Презентация "Н.С. Лесков и его сказ «Левша»" 6 класс

Подписи к слайдам:
  • Презентация
  • "К уроку литературы"
  • Творчество Н.С. Лескова
  • Н.С. Лесков и его сказ «Левша».
  • МБОУ «Приреченская» СОШ
  • Выполнил ученик 6-го класса Лизенко Максим.
  • Учитель: Кулакова Т.В.
  • Николай Семенович Лесков (1831 - 1895)
  • Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе.
  • Н.С. Лесков
  • Детство Николая Семеновича Лескова прошло, как постоянно подчеркивал писатель, «...в самом народе», в мелкопоместном именьице Панино на Орловщине.
  • С 17-ти лет, после смерти отца, Лесков вынужден работать, служить. И самым важным шагом к его истинному призванию явилась частная служба: в течение трех лет будущий писатель ездит по России, сопровождая партии крестьян-переселенцев. Поэтому Лесков хорошо знал народ. Впечатления этих лет и составили уникальную кладовую памяти.
  • Николай Семенович Лесков (1831 - 1895)
  • Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе.
  • Н.С. Лесков
  • Позже, отвечая на вопрос газетного репортера: «Где Вы черпаете материал для своих произведений?», – Лесков указал на свой лоб:
  • «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы, когда мне приходилось по делам странствовать по России, это самое лучшее время моей жизни, когда я много видел и жил легко».
  • Николай Семенович Лесков (1831 - 1895)
  •  Когда возникло желание поделиться этими впечатлениями, Н. С. Лесков уезжает в Москву (1861), а затем перебирается в Петербург, где и прошла вся его тридцатипятилетняя служба на литературном посту.
  • Литературная деятельность Н.С.Лескова почти полностью протекала в Петербурге. Здесь он жил и работал в течение 34 лет.       Писатель сменил множество адресов, дольше всего он прожил на Фурштатской улице.
  • «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»
  • 1881 апрель – начало мая. Работа над «Сказом о тульском косом левше и о стальной блохе».
  • Октябрь – начало публикации «Сказа о тульском косом левше и о стальной блохе» в журнале «Русь», 1881, № 49.
  • В предисловии Лесков пишет:       "Я не могу сказать, где именно родилась первая  заводка  баснословия  о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке... Я записал эту легенду в Сестрорецке... От старого  оружейника... 
  • Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и  в  свежей  памяти;  он  охотно вспоминал старину... читал божественные книги... разводил канареек.  Люди  к нему относились с почтением".
  • «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»
  • Сказ – вид литературно-художественного повествования, построенного как рассказ лица, позиция и речевая манера которого отличны от точки зрения и стиля самого автора. Столкновение и взаимодействие этих смысловых и речевых позиций лежит в основе художественного эффекта сказа.
  • Речь рассказчика в сказе (реального или подразумеваемого) выходит за пределы письменно-литературной нормы данного времени. (БСЭ)
  • Особенность манеры сказа: рассказчик приводит одни взгляды, а автор высказывает свою точку зрения, прямо противоположную. В сказе «Левша» эта отличительная особенность наиболее ярко проявляется по отношению к атаману Платову.
  • После окончания венского совета император Александр Павлович решает «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Состоящий при нем донской казак Платов «диковинам» не удивляется, потому что знает: в России «своё ничуть не хуже».
  • В самой последней кунсткамере, среди собранных со всего света «нимфозорий», государь покупает блоху, которая хотя и мала, но умеет «дансе» танцевать. 
  •  Платова «и с ним всю Россию» вызываются поддержать трое туляков. Они отправляются поклониться иконе святого Николая, а затем запираются в домике у косого Левши.
  •  Государь видит, что блоха «на подковы подкованная». А Левша добавляет, что при лучшем «мелкоскопе» можно было бы увидеть, что на всякой подкове «мастерово имя» выставлено. А сам он выковывал гвоздики, которые никак разглядеть невозможно.
  • «Мы в науках не зашлись, и потому блоха больше не танцует, только своему отечеству верно преданные». 
  • Теперь это уже «дела минувших дней», но предание нельзя забывать, несмотря на «эпический характер» героя и «баснословный склад» легенды. Имя Левши, как и многих других гениев, утрачено, но народный миф о нем точно передал дух эпохи. И хотя машины не потворствуют «аристократической удали, сами работники вспоминают о старине и своём эпосе с «человеческой душой», с гордостью и любовью.
  • Спасибо за внимание!