Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике "Мир через монитор" 2 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 2 КЛАСС
«Мир через монитор»
Программа внеурочной деятельности по информатике «Мир через монитор» разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также
основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учётом особенностей
первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При
разработке программы учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их
познавательной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, моторики и т. п.
Цель:
Стимулирование учащихся к расширению областей применения компьютеров, использованию их во время занятий, при
обработке информации и решении задач;
Задачи:
Помочь овладеть возможностями компьютеров и освоить различные средства и способы их использования;
Способствовать формированию алгоритмического подхода к решению задач как на компьютере, так и в случае
его отсутствия;
Формировать у учащихся представления о навыках, необходимых при обработке информации и решении задач,
приобретение которых имеет важное значение для определенного круга профессий;
Формировать первоначальные представления о свойствах информации, способах работы с ней;
Развивать навыки решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в информатике (с
применением формальной логики, алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход);
Расширить кругозор в областях знаний, тесно связанных с информатикой.
Основные методы:
1. Словесный метод:
рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа, обсуждение (информационных
источников, готовых сборников);
словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).
2. Метод наглядности:
наглядные пособия и иллюстрации.
3. Практический метод:
тренировочные упражнения;
практические работы.
4. Объяснительно-иллюстративный:
собщение готовой информации.
5. Частично-поисковый метод:
выполнение частичных заданий для достижения главной цели.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы,
викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии,
учебные мини-проекты.
Место предмета в учебном плане
Согласно действующему в школе учебному плану на изучение программы технической направленности «Мир
через монитор» во 2 классе отводится 34 учебных часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Результаты освоения курса
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и
эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности качеств
весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
привитие навыков ОЖЗ при работе за ПК.
Метапредметные
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в
ходе самостоятельной работы.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для
обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
Применять ПК для решения задач.
Предметные результаты
Использование приобретённых знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а
также для оценки их количественных и пространственных отношений, полученной информации.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной
форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Умения строить алгоритмы и стратегии в игре.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню,
изображать фигуры). Использовать программу Калькулятор для счёта.
Учебно-тематический план
Разделы
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
В мире информации
3
3
6
2
Компьютер наш верный друг
3
6
9
3
Кодирование информации
2
5
7
4
Числовая информация
2
4
6
5
Текстовая информация
1
4
5
6
Подведение итогов.
Выпуск газеты
Изготовление журналов
Составление ребусов, загадок.
0
1
1
Итого
11
23
34
Содержание курса
1. Раздел «В мире информации» (6 часов)
Правила поведения и техника безопасности в кабинете информатики. Мы живем в мире информации, которую можем
воспринимать с помощью органов чувств (глаза, уши, нос, кожа). Связь с музыкой, искусством, кино, в природе.
Звуковая, зрительная, обонятельная информация. Тактильная, вкусовая информация (на примере бусин и цепочки
бусин). Изучение природных и искусственных источников и приемников информации (животные, человек, радио,
телефон). Различные формы хранения информации, создание информационного каталога. Работа со словарями, создание
собственного словаря или справочника «Мои друзья. Записная книжка».
Занятия подкрепляются объяснительно-иллюстративным материалом: презентация, карточки, схемы, материалы для
создания словаря, плакаты, рисунки, аудиозаписи.
Практические занятия предполагают использование природного материала, бусины разной формы и размера. Уроки-
экскурсии по школе, пришкольной территории, библиотеке, школьным музеям.
2. Раздел «Компьютер наш верный друг» (9 часов)
Правила и техника безопасности при работе за компьютером. Знакомимся с основными составляющими компьютера:
монитор, системный блок, клавиатура мышь. Учимся включать и выключать системный блок и монитор. Изучение
клавиш. Правильное расположение пальцев на клавиатуре. Закрашивание за ПК произвольными цветами, по образцу, по
предлагаемому цвету области или полностью рисунка, развиваем навыки работы в парах и группах. Самостоятельное
составление словарика изученного материала, развиваем навыки самостоятельной работы. Развиваем логическое
мышление.
Занятия подкрепляются объяснительно-иллюстративным материалом и электронными свободно распространяемыми
программами: Шаблоны для раскрашивания в Paint, карточки с заданиями, реквизиты к игре Урок-игра «Путешествие в
страну Информика», презентация, картинки на самоклеящейся бумаге, текст, набранный с ошибками, макет
справочника.
Практические занятия: Выпуск стенгазеты о правилах поведения и технике безопасности в кабинете, используя
игровой прием «Вырежи и наклей». Использование ПК для работы: быстрый визуальный поиск букв и цифр, ввод текста
в программе Блокнот, редактирование готового текста (исправление ошибок), развивающая игра «Клавиатор», ввод
текста по образцу, развивающая игра «Конструктор». Отработка навыков работы с мышью, развивающая игра
«Раскраска» (разукрасить готовые шаблоны в Paint). Создание справочника «Мои друзья».
3. Раздел «Кодирование информации» (7 часов)
Изучаем народные приметы и проверяем их на практике, говорим о носителях информации: звук, бумага, береста,
камень, деревья, снег и следы, электронные носители, развиваем навыки работы индивидуально и в микрогруппах,
развиваем командный дух. Звуковое кодирование, рисуночное письмо, буквенное кодирование и иероглифы. Изучаем
различные виды алфавитов: греческий, славянский, латинский, английский, изучаем письменные источники: папирусы,
свитки, бересту, глинные таблички. Изучаем формальные и неформальные (естественные) языки, компьютерный
алфави.т
Занятия подкрепляются объяснительно-иллюстративным материалом: Карточки с заданиями, книга с пословицами,
презентация, канцтовары для оформления газеты, глина для табличек.
Практические занятия: Создаем закодированное послание внеземным цивилизациям, оформляем стенгазету,
составляем свой кодированный алфавит и с его помощью записываем фразы и предложения, создаем электронную
азбуку.
Урок-игра на смекалку «В начале было слово…».
4. Раздел «Числовая информация» (6 часов)
Способы счета в древности запоминаем и практикуем, ребусы и шарады с числами. Число как средство представления
информации: времени, даты календаря, текущей даты, разные форматы записи. Кодирование текстовой информации с
помощью цифр, занимательные задачи из курса «Математика и информатика. Абак, счеты, арифмометр, калькулятор,
компьютер.
Занятия подкрепляются объяснительно-иллюстративным материалом: Презентация, карточки с заданиями.
Практические занятия: Заполнение шаблона «Часики с кукушкой» (электронный шаблон), устанавливаем на
компьютере дату и время. Работаем за ПК в программе Калькулятор.
Игра «Счисляндия».
5. Раздел «Текстовая информация» (5 часов)
Буквы и слова. Влияние знаков препинания на смысл текста, замена буквы в слове и смысл, ударение, шрифт, фразы-
перевертыши. Читаем скороговорки. Почта, средства доставки писем и общения. Электронная почта. Текст как цепочка
компьютерных символов. Текст в памяти компьютера, электронный текст.
Занятия подкрепляются объяснительно-иллюстративным материалом: Презентация, шаблоны заданий, карточки с
заданиями, кроссворд.
Практические занятия: реклама на коробах, ПК для работы в MS Word.
Игра «Странствие по пословицам и поговоркам»
Игра «Сломанный телефон»
Игра «Почтальон»
Игра «Поле чудес»
Проект «Рекламный щит»
6. Раздел «Подведение итогов» (1 час)
Практическое занятие: Делаем стенгазету.
Календарно-тематическое планирование
Название раздела
Название темы
Кол-во часов
ДЗ
Дата
Корректировка
По плану
По факту
1
В мире информации
(6 часов)
Человек и информация. Экскурсия по
школе
1
2
Виды информации Экскурсия по
пришкольному участку
1
3
Виды информации. Урок-игра
«Удивительное рядом»
1
4
Способы передачи и обработки
информации Урок-игра
1
5
Хранение информации Экскурсия в
библиотеку
1
6
Хранение информации Творческая
работа
1
7
Компьютер – наш
верный друг (9
часов)
Практическая работа ПТБ в кабинете,
правила поведения
1
8
Урок-игра Из чего состоит компьютер?
1
9,
10
Клавиатура Урок-игра
Урок-практикум
2
11
12
Клавиатурный тренажер Урок-игра
Творческая работа
2
13
14
Осваиваем мышь Урок-игра
Урок-практикум
2
15
Обобщающий урок Урок-путешествие
1
16
Кодирование
информации (7
часов)
Носители информации Экскурсия с
элементами игры
1
17
18
Кодирование информации Урок-экскурс
в историю
2
Творческая работа
19
Алфавит и кодирование Урок-экскурс с
творческой работой
1
20
21
Язык людей и компьютеров – что
общего?Урок-игра
Урок-практикум
2
22
Обобщающий урок Урок-игра
1
23
Числовая
информация (6
часов)
Урок-игра Числовая информация
1
24
25
Время и числовая информация
Творческое задание
Урок-практикум
2
26
27
Число и кодирование информации
Математическая игра
Урок-практикум
2
28
Урок-практикум Помощники человека
при счете
1
29
30
Текстовая
информация (5
часов)
Урок-игра Текст и его смысл
Урок-практикум
2
313
2
Урок-игра
Творческая работа Передача текстовой
информации
2
33
Урок-игра Обработка информации
1
34
Подведение итогов
Обобщающее занятие «Стенгазета»
1