть до середины 30-х годов.

Одним из последних немых фильмов был, в частности, «Космический рейс» (1935). Первый советский научно-фантастический фильм о покорении космоса. Научная сторона фильма была почти безупречной. Кроме устаревших деталей (старт с эстакады, противоперегрузочные ванны), все остальное впечатляет и сегодня. Во многом благодаря тому, что консультировал создателей ленты сам Константин Эдуардович Циолковский.

«Путёвка в жизнь» — советский художественный фильм, драматическая история о перевоспитании подростков в подмосковной Болшевской трудовой коммуне имени Г. Г. Ягоды под руководством М. С. Погребинского[1] в первые годы советской власти. Первый советский художественный звуковой фильм.

Премьера фильма состоялась 1 июня 1931 года.

В 1932 году фильм заслужил награду I Международного кинофестиваля в Венеции, после чего прошёл по экранам 107 стран мира и принёс международную известность советскому кинематографу.

Куплен 26 странами.

Кинематограф с самого начала мечтал о звуке и цвете. Исключительно черно-белым кино не просуществовало и десяти лет с момента изобретения. Придумывались различные методы «окрашивания», пока не была изобретена цветная пленка в том виде, в каком мы знаем ее сейчас.

Французский режиссер Жорж Мельерс начал раскрашивать анилиновыми красками свои короткометражки .

Позже выработалась даже отдельная система восприятия цвета: сцены стихийных бедствий красили в красный, синий достался вечерним и ночным сценам, желтым окрашивали сцены порока и предательства, утро было светло-розовым, а для страшных и фантастических сцен использовали зеленый цвет.

Первый российский цветной фильм, раскрашенный по методу Мельерса, вышел на экраны в 1909 году — «Ухарь-купец» режиссера В. Гончарова.

В 1925 году в полнометражном фильме «Броненосец „Потёмкин“» был раскрашен флаг.

Первый в России цветной документальный короткометражный фильм «Праздник труда» был снят в 1931 году[8].

В СССР первый игровой цветной виражный фильм «Груня Корнакова» был снят в 1936 году. Первый полнометражный фильм («Иван Никулин — русский матрос») из-за войны вышел только в 1944 году. Первым же цветным фильмом, снятым на многослойную цветную киноплёнку AGFA стал фильм о Параде Победы 1945 года.

Подводя итог, можно сказать, что становление российского кино происходило тяжело и долго, так как оно родилось уже при развитом кино в других странах.

Выпуск первых фильмов, несмотря на крайнюю примитивность «экранизации», достиг сразу внушительных результатов, особенно к началу первой мировой войны.

Россия гордилась своим кинематографом, доказывала свою возможность быть на уровне мирового кино. Всегда российское кино было связано со всеми историческими процессами, происходящими в стране и в мире.

Развитию киноиндустрии в России способствовала блестящая игра талантливых актеров. Подлинными звездами стали Иван Мозжухин, Вера Холодная и первый русский продюсер А. Ханжонков.

В кино есть что-то загадочное и притягательное. Звезды кино без помощи слов и спецэффектов могли передать такую гамму эмоций и чувств, которая не снилась многим современным актерам.

Источник: http://anydaylife.com/fact/post/87 ©  кинематографа. Источник: http://cinema.web-3.ru/history/silentscreen/ © Портал Web-3.Ru

Источник: http://anydaylife.com/fact/post/87 © Anydaylife.com