Конспект урока "Знакомство с составом симфонического оркестра на примере сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт»" 3 класс

Урок музыки в 3 классе
по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
Раздел: ««В концертном зале»»
Тема урока: «Знакомство с составом симфонического оркестра на примере сюиты Эдварда
Грига «Пер Гюнт»»
Тип урока: открытие нового знания
Жанр урока: тематический
Цели: создать условия для формирования образовательных компетенций (информационных,
коммуникативных, рефлексивных); Создать условия, обеспечивающие формирование интереса у
обучающихся к творчеству Э.Грига на примере его произведения сюита «Пер Гюнт";
Способствовать воспитанию чувства уважения к культуре других народов на примере
музыкального произведения норвежского композитора Э.Грига.
Задачи: включить обучающихся в учебную деятельность; актуализировать учебное содержание,
необходимое и достаточное для восприятия нового материала; организовать коммуникативные
взаимодействия; развивать умение обучающихся воспринимать музыкальные произведения с
ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения; оценить
собственную деятельность на уроке.
Планируемые результаты:
Предметные результаты. Обучающиеся научатся: воспринимать музыку и размышлять о ней,
открыто и эмоционально выражая своё отношение; вставать на позицию другого человека, вести
диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни; проводить
интонационно-образный анализ инструментального произведения чувства, характер,
настроение; использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-
образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-
творческой деятельности.
Метапредметные результаты: умение понимать учебную задачу урока; умение воспринимать
окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном
разнообразии; планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их
успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия; готовность к
логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение; наблюдение за различными явлениями
жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и
эстетического многообразия; освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; нацеливание обучающихся на то, что каждому действующему лицу соответствует
определенный, ярко выраженный жанр музыки, с помощью которого происходит обрисовка
образа;
Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству; формирование личностного
смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
осознание жизненного смысла музыкальных образов; усвоение жизненного содержания сюиты
«Пер Гюнт».
Познавательные: опора на имеющий жизненный опыт в процессе знакомства с новой
информацией; действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки; извлечение
необходимой информации из прослушанного произведения; умение строить речевое
высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем; учиться
давать оценку результатам деятельности.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно (опора на имеющийся жизненный и
музыкальный опыт); использовать речь для регуляции своего действия; постановка и выполнение
целей; оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя; способность
к волевому усилию, преодолению препятствий, трудностей, возникающих в процессе
исполнения и слушания музыки; оценка выделение и осознание обучающимися того, что уже
сделано и что ещё надо сделать; оценка воздействия полученной информации на собственные
чувства и мысли.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе
всех видов работы на уроке; умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные выводы.
Виды деятельности обучающихся: слушание, анализ музыкального произведения, вокально-
хоровая работа, движения под музыку, просмотр презентаций.
Методы: деятельностный подход, музыкальные обобщения, эмоциональная драматургия,
ассоциативные связи, звуковая и зрительная наглядность, сравнение.
Технологии:
Технология развивающего обучения (ТРО). В конспекте
Технология педагогики сотрудничества, обозначено
технология диалогического обучения (ТПС). применение
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). технологий
Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ). аббревиатурами.
Индивидуально-ориентированная технология (ИОТ).
Игровые технологии (ИТ).
Дидактическое обеспечение урока: мультимедийные презентации, портрет Э.Грига;
плакатики с информацией; таблицы «Средства музыкальной выразительности», программки.
Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран и проектор.
Музыкальный материал:
Э. Григ «Утро», «Песня Сольвейг», «В пещере горного короля»;
Песня Б.Савельева «Танцуем сидя».
Ход урока.
I. Организационный момент.
Введение в атмосферу урока музыки: эмоциональный настрой и физиологическое воздействие
музыкального звука.
Пропевание звука «ля». ЗДСТ
Пение вокализом мелодии из пьесы Э.Грига «Утро» (прим. обуч-ся произведение
незнакомо).
II. Актуализация знаний
1. Исходная мотивация.
Вступительная беседа.
У.: Спешу сообщить радостную весть: мы снова отправляемся в концертный зал.
- Чем вам нравится посещение концертного зала?
Ответы обуч-ся.
У.: Вы помните, что в концертном зале можно получить программки концерта. Сегодня такие
программки лежат на ваших столах. Ознакомьтесь, пожалуйста. Пока вы будете читать, будет
звучать музыка.
Сюита «Пер Гюнт» Эдварда Грига к драме Генрика Ибсена
Сюита № 1, соч. 46
1. «Утреннее настроение» («Утро»).
2. «Смерть Озе».
3. «Танец Анитры».
4. «В пещере горного короля».
Сюита № 2, соч. 55
1. «Плач Ингрид».
2. «Арабский танец».
3. «Возвращение Пер Гюнта».
4. «Песня Сольвейг».
Звучит пьеса Э.Грига «Песня Сольвейг».
2. Подводящий к теме диалог. (ИОТ).
У.: Что в программках вам понятно, а что – нет?
Часто повторяются следующие ответы обуч-ся: Многое непонятно. Понятны названия со
словами «танец». Это, наверное, будут танцы. «Арабский танец. Кофе» мы слушали и смотрели
в «Щелкунчике». Можно предположить, какой характер будет у музыки с названиями:
«Утреннее настроение» («Утро»), «Смерть Озе», «Песня Сольвейг».
У.: А кому знакома музыка (не название), которая звучала, пока вы читали? (ТПС).
Ответы обуч-ся.
У.: А кому нравится эта музыка?
Ответы обуч-ся.
3.Постановка цели и задач урока.
У.: Так есть смысл остаться сегодня в концертном зале и узнать о композиторе и музыке, которой
восхищается весь мир или займёмся чем-нибудь другим? (ТПС).
Ответы обуч-ся.
У.: Конечно, интересно всё то, что неизвестно. Итак, вперёд.
III этап (основной) – погружение в тему урока.
1.Формулировка основной учебной задачи.
У.: Для начала мы узнаем, кто это такие Эдвард Григ и Генрик Ибсен, а затем попробуем
разобраться с сюитой. Обратите внимание на экран. (ИКТ).
2. Первичное усвоение новых знаний.
Просмотр презентации «Э. Григ» (Приложение 1).
3. Рефлексия, динамическая пауза, игровое задание.
У.: А теперь пройдите по кабинету и найдите среди плакатиков то, что сейчас было в презентации.
(Прим. на стенах кабинета среди прочего, есть плакатик ««Слова иногда нуждаются в музыке, но
музыка не нуждается ни в чём». Э. Григ», картинки с изображением троллей, гномов, домика Грига
на берегу озера Нордас, дома-музея Грига в Бергене, пейзажи Норвегии).
(Приложение 2) (ЗДСТ и ИТ).
4. Первичное усвоение новых знаний.
У.: Сейчас прозвучит фрагмент одного из самых известных произведений Грига. Попробуйте,
пользуясь информацией в программках, определить, какое произведение будет звучать.
Звучит фрагмент пьесы Э.Грига «Утро».
Ответы обуч-ся.
У.: Создать музыкальный образ композитору помогают выразительно-изобразительные средства.
Пользуясь таблицами, которые лежат на ваших столах, назовите их. (ИОТ).
Обуч-ся говорят о песенном характере мелодии, о спокойном темпе, об изменении динамики (от
пиано к форте). (ТПС).
У.: Пьеса Грига "Утро" - один из наиболее поэтичных музыкальных пейзажей. Её музыка передает
не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего
солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности. Вот почему так названо произведение
«Утреннее настроение». Но чаще его называют просто «Утро». (ТРО).
У.: Что знакомого есть в этой музыке для нас?
Обуч-ся: Мы сегодня пели эту мелодию вокализом.
У.: Давайте послушаем, каким выдалось это утро: ясным и солнечным или всё же солнце, едва
показавшись, спряталось за облака? Если услышите в музыке подражание щебетанью птиц,
поднимите руку (прим. этот приём помогает удерживать внимание обуч-ся до самого конца
музыки). А ещё мы сейчас жестом покажем, как восходит солнце (пластическое интонирование.).
Представьте, что у вас в руках тоненький лучик. Он очень слабенький, самый первый. Надо очень
нежно и плавно, в характере музыки отпустить его в небо.
Звучит вся пьеса Э.Грига «Утро».
Ответы обуч-ся.
У.: Пришло время отдохнуть. Давайте потанцуем сидя.
5. Динамическая пауза с пением песни Б.Савельева «Танцуем сидя». (ЗДСТ).
6. Первичное усвоение новых знаний.
У.: Я назову несколько слов, а вы скажете, что они обозначают: Генрик Ибсен, драма, сюита.
Ответы обуч-ся.
У.: Продолжим узнавать новое? (ТПС).
Просмотр презентации «Сюита «Пер Гюнт»» по 17-й слайд и прослушивание пьесы «В
пещере горного короля» (Приложение 3) (ИКТ).
3. Первичная проверка понимания. Задание обозначено в 13-м слайде: Послушаем пьесу
«В пещере горного короля» и представим, что в пещере у короля происходит. А ещё определим,
какой жанр – песню, танец или марш – использовал Григ, чтобы мы представили эту картину.
IV этап – итог урока.
1.Рефлексия:
У.: Подошло к концу наше пребывание в концертном зале. Давайте вспомним:
а) Какие произведения сегодня звучали?
б) В презентации было определение сюиты. Что вы запомнили?
в) Какое произведение понравилось больше всего? В интернете (всем раздаю запись ссылки
http://yandex.ru/video/search?text беседы М. Казинника об Э.Григе) вы можете посмотреть два