Рабочая программа по литературе 6 класс на 2016-2017 уч. год А.Д.Шмелев

Бюджетное общеобразовательное учреждение «Целинная средняя общеобразовательная школа»
Русско-Полянского муниципального района Омской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор БОУ «Целинная СОШ»
______________Н.В. Васильева
«______»_____________2016 г.
Рабочая программа
по литературе
на 2016 / 2017 учебный год
класс 6
УМК:
А.Д.Шмелев «Агоритм успеха»,
Москва издательский центр «Вентана-граф»,2014
Педагог
Задорожная Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы
2016
Согласовано
Заместитель директора по УВР
___________ О.А. Шпунова
«_______________2016 г.
Паспорт программы
Класс
6
Предмет
Литература
Уровень программы
Базовый
Количество часов в неделю
3
Количество часов в год
102
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями
ФГОС
Рабочая программа составлена на основе программы
Ланин Б. А. Литература: программа: 5 9 классы
общеобразовательных учреждений / Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова; под
ред. Б. А. Ланина. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Учебник
Ланин Б. А. Литература: 6 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова,
В. М. Шамчикова; под ред. Б. А. Ланина. 3-е изд., испр. и доп. М.:
Вентана-Граф, 2015.
Контрольно-измерительные материалы
1. Долгова О. В. Тестовые материалы для оценки качества
обучения. Чтение (диагностика читательской компетенции). 6 класс:
учебное пособие / О. В. Долгова. – Москва: «Интеллект-Центр», 2013.
2. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 6 класс /
Сост. Н. С. Королёва. – 3-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013.
Сроки реализации программы
2016 2017 учебный год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.1. Нормативные документы.
Программа по литературе для 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к
результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования
второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями
1. Примерной программы (Серия «Стандарты второго поколения». Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы,
М.: «Просвещение», 2011 год).
2. Литература: Программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений./ Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред Б.А. Ланина. М.: Вентана
Граф, 2014
В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего
образования, с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными
программами для начального общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
1.2. Цель литературного образования: воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, приобщать учащихся к богатствам
отечественной и мировой художественной литературы, развивать их способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы
и на этой основе формировать духовно-нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творческом
самовыражении.
1.3. Задачи изучения предмета «Литература»:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и
общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании
образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью,
историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом
высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности,
планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить, отбирать и обрабатывать необходимую информацию из различных
источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом
самосовершенствовании.
1.4. Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
Федеральным базисным учебным образовательным планом для образовательных учреждений Российской Федерации предусмотрено
изучение литературы в 6 классе в объёме 102 часов в год. В Рабочей программе предусматриваются уроки тематического контроля (4 часа),
внеклассного чтения (4 часа), развития речи (8 часов) и мониторинговые (диагностические) работы (3 часа).
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ.
2.1. Планируемые результаты освоения учебного курса.
Устное народное творчество.
Выпускник научится:
осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к
пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять
фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и
русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в
героях народных сказок и былин;
учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для
самостоятельного чтения;
целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»;
пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи
характерные для народных сказок художественные приемы;
выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать
литературную сказку от фольклорной;
видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя
загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить
общее и различное с идеалом русского и своего народов);
рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального
характера;
выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными
целевыми установками;
устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу
сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная
литература.
Выпускник научится:
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и
давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать «поле читательских ассоциаций», выбирать произведения для
чтения;
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные
ценностные ориентации;
определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии
сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных форматах (работа
исследовательского характера, реферат, проект), в том числе с использованием интернет-ресурсов.
2.2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Литература»
Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и
воспитания школьников.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию,
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:
понимание ключевых проблем изученных произведений русской и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих
нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать
и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в
раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
умение пересказывать прозаическое произведение или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста,
отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений: классные и домашние
творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании
художественных образов литературных произведений.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Повторение
Жанры фольклора. Лирические и эпические жанры (былины, сказки, предания, легенды).
► Раздел «Устное народное творчество»
Истоки литературы. Фольклор
Героический эпос
Былина
«Илья Муромец и Соловей-Разбойник»
Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств героя. Прославление силы, мужества, справедливости,
бескорыстного служения Отечеству. Былинные богатыри как выразители народного идеала, их сила и скромность. Историческая основа былин.
Традиционные былинные сюжеты. Образ сказителя в былинах, его оценка происходящих в былинах событий. Роль гиперболы в создании образа
героя эпоса.
Героическое сказание
«Песнь о Бадыноко» (фрагменты)
Обобщённое содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Сила, доблесть и мужество богатыря Бадыноко, его
честность и благородство. Авторская характеристика героя. Нравственный выбор героя. Воплощение в образе Бадыноко идеальных качеств
народа.
Раздел «Теория литературы». Понятие об эпосе. Былина как жанр фольклора. Гипербола.
Тема для обсуждения. Герои эпоса: национальные и общечеловеческие черты.
Рыцарская героическая поэма
«Песнь о Роланде» (фрагменты)
Обобщённое содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Рыцарский героический эпос. Представление об
идеальном герое: образы Роланда и Оливье. Подвиги рыцарей во славу Родины и короля.
Раздел «Теория литературы». Героический эпос и рыцарский роман.
Народная песня
Историческая песня (о Стеньке Разине, Емельяне Пугачёве и других народных героях).
Исторические факты и вымысел в песнях. Образ народного героя. Связь с былинами.
Лирическая песня Цвели, цвели цветики, да споблекли…», «Породила меня маменька…» и др.)
Исповедальность лирической песни, её диалогичность. Образы «доброго молодца» и «красной девицы». Напевность и мелодичность песни.
Раздел «Теория литературы». Лирические повторы и постоянные эпитеты в народных песнях. Звукопись.
► Разделы «Из русской литературы XIX века», «Из русской литературы XX века»
Развитие фольклорных жанров в литературе
Баллада
В. А. Жуковский
«Лесной царь»
Фантастический сюжет. «Романтика ужасов» в балладе. Диалогичность произведения. «Лесной царь» Жуковского и «Лесной царь» Гёте.
Тема для обсуждения. Два Лесных царя (по одноимённой статье М. И. Цветаевой). Баллада Жуковского перевод или оригинальное
произведение?
А. С. Пушкин
«Песнь о Вещем Олеге»
Интерес Пушкина к истории России. исторический сюжет. Летописи и «Песнь…». Образ кудесника, его свободный правдивый дар, равный
дару поэта. Смысл противопоставления образов Олега и кудесника. Своеобразие языка произведения, стилистическая роль высокой поэтической
лексики, художественные средства произведения, позволившие воссоздать атмосферу Древней Руси. Признаки баллады в «Песни…».
Раздел «Теория литературы». Жанровые особенности баллады. Сюжет в балладе. Повторение: былина, песня, баллада, сказка.
Литературная сказка
А. Н. Островский
«Снегурочка».
Фольклорные корни образа Снегурочки. Преданность героини и тема предательства в сказке.
В. М. Гаршин
«Attalea prinsceps»
Стремление к свободе главной героини. Дружба пальмы и маленькой травки. Нетрадиционность сказочного финала. Средства создания
сказочного повествования. Символика сказки.
В. А. Каверин
«Лёгкие шаги»
Две Снегурочки. Сходство Насти с фольклорной Снегурочкой и отличия от неё. Снегурочка среди современных людей. Приёмы создания
сказочных ситуаций. Особенности рассказывания.
А. де Сент-Экзюпери
Повесть-сказка «Маленький принц» (фрагменты)
Постановка вечных вопросов в философской сказке. Образы повествователя и маленького принца. Нравственная проблематика сказки.
Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире. Непонятный мир взрослых, чуждый ребёнку. Роль метафоры и аллегории в
произведении. Символическое значение образа маленького принца.
Раздел «Теория литературы». Повторение: аллегория, олицетворение.
Тема для обсуждения. Сказки фольклорные и литературные: сходство и различия. Многообразие литературных сказок. С какой целью
писатели обращаются к этому жанру?
Литературная песня
А. В. Кольцов
«Не шуми ты, рожь…», «Косарь», «Русская песня», «Разлука», «Кольцо»
Фольклорные традиции в стихотворениях Кольцова. Картины природы, их роль в создании образов главных героев.
Раздел «Теория литературы». Песня народная и литературная.
Тема для обсуждения. Традиции народной песни в русской литературе.
► Разделы «Из зарубежной литературы», «Из русской литературы XX века»
Образ мечты в литературе: путешествия, приключения, детектив
Д. Дефо
«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (главы по выбору)
Образ путешественника в литературе. Человек на необитаемом острове: его мужество и умение противостоять жизненным невзгодам.
Преобразование мира как жизненная потребность человека. Жанровое своеобразие романа.
Раздел «Теория литературы». Жанр путешествия.
А. С. Грин
«Алые паруса»
Алые паруса как образ мечты. Дружная скромная жизнь Ассоль и Лонгрена. Встреча с «волшебником» знак судьбы. Детство и юность
Грея, его взросление и мужание. Воплощение мечты как сюжетный приём. Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции.
Символические образы моря, солнца, корабля, паруса.
Э. А. По
«Золотой жук»
Литературные истоки детективного жанра. Поиски сокровищ капитана Кидда. Логическая загадка и её объяснение Вильямом Леграном.
Смена рассказчика. Приключенческий рассказ и детектив.
Раздел «Теория литературы». Понятие о детективе как жанре.
Тема для обсуждения. Мечта и приключения в жизни и в литературе.
Связь между видами искусства. Воплощение литературных образов в живописи и музыке, театре и кино: музыка И.-С. Баха, И. Брамса,
Э. Грига; художественный фильм «Алые паруса» (режиссёр А. Птушко, 1961), художественный фильм («Жизнь и удивительные приключения
Робинзона Крузо», режиссёр С. Говорухин, 1972)
► Разделы «Из русской литературы XIX в.», «Из русской литературы XX в.»
Наедине с поэтом
Стихи о природе и о природе творчества
А. С. Пушкин «Узник», «Зимняя дорога», «Туча»
Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в
пейзажной лирике.
Е. А. Боратынский «Водопад»
М. Ю. Лермонтов «Три пальмы»
Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Размышления о красоте и смерти.
С. А. Есенин «В зимний вечер по задворкам…», «Сыплет черёмуха снегом…», «Край любимый! Сердцу снятся…», (Топи да болота…)
Б. Л. Пастернак «Снег идёт»
Д. С. Самойлов «Перед снегом»
Е. А Евтушенко «Идут белые снеги…»
Б. Ш. Окуджава «Полночный троллейбус»
Авторское мироощущение и читательские впечатления. Автор и пейзаж в лирическом стихотворении, особенности пейзажа в
стихотворениях разных авторов. Образы природы как средство раскрытия души лирического героя. Философский смысл пейзажных
стихотворений, их символика.
В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
М. B. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано...»
В. Ф. Ходасевич «Поэту»
Образ поэта в лирике. Самоирония и провозглашение ценности поэтического творчества
Раздел «Теория литературы». Лирический герой в стихотворении. Пейзаж и его роль в лирике. Тема поэта и творчества.
Интернет. Знакомство с детскими литературными сайтами. Составление списка любимых сайтов.
► Раздел «Из русской литературы XIXв.»
Страницы классики
А.С. Пушкин. «Повести Белкина»
Из биографии поэта (к истории создания «Повестей Белкина»).
Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём. Отношение рассказчика к героям повести и формы его
выражения. Образ рассказчика.
«Выстрел»
Картины офицерского быта. Сильвио и его обидчики. Тайная мысль героя: месть или попытка отстоять своё достоинство? Дуэль как
способ разрешения конфликта и как игра человека с собственной судьбой. Сопоставление двух дуэлей. Образ графа. Поведение человека чести
перед лицом смерти. Рассказчик в «Выстреле».
Тема для обсуждения. Человек в противостоянии своей судьбе.
Раздел «Теория литературы». Конфликт и движение сюжета в произведении. Роль детали. Образ рассказчика. Отношение рассказчика к
героям повести и формы его выражения.
М. Ю. Лермонтов
«Бородино»
Из биографии поэта (к истории создания стихотворения).
Историческая основа стихотворения. Героизм русского народа, патриотический пафос в стихотворении. Образ рядового участника
сражения. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения. Роль эпитета в поэтическом описании
действия. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Яркость и выразительность языка Лермонтова.
Раздел «Теория литературы». Понятие о пафосе.
Н. В. Гоголь
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Из биографии писателя (к истории создания цикла).
«Ночь перед Рождеством»
Фольклорные мотивы в повести. Поэтизация казачьей вольности и чувства любви в ранних произведениях Н. В. Гоголя. Картины народной жизни
(праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана. Фольклорные традиции в создании образов. Изображение
конфликта тёмных и светлых сил. Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики. Описание украинского села и
Петербурга. Характер повествования. Комическое у Гоголя. Сочетание юмора и лиризма.
И. С. Тургенев
«Муму»
Из биографии (к истории создания рассказа).
Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России. Образ Герасима. Герасим и собачка Муму: раскрытие душевных
качеств главного героя. Картины крепостного быта. Образ своенравной барыни. Трагическая развязка рассказа. Смысл концовки. Особенности
повествования, авторская позиция. Символическое значение образа главного героя. Образ Муму. Смысл финала повести.
Раздел «Теория литературы». Характеристика персонажа. Средства создания образа.
Тема для обсуждения. Образ положительного героя в русской классической литературе. Автор и рассказчик.
Связь между видами искусства. Экранизация повестей. Фильм «Выстрел» ежиссёр П. Фоменко, 1981). Фильм «Вечера на хуторе близ
Диканьки» (режиссёр А. Роу, 1961).
► Разделы «Из русской литературы XIX века», «Из русской литературы XX века»
Среди ровесников
С. Т Аксаков
«Детские годы Багрова-внука».
Из биографии (детские годы писателя).
Разбор двух-трёх глав повести (по выбору). Тема становления человеческого характера в повести. Особенности повествования.
Автобиографический герой в «Детских годах Багрова-внука». Внутренний мир мальчика и народная поэзия. Роль пейзажа в раскрытии характера
героя. Своеобразие сюжета и образной системы в автобиографических произведениях.
Раздел «Теория литературы». Пейзаж в художественном произведении.
Л. Н. Толстой
«Детство» (главы по выбору).
Из биографии (детские годы писателя).
Автобиографичность произведения, автор и рассказчик, особенности повествования. Образ Николеньки Иртеньева: события, увиденные
глазами десятилетнего ребёнка и анализируемые взрослым человеком. Система персонажей: семья Иртеньевых папенька, матушка, Володя,
Любочка, отношения в семье. Учитель Карл Иванович и Наталья Саввишна простые добрые люди, любящие детей. Тема воспитания и
становления характера.
Раздел «Теория литературы». Автор и рассказчик. Автобиографичность героя-повествователя. Искусство детали.
М. Горький
«Детство»
Из биографии (детские годы писателя).
Кто рассказывает о детстве (голоса героя-рассказчика и автора). Взросление маленького человека, борьба за своё достоинство. Образ
бабушки как воплощение народной мудрости и душевного тепла. Картины природы в повести.
Раздел «Теория литературы». Портрет литературного героя, автобиографическая проза.
Тема для обсуждения. Серёжа Багров, Николенька Иртеньев, Алёша Пешков и мои сверстники: общее и различное.
Ю. Я. Яковлев
«Багульник»
Человек в общении с природой. Образ багульника, его роль в рассказе. Природа и воспитание человеческой души.
Раздел «Теория литературы». Пейзаж и раскрытие человеческих качеств героя.
А. Г. Алексин
«Мой брат играет на кларнете»
Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Ребёнок в мире взрослых и «взросление» отношений между детьми. Конфликт
между различными поколениями в повести. Нравственное изменение героев в ходе развития сюжетного действия. Отстаивание правды, добра
и справедливости
В. К. Железников
«Чучело»
Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Человек в коллективе. Личность в противостоянии агрессивной и несправедливой
толпе (феномен «белой вороны»). Равнодушные взрослые. Предательство Димки Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини повести
Ю. П. Мориц
«Всадник Алёша»
Скорое взросление и трудный выбор Алёши. Поездка Алёши к отцу и брату. Возможность возвращения к прежней жизни. Символика
названия.
Раздел «Теория литературы». Нравственный выбор.
Тема для обсуждения. Воспитание и становление характера в детской литературе. Нравственный выбор как основа сюжета.
«Круг чтения»
Русская литература
А. Г. Алексин. «Очень страшная история», «Домашнее сочинение», «Звоните и приезжайте»
П. П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Медной горы Хозяйка»
В. О. Богомолов «Иван»
В. П. Крапивин «Сандалик, или Путь к девятому бастиону», «Оранжевый портрет с крапинками»
А. К. Некрасов. «Приключения капитана Врунгеля»
А. Н. Толстой «Приключения Буратино», «Детство Никиты»
Зарубежная литература
Г. Бичер-Стоу. «Хижина дяди Тома»
Ж. Верн. «Пятнадцатилетний капитан»
А. Конан Дойл. «Затерянный мир»
М. Рид. «Отважная охотница», «Оцеола, вождь семинолов»
В. Скотт. «Айвенго»
А. Стендаль. «Ванина Ванини»
О. Уайльд. «День рождения инфанты», «Соловей и роза», «Мальчик-звезда»
Г. Хаггард. «Дочь Монтесумы»
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
ур.
п/п
Кол-во
часов
Содержание обучения
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Введение. Повторение изученного в 5 классе (3 часа)
1 2
2
Знакомство с учебником.
Повторение: лирические и эпические жанры
фольклора (былины, сказки, предания, легенды).
Различать образы лирического героя и автора в лирике, рассказчика
и повествователя в эпическом произведении.
3
1
Мониторинг. Входной контроль. Диагностическая
работа № 1.
Выявлять уровень своего литературного развития.
Раздел «Устное народное творчество» (12 часов)
Истоки литературы. Фольклор
Задачи: приобщение к архетипам и мифологемам народного сознания; усвоение и активизация литературоведческих терминов: былина, сказка,
предание, легенда.
Виды деятельности: чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование.
Теоретические понятия для изучения: понятие об эпосе, былина как жанр фольклора, гипербола, героический эпос и рыцарский роман,
лексические повторы и постоянные эпитеты в народных песнях, звукопись
4 6
3
Героический эпос. Былина. «Илья Муромец и
Соловей-Разбойник». Былинные богатыри как
выразители народного идеала, их сила и скромность.
Историческая основа былин. Традиционные
былинные сюжеты. Образ сказителя в былинах, его
оценка происходящих в былинах событий.
Выразительно читать фрагмент былины. Характеризовать героя
былины как воплощение русского национального характера.
Объяснять метафорическую природу художественного образа, его
обобщающее значение и наличие оценочного значения в словесном
образе. Выявлять в тексте разные виды художественных образов
(человека, природы, времени года, животного, события, предмета).
Выявлять особенности героического эпоса других народов.
Учитывать жизненную основу и художественную условность,
индивидуальную неповторимость и типическую обобщённость
художественного образа. Отличать стихотворную речь от
прозаической, находить основные признаки стихотворной речи,
характеризовать отличия былинного стиха от песенного,
рифмованного от нерифмованного.
7 8
2
Героическое сказание. Сказание о нартах: «Песнь о
Бадыноко» (фрагменты)
Сила, доблесть и мужество богатыря Бадыноко, его
честность и благородство. Авторская характеристика
героя. Нравственный выбор героя. Воплощение в
образе Бадыноко идеальных качеств народа.
Тема для обсуждения. Герои эпоса: национальные и
общечеловеческие черты
9 11
3
Рыцарский героический эпос. «Песнь о Роланде»
(фрагменты). Представление об идеальном герое:
образы Роланда и Оливье. Подвиги рыцарей во славу
родины и короля.
1214
3
Русские народные песни. Историческая песня
Стеньке Разине, Емельяне Пугачёве и других
народных героях) — по выбору учителя.
Исторические факты и вымысел в песнях. Образ
народного героя. Связь с былинами.
Лирическая песня («Цвели в поле цветики, да
споблекли…», «Породила меня маменька…» и др.) —
по выбору учителя.
Исповедальность лирической песни, её
диалогичность. Образы «доброго молодца» и
«красной девицы». Напевность и мелодичность
песни.
15
1
Контрольная работа по теме «Фольклор».
Разделы «Из русской литературы XIX века», «Из русской литературы XX века» (18 часов)
Развитие фольклорных жанров в литературе
Задачи: эмоциональное развитие на материале «романтики ужасов», приобщение к историческим сюжетам; усвоение и активизация
литературоведческого термина «баллада».
Вид деятельности: сопоставление литературных произведений.
Повторение: былина, песня, баллада, сказка.
Понятия для изучения: жанровые особенности баллады, сюжет в балладе
1618
3
В.А. Жуковский. «Лесной царь»
Фантастический сюжет. «Романтика ужасов» в
балладе. Диалогичность произведения. «Лесной
царь» Жуковского и «Лесной царь» Гёте.
Тема для обсуждения. Два Лесных царя (по
одноимённой статье М.И. Цветаевой). Баллада
Жуковского перевод или оригинальное
произведение?
Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка,
композиции, образа времени и пространства, образа романтического
героя.
Выступать с развёрнутыми сообщениями, обобщающими такие
наблюдения. Письменно оформлять результаты выступления.
Воспринимать художественную условность как специфическую
характеристику искусства в различных формах от правдоподобия
до фантастики.
Характеризовать отличия былинного стиха от песенного,
рифмованного от нерифмованного. Конспектировать и реферировать
источники, необходимые для подготовки индивидуальной школьной
исследовательской работы
1920
2
А.С. Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге»
Исторический сюжет. Летописи и «Песнь…». Образ
кудесника, его свободный правдивый дар, равный
дару поэта. Своеобразие языка произведения,
стилистическая роль высокой поэтической лексики.
Повторение: былина песня — баллада сказка
Литературная сказка
Задачи: повторение литературоведческих терминов: литературная сказка, аллегория, олицетворение.
Виды деятельности: чтение, рассказывание, интерпретация.
Повторение: аллегория, олицетворение.
2123
3
А.Н. Островский. «Снегурочка».
Фольклорные корни образа Снегурочки. Преданность
героини. Тема предательства в сказке.
Выявлять черты фольклорной традиции в литературных
произведениях, определять художественные функции фольклорных
мотивов, образов, поэтических средств в литературном
произведении.
Учитывать специфику происхождения, форм бытования, жанровое
своеобразие двух основных ветвей словесного искусства
фольклорной и литературной
2425
2
В.М. Гаршин. «Attalea prinsceps».
Стремление к свободе главной героини. Дружба
пальмы и маленькой травки. Нетрадиционность
сказочного финала. Средства создания сказочного
повествования. Символика сказки.
2628
3
В.А. Каверин. «Лёгкие шаги».
Две Снегурочки. Сходство Насти с фольклорной
Снегурочкой и отличия от неё. Снегурочка среди
современных людей. Приёмы создания сказочных
ситуаций. Особенности рассказывания.
2931
3
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
(фрагменты)
Афористичность сказки. Аллегорическая основа
произведения.
Литературная песня
Задачи: приобщение к традициям народной культуры; усвоение и активизация литературоведческого термина «литературная песня».
Виды деятельности: чтение, заучивание наизусть, рисование словесных картин.
Понятия для изучения: песня народная и литературная.
32
1
А.В. Кольцов. «Косарь», «Кольцо», «Не шуми ты,
рожь…», «Разлука», «Русская песня».
Фольклорные традиции в стихотворениях Кольцова.
Картины природы, их роль в создании образов
главного героя и героини.
Читать выразительно произведение с учётом его жанровой
специфики.
33
1
Контрольная работа по разделу «Развитие
фольклорных жанров в литературе».
Разделы «Из зарубежной литературы», «Из русской литературы XX века» (11 часов)
Образ мечты в литературе: путешествия, приключения, детектив
Задачи: расширение пространственно-географических представлений; усвоение и активизация литературоведческих терминов: жанр
путешествия, детектив.
Виды деятельности: чтение и интерпретация.
Понятия для изучения: жанр путешествия, понятие о детективном жанре.
Связь между видами искусства: воплощение литературных образов в живописи и музыке, театре и кино: музыка И.-С. Баха, И. Брамса,
Э. Грига; художественные фильмы «Алые паруса» (режиссёр А. Птушко, 1961), «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»
ежиссёр С. Говорухин, 1972)
3437
4
Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения
Робинзона Крузо» (главы по выбору учителя).
Образ путешественника в литературе. Человек на
необитаемом острове: его мужество и умение
противостоять жизненным невзгодам.
Преобразование мира как жизненная потребность
человека.
Выявлять признаки художественной традиции фольклора и
литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его
новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки
проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.).
Воспринимать форму и содержание литературного произведения
в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы
определённой эпохи.
Писать сочинение.
3841
4
А.С. Грин. «Алые паруса».
Алые паруса как образ мечты. Дружная скромная
жизнь Ассоль и Лонгрена. Встреча с «волшебником»
знак судьбы. Детство и юность Грея, его
взросление и мужание. Воплощение мечты как
сюжетный приём .
4243
2
Э.А. По. «Золотой жук».
Литературные истоки детективного жанра. Поиски
сокровищ капитана Кидда. Логическая загадка и её
объяснение Вильямом Леграном. Смена рассказчика.
Приключенческий рассказ и детектив.
44
1
Мониторинг. Промежуточный контроль.
Диагностическая работа № 2.
Разделы «Из русской литературы XIX в.», «Из русской литературы XX в.» (14 часов)
Наедине с поэтом
Стихи о природе и о природе творчества
Задачи: воспитание любви к природе; усвоение и активизация литературоведческого термина «лирический герой».
Виды деятельности: поиск материалов на литературных сайтах.
Повторение: пейзаж.
Понятия для изучения: лирический герой в стихотворении. Автор и пейзаж в лирике.
Интернет: знакомство с детскими литературными сайтами, составление списка любимых сайтов.
4546
2
А.С. Пушкин. «Узник», «Зимняя дорога», «Туча».
Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные
признаки стихотворной речи, характеризовать отличия стиха
рифмованного от нерифмованного. Определять виды рифм
и способы рифмовки двусложных и трёхсложных размеров стиха на
примере изучаемых стихотворных произведений, созданных
в рамках силлабо-тонической системы стихосложения.
Читать выразительно произведение с учётом его жанровой
специфики.
47
1
Е. А. Боратынский «Водопад».
48
1
М. Ю. Лермонтов «Три пальмы».
4950
2
С.А. Есенин. «В зимний вечер по задворкам...»,
«Сыплет черёмуха снегом...», «Край любимый!
Сердцу снятся…», «Топи да болота...».
5152
2
Б.Л. Пастернак. «Снег идёт».
Д.С. Самойлов. «Перед снегом».
Е.А. Евтушенко. «Идут белые снеги…».
Б.Ш. Окуджава. «Полночный троллейбус»
Авторское мироощущение и читательские
впечатления. Автор и пейзаж в лирическом
стихотворении, особенности пейзажа в
стихотворениях разных авторов.
Образы природы как средство раскрытия души
лирического героя. Философский смысл пейзажных
стихотворений, их символика.
53
1
М.B. Цветаева. «Моим стихам, написанным так
рано...».
В.Ф. Ходасевич. «Поэту»
Образ поэта в лирике. Самоирония и провозглашение
ценности поэтического творчества
Соотносить персонаж и прототип, образы автора и биографического
автора, лирического героя и поэта.
5455
2
В. В. Маяковский. «Необычайное приключение,
Характеризовать ритмико-метрические особенности произведений,
бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
читать выразительно.
56
1
Интерпретация стихотворения.
5758
2
Литературный проект. Представление презентаций,
посвящённых поэзии.
Раздел «Из русской литературы XIXв.» (19 часов)
Страницы классики
Задачи: приобщение к национальной истории; усвоение и активизация литературоведческих терминов: конфликт, развитие сюжета, роль детали,
понятие о пафосе.
Виды деятельности: чтение и интерпретация.
Понятия для изучения: конфликт, движение сюжета, деталь, рассказчик, пафос, сатира, характеристика персонажа.
Связь между видами искусства: музыка Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель». Экранизации повестей. Фильм «Выстрел»
(режиссёр П. Фоменко, 1981). Фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки» (режиссёр А. Роу, 1961)
5964
6
А.С. Пушкин. «Повести Белкина». Из биографии
поэта истории создания «Повестей Белкина»).
«Выстрел»
Картины офицерского быта. Сильвио и его обидчики.
Тайная мысль героя: месть или попытка отстоять
своё достоинство? Дуэль как способ разрешения
конфликта и как игра человека с собственной
судьбой. Сопоставление двух дуэлей. Образ графа.
Поведение человека чести перед лицом смерти.
Рассказчик в «Выстреле».
Тема для обсуждения. Человек в противостоянии
своей судьбе.
Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет,
характеризовать персонажей, давать их сравнительные
характеристики, определять основной конфликт, группировку
образов, основные этапы развития сюжета, характеризовать
своеобразие языка писателя.
Писать сочинение с элементами литературоведческого анализа
6567
3
М. Ю. Лермонтов. «Бородино»
Из биографии поэта истории создания
стихотворения).
Историческая основа стихотворения.
Героизм русского народа, патриотический пафос в
стихотворении. Роль эпитета в поэтическом
описании действия. Яркость и выразительность
языка Лермонтова.
Читать выразительно художественный текст, в том числе наизусть,
участвовать в инсценировании литературного произведения, чтении
по ролям.
6872
5
Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Из
биографии (к истории создания цикла).
«Ночь перед Рождеством»
Фольклорные мотивы в повести.
Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или
письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с
использованием цитирования.
Поэтизация казачьей вольности и чувства любви в
ранних произведениях Н.В. Гоголя. Комическое у
Гоголя.
Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику,
идейно-эмоциональное содержание. Владеть такими видами
пересказа, как сжатый пересказ, пересказ с изменением лица
рассказчика и др.
7377
5
И.С. Тургенев. «Муму».
Из биографии (к истории создания рассказа).
Образ Герасима. Герасим и собачка Муму: раскрытие
душевных качеств главного героя. Картины
крепостного быта. Образ своенравной барыни.
Трагическая развязка рассказа. Смысл концовки.
Автор и рассказчик.
Тема для обсуждения. Образ положительного героя в
русской классической литературе.
Разделы «Из русской литературы XIX века», «Из русской литературы XX века» (23 часа)
Среди ровесников
Задачи: воспитание характера и моральных ценностей; усвоение и активизация литературоведческих терминов: роль пейзажа в литературном
произведении, автобиографический герой.
Виды деятельности: чтение и интерпретация.
Повторение и обобщение: пейзаж в художественном произведении, художественная деталь.
Понятия для изучения: пейзаж в художественном произведении, автор и рассказчик, автобиографичность героя-повествователя, портрет
литературного героя.
7880
3
С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука».
Из биографии (детские годы писателя). Разбор главы
«Первая весна в деревне» повести «Детские годы
Багрова-внука».
Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном
образе родины в творчестве русских писателей.
Анализировать различные формы выражения авторской позиции
в произведении, характеризовать формы проявления авторской
позиции в эпосе.
Писать сочинение (сравнение образа детства у разных писателей).
8184
4
Л. Н. Толстой. «Детство». (Глава «Ивины»).
Из биографии (детские годы писателя).
Автобиографичность произведения, автор и
рассказчик, особенности повествования. Образ
Николеньки Иртеньева: события, увиденные глазами
десятилетнего ребёнка и анализируемые взрослым
человеком. Система персонажей: семья Иртеньевых
папенька, матушка, Володя, Любочка, отношения
в семье. Учитель Карл Иванович и Наталья
Саввишна простые добрые люди, любящие детей.
Тема воспитания и становления характера.
8588
4
М. Горький «Детство».
Из биографии (детские годы писателя). Кто
рассказывает о детстве (голоса героя-рассказчика и
автора). Взросление маленького человека, борьба за
своё достоинство. Образ бабушки как воплощение
народной мудрости и душевного тепла. Картины
природы в повести.
Тема для обсуждения. Серёжа Багров, Николенька
Иртеньев, Алёша Пешков и мои сверстники: общее и
различное.
8991
3
Ю.Я. Яковлев. «Багульник».
Человек в общении с природой. Образ багульника,
его роль в рассказе. Природа и воспитание
человеческой души.
Воспринимать форму и содержание литературного произведения в
свете общеэстетических характеристик искусства и литературы
определённой эпохи. Пересказывать содержание художественного
произведения подробно, максимально используя характерные для
стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции.
Писать сочинение на вольную тему.
9294
3
А. Г. Алексин. «Мой брат играет на кларнете».
Ребёнок в мире взрослых и «взросление» отношений
между детьми. Конфликт между различными
поколениями в повести. Нравственное изменение
героев в ходе развития сюжетного действия.
Отстаивание правды, добра и справедливости.
9597
3
В. К. Железников. «Чучело».
Человек в коллективе. Личность в противостоянии
агрессивной и несправедливой толпе (феномен
«белой вороны»). Равнодушные взрослые.
Предательство Димки Сомова. Достоинство
и самоуважение главной героини повести.
98-99
2
Ю. П. Мориц. «Всадник Алёша».
Скорое взросление и трудный выбор Алёши.
Поездка Алёши к отцу и брату. Возможность
возвращения к прежней жизни. Символика названия.
Тема для обсуждения. Воспитание и становление
характера в детской литературе. Нравственный
выбор как основа сюжета.
100
1
Промежуточная итоговая аттестация.
101-
102
2
Резерв.
Выступать с развёрнутыми письменными сообщениями,
обобщающими сделанные наблюдения. Писать контрольное
сочинение.
5. Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе
на основе требований к результатам основного общего образования, представленных в ФГОСе.
урока
(год)
Тема урока
кол-во
часов
Основное содержание по
темам, практические и
письменные работы
Планируемые результаты
дата
Личностные
Метапредметные
Предметные
план
факт
Введение. Повторение изученного в 5 классе. (3 часа)
1-2
Введение. От
истоков
литературы к
литературным
жанрам
2
Художественное
произведение.
Диагностика уровня
литературного развития
учащихся
приобщение к
духовно-
нравственным
ценностям русской
литературы и
культуры
умение работать с
разными источниками
информации, находить
ее, анализировать,
использовать в
самостоятельной
деятельности.
знать и понимать цели и
задачи предмета, структуру
учебника-хрестоматии,
формы проявления
авторской позиции в
произведениях различных
родов литературы, умение
решать тесты
3
Мониторинг.
Входной
контроль.
Диагностическая
работа № 1.
1
Раздел «Устное народное творчество» 12часов.
Истоки литературы. Фольклор.
4-6
Героический эпос.
Былина «Илья
Муромец и Соловей
Разбойник»
3
Конкурс на лучшее
исполнение малых
жанров фольклора
Былинные богатыри как
выразители народного
идеала, их сила и
скромность.
развитие
эстетического
сознания через
освоение
художественного
наследия народа
умение определять
понятия, создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать
знать малые фольклорные
жанры, их отличительные
особенности; причины
возникновения и цель
создания жанров фольклора,
использование их в устных и
письменных высказываниях;
устно рецензировать
выразительное чтение
одноклассников, исполнения
актеров.
Письменный ответ на
проблемную тему
7-8
Героическое
сказание.
Героический эпос
народов России.
2
Сила, доблесть и
мужество богатыря
Бадыноко, его честность
и благородство.
Авторская характеристика
героя.
9-11
Рыцарский
героический эпос.
Песнь о Роланде
(фрагменты)
3
Представление об
идеальном герое: образы
Роланда и Оливье.
12-
14
Русские народные
песни.
3
Исповедальность
лирической песни. Её
диалогичность.
Напевность и
мелодичность песни.
15
Контрольная
работа № 1 по теме
«Фольклор»
В чём связь русских
народных песен с
былинами?
Развитие фольклорных жанров в литературе (18 ч.)
16-
18
Баллада.
В. А. Жуковский.
Лесной царь
3
Фантастический сюжет.
Романтика ужасов в
балладе. Диалогичность
произведения. Тема для
обсуждения : Баллада
Жуковского – перевод или
оригинальное
произведение?
воспитание
патриотизма,
уважения к
Отечеству,
осознание своей
этнической
принадлежности,
знание истории,
языка, культуры
своего народа
умение
организовывать
учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
учителем и
сверстниками, уметь
работать с разными
источниками
информации
знать жанры древнерусской
литературы, видеть
нравственные аспекты
летописи, уметь
характеризовать стиль
произведения, подбирать
цитатные примеры для
характеристики образов и
приемов изображения
человека, составлять устные
и письменные ответы на
вопросы с использованием
цитирования, участвовать в
коллективном диалоге
19-
20
А. С. Пушкин.
Песнь о вещем
Олеге
2
Исторический сюжет.
Образ кудесника, его
свободный правдивый
дар, равный дару поэта.
21-
23
Литературная
сказка
А.Н. Островский
«Снегурочка»
3
Преданность героини и
тема предательства в
сказке. Фольклорные
корни образа Снегурочки.
формирование
ответственного
отношения к
учению.
принятие решений и
осуществление
осознанного выбора в
учебной и
познавательной
деятельности.
уметь характеризовать стиль
произведения, работать со
словарем лингвистических
терминов, знать отличие
литературной сказки от
русско-народной.
24-
25
В. М. Гаршин
2
Стремление к свободе
главной героини. Дружба
пальмы и маленькой
травки.
Нетрадиционность
сказочного финала.
26-
28
В. А. Каверин.
«Лёгкие шаги»
3
Две Снегурочки.
Сходство Насти с
фольклорной
Снегурочкой и отличия от
неё. Особенности
рассказывания.
29-
31
А. де Сент-
Экзюпери
«Маленький
принц»
3
Афористичность сказки.
Аллегорическая основа
произведения.
32
Литературная
песня.
А. В. Кольцов.
« Косарь»,
«Кольцо», «Не
шуми ты рожь…»
1
Фольклорные традиции в
стихотворениях Кольцова.
Картины природы, их
роль в создании образов
главного героя и героини.
развитие
морального
сознания и
компетентности в
решении
моральных проблем
на основе
личностного
выбора;
формирование
осознанного и
ответственного
отношения к
собственным
поступкам.
освоение социальных
норм, правил
поведения, развивать
мотивы и интересы
своей познавательной
деятельности.
выразительно читать
наизусть, презентовать и
защищать собственные
иллюстрации к песни,
составлять план ответа на
проблемный вопрос
33
Контрольная
работа № 2 по
теме «Развитие
фольклорных
жанров в
литературе»
Образ мечты в литературе: путешествия, приключения, детектив (11 ч.)
34-
37
Д. Дефо «Робинзон
Крузо»
4
Расширение
пространственно-
географических
представлений
приобщение к
духовно-
нравственным
ценностям русской
литературы и
культуры,
Умение работать с
разными источниками
информации, находить
ее, анализировать,
использовать в
самостоятельной
деятельности.
Уметь определять жанр
произведения;
38-
41
А. С. Грин «Алые
паруса»
4
Главы по выбору учителя.
Образ путешественника в
литературе. Человек на
необитаемом острове: его
мужество и умение
противостоять
жизненным невзгодам.
Алые паруса как образ
мечты. Дружная скромная
жизнь Ассоль и Лонгрена.
Встреча с «волшебством»
- знак судьбы.
42-
43
Э. По. «Золотой
жук».
2
Литературные истоки
детективного жанра.
Поиски сокровищ
капитана Кидда.
Приключенческий
рассказ и детектив.
44
Мониторинг.
Промежуточный
контроль.
Диагностическая
работа № 2.
1
Наедине с поэтом. Стихи о природе и о природе творчества 14ч
45-
46
А. С. Пушкин
«Узник», «Зимняя
дорога», «Туча»
2
Воспитание любви к
природе.
Авторское
мироощущение и
читательские
впечатления. Автор и
пейзаж в лирическом
стихотворении,
особенности пейзажа в
стихотворениях разных
авторов.
Образ поэта в лирике.
Самоирония и
провозглашение ценности
поэтического творчества.
развитие
морального
сознания и
компетентности в
решении
моральных проблем
на основе
личностного
выбора;
формирование
осознанного и
ответственного
отношения к
собственным
поступкам.
работать с разными
источниками
информации,
находить ее,
анализировать,
использовать в
самостоятельной
деятельности;
выделять причинно-
следственные связи в
устных и письменных
высказываниях,
формулировать
выводы
Расширить знание жанров
лирики, поэтических
средств художественной
выразительности, подбирать
цитаты, иллюстрирующие
понятие «антитеза»,
особенности жанра
дружеского послания, о
роли пейзажа в
стихотворении, работать со
словарем
литературоведческих
терминов
47
Е. А. Баратынский
«Водопад»
1
48
М. Ю. Лермонтов
«Три пальмы»
1
49-
50
С. А. Есенин «В
зимний вечер по
задворкам»,
«Сыплет черёмуха
снегом»
2
51-
52
Б. Л. Пастернак
«Снег идёт» Д. С.
Самойлов « Перед
снегом», Е. А.
Евтушенко « Идут
белые снеги..» Б.Ш
Окуджава.
«Полночный
троллейбус».
2
53
М. Цветаева «
Моим стихам..»
1
54-
55
В. В. Маяковский
«Необычайное
приключение,
бывшее с
Владимиром
Маяковским на
даче».
2
56
Интерпретация
стихотворения
1
57-
58
Литературный
проект.
Представление
презентаций,
посвящённых
поэзии.
2
Страницы классики.19 часов.
59
А.С. Пушкин. Из
биографии поэта.
1
Иллюстрировать понятия
«антитеза» примерами из
повести
формирование
ответственного
отношения к
учению, готовности
и способности
обучающихся к
саморазвитию и
самообразованию
Принимать учебную
задачу.
Осуществлять
решение учебной
задачи под
руководством
учителя.
выделять этапы развития
сюжета, различать образы
рассказчика и автора-
повествователя,
60
А.С. Пушкин
«Метель».
1
61
Метель как образ
Судьбы,
вмешивающейся в
жизнь героев.
62
Авантюрный сюжет
в повести.
63
Роль рассказчика в
повести, его
отношение к
героям. Тест.
64
Развитие речи.
Подготовка к
домашнему
сочинению по
творчеству
А.С. Пушкина
Письменный ответ на
проблемные вопросы:
- роль детали в повести
«Метель»
- человек в
противостоянии своей
судьбе
формирование
ответственного
отношения к
учению,
готовности и
способности
обучающихся к
Умение работать с
разными источниками
информации, находить
ее, анализировать,
использовать в
самостоятельной
деятельности.
Владеть навыком
письменного развернутого
ответа на проблемный
вопрос ,
владеть начальными
навыками
литературоведческого
саморазвитию и
самообразованию.
анализа.
65-
67
М.Ю. Лермонтов
«Бородино»
3
Историческая основа
стихотворения. Героизм
русского народа,
патриотический пафос
стихотворения.
развитие
эстетического
сознания через
освоение
художественного
наследия
Умение работать со
словарем
литературоведческих
терминов, со
справочной
литературой и
ресурсами Интернета
с целью поиска
материалов о
биографии и
творчестве поэта (под
руководством учителя)
Выявлять художественно
значимые изобразительно-
выразительные средства
языка поэта, определять их
художественные функции в
произведении, определять
виды рифм и способов
рифмовки
68-
72
Н. В. Гоголь «
Вечера на хуторе
близ Диканьки»
5
Из биографии писателя.
Фольклорные мотивы в
повести. Поэтизация
казачьей вольности и
чувства любви в ранних
произведениях Н. В.
Гоголя. Комическое у
Гоголя.
формирование
ответственного
отношения к
учению, готовности
и способности
обучающихся к
саморазвитию и
самообразованию
Умение работать с
разными источниками
информации, находить
ее, анализировать,
использовать в
самостоятельной
деятельности.
Владеть навыком
письменного развернутого
ответа на проблемный
вопрос, владеть начальными
навыками
литературоведческого
анализа.
73-
77
И. С. Тургенев.
« Муму»
5
Образ Герасима. Герасим
и собачка Муму:
раскрытие душевных
качеств главного героя.
Картины крепостного
быта. Образ своенравной
барыни. Трагическая
развязка рассказа. Смысл
концовки.
Подготовка к сочинению.
«Положительный герой в
рассказе».
формирование
ответственного
отношения к
учению, готовности
и способности
обучающихся к
саморазвитию и
самообразованию.
умение создавать,
применять и
преобразовывать знаки
и символы, модели и
схемы для решения
учебных и
познавательных задач;
знать изученные теоретико-
литературные понятия.
Образ положительного героя
в русской классической
литературе.
Среди ровесников 23 часа.
78-
80
С. Т. Аксаков. «
Детские годы
Багрова-внука»
3
Тема становления
человеческого характера в
повести. Особенности
повествования.
Автобиографический
герой
81-
84
Л Н. Толстой
«Детство»
4
Развитие представлений о
портретной
характеристике
персонажей, образ
Николеньки Иртеньева.
Тема воспитания и
становления характера.
развитие
эстетического
сознания через
освоение
художественного
наследия народа.
Смысловое чтение
умение оценивать
правильность
выполнения учебной
задачи, собственные
возможности её
решения.
Развивать представление о
портретной характеристике
персонажей, определять
роль пейзажа в
литературном
произведении,
выразительно читать
фрагменты (в том числе по
ролям), участвовать в
коллективном диалоге,
различать образ рассказчика
и автора-повествователя
85-
88
М. Горький.
«Детство».
4
Кто рассказывает о
детстве. Взросление
маленького человека,
борьба за своё
достоинство. Картины
природы в повести.
развитие
эстетического
сознания через
освоение
художественного
наследия.
умение работать с
разными источниками
информации, находить
ее, анализировать,
использовать в
самостоятельной
деятельности
Знать особенности
построения произведения,
уметь при чтении выражать
тему, идею произведения,
чувства автора, свое
видение, выявлять
художественно значимые
изобразительно-
выразительные средства
языка писателя
89-
91
Ю. Я. Яковлев.
«Багульник»
3
Милосердие и
воспитание человеческой
души в рассказе. Образ
багульника, его роль в
раскрытие характера
героя.
развитие
эстетического
сознания через
освоение
художественного
наследия.
умение работать с
разными источниками
информации, находить
ее, анализировать,
использовать в
самостоятельной
деятельности
Знать особенности
построения произведения,
уметь при чтении выражать
тему, идею произведения,
чувства автора, свое видение
92-
94
А. Г Алексин.
«Мой брат играет
на кларнете»
3
Составление плана
сообщения . Ребёнок в
мире взрослых и
«взросление» отношений
между детьми.
Нравственное изменение
героев в ходе развития
сюжетного действия.
развитие
эстетического
сознания через
освоение
художественного
наследия народа
уметь самостоятельно
организовывать
собственную
деятельность,
оценивать ее,
определять сферу
своих интересов
Знать особенности
построения произведения,
уметь при чтении выражать
тему, идею произведения,
чувства автора, свое
видение. Выразительное
чтение отрывков
произведения.
95-
97
В. К. Железников
«Чучело»
3
Человек в коллективе.
Личность в
противостоянии
агрессивной и
несправедливой толпе.
Равнодушие взрослых.
Предательство Димки
Сомова. Достоинство и
самоуважение главной
героини повести.
развитие
эстетического
сознания через
освоение
художественного
наследия .
умение работать с
разными источниками
информации, находить
ее, анализировать,
использовать в
самостоятельной
деятельности
Знать изученные теоретико-
литературные понятия
98-
99
Ю. П. Мориц
«Всадник Алёша»
2
Скорое взросление и
трудный выбор Алёши.
Поездка Алёши к отцу и
брату. Символика
названия.
приобщение к
духовно-
нравственным
ценностям русской
литературы и
культуры
Определять понятия,
создавать обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать основания и
критерии для
классификации.
Развить понятие о рассказе,
владеть понятием “сюжет”,
уметь охарактеризовать
литературного героя,
сопоставлять поступки
героев рассказа, делать
выводы, рассуждать,
формулировать свои
впечатления от рассказа
100
Промежуточная
итоговая
аттестация.
1
формирование
ответственного
отношения к
учению, готовности
и способности
обучающихся к
саморазвитию и
самообразованию.
уметь самостоятельно
организовывать
собственную
деятельность,
оценивать ее,
определять сферу
своих интересов
Владеть навыком
письменного развернутого
ответа на проблемный
вопрос ,
владеть начальными
навыками
литературоведческого
анализа.
101-
102
Резерв.
2
Рекомендации для самостоятельного чтения
Русская литература
А. Г. Алексин. «Очень страшная история», «Домашнее сочинение», «Звоните и приезжайте»
В. О. Богомолов. «Иван»
А. К. Некрасов. «Приключения капитана Врунгеля»
Зарубежная литература
Г. Бичер-Стоу. «Хижина дяди Тома»
Ж. Верн. «Пятнадцатилетний капитан»
А. Конан Дойл. «Затерянный мир»
М. Рид. «Отважная охотница», «Оцеола, вождь семинолов»
В. Скотт. «Айвенго»
А. Стендаль. «Ванина Ванини»
О. Уайльд. «День рождения инфанты», «Соловей и роза», «Мальчик-звезда»
Г. Хаггард. «Дочь Монтесумы»
7. Перечень учебно-методического обеспечения
1. Ланин Б. А. Литература: программа: 5 9 классы общеобразовательных учреждений / Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова; под ред. Б. А.
Ланина. – М.: Вентана-Граф, 2013.
2. Ланин Б. А. Литература: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова;
под ред. Б. А. Ланина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2013.
3. Литература. 6класс. Рабочая тетрадь 1. / Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова, Т. О. Андрейченко. М.: Вентана-Граф,
2015.
4. Литература. 6 класс. Рабочая тетрадь 2. / Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова, Т. О. Андрейченко. М.: Вентана-Граф,
2015.
5. Литература. 6 класс. Методические рекомендации. / Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова, Т. О. Андрейченко, С. В. Приолус.
М.: Вентана-Граф, 2014.