Рабочая программа курса по выбору "Основы программирования" 9 класс

1.
1
1. Результаты освоения курса выбору
Цель курса:
- приобретение учащимися базового набора знаний, умений и навыков по
программированию. Особое внимание уделяется развитию алгоритмического стиля
мышления учащихся. Под способностью алгоритмически мыслить понимается умение
решать задачи различного происхождения, требующие составления плана действий для
достижения желаемого результата.
Алгоритмическое мышление является необходимой частью научного взгляда мир. В то
же время оно включает и некоторые общие мыслительные навыки, полезные и в более
широком контексте.
Задачи курса:
- знакомство с типовыми алгоритмами: ввод-вывод данных, использование циклов,
работа с массивами;
- знакомство со структурированными типами данных;
- профессиональное самоопределение учащихся;
- развитие алгоритмического мышления;
- решение задач повышенной сложности и олимпиадных задач.
Личностные результаты:
готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого
потенциала в предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного,
алгоритмического и логического мышления;
способность связать учебное содержание с собственным жизненным опытом и
личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в
условиях развития информационного общества;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности
за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной
информационной деятельности;
способность к профессиональному и личностному самоопределению;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
регулятивные:
планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и
структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного
набора средств;
прогнозирование – предвосхищение результата;
контроль интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися
данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);
2
коррекция внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в
случае обнаружения ошибки;
оценка осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-
познавательная задача;
познавательные
владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы;
поиск и выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска;
структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера;
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими:
целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно, и того, что требуется установить;
коммуникативные
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со
сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль
в понятной собеседнику форме;
умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в
частности при выполнении проекта;
умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с
помощью средств ИКТ;
Предметные результаты:
умение составлять линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы
управления исполнителями на языке программирования паскаль;
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «алгоритм»,
«программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи
и в информатике;
умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
овладение понятиями класс, объект, обработка событий;
умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций
ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;
умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических
задач в программе паскаль;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы;
навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной
задачи.
Методы обучения:
Основная методическая установка курса обучение школьников навыкам
самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
3
Конкретная среда языка программирования Паскаль рассматривается с позиции
приобретения учащимися навыков программирования.
Преобладающий тип занятий практикум. Все задания курса выполняются с
помощью персонального компьютера среде языка программирования Паскаль. Решение
задач повышенной сложности и олимпиадных задач проводится на сайте acmu.ru (интернет-
проект «Олимпиады по информатике ХМАО-Югра»).
Форма занятий направлена на активизацию познавательной деятельности, на развитие
алгоритмического, операционного мышления учащихся.
Система оценки достижений обучающихся:
1 полугодие. Контроль уровня усвоения материала проводится по результатам
выполнения школьниками практических заданий (приложение 1) При выполнении более
50% любых задач из Приложение 1 слушатели курса получают зачет.
Итоговый контроль осуществляется путем выполнения практических заданий на
интернет – портале «Олимпиады по информатике ХМАО-Югра»)
По итогом выполнения учащиеся получают зачёт за курс
2. Содержание курса по выбору с указанием форм организации и видов
деятельности:
Содержание
Количество
часов
1
.
Разработка типовых алгоритмов с помощью
языка программирования:
- Использование структурированных операторов в
программах
- Разработка программ с разветвляющейся
структурой
- Разработка программ циклической структуры
- Общие сведения о подпрограммах
- Разработка процедур и функций в программах
12 ч
2
.
Разработка программных продуктов,
содержащих структурированные типы данных:
- Разработка программ с использованием массивов
- Строки
- Работа с файлами данных
- Текстовые файлы как источник исходных данных
- Работа с записями
17 ч
3
.
Решение олимпиадных задач и задач
повышенной сложности.
помощью интернет - проекта «Олимпиады по
информатике ХМАО-Югра»)
4
I. Разработка типовых алгоритмов с помощью языка программирования (12 ч)
Условный оператор. Оператор выбора. Организация ветвлений с помощью
условного оператора и оператора выбора. Циклы. Организация программ циклической
структуры: циклы с предусловием, с постусловием, с параметром. Подпрограммы.
Процедура. Функция. Программирование с использованием подпрограмм.
Аналитическая деятельность
- правила записи на языке программирования условного оператора, оператора выбора,
цикла с предусловием, цикла с постусловием, цикла со счётчиком, процедуры, функции;
- основные приёмы отладки и тестирования программ.
Практическая деятельность
- составлять и записывать программы, используя известные алгоритмические
конструкции;
- распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической
конструкции при решении задачи;
- использовать процедуры и функции при решении задач;
- проводить отладку и тестирование программ.
II. Разработка программных продуктов, содержащих структурированные типы
данных (17 ч).
Массив. Одномерный и многомерный массив. Программирование задач с
использованием одномерных массивов. Программирование задач с использованием
многомерных массивов. Строки. Строковые процедуры и функции. Обработка строк.
Файлы. Типы файлов. Процедуры и функции для работы с файлами. Записи. Работа с
записями.
Аналитическая деятельность
- понятие массива, описание многомерных и одномерных массивов;
-основные строковые процедуры и функции;
- понятие файла, типы файлов;
- процедуры и функции для работы с файлами;
- записи, алгоритмы работы с записями;
Практическая деятельность
- описывать тип и размерность массивов;
- составлять математическую модель, алгоритм и программу для решения простых
задач;
- понимать листинг, корректировать программу;
- выводить результаты на дисплей или записывать в файл;
- программировать задачи с использованием массивов, файлов, строк, записей.
III. Решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности (5 ч).
Автоматическая интернет-система «Олимпиады по информатике ХМАО-Югра».
5
Аналитическая деятельность
- правила регистрации на сайте м правила участия в интернет-проекте «Олимпиады по
информатике ХМАО-Югра»;
Практическая деятельность
- пользоваться автоматической интернет-системой для сдачи решений олимпиадных
задач;
- решать олимпиадные задачи начального уровня.
Тематическое планирование.
Тема
Формы
организации
Теор.
Практ.
I
Разработка типовых алгоритмов с
помощью языка программирования:
4 ч
8 ч
1.
Использование структурированных
операторов в программах:
- Организация ветвлений с помощью
условных операторов и операторов выбора
- Организация программ циклической
структуры
1 ч
-
2.
Разработка программ с разветвляющейся
структурой:
- Программирование с использованием
условных операторов
- Программирование с использованием
операторов выбора
1 ч
2 ч
3.
Разработка программ циклической
структуры:
- Программирование циклов с известным
числом повторений
- Программирование циклов с
предусловием
- Программирование циклов с
постусловием
1 ч
2 ч
4.
Общие сведения о подпрограммах:
- Программирование с использованием
подпрограмм
- Процедуры и функции как разновидности
подпрограмм
- Организация библиотек пользовательских
подпрограмм
1 ч
-
6
5.
Разработка процедур и функций в
программах:
- Разработка задач с использованием
процедур
- Функции, определяемые пользователем
-
4 ч
II
Разработка программных продуктов,
содержащих структурированные типы
данных:
5 ч
12 ч
6.
Разработка программы с использованием
массивов:
- Организация доступа к элементам массива
- Программирование задач с
использованием одномерных массивов
- Программирование задач с
использованием многомерных массивов.
1 ч
2 ч
7.
Строки:
-описание строкового типа
- строковые процедуры и функции
- обработка строк
8.
Работа с файлами данных:
- Описание файлового типа
- Типизированные, текстовые и не
типизированные файлы
- Процедуры и функции для работы с
файлами
1 ч
3 ч
9.
Текстовые файлы как источник исходных
данных:
- инициализация текстового файла
- Запись информации в текстовый файл
Чтение информации из текстового файла
1 ч
2 ч
10.
Работа с записями:
- Объявление записей
- Обращение к элементам записи
1 ч
3 ч
III
Решение олимпиадных задач и задач
повышенной сложности.
5 ч
ИТОГО:
9 / 25
7
Приложение 1.
Общие рекомендации по решению задач для учащихся
1. Сначала проверь на компьютере работу программы. Убедившись, что программа
работает, проверь её на самых разных числовых данных; переделай её, переставляя
отдельные строки, выбрасывая, добавляя новые, и смотри, что получится. В каждом
случае постарайся понять, как и почему изменилась работа программы.
2. Приступая к решению новой задачи, проанализируй её условие: все ли данные,
необходимые для решения, имеются в нём. Во многих случаях такие данные в условии
задачи отсутствуют либо они неполные. Решение подобных задач начинается с
определения необходимых данных или с построения информационной модели. Это
важнейший этап решения задачи. От того, какие выбраны данные, зависит способ
решения. Например, если требуется определить площадь треугольника, то в качестве
данных можно выбрать длины трёх сторон либо основание и высоту и т.д. При решении
конкретных задач (бытовых, производственных) в качестве данных выбираются
практически измеримые величины, либо такие, которые имеют справочный характер.
3. Не придерживайся последовательности при решении задач. Если не можешь решить
задачу, принимайся за другую, время от времени возвращаясь к нерешённой.
4. Не трать время на заучивание команд и операторов языка программирования. Лучше
реши пару лишних задач. Язык программирования усваивается только в процессе его
практического применения.
Список рекомендуемых для решения задач.
Задачи расположены по мере возрастания сложности вначале идут простые, затем
более сложные.
Алгоритм. Базовая структура следования.
1. На изготовление платья идёт 3 м ткани, 1 катушка ниток, 8 пуговиц и застёжка молния.
Найти прибыль от продажи платья.
2. Расстояние между полицейской машиной и автомобилем преступника равно 240 м.
Скорость полицейского автомобиля 40 м/с, машины преступника 38 м/с. Как скоро
полицейские догонят преступника?
3. Написать программу, которая по заданным a и b находит a
b
. В запросе укажите
допустимые значения этих переменных.
4. Написать программу, которая выдаёт значение функции Y=2tg2x-3 для угла, заданного в
градусах. Перевод угла в радианы предусмотреть в программе.
8
5. Средний радиус яйца домашней курицы 5 см, а инкубаторной 4 см. Сколько
инкубаторных яиц соответствует десятку домашних? Сколько сэкономит хозяйка,
покупая десяток домашних яиц?
6. За год квартплата повышалась дважды. Первый раз на 30%, а второй на 40%. Год назад
семья Березовских платила за квартиру 80 рублей в месяц. Сколько платят они сейчас?
7. Старик продавал кроликов. «Я хочу таких же!» - сказал Ваня. Мама пришла в восторг от
этой идеи. «Подумай, сколько их будет в нашей квартире через три года, если одна пара
приносит в год 6 крольчат, и плодиться они начинают с одного года», - угрюмо заметил
папа. Мама подумала немного, и вопрос покупки кроликов был снят с повестки дня.
Сколько кроликов у них было бы через три года, если бы папа в тот день не пошёл
гулять? (попробуйте решить задачу, используя только одну переменную).
Ветвление. Выбор.
1. Котёнок ест часто, а взрослая кошка всего 2 раза в день. Определить, стала ли Мурка
взрослой кошкой.
2. Сплошное тело опущено в жидкость. Утонет оно или нет?
3. Мышонок Джерри улепётывает к своей норке по прямой. Успеет ли кот Том догнать
Джерри, если Джерри находится как раз на полпути между Томом и норкой?
4. Написать программу, которая бы запрашивала возраст мужчины и сообщала,
сколько лет ему осталось до пенсии, либо он уже пенсионер.
5. Фермер намерен купить корову, дающую не менее L литров молока ежедневно с
жирностью не менее K процентов. Написать программу выбора коровы.
6. Стороны одного прямоугольника равны А и В. Стороны другого X и Y. Написать
алгоритм и программу проверки прямоугольников на равенство.
7. Проверить, является ли данный четырёхугольник ромбом.
8. Из трёх данных чисел найти наибольшее.
9. Два отрезка лежат на одной прямой. Найти длину отрезка, являющегося их
наложением.
10. Ученику предложено задание (тест) из 20 вопросов. «5» ставится за 100%
правильных ответов, «4» - за 75% и более, «3» - за 50% и более. Меньшее число
правильных ответов оценивается двойкой. Написать алгоритм и программу,
определяющую оценку ученика по заданному числу правильных ответов.
11. Напишите программу «Классный журнал». Журнал выдаёт пронумерованный
список вашей подгруппы, а после вода какого-либо номера на экран выводится
список всех оценок по информатике данного ученика за текущее полугодие.
Циклические структуры алгоритмов.
9
1. Напишите программу «Справочник», которая бы запрашивала значение угла в градусах,
переводила его в радианы и выдавала значение синуса этого угла, чтобы запросы
повторялись до тех пор, пока пользователь не введёт «0».
2. Определить, имеет ли функция у=log(x) 1/x корень на заданном интервале [a, b].
Совет: для вводимых данных предусмотрите «защиту от дурака», т.к. эта функция
определена только для х>0.
3. В задаче «Классный журнал» предусмотрите выход по желанию. После каждой выдачи
справки успеваемости предусмотрите запрос: 1. Продолжим. 2. Работа закончена.
4. Напишите программу, которая бы запрашивала поочерёдно четвертные оценки по
информатике 12 учеников, суммировала их и вычисляла средний балл группы.
5. Используя только операцию вычитания, определите, делится ли число А на число В.
6. Камень брошен вертикально вверх с начальной скоростью 10 м/с. Через сколько секунд
он достигнет балкона второго этажа?
7. Определить, имеет ли функция у=2*log(Х) – X корень на заданном интервале.
8. Определить, является ли заданное число простым.
9. На даче имеется запас питьевой воды: 3 двухлитровые пластиковые бутылки и 10
бутылок ёмкостью 1,5 л. Сколько и каких бутылок можно освободить, слив воду в 15-
литровую кастрюлю?
10. Под каким углом должен ударить по мячу футболист, находящийся на расстоянии L от
ворот, чтобы мяч оказался в пустых воротах?
Подпрограммы. Функции и процедуры.
1. С помощью генератора случайных чисел выбросить 20 чисел в интервале от 0 до N и
подсчитать количество чисел, больших 7. Генерацию случайного числа и счётчик
смонтировать в одной подпрограмме, вызываемой в цикле 20 раз.
2. Музыкант играет на аккордеоне в подземном переходе. Подсчитать его доход за месяц.
Считая, что дневная выручка его в интервале от Р1 до Р2, снимать её с генератора
случайных чисел. Генерацию и суммирование оформить подпрограммой.
3. Автобус отходит от остановки на улице Бассейной ровно в 7.30 утра. Человек
Рассеянный выходит на остановку каждое утро в случайный момент времени от 7.20 до
7.40. Сколько раз за полгода он опаздывает на автобус? Совет: вам нужно только
догадаться, в каком интервале следует генерировать случайные числа момент прихода
на остановку человека Рассеянного.
4. Написать программу тренажёр на таблицу умножения для учеников второго класса,
которая генерирует по 10 примеров до тех пор, пока этого желает ученик. Генерацию
10
чисел для примеров оформить процедурой-функцией, а комментарии на ответ ученика –
в виде процедур.
5. Напишите программу-тест по иностранному языку из 10 вопросов. Подумайте, как
сформировать оценку по пятибалльной школе.
Массивы.
1. Мяч бросили вертикально вверх со скоростью 20 м/с. Заполнить массив значений
скорости мяча через каждые 0,5 с. Найти минимальную по модулю скорость.
2. Швейная фабрика представила на дешевую распродажу остатки тканей от 30 до 120 см.
Подсчитать среднюю длину одного куска.
3. Рост юношей призывного возраста лежит в интервале от 145 до 200 см. При росте
меньшем 1,5 м призывник получает белый билет. Призывников, имеющих рост ровно
180 см, набирают в Кремлёвскую Гвардию. Заполнить массив по росту на 1200
призывников. Подсчитать, сколько из них получат белые билеты и сколько попадут в
Гвардию.
4. В игровом компьютерном зале стоимость 5 минут игры составляет 2 рубля. За день там
побывало 128 человек. Определить, кто из них оставил больше денег, а также сколько
было таких игроков.
5. У Костика есть большой конструктор ЛЕГО с 25 типами деталей от 1 до 20 штук
каждого типа. Играя с Ваней, Костик поделил конструктор по принципу: если число
данных деталей чётное, то они делятся пополам, а если нечётное, то он оставляет себе
на 1 деталь больше. Заполнить первоначальный массив конструктора и определить
массивы, которые получились в результате раздела.
6. Пять групп из 20 студентов каждая сдавали экзамен по информатике. Заполните
таблицу результатов экзамена с учётом четырёхбальной системы оценок (2, 3, 4, 5).
Определить общий процент успеваемости (отношение числа благополучно сдавших
экзамен к общему количеству студентов).
7. В предыдущей задаче найти процент успеваемости каждой группы и определить, в
какой группе он самый высокий.
8. Вернувшись с рыбалки, Андрей Павлович выложил на стол 15 щук размером от 12 до 51
см. Создайте массив улова. Разложив рыбок по возрастанию длины, щурят до 20 см
Андрей Павлович отдал коту Фотону. Укоротите массив, оставив в нём только рыбу,
которая пойдёт на обед.
Символьные и строковые переменные.
1. Проверить, является ли фраза из диктанта Мальвины («А роза упала на лапу Азора»)
палиндромом.
11
2. В строке «МЕЛО, МЕЛО ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ, ВО ВСЕ ПРЕДЕЛЫ» найти слово,
содержащее «ЕМ».
3. Учительница диктует «Посадил дед репку». А ученик пишет «Посадил дед реку».
Вставьте пропущенную букву.
4. Заменяя по одному символу в слове «крот», получить слово «гном». Все
промежуточные слова должны также иметь смысл.
5. Строку «ГОРИ, ГОРИ МОЯ ЗВЕЗДА» распечатать вертикально.
6. Используя ключ «ПРИ ВСЁМ ПРИ ТОМ, ПРИ ВСЁМ ПРИ ТОМ, ПУСТЬ ВЕСЬ ОН В
ПОЗУМЕНТАХ БРЕВНО СТАНЕТСЯ БРЕВНОМ И В ОРДЕНАХ, И В ЛЕНТАХ!»,
зашифровать имя автора этих строк (РОБЕРТ БРЕНС).
Литература для ученика:
1. Культин Н.Б. Turbo Pascal в задачах и примерах. – Спб.: БХВ – Петербург, 2003.-256
2. Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников. Версия 7.0: Учеб. Пособие. - 2-е изд.,
стереотип. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 464 с.
Литература для учителя:
1. Кузнецов А.А., Самовольнова Л.Е. Программы общеобразовательных учреждений по
информатике. – М.: Просвещение, 2000
2. Культин Н.Б. Turbo Pascal в задачах и примерах. – Спб.: БХВ – Петербург, 2003.-256
3. Меньшиков Ф.В. Олимпиадные задачи по программированию. Спб.: Питер, 2006.-315
4. Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников. Версия 7.0: Учеб. Пособие. - 2-е изд.,
стереотип. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 464 с.