Методическая разработка. Развитие речи. Элективный курс. «Третьяковская галерея и её создатель»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №8»
г.Миасс, Челябинской области
Методическая разработка.
Конспект занятия по развитию речи.
Элективный курс.
«Третьяковская галерея и её создатель»
(рассчитан на 2 учебных часа)
подготовила
учитель русского языка и литературы
Плеханова Ирина Николаевна
г. Миасс
2015
Тема: Третьяковская галерея и её создатель.
Цели уроков:
познакомить учащихся с историей русской живописи XIX века;
сформировать чувство гордости и патриотизма;
воспитать глубокое чувство уважения к людям, вписавшим
яркую страницу в историю России.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
Быть может, многим теперь покажется странным услышать, что
ещё каких-нибудь 120 лет назад в России не было ни одного доступного
народу музея, если не считать Эрмитажа (как известно, принадлежавшего
царствующему дому Романовых), где русских картин было немного, да
ещё музея при академии. Несправедливо было бы, однако, утверждать, что
в то время в России не было вовсе любителей искусства.
Но любовь любви рознь. Вельможные меценаты любили искусство,
как
скупой рыцарь своё золото; они лелеяли его, но держали под семью
замками. Творения русских живописцев были заперты в залах княжеских
дворцов и помещичьих усадеб, и для народа во всей России картина
оставалась чем – то невиданным и недоступным.
Но те же причины, какие пробудили к жизни новую русскую
живопись,
сделали неизбежным и возникновение общедоступных музеев.
Имя Павла Михайловича Третьякова навсегда останется среди имён тех
людей, кто бескорыстной любовью и преданностью своей двигал вместе с
художниками русскую живопись вперёд. Его горячая вера в будущность
народного искусства, его действенная и постоянная поддержка укрепляли
художников в сознании необходимости дела, которое они делают.
Третьяков не был «покровителем искусств», меценатом того толка,
какими были в своё время многие родовитые вельможи в России. Он не
красовался, не тешил собственное тщеславие, не выбирал себе любимцев
среди художников и не швырял деньги по - княжески.
Он был рассудителен, расчётлив и не скрывал этого.
«Я вам всегда говорю,- писал он однажды Крамскому, - что желаю
приобретать как можно дешевле, и, разумеется, если я вижу две цифры,
то всегда выберу меньшую: ведь недаром же я купец, хотя часто и имею
антикупеческие достоинства».
II. Лекция учителя с опорой на презентацию «Остров сокровищ Павла
Третьякова»
Эпиграф:
«Моя идея была, с самых юных лет, наживать для того, чтобы нажитое
от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных
учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь» (из письма
П.М. Третьякова дочери).
План лекции:
1. П.М.Третьяков - создатель первого русского общедоступного музея.
2. Семья Третьякова.
3.Нравственные устои семьи Третьяковых.
4.Павел и Сергей Третьяковы – известные меценаты XIX века.
5.Роль Третьякова в художественной жизни России.
6.Первые картины Третьяковской галереи.
7.Разумный, настойчивый труд на благо общества.
Лекция:
28 декабря исполнилось 178 лет со дня рождения Павла Михайловича
Третьякова (1832-1898).
Кто не знает, что такое Третьяковская галерея? Сколько великих
изобразительных святынь, сколько дорогих каждому русскому сердцу картин
находится в ней!
Выдающийся деятель отечественной культуры, меценат Павел
Михайлович Третьяков посвятил свою жизнь одной идее, одной цели
собиранию произведений русской школы живописи, с тем чтобы, по
собственным его словам, "нажитое от общества вернулось бы также
обществу (народу) в… полезных учреждениях". И он действительно создал
такое полезное учреждение первый русский общедоступный музей, в
котором национальная живопись предстала не в разрозненных
художественных явлениях, но как нечто единое и цельное.
Родился Павел Михайлович в старообрядческой купеческой семье, в
доме, который еще в конце XVIII века купил его дед Захар Елисеевич в
Москве, близ церкви Николы Чудотворца, что в Голутвине на Бабьем городке
в Замоскворечье. По праздникам вся семья Третьяковых ходила в храм, где
отец Павла Михайловича, Михаил Захарович, был церковным старостой.
В 1835 году в типографии Московского университета вышла в свет
книга под названием «Цветы нравственности, собранные из лучших
писателей, к назиданию юношества Михаилом Третьяковым». Вот две
цитаты из этой книги: «Без религии живет лишь сумасшедший, или во всем
сомневающийся. Тот и другой - болен духом». И другая: «Сила любви к
Отечеству побеждает силу любви ко всему, что нам драгоценно и мило, - к
женам и детям нашим и к самим себе». Эта заложенная в детстве
нравственная основа любви к Отечеству и к храму Божию,
предопределившая судьбу Павла Михайловича Третьякова, объясняет весь
его жизненный путь.
Отец Павла, серьезно относясь к воспитанию детей, рано стал приучать
его к делу: сидеть в конторе, общаться с покупателями, подносить и
отпускать товар. Лавки Третьяковых были в так называемых «средних
торговых рядах», между Ильинкой и Варваркой, здесь, в Китай-городе,
исстари сосредотачивалась вся торговля Москвы. Уже в пятнадцать лет
старший из детей в семье Павел был в курсе всех дел отца, который доверял
ему их со всеми документами и обязательствами. Павлу Михайловичу было
восемнадцать лет, когда отец умер, оставив сыновьям дело свое торговое,
купеческое, капитал, нажитый честным и кропотливым трудом и завещав
продолжать семейную стезю. Волю отца он исполнил, работая много, умело
и добросовестно, Павел Михайлович, имея и смекалку, и удачу, при
непременной честности в делах, довольно быстро и значительно приумножил
капиталы. Так что вскоре Третьяковы купили новый дом вблизи Николо-
Толмачевского храма, куда и переехали. Постепенно братья Третьяковы
Павел и Сергей становились крупными и известными купцами, а
впоследствии знаменитыми меценатами, значительными общественными
деятелями: старший из них во многом определит развитие русской живописи,
младший будет московским городским головой.
Здесь не лишне напомнить, что к середине 19-го столетия в обществе
заметно начал проявляться интерес к отечественной культуре и традиции.
Ведь на протяжении многих десятилетий в России высшие слои общества
были уверены в превосходстве европейского над русским. Молодой
собиратель картин Павел Третьяков был убежден, что искусство России
находится на пороге национального самоутверждения.
История Третьяковской галереи начинается в 1856 году, когда 24-
летний московский купец, владелец мануфактурных фабрик и крупного
торгового дома Павел Михайлович Третьяков приступил к собиранию картин
русских художников. Позже в письме к Репину он писал: «Я задался целью
по возможности собрать всех русских художников». Когда в 1856 году
Третьяков был в Петербурге, он посетил картинную галерею
государственного сановника и общественного деятеля Федора Ивановича
Прянишникова, что подтолкнуло его к целенаправленной собирательской
деятельности. Он познакомился с академиком Василием Григорьевичем
Худяковым, у которого купил его картину «Контрабандисты». Спустя
некоторое время Павел Михайлович приобрел картину «Искушение» у
художника Николая Густавовича Шильдера. Эти два полотна и положили
начало ставшей впоследствии такой знаменитой коллекции Третьякова.
Знакомясь со всё новыми и новыми художниками, Павел Михайлович
стал покупать у них картины. Третьяков таким образом и помогал им
материально, способствовал тому, что они участвовали в выставках и
постепенно становились известными.
22 августа 1865 года Павел Михайлович женился на Вере Николаевне
Мамонтовой. Вскоре жена стала не только его единомышленницей, но и
верной помощницей мужу во всех его делах, кроме торговых.
Уже в 60-е годы в коллекции Третьякова появляются картины
Боровиковского, Щедриных, Брюллова и других крупных мастеров. В это же
время им задумана и знаменитая портретная галерея выдающихся русских
людей. В основном она складывалась в 70-е и 80-е годы. К ее созданию были
привлечены признанные отечественные портретисты Перов, Крамской,
Репин.
Роль Третьякова в художественной жизни России становилась столь велика,
что Академия художеств, несмотря на то, что в своем собирательстве
коллекционер следовал собственному выбору и чутью, признала его в 1868
году почетным, а в 1893 - и действительным членом. Он счел своим долгом
приносить посильную помощь Академии, и уже в следующем году передал
ей в дар большую коллекцию литографий с картин европейских мастеров,
собранную им по время зарубежных поездок.
С первой же выставки передвижников он приобрёл около десятка
картин, и среди них такие, как «Грачи прилетели» Саврасова, «Пётр Первый
допрашивает царевича Алексея в Петергофе» Н.Н.Ге «Сосновый бор»
И.И.Шишкина и «Майская ночь» Крамского.
Масштаб и характер деятельности Павла Михайловича потребовал
пристройки двух залов чисто музейного назначения к его жилому дому, где
размещалась коллекция. И в 1874 году была ограниченно открыта для
публики первая экспозиция картин. Этот год Павел Михайлович считал
началом существования галереи как музея. А с 1881 года галерея полностью
открывается для свободного посещения. Так постепенно осуществлялась
идея Павла Михайловича Третьякова создать общенациональную
художественную галерею, отражающую историческое развитие русского
искусства - музей на благо и во имя интересов общества.
В 1892 году Павел Михайлович Третьяков передал в дар городу свое
собрание русских художников (1287 живописных полотен, 518 рисунков и 9
скульптур) вместе с завещанной ему братом Сергеем небольшой, но
мастерски подобранной коллекцией картин иностранных и русских
художников. И уже в августе 1893 года музей открылся для всеобщего
бесплатного посещения как московская городская художественная галерея
Павла и Сергея Третьяковых. Московской городской думе Павел
Михайлович завещал и капитал на ее содержание. Сам же он оставался
пожизненными попечителем галереи, заботился и о нуждах этого городского
уже музея, и, что важно, о дальнейшем пополнении его собрания. И до 1897
года приобрел еще 20 произведений.
Имя Павла Михайловича Третьякова и дело его жизни, его бескорыстие
хорошо известны в России. Но до сих мало говорится о том, насколько
глубоко верующим, благочестивым человеком был этот знаменитый
благотворитель. И дело его жизни собрание галереи русского искусства
для него лично было исполнением евангельской заповеди. В письме к дочери
Третьяков писал: "Моя идея была, с самых юных лет, наживать для того,
чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-
либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю
жизнь."
Ценным свидетельством того, каким христианином был Павел
Михайлович, для нас является слово, сказанное по его кончине преподобным
Алексием, старцем Смоленской Зосимовой пустыни:
"Мне пришлось долгое время служить в Николо-Толмачевском приходе, куда
ходил Павел Михайлович Третьяков. В моем сознании при воспоминании о
нем встает образ человека, служившего примером трезвенной,
сосредоточенной, воздержанной жизни, исполненной благой энергии и
трудов, и, главное, образ человека, сочетавшего владение богатством
внешним – материальным – с нищетой духовной. Это проявлялось в его
смиренной молитве. Он обычно становился перед местной иконой
преподобного Алексия, человека Божия… Ни разговоров, ни озираний
вокруг никогда не допускал он себе, вошедши в храм и углубившись в
великое дело молитвы. Никаких послаблений и облегчений неподвижного
предстояния не позволял он себе, как бы долго ни длилась служба…
Разумный, настойчивый труд при помощи Божией, полезная деятельность и
громадные материальные пожертвования Павла Михайловича на благо
общества сами собой, помимо его воли, возвышали его перед другими….
Будем уповать, что Господь, обещавший смиренным благодать и Царство
Небесное – нищим духом, примет почившего раба Павла в Свое Вечное
Царство любви и беспредельного мира".
Таков был Величайший человек Павел Михайлович Третьяков.
III. Презентация.
Тренировочный зал «Что вы узнали о создателе Третьяковской галереи».
I. Перед вами текст. Прочтем его.
Выполните задания после чтения текста.
Быть может, многим теперь покажется странным услышать, что ещё
каких-нибудь сто лет назад в России не было ни одного доступного народу
музея, если не считать Эрмитажа (как известно, принадлежавшего
царствующему дому Романовых), где русских картин было немного, да ещё
музея при академии.
Несправедливо было бы, однако, утверждать, что в то время в России
не было вовсе любителей искусства.
Но любовь любви рознь. Вельможные меценаты любили искусство, как
скупой рыцарь своё золото; они лелеяли его, но держали под семью замками.
Творение русских живописцев были заперты в залах княжеских
дворцов и помещичьих усадеб, и для народа по всей России картина
оставалась чем-то невидимым и недоступным.
Но те же причины, какие пробудили к жизни новую русскую живопись,
сделали неизбежным и возникновение общедоступных музеев.
Имя Павла Михайловича Третьякова навсегда останется среди имён тех
людей, кто бескорыстной любовью и преданностью своей двигал вместе с
художниками русскую живопись вперёд. Его горячая вера в будущность
народного искусства, его действенная и постоянная поддержка укрепляли
художников в сознании необходимости дела, которое они делают.
Третьяков не был «покровителем искусств», меценатом того толка,
какими были в своё время многие родовитые вельможи в России. Он не
красовался, не тешил собственное тщеславие, не выбирал себе любимцев
среди художников и не швырял деньги по- княжески. Он был рассудителен,
расчётлив и не скрывал этого.
«Я вам всегда говорю, - писал он однажды Крамскому, - что желаю
приобретать как можно дешевле, и, разумеется, если вижу две цифры, то
всегда выберу меньшую: ведь не даром же я купец, хотя часто и имею
антикупеческие достоинства».
Именно эти «антикупеческие достоинства»- просвещённость,
гуманизм, понимание общенародной роли искусства и позволили
Третьякову выбирать для своей галереи всё самое лучшее, самое правдивое и
талантливое, что давала тогда русская живопись.
С первой же выставки передвижников он приобрёл около десятка
картин, и среди них такие, как «Грачи прилетели» Саврасова, «Пётр Первый
допрашивает царевича Алексея в Петергофе» Н.Н. Ге, «Сосновый бор»
Шишкина и «Майская ночь» Крамского. С тех пор он стал постоянным
членом товарищества и тем самым присоединился к общим задачам и целям.
Третьяков известен был своим удивительным чутьём. Тихий,
молчаливый, сдержанный, он появлялся в мастерских, где ещё только
заканчивались будущие шедевры живописи, и, случалось, покупал их для
своей галереи прежде, чем они успевали появиться на выставке.
Бескорыстие его было беспримерным. Приобретя у Верещагина
огромную коллекцию его картин и этюдов, он тут же предложил её в
качестве дара Московскому художественному училищу. Свою галерею он с
самого начала задумал как музей национального искусства и ещё при жизни
своей - в 1892 году передал в дар городу Москве. И лишь спустя шесть лет
(как раз в год смерти П.М.Третьякова) открылся первый государственный
русский музей в столичном Петербурге, да и то куда уступавший
«Третьяковке», ставшей уже к тому времени местом паломничества многих
тысяч людей, приезжавших в Москву со всех концов России.
О ком говорится в этом тексте?
1. Закончите аннотацию к этому тексту.
«Раньше в России не было общедоступных____________,
______________________стал основателем____________________ .
2. Составьте план этого текста.
а) Сто лет назад в __________ почти не было________________.
б)______________________________________________________.
в)_________________________ и ___________________ - главные
качества________________________________ .
г) Третьяков был__________________________________________.
д) «Антикупеческие» качества______________________________.
3.Какую роль сыграл Третьяков в истории русской культуры?
__________________________________________________________
II. Прочитайте текст второй раз. Выполните задание.
1. Кто такие меценаты? С кем сравнивает их автор текста?
2.Почему возникла нужда в общедоступных музеях?
3.Чем отличался Третьяков от других ценителей искусства?
_________________________________________________________
4.Какое качество Третьякова проявляется в том признании, которое
он сделал Крамскому?
___________________________________________________________
5.Какие картины выбирал Третьяков для своей галереи?
____________________________________________________________
6.Закончите фрагмент изложения.
«Третьякова нельзя отнести к числу типичных меценатов, каких много
было в то время среди в-1: безвестных хранителей, талантливых
художников, родовитых вельмож, разночинской молодёжи. Он не
______________________________________,
___________________________________________________________ .
Он был рассудителен, _______________________________ и не
скрывал этого.
IV. Проверка усвоенного.
Тест.
1.Какое высказывание наиболее точно отражает тему нашего урока?
а) рассказывается о разных этапах истории русской живописи.
б) говорится о трудной судьбе русских художников передвижников,
избравших главной темой для своих картин суровую действительность.
в) автор знакомит нас с яркой личностью основателя крупнейшего
музея русского искусства.
г) в тексте рассматриваются малоизвестные страницы о коллекции
картин русского художника В.Верещагина.
2.Какой смысл имеет выражение «антикупеческие достоинства»?
а) безразличие к художественным качествам какого либо
произведения;
б) мечтательность, чуждая мелочному расчёту;
в) неудержимое стремление к славе, пламенная вера в то, что
благодарный народ никогда не забудет щедрого на подарки собирателя
русской живописи;
г) взыскательный вкус, высокая образованность, представление о высокой
духовной миссии искусства.
3. Какая черта не свойственна характеру П.М. Третьякова?
а) человечность;
б) чуткое восприятие красоты;
в) трезвый расчёт;
г) надменно – снисходительное отношение к простолюдинам.
4. Какова главная мысль рассказанного о П.М.Третьякове?
а) красота живописи открывается лишь тем, кто подолгу замирает у
каждой картины?
б) история живописи – это вечное противостояние богатых вельмож
и бедных художников.
в) тяжело жить человеку, в душе которого идёт постоянная борьба
между жаждой наживы и стремлением стать известным.
г) на главное дело всей жизни Третьякова подвигла пламенная
любовь к искусству и своему народу.
5.Кто таков П.М. Третьяков?
а) «Хранитель вечного»;
б) «Страж прошлого»;
в) «Художник правды»;
г) «Звёздная минута человечества»
Ключи к тесту:
1 –в; 2- г; 3 –г; 4 – г; 5 –а.
Домашнее задание: письменно ответьте на вопрос:
1. «На какое главное дело всей жизни П.М.Третьякова подвигла
пламенная любовь к искусству и его народу
2. Творческий проект (выполняется в микрогруппах): сообщение и
презентация творчества художников:
1 группе - А.К.Саврасов;
2 группе - Ф.А.Васильев;
3 группе - И.И.Шишкин;
4 группе - А.И.Куинджи;
5 группе - И.И.Левитан
6 группе - В.Д.Поленов
Литература для учащихся:
1. Аксёнова, М. Искусство: Энциклопедия для детей.- Москва,1999
2. Алпатов, М.В., Ростовцев, Н.Н., Неклюдова, М.Г. Искусство:
Энциклопедия. –Москва, 1969
3. Прохоров, А.М., Гиляров, М.С., Жуков, Е.М., Иноземцев, Н.Н.,
Кнунянц, И.Л., Федосеев, П.Н., Храпченко, М.Б. Советский
энциклопедический словарь. – Москва, 1980
Литература для учителя
1. Александров, В.Н., Александрова, О.И. Методические рекомендации. –
Челябинск, 2005
2. Александров, В.Н., Александрова, О.И., Соловьёва, Т.В. Учебное
пособие. – Челябинск, 2008
3. Волынский, Л., Лицо времени.- Москва, 1999
4. Волынский, Л., Лицо времени.- Москва, 2002
5. Голубева, Э.И., Крестинский, А.А., Кузнецова, Э.В. Беседы о русских
художниках. Вторая половина XIX века.- Ленинград,1960
6. Добровольский, О. Саврасов. – Москва, 2002
7. Ионина, Н.А. Сто великих картин. – Москва, 2002
8. Каменева, Е. Твоя палитра. – Москва, 2002
9. Корниенко, М.В., Куликова, Е.Г., Соловьёва, Т.В. Модель рабочей
программы факультативного курса.- Челябинск, 2010
10. Русова, Н.Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант. – Нижний
Новгород, 1994
11. Скоков, Г., Майорова, Н. История русской живописи. – Белый
город, 2006
12. Смирнов, Н. Золотой лес.- Москва, 2001
13. Солоухин, В. Письма из Русского музея.- Москва, 2000
14. Стасов, В.В. Избранные статьи о русской живописи. –Москва, 1984
15. Худякова, Л.А. Живопись на уроках русского языка. – Москва, 2000
16. Чехова, М.П. Из далёкого прошлого. – Москва, 1960
Интернет ресурсы: bibliotekar.ru/Kartiny1/index.htm