Методическая разработка занятия с использованием проектного метода "Проектирование сценического костюма на основе природных форм"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной»
Методическая разработка занятия
с использованием проектного метода
(возрастная группа учащихся 11-15 лет)
Проектирование сценического костюма
на основе природных форм
Подготовила
педагог дополнительного образования
Безрукова Екатерина Александровна
г. Кемерово
2015
2
Проектирование сценического костюма
на основе природных форм.
Цель: графическое художественно-образное проектирование коллекции
одежды на основе природных форм цветка.
Задачи:
Рассмотреть на примерах этапы проектирования костюма на
основе форм цветка;
Сформировать представления учащихся о процессе создания
коллекции одежды на основе наработанного материала;
Научить использовать приемы трансформации природной
формы в форму костюма или его отдельные элементы;
Способствовать развитию у учащихся памяти, процессов
анализа, обобщения и сравнения мышления, воображения и
творческого мышления;
Формировать художественное восприятие окружающего мира и
чувства прекрасного.
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, метод учебного
проекта.
Оборудование: компьютерная презентация в программе Power Point,
компьютер, проектор, экран, листы белой бумаги формата А3, шаблон
фигуры человека (женской), цветная бумага, канцелярские принадлежности:
фломастеры, простые карандаши, ножницы, клей.
План занятия:
I. Организационный момент. Вступительная беседа.
II. Работа над проектом.
1. Постановка проблемы.
2. Обсуждение темы.
3. Организационный этап.
4. Самостоятельная поисковая, творческая работа обучающихся.
5. Оформление результатов работы.
6. Обсуждение и анализ полученных результатов.
7. Презентация проекта и его продукта;
8. Подведение итогов.
III. Заключение.
Реализация проекта: образовательное учреждение МБОУ ДО «ЦДОД им В.
Волошиной» театр моды «Звездопад»; по масштабу групповой, по времени
краткосрочный (3 часа), по содержанию предметный, по доминирующей
деятельности – творческий проект.
3
Ход занятия.
I. Организационный момент. Вступительная беседа.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие. Нам
предстоит выполнить и защитить проект, который можно представить как
серию творческих эскизов сценических костюмов, объединенных в одну
коллекцию.
Давайте вспомним, что же такое проект? (Проект это самостоятельная,
творчески завершенная работа, выполненная обучающимся от идеи до
полного завершения под руководством педагога).
Создание или другими словами проектирование новой формы костюма
работа очень сложная, кропотливая, но весьма увлекательная. Скажите,
ребята, а как называются люди, которые придумывают для нас одежду? (Это
художники-модельеры или дизайнеры одежды). Прежде чем такой художник
возьмет карандаш, он должен решить один очень важный вопрос: как
создать что-то новое, необыкновенное, когда столько уже создано и
придумано, от чего оттолкнуться, что взять за основу его будущей идеи?
Возникает проблема. И здесь на помощь могут придти образы природы.
Сегодня, ребята, я предлагаю вам поработать в качестве такого
художника-модельера и проектировать свой сценический костюм на основе
природной формы – цветка.
Слайд 1. (Тема занятия: «Проектирование сценического костюма на основе
природных форм »).
II. Работа над проектом
1. Постановка проблемы.
Слайд 2 (Представлены задачи этапы работы)
Прежде чем приступить к работе, давайте еще раз обозначим, что нам
предстоит выполнить:
рассмотрим процесс создания костюма и этапы его проектирования;
научимся приемам трансформации природной формы в форму
костюма или его отдельные элементы;
каждый из вас попробует создать художественно-графический образ
костюма на основе одного определенного цветка;
проведем анализ работ и смоделируем несколько костюмов, которые
можно объединить в коллекцию по определенным идейно-
конструктивным признакам;
оформление и защита проекта;
подведем итоги.
4
2. Обсуждение темы.
Слайд 3 (Определение сценического костюма, примеры)
Что же такое сценический костюм, в чем его особенность среди других
видов одежды? Как он создается?
Сценический костюм это костюм, где главной характерной
особенностью, выделяющей его из других видов одежды, является его
образность. В нем каждая мелочь неотъемлемая часть образа. Все должно
работать на него.
Бесспорно, что процесс моделирования одежды - это целое искусство.
Это чрезвычайно сложный процесс, включающий в себя множество этапов от
идейного замысла, создания эскизов до выполнения проекта в материале.
Главной и начальной формой работы над моделью нового костюма
является набросок или фор-эскиз. Именно на этом этапе автор формирует
свои первоначальные мысли или идейные решения формы будущего
костюма и фиксирует их на бумаге.
Источником образования костюма, неким прообразом или основой для
нового силуэта может служить практически любое явление окружающего
мира. Это может быть: архитектура, ткань, мотивы народного костюма,
худож. образы творчества известных художников и мастеров и т.п. Но
бесспорным фаворитом здесь является образы и формы, взятые из самой
природы.
Прежде всего, природа служит источником поиска рисунка для ткани.
Слайд 4 (Примеры цветочного рисунка ткани)
Иное дело - это создание композиции формы костюма. Это очень
сложный процесс, требующий от автора большой многоступенчатой работы.
5
Слайд 5 (Этапы работы над созданием композиции формы костюма)
Можно выделить следующие этапы:
1. Анализ природной формы;
2. Зарисовка с натуры или иного источника (возможно
использование элементов стилизации) с выявлением характерных
особенностей тектоники растения;
3. Изучение полученных набросков с т. зрения движения, красоты и
выразительности линий;
4. Поиск путей и решений, что из зарисовок может служить новому
силуэту костюма.
А это может быть силуэт формы костюма в целом или форма какой-либо
его части, доминирующей над другими формами и акцентирующая всю
композицию рукава, воротника, юбки или головного убора. Вариантов
может быть множество.
Слайд 6 (Примеры формообразования моделей из коллекции «Безумные
соцветия» театра моды «Звездопад»).
Пример № 1 Пример № 2
(Авторские эскизы составителя занятия Безруковой Е.А.)
И другие примеры…
6
Одна зарисовка одного только цветка может дать несколько импульсов
сразу!
Слайд 7 (Варианты идейных решений преобразования темы цветка в
форме костюма)
Либо это новое идейное решение в
разработке линий силуэта костюма в целом,
линий внутреннего членения формы костюма,
приемов декоративной разработки внутри формы,
оформлении дополнений к костюму;
проектах узора ткани для костюма, ее фактуры.
3. Организационный этап.
Практическая часть.
Ребята, я предлагаю вам вариант изображения цветка, который называется
«Пахистахис желтый».
Слайд 8 ариант природной формы цветка).
Именно на его основе каждый из вас попробует создать некий
художественно-графический образ костюма. Далее мы с вместе
проанализируем, что у нас получилось, и смоделируем несколько костюмов,
которые можно объединить в единую коллекцию (проект) по определенным
признакам. Также вам надо будет защитить проект, придумать название,
определить характерные особенности данной коллекции.
Давайте проверим, все ли необходимые материалы есть у вас на столах.
Для работы вам понадобится: белые листы бумаги,
шаблоны человеческой фигуры,
цветная бумага,
канцелярские принадлежности.
4. Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.
Возвращение к Слайду 5 (Этапы работы над созданием композиции
формы костюма)
7
Сначала внимательно проанализируйте полученное изображение.
Посмотрите, что вы можете взять за основу для какого-либо элемента
костюма: форма лепестков виде сердца, капли), листьев, фактура внешней
формы цветка (похожа на чешую у рыбки), особенности строения самого
соцветия.
Обратите внимание, что сам цветок подсказывает вам и цветовую гамму
вашего костюма, это цвета: желтый, белый, оттенки зеленого. Но это не
значит, что нельзя использовать и другие цвета, главное чтобы они
гармонично сочетались между собой. Костюм может быть выстроен либо по
принципу схожих цветов и оттенков, либо контрастных.
Повесить таблицу «Близкие, контрастные цвета», «Цветовой круг».
Очень важный момент для создания завершенного образа костюма это
прическа, головной убор (если необходим), аксессуары и дополнения к
костюму.
5. Оформление результатов работы.
Обучающиеся компонуют свои работы на доске, готовят небольшое
представление своих творческих эскизов.
6. Обсуждение и анализ полученных результатов.
Обучающиеся презентуют свои работы. Далее вместе с педагогом
происходит:
обсуждение работ: идейно-конструктивный анализ формы костюма,
стилевое решение костюма,
цветовая гамма,
соответствие аксессуаров и дополнений,
образность костюма,
8
выявление наиболее удачных решений формообразования костюма и
общих ошибок;
корректирование эскизов;
объединение нескольких моделей в одну коллекцию по определенным
идейно-конструктивным признакам.
1. Презентация проекта и его продукта.
Обучающиеся дают название коллекции, определяют общие характерные
признаки составляющих ее моделей.
2. Подведение итогов.
Ребята, вам понравилось быть художниками-модельерами и придумывать
новые образы и формы костюмов? Вы убедились, что этот процесс
достаточно серьезный, но очень увлекательный! Я думаю, что это занятие и
этот опыт был полезным и поможет вам в дальнейшем создавать новые
коллекции костюмов на любую тему.
III. Заключение
Итак, ребята, что нового мы узнали на занятии, чему научились?
Сегодня мы рассмотрели, что источником творческой мысли художника-
модельера может служить формы, силуэты и линии из природных форм. Мы
попробовали создать эскизы костюмов на основе форм цветка и составить
коллекцию.
Надеюсь, вам понравилась наша работа! Желаю вам успехов в вашем
творчестве!
9
Список используемой литературы
1. Главные правила сочетания цветов / сост. С. Бояринова. – М.: Астрель:
АСТ: Полиграфиздат, 2010. – 96 с.: ил.
2. Горина Г. С.- «Моделирование формы одежды». - М.: Легкая и пищевая
промышленность, 1991. 184 с., ил.
3. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное
оформление одежды. М. 2000.
Интернет-ресурсы
4. Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]
http://ru.wikipedia.org/
5. Иллюзия рисунка одежды. Сочетание цветов [электронный ресурс]
http://lookcolor.ru/cvet-v-odezhde/