Конспект урока "Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе художественных образов романа" 9 класс


Тема: «Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе художественных
образов романа».
Цель: Раскрыть сложность, противоречивость образа Печорина в системе
мужских образов романа, оттеняющих различные грани характера героя.
Задачи:
Образовательные задачи: обобщить знания учащихся об образе главного
героя романа Печорина; раскрыть главные черты его
характера.
Воспитательные задачи: привлечь учащихся к активной познавательной
деятельности; воспитывать субъекта собственности
жизни, способного самостоятельно находить способы
решения стоящих перед ним задач, способного к
самоизменению, саморазвитию и самоопределению,
направленного на правильное отношение к
общечеловеческим ценностям, высокого чувства
гражданского долга.
Развивающие задачи: развитие умений обобщать, сравнивать,
формулировать; развитие логического мышления через
организацию самостоятельной работы;
Тип урока: Повторительно-обобщающий, урок-панорама.
Методы обучения: Словесный, наглядный, проблемно-поисковый,
интерактивный.
Межпредметные связи: Всемирная история, литература.
Наглядные средства: Портрет писателя, видеозапись кинофильма, опорная
схема.
Оборудование урока: видеодвойка, аудиомагнитофон, доска.
Эпиграф урока: «В дружбе один раб другого»
Ход урока
Этапы урока
I. Слово учителя
Сохранилось 15 прижизненных изображений поэта, но ни одно из них в
отдельности не дает представления о его личности. «Дело, видимо, не в
портретистах, а в неуловимых чертах поэта,» - писал И.Андроников.
Перед Вами два портрета Лермонтова. Портрет художника К. Горбунова и
П.Заболотского. Всмотритесь внимательно в каждый из них. Говорят, что
«глаза – это зеркало души человека».
- О чем говорят глаза?
-(Предполагаемый ответ) Мы видим в них печаль, какую-то неизбежность,
скрытность характера.
- Можем ли мы сказать, что человек с такими глазами общителен, весел,
дружелюбен?
- (Предполагаемый ответ) Напротив, он замкнут. По вечерам, после
занятий, часто уходил в отдельные классные комнаты, в то время пустые,
и там он просиживал долго и писал до поздней ночи, стараясь туда
пробраться не замеченным товарищами.
- А как вы думаете, могут ли у такого человека быть друзья? Легко ли с
ним общаться?
-(Предполагаемый ответ) С таким человеком общаться не совсем легко.
А не поэтому ли Лермонтов устами Печорина говорит: «В дружбе один
раб другого».
Именно о том, имела ли место дружба в жизни Печорина, мы и поговорим
сегодня на уроке.
II. Объявляется тема урока, цель (запись в тетрадях)
Эпиграф: «В дружбе один раб другого»
А были ли друзья у человека, придерживающегося этого жизненного
принципа?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны проследить, какие
взаимоотношения сложились у Печорина С Максим Максимычем (первая
группа), Грушницким (вторая группа), Вернером (третья группа), Вуличем
(четвертая группа).
Несколько минут отводится для обсуждения предложенных вам
вопросов по группам.
Звучит аудиозапись Бетховен «Лунная соната».
III. Работа по группам над текстом (5 минут на подготовку)
1-ая группа Печорин и Максим Максимыч
1. Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг
к другу?
(Предполагаемый ответ) Максим Максимыч обыкновенный армейский
офицер. А Печорин, с которым свела его судьба человек выдающийся,
исключительный, и это хорошо понимает Максим Максимыч. Их
разделяет не только возраст, социальное положение, но и разный уровень
духовного развития.
Печорин и Максим Максимыч противоположны друг другу и все же
имеют много общего. Они бесприютны, одиноки и, в сущности,
несчастны. Они привыкли надеяться только на самих себя и доверять
здравому смыслу. Отношения Печорина и Максим Максимыча это
отношение старшего и младшего по возрасту и чину, отношение
подчиненности и приятельства, предложенное самим Максим
Максимычем, а затем переросшее с его стороны в привязанность, а у
Печорина в чувство уважения дружественности, утраченные им
впоследствии.
2. Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла» со слов «у меня
несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максим
Максимыча? Что в монологе заставляет страдать и сострадать
читателя?
(Предполагаемый ответ) Исповедь Печорина поразила Максима
Максимыча. Из нее он узнает, что в 25 лет Печорин пресытился жизнью.
Еще в первые годы молодости он пытался бороться, но очень скоро
осталась «одна усталость». Общество ему скоро надоело; пытался читать,
учиться, но охладел к занятиям. Здесь, на Кавказе, надеялся избавиться от
скуки, думал, что «скука не живет под чеченскими пулями», - но и боевая
жизнь не надолго развлекла его, и через месяц «стало скучнее прежнего».
Даже любовь к Бэле не смогла удержать и вернуть его интерес к жизни.
3. Перечитайте сцену встречи Печорина и Максим Максимыча из
главы «Максим Максимыч». Как в ней передается взволнованность
Максим Максимыча и равнодушие Печорина?
(Предполагаемы ответ) Ключом к пониманию этой сцены может стать
наблюдение постороннего человека автора путевых заметок, который
заметил во внешности Печорина «нервическую слабость». Портрет
Печорина свидетельствует о его усталости и холодности. Чувства будто
покинули это лицо, оставив на нем свои следы и впечатление не
растраченных до конца сил. Печорин равнодушен к своей судьбе, к своему
прошлому, ко всему на свете, не может спокойно вспоминать об истории с
Бэлой.
Вежливая холодность, внешняя приветливость Печорина, его
уклончивые ответы это желание отстраниться от обычных, в общем то
житейских вопросов Максим Максимыча.
Максим Максимыч же в плену своих чувств думает только о себе, о
своих переживаниях. В растерянности, в досаде он не может оценить
поведение свое и Печорина. А потому упреки его несправедливы: «а,
после, встретившись, так стыдитесь и руку протянуть нашему брату».
Надежда на встречу с Печориным всколыхнула душу его. Значит год,
прожитый вместе с ним, оставил неизгладимый след в жизни Максим
Максимыча, наполнил его особенным смыслом, заставил его осознать
свою значимость, изменить самооценку. После обманувшей ожидания
Максима Максимыча встречи с Печориным поневоле сердце очерствеет и
душа закроется.
Вывод
безразличие,
равнодушие
любовь, сочувствие,
непонимание, удивление,
искренность
2-ая группа Печорин и Грушницкий
1. Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной
конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого
был неприятен Печорину, и почему это не замечали окружающие?
Отношения людей
встретившихся
случайно, но
надолго Максим
Максимыч
«В дружбе один раб
другого» Печорин
(Предполагаемый ответ) Печорин и Грушницкий характеры антиподы,
герои противники. Конфликт между ними неизбежен, так как взаимная
неприязнь, возникшая еще до их появления в Пятигорске, пробуждает в них
разные чувства и заставляет оценивать свои поступки с различных позиций.
Сам Печорин, анализируя свое поведение, отрицает зависть как основу своих
действий:
«Из чего же я хлопочу? Из зависти к Грушницкому? Бедняжка! Он вовсе ее
не заслуживает». Затем он говорит о своем превосходстве и опыте, а позже
им движет желание разоблачить поступающего подло Грушницкого,
фактически соглашающегося на убийство Печорина.
У Грушницкого зависть к Пецорину рождает ревность и злость; «Я вам не
игрушка», и в итоге стремление отомстить толкает его на бесчестный
поступок. Грушницкий все время старается кому-то подражать. В нем иногда
проступают черты пародии на Ленского. Ситуация бала в записи от 5 июня
напоминает именины Татьяны: Печорин, как Онегин Ольгу. Приглашает
Мери танцевать мазурку; досада Грушницкого напоминает резкость
Ленского. Однако, почти повторяя слова Ленского, Грушницкий далек от
высокого романтизма. Мстя Печорину и Мери, он совершает не подвиги, а
подлости. Всемогущество Печорина и беспомощность Грушницкого
отменяют «Соперничество». Печорину до поры Грушницкий кажется
настолько смешным, что не возбуждает в нем гнева.
2. Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что
можно сказать о благородстве и низости их характеров?
(Предполагаемый ответ) В сцене дуэли противостояние Печорина и
Грушницкого достигает апогея. Лермонтов показывает, что Печорин ведет
себя мужественно и благородно. Печорин испытывает Грушницкого, считая
что тот не решится на прямое убийство, надеясь на его порядочность и
раскаяние. Интересно, что оба героя переживают почти одни и те же чувства,
отражающиеся как бы зеркало друг в друге и усиливающие их взаимное
презрение.
Грушницкий
«самолюбие и слабость характера»
«Он покраснел: ему бы стыдно убить человека безоружного»;
«… стоял смущенный и мрачный»;
«Лицо его вспыхнуло, глаза засверкали»;
«… я себя презираю, а вас ненавижу…»
Печорин
«… то были и досада оскорбленного самолюбия, и презрение и злоба;
«… мое самолюбие удовлетворено…»
3. Можно ли оправдать Грушницкого?
(Предполагаемый ответ) Грушницкий обыкновенный юноша, предел его
мечтаний – карьера, женитьба на богатой девушке. Он следует моде на скуку,
на разочарованность, надевает на себя «трагическую маску», маску тоски,
разочарованности, пытаясь играть роль необыкновенного человека.
Белинский подчеркивал, что самолюбие главная слабость в характере
Грушницкого. Когда его самолюбие затронуто, он способен пойти на
подлости, чтобы отстоять свою честь. Его поведение вполне оправдано
словами «нам на земле вдвоем нет места».
Вывод
Безжалостность,
неумение прощать,
слабость
Зависть, соперничество,
неискренность, злоба,
тщеславие
3-я группа Печорин и Вернер
1. Перечитайте (по ролям) Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что
общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?
(Предполагаемый ответ) Печорин сошелся с Вернером не потому, что у них
много общего, например в образе мыслей и в отношениях к «водяному
обществу», как утверждает герой. Напротив, они во многом
противоположны. Печорин признает, что «к дружбе не способен: из двух
друзей всегда один раб другого», хотя часто ни один из них в этом себе не
признается (т.е. один всегда «вверху»).
В отношениях в Вернером Печорину принадлежит бесспорное
преимущество. Он и здесь оказывается «наверху». И выбор Печорина не
случаен. Вернер во всем ему уступает: он беден, некрасив, низкого
происхождения, растерял клиентуру. Вернер живет той же идеей, что и
Печорин – попасть «наверх». С Печориным он тягаться не может, и это
внутренне понимают оба. Печорин и Вернер тяготеют друг к другу как
нервические характеры. Вернер не может претендовать на равенство там, где
оно невозможно в силу социального происхождения и природного
первородства.
2. Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их
последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
(Предполагаемый ответ) Исход дуэли Печорина с Грушницким положил
конец отношениям Печорина и Вернера. Гибель Грушницкого ужаснула
Вернера. Дружески преданный Печорину, он сделал все, чтобы скрыть следы
дуэли, но своего отвращения к совершенному Печориным убийству он не
стал скрывать. Примирение Печорина с Вернером невозможно. Печорин
очень хорошо понял душевное состояние доктора, причины его такого
поведения «не ответил и с ужасом отвернулся», «против обыкновения не
протянул мне руки»: «Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные
стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя
невозможность другого средства а потом умывают руки и отворачиваются
Отношения
сверстников,
сослуживцев
Грушницкий
«В дружбе один раб
другого» Печорин
с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость
ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные…».
3. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?
(Предполагаемый ответ) Итак, Вернер пассивен, и это ставит его в наших
глазах значительно ниже Печорина. Вернер отступает от своих взглядов под
влиянием непосредственного чувства. Разрыв с Вернером наиболее ярко
подчеркивает одиночество Печорина.
Вывод
Интерес, тяга к
интеллектуальному
общению
Созерцатель, ироничный
философ, боится личной
ответственности
4-я группа Печорин и Вулич
1. Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем.
Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли
жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих
образов?
(Предполагаемый ответ) Вулич близнец и антипод Печорина. Как и
Печорин, он производит впечатление «существа особенного» самобытного и
оригинального. Как и Печорин он скрытен, одинок, храбр, способен на
решительные необыкновенные поступки.
Печорин выступает в споре с Вуличем как носитель критического мышления,
сразу же обращает внимание на коренной вопрос, заданный кем-то из
офицеров: «если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля,
рассудок?» Печорин выступает в этой повести человеком воли и действия,
трезвого расчета, несокрушимой последовательности в осуществлении
принятого решения. При некоторой затяжке с выполнением пари Печорина
обращается к Вуличу со следующими словами: «Послушайте… или
застрелитесь, или повесьте пистолет на прежнее место, и пойдемте спать». В
этих словах заключена тяжелая сила решимости, не позволяющая
превращать в фарс опасные и захватывающие решения.
Печорин не только оспорил идею фатализма, заключив пари и Вуличем, но и
практически опроверг ее. Поразительно, что в тот самый момент, когда
Печорин заявляет: «Утверждаю, что нет предопределения», - он, тонкий
психолог, предсказывает Вуличу близкую смерть, основываясь на том, что
«на лице человека, который должен умереть, есть какой-то странный
отпечаток неизбежной судьбы». И оказался прав. Вулич был убит пьяным
казаком именно потому, что отрешенность или пришедшая к нему вера в
счастливый свой жребий, в неуязвимость свою не позволила ему мгновенно
понять ситуацию, ясно увидеть, кто перед ним.
Отношения
интеллектов
Вернер
«В дружбе один раб
другого» Печорин
2. Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака?
Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем
художественный смысл такой авторской позиции?
(Предполагаемый ответ) Печорин впервые жертвует собой ради других, и это
измеряет сущность его эгоистической позиции. В глазах героя романа его
поступок продолжение эксперимента над собственной личностью. Но,
несмотря на иронию Печорина, серьезность его поступка не исчезает.
IV. С какой целью нарушена композиция романа?
(Предполагаемый ответ) Фабула совокупность событий в их естественном
хронологическом порядке.
1. Предисловие к журналу Печорина
2. «Тамань»
3. «Княжна Мери»
4. «Фаталист»
5. «Бэла»
6. «Максим Максимыч»
Фабуле противостоит сюжет: те же события, но в том порядке, в котором о
них сообщает автор.
Такое построение дает автору возможность:
- максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;
- проследит историю его внутренней жизни;
- образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего
наблюдателя и в плане внутреннего раскрытия.
Вывод