Конспект урока "Народные праздничные обряды. Праздники Белгородчины" 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Скороднянская средняя общеобразовательная школа»
Губкинского района Белгородской области
Урок изобразительного искусства в 5 классе
« Народные праздничные обряды. Праздники
Белгородчины »
Подготовила:
учитель изобразительного искусства
Савченко Оксана Владимировна
2016
Тема « Народные праздничные обряды. Праздники Белгородчины »
Цель: формировать образные представления учащихся о народных праздниках, обычаях и
традициях русского народа; самобытной культуры Белгородской области
Задачи: предметные: характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех
видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-
поэтического);совершенствовать навыки изображения людей в движении.
Личностные: формировать эстетические потребности – потребности в общении с
искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру,
потребности в самостоятельной практической творческой деятельности;
понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой
традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное
искусство;
создавать условия для активизации учащихся в поиске вариантов коллективной
композиции.
Метапредметные: участвовать в художественной жизни класса, школы;
проявлять себя в роли знатоков, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов;
находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного
искусства;
развивать творческое воображение и умение работать коллективно;
создавать условия для активизации учащихся в поиске вариантов коллективной
композиции.
Тип урока: комбинированный урок
Формы организации урока: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная,
творческая.
Методы урока: объяснительно-иллюстративный, практический.
Материалы: лист формата А1 для панно, гуашь, кисти, баночки, тряпочки, цветная
бумага, клей, ножницы.
Литературный ряд: народное творчество( присказки, прибаутки, пословицы
Белгородчины)
Музыкальный ряд: русские народные песни
Ход урока
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний.
- Прежде, чем приступить к изучению нового материала, давайте с вами вспомним, о чем
шла речь на прошлом уроке.
Ответ: на прошлом уроке мы изучали народный праздничный костюм, создавали эскиз
праздничного костюма нашего региона, украшали одежду нарядным орнаментом.
- Верно. А для чего люди украшали свою одежду орнаментом?
Ответ: Люди украшали свою одежду орнаментом для красоты. Декоративные элементы
крестьянского костюма играли защитную функцию В разных регионах России
существовало разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма. В
форме, в цветовом решении, орнаменте костюма выражались черты национального
своеобразия.
3.Изучение нового материала
- Верно. На сегодняшнем уроке мы продолжим с вами разговор о том, как жили наши
предки. И прежде чем раскрыть тему нашего сегодняшнего урока, ответьте на вопросы :
-Когда девушки любили гадать на суженого?( На Рождество)
-Знаете ли вы, когда цветёт папоротник? ( Варианты ответов могут быть разными)
-Как вы думаете, о чем же сегодня мы поведем речь?
- О народных праздниках.
- Действительно, тема сегодняшнего урока: Народные праздничные обряды. Но более
подробно мы рассмотрим, как известные вам праздники проходили и в нашей области, в
том числе в нашем районе.
Учитель: Народные праздники и обряды всегда были связаны с русским
земледельческим календарем.
Жизнь крестьянина целиком зависела от природы, поэтому ещё в глубокой древности
люди старались воздействовать на неё – «умилостивить», «ублажить». Появилось немало
обрядов, целью которых было «закликание» хорошего урожая, высокого приплода скота,
изобилия и счастья в семье.
Села Белгородской области испокон века были и во многом остаются не только
хранителями, но и носителями и творцами народной культуры. Прекрасные старинные
песни, народные традиции и обряды – все это берегут и развивают именно села, которые
всегда сохраняли духовные ценности, национальные обычаи и традиции и по-своему
питали русскую культуру.
Итак, начинаем рассказ
1-й ученик
- Рождество… Волшебный праздник рождения. Появление на свет любого человека
является величайшим чудом, а уж рождество Христа – великий праздник, святой день на
все времена. Рождество Христово празднуют 7 января. Дню Рождества предшествует
сочельник, с него и начинаются Рождественские святки, которые продолжаются
двенадцать дней. Это время весёлых и окрыляющих забав. В рождественскую ночь
начинался на Руси старинный праздник Святки. В Святках участвовали все от мала до
велика, от бедного до богатого. Молодые выбирали для себя суженых, старики
вспоминали молодость, старушки гадали девушкам «что будет, чем сердце успокоится».
Учитель
Например, в сёлах Валуйского района обычно до праздников, особенно в посты,
женщины занимались рукоделием: пряли «волну», вязали, вышивали. Накануне
Рождества всю утварь и рукоделие уносили в чулан и не притрагивались к работе до
окончания святок. Перед праздником убирали в доме, вешали рушники, готовили закуски
к рождественскому столу. Дрова заготавливали на три дня. Крестники для своих крестных
варили кутью. Утром после Рождественской службы несли ее своим крестным родителям,
за что получали подарки.
.Женщины, закончив приготовления к празднику, наряжались в нарядные широкие юбки,
холодайки и поджидали колядовщиков. Колядовать ходили дети и молодежь.
Коляда, Коляда
По проулочкам шла,
Себе двор нашла,
А на том дворе стоит кол,
Не рубленый, не колоный!
Пора его рубить,
Пора его колоть,
Пора его топить,
Пора пиво варить,
Пора сына женить!
Хозяева должны были обязательно угостить колядовщиков. На Рождество по домам еще
ходил батюшка и славил рожденного Христа, люди одаривали его – кто чем мог.
В селах Ровеньского района вечер накануне Рождества назывался «дарный вечер».
Крестники носили кутью крестным родителям, тем самым поздравляя с праздником и
проведывая их.
Утром на праздник Рождества первым в дом должен был зайти гость мужского пола –
тогда в доме будет мир и согласие, добро и радость в жизни хозяев. Христа славить
ходили только ребята.
Так праздновалось Рождество Христово!
Крещение Господне
-Что вы знаете об этом празднике? (В этот день люди обычно окунаются в прорубь, чтобы
очиститься от грехов, освящается вода, которая излечивает от разных болезней и которую
люди должны пить каждый день)
Учитель
В селе Рождествено Валуйского района на реке Валуй, около поместья зажиточного
мужика Безгодкова Емельяна собирались все жители села на кулачный бой – «кулачки».
К полудню на бои, по реке, сходился народ из соседнего села Борисовка. Мужики
делились на две группы, преимущественно по месту жительства. Бои проходили на
замерзшей реке, поперек которой протягивали веревку – «какот», окрашенную в красный
цвет. Группы становились друг против друга, не переступая веревку. Женщины
подносили мужикам хлеб-соль. Бой начинался под звон церковного колокола,
возвещавшего окончание службы. Бой начинали по правилам. Нужно было от «какота»
прогнать ту или иную группу на 200 метров вдоль реки Валуй, где в конце стояли снопы.
Та группа, которая загонит другую за снопы, считалась победителем. До конца доходили,
как правило, несколько человек из обеих групп.
Мужики снимали с себя шапки, полушубки и бились до первой крови. По окончании боя
начиналось перемирие между соперниками, пили чай с блинами.
Светлое Христово Воскресение. Пасха
Учитель
-Следующий праздник, о котором пойдет речь, празднуется весной, но дата его каждый
год разная. Праздник относится к числу «переходящих». О каком празднике православном
я говорю?
- О Пасхе.
Учитель
-Верно, о Пасхе вам расскажет…
2-й ученик : Весной все православные люди отмечают праздник светлой Пасхи
Христовой. Пасха или светлый день, как и вся последующая неделя, относится к числу
древнейших праздников, истоки которых теряются во времена язычества. Для
земледельца это был величайший праздник прихода солнца, пробуждения природы, когда
начинали “весну кликать”. Главные заботы земледельца во все времена были связаны с
будущим урожаем, здоровьем семьи и домашнего скота. Это нашло отражение в
праздничных рисунках и обрядовых действах
Учитель
В селе Богословка нашего, Губкинского района, рано утром в Чистый четверг ходили на
речку с ведрами и кувшинами за водой. Женщины сами омывались этой водой, затем
поднимали мужа и детей и обливали их с головы до ног. После Чистого четверга, когда
изба прибрана и вычищена, женщины брались за стряпню. Готовили пасхальную
праздничную пищу на неделю вперед. Делалось это для того, чтобы святые дни были
посвящены только великому празднику без лишней суеты. Во многих селах на ряде
примеров можно было убедиться в том, что богатые люди старались помогать бедным.
Мужчины с первых дней Страстной седмицы заготавливали хлеба и корма на всю неделю.
На Страстную пятницу вечером ставили пасхи (пасхами называли дрожжевые куличи).
Затем замешивали тесто и ставили на ночь. В субботу пекли пасхи и украшали их
сахарными узорами, цветами и буквами «Х В».
Дрова в печь закладывали обычно хорошо просушенные – из клёна, орешника, только не
дубовые.
В пасхальной трапезе обязательно должен был быть квас, который готовили из ржаной
муки в пятницу.
В селе Осколец Губкинского района6 яйца красили луковой шелухой на Чистый четверг.
Зелеными яйца делали, отваривая их с молодой зеленью озимых всходов. Разных
оттенков красного добивались, отваривая яйца со свеклой или корой вишни. Бронзовый
оттенок придавала кора дуба, желтый – отвар листьев молодой березы, охра – отвар
почки тополя.
В селе Богословка того же района яйца красили воском. На яйца наносили рисунки:
пасхального креста (торжество праздника), листа дуба (гармония красоты и силы для
сына), ветки сосны (символ здоровья и долголетия), звезд (знак человеколюбия и
нравственной
чистоты), мельницы (чтобы урожай был), цветущей фасоли (чтобы женихи вились
вокруг
дочери), алой розы (любовь), петушиного гребешка (громоотвод, защита от всякого
несчастья), мотылька (детям, чтобы жизнь их легкой была).
После того, как пасхальные блюда были приготовлены, в доме и во дворе прибрано,
готовили корзину или блюдо для освящения в церкви. В корзину укладывали: кулич, яйца,
мясо, сало, творог, соль, масло сливочное, пшено. Продукты накрывали полотенцем, или
так называемым «дежником», который использовали только для освящения куличей
накануне Великой службы.
После службы вся семья собиралась за праздничным столом. Зажигали свечу.
Пришедшие со службы будили остальных. Приветствовали друг друга трижды, при этом
целуясь:
«Христос воскресе!» и отвечали: «Воистину воскресе!». На столе раскладывали
освященные куличи, пасхи, яйца и др. После долгого поста, помолившись, разговлялись
вначале освященным куличом или пасхой, затем «тукались» яйцами и ели их. Ложились
спать. На первый день Пасхи в гости не ходили. Во второй половине дня молодежь
собиралась на выгоне. Играли в «лапту», «гуси», «в масла», «клин», «корёга».На
кладбище ходили в понедельник.
3-й ученик : Троица – один из православных праздников
О Троице сложено множество народных поговорок;
- Бог любит троицу.
- Без троицы дом не строится.
- Троица перстов крест кладёт.
Есть у неё свои приметы и поучения: «На Троицкой дождь – много грибов», «от
Троицы до Успения хороводы не водят».
Существовали на Руси и обычаи в честь Троицы, которую отмечали на седьмую неделю
после Пасхи. Часто эта неделя называлась « русальной» или « зеленой», что у славян по
большей части связано с язычеством.
Учитель
В селе Яропольцы Вейделевского района накануне праздника все дома, ворота и
постройки украшались ветками клена и березы. Этими ветками после праздника
закрывали дупла, чтобы деревья не пропадали. В домах на пол постилали травы чабреца,
любистка, душицы.
Все люди, которые пришли-приехали из других сел, и местные жители шли в церковь
помолиться Богу, а потом начинался настоящий праздник. Церковь звонила во все
колокола.
В центре села организовывалась ярмарка, на которой продавалась одежда, украшения и
хозяйственные необходимые жителям вещи. Для детей – конфеты, различные фигурки
леденцов, печенье, бублики, разноцветные фигурные пряники, свистульки и разноцветные
шары.
Потом все расходились по домам и обедали. Обязательным блюдом были пироги с
разными начинками: картошкой, печенью, творогом, рисом, фасолью, чечевицей. На стол
также подавались блины, компот, кисель фруктовый или молочный, бублики, сухарики,
куры вареные или жареные, сало, яйца.
После обеда снова шли на ярмарку кататься на карусели. «Чтобы какое-то определенное
время покататься, нужно было платить. Кто был побогаче, тот долго катался, а бедные –
хотя бы раз довелось, ведь здесь было все, а от сладостей и развлечений попробуй
устоять».
Танцевали все – «Барыню», «Краковяк», «Польку-бабочку». Дети также веселились
вместе со всеми.
Почти повсеместно в Яковлевском районе был распространен обряд завивания березкии
заплетания венков. Завивали березку в четверг на Семик (местное название праздника –
«кукушка»). Завивать березку ходили девушки 13–15 лет. Мужчинам и парням при этом
присутствовать было нельзя. Каждая девушка завивала березку на себя, а иногда и на
родных. В Троицын день приходили развивать венки и смотрели: сохранились они или
расплелись. Считалось, если венок завял, то девушка или кто-то из ее семьи, на кого она
завила венок, умрет или не выйдет замуж. Завивали венки разными способами:
скручивали, заплетали косички, перевязывали лентами. Когда ходили развивать березку,
девушки вили венки уже для себя, надевали их и водили хороводы, а вечером бросали их в
воду. Венки бросали не руками, а, наклонившись, скидывали их с головы, при этом
становились к реке спиной. По тому, как плыли венки, девушки гадали о своей судьбе:
если венок потонет, девушка, бросившая его, умрет или ей изменит милый; в какую
сторону поплывет венок – в ту сторону замуж выйдет.
Учитель: Ну и поговорим о последнем празднике. Вспомните сказку «Снегурочка». Как
растаяла она? (Прыгнула через костёр)
- А когда парни и девушки плели венки, прыгали через костер, загадывали желание?
А происходило это на праздник Ивана Купалы
Учитель
В селе Терновка, на хуторе Новая Погореловка Яковлевского района собирались по
возрасту группами. Ходили в лес на поляну. Пели песни, играли, водили карагоды. Через
крапиву прыгали таким образом: по очереди, а если кто-то задевал растение, тогда его
били крапивой по ногам. Если накануне праздника долго не было дождя, был такой
обычай – обливать водой женщину, на которую все думают, что она ведьма. Верили, что в
этот же день пойдет дождь.
Был обычай наряжаться. Жгли костры, прыгали через них. Домашнюю скотину прогоняли
через огонь и поливали водой. Молодежь и старики собирались в лесу на поляне: пели
песни, водили карагоды. Целебные травы собирали ночью. Было поверье: если кто-нибудь
найдет цветущий папоротник, тому будет либо счастье, либо несчастье.
Учитель
Нам, людям ХХIвека, есть чему поучиться – умению видеть поэтическую сторону жизни,
умению беречь и любить природу, любоваться её красотой. А ещё не мешало бы нам
позаимствовать душевности и человеколюбия.
Заглянули в старину мы –
Будто дождь омыл сердца.
Только не допели струны
Нашу песню до конца.
Всех не спеть нам славных песен,
Не сказать всех добрых слов,
Край российский наш чудесен,
Вечно юн и вечно нов!
Учитель: Я думаю, что вы немного устали, давайте проведем с вами динамическую
паузу.
Шалуны-балуны, выбегайте во дворы,
Становитесь-ка играть, воеводу выбирать.
Воевода из народа, выходи из хоровода,
А ты, добрый молодец, становись в самый конец.
(Считалка. Вейделевский район)
4.Практическая часть
А теперь разделимся на группы для выполнения коллективной работы «Наш веселый
хоровод» и на основе полученного материала будем делать эскизы для коллективной
работы. .Каждая группа будет стараться изобразить один из праздников, народных
обрядов. Договоримся так, чтобы у разных групп праздники не повторялись. Выбираем
технику: либо рисунок выполняется красками, карандашами, фломастерами, либо
аппликация из бумаги, кусочков ткани (возможен коллаж с использованием иллюстраций
из журналов). Приступаем к работе, желаю вам удачи.
1 Группа – праздник Рождество
2 группа – праздник Троица
3 Группа – Праздник Пасха
4 группа – Праздник Ивана Купалы
Учащиеся выполняют работу.
Во время самостоятельной работы звучит русская народная музыка.
Учитель: Работы крепятся на ватман, помещенный на доске. Просмотр и выставка
готовых работ, обсуждение и оценка.
5.Рефлексия
Учитель: сейчас я предлагаю вам выразить свое настроение, которое испытываете от
урока. На магнитной доске вы видите так называемое «дерево чувств». На партах лежат
разноцветные цветочки.
красный - восторженное;
оранжевый - радостное, теплое;
желтый - светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий - неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый - тревожное, напряженное;
черный - упадок, уныние.
Вам необходимо прикрепить с помощью магнитов к «дереву чувств» тот цветок, который
больше соответствует вашему настроению.
Уборка рабочих мест.
Учитель: Спасибо, до свидания!
Литература
Климова Я.М. Праздники и обряды Белгородчины: сборник фольк-
лорных материалов по традиционным праздникам и обрядам, народным
играм Белгородской области / / Праздники святого Белогорья. Вып. 2.–
Белгород: издание БГЦНТ, 2007.
Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В.. Рукотворная краса земли
Белгородской(учебно-методическое пособие в 2-х частях). Белгород,2000.