Конспект урока "Т. Толстой «Соня» «Голубков огонь не берет" 9 класс

Урок литературы в 9 классе. Урок - исследование по рассказу Т. Толстой «Соня»
«Голубков огонь не берет»
Общеобразовательная цель: развитие умений и навыков анализа
прозаического произведения : определение темы и идеи, особенности изображения
героев, изобразительно- выразительные средства языка произведения, сюжетно-
композиционные особенности текста, определение авторского отношения к
изображаемому.
Воспитательная цель: работать над осознанием необходимости соблюдать законы
Духовности.
Развивающая цель: работать над умением самостоятельно добывать знания из
разных источников. Работать над умением организовать работу в группе, распределять
полученную информацию на блоки.
Предварительная подготовка: учащиеся читают рассказ Т. Толстой «Соня».
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок - исследование.
Ход урока
1 муз.
До начала урока звучит песня «Каждый выбирает по себе…» (О. Газманов).
1.
2 муз.
СТАДИЯ ВЫЗОВА.
ОНА была воспринята Советской критикой настороженно.
ЕЁ упрекали в «густоте» письма, в том, что «много в один присест не прочтешь».
О НЕЙ говорили с восторгом, но отмечали, что все её произведения написаны по
одному, выстроенному, шаблону.
ОНА в интеллектуальных кругах получает репутацию оригинального,
независимого автора.
ЕЁ основными героями были «городские сумасшедшие», «живущие и гибнущие в
жестокой среде»….
3
- О ком шла речь? (О Татьяне Толстой).
4
- На прошлом уроке мы с вами много говорили об основных этапах её биографии.
И теперь я бы хотела посмотреть, насколько вы были внимательны…
5
ФАЙН ЗЕ ФИБ
1)В 1990 году писательница уезжает в США, где ведёт преподавательскую
деятельность.
2) В 2010 году выпустила свою первую детскую книжку «Та самая Азбука
Буратино».
3) Лев Николаевич Толстой – прадед писательницы.
Обсуждают – 30 с.
КОММЕНТАРИИ
(1) В 1990 году писательница уезжает в США, где ведёт преподавательскую
деятельность. Толстая преподавала русскую литературу и художественное письмо в
колледже Скидмор.
(2) В 2010 году, в соавторстве с племянницей Ольгой Прохоровой, выпустила свою
первую детскую книжку. Озаглавленная, как «Та самая Азбука Буратино», книга
взаимосвязана с произведением дедушки писательницы — книгой «Золотой
ключик, или Приключения Буратино».
6
(3)
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Сегодня на уроке мы обратимся к рассказу Т. Толстой «Соня», прочитанному вами
дома. Но прежде нам необходимо определить тему сегодняшнего урока…
7
ЭДЬЮМЭП. Выполняют 2 м. 00 с.
8
Комментарии.
9
«Голубков огонь не берёт?..» Сама писательница утверждает, что ЭТО ключевая
фраза её рассказа. Анализируя сегодня рассказ «Соня», мы постараемся в этом
убедиться.
10
3. АНАЛИЗ ТЕКСТА.
1) Автор создает образ своей героини Сони при помощи портретной
характеристики. Он отмечает ее черты, одежду, род занятий… Давайте
обратимся к тексту и найдем эти строки… (каждый находит).
11
А теперь давайте проведем КОНТИНИУС РАУНД РОБИН - 2 м.00.с Первым
начинает участник №4. Готовы? Начали…
(Портрет - “лошадиные черты”, “голова как у лошади Пржевальского”.
Нелепая одежда - “Что-то синее, полосатое … над челюстью огромный висячий
бант блузки торчит из твердых створок костюма…”
Нелепое телосложение - грудь впалая, ноги такие толстые – будто от другого
человеческого комплекса, и косолапые ступни.
Прямая характеристика: “Ясно одно – Соня была дура”. Окружающие отмечают
Сонин “идиотизм – если человек мертв, то это надолго, если он глуп это навсегда!”
При всем при этом оказывается, что Соня нужна всем, потом что все поняли ее
“незаменимость на кухне”, “швейные достоинства”, “готовность погулять с
чужими детьми”. Окружающие пользуются ее безотказностью. Они “не могут
пользоваться Соней в одиночку: другим она тоже могла быть нужна”.
Но понемногу кроме безобразной внешности автор отмечает “чуткий инструмент”
- Сонину душу. Да и брошка ее – эмалевый сигнал о том, что не заметно снаружи.
Характеризует ее так же переписка с “Николаем”.
Из ее писем стало ясно, что она “романтична и по-своему возвышенна,
романтическое существо, в них она горела неугасимым пламенем”, обещала “вечную
верность”. И, наконец, отослала ему самое дорогое “белого эмалевого голубка”).
Вывод: За безобразной внешностью Сони таится прекрасная, любящая, чистая,
возвышенная Сонина душа. Нет соответствия между внешностью и внутренним
миром героини.
2)
12
Вторая героиня рассказа - Ада Адольфовна. Давайте обратимся к её образу.
12
Найдите в тексте строки, говорящие о ней.
(каждый находит)
13
А теперь давайте проведем РЕЛЛИ РОБИН - 1 м. 30 с. с партнёром по
плечу. Первым начнёт партнёр А. Определились? Поехали…
(Портретная характеристика схематична: “интересная женщина”, “в лучшей
форме”, “фигурка прелестная, лицо смуглое с темно-розовым румянцем”, “в
теннис она первая, на байдарке – первая, все ей смотрели в рот”. И не
удивительно, что “у нее столько поклонников”.
Но эпитет “по-змеиному элегантная” - настораживает и это змеиное свойство
укусить исподтишка – подтверждается впоследствии, ведь Ада – “змея” -
разработала “адский планчик”, придумала начать переписку с Соней от лица
Сониного обожателя.
В конце рассказа это прикованная к инвалидному креслу: “выезжает из спальни в
столовую, поворачивая руками большие колеса, трясущаяся, парализованная
старуха”.
Злая она или добрая? Вопрос повисает в воздухе – обычная.
Ради собственного удовольствия начинает переписку с Соней и не может ее
закончить, потому что Соня послала “Николаю” “Эмалевого голубка”. И даже она,
эта “змея” содрогнулась, потому что поняла, что, сказав Соне правду, она убьет ее,
отнимет самую главную иллюзию – любовь к “Николаю”.
Она искупает свою вину и у читателя нет негодования на нее. Слишком дорогую цену
заплатила она за свой злой умысел.
Во время войны “копала рвы”, “было не до любви”, “она съела все, что было можно,
сварила кожаные туфли, пила горячий бульон из обоев, отвезла в братскую могилу
своего папу, потом Льва Адольфовича”. Символично имя Ада Адольфовна. В годы
войны оно, наверное, немало беды принесло ей (Адольф Гитлер, война с немцами).
Вывод: За красивой внешностью скрывается “змеиная душа”. Образы Сони и
Ады Адольфовны противоположны в рассказе, чтобы через восприятие Ады
оттенить Сонину душевную красоту. Подтвердить, что красота – явление
превосходящее.
3)
14
На своих столах вы найдете карточки. Я прошу, чтобы сейчас участники под
№2 взяли их и прочли их содержание участникам всей команды.
Наверняка многие из вас догадались, что сейчас мы будем выполнять СОРТ
КАРДС. Выполняют 3 м.00с.
- Какие группы у вас получились?
16
1 гр. Стало быть, Соня шила...
Соня хорошо готовила. Торты накручивала великолепные.
Соня служила хранителем в музее..
Дети успевали привязаться к ней…
В теннис Ада первая, на байдарке первая…
Ада брызгала на почтовую бумагу "Шип-ром".
Влюбилась так, что только оттаскивай.
Соня клялась непременно отдать за Николая свою жизнь…
2 гр. Ада копала рвы…
Она съела все, что было можно, сварила кожаные туфли, пила горячий бульон из
обоев...
Ада затопила печурку Диккенсом
Николай лежал под горой пальто…
Соня напоила
его соком с ложечки…
3 гр. Ада Адольфовна выезжает из спальни в столовую…
Она бросила эту пачку в огонь…
17
В маленьком рассказе вместилась целая жизнь: довоенное время, война,
послевоенное.
Сквозной образ - Ада Адольфовна. Ее судьба соединяет время в единое целое.
Пространство – Ленинград, квартира Ады Адольфовны – бесконечность, в которую
уходит жизнь, черная дыра, в которой все становится бессмертным, нетленным.
Вывод: Время и пространство бесконечны “А смеющаяся компания порхнула
прочь и, поправ тугие законы пространства и времени, щебечет себе вновь в
каком-то недоступном закоулке мира, вовеки нетленная, нарядно бессмертная, и,
может быть, покажется вновь на одном из поворотов пути – в самый
неподходящий момент и, конечно же, без предупреждения”.
4)
18
А теперь поразмышляем над тем, какое место в рассказе занимает
повествователь, каково его отношение к героям и событиям.
(Думают).
19
Сейчас я прошу каждого из вас взять в руки свои листочки с ФИНКИН
БАДДИС. Найдите в классе взглядом своего друга для АНАЛИЗА.
20
Теперь мы проведём ТАЙМД ПЭА ШЭА. У каждого из вас будет по 40 с,
чтобы поделиться ответом. Первым начнёт тот, кто выше ростом.
Определились?... Поехали…
(Повествователь не поучает, не морализирует, он дает объективную картину
происходящего, не приукрашивая, и ничего не скрывая.
Ни Сонины “лошадиные черты”, ни змеиную натуру Ады. Повествователь философ.
Он размышляет о смысле жизни. “Жил человек – нет его. Только имя”. Вера в то,
что ничто не уходит бесследно, а сохраняется где-то в трущобах времени и
пространства).
Вывод: Повествователь старается не показывать личного отношения к
происходящему. Ирония сквозит в повествовании независимо от того о ком или о
чем идет речь. И лишь в отдельных фразах прорывается истинное отношение:
“чуткий инструмент – Сонина душа”, Ада “по-змеиному” элегантна, а главное
вера в то, что голубков огонь не берет”, делает образ повествователя трагичным
и проникновенным, и становится понятно, что не так уж равнодушен он к своим
героям, а пронзительная жалость к ним, маленьким и беспомощным перед лицом
судьбы становится понятной каждому. Он не в силах помочь ни Соне, ни Аде
Адольфовне, никому, да и сам он, как и все, находится на этом же пути в
бессмертие во времени и пространстве.
4. РАБОТА С КЛЮЧЕВОЙ ФРАЗОЙ РАССКАЗА.
21
–Итак, ребята, мы рассмотрели основные аспекты комплексного анализа текста. Это
так называемое физическое тело произведения. Но любая живая субстанция (а книга -
живая субстанция) – это еще Дух и Душа.
Душа и Дух данного произведения …Т. Толстая утверждает, что в любом
ее произведении есть фраза, которая является ключом к тексту и открывает суть
Духа, Души данного произведения.
Так какая же фраза в этом рассказе становится ключевой?
22
«Голубков огонь не берет»
Пристально вдумаемся в данную фразу…
23
Голубки – это…( «чистота, любовь, самопожертвование, надежда»..
24
)
25
Огонь – это…( «опасность, испытания, время, лишения»…)
26
27
Не берет – ( «не погашает, не уничтожает, не убивает»…)
28
Какова концепция данного произведения, Дух и Душа произведения? (Любовь не
убивается временем, истинная красота не уничтожается временем!)
Время – категория Продолжите…(вечная)
А для человека…(не вечная)
Что остается во времени? (истинное, прекрасное…)
Что нужно, чтобы остаться во времени и пространстве навечно? тдать
положительную энергию самопожертвования, любви).
Вечны в пространстве и времени Любовь, Красота Души, Добро…
29
Еще одна фраза, на мой взгляд, ключевая… ( на экране слайд)
Лев Адольфович: «Если человек мертв, то это надолго, если он глуп, то это
навсегда!»
Т.Толстая: «Что же, так оно и есть, время только подтвердило его слова».
Вдумаемся во фразу, произнесенную Львом Адольфовичем:
- Что в ней особенного? (Это фраза – перевёртыш.)
- Как логично должна звучать эта фраза? (Если человек глуп, то это надолго, если
мертв, то навсегда!)
30
Т.Толстая выворачивает эту фразу …Почему? (на экране слайд)
Мертв – надолго категория временная.
Глуп – навсегда - категория Вечная («Время…подтвердило…»)
31
С точки зрения Вечности, кто глуп: Соня или компания Ады и Льва? (А.А. и Л.А.
Они живут, чтобы творить зло: манипулировать другими людьми, издеваться над
ними… Соня умна, так как творит Добро так же легко и просто, как дышит…)
И по законам Высшей Справедливости каждому воздается по его Выбору, по его
Вере. Докажите это! (В конце рассказа Ада Адольфовна парализована, никому не
нужна, не любима никем. Соня прожила счастливую жизнь с осознанием того, что
она любимая, спасла своего «Николая» от неминуемой смерти и ушла в небытие в
самый счастливый момент своей жизни).
Найдите в тексте подтверждение этим мыслям Потом она напоила его соком с
ложечки, подбросила книг в печку, благословила свою счастливую судьбу и
ушла…чтобы больше никогда не вернуться»).
32
Итак: тема рассказа – одиночество, взаимонепонимание, душевная изоляция человека.
33
Главная мысль – бессмертие душевной красоты, перед которой бессильны огонь,
война и даже время.
5. Подведение итога.
34
1. Оценки.
35
2. Заполните БИЛЕТИКИ НА ВЫХОД 1 м. Сегодня на уроке мы узнали…
научились…
36
6. Домашнее задание: 800 РУБЛЕЙ САМЭРИ. Напишите размышление Зачем на
земле этой вечной живу”.
7. Выводы.
Рассказ Т.Толстой “Соня” - образец той самой необычной прозы, которую мы
называем “литература с реалистической доминантой” или “другой прозой”, “жестокой
прозой”, т.к. его характеризует погруженность в бытовые подробности:
“накрахмаленный стол”, “бульонное озерцо”, “кожаные туфли”, “бульон из обоев” и
т.д. Быт приобретает символистическое значение.
Отсутствие в жизни должного идеала;
В рассказе нет положительных или отрицательных героев. Их подлость или
прекрасная душа мельчают перед лицом обстоятельств (перед войной, вечностью).
Автор не морализирует, он лишь ироничный свидетель;
Ирония помогает скрывать личное отношение и душевную боль;
Одиночество, взаимонепонимание, душевная изоляция человека – предмет
изображения автора.
Безысходность … но ведь “голубков огонь не берет”…
37 муз.
Эндрю Фриз
Не наследив, оставить след
После себя - не за собой.
Не уползти - уйти суметь
С поднятой гордо головой.
Оставить след, не наследив...
Какой? Решает каждый сам.
А суть проста - чтобы другим
Не приходилось замывать
Пятном оставшуюся грязь
Как кляксу с чистого листа,
А добрым словом вспоминать,
И говорить: "Он жил не зря".