Конспект урока "Резьба по дереву. Виды художественной резьбы по дереву" 7 класс


Урок по технологии для учащихся 7 класса
Тема урока: Резьба по дереву. Виды художественной резьбы по дереву.
Цель урока: Ознакомить учащихся с видами художественной резьбы по
дереву; с инструментами, которые использует резчик для работы
по дереву; характеристиками пород древесины, применяемой
для резьбы; ознакомить учащихся с технологией выполнения
основных видов резьбы;
воспитывать: дисциплинированность, аккуратность, бережное
отношение к оборудованию; любовь к искусству;
развивать творческий подход к выполнению работы.
Инструменты и оборудование: образцы изделий, отделанных резьбой;
плакаты; ножи-косяки, полукруглые стамески; пробные
дощечки 150х100х20 мм из липы, ольхи, осины.
Ход урока.
I. Вводная часть.
1). Организационный момент: проверка наличия учащихся по списку,
осмотр внешнего вида и устранение выявленных недостатков.
2). Повторение пройденного материала:
- Перечислите физические и механические свойства древесины.
- Какие породы древесины вы знаете?
(ель, сосна, береза, липа,…….)
- Какие правила безопасного труда надо соблюдать при ручной
обработке древесины?
3). Сообщение темы и цели урока.
2. Изложение программного материала.
Виды художественной резьбы по дереву:
- контурная резьба;
- геометрическая резьба;
- прорезная резьба;
- плоскорельефная резьба;
- глухая рельефная резьба;
- скульптурная резьба;
Контурная резьба представляет собой прямые, извилистые или ломаные
линии в виде двухгранной или полукруглой выемки. Эта техника широко
применяется в русской народной: различные орнаменты на деревянных
резных элементах дома, при изготовлении панно, мебели, посуды, сувениров.
Геометрическая резьба представляет собой всевозможные орнаменты и
композиции, составленные из несложных геометрических фигур в
разнообразных комбинациях. Основные элементы геометрической резьбы –
это двухгранные, трёхгранные, четырёхгранные и криволинейные выемки в
виде скобок. Наиболее распространены трёхгранные выемки (треугольники),
отличающиеся формой и размерами. Поэтому часто такую резьбу называют
клинорезной или трёхгранновыемчатой.
Прорезная резьба называется также сквозной или пропильной. При этом
способе резьбы удаляют фон. Сочетание прорезной резьбы с рельефной или
геометрической называется сквозной ажурной резьбой.
В плоскорельефной резьбе получаемое изображение находится на одной
плоскости, а рельеф резьбы, различный по рисунку и композиции,
выявляется путём выбирания или углубления фона вокруг какого-либо
элемента резьбы или орнамента.
Глухая рельефная резьба – это резьба с непрорезанным (глухим) фоном,
высоким рельефным узором, почти не имеет плоской поверхности.
Скульптурная резьба представляет собой объёмную станковую или
декоративную скульптуру из дерева естественного вида цилиндрической
формы или его раскола.
Рассмотрим различные предметы современных мастеров:
1-2 слайд – изделия в ансамбле.
3 слайд – применение скульптурной и прорезной техники.
4 слайд - сборную структуру
5 слайд – применение скульптурной резьбы. Сборная рама из резных деталей.
6 слайд – применение прорезной и рельефной резьбы
7 слайд – скульптура юноши.
8 слайд – изделия находящиеся в Эрмитаже, выполненные из древесины.
9 слайд украшение царских апартаментов: дубовый кабинет Петра I в
Петергофе
10-11 слайд внутреннее убранство Екатерининского дворца в Царском селе
тоже представлена резными деревянными украшениями, которые
покрыты сусальным золотом.
Основные инструменты резчика по дереву: резаки, стамески, церазики,
уголки, клюкарзы, ножи. Каждый режущий инструмент вправлен в рукоятку
черенок мягко закругленной или слегка ограненной формы. Очень важно,
чтобы инструменты, особенно хорошо заточенные режущие, было удобно
держать в руках. Это помогает резчику избежать производственных травм.
Поэтому многие резчики сами делают рукоятки к своим режущим инстру-
ментам.
Резаки состоят из полотна, шейки, упора и хвоста. Ось хвоста, шейка и
полотно должны составлять одну прямую линию. Лезвие у резака
скошенное, отчего с одной стороны образуется острый угол, называемый
носком, а с другой тупой, называемый пяткой. Лезвие скошено не только
по краю, но и по плоскостям в направлении к режущей кромке. Примерно в
2—2,5 мм до режущей кромки полотно резака имеет пологий скос, назы-
ваемый первой фаской, а у самого лезвия второй короткий скос, вторую
фаску, шириной 1—1,5 мм. Фаски есть с обеих сторон полотна.
Резаки бывают широкие и узкие. Ширина полотна широкого резака
примерно 2 см. К шейке полотно сужается сначала до 4 мм, а к самому концу
до 2 мм. Ширина полотна узкого резака 7 мм Толщина его у шейки 2— 3
мм, а на конце 1,5—2 мм.
Стамески применяются в основном при рельефной резьбе. Различаются
они по профилю и ширине полотна. Стамески могут быть прямыми и
полукруглыми. Передняя часть прямой стамески должна быть правильной
плоской формы, без царапин и вмятин. Полукруглые стамески бывают
отлогие, средние и крутые Форму полукруглой стамески определяют
радиусом изгиба полотна, а размер — шириной полотна.
Церазики — инструмент для выборки узких полукруглых выемок,
выполнения прожилок и обработки перехода фона в край орнамента, а
также для разных мелких работ. По своей форме похожи на узкие
полукруглые стамески с большой (больше полукруга) глубиной изгиба.
Размеры церазиков различны в зависимости от назначения.
Метр и линейка служат для измерения длины, ширины, высоты и
глубины, а также для проведения прямых линий
Угольник нужен для обозначения прямых углов, нанесения перпендику-
лярных и параллельных линий, треугольник — для нанесения линий под
углом 30, 45 и 60°.
Разметочным циркулем наносят на обрабатываемую поверхность круги
или дуги, контурные линии и детали орнамента. Для измерения размеров и
диаметров изделий используют кронциркуль. Более точный и удобный инст-
румент, служащий для тех же целей, штангенциркуль. Деления, нанесен-
ные на нем сантиметрах и миллиметрах), упраздняют одну из операций
измерения и сразу дают цифровые выражения размеров изделия или заготов-
ки.
Рейсмус служит для прочерчивания линий, параллельных граням заго-
товки. Чтобы заготовка при прочерчивании не задиралась, рейсмус обычно
наклоняют слегка в сторону движения.
Материалы для резьбы по дереву: самые различные породы деревьев:
лиственные и хвойные. Мягкие породы дерева: липа, ива, ольха, осина,
тополь - наиболее благоприятны для резьбы. Заготовки из них слабо
подвержены короблению и растрескиванию. Они должны быть хорошо
высушены, не иметь пороков сучков, гнили. Лиственные породы средней
твёрдости: берёза, семейство ильмовых требуют применения силы и
чувства материала. Твёрдые породы дерева: дуб, бук, ясень, клён
Рабочее место резчика.
Правильно организованное рабочее место резчика одно из основных
условий качественного и быстрого выполнения работы. Оснащение рабочего
места зависит от характера выполняемых резных работ.
Резчику по дереву для изготовления мелких изделий шкатулок, коро-
бок, ложек, небольших резных панно, изделий с резьбой по бересте, мелкой
декоративной скульптуры и игрушек, а также всякого рода дополнении и ук-
рашений к костюму не требуется специального рабочего места, так как их
можно выполнять на обыкновенном столе. Однако резчик по дереву не мо-
жет работать в тесноте. Для каждого резчика требуется примерно 2—2,5 м
2
площади. В производственных условиях на каждых 6 резчиков полагается
около 20 м площади. На ней кроме столов для резчиков размещаются:
особый стол для заточки инструментов, водяное точило, умывальник, шкаф
для хранения инструментов, столярный верстак.
Для выполнения изделий большого размера крупной скульптуры, дета-
лей мебели с резьбой, крупных панно и т. д. необходим специальный стол-
верстак. Длина верстака 1 5 м, высота (рассчитана на работу стоя) 11,1
м. Для работы за верстаком сидя служит высокий табурет, ноги при этом
ставят на подставку проножку высотой 20—30 см. С правой стороны
верстака расположен винтовой зажим, в котором закрепляют
обрабатываемую заготовку. Для закрепления на верстаке обрабатываемых
изделий или деталей в горизонтальной плоскости используют разнообразные
державки. С их помощью изделие или деталь закрепляются так, чтобы их
можно легко снять.
Правила безопасной работы с инструментом для резьбы по дереву.
Надёжно закрепляй заготовку в процессе работы.
Работай ножами и стамесками с исправными и хорошо насаженными
ручками.
При работе косяком следи за положением руки, придерживающей
заготовку. Она должна находиться сзади ножа.
При работе стамеской без киянки придерживай её двумя руками.
При работе стамеской без киянки руки не должны касаться
обрабатываемой заготовки.
Не режь стамеской в направлении на себя. Старайся не производить
ножевую резьбу вблизи своего тела. А при необходимости выполнения такой
резьбы, нож должен двигаться от себя.
Работай ножом только на рабочем месте. Не ходи с ножом по мастерской,
но если появится необходимость перемещения, то держи лезвие ножа вниз.
Клади нож на верстак плашмя. Не устанавливай нож в пазах верстачной
крышки, т.к. выступающий снизу конец лезвия ножа представляет опасность.
Опасные приемы ножевой резьбы - это резание ножом поперек волокон
древесины, т.к. подобная работа требует большего усилия, чем резание по
волокну.
3. Практическая часть.
- ознакомление учащихся с инструментами и материалами,
применяемыми для резьбы по дереву;
- освоение приёмов пользования инструментом для резьбы;
- упражнения в резьбе прямых линий.
4. Заключительная часть.
- подведение итогов занятия;
- уборка рабочих мест и мастерской.