Методическая разработка "Возможности здоровьесбережения на уроках музыки"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза
А. Б. Михайлова г. Вязьмы Смоленской области
__________________________________________________________
215119 Смоленская область, г. Вязьма, ул. Ленина,47. директор 4 21 42, учительская – 4 21 81
Методическая разработка
« Возможности здоровьесбережения на уроках музыки»
Составитель: Наташенкова Светлана Юрьевна, учитель музыки,
МБОУ СОШ№4
2016 год
2
Цель разработки: определить возможности здоровьесбережения на уроках
музыки.
Задачи : выявить направления , позволяющие улучшить здоровье учащихся ;
изучить технологии, направленные на здоровьесбережение
учащихся;
подобрать упражнения для использования на уроках в рамках
здоровьесберегающих технологий.
«Единственная красота, которую я знаю, — это
здоровье».
Генрих Гейне.
Здоровье это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и
состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
Сегодня перед школой стоит важная проблема создание условий для
сохранения здоровья учащихся, разработка мер по здоровьесбережению,
внедрению здоровьесберегающих технологий в общеобразовательный
процесс.
Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической
литературе общепринятым и даже модным. Он имеет свою предисторию.
Понятие «школьные болезни» было введен немецким врачом Р.Вирховым
в 1870 г. Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных
болезней» предлагалось использовать в образовательных учреждениях игры,
танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства. Тем самым на
место «пассивно-воспринимающего обучения» должно было прийти
обучение «наблюдательно-изобразительное». «Словесная школа» заменялась
«школой действия».
Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в
1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных
влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие
учащихся». Причем несмотря на многочисленные попытки модернизировать
школу на разных этапах истории нашего государства основы этой концепции
практически не менялись, а, значит, поставленные задачи по сохранению
здоровья подрастающего поколения не были выполнены.
Однако необходимо заметить, что в современной школе добавилось много
других недостатков. Влияние на здоровье школьников оказывают и многие
другие факторы.
1.Интенсификация обучения.
3
2.Снижение двигательной активности.
3.Увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни.
4.Нарушение зрения и осанки.
5.Ухудшение нервно-психического здоровья.
Необходимо было создать систему мер по охране и укреплению здоровья
школьника через использование педагогических технологий и методических
приемов.То есть, использовать здоровьесберегающие технологии.Как сказал
профессор Смирнов Н.К.: «Здоровьесберегабщие технологии – система мер
по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие
характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка,
воздействующие на здоровье ребенка..Система мер, включающая
взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,
направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и
развития».
Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические
перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный энергетический
тонус обучающихся.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период
обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по
здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в
повседневной жизни.
Оздоровительные моменты, применяемые мною на уроке музыки это
физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная
гимнастика, гимнастика для глаз. Целью оздоровительных моментов
является отдых центральной нервной системы, профилактика утомления,
нарушения осанки, зрения. Начинаю урок в начальной школе всегда с
музыкального приветствия, что является своеобразной распевкой и
эмоциональным настроем.
Направления здоровьесберегающих возможностей музыки
Более подробно рассмотрим все направления здоровьесберегающих
возможностей музыки.
1. Музыкотерапия
Музыкотерапия психотерапевтический метод, основанный на
целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека,
где музыка используется как лечебное средство. Восприятие и понимание
музыки закладывается в ощущении ее связками, мышцами, движением.
Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого
музыкального искусства: произведения «золотого фонда» музыкальной
4
культуры неоднократно повторяются на разных этапах обучения
школьников. Используя классическую музыку в целях музыкальной терапии,
не следует забывать, что и среди произведений современной легкой музыки
немало мелодий, которые также могут применяться. Активные формы
слушания высокой музыки, равно как и формы, основанные на взаимосвязи
искусств, могут занимать лишь небольшую часть урока в начальных классах.
Для того чтобы музыка подействовала на ученика наибольшим образом,
его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Настройка
заключается в том, что необходимо сесть в удобной позе, расслабиться и
сосредоточиться на звуках музыки. Нельзя слушать музыку без должного
внимания, отвлекаясь при этом на какие-либо посторонние дела. Наблюдения
за детьми и анализ результатов показывают, что музыка, зачастую
сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного
искусства, прослушивания аудиозаписей «звучащей» природы,
положительно влияет на их психоэмоциональное состояние. Музыкальная
терапия вместе с арттерапией, то есть терапией средствами изобразительного
искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов,
которые сегодня все чаще поражают учащихся.
Пластические импровизации продолжают линии развития
эмоционального отклика детей на музыку. Чаще всего для пластических
импровизаций и этюдов учителями музыки подбираются музыкальные
сочинения, имеющие программное содержание, или такие, в которых ярко и
наглядно раскрывается музыкальный образ.
1. Игра на воображаемых инструментах.
2. Создание самых различных образов.
3. Дирижирование воображаемым оркестром.
Очень полезно войти в образ дирижера и представить себе, что ты –
дирижер, управляющий первоклассным оркестром. Практические задания
на дирижирование воспринимаемой музыкой увеличивают
заинтересованность и вовлеченность в процесс восприятия, что
соответственно приносит и нужный психотерапевтический эффект.
Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику,
полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять
раздражительность и нервное напряжение на уроке вам поможет "Лунная
соната” Л. Бетховена, "Времена года” П.И.Чайковского. Если мучают
головные боли, то в качестве лекарственного средства можно использовать
"Полонез” Огинского, а улучшит работу сердца "Элегия” С. Рахманинова и
"Бал” симфония Л. Бетховена. Достигнуть полного расслабления можно,
включив вальс из кинофильма "Овод” Д. Шостаковича. Снять нервное
напряжения может музыка П.И. Чайковского- «Времена года», Сен-Санса-
«Лебедь», Глюка -«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» и др.
Депрессию снимает музыка Шуберта- «Аве Мария», Моцарт «Рондо в
турецком стиле», Бизе «Хабанера». Мигрень лечим музыкой Огинского
«Полонез», Мендельсона «Весенняя песня». Повысить общий тонус может
музыка П.И. Чайковского «Вальс из серенады для струнного оркестра», а
5
также музыка В.А. Моцарта, Ж. Бизе. Улучшает пищеварение музыка П.И.
Чайковского «Вальс цветов», фортепианные концерты Моцарта и Ф.Листа. 5
симфония Л.Бетховена вылечит гастрит и язву желудка.
2. Вокалотерапия
Большое внимание на уроках музыки уделяется воспитанию и развитию
детских голосов. Звук во время пения должен литься свободно, без
напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Голос это
своеобразный индикатор здоровья человека. Взяв на вооружение
упражнения по «реабилитации» голосовых связок, улучшению состояния
здоровья через произносимые и пропеваемые звуковые сочетания, можно
провести тренинг, предполагающий устранение бормотания у доски,
координацию дыхания с речью, улучшение артикуляции и дикции,
устранение монотонности и безжизненности в голосе, гнусавости и
повизгивания.
Упражнения при физвокализе, дают возможность тренировать организм,
мышцы, приводящие в движение руки, а они особенно связаны с голосом.
Одно из упражнений физвокализа: потянуться, поиграть всеми мышцами,
распрямить плечи, высоко поднять голову, почувствовать себя победителем
и непременно напевать.
Особенно хорошо голосовые данные развиваются в течение работы над
протяжной песней, а долгий распев одного слога или слова развивает
дыхание. Вот почему пение как средство лечения назначается детям с
заболеванием дыхательных путей. Работая над удлинением выдоха, с целью
качественного исполнения медленных песен, мы не только создаем условия
для увеличения объема легких и на их качественной вентиляции, но и
усиливаем релаксационный момент, напрямую связанный с выдохом как
антонимом вдоха. Правильный подбор дыхательных и голосовых
упражнений обеспечивает и более качественное функционирование
сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на
диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых
происходит массаж внутренних органов. А о лечебных свойствах отдельных
звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили
самые различные заболевания.
Если рассматривать лечебные звуки с позиции музыкотерапии то с
учетом открытий в современной науки рекомендации в этой специфической
области вокалотерапии будут следующими:
Гласные звуки
А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;
Э- улучшает работу головного мозга;
И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность,
«прочищает» нос;
О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы
с сердцем;
У- улучшает дыхание;
6
Ы- лечит уши, улучшает дыхание.
Согласные звуки (лучше их пропевать)
В, Н, М – улучшает работу головного мозга;
С лечит сердце, легкие;
Ч улучшает дыхание;
К, Щ – лечат уши;
М лечит сердечные заболевания.
3. Логоритмика
Логоритмическая гимнастика является одной из форм активного отдыха,
наиболее благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения.
Двигательные паузы просто жизненно необходимы для детей младшего
школьного возраста. Ребенок еще не привык долго учиться, а однообразная
продолжительная умственная работа связана с возбуждением отдельных
участков мозга, которая затем сменяется внутренним торможением,
вследствие чего внимание детей ослабевает. Кратковременные физические
упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга,
усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для
ранее возбужденных отделов. После такого кратковременного активного
отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала
улучшается. Логоритмические упражнения объединены в комплексы
развивающих упражнений, которые выполняются в положении сидя и стоя. В
них задействованы все группы мышц как шейного отдела, плечевого пояса,
так и мышцы спины и ног; некоторые упражнения направлены на укрепление
брюшного пресса.
Выполняя упражнение с пением, дети учатся выразительности, умению
распределить дыхание и координировать его с речевой фразой, у них
развивается ритмическое чувство и музыкальный слух. Для получения
наибольшей эффективности полезно включить эти упражнения для
музицирования на детских музыкальных инструментах, рисования образов.
Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке
позвоночника, музыкально-ритмические минутки способствуют улучшению
здоровья детей. Вот несколько логоритмических упражнений. используем
Художники
Я взял бумагу, (поднять ладонь правой руки)
Карандаш, (поднять указательный палец левой руки)
Нарисовал дорогу. (указательным пальцем провести по ладони)
На ней быка нарисовал, (сделать «быка левой рукой)
А рядом с ним - корову. (сделать «корову» правой рукой)
Налево – дом, (соединить ладони в виде крыши)
Направо – сад, (скрестить запястья рук, а кисти вверх)
В саду двенадцать кочек. (мелко пробежать пальцами по обеим ладоням)
На ветках яблоки висят (поднять руки вверх, как «фонарики»)
И дождичек их мочит. (потряхивая кистями, опустить руки вниз)
7
Я встал на стол ( выставить одну руку вперёд ладонью кверху, а
другой хлопнуть по ней)
Поставил стул (выставить одну руку вперёд ладонью кверху, а другую сжать
в кулак и ударить по ней)
Тянусь, как можно выше (потянуться , руки вверх)
И свой рисунок приколол (указательными пальцами «прикалывать»
сверху вниз)
Совсем неплохо вышел (кулаки вперёд, указательный палец вверх)
Капли
Капля раз, капля – два,
Капли медленно сперва. ( медленные хлопки по коленкам)
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять. (быстрые хлопки по коленкам)
Ну а потом, ну а потом,
Все бегом, бегом, бегом. (имитация активного бега на месте)
Мы на небо посмотрели, (ладонь ко лбу, посмотреть вверх
направо, затем налево)
Капельки «кап-кап!» запели (потряхивая кистями, опустить руки вниз)
Мы плечами поведём
И все капельки стряхнём. (движение плечами вверх-вниз)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Кап-кап-кап-кап, кап-кап-кап! (мелкие бегающие движения пальцами
левой руки по правой от плеча до запястья, затем руки меняются ролями)
Гусеница
(Левая рука стоит на локте, пальцы сжаты, ладонь отведена назад)
Маленькая гусеница по листу ползёт
казательный палец правой руки -гусеница»гусеница»ползёт по листочку-
ладони левой руки)
Листик как конфетку целый день грызёт
(«скребёт»пальцем правой руки(гусеница)по ладони и пальцем левой)
Наконец накушалась, кокон вдруг свила.
В коконе, как в домике, зиму проспала.
(прячем указательный палец правой руки в кулаке левой руки (гусеница в
коконе))
А весной той куколке надоело спать.
Превратилась в бабочку, чтоб везде летать.
адони раскрываем, скрещиваем руки в области кистей (бабочка), машем
крылышками.)
Перчатка
Веселая мышка перчатку нашла,
адонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка),
( поворачивают руки то ладонью, то тыльной стороной вперёд)
8
Гнездо в ней устроив,
адони смыкаются "ковшом")
Мышат позвала.
адони раскрываются, смыкаясь боковыми сторонами гибают - разгибают
пальцы ("зовущий" жест))
Им корочку хлеба дала покусать,
ончиком большого пальца поочерёдно стучат по кончикам остальных
пальчиков.)
Погладила всех
(большой палец гладит остальные скользящим движением oт мизинца к
указательному)
и отправила спать.
адони прижаты друг другу, кладутся под щеку (спят).)
Курочка Ряба
Жили –были дед и бабка.
1 часть. Бабка старенькая, целый день по хозяйству, спина болит (дети идут
по кругу, руки на пояснице, охают.
2 часть. И дед ей под стать (движение тоже, но сменяется направление
движения по кругу).
3 часть. И была у них курочка Ряба ( руки на пояс «машут крыльями» и
снова меняют направление)
4 часть. Снесла им курочка яичко (присаживаются на одно колено и
ритмично хлопают по коленям)
5 часть. На радости такой заплясали дед с бабкой ( выполняют танцевальные
движения: каблучок, пружинка, притопы).
6 часть. Но тут бежала мышка (лёгкий бег на носках)
Хвостиком вильнула ( ритмично покачать бёдрами влево-вправо)
Яичко упало и разбилось.
7 часть. Бабка плачет, дед плачет ( голосовое подражание плачу, руки
вытирают слёзы)
8 часть. А курочка кудкудахчет «………» (руки на пояс «машут крыльями»)
9 часть. И снесла им яичко золотое, большое, красивое (идут по кругу
хороводом)
Семечка
-Жила-была семечка (сидят на корточках, ладони сложены у груди
«семечкой»).
-Она была маленькой и совсем слабой. Но дождь щедро поливал её водой,
солнце ласково припекало, ветер нежно обдувал. И стала семечка прорастать
(медленно поднимаются в в ритме музыки, сложенные руки поднимают
вверх).
-Сначала появился один стебелёк (выставляют руку в сторону)
-Затем второй.
-А потом распустился бутон (поднимаем голову лицом вверх).
9
Семечка стала прекрасным цветком. Цветок радовался каждому лучу солнца,
каждой капле дождя, каждому порыву ветра и и нежно кружился в вальсе.
(лёгкое кружение на носках)
Но время шло, лето быстро пробежало, наступила осень. И цветок стал
увядать
-Осыпался бутон, упал один лист, упал другой лист, упал стебелёк , и цветок
снова стал семечкой, чтобы в следующем году вновь превратиться в цветок.
(повторить движения в обратном порядке).
Дыхательная музыкотерапия это тренинг дыхательной функции
человеческого организма. Особое место в ней отводится пению. Ведь
искусство пения – это ещё и искусство дыхания.
Упражнение «Аромат цветов». Основано на принципах дыхательной
терапии. Под звуки музыки при взмахе «волшебной» палочки дети медленно
вдыхают воздух носом, не поднимая плеч. Задержав дыхание на вершине
вдоха, затем, при повторном взмахе «волшебной» палочки, медленно
выдыхают воздух. При этом внимание фиксируется на мышцах живота. Во
время вдоха живот слегка выпячивается, а при выдохе втягивается внутрь.
Упражнение «Воздушные создания». Каждый ребёнок выбирает себе
воздушный шарик среди шаров различной формы и цвета. Представляя, что
шарики превратились в летящих эльфов, дети сильно дуют на них, помогая
им продержаться в воздухе как можно дольше.
Упражнение «Шум моря». Учитель говорит: «Послушаем шум морского
прибоя… А теперь встанем и «подышим», как море. Сделаем тихий, мягкий
вдох животиком и плавно поднимем руки вверх. А теперь
выдохнем: ш. Выдыхаем долго-долго, втягиваем в себя животик, чтобы
вышел весь воздух. Мягко опустим руки. Молодцы. И снова мягкий вдох».
Далее упражнение выполняется без комментариев учителя, но вместе с ним.
Упражнение «Ветер». Изображая ветер, дети дуют сильно и очень длительно,
в конце выдоха с напряжением втягивают мышцы живота. Это упражнение
можно выполнять под музыку, на звук сна одном выдохе сначала звук
усиливается (крещендо), затем затихает (диминуэндо).
Упражнение «Качка». Дети, стоя, соединяют перед собой концы пальцев рук,
имитируя нос корабля, и легонько покачиваются из стороны в сторону.
Дыхание мягкое, ритмичное: при покачивании в одну сторону вдох носом,
в другую выдох ртом через вытянутые и округлённые губы. При выдохе
получается шум, напоминающий звук ф. Упражнение выполняется спокойно,
ритмично, согласовано.
Упражнение «Засыпающий цветок». Выполняется успокаивающее дыхание:
на одну четверть делается вдох, на три четверти – выдох. При этом дети
10
мысленно представляют себя цветами, закрывающими на ночь свои лепестки
в бутоны.
Упражнение-соревнование «Чья птичка пропоёт дольше?» (работа в парах).
Двое ребят одновременно играют как можно дольше одну ноту на свистульке
(на диафрагменном дыхании). Нота звучит ровно. Вдох делается носом.
Плечи не поднимаются. Спина прямая. Победителем становится тот, чья
свистулька прозвучит дольше.
Упражнение «Филин». Можно прослушать запись голоса филина. Дети
приставляют ладони «рупором» к углам рта и низким голосом, но мягко,
протяжно произносят у-ху-у-у, у-ху-у-у. Эти звуки должны произноситься на
одном выдохе, без дополнительного добора воздуха. Внимание детей
концентрируется на выдохе и мышцах живота, которые слегка втягиваются
внутрь в конце выдоха. Звук х произносится еле слышно.
Упражнение «Утки». Дети, стоя, прижимают руки до локтей к туловищу,
кистями и предплечьями делают «взмахи», поднимаясь на мысочки при
вдохе и опускаясь на полные ступни ног при выдохе. Выдыхая, «утки»
крякают длительно и громко (кррря, кррря). Движения предплечий и кистей
напряжённые, упругие, сильные. Затем «утки» опускаются на воду,
складывают «крылья», отдыхают, расслабляются. Дети «слушают»
ощущения в руках и во всём теле.
Упражнение-игра «Горка». Направлено на развитие дикции и длины выдоха.
Всем желающим предлагается быстро нараспев произнести скороговорку:
На пригорке возле горки
Жили тридцать три Егорки…
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка… и т.д.
При этом количество Егорок нужно перечислять на одном выдохе. Победит
тот, кто правильно произнесёт все слова и назовёт большее число Егорок.
Упражнение «Парад войск». Для снятия психологических зажимов, чувства
неуверенности в себе, низкой самооценки. Несколько мальчиков по очереди
произносят громко, уверенным «командирским» голосом фразы, звучащие на
параде. Например: «Здравствуйте, товарищи солдаты!».
Освоение навыка диафрагмально-релаксационного дыхания:
- необходимо занять удобное комфортное положение сидя;
- плечи расслаблены и опущены, руки лежат на коленях;
11
- сделайте не глубокий медленный вдох через нос и постарайтесь при этом
надуть живот;
- сделайте плавный, медленный выдох через рот, губы при этом должны быть
полусомкнуты в виде «трубочки»;
- следите за тем, чтобы мышцы груди и плечевого пояса не участвовали в
дыхании. Для контроля одну руку положите на грудь, другую на живот.
Двигаться должна только рука, находящаяся на животе;
- необходимо, чтобы выдох был в два раза длиннее вдоха (вдох на 1-2, выдох
на 1-2-3-4). За выдохом без задержки и паузы должна наступить фаза вдоха;
- применять какие-либо усилия во время выдоха не надо, воздух свободно
покидает лёгкие;
- при правильном выполнении частота дыхания составляет 6-12 дыхательных
движений в одну минуту.
Комплекс дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой
В этих упражнениях внимание фиксируется только на вдохах. Выдохи
происходят незаметно через нос или через рот. Норма – 96 вдохов-выдохов.
Это так называемая стрельниковская «сотня» (4×24, 8×12, 16×6, 32×3).
Упражнение «Ладошки». Стоим прямо, руки согнуты в локтях, локти
опущены, ладони на уровне плеч смотрят вперёд. Сжимаем ладони и
одновременно шумно и энергично втягиваем воздух носом. Разжимаем
ладони – выдыхаем.
Упражнение «Насос». Стоим прямо, руки опущены. Наклоняем корпус
слегка вперёд – спина круглая, кисти висят. Наклоняясь, вдыхаем; при
выдохе слегка приподнимаемся. Представляем себя насосом, который
ритмично подаёт воздух в шину.
Упражнение «Кошка». Стоим прямо, руки согнуты в локтях на уровне пояса.
Расслабленные ладони и локти смотрят вниз. Пружинисто приседаем,
одновременно поворачивая корпус попеременно то вправо, то влево. Во
время поворота – вдох и «сбрасывающее» движение руками. При
возвращении в исходное положение – выдох, колени выпрямляются.
Упражнение «Повороты головы». Стоим прямо, смотрим перед собой.
Голова поворачивается до упора влево – вдох, сразу же без остановки до
упора вправо – снова вдох. Плавный выдох – между поворотами во время
возвращения головы в исходное положение.
12
Упражнение «Китайский болванчик». Стоим прямо, смотрим перед собой.
Голова наклоняется к одному плечу вдох, голова наклоняется к другому
плечу опять вдох. Выдох – во время движения головы между наклонами.
Голова между наклонами не останавливается.
Упражнение «Маятник». Стоим прямо. Голова опускается к груди – вдох,
голова запрокидывается назад – следующий вдох.
Упражнение «Обними плечи». Стоим прямо, руки согнуты в локтях на
уровне плеч, кисти смотрят друг на друга. Теперь кидаем кисти к плечам,
чтобы получился треугольник (одна рука оказывается под другой), — делаем
вдох. Слегка разводим руки, чтобы они образовали квадрат, лёгкий выдох.
Руки не перекрещиваются.
Упражнение «Звуковые волны».
1. Пение с закрытым ртом или на гласный звук а. Дети повторяют за
учителем плавные волнообразные мелодические рисунки в пределах
музыкального интервала квинта, показывая рукой каждый раз меняющуюся
высоту «волн» и представляя себя качающимися на этих волнах.
2. Детям предлагается расслабиться, закрыть глаза и под звуки записи плеска
волн представить себя качающимися на волнах. Затем на звук а дети
повторяют за учителем волнообразные мелодические рисунки,
изображающие волны различной высоты. Это упражнение можно дополнить
волнообразными движениями рук: энергичными и, напротив, еле заметными,
слабыми. Дети должны при этом ощутить разную энергию своих движений и
соответствующую смену желаний, устремлений.
Упражнение «Голоса природы». Представляет собой игру со звуками, в
которой используются возможности звукотерапии. Дети имитируют писк
комара: на звук з они поют в высокой тесситуре сначала на одной ноте, затем
звучание «колеблется» в пределах полутона. Звуком ж можно изображать
жужжание жука. Дети поют звук ж сначала на одной ноте, затем восходящим
движением звука (глиссандо) изображают взлёт жука. После этого
нисходящим движением звука изображается приземление жука.
Упражнение «Эхо в горах». Выполняется в парах. Дети друг за другом
повторяют ритмические рисунки, хлопая в ладоши или на ударных
инструментах, поют разные гласные звуки, слоги и т.д. В процессе этого
упражнения развивается коммуникабельность детей, внимание, музыкальный
слух и память, чистота интонирования.
Упражнение «Кузнечик» для активизации диафрагмы. Разные гласные
звуки поются отрывисто (стаккато), при этом интенсивно работает брюшной
«пресс».
13
Упражнение «Шмель гудит». Дети поют звук у на одной низкой ноте,
поворачивают туловище справа налево и обратно, сначала разводя руки в
стороны, как крылья, а затем опуская их вниз («крылья» складываются). При
этом звук сначала усиливается, а затем затихает.
Упражнение «В лесу». Основано на принципах звукотерапии. Дети играют с
разными звуками. Например, со звуком а. Учитель просит детей представить,
что они пошли в лес вместе со своей собачкой (Ав-ав!). Тропинка привела их
на красивую лесную поляну (Ах, ах, ах!). Вдруг у них из-под ног вспорхнула
птичка (Ай!). Кто-то заблудился в лесу и кричит: «А-у!». Музыкальная игра:
учитель делит класс на две группы. Сначала одна группа поёт А-у? (интервал
терция, движение вверх) с вопросительной интонацией, а затем им отвечает
другая группа А-у (интервал терция, движение вниз) с утвердительной
интонацией.
Затем учитель предлагает ребятам «превратиться» в разных жителей леса.
Проводится игра с другими звуками. Звук и маленький, испуганный. Так
пищит мышка (пи-пи-пи…). А это песенка синички (тинь-тинь-тинь…). А
так фыркает недовольный ёжик (пф-пф-пф…).
Упражнение «Шорох осенних листьев».
1. Играя звуками ч, ш, щ, соединяя их в различных сочетаниях, можно
исполнить спонтанную звуковую композицию.
2. Прочитать детям стихотворение:
В тишине лесной глуши
Шёпот к шороху спешит,
Шёпот к шороху спешит,
Шёпот по лесу шуршит.
Шу-шу-шу да ши-ши-ши,
Тише, Шорох, не шурши,
Навостри-ка уши
Тишину послушай.
Выучить его с детьми шёпотом, прислушиваясь к «игре» шипящих звуков.
Потом пусть дети по желанию произнесут это стихотворение нараспев или
придумают к нему каждый свою мелодию.
14
Упражнение «Метель гудит». Дети очень громко читают стихотворение,
чётко артикулируют каждый звук в словах, стараясь таким образом победить
зимний холод и свой страх:
Метель гудит.
В трубе шумит.
Очень страшно одному.
А метель всё «У-у» да «У-у»!
Упражнение «Ветер воет». На звук в изображается завывание ветра с
постепенным усилением и ослаблением звука: «Вввветер ввввоет: ввввв,
ввввввв!».
Упражнение «Солнышко просыпается». Дети должны представить, как
солнышко является из-за горизонта и начинает светить всё ярче. Ребята
встают в круг, приседают, начинают петь один звук закрытым ртом.
Постепенно дети встают, поднимая руки вверх, словно навстречу
восходящему солнцу, одновременно поют звук а. Учитель обращает
внимание детей на способ пения «светлым» звуком, улыбаясь.
Упражнение «Ветер по морю гуляет…». 1. Учитель говорит, что на море дует
лёгкий тёплый ветерок. Дети длительно дуют, подставив под струю воздуха
ладонь, и убеждаются, что воздух тёплый. Далее учитель говорит, что на
воде появляются лёгкие волны. Дети сплетают пальцы обеих рук «в замок» и
выполняют под волнообразную мелодию мягкие волнообразные движения.
Затем ребята подражают шуму волн. Исходное положение: сидя на корточках
или стоя. На вдохе дети мягко и плавно поднимают вверх руки, слегка
наклоняясь вперёд, на выдохе опускают руки, отклоняются в исходное
положение и длительно произносят звук ш.
2. Учитель говорит: «Садитесь так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза.
Представьте, что вы лёгкое пёрышко в море. Вас окружает вода: иногда
слабое течение, а иногда бушующие, разрушительные волны. Почувствуйте,
как волна обтекает ваше неподвижное тело. Вот вы превращаетесь в
разноцветную водоросль. Вслушайтесь в звук барабана, пусть звук
«проникнет» в ваши движения. А теперь откройте глаза и попытайтесь
общаться с другими ребятами одними движениями».
Упражнение «Буря». На выдохе низким голосом дети длительно тянут
звук у с усилением громкости в середине и ослаблением в конце: у<у>у (по
дирижёрскому жесту учителя). Одновременно с усилением звука дети слегка
разводят руки в стороны и приподнимаются на мысочках, с ослаблением
15
звука они возвращаются в исходное положение. Затем дети садятся,
расслабляются, прислушиваются к ощущениям в теле.
Упражнение «Подснежник». Дети усиливающимся звуком изображают
вырастающий цветок: сначала, сидя в кругу, они начинают тихо петь
звук о. Затем, постепенно поднимаясь, поют всё громче и громче. И, наконец,
выпрямившись (стоя), поют очень громко. Упражнение можно повторить с
пением других гласных звуков.
Упражнение «Кенгуру». Дети отрывисто поют звукоряд, при этом
подпрыгивая сначала на двух ногах, затем на одной.
Упражнение «Цапля». Дети поют любой звук в унисон как можно дольше,
стоя на одной ноге и разведя руки в стороны, как крылья.
Игра «Музыкальные знакомства». Дети произносят нараспев свои имена,
поют, по желанию, начало своих любимых песен. В этой игре возможны
также звуковые импровизации с гласными звуками. Например, произносят
нараспев имена детей данного класса, в которых встречается звук а (Аня,
Ваня, Таня, Саша и др.). Звук а - открытый, радостный, приветственный,
направленный наружу, «показывает себя»: ребята раскрывают руки
наподобие буквы А. После этого произносятся нараспев имена со
звуком о (Оля, Коля, Егор и др.). Звук о закрытый, внутренний, ласкающий:
дети сводят руки в кольцо. Этот звук обволакивает, обнимает, охраняет нас.
Аналогичным образом первоклассники импровизируют с другими звуками
алфавита.
Упражнение «Я — композитор». Ученикам предлагается попробовать
импровизировать в духе классического произведения с ярко выраженным
образом в названии (напр., из «Детского альбома» П. Чайковского, «Детской
музыки» С. Прокофьева, «Альбома для юношества» Р. Шумана и т.д.):
- учитель предлагает передать в своей мелодии определённое настроение,
погрузившись в конкретную ситуацию (соответствующую названию и
программному содержанию музыкального произведения);
- ученик поёт свою импровизацию, повторяя ещё раз для того, чтобы эта
мелодия зафиксировалась, а не была всё время разной.
5. Ритмотерапия
Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших
способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические
упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться
эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм,
который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение,
улучшая тем самым речь ребенка. Движение и танец, помимо того, что
16
снимает нервно-психическое напряжение, помогает младшему школьнику
быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также
дает определенный терапевтический эффект.
а) Музыкально-ритмические упражнения.
1. «Прогулка по сказочному лесу» Шаги в медленном темпе,
представить вокруг себя красивый пейзаж, величественную природу.
2. «Праздничный марш» Представить себя идущим на праздник в
нарядной праздничной одежде. Идти уверенным, решительным шагом.
Спина прямая, голова приподнята.
3. «Порхающая бабочка». Легкие пружинистые шаги или приседания с
взмахами рук (ребенок изображает бабочку).
4. «Зеркало» парах). Один делает произвольные ритмические
движения, другой повторяет в зеркальном отражении.
5. «Делай, как я». Ученики повторяют произвольные движения, которые
выполняет ведущий. Каждый учащийся должен побывать в роли ведущего,
стараясь показать другие движения.
6. «Вечное движение». Групповая ритмико-двигательная композиция,
исполняемая под современную танцевальную музыку. Каждый ученик
придумывает собственные оригинальные движения.
7. «Стоп-кадр». Дети исполняют произвольный танец, во время которого
внезапно дается команда «Стоп!». Следует замереть, проанализировать свое
мышечное состояние и подумать, какое внутреннее состояние оно могло бы
выразить. Одни и те же повторяющиеся позы говорят о бедном репертуаре
физических движений и бедности эмоций.
б) Ритмические упражнения.
1. «Ритмическое эхо». Учитель показывает ритмический рисунок,
который все дети, хлопая в ладоши, должны повторить.
2. Ритмизация собственных имен и фамилий.
3. Ритмизация движений человека (спокойный шаг, бег, рубка дров,
гребля и др.).
4. Ритмизация движений различных животных.
5. Коллективная импровизация ритма к звучащему маршу.
6. «Полька сидя».
7. «Ладушки». (Эта игра развивает не только чувство ритма, но также
произвольное внимание и координацию движений).
5. Фольклорная арттерапия
Русский песенный фольклор это естественная система интегративной
арттерапии, включающая в себя извлечение звуком, музыкой, движением,
драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по
сохранению целостности человеческой личности.
Использование фольклора на уроках музыки предусматривает
органическое сочетание самых разнообразных видов деятельности, что
обусловлено синкретизмом осваиваемого материала и педагогическими
условиями его познания. В центре внимания музыкальная деятельность:
17
исполнительская, творческая и слушательская. Работа проводится c учетом
возрастных особенностей учеников: их подвижности, впечатлительности,
образности мышления, интереса к игровой и учебной деятельности.
В народных детских песнях особенно заметна непосредственная связь с
речевым интонированием. Благодаря естественности и органичности
народных попевок достаточно быстро налаживается координация голоса и
слуха, что незамедлительно сказывается на точности интонирования. Все
кисти рук, ног, мышцы, кровь все до самой последней клеточки вступает во
взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Приемы свободного
движения под музыку песни развивают музыкально-творческие способности
детей. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей,
позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. Непрестанная смена
ритмов, различные по характеру рисунка танцы, аутентичные движения,
сопровождающие практически каждую песню, несут в себе освобождающий
и терапевтический заряд огромной силы. Прекрасным образом введены
элементы телесной терапии в русских народных хороводах, таких, как
«Каравай», «Капустка», «На горе-то калина» и другие. Деятельность,
основанная на принципах фольклорного творчества, развивает
эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное ассоциативное
мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие
проявления детей, в том числе и инсценирование русских народных песен.
6. Музыкально-рациональная психотерапия
Музыкально-рациональная психотерапия в условиях
общеобразовательной школы представляет собой совокупность приемов и
методов, направленных на расширение и обогащение секторов доступных
школьнику переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает
ему быть здоровым и счастливым. В предполагаемом подходе объединяются
эстетотерапия лечение красотой и арттерапия лечение идеалами. Автор
данной методики – В.И. Петрушин. В своей практической работе он широко
использует приемы музыкально-образной медитативной психотерапии,
специальные дыхательные упражнения, ритмические движения и танцы,
групповой массаж, просмотр слайдов с красивыми картинками природы и
шедевров мировой живописи, внимательное прослушивание эффективно
насыщенных музыкальных произведений. Несомненный интерес для
формирования в младшем школьном возрасте оптимистического и
жизнеутверждающего мировоззрения представляют специально
сознательные формулы музыкального самовнушения, а также песни, которые
могут оказать на мироощущение ребенка положительное воздействие, ибо
оптимистическое восприятие жизни необходимо для душевного и
соматического здоровья:
формулы психологической устойчивости («Несмотря на мои
неприятности», «Только смеяться»);
формулы расслабления и успокоения («Пальцы рук моих спокойны и
расслаблены»);
18
формулы защиты от беспокойства и плохих мыслей («Если ты хочешь
быть спокойным»);
формулы позитивных мыслей («Начинается мой новый день», «Сто тысяч
солнц»);
формулы повышения самооценки и позитивного восприятия окружающих
(«Я – хороший, ты хороший»);
формулы здоровья (при сердечно-сосудистых заболеваниях, при
заболевании внутренних органов);
формулы радости («Я в хорошем настроении», «Ах, как нам весело!»).
Возможно, эти формулы в художественном отношении не являются
верхом эстетического совершенства, так как главная цель при их создании
заключалась в решении задач прикладного характера.
7. Терапия творчеством
Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и
этот всплеск активности благотворно действует на психику человека, а
значит, и на его физическое здоровье, т. е. творческий процесс исцеляет.
Выполнение творческих заданий на уроках музыки в начальной школе
является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации
психического состояния школьников. Творческие задания направлены на
расширение репертуара доступных ребенку эмоциональных переживаний.
Для этого необходимо сочинить собственную мелодию, которая
соответствовала бы заданному образу.
Мелодизация собственных имен.
Мелодизация эмоционально окрашенных состояний («Какая удача,
какая радость!», «Мне так спокойно и хорошо»).
Мелодизация образов животных («Танец медведя», «Ленивый ежик»,
«Хоровод белок»).
Мелодизация природных явлений («Летний дождь», «Осенний дождь»,
«Восход солнца», «Песенка веселого ручья»).
Такие творческие задания выполняются индивидуально, но возможно и
коллективное создание музыкальных импровизаций на следующие темы:
«Наш класс», «Какая сегодня погода - (по цепочке). Школьник учится
тому, что каждое его переживание, любое душевное движение может быть
выражено непосредственно в звуках вокальной импровизации, которая
отражает его отношение к различным событиям жизни. В процессе
музыкального творчества происходит более полное познание учеником
самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального,
чувственного контакта с окружающим миром.
На уроках музыки в начальной школе широко используется
инструментальное музицирование включение простейших музыкальных
инструментов в процесс исполнения как фольклорных, так и сочинений
композиторов. Здесь ставится задача развития координации простейших
движений при игре на ложках, трещотках, балалайках, ксилофоне,
свистульках и т.д.
19
8. Шумовой оркестр это игра, где есть место для фантазии.
Элементарное музицирование является той формой, которая позволяет
играть многопланово: играть на инструментах, играть с элементами музыки,
играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен, играть вместе. Об
использовании звучащих жестов для начальной ступени активного
музицирования следует сказать особо. Звучащие жесты это игра звуками
всего тела: хлопки, шлепки, притопы, щелчки, цоканье и др. Подобные
формы ритмического сопровождения в том, или ином виде есть у всех
народов мира. Использование звучащих жестов вносит элемент движения,
так необходимого для ощущения музыки и для освоения детьми ее ритма.
К играм на основе одномоментных имитаций относятся игры голосом,
которые позволяют детям исследовать богатейшие колористические
возможности человеческого голоса. Голоса детей могут использоваться
подобно инструментальным тембрам для различной звукокрасочной игры,
создания различных звуковых эффектов с участием языка, губ, мышц
гортани, щек: свист, шипение, кряхтение, цоканье, различные виды
вибрантов (гортани, языка, губ), вздохи, выдохи, возгласы их огромный
арсенал с первых же занятий образует активный «инструментальный»
словарь ребенка. Эти имитации способствуют развитию звуковысотного и
ритмического слуха, чувства формы, активности внимания, быстроты
реакции, памяти.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что уроки музыки в
начальной школе обладают широкими возможностями для
здоровьесбережения школьников через реализацию большого спектра
здоровьесберегающих технологий. Урок музыки может и должен стать
самым оздоравливающим уроком в череде школьных предметов, ведь
«музыка... обладает необычайно бодрящей и очищающей силой. Слово и
действие становятся высоко значительными, когда музыка берёт их на свои
крылья» . (Анатолий Васильевич Луначарский)
Литература
1. А.Н. Слажнёв, А.Н. Шадрин. Здоровьесберегающие технологии в работе
педагогов образовательных учреждений Барнаул 2007.
2. М.А.Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль
«Академия развития» 1997
3. С.А.Карцева. Музыкальная фонетика в школе. Москва «Просвещение»
1976
4. Н.К. Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии в
современной школе АПК и ПРО, 200