Презентация "Эллей Семенович Сивцев"

Подписи к слайдам:
Эллей Семенович Сивцев
  • УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
  • АММОСОВА А.А.
  • МБОУ «Хамагаттинский саха-французский лицей»
  • Эллей Сивцев родился 31 декабря 1928 года в Хатын-Арынском наслеге Намского улуса. Его отец, Семен Тимофеевич (1905-1942), - участник гражданской войны, комсомольский активист, учитель, первый председателъ Намского колхоза "Красная деревня", в 1937 году был репрессирован. Добровольцем ушел на фронт и погиб в Великую Отечественную войну. Мать, Анастасия Егоровна Сивцева (1910-2001), одна поднимала детей, а впоследствии, уже в зрелом возрасте стала известной народной мастерицей, реализовала свой творческий дар, создавая замечательные образцы якутского народного шитья и вышивки.
  • В 1945 году Эллей Сивцев поступил в Якутское художественное училище, по окончании которого сразу продолжил учебу в Московском Государственном художественном институте им. В.И.Сурикова на факультете графики.(1950-1956) Учился в мастерской проф. Е.А.Кибрика у видных мастеров советской графики Д.С.Моора, М.Е.Черемных. Дипломная работа молодого художника "Моя Родина - Советская Якутия" явилась своеобразной точкой отсчета истории современной якутской графики. Серия посвящена гражданской войне и коллективизации ("Освобождение деревни партизанами", "Раскулачивание"), мирному труду колхозников и торжеству праздника ("На сенокосе", "Праздник Ысыах"). Отдельные листы серии экспонировались на Всесоюзной выставке дипломных работ (1956), Всесоюзной художественной выставке в Москве (1957), выставке "200 лет Академии художеств СССР" в Ленинграде, выставке молодых художников в Дрездене (1959), Международной промышленной выставке-ярмарке в Брюсселе (1958).Это был несомненный успех молодого художника. Известный искусствовед И.А.Потапов впоследствии неоднократно отмечал, что в названной серии "как в зародыше, наметились разработки художником его последующих графических циклов" и более того, она "в известной мере предвосхитила главнейшие тематические линии якутского эстампа в целом" *.
  • Эллей Семенович Сивцев ( 1928 - 1994), заслуженный художник РФ, народный художник ЯАССР, лауреат премии Ленинского комсомола Якутии.
    • С неизменным интересом Эллей Сивцев обращается к жанру портрета, выполненного в разных техниках ("Колхозник Павлов Тит Платонович", 1966, акварель; "Заслуженный механизатор ЯАССР Е.Е.Гоголев", 1975, пастель; "Заслуженный учитель ЯАССР П.А.Марков", 1975, пастель; "Участник Отечественной войны В.С.Винокуров", 1975, пастель). Это было совершенно закономерно, так как присущий ему психологизм в создании образов получает гораздо большие возможности именно в жанре портрета, где художник добился удачного соотношения индивидуального и типического. Если "в гравюрах Э.Сивцева при значительной степени художественного обобщения всегда чувствуется конкретный прототип",** то в пастелях, наоборот, по велению жанра, автор стремится к определенной типизации образа. А в дружеских шаржах, исполненных с добрым юмором, художник передает через линейный рисунок в сочетании с контрастными черными пятнами характерные особенности внешности, мимики друзей-коллег (В.Васильев, Л.Неофитов, М.Филиппов, Е.Шапошников, В.Карамзин, Э.С.Сивцев, 1979, гуашь). В излюбленной им технике литографии решены портреты зачинателей якутской литературы: "Алексей Кулаковский" (1986) и "Анемподист Софронов" (1987). Выбранная для каждого из этих листов композиция призвана подчеркнуть основную идею, - некую камерность и лирическую окрашенность несет в себе образ драматурга А.И.Софронова с супругой, а изображение поэта, ученого, фольклориста А.Е.Кулаковского среди земляков в интерьере якутского балагана выражает нерасторжимую глубинную связь его творчества и жизни с родным народом.
    • В соавторстве с художниками В.С.Карамзиным, И.Д.Корякиным Сивцев проиллюстрировал якутский эпос-олонхо "Нюргун Боотур Стремительный", который был издан в 1975 году в переводе В.Державина. Эти рисунки, которые стали заметным явлением в искусстве, отличают изобразительная гипербола, стремление к передаче масштабности и динамики событий олонхо.
  • Творчество Эллея Семеновича Сивцева отличают простота и ясность образов, искреннее и непредвзятое восприятие народной жизни. С его именем связан общий расцвет якутской графики 1960-х годов. Его по праву считают художником, значительно повлиявшим на формирование традиций графического искусства Якутии. Творческое наследие Эллея Сивцева - это объемная, содержательная, цельная повесть-эпопея с одним главным героем -народом саха, жизнь которого внимательно прослежена и отображена мастером в социально-историческом контексте.
  • * И.А.Потапов. Творческие проблемы художников Якутии. / Якутск, ЯНЦ СО РАН, 1992. С. 104. ** В.Х.Иванов. Пути развития якутской станковой графики. / Сб. научных трудов: Творчество художников Советской Якутии. Якутское кн. изд-во. 1990. С .36.  
  • Осень, акварель. 1976 г.
  • «Хобороос», акварель. 1964г.
  • "Сасыл-Сысыы", карандаш. 1968
  • «Первый снег», пастель.1976г.
  •                          
  • Кыскыйдаан Куо
  •  
  •                      
  • Нюргун Боотур Стремительный
  •                            Конь богатыря Нюргун  Боотура
  •                            Похищение красавицы  Среднего Мира
  • Нюргун  Боотур и Уот Усуму
  •        
  • Уот Усуму над Энсиэли Кулахай
  •                                                                    
  • Богатырь  Уот Усутакы
  •                                                                  
  • Туйаарыма Куо
  •                                                                
  • Богатырь Урун Уолан
  •                                                                     
  • Нюргун Боотур и Уот Усутаакы
  •                                                                   
  • Нюргун Боотур и Уот Куталай удаган
  •                                                                    
  • Средний мир
  • Книжная графика