Конспект урока "В жизни всегда есть место подвигу" 7 класс

Урок литературы
"В жизни всегда есть место подвигу"
Цели:
показать особенности раннего творчества М.Горького на примере рассказа
“Старуха Изергиль;
проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного
своеобразия;
через анализ легенды воспитать в учащихся уважение к высоким нравственным
качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям.
Оборудование:
портрет М. Горького
рисунки учащихся к легенде о Данко
Эпиграф к уроку
Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела,
который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно
заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать
грядущим поколениям. (Б. Шоу)
Ход урока
1. Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на
анализ легенды. Сообщение темы и целей урока (слайд№1)
Слово учителя.
- Сегодня наш урок будет необычным, т.к. у нас сегодня гости.
- Эпиграфом к уроку станут слова (слайд №2)
Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела,
который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно
заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать
грядущим поколениям. (Б. Шоу)
- Как вы понимаете эти слова?
Работа с текстом
1) Чтение вслух отрывка из легенды «Данко» (от слов «Что сделаю я для людей?!» до
слов «и вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»)
–Каким вам представляется герой, произнесший эти слова -Данко?(слайд№3)
- “...Учитесь, читайте, научитесь уважать людей за их работу, за все то, что они сделали
для Вас...”, - так говорил человек, который сам был постоянно завален работой,
просиживал за столом по 14 часов в сутки. Имя этого человека, портрет которого вы
видите на доске, - Алексей Максимович Горький. Горький всегда пристально наблюдал за
жизнью, видел в ней и радости, и горести, и разочарования, и негодования. (слайд№4)
За несколько месяцев до создания рассказа “Старуха Изергиль” Горький писал: “Мечтать -
не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как
колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Пусть отвращение к
настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего – страстным мучением”.
Так понимал высший смысл и жизни и искусства писатель. И сам искал сильное, яркое
слово, которое могло бы подвигнуть человека на подвиг, заставить изменить жизнь. В
детстве для себя Горький нашел такие слова... В чем? В книгах.
- Что же заставило его обратиться к книгам?
Слово ученика (рассказ о детстве писателя).
- В детстве будущему писателю пришлось много работать. Уже с девяти лет дедушка
отдал его в магазин обуви, потом Горький поступил в иконописную мастерскую, на
пароход в поварята, в помощники садовника. В 15 лет желание учиться было огромно. Он
приезжает в Казань, полагая, что науки всем желающим даром преподаются. Оказалось,
что это не так. Горький снова поступает на работу, а при возможности “почитывает
книжки”. Только книги показывали ему иную жизнь. Книга для него – это чудо, в котором
заключена душа написавшего ее. Нередко он плакал, читая, - так хорошо рассказывалось о
людях. И мальчишка, задерганный дурацкой работой, обижаемый дурацкой руганью,
давал себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда
вырастет.
- И как же, когда вырос, Горький послужил людям? (Своими книгами.)
- Давайте подведем итог всему сказанному: о чем же размышлял в ранних произведениях
писатель? (О сильной яркой личности, которая могла бы повести за собой людей и
показать им, что жизнь можно изменить к лучшему.)
2. Словарная работа.(слайд№5)
- Что такое легенда? (Легенда один из самых значительных жанров письменности на
протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века. Первоначально
житие святого, написанное для чтения в день его памяти.
Что такое подвиг? (Героический самоотверженный поступок – из словаря Ожегова)
- Подберите к слову «подвиг» однокоренные слова (двигать, движение души)
- Как тему подвига раскрыл Максим Горький, мы узнаем, прочитав текст о Данко.
- Работа в группах. (Обращение к ассоциативному мышлению учащихся.) (слайд№6)
Составьте словесный портрет человека-легенды. (Затем все мнения детей озвучиваются и
записываются на доске и в тетрадях, потом эти ключевые слова можно использовать при
написании творческих работ.) Например: смелый, бесстрашны, умеющий преодолевать
трудности, опасности, жертвующий собой во имя других, совершающий подвиг...
3. Работа с текстом художественного произведения. Чтение по отрывкам и
обсуждение по проблемным вопросам. (слайд№7)
"Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон
таборы этих людей, а с четвертой - была степь. Были это веселые, сильные и смелые
люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и
прогнали прежних в глубь леса.
- Какими вы видите людей этого племени? Могли ли они, на ваш взгляд, сделать
что-то, чтобы чужие племена не сумели прогнать их в глубь леса?
(Мнения учащихся:
- Люди были сильные, смелые, веселые. Такие, как они, должны идти до конца, ничего не
бояться.
- Люди струсили и не стали сопротивляться, их, я думаю, ждет смерть.
- Люди привыкли к веселой, беззаботной жизни, поэтому, когда возникла опасность, они и
не смогли бороться с чужими племенами.
- Если это сильные и смелые люди, как пишет автор, то почему же они испугались
“тяжелой поры” и даже не стали сопротивляться?)
________________________________________________________
Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его
ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу
до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался
смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого
племени, а отцы задумались и впали в тоску.
- Как вы думаете, можно ли было как-то спасти племя от гибели?
(- Люди ушли в глубь старого леса, где были болота и тьма, они испугались за свою
жизнь, но ничего не предпринимали. Думаю, они просто оказались слабыми.
- Вместо того чтобы искать выход, “отцы”, самые мудрые, я считаю, люди в племени,
впали в тоску.
- Нужно было что-то делать, а не просто тосковать.) (слайд№8)
_________________________________________________
Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна назад, - там были
сильные и злые враги, другая – вперед, - там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг
друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти
каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее
сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью,
вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они
привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам
деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям. Это
были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что
однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и
коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали
в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота. Они сидели, а тени от
костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени
пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота... Люди все сидели и думали. Но ничто
ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые
думы. И ослабли люди от дум... Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас
родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных
страхом живых, - и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а
потом все громче и громче ...
Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный
смертью, не боялся рабской жизни...
- Что помешало людям бороться за свое племя? Оставалась ли еще надежда на
спасение?
(- Горький описывает, как страшно людям было в лесу: великаны-деревья сдвигались
вокруг людей по ночам, тьма словно собиралась раздавить людей, а ведь они привыкли к
свободе, к простору степи. Страх помешал им действовать.
- Люди, хотя и оказались в дремучем лесу, все-таки еще думали пойти бороться с
чужаками, но боялись погибнуть, ведь вместе с ними умерли бы и заветы.
- Но если люди останутся в лесу и будут дальше гибнуть от смрада болот, то все равно
заветы будет некому передать, поэтому все-таки надо никогда не терять надежды на
спасение... Все равно нужно было что-то делать...
- Я думаю, что надежда у них все-таки была, потому что это были сильные люди и они не
переставали думать, как выбраться из леса, а значит, когда-нибудь все равно выход бы
они нашли.)
- Какие краски являются главными в описании природы, окружающей людей?
(Краски тьмы: “там были болота и тьма... так густо переплелись ветви, что сквозь них не
видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую
тьму”.) (слайд№9)
____________________________________________________
Но тут явился Данко и спас всех один. Данко - один из тех людей, молодой красавец.
Красивые - всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:
- Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется.
Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь,
ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..
Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось
много силы и живого огня.
- Веди ты нас! - сказали они.
Тогда он повел..."
- Как восприняли люди предложение Данко? Почему они поверили ему?
(- Люди обрадовались, что нашелся кто-то, кто предложил выход.
- Человек всегда рад тому, кто решит за него, что делать.
- В такой ситуации люди всегда пойдут за лидером и будут ему благодарны за спасение.
- Люди увидели, что он лучший из всех, и поэтому пошли за Данко.
- “Красивые - всегда смелы”, - так пишет Горький. Данко лучший из всех людей, потому
что в его очах светилось много силы и живого огня, поэтому люди и поверили ему и
пошли за ним.)
____________________________________________
"Повел их Данко. Дружно все пошли за ним - верили в него. Трудный путь это был! Темно
было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и
деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи,
протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго
шли они... Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко,
говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и
был бодр и ясен.
Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в
лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той
поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме
молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а
молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и
исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным
огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена
тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А
из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был
трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в
бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди
их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, - вот как!
Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и
злые, стали судить Данко.
- Ты, - сказали они, - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за
это ты погибнешь!
- Вы сказали: "Веди!" - и я повел! - крикнул Данко, становясь против них грудью. - Во мне
есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы
только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как
стадо овец!
Но эти слова разъярили их еще более.
- Ты умрешь! Ты умрешь! - ревели они. А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии
разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел,
что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их
благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело
негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может
быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их,
вывести на легкий путь, и
тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что
он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки,
ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им
было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем
сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.
А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...
- Проанализируем описание грозы. Как оно помогает отразить состояние людей и
происходящее между ними?
(- Гроза – страшное явление: грозно зашептали деревья, грозно шумят молнии.
- Употребляются активные глаголы: грянула, скрипели, гудели, летая, освещали, исчезали
они передают динамику действия.
- Контраст: сгущающаяся тьма и холодный огонь молний, “молнии разрывали тьму в
клочья”.
- Из тьмы выступало “что-то страшное, темное и холодное”. Автор даже не называет, что
это. Неопределенное местоимение усиливает впечатление таинственности, загадочности, а
значит, возрастает и страх.
- Разъяренные люди видятся Данко в зверином облике.
- Снова возникает образ кольца как угрозы, когда люди, как волки, стали плотнее
окружать Данко, чтобы легче было схватить его и убить.)
- Как вы считаете, что может дальше произойти с Данко? Можем ли мы осуждать
людей за трусость?
(- Людей много, это толпа, а толпа может растерзать.
- Данко может дальше убеждать людей и, возможно, убедит.
- Данко может бросить людей и спасти самого себя.
- Думаю, что Данко решился искать выход именно из-за того, чтобы спасти племя,
поэтому он будет с ними до конца.
- Утомленные, люди пали духом и не могли идти дальше. Они устали, испугались
трудностей, не знали, что ждет их впереди.)
_________________________________________________
- Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками
себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так
ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой
любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в
гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
- Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и
освещая им путь людям.
Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая
вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и
смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без
жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!
И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а
Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха,
промытого дожде . Гроза была - там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала
степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от
лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струёй из
разорванной груди Данко.
Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор
на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер.
Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще
пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек
заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно,
рассыпавшись в искры, угасло..."
- Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!
- Какой момент следует считать кульминационным?
Анализ средств художественной выразительности в тексте (слайд№10)
1. Вспомните, какие средства художественной выразительности встречаются в
текстах?
2. Найти в тексте тропы, фигуры речи:
эпитеты (горящее сердце, чудесное зрелище, смелое сердце);
метафоры (сердце пылало, факел любви к людям, тьма разлетелась, гнилой
зев болота, брильянты дождя);
олицетворения (лес удивленно качал вершинами, лес замолчал, лес
расступился, вздыхала степь);
сравнения (сердце как солнце, золотом сверкала роса, роса как кровь);
антитеза (темный лес – солнечный свет);
анафора (кинул взор);
риторический вопрос (Что сделаю я для людей?!)
Какими средствами художественной выразительности изображается сердце героя?
(- Градация: “Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца”.
- Повторы: пылало, ярко, солнце, освещенный, факел.
- Перифраз: сердце – “факел великой любви к людям”, символ жертвенной любви.)
- Предполагали ли вы, что все может так закончиться? Напрасна ли смерть Данко?
(- Да, предполагал, но надеялся, что люди окажутся добрее.
- Думал, что герои спасутся. Они и спаслись, но какой ценой...
- Наверное, нельзя строго судить людей, ведь не каждый человек способен на смелый
поступок.
- Данко погиб. Его гибель не напрасна. Он спас целое племя от гибели. И может быть,
сейчас люди и не думают о благодарности, но потом, я уверен, они поймут, что для них
сделал Данко.)
______________________________________________________
4. Подведение итогов урока. Рефлексивно-оценочный этап
- Какова главная мысль легенды о Данко? Чему она учит нас?
- Согласны ли вы, что в жизни всегда есть место подвигу? - Можно ли назвать Данко
героем? (Дети говорят и о том, что подвиг Данко похож на подвиг Прометея,
похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание. И о том, что
подвиг Данко должен служить напоминанием новым поколениям о том, каким должен
быть настоящий человек.)
- Какие подписи можно сделать под иллюстрациями, выполненными вашими
одноклассниками?
- Творческое задание: написать синквейн, в котором ключевое слово “Данко”.
Примеры синквейнов, составленных детьми.
Данко.
Смелый, красивый.
Жалел, спасал, погиб.
Красивые – всегда смелы.
Подвиг.
* * *
Данко.
Бесстрашный, мужественный.
Жалеет, любит, жертвует.
Может победить смерть.
Герой.
* * *
Данко.
Бескорыстный, благоро