Презентация "Алгоритмы и программы для исполнителя Кукарача" 7 класс

Подписи к слайдам:
  • Учебно-игровой урок по информатике и ИКТ
  • 7 класс
  • Раздел программы: Алгоритмизация
  • Тема: Алгоритмы и программы для исполнителя Кукарача
  • Преподаватель Крылова Г.А.
  • Тверская гимназия №10
Программирование — удивительный род человеческой деятельности, который сродни волшебству. Несколько заклинаний на языке посвящённых, и «твёрдый» металл на письменном столе получает «мягкую» душу: компьютер оживает и ведёт себя «разумно».
  • Программирование — удивительный род человеческой деятельности, который сродни волшебству. Несколько заклинаний на языке посвящённых, и «твёрдый» металл на письменном столе получает «мягкую» душу: компьютер оживает и ведёт себя «разумно».
  • Алгоритмы и программы
  • для исполнителя Кукарача
  • План урока:
  • Этап I. Командное первенство
  • (за столами)
  • Этап II. Командное первенство
  • (с помощью компьютера)
  • Этап III. Личное первенство
  • Этап IV. Заключительный
  • ЭТАП I
  • Командное первенство (за столами)
  • Коллективный поиск ответов на предложенные вопросы.
  • Содержание этапа: всем командам предлагается вопрос. Команды его обсуждают, пишут ответ на листочке и сигнализируют о готовности поднятием руки. За правильный ответ команда получает заранее определенное количество баллов.
  • ЭТАП I
  • Разминка (на внимание) (2 балла)
  • Кукарача находится в клетке с координатами (2,1) на поле размером 3*3 клетки.
  • Назовите конечное положение Кукарачи после выполнения последовательности команд:
  • ВВЕРХ ВПРАВО ВНИЗ
  • ВПРАВО ВНИЗ ВЛЕВО
  • ВВЕРХ ВПРАВО
  • 1
  • 2
  • 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • ЭТАП I
  • Задание№1
  • Перед вами список команд для Кукарачи
  • (команды пронумерованы). Исходное положение Кукарачи для каждой команды в клетке с координатами (1,1):
  • ВНИС 2) ВВЕРХ 3) НАПРАВО 4) ВНИЗ 5) ВЛЕВО
  • 6) ПОВТОРИ 2 ВПРАВО 7) ВПЕРЕД
  • 8) ПОВТОРИ 3 ВЛЕВО 9) ТОЛКНИ
  • Разделите команды на 3 группы по реакции Кукарачи на них
  • (в ответе пишите номер команды):
  • I группа: «не понимаю» II группа: «не могу» III группа: выполнит
  • Задание№2
  • Продолжите предложения:
  • 1) В алгоритме используется команда ВЕТВЛЕНИЯ, когда
  • 2) В алгоритме используется команда ПОКА, когда …
  • ЭТАП I
  • Задание№3
  • Переделайте программу ОЛЕНЬ, заменив в ней полную форму команды ветвления на неполную, но чтобы задача решалась та же:
  • ПРОГРАММА ЭТО ОЛЕНЬ
  • ВВЕРХ
  • ЕСЛИ О
  • ТО
  • ИНАЧЕ ВВЕРХ
  • КОНЕЦ
  • Задание№4
  • ЗАДАЧА Кубик с буквой А стоит в клетке с координатами (1,1). После выполнения программы ВЫБРОС кубик с поля удален, а Кукарача оказался в клетке с координатами (1,1).
  • Где стоял Кукарача до выполнения программы (назовите его исходное положение)?
  • ПРОГРАММА ЭТО ВЫБРОС
  • ПОКА НЕ А ВЛЕВО
  • КОНЕЦ
  • ЭТАП I
  • Задание№5
  • Какая команда пропущена в программе, написанной для решения задачи?
  • После какой строки (укажите номер) ее нужно вставить?
  • ЗАДАЧА Найти и вытолкнуть кубик с буквой А:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 1
  • 2
  • ?
  • ?
  • ?
  • ?
  • ?
  • ?
  • ?
  • ?
  • ?
  • ?
  • 3
  • ПРОГРАММА
  • 1. ЭТО ПОИСК_А 6. ЭТО РАБОТА
  • 2. ВВЕРХ 7. ВНИЗ
  • 3. ПОКА НЕ А РАБОТА 8. ВВЕРХ
  • 4. ВВЕРХ 9. КОНЕЦ
  • 5. КОНЕЦ
  • Задание№6
  • Нарисуйте блок-схему алгоритма решения задачи ПОИСК_А.
  • Смотрите исправленную программу из задания №5.
  • ЭТАП I
  • Задание№7
  • Какая команда пропущена в программе ПРИРОДА, написанной для решения задачи? После какой строки (укажите номер) ее нужно вставить?
  • ЗАДАЧА
  • На перевернутом кубике одна из букв – «Е» или «И». Если «Е», то собрать слова ЛЕС и ФЛОРА, если «И», то собрать слова ЛИС и ФАУНА.
  •  
  • ПРОГРАММА
  • 1. ЭТО ПРИРОДА
  • 2. ЕСЛИ И
  • 3. ТО ВПРАВО
  • 4. ИНАЧЕ ВЛЕВО
  • 5. КОНЕЦ
  • ф
  • Ф
  • Л
  • А
  • О
  • У
  • Р
  • Н
  • А
  • ?
  • А
  • Л
  • С
  • Содержание этапа: всем командам предлагается три задачи. Команды их обсуждают, распределяются парами. Каждая пара (или один человек при нечетном количестве) решает одну задачу. Решение представляется в виде блок-схемы алгоритма и отлаженной программы за компьютером. За правильное решение команда получает заранее определенное количество баллов. В процессе проведения этапа заполняется таблица результатов.
  • ЭТАП II
  • Командное первенство
  • (с помощью компьютера)
  • коллективное решение задач
  • ЗАДАЧА№1
  • Помогите Кукараче пройти по горке
  • из клетки (10,1) в клетку (7,10)
  • ЭТАП II
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 5
  • 6
  • Х
  • Х
  • 7
  • Х
  • Х
  • Х
  • Х
  • 8
  • Х
  • Х
  • 9
  • Х
  • Х
  • Х
  • 10
  • Х
  • ЭТАП II
  • ЗАДАЧА№2
  • На одном из перевернутых кубиков буква Ц,
  • помогите Кукараче составить слово ПРОЦЕССОР
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 1
  • 2
  • ?
  • 3
  • ?
  • 4
  • П
  • Р
  • О
  • Е
  • С
  • С
  • О
  • Р
  • 5
  • 6
  • ЭТАП II
  • ЗАДАЧА№3
  • Помогите Кукараче найти проход в стене и дойти до края доски (в десятую строку).
  • Расположение прохода заранее неизвестно.
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Х
  • Х
  • Х
  • Х
  • Х
  • Х
  • Х
  • Х
  • Х
  • 6
  • Проверка знаний каждого учащегося
  • Содержание этапа: каждому ученику предлагается девять вопросов разного уровня сложности. Каждый вопрос оценен определенным количеством баллов. Ученик вправе выбирать любой вопрос. Его задача – отвечая на вопросы, набрать как можно большее количество баллов за ограниченное время.
  • Этап III
  • Личное первенство
  • Этап III
  • Задание№1 (2 балла)
  • Что пропущено в программе СТОЛБ?
  • ЗАДАЧА: Если можно, поставьте СТОЛБ:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 1
  • 2
  • С
  • Т
  • О
  • Л
  • ?
  • 3
  • ПРОГРАММА
  • ЭТО СТОЛБ
  • ВЛЕВО
  • ЕСЛИ
  • ТО ВЛЕВО
  • КОНЕЦ
  • Этап III
  • Задание№2 (2 балла)
  • Сколько раз вызывается подпрограмма ЗИГ в программе ЛАБИРИНТ?
  • ЭТО ЛАБИРИНТ
  • ВВЕРХ
  • ПОВТОРИ 2 ЗИГ
  • ПОВТОРИ 4 ВЛЕВО
  • ПОВТОРИ 2 ЗАГ
  • ПОВТОРИ 2 ВЛЕВО ПОВТОРИ 2 ЗИГ
  • ПОВТОРИ 3 ВЛЕВО
  • КОНЕЦ
  • ЭТО ЗИГ
  • ВЛЕВО
  • ПОВТОРИ 2 ВВЕРХ
  • ВПРАВО
  • ПОВТОРИ 2 ВВЕРХ
  • КОНЕЦ
  • ЭТО ЗАГ
  • ПОВТОРИ 2 ВНИЗ
  • ВПРАВО
  • ПОВТОРИ 2 ВНИЗ
  • ВЛЕВО
  • КОНЕЦ
  • Этап III
  • Задание№3 (2 балла)
  • Сколько раз проверяется условие в команде ЕСЛИ?
  • Задание№4 (3 балла)
  • Сколько раз проверяется условие в команде ПОКА?
  • Задание№5 (4 балла)
  • Какие записи в программе являются правильными (запиши их номера):
  • 1) ПОВТОРИ К ВВЕРХ 2) ПОВТОРИ 5 ВНИЗ 3) ПОВТОРИ 4 КУБ
  • 4) ЕСЛИ Р 5) ЕСЛИ дом 6) ЕСЛИ НЕ Ф 7) ПОКА А
  • ТО ВВЕРХ ТО вход ТО узор1 ТО ВНИЗ
  • ИНАЧЕ выход ИНАЧЕ узор2
  • 8) ПОКА НЕ М ХОД 9) ПОКА ШАР ВВЕРХ
  • Задание№6 (4 балла – по 1 баллу за каждый правильный ответ)
  • Кукарача стоит в клетке с координатами (10,10). Что он ответит, получив команды: 1) НАЛЕВО 2) ВНИЗ 3) ПОЛЗИ 4) ВПРАВО
  • Этап III
  • Задание№7 (4 балла)
  • Какое сообщение компьютера последует при попытке Кукарачи выполнить программу:
  • ПРОГРАММА
  • ЭТО ЛЕСЕНКА
  • ПОВТОРИ 5 СТУПЕНЬ
  • КОНЕЦ
  • Какая команда пропущена в программе, написанной для решения задачи?
  • ЗАДАЧА: Найти и вытолкнуть за край поля кубик с буквой К
  • Укажите номер строки, после которой ее нужно вставить
  • Задание№8 (5 баллов)
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 1.ЭТО ПОИСК_К
  • 2. ПОКА НЕ К ИЩИ
  • 3. ВЛЕВО
  • 4. КОНЕЦ
  • 5. ЭТО ИЩИ
  • 6. ВПРАВО
  • 7. ВВЕРХ
  • 8. ВЛЕВО
  • 9. КОНЕЦ
  • 1
  • ?
  • 2
  • ?
  • 3
  • ?
  • 4
  • ?
  • 5
  • ?
  • 6
  • ?
  • 7
  • ?
  • 8
  • ?
  • 9
  • ?
  • Этап III
  • Задание№9 (5 баллов)
  • Нарисуйте результат выполнения программы Орнамент, если Кукарача двигается по центрам клеток, оставляя за собой след, в начале Кукарача в клетке (1,2). Запишите координаты клетки, в которой он окажется после выполнения программы.
  • ПРОГРАММА ЭТО Орнамент ЭТО Часть
  • ПОВТОРИ 2 ВПРАВО ВПРАВО
  • Скобка ПОВТОРИ 2 ВНИЗ
  • ПОВТОРИ 2 ВПРАВО ПОВТОРИ 2 ВЛЕВО
  • ПОВТОРИ 8 ВВЕРХ ПОВТОРИ 2 ВНИЗ
  • КОНЕЦ ВПРАВО
  • ЭТО Скобка КОНЕЦ
  • ПОВТОРИ 2 Часть
  • КОНЕЦ
  • Этап IV
  • Заключительный
  • Итоговая командная победа определяется по сумме баллов, полученных на первых двух этапах. Результаты отображаются в таблице.
  • Результаты личного первенства на 3-ем этапе будут объявлены на следующем уроке. Предлагается придумать проект нагрудного знака «Золотой Кукарача» для победителя.