Стихотворение А.С.Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»). Истолкование


ГБОУ Лицей №1533
Г.Москва
Стихотворение А.С.Пушкина «К***» («Я помню
чудное мгновенье…»). Истолкование.
подготовила
учитель русского языка и литературы
Федорова Ольга Васильевна
г. Москва
2015
Стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» является
одним из наиболее известных в пушкинской и вообще русской любовной
лирике. Но тема его не просто «тема любви». Оно о многом: о памяти и
забвении, о темных и светлых периодах человеческой жизни, о сне души и ее
пробуждении…
Это лирическое стихотворение, посвященное интимным переживаниям и
размышлениям поэта (что является родовым признаком лирики), но в нем
также можно увидеть и черты послания, так как текст стихотворения
содержит непосредственное обращение («ты») к возлюбленной и названо
достаточно традиционно для этого жанра («К***), только, в отличие от
многих других посланий («К Чаадаеву», «К Дельвигу» и т.д.), имя адресата
скрыто от любопытного внимания читателя. Хотя теперь всем известно и имя
адресата – Анна Петровна Керн, молодая женщина, с которой Пушкин
встретился у соседей по Михайловскому Осиповых.
Событийный сюжет стихотворения прост – встреча с возлюбленной, разлука,
счастливое воссоединение. Но лирический сюжет гораздо интереснее и
сопряжен с раздумьями Пушкина о человеке, судьбе, времени. Первая часть,
которую в сюжете лирического стихотворения можно назвать «Встреча и
разлука», рассказывает о сохраненном в памяти лирического героя
«мгновении» встречи с «мимолетным видением чистой красоты», с «гением
ее». Образ «гения чистой красоты» взят Пушкиным из стихотворения его
учителя в поэзии В.А.Жуковского «Лалла Рук». По словам Жуковского, «не с
нами обитает гений чистой красоты», то есть это некий идеальный образ,
неземной. У Пушкина же это образ реальной, земной женщины, в которой
виден божий замысел о человеке – красота: «явилась», «небесные черты»,
«гений…» - и «голос нежный», «милые черты». И все дело в том, что это он,
лирический герой, увидел в ней «гений чистой красоты», душа его смогла
разгадать черты божества («явилась», «чистая», «небесные») в человеке.
Затем они расстались, но и в самой «безнадежной грусти», в «тревогах
шумной суеты» ему «звучал голос нежный», «снились милые черты». Память
о встрече жила в его душе и помогала выжить. Память и ее способность
оживлять прошедшее, переживать его вновь – один из главных мотивов
пушкинской лирики («Погасло дневное светило…», «Вновь я посетил…» и
др.).
«Шли годы…» Время – один из суровых повелителей человеческой жизни,
оно диктует нам свои неумолимые законы. Пушкин знает об это давно:
«Пока свободою горим, пока сердца для чести живы…»- торопит он своего
товарища , пока не поздно, пока не погас юношеский огонь прекрасной
мечты, воплотить задуманное в жизнь. Но здесь не только время , «бурь
порыв мятежный рассеял прежние мечты» - разочарование, заблуждение –
они тоже знакомы Пушкину, стоит хотя бы «Демона» вспомнить. «Небесные
черты» забыты, небесный идеал отторжен. «Одиночество», «глушь», «мрак» -
вот образ мира без любимого человека, мира без идеала, мира безжизненного
«без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви». Жизнь без
жизни. Такое уже было и будет у Пушкина – «как труп в пустыне я лежал»,
«сердце пусто, празден ум, и томит меня тоскою однозвучный жизни шум».
Но в третьей части – «Пробуждение души». Таков закон жизни по Пушкину –
«час уныния пройдет, час веселья, верь, настанет!», «исчезают заблужденья с
души измученной…и возникают в ней виденья первоначальных чистых
дней». И вс пробуждением души возвращается Она, и способность видеть в
ней все тот же «гений чистой красоты», и «и божество, и вдохновенье etc» -
все то, что и составляет смысл истинной, духовной, творческой жизни. Образ
жизни истинной и жизни бессмысленной создается в четвертой и шестой
строфах – повтор. И внутри него тоже повтор– пять «без» - ощущение
пустоты бытия в четвертой строфе и пять «и» - возвращение всего
необходимого человеку для жизни в шестой строфе.
Повтор в этом стихотворении – основной прием. В первой и пятой строфах
повторяются строчки «явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой
красоты». Жизнь прошла круг (или сделала один из витков в сложной
спирали человеческого бытия) – все правильно, «все так, как должно быть»,
душа вернулась к первоначальному, чистому своему восприятию мира. У
Пушкина это и есть движение заблуждения и вновь возвращение к
первоначальному идеалу, но на новом витке жизни, с новым ее понимаем,
умением ценить ее дары.
В контексте пушкинской лирики это стихотворение перестает звучать для
меня как простой комплимент любимой женщине – «О, дорогая! Ты как
гений чистой красоты, ты возвращаешь к жизни!» Нет. Лирический герой
спокойно и мудро повествует о том, что человеческая душа способна уловить
божественную красоту в другом человеке и полюбить ее так же возвышенно
и чисто, как любит бога. Но время, страсти, заблуждения, свойственные
человеку, могут лишить идеал прежнего смысла, разрушить гармонию
человеческой души, погрузить ее в сон. Но «сила благодатная» пушкинской
поэзии, его «лелеющая душу гуманность» в том и состоит, что он всегда
говорит о возрождении, пробуждении человеческой души. По Пушкину
получается, что человек не живет, если не верит в красоту мира, не
испытывает вдохновения, не проливает слез и не любит.
Список использованной литературы
1. А.С.Пушкин. «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)
2. В.Непомнящий «Пушкин. Избранные работы 1960-х 1990-х гг.»