План-конспект урока "Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики" 8 класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Урок по теме:
"Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики"
1. Цель и задачи урока
Цель:
Знать определение компьютерной графики, ее назначение и области применения; виды компьютерной графики; особенности,
достоинства и недостатки растровой и векторной графики; основные программные средства для работы с графикой.
Уметь характеризовать и сравнивать растровые и векторные изображения
Уметь редактировать растровое изображение в простейшем графическом редакторе Paint
Задачи:
- обучающие
✓ сформировать понятие о компьютерной графике и ее видах;
✓ выяснить области применения компьютерной графики;
✓ познакомить учащихся с основными видами компьютерной графики, элементами растрового и векторного изображения,
достоинствами и недостатками растрового и векторного вида графики;
✓ научить характеризовать, различать, сравнивать растровые и векторные изображения;
✓ продемонстрировать основные возможности графических редакторов;
- развивающие
✓ уметь определять вид компьютерной графики и мотивировать его выбор для решения информационных задач;
✓ развивать логическое мышление, память, умения выделять главное в изучаемом материале;
✓ развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать: и т.д.
- воспитательные
✓ воспитывать культуру речи учащихся;
✓ информационную культуру школьника;
✓ познавательную потребность, интерес к предмету.
2. Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ЭОР
3. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
4. Методы: наглядный, исследовательский, практический (компьютерные технологии)
5. Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс с организованной локальной сетью, автоматизированное рабочее
место учителя: компьютер, проектор, экран
Программное обеспечение: Libre Office Impresse, flash-плеер
Структура и ход урока
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например,
демонстрация)
Деятельность
ученика
Время
(в
мин.)
1
Организационный
момент
«Рисование» - Сопровождение
Презентация 1. «Компьютерная
графика и области её применения»(
слайд1)
Приветствует учеников, проверяет
готовность учеников и класса к уроку,
отмечает отсутствующих.
Учитель: Одним из первых умений,
которое приобретает человек в своей
жизни, порой ещё даже не научившись
говорить, является умение рисовать. Мы
рисуем на бумаге, на асфальте, на
холсте, на доске. Но в последнее время
желающих рисовать всё больше
привлекает компьютер. Мир
компьютерной графики необъятен. Это
и несколько миллионов цветов в палитре,
это и возможность “оживить”
картинку, это и различные эффекты,
применить которые на обычной бумаге
достаточно сложно или невозможно
вообще. Где, как не на компьютере
можно дополнить понравившуюся
картину великого художника своими
Приветствуют
учителя.
Слушают учителя.
Записывают тему в
тетрадь
2 мин
персонажами, да ещё и заставить их
двигаться? И всё это можно сделать, не
имея специального образования!..
Итак, как вы поняли ребята, мы
начинаем изучать новый раздел
информатики «Компьютерная графика».
Запишем тему урока в тетради:
«Компьютерная графика и области её
применения. Понятие растровой и
векторной графики"
2
Постановка целей
урока
Формулирует цель урока
Учитель: На сегодняшнем уроке мы
узнаем:
что такое компьютерная графика,
изучим понятия растр, пиксель
познакомимся с историей развития
компьютерной графики;
узнаем, какие существуют типы
графики;
выясним, где применяется
компьютерная графика;
научимся характеризовать и
сравнивать растровые и векторные
изображения
научимся редактировать изображение
в растровом графическом редакторе
Paint
Воспринимают
информацию
1
4
Содержательная часть
(экскурсия по
виртуальному музею
компьютерной
графики)
Презентация1. «Компьютерная
графика и области её применения»
(слайд2-7)
ЭОР № 3 Этапы развития средств
Демонстрирует
Учитель: Ребята, как вы думаете, что
такое компьютерная графика? Запишем
определение в тетрадь
Раздел информатики, предметом
которого является создание и обработка
графических изображений на
компьютере называется компьютерной
графикой.
Отвечают на
поставленный
вопрос.
Фиксируют понятие
компьютерной
графики в тетрадь.
Рассказывают
подготовленные
сообщения
15
компьютерной графики Слайд
(интерактивный).Демонстрация к
лекции.
ЭОР №4 Художественная и
рекламная графика. Слайд
(интерактивный). Демонстрация к
лекции.
ЭОР №5 Области применения
компьютерной графики. Слайд
(интерактивный). Демонстрация к
лекции.
ЭОР №6 Статические графические
объекты. Слайд (интерактивный)
Демонстрация к лекции
ЭОР №7 Анимированные
графические объекты. Слайд
(интерактивный) Демонстрация к
лекции.
А чтобы лучше познакомится с этим
разделом информатики, мы с вами
посетим виртуальный музей
компьютерной графики.
1 зал «История развития
компьютерной графики"
2 зал «Типы компьютерной графики»
Познакомимся с различными областями
применения компьютерной графики… в
3 зале
Давайте посетим последний четвертый
зал «Примеры графических
изображений»
ФИЗМИНУТКА
Демонстрация видео-физминутки
Смотрят на
интерактивную
доску и повторяют
упражнения
1 мин
Объяснение и
первичное
закрепление нового
материала
Презентация 2 «Растровые и
векторные изображения»
Учитель: (слайд1) По каким
параметрам, на ваш взгляд, можно
сравнивать изображения?
(ответы учащихся)
- способ получения этих рисунков
- качество, фотореалистичность
Так вот, ребята существуют два
подхода к представлению изображения
на компьютере: растровый и
векторный.
Какой из них лучше, а какой хуже вы
должны будете определить сами. У вас
на столах таблица (слайд2)
Предлагают ответы,
воспринимают
информацию,
формулируют
выводы
10
мин
«Сравнительная характеристика
растровой и векторной графики». В
течении урока, вы должны будете,
заполнить табличку информацией
исходя из моего объяснения.
(слайд3) Посмотрите на эти
изображения, смогли бы вы сразу
определить векторное или растровое
изображение.
(слайд4)Найдите в чем отличие?
Сделаем вывод растровое изображение
фотореалестично!
(слай5-7)Растровое изображение
хранится с помощью точек разного
цвета (пикселей), которые образуют
строки и столбцы.
(слайд8-10)Векторное изображение
формируется из объектов (точка, линия,
окружность, прямоугольник и т.п.),
которые хранятся в памяти
компьютера в виде графических
примитивов и описывающих их
математических формул.
(слайд 11-13) Давайте систематизируем
наши знания. И до конца заполним наши
таблицы.
Растровая графика. Растровое
изображение хранится с помощью точек
различного цвета (пикселей), которые
образуют строки и столбцы. Каждый
пиксель имеет определенное положение
и цвет. Хранение каждого пикселя
требует определенного количества
битов информации, которое зависит от
количества цветов в изображении.
Пиксель - минимальный участок
изображения, цвет которого можно
задать независимым образом.
Качество растрового изображения
зависит от размера изображения –
пространственного разрешения
(количества пикселей по горизонтали и
вертикали) и количества цветов,
которые можно задать для каждого
пикселя.
Растровые изображения очень
чувствительны к масштабированию
(увеличению или уменьшению). При
уменьшении растрового изображения
несколько соседних точек
преобразуются в одну, поэтому
теряется различимость мелких деталей
изображения. При увеличении
изображения увеличивается размер
каждой точки и появляется
ступенчатый эффект, который можно
увидеть невооруженным глазом.
Векторная графика. Если в растровой
графике базовым элементом
изображения является точка, то в
векторной графике – линия. Линия
описывается математически как
единый объект, и потому объем данных
для отображения объекта средствами
векторной графики существенно
меньше, чем в растровой графике. Линия
– элементарный объект векторной
графики.
Компьютер хранит элементы
изображения (линии, кривые, фигуры) в
виде математических формул. При
открытии файла программа
прорисовывает элементы изображения
по их математическим формулам
(уравнениям).
Векторное изображение
масштабируется без потери качества:
масштабирование изображения
происходит при помощи
математических операций: параметры
примитивов просто умножаются на
коэффициент масштабирования.
Изображение может быть
преобразовано в любой размер
(от логотипа на визитной карточке до
стенда на улице) и при этом его
качество не изменится.
Векторные файлы имеют сравнительно
небольшой размер, т.к. компьютер
запоминает только начальные и
конечные координаты элементов
изображения -этого достаточно для
описания элементов в виде
математических формул. Размер файла
как правило не зависит от размера
изображаемых объектов, но зависит от
сложности изображения: количества
объектов на одном рисунке Понятие
«разрешение» не применимо к
векторным изображениям.
Векторные файлы имеют
сравнительно небольшой размер, чем
растровые изображения, «не
фотографичны».
Для обработки изображений на
компьютере используются специальные
программы — графические редакторы.
Графический редактор — это
программа создания, редактирования и
просмотра графических изображений.
Графические редакторы также можно
разделить на две категории: растровые
и векторные.
Растровые графические редакторы
являются наилучшим средством
обработки фотографий и рисунков,
поскольку растровые изображения
обеспечивают высокую точность
передачи градаций цветов и полутонов.
Среди растровых графических
редакторов есть простые, например
стандартное приложение Paint, и
мощные профессиональные графические
системы, например Adobe Photoshop.
К векторным графическим редакторам
относятся графический
редактор, встроенный в текстовый
редактор Word. Среди
профессиональных векторных
графических систем наиболее
распространена CorelDRAW. Сюда
также можно добавить Macromedia
Flash MX.
Программы для работы с векторной
графикой:
Corel Draw
Adobe Illustrator
Fractal Design Expression
Macromedia Freehand
И все-таки, какое изображение лучше?
(Ответы детей с доказательствами
своего мнения).
Учитель: Впереди у нас будет ещё
достаточно занятий, чтобы
разобраться во всех плюсах и минусах
обоих типов. И все же, мне кажется,
оба типа важны и нужны, так как
применяются в различных областях.
Векторная графика для хранения
высокоточных изображений (графиков,
схем), а растровая графика для
художественного творчества и
редактирования фотографий.
6
Индивидуальная
практическая работа
Online демонстрация презентации
«Знакомство с интерфейсом и
инструментами графического
редактора Paint»
Практическая работа –
Приложение 1.
Учитель: Знаете ли вы, как называются
программы, в которых мы работаем с
графикой? (ответы учащихся) И сейчас
хочу познакомить вас и предложить вам
практическую работу в одном из
растровых графических редакторов,
который называется Paint. Это
стандартное приложение Windows.
Давайте познакомимся с интерфейсом
программы.
Выполняют
указания учителя,
выполняю
практическую
работу
10
мин
7
Подведение итогов
Учитель подводит итоги:
Давайте проверим заполнение
таблицы и посмотрим, кто из вас
справился с этим заданием лучше.
(Проверка заполнения таблицы.)
- А теперь давайте проверим, что вы
усвоили за урок. Для этого ответьте,
пожалуйста, на вопросы.
Вопросы:
1. Перечислите виды графики, о
которых мы сегодня говорили?
Воспринимают
информацию.
1
(растровая, векторная)
2. В чем преимущества растровой
графики? (при выводе изображений на
экран достигается их высокое
качество)
3. В чем недостатки растровой
графики? (изображение имеет
большой размер, изображение нельзя
расчленить)
4. В чем преимущества векторной
графики? (изображение можно
расчленить на части, имеет
небольшой размер, масштабируется
без потери качества)
- Итак, сегодня мы с вами
познакомились с видами
компьютерной графики, теперь вы
умеете их различать и знаете их
достоинства и недостатки.
- А теперь давайте запишем
домашнее задание.
8
Выдача домашнего
задания
Формулирует домашнее задание:
Подготовиться к тестированию,
используя опорный конспект и
дополнительные материалы.
Записывают
домашнее задание в
дневники
1
Приложение 1
Практическая работа «Работа в растровом и векторном редакторе»
В данной практической работе я предлагаю вам самостоятельно апробировать растровый (Paint) и векторный (Word)
графические редакторы.
1. Запустите программу Paint ( нажмите кнопу Пуск, выберите команды Программа – Стандартный – Paint). После
запуска откроется окно (рис.1), изучите его.
Рис.1 Интерфейс программы Paint и интсрументы для работы
2. Воспользовавшись панелью Фигуры (рис.2) нарисуйте гусеницу с помощью таких инструментов как: эллипс,
линейка и заливка (цвета для заливки вы можете выбрать свои).
Рис.2- панель «Фигуры»
3. Создайте папку на рабочем столе (в качестве названия папки напишите свою фамилию и имя, класс) и сохраните
рисунок в формате JPEG в свою папку под именем Гусеница.
4. Запустите текстовый редактор Word. Командой Вставка- Фигуры-Новое полотно(рис.3).
Рис.3 – панель для вставки фигур редактора Word
5. Нарисуйте туже гусеницу с помощью автофигур Word.
6. Сгруппируйте рисунок: Выделите все составные части рисунка с помощью точно также как и в Paint.
7. Теперь щелчком правой клавиши мыши выберите - Группировать - Группировка. Теперь ваш рисунок - это
совокупность не разделимых частей.
8.Попробуйте теперь растянуть или сжать рисунок в Word, что происходит? Что поменялось и не поменялось? Откройте
сохраненный рисунок Гусеница из вашей папки и проделайте с ним тоже самое.
8. Дайте устную характеристику обоим рисункам: Как изменились рисунки при уменьшении масштаба и при
увеличении?
Использованная литература:
1. Конспект урока «Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики»
учителя информатики МОУ Куркинская СОШ №1 Куркинского района Тульской области Жаворонковой Т.Л.
2. Урок по теме «Растровая и векторная графика. Растровые графические редакторы» -
http://festival.1september.ru/articles/612212/
3. Урок «Растровая и векторная графика. Растровые и векторные графические редакторы» -
http://festival.1september.ru/articles/526891/
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/
5. Телевизионное объединение «Продюсерский центр «ШКОЛА» - информационный источник сложной структуры-
Курс элементарной компьютерной грамотности- номер ЦОР 00150- название «Рисование»
6. Сайт посвященный графическому редактору Paint - http://pen2000.ru/instruments.php?id=1
7. Школа-Windows-https://windows-
school.ru/publ/winfaq/ptdz/rabota_s_programmoj_paint_risovanie_i_redaktirovanie_izobrazhenij/10-1-0-184
8. Инструменты графического редактора Paint - https://studopedia.ru/8_147532_instrumenti-graficheskogo-redaktora-
Paint.html
Информатика - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Понятие команды, алгоритма. Алгоритм и исполнители" 3 класс
- Конспект урока "Высказывания. Истинные и ложные высказывания" 4 класс
- Тест "Модели и моделирование" 9 класс
- Тест "Циклические алгоритмы" 8-9 класс
- Конспект урока "Средства анализа и визуализации данных" 8 класс
- Конструкция урока "Алгоритмическая конструкция «следование»" 8 класс