Конспект урока "Компьютерная графика и области ее применения" 8 класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им.К.Б.Мечиева с.п.Безенги»
Конспект открытого урока информатики на тему:
«Компьютерная графика и области ее применения»
Класс: 8
Учитель: Аттоев Алик Адильгериевич
Тип урока: комбинированный
Тема урока «Компьютерная графика»
Цель урока:
Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности,
аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Развивающая: развитие навыков и умений работы с графикой.
Обучающая: дать определение компьютерной графики и её видов, рассмотреть области
применения компьютерной графики и дать сравнительную характеристику векторной и
растровой графики.
План урока.
1. Орг. момент. (1 мин)
2. Проверка знаний. (7 мин)
3. Объяснение нового материала.(25 мин)
4. Домашнее задание. (1 мин)
5. Практическая часть. (10 мин)
6. Итог урока. (2 мин)
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Проверка знаний.
Решение кроссворда по теме «Текстовый редактор» из коллекции ЭОР http://files.school-
collection.edu.ru/dlrstore/48fa03ee-80ac-458c-b550-4aad49566318/9_6.xls
3. Объяснение нового материала.
Компьютерная графика - это область информатики, занимающаяся проблемами
получения различных изображений (рисунков, чертежей, мультипликации) на компьютере.
Работа с компьютерной графикой - одно из самых популярных направлений использования
персонального компьютера, причем занимаются этой работой не только профессиональные
художники и дизайнеры. На любом предприятии время от времени возникает необходимость
в подаче рекламных объявлений в газеты и журналы, в выпуске рекламной листовки или
буклета. Иногда предприятия заказывают такую работу специальным дизайнерским бюро
или рекламным агентствам, но часто обходятся собственными силами и доступными
программными средствами.
Область применения компьютерной графики не ограничивается одними художественными
эффектами. Во всех отраслях науки, техники, медицины, в коммерческой и управленческой
деятельности используются построенные с помощью компьютера схемы, графики,
диаграммы, предназначенные для наглядного отображения разнообразной информации.
Конструкторы, разрабатывая новые модели автомобилей и самолетов, используют
трехмерные графические объекты, чтобы представить окончательный вид изделия.
Архитекторы создают на экране монитора объемное изображение здания, и это позволяет им
увидеть, как оно впишется в ландшафт.
Основные области применения компьютерной графики:
Научная графика Первые компьютеры использовались лишь для решения научных и
производственных задач. Чтобы лучше понять полученные результаты, производили их
графическую обработку, строили графики, диаграммы, чертежи рассчитанных конструкций.
Первые графики на машине получали в режиме символьной печати. Затем появились
специальные устройства - графопостроители (плоттеры) для вычерчивания чертежей и
графиков чернильным пером на бумаге. Современная научная компьютерная графика дает
возможность проводить вычислительные эксперименты с наглядным представлением их
результатов.
Деловая графика - область компьютерной графики, предназначенная для наглядного
представления различных показателей работы учреждений. Плановые показатели, отчетная
документация, статистические сводки - вот объекты, для которых с помощью деловой
графики создаются иллюстративные материалы. Программные средства деловой графики
включаются в состав электронных таблиц.
Конструкторская графика используется в работе инженеров-конструкторов, архитекторов,
изобретателей новой техники. Этот вид компьютерной графики является обязательным
элементом САПР (систем автоматизации проектирования). Средствами конструкторской
графики можно получать как плоские изображения (проекции, сечения), так и
пространственные трехмерные изображения.
Иллюстративная графика - это произвольное рисование и черчение на экране компьютера.
Пакеты иллюстративной графики относятся к прикладному программному обеспечению
общего назначения. Простейшие программные средства иллюстративной графики
называются графическими редакторами.
Художественная и рекламная графика - ставшая популярной во многом благодаря
телевидению. С помощью компьютера создаются рекламные ролики, мультфильмы,
компьютерные игры, видеоуроки, видеопрезентации. Графические пакеты для этих целей
требуют больших ресурсов компьютера по быстродействию и памяти. Отличительной
особенностью этих графических пакетов является возможность создания реалистических
изображений и "движущихся картинок". Получение рисунков трехмерных объектов, их
повороты, приближения, удаления, деформации связано с большим объемом вычислений.
Передача освещенности объекта в зависимости от положения источника света, от
расположения теней, от фактуры поверхности, требует расчетов, учитывающих законы
оптики.
Компьютерная анимация - это получение движущихся изображений на экране дисплее.
Художник создает на экране рисунке начального и конечного положения движущихся
объектов, все промежуточные состояния рассчитывает и изображает компьютер, выполняя
расчеты, опирающиеся на математическое описание данного вида движения. Полученные
рисунки, выводимые последовательно на экран с определенной частотой, создают иллюзию
движения.
Виды компьютерной графики
Различают четыре вида компьютерной графики. Это растровая графика, векторная графика,
3D графика и фрактальная графика. Они отличаются принципами формирования
изображения при отображении на экране монитора или при печати на бумаге.
Для обработки изображений на компьютере используются специальные программы
графические редакторы. Графические редакторы также можно разделить на две категории:
растровые и векторные.
Растровые графические редакторы являются наилучшим средством обработки фотографий и
рисунков, поскольку растровые изображения обеспечивают высокую точность передачи
градаций цветов и полутонов.
Среди растровых графических редакторов есть простые, например стандартное Приложение
Paint, и мощные профессиональные графические системы, например Adobe Photoshop.
К векторным графическим редакторам относятся графический редактор, встроенный в
текстовый редактор Word. Среди профессиональных векторных графических систем
наиболее распространена CorelDRAW.
Графический редактор это программа создания, редактирования и просмотра графических
изображений.
Сообщение учащегося с демонстрацией подготовленных им слайдов
«Фрактальная графика»
Фрактальная графика является на сегодняшний день одним из самых быстро развивающихся
перспективных видов компьютерной графики.
Математической основой фрактальной графики является фрактальная геометрия. Здесь в
основу метода построения изображений положен принцип наследования от, так называемых,
«родителей» геометрических свойств объектов-наследников.
Понятия фрактал, фрактальная геометрия и фрактальная графика, появившиеся в конце 70-х,
сегодня прочно вошли в обиход математиков и компьютерных художников. Слово фрактал
образовано от латинского fractus и в переводе означает «состоящий из фрагментов
Создатель фракталов это художник, скульптор, фотограф, изобретатель и ученый в одном
лице. Вы сами задаете форму рисунка математической формулой, исследуете сходимость
процесса, варьируя его параметры, выбираете вид изображения и палитру цветов, то есть
творите рисунок «с нуля». В этом одно из отличий фрактальных графических редакторов.
Фрактальная графика, как и векторная вычисляемая, но отличается тем, что никакие объекты
в памяти не хранятся. Изображение строится по уравнению, или системе уравнений, поэтому
ничего кроме формулы хранить не надо. Изменив коэффициенты можно получить
совершенно другую картину.
Широко применяются фракталов в компьютерной графике для построения изображений
природных объектов, таких, как деревья, кусты, горные ландшафты, поверхности морей и
так далее.
С использованием фракталов могут строиться не только ирреальные изображения, но и
вполне реалистичные (например, фракталы нередко используются при создании облаков,
снега, береговых линий, деревьев и кустов и др.). Поэтому применять фрактальные
изображения можно в самых разных сферах, начиная от создания обычных текстур и
фоновых изображений и кончая фантастическими ландшафтами для компьютерных игр или
книжных иллюстраций.
Заполнить таблицу с учащимися
Сравнительная характеристика векторной и растровой графики
4. Домашнее задание: §18,21, ответить на вопросы в конце параграфа, выучить определения.
5. Практическая работа на компьютерах (Приложение 1)
6. Подведение итогов.
Приложение 1
Создание простейших рисунков в Paint
1. Нарисуйте пять линий из одной точки: при этом для каждой линии измените цвет и
толщину.
2. Нарисуйте точный круг, для этого удерживайте клавишу Shift вместе с инструментом
овал. Выполните заливку круга.
3. Нарисуйте точный квадрат (удерживайте клавишу Shift), выполните заливку квадрата.
4. На цветовой палитре выберите два цвета: левой и правой кнопкой. Выберите
инструмент распылитель и научитесь рисовать попеременно двумя цветами,
удерживая при это, то левую, то правую кнопку мыши.
5. Нарисуйте закрашенный овал: для этого щелчком левой кнопки выберите цвет
границы, а правой – цвет фона.
6. Выполните тоже для прямоугольника.
7. Нарисуйте три кривых линии: при этом для каждой линии измените цвет и толщину.
8. Выберите инструмент кривая, проведите линию и вытяните ее в месте изгиба,
нажмите клавишу Enter.
Создание простейших рисунков в Word
1. Откройте текстовый процессор MS WORD.
2. Рассмотрите имеющиеся варианты автофигур (панель Рисование). Из них вы будете
собирать «орнамент» (Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных
одинаковых элементов; предназначается для украшения различных предметов,
архитектурных сооружений, произведений декоративно-прикладного искусства и т.д.)
3. Для создания орнамента тщательно продумайте, соберите и раскрасьте
повторяющийся фрагмент, например, такой: