Формирования общекультурной компетентности на уроках истории и обществознания c использованием интерактивных методик

Формирования общекультурной компетентности на уроках истории и
обществознания c использованием интерактивных методик
Современная образовательная школа должна формировать целостную
систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт
самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то
есть ключевые компетенции, определяющие современное качество
содержания образования.
Под общекультурной компетентностью (ОКК) личности следует понимать
совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих
индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении
и оперировать его элементами.
Компетентность включает следующие аспекты:
• смысловой аспект – адекватное осмысление ситуации на основе имеющихся
культурных образцов понимания, оценки такого рода ситуаций;
• проблемно-практический аспект – адекватность распознавания ситуации,
постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм в данной
ситуации;
• коммуникативный аспект – адекватное общение с учетом соответствующих
культурных образцов общения и взаимодействия. Человек имеет
общекультурную компетентность, если он способен к адекватному
осмыслению, практическому решению и коммуникативному выражению
ситуаций, выходящих за пределы его профессиональной сферы.
Таким образом, общекультурную компетентность – обобщенные способы
деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и
создавать новые.
Процесс активизации учебно‑познавательной деятельности на уроках
истории и обществознания, является основой и залогом формирования
ключевых компетенций школьников.
Одним из условий формирования ключевых компетенций является –
внедрение интерактивных технологий. Интерактивные технологии
обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной
эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс
приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально
использовать личностный опыт каждого участника, используют
социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества,
уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению
эмоциональных контактов между обучающимися;
- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает обучающихся
необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать
совместную деятельность;
- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка
целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в
команде, прислушиваться к чужому мнению.
К методам интерактивного обучения относятся и такие, которые
способствуют вовлечению ученика в активный процесс получения и
переработки знаний. Из них следует назвать: работу в группах («мозговой
штурм», «дебаты», различные виды учебных дискуссий), игровое
моделирование, большие и малые ролевые игры («судебное заседание и пр.»),
деловые игры, обучающие и метафорические упражнения, метод проектов.
Примеры:
-Ретроспективная игра Правление Владимира Святого» в ходе которой
моделируется ситуация, ставящая обучающихся в позицию очевидцев и
участников событий в прошлом, ученик получает роль представителя
определенной общественной группы или даже исторической личности-
языческого волхва, прожившего в лесах под Новгородом и его сына, который
еще в молодости уехал в Киев стал дружинником князя Владимира. В ходе
диалога-спора они высказывают мнения о правлении князя Владимира
Святославича. Ретроспективные игры помогают ученику побывать в
историческом времени, почувствовать «колорит эпохи», «увидеть»
конкретных людей с их взглядами и поступками в конкретной исторической
ситуации определенного времени.
-Сюжетно-ролевая игра «Земский собор», в ходе которой ребята проживают
занятия разных сословий и профессий. Ученики принимают важные
государственные решения, делают нравственный выбор, учатся различать
добро и зло.
-Проект «Выдающаяся личность», цель которого развивать
коммуникативные, исследовательские навыки, умения работать с
информацией, рассмотреть истории из жизни замечательных людей,
свидетельствующие о том, как люди добиваются успеха и известности,
сформировать позитивные установки на развитие способностей и
формирование социально значимых качеств.
-Этапная игра «Краеведческий калейдоскоп: почетные граждане города
Богучар», цель которой выявить знатоков знаменательных событий в истории
города, воспитывать у обучающихся гражданственность, уважительное
отношение к истории города.
-Круглый стол «Глобальные проблемы человечества», ядром которой
является дискуссия старшеклассников. Обучающиеся учатся давать
правильную оценку социальным явлениям, процессам в современном мире,
отражающим глобальные проблемы; учатся использовать полученные знания
в современной практической деятельности.
-Дискуссия «ПетрI: тиран или выдающийся политический деятель?», в ходе
которой обучающиеся овладевают важнейшими ораторскими умениями и
искусством доказательной полемики, что уже само по себе является важным
приобретением для взрослой жизни.
На основе полученных знаний, умений, навыков и разнообразного опыта
деятельности и отношений у ученика могут быть сформированы ключевые
компетенции, приводящие к образованности и компетентности ученика в
определённой сфере.
Список литературы
1. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и
развитии. – М.: Роспедагенство, 1996. – 268 с.
2. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания.-Под общей ред.
Л.И.Семиной. – М.: «Бонфи», 2002г.
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-
ориентированной парадигмы образования. //Народное образование - М.,
2003.- №2 .С. 55-61.