Конспект урока "Музыка народов Прибалтики" 4 класс

Педагог (ФИО) Гарифуллина Зиля Ильгизаровна
Предмет Музыка Класс 4
Тема урока Музыка народов Прибалтики
Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков
Цель урока: формирование представлений о музыкальном языке разных народов мира на примерах музыки России,
Белоруссии, народов Прибалтики.
Задачи:
1. Знакомство учащихся с музыкальной культурой народов Прибалтики;
2. Содействовать развитию у школьников умений анализировать, сравнивать музыкальные произведения разных
народов;
3.Способствовать воспитанию патриотических чувств, уважения к музыке разных народов мира
Оборудование: синтезатор, мультимедийный проектор.
Музыкальный материал: «Колыбельная» Р.Паулс, «Цыплята»Гусейнли ; «Лезгинка» г.н.танец, «Вей ветерок»-
латышская народная песня; М.Чюрлёнис «Фуга соль минор»; «Солнышко проснется, мама улыбнется»
Этапы работы
Содержание этапа
1.
Организационный
момент.
Цель:
Музыкальное приветствие
2.
Опрос учащихся по
заданному материалу
Этап актуализации
субъективного опыта
учащихся.
- Музыка- это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке
выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, так
же как и разговорный (литературный). И если разговорный язык понятен не всем, то
музыкальный- понятен всем народам без перевода, в чём мы с вами на уроке еще раз
убедимся. - Сегодня мы совершим путешествие в мир музыки разных народов. И
попытаемся понять их музыкальный язык. Поможет нам переместиться в разные
точки земного шара волшебный глобус.
Начинаем наше путешествие.
- Мы живем, растем в стране под названием Россия в Республике Татарстан Ранее мы
слушали, говорили о русской народной музыке, созданной в России, русским
народом, русскими композиторами. Вспомните, в чем характерная особенность
русских песен? (Плавность, певучесть, напевность, раздольность, мягкость,
песенность, лиричность, широта). Русскую, украинскую, а так же белорусскую
музыку питают общие истоки- музыка древних восточных славян, много общего и
между разговорной речью этих народов
Вспомните, в чем характерная особенность татарских народных песен?
(Плавность,наличие мелизмов, певучесть, напевность, мягкость, песенность).
Наше путешествие продолжается. Из России мы переместились в Закавказье. Какие
народы относятся к народам Закавказья. Что же мы узнали о Закавказской музыке?
- На протяжении многих веков создавал свои песни Закавказские народы. В них
отразились любовь к свободе, стойкость, вера в добро и справедливость. Назовите
характерные черты грузинских народных песен. На дом вам было задано рассказать о
музыкальных инструментах закавказских народов (
тар,зурна,кяманча,нагара,дхол,пандури,чонгури,чианури).Какую песню мы разучили
на прошлом уроке? «Цыплята». Исполним её.
Исполнение.
1.Определить характер песни.
2.Какие элементы музыкальной речи подчёркивают песенность мелодии?
3.
Изучение нового
учебного материала
Наше путешествие продолжается и мы отправляемся в страны Балтии.
Прибалтика - край янтаря и песен
Прибалтика как страна янтаря была известна уже финикийцам и древним грекам.
Янтарь в древности ценился наравне с золотом, и торговцы старались скрывать свои
пути. Волны, выносящие на берега Балтики кусочки янтаря, который так любят
собирать все бывающие здесь, породили и местные мифы и легенды, связанные с
происхождением янтаря
Древнегреческий миф рассказывает грустное и поэтичное предание о сыне бога
солнца Гелиоса, юноше Фаэтоне, который упросил отца разрешить ему всего лишь
один день управлять его огненной колесницей, запряженной четверкой коней. Но
когда неопытный возница выронил возжи и кони понесли, солнце опалило землю,
загорелись леса и пересохли реки. Чтобы не допустить гибели земли, Зевс поразил
Фаэтона молнией, и он упал в реку Эридан . Сестры Фаэтона, Гелиады, пришедшие
сюда оплакать брата, превратились в лиственницы, а их слезы стали янтарем. С тех
пор янтарь называют в мифах слезами Гелиад или золотыми слезами Аполлона.
. Одна из них рассказывает о божественной деве Юрате, дочери бога, которая жила на
дне морском в прекрасном янтарном дворце. Однажды на вечерней заре она купалась
в море и ее увидал молодой красивый рыбак Каститис. Она строго сказала ему, чтобы
не трогал ее рыбок, иначе утонет, а он смотрел на чудесную деву и не мог
наглядеться. И она смотрела на него и не могла оторвать взгляд. Поцеловала Юрате
смертного, и поднялся вихрь, забушевали волны, напоминая, что нельзя богам
любить смертных. Погрузились влюбленные на дно морское, стали жить в янтарном
дворце и забыли обо всем на свете, кроме своей любви; но Перкунас-громовержец,
увидев их с небес, разгневался, метнул молнию в море, и оно разверзлось, и попала
молния в янтарный дворец. Раскололся дворец, а Каститиса подняла волна на берег и
стала целовать его, и до смерти зацеловала. А море с той поры выносит на берег
кусочки янтаря – частицы того янтарного дворца; и девушки, собирая янтарь,
вспоминают о страстной и нежной любви Каститиса и Юрате. А когда море
неспокойно, говорят, что это божественная дева плачет о своем возлюбленном.
А другая легенда, которую можно услышать в местах, где находится национальный
парк «Гауя» в Латвии, по-своему видит историю янтаря. В глухом непроходимом
лесу на берегу Янтарного моря, на самой верхушке старого бука жила синяя птица
Гауя. Она прятала прекрасное янтарное украшение у себя в гнезде. В этом янтаре
отражались древние города и таинственные народы, если смотреть на него с одной
стороны; моря, горы и леса – когда повернуть его другой стороной; с третьей стороны
видны были облака, поля и равнины, реки с белыми лебедями, а с четвертой –
персиковые деревья в садах, тенистые рощи. Узнал о Гауе и ее янтаре тосканский
король, послал своего вассала, знаменитого охотника Косо, с приказанием добыть
ему волшебный янтарь. Приплыл охотник на своем паруснике к берегам Янтарного
моря, подкрался к гнезду Гауи, дождался, когда та улетела, схватил янтарь и поплыл
домой. Но Гауя настигла его, схватила когтями и подняла высоко в небо. Взмолился
тут Косо, чтобы не губила его птица. Ответила ему Гауя: «Янтарь, что ты украл,
земля дала тем людям, которые работают на ней своими мозолистыми руками и
умеют добывать этот прекрасный камень своим умом и трудом, а не тем, кто имеет
длинные руки». Разжала когти Гауя, и выпал из них охотник. И хотя легким был
янтарь, но, как самая большая тяжесть, потащил он вора на дно. Испугался Косо и
выронил янтарь. Вернулся он в Тосканию ни с чем и был жестоко наказан королем.
Гауя же навсегда улетела из этих мест, а от того янтаря появились деревья, ветви
которых плачут янтарными слезам по улетевшей прекрасной синей птице, и каждая
слеза напоминает о том сказочном мире, который видел принадлежавший ей янтарь.
Много красивых песен и легенд в этих краях. Крестоносцы, вторгшиеся в Прибалтику
в конце 12-начале 13 вв., нашли здесь народы, глубокими узами связанные с родной
землей, деревьями, полями, лесами, морем, поэтично их воспевающие,
поклоняющиеся им и силам природы, которые рождают, отнимают, учат.
Во всех трех республиках любят и сохраняют фольклор, в том числе народную
музыкальную культуру. Народные музыкальные инструменты Латвии – кокле
(гусли), дуда (волынка), джига (струнный смычковый инструмент), тридекснис
(ударный)
Вообще, прибалтийцы старались привить любовь к музыке у
своих детей с самого детства. У каждого мальчика и девочки
был какой-нибудь небольшой рожок или другой инструмент,
поскольку, верят эстонцы, в качестве звучащей и милой
игрушки, та же флейта поможет развить музыкальный слух,
память и координацию мелких мышц. И это действительно
так. Мало какому ребенку будет интересно проводить дни,
часы и минуты в музыкальной школе. А вот если вы подарили
малышу красивую губную гармошку или флейту, он с
радостью начнет на ней дудеть, свистеть, в общем, играть.В
Эстонии музыкальные инструменты, помимо всего прочего,
часто использовались и в качестве рабочего «оборудования».
Например, для пастухов, которые буквально управляли
своими рожками стадом. Или для охотников, который подавал
определенный охотничий сигнал тоже в музыкальный
инструмент.
А когда вся семья собиралась вечером дома, после нехитрого,
но сытного ужина, можно было и расслабиться. Молодежь, а
то и глава семьи, доставали свои волынки, гитары или
каннели, а вся остальная семья наслаждалась печальными и
веселыми мелодиями. Да и все обряды, начиная от рождения
ребенка и заканчивая свадьбами и похоронными процессиями,
тоже сопровождались музыкой. В деревнях частенько
устраивались танцы – и там, естественно, без музыки не
обходилось.
Народные танцы – яндалс, руцавиетис, судмариняс, ачкупс, мугурданцис. Латышские
народные песни, в основном, лирические; одни из особенно любимых - купальские, с
припевом «лиго», распеваемые в ночь на 24 июня.
И в Литве популярен песенный жанр – дайна. Особый вид песни – сутартине. Во
второй половине 18 века развивается многоголосие. Народные танцы Литвы:
массовые – суктинис, ионкелис; мужские – ожялис, джигунас; женские –
блездингеле, кепурине. Народные музыкальные инструменты – канклес (струнный
щипковый), скудутис, бирбине, тримитас (деревянные духовые), ожрагис (рог).
Народная музыка Эстонии одноголосна, лишь на юго-востоке страны встречается
многоголосие. Из народных танцев популярны лабаяла-вальс, полька, каэраян.
Народные музыкальные инструменты – каннель (струнный щипковый), волынка,
дудки, пастушьи рожки (духовые).
Певучая душа прибалтийских народов, возможно, особенно явственно выразилась в
песне. Вероятно, поэтому в Прибалтике с особым вниманием и трепетом относятся к
певческим фестивалям и праздникам, в подготовке которых занят, по выражению
прекрасного латышского композитора Раймонда Паулса, «практически весь народ» ,
в которых участвуют оркестры, хоровые и танцевальные коллективы, солисты –
десятки тысяч исполнителей и десятки тысяч слушателей.
Латышское народное творчество представлено многими музыкальными жанрами. Это
и обрядовые песни (свадебные, похоронные, колядные) и трудовые (пахотные,
пастушеские, рыбацкие)
Напевы латышских песен можно разделить на 2 группы: речетативные и песенного
склада. Латышские мелодии никогда не начинаются с затакта. В них нет распевных
слогов. Это зависит от особенностей латышского языка,где ударение приходится на
первый слог слова.
Развитию латышской музыки способствовали связи с русской музыкой. Большинство
композиторов Латвии училось в русских консерваториях.
Прослушаем латышскую народную песню «Вей, ветерок»
О чем поется в песне?
Какие черты латышского народа, своеобразие природы раскрываются в песне?
Назовите элементы музыкальной речи, которые придают национальный оттенок в
музыке. Какую роль играет фактура?
Какой хор исполняет песню?
( Песенность — характерная черта прибалтийской музыки, что сближает ее с русской.
Однако ребята могут почувствовать и отличие — иной характер многоголосия,
отсутствие богато развитых подголосков, более сдержанный, строгий характер
звучания)
Продолжим знакомство с прибалтийской культурой.
Р.Па
́
улс советский и латышский композитор, дирижёр, пианист, политический
деятель. Народный артист СССР
Автор музыки множества эстрадных хитов, мелодий к фильмам. Инициатор
международных конкурсов молодых исполнителей популярной музыки «Юрмала» и
«Новая волна». Песни Раймонда Паулса исполнялиЛ.Долина,Р. Ибрагимов,Э. Пьеха,
А. Пугачёва, А.Малинин,В.Леонтьев,Т. Буланова, «детский ансамбль «Кукушечка
Раймонд Вальдемарович уже в детстве играл на фортепиано. С трёх лет посещал
детский сад 1-го музыкального института, где и началось музыкальное образование
будущего композитора. Был министром культуры ЛССР, выдвигался на пост
президента Латвии, однако снял кандидатуру.
Сегодня мы познакомимся с очень известным произведением композитора
«Колыбельная песня». Слушание песни.
Разучивание песни.
Продолжим знакомство с прибалтийской культурой.
-Основателем литовской национальной классики является Микалоюс Чюрлёнис.
Собиранию и обработке литовских народных песен он отдал много сил.
В искусстве мало таких одаренных людей, как М.Чюрлёнис. Его творческие интересы
лежали одновременно в двух областях- музыке и живописи.
Как никто другой, Микалоюс Чюрлёнис сумел передать образы родной природы. С
детства он любил убегать на побережье Балтийского моря, дышать свежим морским
воздухом, слушать лесные голоса и шум соснового бора.
Сочиняя музыку, Чюрлёнис воспринимал звучание любого аккорда в «цвете».
«Цветной слух» помогал создавать ему живописные музыкальные картины. Не
оставляя сочинения музыки, Чюрлёнис пишет много картин (около 300 полотен).
Даже в названиях своих картин он подчеркивал единство музыки и живописи. Так,
свою первую картину он назвал «Музыка леса».
Музыканты называют сонатой сложную инструментальную пьесу. «Соната моря»-
серия живописных картин. Три картины составляют «Сонату моря»- Аллегро,
Анданте и Финал. Картины и рукописи Ч. хранятся в Каунасском художеств. музее,
носящем его имя
Фуга соль минор М. Чюрлёнис – слушание.
1. Какие чувства переданы в музыке?
- Эстония известна своими праздниками песни, которые проводятся в Таллине. На
Певческом поле собираются до 30 тысяч исполнителей, сотни тысяч
слушателей от мала до велика.На Празднике звучат песни разных народов
мира, а голоса певцов слышны на несколько километров.
Мы познакомимся и послушаем эстонскую народную песню «У каждого свой
музыкальный инструмент»
Слушание песни.
Какие элементы музыкальной речи придают мелодии национальный оттенок?
Придумайте инсценировку песни.
Разучивание песни.
И снова мы в России.
В завершении нашего путешествия исполним песню «Детство начинается…».
Постарайтесь передать песенно- танцевальный характер и веселое, радостное
настроение песни.
Выставление оценок.
4.
Закрепление учебного
материала
Этап первичной проверки понимания изученного.
- Музыку каких народов слушали на уроке?
- С какими новыми понятиями познакомились?
- О творчестве какого композитора узнали?
- Почему музыкальный язык одного народа понятен другим народам?
- Как музыкальный язык объединяет разные народы?
- Назовите элементы музыкального языка, которые используют музыканты любой
страны.
Этап обобщения и
систематизации знаний
5.
Задание на дом
Выполнить иллюстрацию к колыбельной песне , прозвучавших на уроке.