Презентация "Основы программирования на языке С++. Линейные программы"

Подписи к слайдам:
Основы программирования на языке С++
  • Линейные программы
  • Илькина Ю.Н.
  • ГБНОУ РМ «Республиканский лицей – Центр для одаренных детей», г. Саранск
  • Учитель информатики
Объявление переменных
  • В С все переменные, используемые в программе должны быть объявлены вместе с указанием соответствующих им типов.
  • Объявление переменной имеет следующий формат:
  • Тип_переменной <список переменных через запятую>;
  • Переменные можно инициализировать при описании.
  • Инициализация – задание начального значения или списка начальных значений переменной (переменным) при объявлении.
Объявление и инициализация переменных и констант
  • int a, b, c;
  • float f, a, b;
  • int a=1, b, c=2;
  • const double A=2.128E-2;
  • const B=286; //подразумевается const int B=286
Структура программы на С++
  • директивы_препроцессора
  • int main()
  • {
  • тело программы
  • }
  • Директива препроцессора – это инструкция, которая включает в текст программы файл, содержащий описание множества функций, что позволяет правильно компилировать программу. Смысл препроцессор в том, что директива выполняется до того, как текст программы поступает на вход компилятора.
  • Это важно
  • все директивы препроцессора начинаются со знака #;
  • после директивы препроцессора точка с запятой не ставится.
Программа «Hello, World!»
  • #include "stdafx.h"
  • using namespace System;
  • int main()
  • {
  • Console::WriteLine(L"Hello World");
  • return 0;
  • }
В первой строке программы расположен комментарий, далее следует директива препроцессора #include, встретив которую, компилятор заменяет её на полный текст файла, на который она ссылается. В данном случае эта строка будет заменена стандартным заголовочным файлом stdafx.h (h – от header, заголовок).
  • В первой строке программы расположен комментарий, далее следует директива препроцессора #include, встретив которую, компилятор заменяет её на полный текст файла, на который она ссылается. В данном случае эта строка будет заменена стандартным заголовочным файлом stdafx.h (h – от header, заголовок).
  • Строка программы
  • using namespace System;
  • означает, что компилятор должен использовать пространство имен System. Пространство имен (namespace) создает декларативную область, в которой могут размещаться различные элементы программы. Ключевое слово using информирует компилятор об использовании заявленного пространства имен (в данном случае System).
  • Функция с именем main является особенной, так как выполняется первой при запуске программы, то есть служит так называемой точкой входа в программу. Фигурные скобки после функции main обозначают её определение. Слово int говорит, что функция main возвращает (вычисляет) целое число.
  • В фигурных скобках формируется тело программы.
  • Тело программы – программный блок, содержащий операторы описания, присваивания, управляющих конструкций, функции и др.
  • В примере тело программы содержит два оператора – оператор WriteLine и return.
  • Инструкция return обеспечивает механизм завершения работы функции main.
  • Последняя фигурная скобка обозначает конец определения функции main.
Консольный ввод/вывод
  • Существует несколько способов консольного ввода и вывода.
  • Первый способ – это использование функции ввода printf() и функции вывода scanf() (унаследована в С++ от С).
  • Второй способ – это использование оператора ввода Cin >> и оператора вывода Cout <<.
  • Назначение операторов ввода и вывода легче запомнить, если считать, что каждый «указывает» в сторону перемещения данных. Например,
  • >> x – перемещает данные в x, а << x – перемещает данные из x.
  • Это важно
  • Для работы с функциями printf();и scanf() необходимо подключить библиотеку базовых функций <stdio.h> директивой #include<stdio.h>
  • Для работы с операторами Cin и Cout необходимо подключить библиотеку <iostream> директивой #include<iostream>
Функции и операторы ввода/вывода информации
  • Формат функции вывода:
  • printf("строка_формата", список_переменных);
  • Формат функции ввода:
  • scanf("строка_формата", &список_переменных);
  • Спецификатор формата – запись, которая начинается со знака % и которая определяет форму внешнего представления выводимой величины.
  • Спецификаторы:
  • %d – целое число;
  • %u – целое число без знака (для типа unsigned);
  • %c – символ;
  • %s – строка;
  • %f – вещественное число c фиксированной точкой;
  • %e – вещественное число с плавающей точкой (с мантиссой и порядком)
  • Это важно
  • Спецификатор должен соответствовать типу выводимой переменной.
Ввод/вывод данных с использованием функций
  • Напишем программу, запрашивающую длины трех сторон треугольника.
  • #include "stdafx.h"
  • #include<stdio.h>
  • #include<conio.h>
  • using namespace System;
  • int main()
  • {
  • int a,b,c;
  • printf("введите длины трех сторон треугольника\n");
  • scanf("%d %d %d",&a,&b,&c);
  • printf("ввод выполнен\n");
  • getch();
  • return 0;
  • }
Тестирование
  • При использовании оператора вывода Cout и оператора ввода Cin в пространстве имен System
  • using namespace System;
  • с библиотекой iostream необходимо писать:
  • std::cout и
  • std::cin
  • т.к. в iostream все классы объявлены в пространстве std, сокр. от англ. standard – стандартный (в iostream.h все классы объявлены в глобальном пространстве имен).
Ввод/вывод данных с использованием операторов Линейные программы на С++
  • #include "stdafx.h"
  • #include<stdio.h>
  • #include<conio.h>
  • using namespace System;
  • int main()
  • {
  • int a,b,s;
  • printf("введите два целых числа\n");
  • scanf("%d %d",&a,&b);
  • s=a+b;
  • printf("сумма чисел = %d",s);
  • getch();
  • return 0;
  • }
Библиотека математических функций #include<math.h> Вычисление площади треугольника
  • #include "stdafx.h"
  • #include<stdio.h>
  • #include<conio.h>
  • #include<math.h>
  • using namespace System;
  • int main()
  • {
  • int a,b,c;
  • float p,s;
  • printf("введите длины трех сторон треугольника\n");
  • scanf("%d %d %d",&a,&b,&c);
  • p=(a+b+c)/2;
  • s=sqrt(p*(p-a)*(p-b)*(p-c));
  • printf("площадь треугольника равна = %f",s);
  • getch();
  • return 0;
  • }
Задачи
  • 1 Напишите программу вычисления площади трапеции.
  • 2 Напишите программу вычисления площади треугольника, если известны координаты его углов.
  • 3 Напишите программу пересчета величины временного интервала, заданного в минутах, в величину выраженную в часах и минутах.
  • 4 Напишите программу пересчета расстояния из верст в километры (1верста=1066,8м) и веса из фунтов в килограммы (1фунт=409,5 г).
Литература:
  • Вознесенская Н.В., Полунина И.Н. Информатика. Основы программирования на языке C/C++