Креативная технология на уроках иностранного языка

Креативная технология на уроках иностранного языка
«Приобретать познания недостаточно еще для человека, надо уметь
отдавать их в рост.»
И.В.Гете.
На крутой скале, возвышающейся высоко в небо сидела маленькая птичка,
беспомощная и слабая. С течением времени она подросла, крылья оперились
и увеличились в размерах. Острый клюв, зоркий взгляд придавал ему
величие. Он широко взмахнул своими крыльями и взмыл высоко в небо.
Сейчас, когда он стал большим и сильным для него открылись необычайные
просторы и разнообразные ландшафты. Он почувствовал уверенность в
неизведанном пространстве, полном неожиданностей и открытий.
Профессия учителя предполагает владение педагогическими
компетентностями: специальная, методическая, психолого-педагогическая,
дифференциально-психологическая, аутопсихологическая. Все это позволяет
судить о нем как о всесторонне развитой личности, обладающей знаниями,
умениями и способностями, помогающими успешно решать функциональные
задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Учитель владеющий вышеперечисленными компетентностями может
раскрыть потенциал учеников, анализировать уровень развития ЗУН,
выявить способности и направить их в рост.
Профессия учителя представляет собой некий тернистый путь, который
требует от учителя постоянного совершенствования, чтобы отвечать
потребностям современного общества, ставящая перед учителем задачи,
требующие решения. В своей профессиональной деятельности вижу
целесообразным придерживаться технологии креативной педагогики,
которая, на мой взгляд интересна детям своей оригинальностью, яркостью и
новизной. Она направлена на созидание, посредствам креативности,
критического мышления, коммуникации и кооперации.
Креативная педагогика наука и искусство творческого обучения.
Креативная педагогика учит обучаемых учиться творчески, становиться
созидателем самих себя и созидателями своего будущего. Текущее столетие
многие считают веком творчества и инноваций. Общество нуждается в
большом количестве творческих людей. Появление и рост так называемого
творческого класса является реальностью. Именно поэтому появляется
креативная педагогика как педагогика, стремящаяся к воспитанию
созидателя (творческого человека), способного справиться с постоянно
растущей сложностью жизни и ускоренным развитием общества. На уроках
иностранного языка она может проявляться в рамках креативной
лингвистики, которая связана с некими творчески направленными
образованиями в языке.
В связи с эти, школе, родителям, ученикам нужен успешный учитель,
значит он должен иметь высокие личностные качества: социальную
ответственность, искренность, оптимизм, готовность соучастия, должен
иметь индивидуальный стиль работы. Это не администратор, а скорее
инноватор. Он не поручает то-то сделать так-то, а вдохновляет людей.
Основа его действий, не план, а видение перспективы. Он доверяет людям,
полагается на них, верит в способности каждого. Это энтузиаст, не только
принимающий решения, но и превращающий решения в реальность. Это
человек инициативный, творческий, гибкий, умеющий изменять себя. Он
энергичен и работоспособен. Для современного учителя его профессия это
возможность самореализации и признания. Современный учитель человек,
способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь
школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.
Слова выдающего педагога наших дней В.А. Сухомлинского о том, что очень
важно, чтобы изумительный мир природы, красоты, музыки, фантазии,
творчества, окружающий детей до школы, не закрылся перед ребенком
классной дверью, стали девизом многих российских школ.
Новые образовательные стандарты, стандарты второго поколения,
направлены, прежде всего, на «..создание основы для самостоятельной
реализации учебной деятельности, которая обеспечивает социальную
успешность, развитие учебных, индивидуальных и творческих способностей
ученика.» Принципиально по-новому ставится цель обучения: психическое и
творческое развитие личности на основе способности к самореализации.
Современные дети стали более информационными. Многие владеют
компьютером. Основная масса, придя в школу, уже читает. Это не те дети,
которые обучались 10-15 лет назад.
А изменился ли учитель? Что учитель может в современном мире? Делаем ли
мы ежедневно, ежечасно что-нибудь, чтобы «продвинуть» каждого ребенка
дальше? Можем ли мы соперничать с видео- и телепередачами, которые ярко
представят и пустыню и Арктику? Интересно ли учителю соперничать с тем,
что видит ребенок на экране?
Современная школа в современных условиях может развиваться и быть
востребованной только при хорошем учителе, от деятельности которого во
многом зависят результаты обучения и воспитания.
Учитель главная фигура в этом образовательном процессе. Его работа не
ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных
программ и норм.
Развитие творческих способностей детей начинается с создания творческой
образовательной среды для роста и развития творческого потенциала
ребенка.
В свою очередь это предъявляет особые требования к его профессиональной
«личностной подготовке».
А.Н. Лук, отмечает: «если учитель обладает высшими творческими
возможностями, то одаренные ученики добиваются блистательных успехов.
…Если же преподаватель сам находится внизу шкалы «творческие
способности», успехи менее способных учащихся оказываются более
высокими. В этом случае ярко одаренные школьники не раскрываются, не
реализуют своих возможностей».
Такую же позицию поддерживали Б. М. Теплов и Р. С. Немова. Они
утверждают, что «… учитель, обладающий низким уровнем развития
творческих способностей, не может организовать творческую деятельность, в
процессе которой, развиваются творческие способности учащихся. Если
учитель не обладает таким свойством личности как направленность на
творчество, то и от своих учеников он будет требовать только знаний
репродуктивного уровня. Если же учитель сам человек творческий, то он
стремиться и умеет организовать творческую деятельность учеников.
Многие исследователи считают, что важную роль необходимо отводить
уровню профессионализма педагога. Так, М.М. Князев отмечает, что педагог
является творческой личностью, если он занимается педагогическими
инновациями. Педагогическая инновация, по его словам,- это такие
актуально значимые и системно- самоорганизующиеся новообразования,
которые позитивно влияют на развитие. А уровень развития творческого
потенциала педагога предполагает, исходя из таких критериев, как:
-умение создавать творческую атмосферу в процессе деятельности,
-интерес педагога к новшествам;
-участие педагога в исследовательской деятельности (самостоятельно,
коллективно);
-создание своей концепции урока, учитывая творческие способности детей;
- учет нюансов отдельных учащихся.
По мнению В.П. Бранского и С.Д. Пожарского главными критериями
определения уровня творческого потенциала педагога являются:
- саморазвитие; самоорганизация: самореализация и самоподготовка
педагога.
Творчески работающий учитель никогда не ограничивается в обучении детей
только уроками. Креативный педагог использует нестандартные формы
обучения: предметные праздники, гостиные, тематические вечера, цель
которых творчески развивать детей.
Педагогическая креативность направлена на сотрудничество педагога и
ребенка, которое проявляется в успешной проектной деятельности (защита
рефератов на школьных и городских научно-практических конференциях),
победах в школьных, городских и окружных олимпиадах, в творческих
работах одаренных детей
“Я прихожу в школу творить”, пять слов, а как много они значат. Дать шанс
творить ученикам так важно. Ведь жизнь творческого человека – это
захватывающая борьба личности и мешающих ей внешних обстоятельств. В
ней есть свои законы и правила, взлеты и падения.
Философия образования должна помочь учителю осознать величие и глубину
его роли, его исконное право, право свободы, и исконную ответственность
не за внешнюю результативность «ретранслятора знаний», но за отдаленный
во времени результат: за любовь к учению, за потребность в творчестве как
смысле деятельности и существования. Только учитель может создать школу
в ее подлинном высоком значении как «оазис» взращивания лучших
сил человеческих для подлинного, преобразующего жизнь творчества.
Сколько изобретено разных «моделей» нового учителя. Это актёр, романтик,
великий профессионал, художник, исследователь музыкант, и, конечно же,
это творческая личность. Надо иметь педагогический слух, чтобы различить
в этих словах звуки настраивающихся инструментов оркестра. Вот она -
настоящая симфонии педагогической жизни.
Проверяю себя на прочность,
Всё бегу и лечу куда-то.
Никогда не сидится на месте,
Всё попробовать в жизни надо.
Разбираю себя по букве,
По дыханию в каждом звуке.
А потом их сложить стараюсь,
Утром с песнями просыпаюсь.
Постигаю себя на ощупь,
Словно остров, открытый ночью.
Но, открытий моих пружина,
Ты навеки непостижима!
Без творчества учителя не может раскрыться творчество ученика.
«Заразить» любовью к окружающему миру, к творчеству, чтобы ребенок
научился делать самостоятельные открытия, познавая себя, собственные
успехи и достижения, свою творческую индивидуальность и уникальность.
«Иметь возможность создавать вновь и вновь собственные миры - это
необходимо каждому ребёнку», - пишет Бернар Колло. В этих мирах детский
взгляд обладает силой закона; миры эти таковы, какими их видит ребёнок.
Глубоко был прав К.Д. Ушинский, который утверждал: «Нет сомнения, что
многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда
будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом
к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу
составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником,
ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».
За активную жизненную позицию в подготовке учащихся к различным
конкурсам получила стипендию от Немецкого культурного центра им. Гете в
Москве, что позволило мне пройти трехнедельную стажировку в Германии в
земле Баден - Вюртенберг, в городе Битигхайм-Биссинген. Я жила в семье
преподавателей, которые занимались моим воспитанием и расширением
мировоззрения, посредствам знакомства с образовательной и культурной
средой Германии. В это время я сделала для себя много открытий и смогла
сравнить некоторые аспекты воспитания подрастающего поколения. Мне
понравился стиль работы немецких педагогов, их невероятная мобильность,
подвижность на уроках. По словам директора гимназии Элленталь II, где я
стажировалась, уроки строятся в технологии креативной педагогики, которая
позволяет выпускать учеников новаторов, способных творчески мыслить,
быть мобильными и гибкими в современном обществе. Уроки, которые я
посещала привлекали меня своей оригинальностью, где часто применялся
метод мозгового штурма, что мотивировало учащихся к выдвижению разных
идей, что и приводит к научению детей развивать идеи и способствовать их
дальнейшему развитию и реализации.
Еще одним немаловажным этапом в моей жизни является организация
культурно-образовательной поездки в Австрию с группой учеников из 6
человек. Вместе с ними я знакомилась с культурой австрийских городов и
наслаждалась красотами Альп, в низинах которых находился двухэтажный
коттедж, в котором мы жили. Творческий подход к воспитанию детей со
стороны австрийских педагогов, а именно постановка театрального
представления, его организация, энтузиазм австрийцев в обучении и
воспитании детей вдохновил меня на создание собственных театральных
этюдов, которые приносили победу. Одним из них, построенных в
австрийском стиле «Приключение Гарри Поттера». Здесь я соглашусь со
словами И.В. Гете: «Приобретать познания недостаточно еще для человека,
надо уметь отдавать их в рост».
Спустя некоторое время я приняла участие в дистанционном языковом
курсе Немецкого культурного центра им. Гете в Москве. Программа курса
предусматривала успешное овладение следующих тем: прошлое и настоящее
(жизнь в мегаполисах); книги в современной жизни; кулинария и искусство
принимать гостей; проблема поколений. Благодаря этому курсу, я не только
усовершенствовала свои знания немецкого языка, но и обогатилась духовно.
Следовательно, мое воспитание, обучение и развитие представляет собой
взаимосвязь двух культур, что сформировало у меня целостное
представление об окружающей действительности и ценностных ориентациях.
Кульминацией выше сказанного станут слова писателя, философа И.В. Гете:
«Единство процесса формирует гармоничную и полную личность с желанием
развиваться», следовательно, если учитель будет придерживаться активной
жизненной позицией, будет находится в постоянном развитии, то все это
отразится на воспитании, обучении и развитии ученика. Следовательно,
активная жизненная позиция педагога—путь к успеху ученика.
Учителей нередко сравнивают с ювелирами, создающими из негранёных
камней произведения искусства. Так и талантливые педагоги шаг за шагом
превращают неопытных учеников в настоящих профессионалов.
Смешного и немного нелепого Нестора Петровича, который искренне
пытается разобраться в проблемах 9 «А», в опросе Superjob
россияне назвали образцом для подражания у современных учителей.
Молодой преподаватель приходит в вечернюю школу, думая, что будет
преподавать историю, а вместо этого ему приходится вытаскивать своих
учеников из милиции, спасать их отношения и семьи, помогать с работой.
Казалось бы, его ученики уже взрослые люди, но хлопот с ними
не меньше, чем с подростками. Повесть, ставшая основой «Большой
перемены», изначально называлась «Иду к людям»: преподавательская
деятельность Нестора Петровича становится миссией, в которой школьные
предметы — далеко не самое важное.
Один из первых российских учёных мировой величины Михаил
Ломоносов с ранних лет проявлял свои исключительные способности.
Поэтому в 1736 году в числе самых выдающихся учеников Петербургской
Академии был отправлен в Германию для дальнейшего обучения, где и
встретился со своим главным «благодетелем и учителем» Христианом
Вольфом. С первых дней Вольф разглядел в Ломоносове настоящий талант и
стал уделять ему больше внимания, чем другим русским ученикам. В своих
отчётах он называл Ломоносова «самой светлой головой» и «молодым
человеком с прекрасными способностями», который сделал особенные
успехи в науках. На протяжении трёх лет Вольф с присущей немцам
педантичностью развивал природный талант юноши: учил его
сосредотачиваться на самом важном и систематизировать собственные
знания. И в результате воспитал не только настоящего учёного, но и
тактичного человека (спустя годы Ломоносов понял, что его взгляды вошли в
противоречие с тезисами Вольфа, и на протяжении нескольких лет не
решался публиковать результаты некоторых своих наблюдений).
Однажды знаменитый русский математик Николай Лобачевский
заметил: «Гением быть нельзя, кто им не родился. В этом-то искусство
воспитателей: открыть Гений, обогатить его познаниями и дать свободу
следовать его внушениям». Ему повезло быть учеником Гения, который
обладал энциклопедическими знаниями и с удовольствием ими делился с
другими.
Карташевский создал учебник чистой математики, который настолько
увлёк Лобачевского, что он буквально ни на шаг не отходил от своего
учителя. С первого дня талантливый педагог не только расширял кругозор
юноши, но и развивал в нём критическое чутье, чтобы тот не боялся
проявлять творческую смелость.
Учащаяся 7б класса Черных Алтса написала проект на тему
«Продвижение настольной игры Секреты Соединенного Королевства»,
учащаяся класса Котовщикова Екатерина написала проект «Создание
пластилинового мультфильма Пинокио».
Согласно словам И.В. Гете «Совершенно безразлично в чем проявляется
гениальность человека в науке, в введении войны и в управлении
государством или в том, что он сочинил песню; важно лишь одно: чтобы
мысль, остроумие, высказывание, деяние жили и были способны на
дальнейшую жизнь» можно сделать вывод, что то, что закладывается
учителем должно получить дальнейшее развитие
В заключении хотелось бы определить свою жизненную позицию,
состоящую в постоянном стремлении к саморазвитию, совершенствованию
своих знаний, умений и навыков в воспитании, развитии и обучении
подрастающего поколения, что осуществимо благодаря технологии
креативной педагогики, предполагающей созидание инноваций в постоянно
развивающемся обществе. В этом процессе, моя роль как учителя воспитать
новаторов, творцов, неравнодушных людей к развитию окружающего
пространства, находящихся в постоянных поисках и исканиях.