Конспект урока "Мировая культура и искусство 20 века" 9 класс

Бородина Екатерина Александровна,
учитель истории
МОУ Радужненской СОШ
Урок-презентация по Всеобщей истории
«Мировая культура и искусство 20 века»
История- 9 класс.
Тип: изучение нового материала.
Цель урока: Охарактеризовать основные достижения художественной культуры конца
XX века, показав, что на её развитие повлияли процессы индустриализации,
формирования массовой культуры разрушившей традиционные ценности, представления
людей и общественное движение XX века
Задачи урока:
Проанализировать наиболее известные произведения живописи, музыки,
литературы;
Продолжить формирование умения, детального рассмотрения, сравнения,
сопоставления, а также выявления общего и особенного в развитии искусства;
Формирование эстетического вкуса старшеклассников.
Оборудование урока:
Презентация Приложение 1
План урока
0.Оргмомент. 1м.
1.Условия развития культуры конца XX века. 5м.
2. Литература 20 века: а) Критический реализм; б)
Интеллектуальный реализм;
в) Психологический реализм; г)
Социалистический реализм; д) Авангардизм;
е
е
)
)
Экзистенциализм.
3.Художественное направление в искусстве: а) Модерн; б) Дадаи
́
зм; 30м.
в) Экспрессионизм; г)
Примитивизм; д) Кубизм; е) Сюрреализм; е) Футуризм;
ж)
Абстракционизм; з)
Супрематизм; и)
Абстрактный экспрессионизм; к)
Конструктивизм.
4.Массовая культура: а)
Поп-арт; б) Хэ
́
ппенинг; в)
Инсталляция; г)
Перфоманс; д)
Перфоманс.
5.Закрепление нового материала (составление схемы по итогам лекции). 5м.
6.Рефлексия. 3 м.
7. Домашнее задание §30. 1м.
Литература:
Учебник «Всеобщая история 9 класс» Н. В. Загладин М.: Русское слово, 2010г.
Новейшая история зарубежных стран 20 века. Пособие для учителя. Н. В. Загладин, Х.Т.
Загладина М.: Русское слово, 2001г.
Ход урока
Вводное слово учителя. Беседа. (Условия развития мировой культуры)
Учитель: В уходящем веке культура европейского типа распространилась и на другие
континенты — в страны Азии и Америки, а также в Австралию и Новую Зеландию. В
течение XX в. сформировались общие черты, тенденции, типичные для западной
культуры в целом, проявляющиеся в различных сферах жизни всех стран мира,
охваченных ею.
Вопрос: Какие исторические условия влияли на развитие культуры конца XX века?
Ответ учащихся.
1. Условия развития культуры конца XX века.
Учитель: Процессы пересмотра затронули и философию, и литературу и искусство. Об
этих поисках речь и пойдет.
Учитель: Действительно, человеческая деятельность, опирающаяся на сферу разума,
сформировала в уходящем столетии единую общечеловеческую культуру, которая
включила в себя:
индустриализацию производства и массовое потребление;
единые средства передвижения и передачи информации;
интернациональную науку и доступное практически всем образование;
стилевое и жанровое разнообразие в искусстве.
Панорама художественной культуры XX в. весьма разнообразна. Ее специфической
особенностью явилось наличие двух художественных систем: модернизма и
постмодернизма.
Основные направления и течения модернизма либо отвергли, либо до неузнаваемости
преобразили всю систему художественных средств и приемов. Конкретно в различных
видах искусства это выразилось:
в изменении пространственных изображений и отказе от художественно-образных
закономерностей в изобразительном искусстве;
в пересмотре мелодической, ритмической и гармонической организованности в
музыке;
в появлении «потока сознания», внутреннего монолога, ассоциативного монтажа в
литературе и т. д.
2.Литература 20 века.
КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, условное обозначение той ветви реалистического
искусства 19-20 вв., в которой преобладало критическое отношение к
изображаемой реальности. (слайд 2)
Интеллектуальный реализм стремится художественно-доказательно решать
актуальные проблемы, давать анализ состояния мира. Произведение
интеллектуального реализма включает в себя параболическую мысль — притчу,
казалось бы, отходящую от современности. (слайд 3)
Психологический реализм стремится передать пластику движения мыслей,
раскрывает диалектику души человека, взаимодействия мира и сознания, то
интеллектуальный реализм стремится художественно-доказательно решать
актуальные проблемы, давать анализ состояния мира. (слайд 4)
соцреали
́
зм основной художественный метод, использовавшийся в искусстве
Советского Союза начиная с 1930-х годов, тесно связанный с идеологией и
пропагандой. (слайд 5)
Авангардизм - фр. avant-gardisme - впереди и стража) - общее название
художественных направлений 20 века, для которых характерны поиск новых,
неизвестных, часто штучных форм и средств художественного отображения,
недооценка или полное отрицание традиций и абсолютизация новаторства. (слайд
6)
Экзистенциализм – как литературное направление экзистенциализм
сформировался во Франции в годы второй мировой войны в художественных
произведениях и работах теоретического характера Альбера Камю, Жана-
Поля Сартра и оказал существенное влияние на всю послевоенную культуру,
прежде всего на кинематограф (Антониони, Феллини) и литературу (У. Голдинг, А.
Мердок, Кобо Абэ и Кзндзабуро Оэ, Хосе Села и М. Фриш). (слайд7)
a. Художественное направление в искусстве.
Учитель: Стиль модерн реализовал себя в различных видах искусства, проявив
достаточную гибкость и многоликость, принимая при этом различные воплощения, что
позволило впоследствии теоретикам упрекать модернизм в отсутствии стилевого
единства, и даже в праве именоваться стилем. Модернизм (от фр modern — новейший,
современный) — общее условное обозначение направлений искусства XX в., для которых
характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. (слайд 8)
Модернизм как художественная сие тема был подготовлен двумя процессами своего
развития:
декадентством (dekadentia — упадок) — т. е. бегством, культом красоты как
единственной ценности, отторжением социальных проблем;
авангардом (фр avantgarde — передовой отряд) — манифеcты которого призывали
порвать с наследием прошлого и создать нечто новое, противоречащее традиционным
художественным установкам.
Вопрос: - Как вы поняли сущность новых художественных направлений?
Ответ учащихся.
Разновидности модерна: (слайды 9-24)
Задание: - Какая картина произвела самое сильное впечатление? Какое настроение
передает? Какими средствами?
Ответ учащихся.
b. Массовая культура
Учитель: Массовая культура или поп-культура, культура большинства культура,
распространенная, т.е. популярная и преобладающая среди широких слоев населения в
данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт,
музыка, в том числе литература, средства массовой информации, изобразительное
искусство и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными событиями,
стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения .
Массовая культура является противоположностью традиционной культуры.
Учитель: Загадочное слово Поп-арт!
популярное, общедоступное искусство, второе значение связано с англоязычным
звукоподражательным рядом слова в значении отрывистый ударили производящее
шокирующий эффект направление в искусстве. Представители направления
используют образы продуктов потребления в качестве элемента художественного
произведения. Источником их вдохновения стали глянцевые журналы, реклама,
упаковка, телевидение, фотография. (слайд 25 - 26)
Хэ
́
ппенинг (или хе
́
ппенинг, англ. happening) форма современного искусства,
представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при
участии художника, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно
включает в себя импровизацию. Одна из задач хэппенинга преодоление границ
между художником и зрителем. (слайд 27)
Инсталляция- англ. installation установка, размещение, монтаж) форма
современного искусства, представляющая собой пространственную композицию,
созданную из различных элементов и являющую собой художественное целое.
(слайд 28)
Перфоманс - (, англ. performance представление, выступление) форма
современного искусства, в которой произведение составляют действия художника
или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно
отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место,
тело художника и отношение художника и зрителя. (слайд 29 - 30)
Граффити- ( граффи
́
то; от итл. Graffito, graffiti) изображения, рисунки или
надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на
стенах и других поверхностях. Разделяют понятия «граффити» и «дипинти». Если
последнее обозначает надписи краской, то «граффити» процарапанные надписи
(graffiare «царапать»). В настоящее время широкое распространение получил
спрей-арт, то есть рисование граффити с помощью аэрозольной краски. (слайд 31)
Вопрос: как вы поняли причины появления массовой культуры?
5. Закрепление нового материала
Учитель: - Мы познакомились с калейдоскопом художественных направлений и стилей
культуры мировой конца 20 века.
Вопрос: Составьте схему влияния массовой культуры на жизнь общества. Проверим
(слайд 32) (наводящие вопросы: через чего идёт влияние? Какой результат влияния,
особенно на молодёжь? Что играет особое значение интегрирующее в современном
обществе? По мере ответов открывать слайд)
Вывод: В заключение следует подчеркнуть, что на протяжении XX в культура Западной
Европы накопила огромный ценностный потенциал, состоящий из следующих
достижений
сохранение среды обитания человека;
создание благоприятных условий для развития личности;
формирование достойного качества жизни людей;
реализация творческого потенциала во всех сферах человеческой дятельности.
Задача на будущее состоит в том, чтобы использовать на практике в форме диалога и
сотрудничества все ценности западноевропейской культуры, с учетом меняющихся
исторических условий.
6. рефлексия.
-На уроке мы с вами плодотворно работали, каков продукт нашего урока?
-Что показалось неожиданным и интересным?
-У кого из вас появилось желание расширить свои знания по этой теме?
7.Домашнее задание: параграфы 30