Исследовательская работа "История развития художественной гимнастики"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОДИНЦОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 11
(143003, Московская область, г.Одинцово, бульвар Любы Новосёловой, д. 7)
тел. (495) 599-44-10
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Номинация «Физическая культура»
«ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ГИМНАСТИКИ»
Выполнила:
Смадич Антонина Романовна, 3 «В» класс
Московская область,
г.Одинцово,
бул. Л. Новосёловой, д. 2а, кв. 31
Руководитель:
Резанова Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов
Одинцово
2020
2
Оглавление
стр.
1.
Предисловие
3
2.
Становление художественной гимнастики
5
3.
Художественная гимнастика в СССР
7
4.
Олимпийская история
9
5.
Современная художественная гимнастика в России и в мире
9
6.
Известные гимнастки
12
7.
Мужская художественная гимнастика
14
8.
Эволюция гимнастического купальника от трико к шедеврам
15
9.
Заключение
17
Список использованной литературы
3
Скольженье, шаг, еще бросок,
прикосновенье, поза - точка.
Мах, выпад, поворот, прыжок, -
и загорелись обе щечки!
Весь зал наполнен красотой,
изяществом передвижений.
Как бабочки взлетают чередой
гимнастки, овладев ученьем.
Жест, поворот плеча, волна,
податливая гибкость тела.
Душа, как тонкая струна,
натянутая до предела.
Но видимая легкость рук,
упругость, строгость линий четких -
великий повседневный труд.
Творцы своей судьбы девчонки!
Ирина Княгиничева
ПРЕДИСЛОВИЕ
Сегодня Российская Федерация является страной, давшей миру
гимнасток-чемпионок больше, чем все остальные государства. Красивый,
эффектный, зрелищный вид спорта стал своего рода визитной карточкой
СССР, а затем России. Школа художественной гимнастики в нашей стране
считается сильнейшей в мире, многочисленные медали, привезенные
гимнастками с соревнований и олимпиад, это доказывает.
Художественная гимнастика - это олимпийский вид спорта, в котором
спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности
исполнения разнообразных хореографических и полу-акробатических
элементов на ковре под музыку. Специфика этого вида спорта проявляется в
выполнении большого количества сложных технических движений телом и
гимнастическими предметами.
Художественная гимнастика - это не только ловкость, сила
и выносливость. Благодаря унаследованной от балета связи с музыкой
и хореографией, она требует от спортсменок чувства ритма и музыкальности,
вырабатывает тонкую координацию и выразительность движений. Это
гармоничное сочетание искусства и спорта. Она делает окружающий мир
мягче, теплей, ласковей. Она необходима людям как символ красоты.
В процессе занятий формируются жизненно важные двигательные
умения и навыки, приобретаются специальные знания, воспитываются
моральные и волевые качества. Художественная гимнастика учит соблюдать
правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела,
воспитывает вкус, музыкальность.
Важное место в художественной гимнастике занимают такие виды
искусства, как танец и музыка. Музыкальное сопровождение развивает
музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой.
4
Все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Раньше
выступали под фортепиано или один инструмент, теперь используются
оркестровые фонограммы. Выбор музыки зависит от желаний гимнастки и
тренера. Но каждое упражнение должно быть не более полутора минут.
Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров. В
последнее время выступления без предмета не проводятся на соревнованиях
мирового класса, гимнастки выполняют упражнения со следующими
предметами: обруч, мяч, скакалка, булавы, лента.
Это один из самых зрелищных и изящных видов спорта для зрителей, но
для гимнасток это тяжелый и упорный труд. Мой интерес к теме исследования
возник не случайно. Вот уже 4 года я почти ежедневно нахожусь на
тренировках по несколько часов, после которых сильно болит спина, ноют
мышцы, пальцы рук не чувствуют предмета, а дома ещё ждут домашние
задания по школьным предметам. Но у меня никогда не возникало желания
бросить заниматься своим любимым видом спорта. Я почувствовала вкус
побед в соревнованиях, поняла, что во многом достигла большего, чем
сверстники. Сейчас у меня 3 взрослый разряд по художественной гимнастике.
Цель проекта: проследить становление и развитие художественной
гимнастики в России и в мире.
Задачи проекта:
1. Собрать информационный материал о художественной гимнастике;
2. Сделать подробный анализ полученной информации;
3. Изучить художественную гимнастику как вид спорта;
4. Формировать потребность к здоровому образу жизни и развитию
волевых качеств.
Актуальность проекта: популяризация художественной гимнастики,
массовое привлечение детей к систематическим занятиям физической
культурой и спортом, как важнейшей составляющей здорового образа жизни.
Гипотеза моего исследования: гимнастика это не только увлечение, но
и интересная наполненная и полноценная жизнь.
Этапы проекта: 1. Подбор и изучение различных интернет-источников,
включая он-лайн интервью, о художественной гимнастике.
2. Отбор проблем по данной теме.
3. Изучение интервью опытных гимнасток и их тренеров.
4. Выводы по результатам изучения.
5. Обобщение накопленных знаний.
6. Подготовка программы для презентации.
7. Оформление результатов исследования.
5
СТАНОВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ
Точная дата и место официального возникновения художественной
гимнастики - это 3 сентября 1934 года, когда в Ленинграде Институт
физической культуры имени Лесгафта открыл Высшую школу
художественного движения. Но подоплёки данного события возникли
несколько раньше.
Зарождение данного спорта началось только в начале XIX века, поэтому
художественная гимнастика считается одним из самых молодых видов спорта
в мире.
В 1839 году в Париже состоялось открытие курсов сценической
выразительности Франсуа Дельсарта. Этот педагог дал словесное описание
и классифицировал движения актрисы (танцовщицы), с помощью которых она
выражает различные эмоции. Он разработал теорию о навыке выразительного
движения. В ней он доказал, что воспроизведение определенных движений
может вызывать установленные эмоции у человека. По его мнению,
выразительный танец обязательно:
- задействует как можно больше суставов человеческого тела, а
движения вытекают одно из другого, таким образом, «рассказывая историю»
героя танца;
- содержит понятную зрителю связь, между переживанием человека на
сцене и его телодвижениями;
- насыщен противопоставленными движениями. Сейчас это называют
разноименным положением рук и ног.
Несколькими десятилетиями спустя Жорж Демени стал преподавать
искусство танцевальной гимнастики во Франции. Его вклад заключается в
научном обосновании пользы для физического здоровья от упражнений на
расслабление и растягивание мышц, работы с предметами, динамических
движений. Он установил принципы, которые сейчас стали нормой
физического воспитания:
1. При изучении упражнений нужно начинать с более простых и
постепенно переходить к более сложным, от неизвестных к известным;
2. Движения физических упражнений должны быть плавными и
естественными, резкие и отрывистые нужно исключать;
3. Также, стоит исключить статические упражнения и больше
практиковать динамические;
4. Динамические упражнения должны выполнятся с полной
амплитудой;
5. Мышцы, которые не участвуют в упражнении должны быть
расслаблены.
Тренировки для девушек проходили под музыку из классических
произведений, а спортсменки выполняли элементы с булавами, палками и
венками — прототипами современных снарядов художественной гимнастики.
Жорж Демени аргументировал использование элементов, которые в
будущем стали основой гимнастики. Такие элементы как упражнения со
6
спортивным инвентарем, элементы на растягивание мышц, хореографические
шаги и т. д.
Ключевым событием в истории возникновения гимнастики можно
назвать создание Айседорой Дункан ее знаменитого свободного танца. Он
состоял в отказе от классики в пользу импровизации. Её главный посыл
заключался в отказе от заученных классических элементов в пользу
произвольных, но красивых движений. Артист сначала должен услышать
музыку, а потом выразить её телом. Впоследствии Айседора Дункан приехала
в Россию и основала школу художественного движения в Москве (1921 год).
В современной художественной гимнастике закрепились эти базовые
элементы свободного танца: прыжки, различные виды бега, ходьба, волнистые
и пружинистые движения в сочетании с движением рук и корпуса.
В 1905 году в Женеве под влиянием нового направления Айседоры
Дункан, появились курсы ритмической гимнастики итмики) под
руководством Эмиля Жака Далькроза. Опыт Далькроза перенял Сергей
Волконский и в 1912 году открыл курсы ритмической гимнастики в
Петербурге.
В 1913 году под влиянием вышеперечисленных факторов была открыта
первая школа художественного движения - от привычной для всех спортивной
гимнастики отделилась и стала самостоятельно развиваться и
эволюционировать особенная гимнастика с элементами художественного
танца и музыкальным сопровождением. Это был большой шаг вперёд в
развитии отечественного спорта.
В 1913 году воспитанницы курсов Волконского стали педагогами в
Высшей школе художественного движения в Санкт-Петербурге. С 1917 года
при заводах, производствах и техникумах активно формируются группы
женской гимнастики.
В 1923 г. Зинаида Давыдовна Вербова открыла Студию пластического
движения, где учили преподавателей физической культуры, используя
методики Дункан, Далькроза, Демени и Дельсарта.
Вместе с созданной в Ленинграде Высшей школой художественного
движения, в 1934 году в Москве начинает работу кафедра художественного
движения и акробатики в Институте физической культуры.
Через 4 года, по окончании обучения, были выпущены первые высшие
специалисты художественной гимнастики.
Первыми преподавателями художественной гимнастики были
Р.А. Варшавская, Е.Н. Горлова, З.Д. Вербова, А.М. Семенова-Найпак.
Первый выпуск специалистов по художественной гимнастике с высшим
образованием состоялся в Ленинграде в 1938 году. Ю. Шишкарева,
А. Ларионова, Т. Варакина, А., Башнина, Л. Кудряшова, Т. Маркова,
С. Нечаева стали через некоторое время гордостью отечественной школы.
Кафедра гимнастики института им. Лесгафта стала всероссийской кузницей
кадров по художественной гимнастике. Её выпускники оказались создателями
многих региональных школ.
7
Первые соревнования по художественной гимнастике, подготовленные
силами преподавателей и студентов Института физической культуры имени
П. Ф. Лесгафта, состоялись в марте 1939 года в Ленинграде. В них участвовали
студентки института и представители спортивных обществ.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА В СССР
Первая разрядная классификация и нормативы по художественной
гимнастике были разработаны в 1941 году преподавателями и выпускниками
Института физической культуры Р.А. Варшавской, А. Ларионовой,
Ю. Шишкаревой, Т. Варакиной, Л. Кудряшовой, Т. Марковой.
Апрель 1941-ого стал месяцем проведения первого чемпионата
Ленинграда по художественной гимнастике. Первой победительницей
официального турнира по художественной гимнастике по высшему в то время
I разряду стал старший преподаватель Института физической культуры имени
П. Ф. Лесгафта Ю. Шишкарева. А в июне началась Великая Отечественная
война.
В период Великой Отечественной войны деятельность специалистов по
художественной гимнастике полностью не была остановлена. Часть
преподавателей была направлена в госпитали, где при помощи лечебной
физкультуры они помогали восстанавливать здоровье и боеспособность
раненых бойцов. Другие специалисты по гимнастике активно выступали с
показательными выступлениями в воинских частях и госпиталях. А в 1943
году в Ленинграде начались занятия по художественной гимнастике во Дворце
пионеров.
В декабре 1945 года решением Всесоюзной конференции по гимнастике
в Москве художественная гимнастика была признана единой для всей страны,
что было подтверждено приказом Всесоюзного комитета по делам
физкультуры и спорта.
Однако уже в 1947 году в Таллине был проведён конкурс по
художественной гимнастике, на котором участницы показывали вольные
выступления.
На следующий год в Тбилиси был проведён конкурс гимнасток по
обязательным упражнениям без предмета с элементами акробатики.
Победители определялись по командному зачёту без проведения личного
первенства. Первой победительницей всесоюзных соревнований по
художественной гимнастике в 1948 году в Тбилиси стала выпускница
Института имени П. Ф. Лесгафта Ариадна Башнина. Участвовали в конкурсе
130 гимнасток из 8 команд: России, Украины, Азербайджана, Латвии,
Эстонии, Грузии.
Личное первенство стало выделяться на чемпионате СССР 1949 года в
Киеве, и первой официальной абсолютной чемпионкой СССР стала Любовь
Денисова.
В это время идёт активное формирование и развитие программы
выступления, утверждение правил соревнований, введение Единой
8
классификации, по которой для присвоения каждого гимнастического разряда
нужно было выполнить программу, состоящую из упражнений без предмета,
с предметом, выбранным по жребию, акробатических элементов и
гимнастического прыжка. Гимнастика в СССР приобрела свежий виток
развития после этих нововведений. Подразделение гимнасток по разрядам и
введение нормативов имело большое значение в техническом развитии спорта.
Классификация постоянно изменялась, но уже в 1954 году появились
нормы для программы Мастеров спорта и, соответственно, первые мастера
спорта по художественной гимнастике в мире.
Этот вид спорта начинает активно набирать популярность за границей и
в 1960 году проходят первые международные соревнования по
художественной гимнастике среди команд Чехословакии, Болгарии и СССР в
городе София.
С этого момента советские гимнастки стали регулярно выезжать за
рубеж с показательными выступлениями, первоначально в ФРГ, Югославию,
Бельгию, Чехословакию и Францию.
Первым мастером спорта по художественной гимнастике стала Лилия
Назмутдинова из г. Свердловск на чемпионате СССР в Ярославле в 1954 г.
В 1957 году из Всесоюзной секции художественной гимнастики была
образована Федерация художественной гимнастики СССР.
В 1967 году в мировой художественной гимнастике появились
соревнования по групповым упражнениям. Со временем самый эстетичный
спорт развивается, правила совершенствуются и в 1967 году в Копенгагене
прошёл первый чемпионат мира, на котором уже учитывались и групповые
упражнения.
Тогда же, прошёл первый Кубок Европы, победительницей которого
стала Людмила Савинкова.
По завершению турнира выяснилось, что участие принимали не только
европейские страны, что позволило считать эти соревнования первым
чемпионатом мира по художественной гимнастике.
Первые официальные международные соревнования
по художественной гимнастике состоялись 6 декабря 1963 года в Будапеште
и назывались Кубком Европы. Но среди участниц были гимнастки не только
из Европы, поэтому было решено считать эти соревнования I чемпионатом
мира, а его победительницу Людмилу Савенкову первой чемпионкой
мира по художественной гимнастике.
С 1963 по 1991 год чемпионаты мира по художественной гимнастике
проводились раз в два года по нечетным годам, а по четным годам, с 1978
по 1992 год, проводились чемпионаты Европы.
Первой чемпионкой Европы стала омская гимнастка Галима Шугурова.
С 1992 года чемпионаты мира и Европы стали проводиться ежегодно.
9
ОЛИМПИЙСКАЯ ИСТОРИЯ
В 1980 году на Конгрессе Международного Олимпийского Комитета,
после завершения ХХII Олимпийских игр в Москве, было принято решение
о включении художественной гимнастики в программу Олимпийских игр.
Гимнастика в истории Олимпиады берет свое начало в 1984 году в
Америке. В ответ на бойкот московской Олимпиады 1980 многие
социалистические страны не прислали своих спортсменов на Олимпиаду 1984,
проводившуюся в Лос-Анджелесе из-за формального предлога - по
соображениям безопасности. В то время сильнейшими спортсменками в этом
виде спорта были гимнастки СССР и Болгарии. В их отсутствие первое место
в индивидуальном первенстве по художественной гимнастике на Олимпиаде
в Америка заняла малоизвестная Лори Фанг. Таким образом, первой
олимпийской чемпионкой по художественной гимнастике стала
малоизвестная канадка.
Соревнования проводятся только в двух видах - индивидуальное
многоборье - Олимпиада 1984 года, групповое многоборье - начиная
с Олимпиады 1996 года.
Тем не менее уже на следующих, 24-ых олимпийских играх 1988 года в
Сеуле золотая награда досталась спортсменке из Союза Марине Лобач.
СОВРЕМЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА В
РОССИИ И В МИРЕ
В новую эпоху Россия пришла с новыми тенденциями в художественной
гимнастике.
Первое время данный вид спорта походил скорее на танец с предметом.
Хорошая растяжка и гибкость гимнастки, конечно, производили впечатление
на судей и зрителей, но были лишь как дополнение к общему образу
спортсменки и ее выступлению. В то время гимнастика была менее техничной
и более художественной.
Мода на фантастическую растяжку и супергибкость позвоночника
пришла многим позже к концу 90-х годов прошлого столетия. Одной из
первых новые тенденции в художественную гимнастику привнесла Амина
Зарипова. Спортсменка обладала уникальной природной гибкостью, которая
становилась не просто изюминкой, а смыслом ее выступлений. Это открыло
новое прочтение уже знакомого спорта.
Позже удивительной гибкостью запомнилась Яна Батыршина и,
конечно, Алина Кабаева, выступления которой не один год задавали общий
тренд всей художественной гимнастике.
Как и любой молодой вид спорта, художественная гимнастика из года в
год развивалась и усложнялась. Так, с опорой на новые тенденции была
установлена система классификации всех элементов. Было выделено четыре
группы: равновесия, прыжки, вращения и, конечно же, гибкость.
10
Значительные изменения в правилах произошли в 2000 году. Тогда с
подачи Ирины Винер уже действовавшая на тот момент система
классификации была значительно расширена и преображена. Теперь в нее
входило множество сложнейших элементов, исполнять которые еще
несколько лет назад никто бы и не решился.
Произошедшие изменения сделали художественную гимнастику
доступной далеко не для каждой девочки. Теперь огромную роль стали играть
природные данные спортсменки и в первую очередь природная гибкость. В то
же время новшества поспособствовали росту популярности данного вида
спорта. Выступления гимнасток стали более зрелищными и необычными.
Правила в художественной гимнастике меняются, в среднем, раз в
четыре года. Так, после Олимпийских игр в Лондоне такая группа элементов
как гибкость была упразднена. Тем не менее, все эти элементы остались и
ценятся они все также высоко.
Международная Федерация Гимнастики в XXI веке уже три раза
изменяла бальную шкалу оценивания художественной гимнастики.
Последний раз Федерация гимнастики вводила изменения в
правила судейства в художественной гимнастике в 2005 году, когда для
снижения субъективного мнения была введена шкала оценивания в разрезе
20 баллов. В оценке участвуют 3 бригады судей.
Как и другие виды спорта, гимнастика подвержена допинговым
скандалам. Однако в отличие от других гимнастки принимают препараты не
для наращивания мышечной массы, а для похудения.
Одним из самых громких скандалов в современной истории является
скандал с Алиной Кабаевой и Ириной Чащиной. Их наказание состояло в
дисквалификации на 2 года, кроме того они обязаны были постоянно в течение
года проходить тесты на допинг.
На сегодняшний день в России среди гимнасток очень жесткая
конкуренция. Спортсменки уверены, что победитель получает все.
На канале Youtube существует даже фильм с аналогичным названием. В
нем повествуют о второй стороне золотой медали: о титаническом труде
спортсменок. «Победитель получает все» это кинокартина, показывающая
то, как в мире гимнастики нарастает напряжение в связи с постоянным
лидерством Российской команды. Как несмотря ни на что юные спортсменки
показывают мастерство на ковре и завоевывают высшие титулы. Огромная
заслуга в этом принадлежит Ирине Винер-Усмановой, она знает все о
художественной гимнастике.
Вот только в гимнастическом мире неизменное лидерство российской
команды вызывает всё более отчётливое раздражение. И всё равно из года в
год сложные и эмоциональные композиции совсем юных спортсменок
становятся эталоном изящества, точности и стиля. А с Ириной Винер,
тренером от Бога, они чувствуют себя уверенно и спокойно насколько это
вообще возможно в бурной спортивной жизни…
11
В гимнастике многое зависит от таланта тренера. Только опытный и
тренер сможет поставить упражнение так, чтобы все преимущества
спортсменки были приукрашены, а изъяны скрыты. Недаром даже
в гимне художественной гимнастики упоминается:
«Заслуженный тренер немного суров,
Но пусть не терзают сомнения.»
Одно из самых знаменитых имен в истории развития художественной
гимнастики в России это Ирина Винер-Усманова. Это имя опытного
тренера, ученицы которой постоянно являются фаворитами всех
международных соревнований.
Ирина Винер постоянно находится в поиске новых талантов. С этой
целью она патронирует открытый конкурс «Путь к пьедесталу». Участницы
данных соревнований имеют возможность пройти тренировку с лучшими
тренерами России и показать свой талант самой Ирине Винер.
Каждый год в последнюю субботу октября в мире празднуется день
гимнастики.
Однако, как и в любом виде спорта, в художественной гимнастике,
возможны травмы. Закономерно, что человек, регулярно испытывающий
физические нагрузки, имеет больший риск травм, чем тот, кто не занимается
спортом. В среднем, по статистике, если заниматься трижды в неделю по 2
часа, вероятно, получить травму в течение 3,5 лет. Для сравнения, этот
показатель в 3 раза меньше, чем в спортивной гимнастики.
Чаще всего травмируются нижние конечности, а именно коленный и
голеностопный суставы, что связано с большим количеством сложных
прыжков. В целом, художественную гимнастику можно отнести к
относительно безопасным видам спорта.
Правда все это не о профессиональном спорте, где интенсивные
многочасовые тренировки, нагрузки физические и эмоциональные. В
результате страдают позвоночник, колени, голеностопы.
Занимаясь художественной гимнастикой, мне и самой приходится часто
фиксировать эластичным поясом спину, бинтом – голеностоп, тейпированием
- мышцы для облегчения боли, синяки и ссадины постоянные «гости» на
моем теле.
И все же, я говорю художественной гимнастике ДА, я выбираю этот
спорт, а вместе с ним – гармонию и красоту!
На протяжении своего существования несколько стран всегда занимали
лидирующие позиции в развитии этого вида спорта. В начале появления на
мировой арене 1960 года) это был СССР, затем Болгария. В 19601991
годах основная конкурентная борьба проходила между гимнастками этих двух
стран, причём доминирующие позиции, за исключением некоторых периодов
(например, 1973—1977), занимали болгарские гимнастки. Представительницы
других государств реально могли претендовать лишь на отдельные
серебряные, а чаще бронзовые медали. Картина сильно поменялась со времени
развала СССР в 1991 году и появлении на карте мира новых независимых
государств. Начало 1990-х годов можно считать одновременно расцветом
12
украинской художественной гимнастики и крахом болгарской и российской
школ. Однако, если российская художественная гимнастика к началу XXI века
возродилась с новой силой, то болгарские спортсменки так и не смогли выйти
из кризиса. В настоящее время безраздельное лидерство принадлежит
российским гимнасткам. Существенные результаты показывают также
спортсменки Украины, Белоруссии, Азербайджана.
Нельзя не отметить популярность этого вида спорта в таких странах, как
Испания, Канада, Италия, Япония, Франция, Израиль. Вряд ли можно
говорить о существовании собственных школ и стилей художественной
гимнастики в этих странах, но отдельным талантливым спортсменкам время
от времени удаётся потеснить с пьедестала признанных лидеров. Стоит также
отметить, что ведущие тренеры по художественной гимнастике в этих странах
являются выходцами из стран бывшего СССР.
ИЗВЕСТНЫЕ ГИМНАСТКИ
О художественной гимнастике сегодня знает практически каждый
гражданин России. Гимнастки, которые добиваются определенных успехов
всегда на слуху у людей. Кроме того, после окончания спортивной карьеры
многие из них добиваются немалых высот и в других сферах деятельности.
Самой именитой гимнасткой в России является, пожалуй, Алина
Кабаева. После завершения спортивной карьеры Алина добилась хороших
результатов в политической карьере, общественной жизни и в бизнесе.
Известной во всем мире является гимнастка Евгения Канаева, именно ей
впервые удалось завоевать титул Олимпийской чемпионки два раза. Она
трехкратная абсолютная чемпионка мира, обладательница 14 золотых медалей
чемпионата мира, трехкратная абсолютная чемпионка Европы,
обладательница 10 золотых медалей чемпионатов Европы в отдельных видах
программы. Многократная абсолютная чемпионка России, двукратная
абсолютная победительница Всемирной Универсиады, обладательница 7
золотых медалей Универсиады в отдельных видах программы.
Победительница Всемирных Игр. Многократная победительница Этапов
Кубка мира и турниров серии Гран-При. После завершения спортивной
карьеры Евгения полностью окунулась в семейную жизнь.
Одной из самых популярных гимнасток в наше время является Ляйсан
Утяшева. Шестикратная Чемпионка Европы за время спортивной карьеры
одержала немало оглушительных побед. После полученной в 2002 году
травмы ушла из большого спорта и стала осваивать сферу телеведущей. Также,
она является постановщицей и идейным вдохновителем нескольких
танцевальных шоу, автором автобиографичной книги, любящей женой и
заботливой мамой двоих детей.
Стала известной еще одна именитая гимнастка Маргарита Мамун,
завоевавшая золото на Олимпийских играх в 2016 году в Рио-де-Жанейро,
Бразилия, семикратная чемпионка мира по художественной гимнастике (2013,
2014, 2015), четырёхкратная чемпионка Европы (2013, 2015), четырёхкратная
13
победительница Универсиады в Казани (2013), чемпионка I Европейских игр
2015 года в Баку, многократная победительница Гран-При и этапов Кубка
мира.
Яна Кудрявцева - обладательница «серебра» Олимпиады-2016 (Рио-де-
Жанейро, Бразилия). Самая юная трехкратная абсолютная чемпионка мира за
всю историю художественной гимнастики (2013, 2014, 2015).
Тринадцатикратная чемпионка мира (2013, 2014, 2015), одиннадцатикратная
чемпионка Европы (2012, 2013, 2014, 2015, 2016). Четырёхкратная чемпионка
I Европейских Игр (2015). Многократная победительница этапов Кубка мира
и турниров серии Гран-при.
Не стоит забывать про выдающихся российских спортсменок: Галима
Шугурова - абсолютная чемпионка мира, Амина Зарипова - пятикратная
чемпионка мира, Ольга Капранова - абсолютная чемпионка мира.
В настоящее время лидерами мировой художественной гимнастики
являются Дина (трехкратная абсолютная чемпионка мира (2017, 2018, 2019),
трехкратная чемпионка мира в отдельных видах программы (2017, 2018, 2019),
двукратная чемпионка (2017, 2019) и призер (2018) чемпионата Европы,
многократная победительница этапов Кубка мира и Гран-при) и Арина
(абсолютная чемпионка Европы (2018), Чемпионка Европы в отдельных видах
упражнений и в команде (2019), Чемпионка мира в команде и призер
Чемпионата мира (2018, 2019), многократная чемпионка мира (2017),
многократная чемпионка Европы в отдельных видах программы(2017, 2019),
многократная победительница этапов Кубка мира и Гран-при) Аверины,
Екатерина Селезнева (Чемпионка мира в отдельных видах упражнений и в
команде (2019), Чемпионка Всемирной Универсиады (2017, 2019),
многократная чемпионка Этапов Кубка мира и серии Гран-при (2018, 2019),
многократная чемпионка России), Александра Солдатова (Чемпионка мира в
отдельных видах программы(2018), многократная чемпионка мира (2014,
2015, 2018) и Европы (2016, 2017, 2019) в команде, призер Чемпионатов (2015,
2018) мира и Европы (2017, 2019), многократная победительница этапов Кубка
мира и Гран-при).
Гимнастика не перестает развиваться и дарить нам свежие лица среди
спортсменов нашей страны. В 2019 в Москве был проведён первый чемпионат
мира по художественной гимнастике среди юниорок (девочки 13-15 лет,
кандидаты в мастера спорта). В резервном составе Сборной России по
художественной гимнастике восходят будущие звезды Лала Крамаренко,
Александра Скубова, Нянина Нонна и др.
Это по-настоящему Российский вид спорта и наши спортсменки
доказывают это год за годом. На каждом чемпионате внимание зрителей
приковано к нашим гимнасткам. Никто, кроме них, не может даже представить
то эмоциональное напряжение, когда вся страна искренне верит в твою
победу, а соперники надеются на проигрыш.
14
МУЖСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА
Спортивный мир не стоит на месте и постоянно развивается. Одним из
новшеств считается введение мужчин в исконно женские виды
спорта. Мужская художественная гимнастика достаточно новое
направление и ещё не признанное Международной Федерацией Гимнастики,
но многие эксперты считают, что она достаточно скоро займёт достойное
место и станет одним из популярных видов спорта.
История возникновения художественной гимнастики для мужчин,
уходит своими корнями в Японию. Основой этого вида спорта, считаются
истинные традиции японского народа. Элементы старинных танцев, язычные,
но красивые, включаются в номера. Действия с различными предметами,
совершенствующие тело и дух мужчин, популярны до сих пор.
Первый раз мужская художественная гимнастика обозначила себя как
вид спорта в 1985 году на Кубке Мира, проходящем в столице Токио, где
впервые выступила команда, состоящая из мужчин. Общественность всего
мира была в шоке, никто не представлял какая бывает гимнастика. Однако
японские зрители были в восторге. Зрители, попавшие на это выступление,
отреагировали по-разному. Некоторые зрители (европейцы) посчитали
данный вид женственным и непривычным глазу, за то сами хозяева
восторгались происходящим.
В то время никто не верил в положительный результат начавшегося
эксперимента.
Художественная гимнастика для мальчиков начала развиваться.
Партнёрские программы привлекли Корею и Китай. Так небольшими шагами
сеть художественной гимнастики мужчин, охватила весь мир. Со временем
многие европейцы изменили взгляд на этот спортивный жанр, и стали
принимать участие в чемпионатах.
В современном спортивном мире художественной гимнастики для
мужчин различают два направления: Ритмическая гимнастика (Японская), и
Художественная гимнастика для мужчин (Испанская).
Японское направление сильно отличается от своего прототипа. Для
постановки используется сложные хореографические комплексы упражнений,
пафосные элементы спортивной акробатики, костюмы, характеризующие
японский стиль. Предметы, используемые для танца видоизменённые: вместо
обруча специальное кольцо, булавы с повышенным весом, метровые палки.
Единственный предмет, перешедший из женской гимнастки скакалка. Но
на фоне тяжёлого японского стиля, она уже не смотрится лёгкой и пластичной.
Здесь не используется трико, а только брюки.
Идея мужской хореографии Японии показать красоту и выносливость
тела, мужскую силу и умение координироваться. В чём конструктивное
отличие от испанской, для которой характерно изящество и грация.
В России не обошли вниманием новое спортивное течение.
Родоначальниками, придерживающиеся традиций японской гимнастики,
15
считаются самарские медалисты токийского чемпионата 2005 года
Александр Буклов и Юрий Денисов. На этой спортивной встрече они
завоевали девять наград.
Через некоторое время А.Буклов стал куратором развития гимнастики
для мужчин в нашей стране. Он является мастером в японском стиле. Своим
примером доказывает, что никто не собирается превращать мальчиков в
девочек.
Активными сторонниками японского направления являются также
Ирина Винер-Усманова и Алина Кабаева. Они считают, что если женщины
свободные соперники в мужских видах спорта, то почему мальчики-гимнасты
не могут являться спортсменами в женских видах соревнований.
Художественная гимнастика (Испанское направление).
Если в основе японского направления лежит традиционная культура, то
испанская выглядит, как женская спортивная акробатика, с использованием
аналогичных атрибутов, только в исполнении мужчин.
Элементы разработаны на основе знакомой хореографии для девушек.
Даже облегающее трико гимнастов украшены блёстками и ленточками.
Испанское течение романтичное, женственное. Используются аналогичные
критерии оценки номеров.
В Испании мужская художественная гимнастика развивается с 2000-ых
годов. В это время юношей допустили до равного участия с девушками
подобного вида соревнованиях, что не запрещается регламентом. Каждое
сообщество могло представить несколько девушек для обязательной
программы и включить юношей в открытую категорию. Однако, в 2009 году
ФИЖ (FIG, Международная Федерация художественной гимнастики)
объявила гимнастику исконно женским видом спорта, тем самым
спровоцировав возмущения со стороны мужчин - гимнастов.
Первый организатором протестов стал Рубен Ориуэл - чемпион Испании
по художественной гимнастике. Его инициаторские качества помогли
пробиться этому направлению. Спортивные эксперты считали, что у
испанских мужчин практически нет шансов, занять достойное место в
эдильгии.
Но, чем больше негативного встречалось со стороны Федерации,
тем больше становилось испанцев, желающих заниматься этим спортом.
После долгих споров спортивный комитет принял сторону протестующих,
назначив первый чемпионат.
ЭВОЛЮЦИЯ И ИСТОРИЯ ГИМНАСТИЧЕСКОГО
КУПАЛЬНИКА
Современная художественная гимнастика это не только суперсложные
прыжки, повороты, элементы на гибкость, но и великолепная игра красок на
гимнастических купальниках.
16
Купальник пожалуй, самый важный элемент одежды в гимнастике.
Ведь именно купальник создает большую часть неповторимого образа
гимнастки на ковре.
Купальник для выступлений менялся вместе с гимнастикой почти все 90
лет существования этого вида спорта и продолжает развиваться по сей день.
Существует своя отдельная мода на купальники для выступлений,
которая меняется от сезона к сезону.
Первым гимнасткам-«художницам» формой для выступлений служило
самое обыкновенное гимнастическое трико из однотонного тёмного хлопка,
который был очень непрактичным, линял и быстро терял форму. Советский
Союз стал первооткрывателем в этой области спорта и учиться ему тогда было
не у кого. Одежду для гимнастики тогда ещё никто не шил.
Индустрия спортивной одежды в послевоенное время была плохо
развита, тем более в СССР, где художественная гимнастика собственно и
сформировалась как вид спорта. Купальники изготавливались из обычного
хлопка и плохо «держали» форму тела. Впрочем, надо заметить, что и правила
соревнований тех лет не позволяли спортсменкам щеголять на арене в
блестящих нарядах. Поначалу вообще предписывалось выступать только в
однотонных купальниках. Гимнастки выступали сначала в однотонных трико,
потом стали украшать их своими гербами. Только это тогда и разрешалось.
Потом разрешили двухцветные трико, но крупные и яркие рисунки все
равно не приветствовались (за нарушения в форме одежды гимнастке
снижалась оценка за упражнение).
В начале 80-ых годов в художественной гимнастике произошел резкий
скачок сложности упражнений, связанный прежде всего с появлением на
мировой арене молодого поколения болгарских «художниц» золотых
девушек Болгарии, как их называли. Но в плане экипировки каких-то особых
новинок этот период не принес. Разве-что цвета купальников в восьмидесятые
годы стали уже более яркими. В 80-е годы на одежду для гимнастики наконец
обратили внимание. Появились новые эластичные ткани, которые делали
фигуру гимнастки более стройной. Хлопок стал вытесняться лайкрой и
бархатом. К костюмам девушек стали добавлять различные аппликации и
узоры.
В тон купальнику стали подбираться и предметы. Причем, не только
лента, но и обруч, мяч, скакалка и даже булавы.
«Революция» случилась в следующем олимпийском цикле.
В 1993 году с целью популяризации художественной гимнастики в
мусульманских странах гимнасткам было разрешено выступать в
комбинезонах. Эта модная новинка пришлась по душе многим спортсменкам
из традиционных гимнастических стран. Во всяком случае, к Олимпиаде в
Атланте в 1996 году выступление в комбинезоне стало обычным явлением.
Но и традиционный купальник в сундук спрятан не был. Просто он стал
более ярким, с аппликациями и рисунками.
Наличие двух разных фасонов одежды расширило возможности
спортсменок для самовыражения.
17
После Олимпиады 2000 года правила в художественной гимнастике
поменялись настолько, что журналисты их назвали «переворотом с ног на
голову». Причем это было не просто фигуральное выражение у зрителей
складывалось впечатление, что чуть ли не большую часть упражнения
гимнастки находятся в положении вниз головой.
А вот нововведения, касавшиеся костюма, понравились всем. Отныне
гимнасткам разрешалось выступать в коротких юбочках и платьях.
Первой на официальном старте в юбке вышла Алина Кабаева на этапе
Гран-при в 2001 году. А к концу сезона на чемпионате мира в Мадриде
почти все участницы уже были одеты «по-новому, по-модному».
Заметим, инициатором введения в обиход юбок была российский тренер
Ирина Винер то время вице-президент Технического Комитета по
художественной гимнастике Международной Федерации Гимнастики (FIG,
ФИЖ).
И, наконец, появились пайетки и стразы! Это превратило скромные
купальники в настоящие произведения искусств!
Большинство костюмов, в которых выступают ведущие гимнастки мира,
обильно декорированы камнями Сваровски. Все это создает прекрасную игру
цвета, переливаясь под софитами.
На сегодняшний день современные костюмы гимнасток поражают
фантазией как профессиональных дизайнеров, так и швей-самоучек,
применением материалов, фурнитуры и новых технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гимнастика прошла длинный и тяжелый путь от «свободного танца»
Дункан и теории Дельманта к серьезному и тяжелому спорту. Правила
гимнастики постоянно переписывались и терпели изменения. Тенденция в
нововведениях точно прослеживается, и это постоянная тенденция на
усложнение. По большей части, элементов высокой трудности постоянно
становится все больше. В этом есть заслуга и наших спортсменок. Несколько
элементов в гимнастике даже названы в честь наших спортсменок. Так, в честь
Ляйсан Утяшевой названы 4 элемента.
Немаловажным считается вклад Алины Кабаевой, она выступает за рост
количества сложных элементов для повышения зрелищности спорта. Также,
она борется за увеличение комплекта наград, который разыгрывается на
Олимпиадах, поддерживает мужскую художественную гимнастику в
японском направлении. Алина Кабаева ежегодно проводит детские фестивали
по художественной гимнастике, в которых принимают участие огромное
количество юных спортсменок из различных регионов России. Все это
способствует популяризации и дальнейшему процветанию уникального
женского вида спорта.
В современной художественной гимнастике успеха добиваются те
спортсменки, которые совместно с тренерами изобретают новые
оригинальные элементы, объединяя их в сложные соединения, и исполняя их
18
на высоком техническом уровне. В этом проявляется главная закономерность
спорта высших достижений.
Как для англичан футбол, для канадцев хоккей, так для России
художественная гимнастика – предмет национальной гордости.
Я заметила также, что спортивная тренировка - очень хороший способ
избавиться от неудач. А как же усталость, как физическое утомление?.. Я с
радостью отвечу - это того стоит!!! Научно доказано: человек, который
занимается спортом, развивается не только физически, но и умственно,
повышается интеллект! Именно среди спортсменов множество отличников,
медалистов, призёров и победителей школьных, районных, даже
международных олимпиад, много медалистов! Возможно, это связано с тем,
что все спортсмены гораздо более организованны, собраны и
дисциплинированны.
ВЫВОДЫ:
1. Художественная гимнастика один из самых разносторонних и
гармоничных видов спорта.
2. Физические нагрузки здесь сопровождаются развитием гибкости,
чувства ритма, координации движений, пластики.
3. У гимнасток всегда прекрасная гордая осанка, красивая фигура,
пластичные, красивые движения. А ведь это очень важно и для девочек, и для
женщин, в которых они вырастут.
4. Девочка, занимавшаяся художественной гимнастикой, после может
легко перейти к занятиям танцами, аэробикой, к тренерской деятельности. А
еще в художественной гимнастике дети обретают неповторимое умение
преподнести себя, как, наверное, во всех зрелищных видах спорта. Улыбка,
разворот плеч, наклон головы, каждый жест - все здесь выверено, красиво,
уверенно.
19
Список использованной литературы:
1. «Художественная гимнастика. История, состояние и перспективы
развития», авторы: И.А. Винер-Усманова, Е.С. Крючек, Е.Е. Медведева,
Р.Н.Терехина, издательство «Человек», Москва, 2014.
2. Фурни Д., Фрадетт Б., Гунель Ж. «Спорт. Большая иллюстрированная
энциклопедия». – Москва: Астрель: АСТ. 2003г. – 371 с.
3. История развития художественной гимнастики в России
http://www.sport16-nn.ru/history/gymnastics-in-russia;
4. Художественная гимнастика в России https://gymnastics-
tickets.ru/persons/15/;
5. Художественная гимнастика: история возникновения и развития
https://ogimnastike.com/istoriya-hudozhestvennaya;
6. Возникновение художественной гимнастики
https://gymbalance.ru/istoriya/istoriya-hudozhestvennoj-gimnastiki/;
7. История http://vfrg.ru/about/history/;
8. История чемпионатов мира по художественной гимнастике
http://rg4u.clan.su/forum/31-225-1;
9. Эволюция и история гимнастического купальника
http://gfagg.by/evolyuciya-i-istoriya-kupalnika-v-gimnastike/;
10. Возникновение и эволюционирование гимнастического купальника
https://fiestavrn.ru/2018/10/17/vozniknovenie-i-evolyutsionirovanie-
gimnasticheskogo-kupalnika/;
11. Купальники для художественной гимнастики: Россия здесь вне
конкуренции https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportcloud/2347514.html