Презентация "Сказ об уральском волшебнике. П.П. Бажов. Сказы" 5 класс скачать бесплатно

Презентация "Сказ об уральском волшебнике. П.П. Бажов. Сказы" 5 класс


Подписи к слайдам:
Слайд 1

Презентация к уроку по литературе в 5 классе на тему: «Сказ об уральском волшебнике. П.П.Бажов. Сказы» Рогатнёвой Виктории Леонидовны, учителя русского языка и литературы

Сказ об уральском

волшебнике

Урок литературы

5 класс

Павел

Петрович

Бажов

Сказы

Павел Петрович Бажов

Русский прозаик, фольклорист, обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов. Родился 28 января 1879 года в г. Сысерть.

 (27 января 1879 - 3 декабря 1950) 

Екатеринбургский уезд,

Пермская губерния

Г. Сысерть

Дом П.П.Бажова

Семья П.П.Бажова

Родился в семье горного мастера Петра Васильевича и кружевницы Августы Стефановны Бажовых.

Павел Петрович всегда тянулся к знаниям, был очень любознательным. Одним из лучших окончил церковно-приходскую школу, затем Екатеринбургское духовное училище и Пермскую духовную семинарию.

Но стал Павел Петрович не священнослужителем, а учителем.

Екатеринбургское Духовное училище

Пермская духовная семинария

На Урале, что ни слово, что ни речь – то целый клад!

На Урале, что ни слово, что ни речь – то целый клад!

Сказы дедушки Бажова знает нынче стар и млад!

Писательская известность

связана с публикацией

первых сказов – «Дорогое имячко», «Медной горы Хозяйка», «Про великого Полоза» и «Приказчиковы подошвы».

Многие из сказов он слышал мальчиком от В. А. Хмелинина с Полевского завода (Хмелинин- дед Слышко)

Дед Слышко — рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Но Бажов сам является их сочинителем.

сказка

сказ

Сказ и сказка

?

?

?

Сказка и сказ

– это одно и то же?

Вид литературно-художественного повествования, построенного как рассказ лица, позиция и речевая манера которого отличны от точки зрения и стиля самого автора.

Речь рассказчика в сказах выходит за пределы письменно-литературной нормы данного времени и может быть ориентирована на просторечие, диалект, профессиональную речь

сказы

Счастье для героев Бажова в творчестве, труде, в познании природы, в житейских радостях.

Счастье для героев Бажова в творчестве, труде, в познании природы, в житейских радостях.

Главная тема сказов - это

это радость творчества,

умение жить

в гармонии

с природой,

находить

счастье

в самой жизни.

Детство

Детство прошло среди горнорабочих и старателей. Старатели вели рассказы о Малахитнице - хозяйке всех подземных сокровищ, которую в народе уважительно называли "Сама", о других волшебных существах, живших под землей, в горах.

Волшебные герои

  • Хозяйка Медной горы
  • Великий Полоз
  • Огневушка-Поскакушка
  • Серебряное копытце 
  • Бабка Синюшка

хранительница драгоценных пород и камней, предстает перед людьми в виде прекрасной женщины или в виде ящерицы в короне . Происхождение своё ведёт от «духа местности».

хранительница драгоценных пород и камней, предстает перед людьми в виде прекрасной женщины или в виде ящерицы в короне . Происхождение своё ведёт от «духа местности».

Хозяйка

Медной горы

ответственен за золото. Его фигура создавалась Бажовым на основе суеверий древних хантов и манси, уральских легенд и примет горных старателей.

Великий полоз

танцующая над месторождением золота — персонаж, в основе которого лежит образ Золотой Бабы, божества вогуличей (манси).

Огневушка -Поскакушка

 — волшебный козёл, у которого на одной ноге серебряное копыто, там, где он этим копытом топнет — появится драгоценный камень.

 — волшебный козёл, у которого на одной ноге серебряное копыто, там, где он этим копытом топнет — появится драгоценный камень.

Серебряное копытце

 — персонаж, родственный Бабе-Яге, персонификация болотного газа, который на Урале и называли «синюшкой».

Бабка Синюшка

Викторина

О ком идёт речь?

Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать - девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь.

Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать - девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь.

На голбчике, у печки, девчоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчоночка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно.

На голбчике, у печки, девчоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчоночка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно.

Ростом не больше трех четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синехонька, да такая тощая, что вот подует ветерок - и разнесет старушонку. Однако глаза у ней молодые, синие да такие большие, будто им тут вовсе и не место.

Ростом не больше трех четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синехонька, да такая тощая, что вот подует ветерок - и разнесет старушонку. Однако глаза у ней молодые, синие да такие большие, будто им тут вовсе и не место.

Вдруг из самой серединки вынырнула девчоночка махонька. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба.

Вдруг из самой серединки вынырнула девчоночка махонька. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба.

Кафтан это на ем, штаны - все желтое, из золотой, слышь-ко, поповской парчи, а поверх кафтана широкий пояс с узорами и кистями, также из парчи, только с зеленью. Шапка желтая, а справа и слева красные зазорины, и сапожки тоже красные. Лицо желтое, в окладистой бороде, а борода вся в тугие кольца завилась. Так и видно, не разогнешь их. Только глаза зеленые и светят, как у кошки. А смотрят по-хорошему, ласково.

Кафтан это на ем, штаны - все желтое, из золотой, слышь-ко, поповской парчи, а поверх кафтана широкий пояс с узорами и кистями, также из парчи, только с зеленью. Шапка желтая, а справа и слева красные зазорины, и сапожки тоже красные. Лицо желтое, в окладистой бороде, а борода вся в тугие кольца завилась. Так и видно, не разогнешь их. Только глаза зеленые и светят, как у кошки. А смотрят по-хорошему, ласково.

Сиротка круглый был этот парнишечко. Годов, поди, тогда двенадцати, а то и боле. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится. Ну, а с лица чистенький. Волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки.

Сиротка круглый был этот парнишечко. Годов, поди, тогда двенадцати, а то и боле. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится. Ну, а с лица чистенький. Волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки.

Г. Сысерть

Памятники автору

и его герою

Г. Екатеринбург

«Медной горы

хозяйка»

Минутка

для чтения

Домашнее задание

  • Прочитать биографию
  • П.П.Бажова;

2. Прочитать сказ

«Медной горы Хозяйка»;

3. Нарисовать

понравившегося героя

или эпизод

http://www.fototerra.ru/gallery.html?id=8998

  • http://www.fototerra.ru/gallery.html?id=8998
  • http://www.ekmap.ru/monuments/252
  • http://www.moninomama.ru/tales/99-bazhov/347-biografiya
  • http://bazhov345.narod.ru/illustr.html
  • http://kykolnik.livejournal.com/765299.html
  • http://www.rosphoto.org/ru/shop?page=shop.product_details&flypage=flypage_images.tpl&product_id=1190&category_id=51